Межполушарная асимметрия мозга - файл n1.rtf

приобрести
Межполушарная асимметрия мозга
скачать (145 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf146kb.09.09.2012 03:57скачать

n1.rtf

Содержание




Введение 2

Выводы 13

Список использованной литературы 15


Введение


Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.

“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.

“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося" свою специфику в работу мозга в целом.

Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или право-полушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.


Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия - одна из наиболее актуальных проблем естествознания.

Первые данные о латерализации функций говорил еще Гиппократ. К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в институте мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уже у некоторых животных длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Также есть различия в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.

Физиологические данные: при регистрации вызванных потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано с разными способами переработки информации (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое - аналитически и последовательно). Доказано, что левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а правое - других. Лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо проявляется в условиях психической деятельности.

Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.
Теория функциональной ассимметрии мозга
Теория функциональной асимметрии мозга (ФАМ) прошла несколько этапов в развитии.

Первая классическая концепция ФАМ гласила об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической активности. При этом сама доминантность понималась как ведущая роль левого полушария.

Вторая - "концепция относительной доминантности" (середина XIX в.). В ее основе - идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.

Сейчас проблема межполушарной асимметрий - проблема функциональной специфичности полушарий. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Такому подходу свойственны следующие положения:

- ФАМ носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии, сенсорные и психические. В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;

- каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;

- ФА больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии - это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Работы Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают нарушения психических функций. Результат перерезки мозолистого тела (Модель расщепленного мозга), характеризуется триадой симптомов:

- аномия (нарушение способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие);

- дископия-дисграфия, (нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой);

- нарушение координации движений.

При частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью - мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности. Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций. Процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам). Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации ВПФ. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

Проблема межполоушарного взаимодействия
Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга. Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции.

1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.

2.Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе

Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская.

Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное. Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.

Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности.

При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи.

Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание.

3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания.

Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

4. Проблема левшества.

Три группы теорий:

а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами.

б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок.

в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%).

Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.

Проблема расщепленного мозга.

Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.

Первый синдром обозначается как синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга.

В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.

Второй синдром поражения МТ – синдром "дископии-дисграфии". Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.

Описанные здесь синдромы в наиболее полной форме проявляются при хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.

Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Таким образом, описанные симптомы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики не только в отношении дисфункции межполушарных связей в целом, но и в отношении локализации патологического процесса в их задних, средних или передних отделах.

Выводы



Межполушарная асимметрия представляет собой одни из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Однако, несмотря на сравнительно длительную историю изучения данной проблемы и огромное количество современных публикаций по различным ее аспектам, сколько-нибудь законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающей действие как генетических, так и социокультурных факторов в ее формировании, пока не существует.

Основные положения, касающиеся межполушарной асимметрии мозга:

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех ВПФ. Представление о правшах как об однородной группе населения неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие. Сложными и неоднородными являются также группы левшей и амбидекстров.

2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).

3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.

Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.

Второе направление – изучением проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии.

Список использованной литературы





  1. Клиническая психология /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с.

  2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  3. Хомская Е.Д. Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы «Мозг и психика»// Психологический журнал 2001. № 3. С. 5 – 14.

  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации