Курсовая работа - Психологические особенности размещения и восприятие транзитной рекламы - файл n1.doc

Курсовая работа - Психологические особенности размещения и восприятие транзитной рекламы
скачать (233.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc234kb.10.06.2012 07:30скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Башкирская академия комплексной безопасности предпринимательства

Кафедра Экономики, управления и финансов
Курсовая работа

по предмету «Психология рекламной деятельности»

на тему

«Психологические особенности размещения

и восприятие транзитной рекламы»


Выполнила: Хайруллина А.Р.

гр. РШЗУ-01-06

Проверила: Петрова Л.Р.

Уфа 2008
Содержание:


Введение 2

1.1 Понятие транзитной рекламы 4

1.2 Восприятие и его свойства. 5

1.3 Типы транзитной рекламы 8

1.4 Восприятие рекламы на транспорте 9

1.5 Преимущества транзитной рекламы 11

1.6 Виды рекламоносителей и их восприятие 15

1.7 Недостатки транзитной рекламы 18

2.1 Творческий подход к транзитной рекламе 19

2.4 Примеры из мировой практики 27

28

Заключение 29

Список литературы: 30



Введение


За последние десять лет количество автомобилей на дорогах возросло на 20 % . По данным мониторинговых служб в ближайшие десять лет ожидается увеличение этой цифры еще на 40 %. Дорожное строительство не успевает за ростом числа машин и нагрузка на транспортные магистрали возрастает. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на дорогах возникает все больше «пробок», следовательно, средняя скорость автомобилей сокращается. Это, среди прочего, наводит на мысль, что потенциальная аудитория наружной рекламы значительно расширяется: сидящие в автомобилях водители и пассажиры, прохожие имеют больше времени для рассматривания наружных рекламоносителей (в том числе рекламы на транспорте). Различными видами транспорта в любом городе пользуются до 90 % населения. В крупных городах к ним добавляется количество приезжих. С увеличением численности в городах увеличивается и количество используемого транспорта. А это значит, что реклама на транспорте становится все более востребованной на рынке рекламы.

С развитием новых технологий наложения изображения, при изготовлении рекламы на транспорте, качество транзитной рекламы намного улучшилось. А это значит, что реклама на транспорте стала более понятной и читабельной для потребителя.

Целью данной работы является показать как влияет транзитная реклама на потребителя, выявить ее достоинства и недостатки. Для достижения этой цели используются следующие задачи:

- выявить достоинства и недостатки восприятия транзитной рекламы

- рассмотреть правила рекламы на транспорте

Курсовая состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части включено следующее: понятие транзитной рекламы, восприятие и его свойства, формы рекламного воздействия на потребителя и общество; психологические закономерности восприятия рекламы.

В практической части рассмотрены следующие разделы: творческий подход к транзитной рекламе; статистический анализ рынка транзитной рекламы и примеры из мировой практики.

1.1 Понятие транзитной рекламы


В специализированной литературе и устной речи различают три термина связанные с рекламой на транспорте: это транзитная реклама, реклама на транспорте, транспортная реклама. Выделяют следующие формулировки этого вида рекламы:

-транзитная реклама – общий термин для всех видов рекламы, так или иначе использующих в качестве носителя транспортные средства;

-реклама на транспорте – реклама, относящаяся ко всем видам городского

наземного транспорта (троллейбус, автобус, трамвай, корпоративный транспорт) и пригородным поездам;

-реклама в метро, или метрореклама - вся реклама, размещаемая в метро

(щиты, наклейки и т. д.).

1.2 Восприятие и его свойства.


Важным для эффективной рекламной деятельности психическим процессом является восприятие. Восприятие дает человеку информацию об объектах в целом при их непосредственном воздействии на анализаторы. С помощью восприятия человек узнает и различает объекты, относит их к определенной категории, классифицирует и пр. В результате восприятия возникают субъективные образы предметов – представления. Типы восприятий выделяют, по сенсорным признакам (зрительные, слуховые, обоняния, прикосновения, вкуса и др.). При восприятии человеком чего-либо могут возникать так называемые иллюзии восприятия. В рекламе, особенно наружной, эти иллюзии широко используются и дают дополнительный психологический эффект воздействия.

Основные свойства восприятия:

. избирательность,

. предметность,

. целостность,

. структурность,

. константность

Избирательность восприятия определяется потребностями человека, его

мотивацией. Предметность определяется возможностью соотнесения знаний о предметах с самими воспринимаемыми предметами. Здесь большую роль играют психологические установки. Окружающие человека объекты воспринимаются целостно. Это означает, что отсутствие некоторых деталей, элементов такого объекта не мешает его восприятию и узнаванию. При этом объект «с недостатками» может привлекать внимание своей необычностью, вызывает особый интерес, что часто используется в рекламе, например в логотипах.

Константность восприятия определяется тем, что форма, цвет, размеры объекта воспринимаются стереотипно, независимо от того, как объект представлен восприятию. Большую роль при изучении восприятия играют понятия «фигуры и фона». Быстро просматривая рекламу, они стремятся выделить то, что может их заинтересовать. С психологической точки зрения рекламные материалы считаются более эффективными, если они выполнены таким образом, что потенциальный потребитель может быстро понять суть рекламного предложения и получить всю необходимую информацию для покупки того или иного товара. Считается, что чем быстрее и полнее человек воспринимает рекламное объявление, тем оно психологически более эффективно. Особенно актуальными такие исследования оказываются в наружной рекламе, так как она представлена потребителю в достаточно специфических для восприятия условиях.

Психологические исследования показывают, что наиболее важным элементом наружной рекламы, обеспечивающим быстрое считывание и понимание информации, являются графические образы (цветные фотографии, рисунки).Рекламное сообщение должно быть доступно не только по своему объему, но и по своему внешнему виду: оно должно быть удобно и легко читаемо. Характер и форма шрифта имеют здесь большое значение, ибо трудночитаемый шрифт в большинстве случаев вообще отталкивает от себя зрителя, не желающего трудиться его разбирать. Большое значение имеет выбор типов шрифтов, которыми оформляются рекламные тексты. Смысл выбора «рукописного» шрифта состоит в том, чтобы «уменьшить психологическую дистанцию между рекламодателем и потребителем», сделать их как бы «психологически ближе друг другу», создать доверительное отношение. Как показывают исследования, использование рукописного шрифта следует считать малоэффективным. Читающий сталкивается со следующей проблемой: отсутствие промежутков между буквами приводит к резкому снижению чтения рукописного, особенно незнакомого текста. Проводя исследования по наилучшему восприятию букв на расстоянии, психологи рекламы пытались определить устойчивые зависимости между буквами, их элементами и расстояниями. Психологи установили, что буквы определенных шрифтов хорошо читаются с расстояния 20 метров, они должны быть по высоте не менее 3 см, а для расстояния в 50 метров, они должны быть по высоте не

менее 5 см.

Дизайнеры и психологи указывают, что для наилучшего восприятия и

быстрого прочтения рекламного текста необходимо соблюдать ряд правил:

- расстояние от наблюдателя до рекламы, выраженное в метрах,

определяется формулой, обозначающей высоту буквы (кегль), выраженную в сантиметрах и умноженную на коэффициент 2,5.

- Расстояние между отдельными буквами должно быть равно одному штриху (штрих – термин, который обозначает ширину вертикального элемента буквы).

Важная психологическая проблема рекламы на транспорте является проблема выбора пропорций соотношения объема графики и текста.

- если длинный рекламный текст заменить фотографией, то информация на щите будет восприниматься намного быстрее

- люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его по-разному.

Фотографию они чаще воспринимают одинаково.

Процесс психологического воздействия рекламы с помощью графики оказывается более управляемым, более прогнозируемым и, следовательно –более эффективным.

Большое значение для рекламы на транспорте, которая обладает соответствующими динамическими характеристиками, играет фактор, обеспечивающий ее быстрое прочитывание, понимание, запоминание.

В сознании может содержаться представление о шести объектах

одновременно.

Легче всего воспринимаются большие, заглавные буквы; затем малые, которые выходят за строчку вниз «у, р»; на последнем месте – буквы, состоящие из элементарных штрихов «н, о».

1.3 Типы транзитной рекламы



Транзитная реклама зависит от миллионов людей, пользующихся платным общественным транспортом, а также о пешеходов и водителей. Транзитная реклама фактически включает в себя три различные формы: внутренние рекламные наклейки, внешние плакаты и щиты, размещаемые на остановках, платформах и конечных станциях.

Наклейки: стандартным размером наклеек, размещаемых в салоне общественного транспортного средства выше оконных рам, является размер 11 дюймов на 28 дюймов (1 дюйм = 2, 5 см). Имеется четыре дополнительных формата (11х21, 11х42, 11х56, 11х84)

Наружные плакаты: обычно размещаются на боковых панелях автобуса (размеры 30х144, 30х88, 21х44), в пространстве между задними фонарями (размеры 21х72), между блокфарами (17х21, 21х44).

Плакаты на остановках платформах и конечных станциях: на многих

автобусных остановках, платформах трамваев и поездов рекламное пространство продается под плакаты из одного, двух или трех листов.


1.4 Восприятие рекламы на транспорте



Средняя продолжительность проезда в общественном транспорте составляет 30 минут. Число читателей внутрисалонных планшетов превышает число читателей газет. Круг читателей внутрисалонных планшетов составляет примерно 25% от взрослого населения.

Транспортная реклама рассчитана на специфические аудитории

- рабочих,

- мужчин и женщин, переезжающих из дома на работу и обратно, домашних хозяек, отправляющихся днем за покупками, школьников и студентов.

Более75 % населения Российской Федерации проживает в городах. Поскольку частные машины доступны далеко не всем, городской общественный транспорт исключительно важен для населения. Его много, он заметен, количество его маршрутов увеличивается с ростом городов.

Приведены некоторые цифры, касающиеся пользования транспортом.

Автобусы ходят почти в 1300 городах и населенных пунктах России. А более чем в 100 городах имеются троллейбусы и трамваи. По некоторым оценкам, услугами общественного транспорта пользуются 36 миллиардов пассажиров в год.

Но даже те 3,5 %, которые вообще не пользуются городским транспортом, все равно увидят рекламу, размещенную на нем, как только выйдут из дома, - это касается и пешеходов, и владельцев личных авто.

На работу около 60 % россиян ездят на общественном транспорте, около 40 % ходят пешком или ездят на личных автомобилях или маршрутных такси. Отправляясь за покупками, транспортом пользуются примерно 40 % граждан, остальные идут в магазин и на рынки пешком или едут на своих автомобилях. Приблизительно 55 % желающих развлечься и отдохнуть тоже предпочитают добираться до места отдыха на общественном транспорте.
Конечно, оценить, какое количество транзитной рекламы попадает за это время в поле зрения потенциального потребителя, очень трудно. Но совершенно ясно, что это не одна, не пять и не десять позиций. Среднее расстояние поездки определяется размерами города и колеблется в пределах 3 – 10 км.

Безусловно, все приведенные цифры говорят об исключительности транспорта как рекламного носителя. Он движется сам, перевозит людей, передвигает и продвигает рекламу. А также является мощным средством воздействия на потребителя. Транзитная реклама воздействуют на потребителей достаточно долго, так как средняя продолжительность поездки составляет более часа. Транзитная реклама обладает фактором повторяемости, ведь многие люди пользуются одними и теми же маршрутами каждый день. Следовательно, размещаемая реклама на транспорте запоминается быстрее и лучше


1.5 Преимущества транзитной рекламы


Транспортная реклама сама по себе имеет ряд преимуществ перед другими

носителями:

• высокий уровень внимания потребителей

• высокая частотность

• широкий охват

• гибкость

• доступность потребителям в течение 16 или 18 часов в сутки

Как показали исследования маркетинговой компании Simmons Market Research, впечатление от увиденной наружной рекламы сохраняется у 71 % прохожих, столкнувшихся с ней в первый раз. Тогда как впервые услышанный радиоролик запоминают только 18%, впервые увиденный видеоролик — 23%. Возможно, показатель запоминаемости у транзитной рекламы выше 71% — благодаря ее динамичности, мобильности по сравнению с рекламными щитами.

Рост числа газет и журналов, телевизионных и радиоканалов привел к

дроблению целевых аудиторий на сегменты по интересам, возрасту, полу и т.д. Вынужденный давать рекламу на все возрастающее число каналов и изданий, рекламодатель оказался перед проблемой роста затрат на рекламу и сложности выбора рекламных средств для обеспечения необходимого охвата целевой аудитории. На фоне этих трудностей выявилось первое значительное преимущество транспортной рекламы — избежать контакта с ней практически невозможно. При достаточно развитой городской транспортной инфраструктуре любой человек, независимо от интересов, возраста или других характеристик, выходя на улицу каждый день, видит транспортную рекламу и испытывает на себе ее действие.

Транспортную рекламу принято сравнивать с магистральными щитами. Машины наземного транспорта можно представить как длинный горизонтальный щит, перемещающийся по многокилометровым маршрутам, охватывающим центр, торговые улицы, спальные районы. Попадая в поле зрения пешеходов, пассажиров, водителей, т.е. потенциальных адресатов, транспортная реклама действует в постоянно меняющейся обстановке.

Повторяясь, но не надоедая (в отличие от телевизионной рекламы) —

другое преимущество транспортной рекламы. Очень часто в телевизионной и радиорекламе рекламный образ вытесняет сам товар, рекламное предложение, имя или координаты фирмы. В отличие от этого, транспортная реклама обеспечивает четкость, определенность и лаконичность рекламного обращения.

По результатам опросов, проведенных в нью-йоркской подземке, где пассажирам не на что отвлекаться, так как за окнами нет ничего интересного, около 55% пассажиров помнили содержание рекламы, помещенной в вагонах, в течение значительного периода времени.

Можно сказать, что рекламодатели в основном единодушны: реклама на транспорте оправдывает вложенные средства. В то же время помимо пользы для рекламодателей реклама позволяет поддерживать парк машин на должном уровне и делать город ярче.

В качестве массового средства воздействия на людей, пользующихся

различными видами транспорта, реклама на транспорте незаменима. Реклама на транспорте имеет широкий охват аудитории. Так как ежедневно услугами метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, пригородными электричками пользуются миллионы людей.

Как показывает практика, самыми популярными являются троллейбусы и автобусы - они локально охватывают город. В последнее время к ним присоединяются маршрутные такси. Предлагается размещение рекламы на трамваях, но пока особого спроса среди рекламодателей на этот вид транспорта нет. Хотя зря: этот транспорт двигается медленно, и реклама лучше запоминается.

Гибкость является еще одним преимуществом транзитной рекламы. Она

позволяет использовать различные форматы и цветовые эффекты при сравнительно низких затратах, а исполнение рекламы может отвечать нуждам и желаниям конкретных групп пассажиров. В летний период естественно выглядит реклама прохладительных напитков. Реклама продуктов питания также очень эффективна, так как по пути с работы домой люди размышляют, что можно приготовить на ужин. В то время как наружная реклама подвергалась нападкам со стороны защитников окружающей среды, ни у кого никогда не возникало возражений против транзитной рекламы. Экологические соображения побудили все большую часть населения пользоваться общественным транспортом вместо личного. Одновременно с помощью федеральных субсидий удалось усовершенствовать и расширить систему общественного транспорта.


1.6 Виды рекламоносителей и их восприятие



Представлены различные виды рекламоносителей:

  1. Метро.

. стикеры в вагонах

. стикеры

. на кузовах вагонов

. щиты (световые/ несветовые)

. на эскалаторных спусках

. в вестибюлях / переходах

. крышные установки

. щиты

. у входа в метро

. трансляция аудио спота

  1. Автобусы.

. бортовые поверхности

. внутрисалонная реклама

. трансляция аудио спота

  1. Троллейбусы.

. бортовые поверхности

. внутрисалонная реклама

. трансляция аудио спотов

  1. Трамваи.

. бортовые поверхности

. внутрисалонная реклама

. трансляция аудио спотов

  1. Такси.

. световой короб

. стикеры на дверях

. стикеры на заднем крыле

. стикер на приборной панели

  1. Грузовые автомобили.

. жесткий кузов

. тент с изображением на трех бортах

  1. Легковые автомобили.

. стикеры на дверях

. стикеры на заднем крыле

  1. Остановки общественного транспорта

. двусторонние световые щиты

  1. Вокзалы.

. щиты

. электронные табло

. видеомониторы

. трансляция аудиоспотов

  1. Железнодорожный транспорт.

. покраска вагонов с нанесением рекламной формы

  1. Аэропорты

. щиты

. электронные табло

. видеомониторы

. трансляция аудиоспотов

В вагоне метро, в салоне автобуса или троллейбуса, как впрочем, и на

остановках общественного транспорта, у публики достаточно времени, чтобы

подробно прочитать текст. В таких местах можно подробно информировать,

разъяснять. Достаточно эффективным в таких случаях оказываются

юмористические или подробные изображения, для внимательного изучения

которых требуется определенное время.

Рекламу на борту прочитают все, а в салоне – только те, кто в нем едет.

Следовательно, те, кто пользуется личным авмобилем, окажутся вне рекламного воздействия. С другой стороны, рекламное сообщение в салоне можно сделать более содержательным, развернутым. Человек, едущий в салоне, располагает возможностями, чтобы записать телефон. Если рекламируются, предположим, корма для животных, наибольший эффект даст размещение стикера внутри электропоезда. Здесь 50% от общего пассажиропотока составляют сельские жители, которые в электричках проводят достаточно много времени. Это значит, что информация будет обязательно замечена потенциальными потребителями, которым ваш продукт (в данном случае, корма для животных) действительно интересен. Значит, эффект от данного вида рекламы будет максимальным.

Реклама на бортах должна быть видимой и узнаваемой в условиях движения. Буквы должны быть оптимально большими: чтобы, во – первых, читались на большом расстоянии, а во –вторых, чтобы слова, составленные из этих букв, читались сразу, одним взглядом. Важно иметь в виду, что некоторые шрифты плохо читаются и воспринимаются при движении транспорта – это наклонные шрифты, шрифты со слитным начертанием букв, с маленьким расстоянием между буквами и словами. В крупных городах больше людей с дефектами зрения, больше очереди на остановках, теснота в «час пик» в пассажирском транспорте. Именно поэтому рекламное должно быть ярким и отчетливым.

Существуют пять наиболее важных правил рекламы на транспорте

1. Часто попадаться на глаза.

2. Привлекать к себе внимание.

3. Быть краткой.

4. Быть без труда читаемой на ходу.

5. Быть понятной.


1.7 Недостатки транзитной рекламы


Основным недостатком транзитной рекламы, в частности автобусных наклеек, является ее неспособность охватить отдельные секторы рынка, например, людей, проживающих в предместьях и пользующихся собственными автомобилями, сельское население, а также бизнесменов и профессионалов, почти не прибегающих к услугам общественного транспорта.

Среди других недостатков можно упомянуть следующие: транзитная реклама не имеет статуса престижного средства рекламы.

Толпы пассажиров в «часы-пик» затрудняют чтение рекламы; транзитная реклама исключает избирательность, что может не соответствовать нуждам некоторых рекламодателей; наклейки в автобусах настолько однотипны. Их часто путают друг с другом; окружающая обстановка в общественном транспорте может не способствовать престижу рекламируемого товара. Тенденция строительства торговых центров в пригородах означает, что все меньше людей ездит за покупками в центр города; несмотря на то, что текст наклеек может быть длиннее, чем на рекламных щитах, он все же имеет довольно жесткие ограничения.

• Постоянное движении: у людей всего несколько секунд, чтобы усвоить

информацию (касается только рекламы на бортах).

•Подвержена воздействию атмосферных факторов и актов вандализма.

• Не всегда уместна и не всегда доступна.

2.1 Творческий подход к транзитной рекламе


Казалось бы, что при своем многообразии транзитная реклама дает полный простор для творческих замыслов, однако, приступая к их реализации, мы обнаружим массу «подводных камней». Игнорировать их нельзя: реклама на транспорте рискует в буквальном смысле промчаться мимо потребителей, не оставляя и следа в их памяти.

Движущийся носитель, как средство рекламы

Заметим, что специфика транзитной рекламы проявляется, в основном, в рекламе на наземном общественном транспорте. Вся транзитная реклама может быть условно поделена на две составляющие. Первая - это та транзитная реклама, которая движется вместе с транспортным средством мимо людей (не считая остановок), назовем ее для простоты динамичной. Вторая - та, что находится в статике, т.е. люди перемещаются относительно нее (щиты в метро) или, в некоторых случаях (например, стикеры в вагонах метро), находится некоторое время в относительном покое. Будем считать ее статичной транзитной рекламой.

Понятно, что такая градация вводит первое ограничение, связанное с восприятием динамичной транзитной рекламы: она должна быть ясной, хорошо различимой, хорошо читаемой за то короткое время, которое находится в поле зрения потребителей. Перегруженность как изобразительными, так и текстовыми элементами, точно так же как и мелкий или нечитаемый шрифт, крайне нежелательны.

Неудачным примером в этом смысле можно считать рекламу авиакомпании «Армянские авиалинии», когда помимо собственно рекламы на борта троллейбуса было нанесено расписание движения самолетов авиакомпании. Это расписание никто не то, что запомнить или записать, но даже прочитать как следует не успевал.

Статичная реклама такого строгого ограничения не накладывает - время ее восприятия больше. Здесь можно руководствоваться обычными правилами, применимыми к наружной рекламе:

- чем проще шрифт, тем он лучше читается;
- декоративные шрифты или шрифты с чрезмерным контрастом между
тонкими и толстыми элементами снижают четкость текста;
- использование прописных букв должно быть сведено к минимуму;
- независимо от гарнитуры, следует избегать очень светлых или очень
жирных начертаний;

- нельзя чрезмерно уменьшать расстояние между буквами и словами;
- контрастные цвета предпочтительней, блеклые тона сливаются с фоном.

 Требования к эскалаторным щитам идентичны требованиям к динамичной рекламе: пассажир должен успеть «ухватить» глазом что-то интересное и запомнить фрагмент или весь щит целиком.
Второе ограничение, связанное с динамичной транзитной рекламой, касается формата: транспорт имеет выраженную растянутую по горизонтали поверхность, многочисленные двери, окна и различные конструктивные элементы.

То, что транспортное средство - это рекламный носитель, перевозящий людей и грузы, накладывает третье ограничение: по габаритам и введению дополнительных конструктивных элементов. Вот пример. В агентство Нью-Тон в 1994 году от одного из сетевых агентств поступил заказ на размещение рекламы корма для кошек. Заказчик ставил оригинальное условие: к переднему торцу троллейбуса требовалось приделать стилизованные кошачьи уши, а к заднему – хвост. Выполнить этот заказ было невозможно - и в связи с вышеназванными ограничениями по габаритам, и в связи с тем, что на заднем торце машины располагается лестница для проведения ремонтных и аварийных работ.

Реклама в метро, на щитах и стикерах свободна от этих недостатков, хотя введение новых конструктивных элементов также не приветствуется.

Четвертую группу ограничений можно идентифицировать как внешнюю. Она связана с требованиями транспортных служб, в частности, ГАИ, которая возражает против определенных цветов красок, светоотражающих материалов, дополнительных элементов. Это связано как с правилами дорожной безопасности, так и с жалобами пассажиров. Так в 1993г. фирма Оливетти, продающая офисную технику, разместила рекламу на троллейбусах, дизайн которых представлял собой сплошной черный фон, на котором белыми буквами были написаны логотип и координаты фирмы. В предприятия ГК «Мосгортранс» стали поступать многочисленные жалобы от пассажиров, у которых подобный троллейбус ассоциировался с «катафалком». Реклама Оливетти была демонтирована.

В настоящее время правилами ГАИ запрещается покраска муниципального транспорта в черный цвет, правда, по причинам, связанным с недостаточной видимостью в темное время суток. Светоотражающие пленки, которые широко используются за рубежом, и на которые возлагали в свое время большие надежды рекламисты-оформители транспорта, также были отвергнуты ГАИ. Причиной отказа послужило то, что отражение может слепить водителей в темное время суток.

Возвращаясь к жалобам пассажиров, следует отметить как серьезный факт нежелание ехать в транспорте, окна которого полностью заклеены снаружи перфорированной пленкой с нанесенным изображением, это вызывает неудовольствие пассажиров, которое, безусловно, переносится и на предмет рекламы.

Приведем курьезный пример из истории с рекламой Adidas, выводившей на рынок новую модель кроссовок «FEET YOU WEAR». Идея рекламной кампании заключалась в следующем: данная модель кроссовок – это восстановленная стопа, нога в которой работает идеально. На троллейбусе по всему борту были изображены четыре стопы, которые плавно переходили в подошвы кроссовок и затем в торговый знак новой модели. Изображение немного «залезало» на окна. В один из парков поступила жалоба от пенсионерки, которая не желала сидеть в троллейбусе, глядя на чью-то пятку.

В отличие от рекламы на транспорте, реклама в метро позволяет использовать любые цвета, хотя некоторые ограничения могут быть связаны с местом размещения несветовых рекламных носителей.
К внешним ограничениям, будем считать их пятой группой ограничений, относятся также сезонные. Грязь на бортах может испортить впечатление от рекламы, или скрыть важную информацию, размещенную по низу бортов.

Метрореклама не подвержена климатическим воздействиям и не зависит от сезона размещения. При разработке транзитной рекламы, дизайнерам нельзя забывать и про шестую группу ограничений – акты вандализма. Поэтому не стоит закладывать в рекламное решение заведомо привлекательные для вандалов позиции: изображения известных личностей будут неминуемо оторваны от рекламного носителя полностью или частично.
В метро вандалам легко доступны стикеры. Широкие американские улыбки и некоторые позы персонажей провоцируют вандалов: зубы исправно зарисовываются черным, позы дополняются надписями и графикой.
Заведомо оригинальные решения, такие как зеркальные пленки на стикере «Зовиракса», также подвергались наскокам вандалов, зеркала исчезли из рекламы едва ли не через неделю после начала срока аренды. И даже дополнительного двойного тиража не хватило на весь срок аренды.

И, конечно, не стоит забывать о седьмом ограничении, наложенном Законом РФ «О рекламе». Оно касается запрета рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий, т.к. почти каждый маршрут городского транспорта частично проходит вблизи детских, учебных, медицинских, спортивных и культурных организаций. Справедливости ради заметим, что это правило распространяется не на все регионы России.



2. 2 Статистический анализ рынка транзитной рекламы
Если рассматривать доли рынка всех агентств и организаций, размещающих рекламу на муниципальном транспорте (троллейбусах и трамваях), то на 01.08.2005 лидирующее положение по оформлению машин занимает РА "Нью-Тон".

Таблица 1.

Распределение рекламы на троллейбусах г. Москвы




НК-Аутдор

ДМ-Реклама

Рекарт

Нью-Тон

Без рекламы

Всего

1 парк

2

23

38

56

108

227

2 парк

0

14

35

70

101

220

3 парк

0

3

8

50

137

198

4 парк

7

28

37

78

54

204

5 парк

6

0

0

24

15

45

6 парк

7

27

64

103

45

246

7 парк

6

31

62

109

41

249

8 парк

3

32

26

89

88

238

Итого:

31

158

270

579

589

1627

В %

1,9%

9,7%

16,6%

35,6%

36,2%





Таблица 2.


Распределение рекламы на трамваях г. Москвы




НК-Аутдор

ДМ-Реклама

Рекарт

Синдика

Нью-Тон

Без рекламы

Всего

A-депо

3

4

5

0

36

90

138

Б-депо

1

7

2

0

28

68

106

К-депо

1

4

2

1

34

97

139

О-депо

1

3

4

0

35

82

125

Р-депо

5

3

0

0

40

69

117

Итого:

11

21

13

1

173

406

625

В %

1,8%

3,4%

2,1%

0,2%

27,7%

65,0%




36% троллейбусов и 65% трамваев не оформлены. Этот процент составляют менее популярные маршруты. И так как троллейбусы ходят по центрально-радиальным маршрутам, по главным магистралям с высоким пассажиропотоком, следовательно, непопулярных маршрутов меньше. Эта цифра в прошлом году была на 12% ниже. Из-за постоянных колебаний рынка часть рекламодателей уходят на другие сегменты наружной рекламы.

Таблица 3.

Распределение рекламы по видам деятельности фирм в регионах России




Казань

Новосибирск

Пермь

Самара

Санкт-Петербург

Уфа

Итоги по регионам

Москва

Бытовая
техника


14,4

61,2

5,6

29,5

15,2

18,0

21,5

28,0

Бытовая
химия


1.6

5,4

0,0

0,0

1,7

0,0

1.7

0,0

Спорттовары

1,6

0,0

0,0

0,0

0,4

0,0

0,5

1,2

Стройматериалы

16,8

2,3

15,7

5,3

3,7

12,5

8,2

13,3

Игры, лотереи

2,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,6

2,8

Продовольственные товары, напитки

18,4

25,6

16,8

23,2

31,5

30,5

26,4

11,4

Промтовары

7,2

0,0

20,2

2,1

11,9

0,0

7,6

4,7

Электронные СМИ

4,8

0,0

10,1

1,1

0,0

0,0

1,6

0,0

Пресса

1,2

0,0

5,7

0,0

0,0

0,0

0,5

2,8

Торговые центры, Магазины, Рынки

9,6

0,0

4,5

4,2

14,3

12,6

10,1

14,0

Банки, ФК

3,2

0,0

2,3

2,1

0,4

4,7

1,7

4,7

Кино, театр, музеи

0,0

0,0

5,7

2,1

0,0

0,0

0,4

0,7

Медицина, Лекарства

3,2

5,4

7,8

17,9

6,7

14,1

7,6

9,6

Сотовая и телефонная связь

14,4

0,0

0,0

12,6

9,8

0,0

8,3

0,0

Другое

0,8

0,0

5,6

0,0

4,3

7,8

3,1

6,9

Общий итог

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Лидерами по оформленному транспорту являются бытовая техника, продовольственные товары, напитки независимо от региона.
Если сравнить итоговую колонку по регионам и данные по Москве, то из таблицы видно, что в этом году примерно одинаковое соотношение по видам деятельности фирм в Москве и других регионах России. Несколько большее количество оформленных единиц транспорта с рекламой бытовой техники в Москве можно объяснить постоянным присутствием на троллейбусах и трамваях рекламы компании LG Electronics. А меньшее количество производственных брендов на московском транспорте можно объяснить тем, что они уже заявили о себе в столице и применяют более агрессивную политику продвижения в регионах.

Еще одним отличием являются компании-оператры сотовой телефонной связи. Они успешно используют рекламу на транспорте в регионах и не используют этот вид рекламы в Москве.

Среди наиболее успешных рекламных кампаний в Москве и регионах можно отметить LG Electronics, GENERAL (кондиционеры), Fanta (Coca Cola), McDonald's, Scarlett (бытовая техника), ChocoPie, ДоШирак (компания Кош), Sanyo (бытовая техника), Победа (шоколад).

Таблица 4.

Распределение рекламы на наземном транспорте по направлениям деятельности фирм (данные по 6 регионам в %)

 

Группы товаров

Август 2001

Август 2002

Август 2003

Август 2004

Август 2005

1

Продукты питания

49

28

26

22

26

2

Бытовая техника

30

29

24

21

22

3

Строительные материалы и сантехника

3

12

9

6

8

4

СМИ

4

4

3

3

3

5

Одежда, обувь

2

8

10

10

14

6

Услуги

2

10

10

10

12

7

Другие

10

9

18

28

15

В 2001 году лидирующее положение среди товаров, рекламируемых на транспорте, занимали продукты питания, позднее, в 2002 году, производители продуктов питания поделили первое место с производителями бытовой техники. На эти два направления приходилось почти 60% регионального рынка рекламы на транспорте, в 2003 году - 50%. Среди производителей бытовой электроники явно лидировали компании LG Electronics и Samsung, а также фирмы Zanussi, Рекорд, Sanyo, Simens.

Cнижение доли продуктов и бытовой техники в предыдущие годы вовсе не означает, что эти товары теперь меньше рекламируют. Просто ассортимент товаров, рекламируемых на транспорте, постоянно растет. В число тех самых "других", которые заняли четверть рынка в прошлом году и 15% в этом, входят парфюмерия, стирающие и моющие средства, недвижимость.
Увеличилось количество фирм, предлагающих одежду, обувь, строительные материалы и различные услуги, включая образование, туризм, Интернет.


2.4 Примеры из мировой практики


Интересную технологию изготовления рекламных изображений предлагает английская компания Solar Power Systems (UK) Ltd. Речь идет о люминесцентной поверхности. Эта технология дает возможность создать специальную чувствительную пленку, которая начинает светиться, но не равномерно, а в соответствии с заданным графическим изображением. Этот процесс противоположен тому, что происходит в фотоаппарате или кинокамере. Эта пленка очень тонкая и легкая, не требует подключения к источнику постоянного тока, устойчива к внешним воздействиям, срок ее службы - около 2 лет. Может работать от источника переменного тока: аккумуляторных или солнечных батарей.

Самое интересное, что на этой поверхности можно создать не только стационарное, но и движущееся, анимационное изображение. Правда, у этой технологии есть пока что один недостаток: она чувствительна к влаге. Поэтому пока пленкой не обклеивают борта транспортных средств. Но зато ее уже применяют на остановках общественного транспорта, а также внутри транспорта, например, в салоне маршрутного такси.

Интерес представляют данные о том, как жители крупных городов Европы воспринимают рекламу на транспорте. В июне этого года в столице Великобритании был проведен специальный опрос на тему "Что думают жители Лондона о рекламе на транспорте?". Компания Viacom Outdoor провела опрос среди жителей Лондона о том, как они относятся к рекламе на транспорте, а именно к рекламе в метро и на знаменитых лондонских автобусах.Результаты исследования показали, что среди всех рекламоносителей реклама на транспорте вызывает наименьшее раздражение. Так, реклама в метро вызывает негативные эмоции у 33% жителей Лондона, на автобусах - у 40%, в то время как рекламу в Интернете назвали раздражающей 78% опрошенных.

К тому же опрос показал, что жители Лондона перестали относиться к метро и автобусам как к простому средству передвижения из пункта А в пункт Б. Знаменитые лондонские автобусы стоят в одном ряду с самыми яркими символами города, такими, как здание Парламента, Биг Бен и река Темза.

Во время проведения исследования людям предлагали на выбор картинки, на которых был изображен транспорт с рекламой и без. Подавляющее большинство опрошенных (80%) заявило, что лондонская подземка и автобусы с рекламой выглядят только лучше.

Интересно, что за рубежом явно наблюдается тенденция к увеличению количества рекламы, размещенной на корпоративном или специализированном транспорте. Так, в Париже много рекламы размещено на автомобилях СМАРТ.

В США в этом году власти позволили размещение большой и красочной рекламы на школьных автобусах, согласно принятому в Комитете Образования Сената законодательству. В принципе, законы и раньше допускали размещение коммерческой рекламы на школьных автобусах, однако рекламные изображения должны были быть выполнены в черно-белом цвете, а размеры их не превышали 40х150 сантиметров. Новый Законопроект, который курирует сенатор Дэвид Фоулер, разрешил размещение цветной рекламы, причем увеличился и размер постера: 80 сантиметров в высоту и 3 метра в длину. Единственное ограничение, наложенное комиссией, состоит в запрете на размещение алкогольной, табачной и политической рекламы.



Заключение


Резюмируя, можно отметить, что сложившаяся сегодня картина в сфере транспортной рекламы обнадеживает: перечень товаров, рекламируемых с помощью транспортных средств, огромен и разнообразен — от конфет до самолетов, услуг банков и ресторанов, анонсов концертов и подписных компаний средств массовой информации. Упорядочилась вся система работы, выделились основные исполнители среди рекламных агентств.

Таким образом, рекламный потенциал российских транспортных средств позволяет эффективно задействовать этот вид рекламы любым рекламодателям. В России, без рекламы на транспорте сегодня далеко не уедешь.

В завершении хочется отметить, что реклама на транспорте - один из динамично развивающихся секторов наружной рекламы - продолжает набирать темп.

Список литературы:


1. Психология рекламы/ А. Н. Лебедев - Любимов. - СПб. и др.: Питер,

2002. - 386 с.: рис

2. Бове, Кортлэнд Л., Аренс, Уилльям Ф. Современная реклама/ Пер. с

анг.: Д. В. Вакин и др.: Общ. ред. Феофанова О. А.; Предисл. к рус.

изд. Назарушкина М. А. -Тольятти. Изд. Дом Довгань, 1995. -704

с.:ил.-(Irwin)

3. Транзитная реклама / О. А. Саркисян.- М.: НЬЮ -ТОН, 2002. - 228. {1}c.

4. Психология рекламы: Учеб. пособие для вузов по специальности

"Менеджмент"/Р. И. Мокшанцев: Новосиб. гос. акад. экономики и упр.-

М.: ИНФРА -М: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. -228. {1} с.

5. О.Саркисян, («Наружная реклама в России» N 4 2003г.)

6. О.Саркисян, (Реклама. Теория и практика №1 (13) февраль 2006)






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации