Осипов В.В. (ред.) Особенности регулирования труда отдельных категорий работников - файл n1.doc

приобрести
Осипов В.В. (ред.) Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
скачать (182.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc183kb.09.09.2012 03:06скачать

n1.doc

Раздел III

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ,

ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Как уже отмечалось ранее, работникам, занятым на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, трудовым законодательством гарантируется предоставление компенсаций.

Согласно ч. 5 ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Статьей 209 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда определяются как условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов, т. е. условия труда оптимальные либо допустимые. Следовательно, если была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в результате которой установлены безопасные условия труда, компенсации работникам не предоставляются.

Предоставление компенсаций на практике бывает сопряжено с различными проблемами. К одной из таких проблем можно отнести нарушение прав работников при предоставлении компенсаций по условиям труда, которое может происходить из-за незнания или недостаточного знания нормативных правовых актов или их неправильного применения со стороны работодателя.

С 1 сентября 2008 г. аттестация рабочих мест проводится в соот­ветствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда. В ходе аттестации определяются степень вредности и опасности, степень травмобезопасности. Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают предельно допустимые нормы или требования по травмобезопасности, то условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. Полученные в ходе аттестации результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте отражаются в картах аттестации рабочих мест.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не реже одного раза в 5 лет является обязанностью каждого работодателя. Однако это требование, предусмотренное ст. 212 ТК РФ, выполняется не всяким работодателем. Некоторые работодатели уклоняются от проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, причины этого могут быть различными - начиная от финансовых проблем и заканчивая игнорированием требований закона. Здесь возникает серьезная проблема: как быть с предоставлением компенсаций по условиям труда в тех организациях, где аттестация рабочих мест не проводилась? Не предоставлять компенсации работникам таких организаций? Вряд ли такое возможно. Это приведет к ущемлению интересов работников. Каков же выход из создавшейся ситуации? В данном случае предоставление компенсаций по условиям труда, т. е. за выполнение тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда следует осуществлять на основании действующих списков, перечней работ, профессий и должностей, предусматривающих соответствующие компенсации.

Таким образом, основаниями для предоставления компенсации по условиям труда являются:

1. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

2. Действующие списки и перечни работ, профессий и должностей, предусматривающие различные виды компенсаций по условиям труда, если аттестация рабочих мест не проводилась.

В настоящее время трудовым законодательством предусмотрены следующие виды компенсаций:

Специальные перерывы в течение рабочего дня (смены). К компенсациям, направленным на сокращение времени воздействия на работников вредных факторов производственной среды, относятся специальные перерывы при выполнении отдельных видов работ, обусловленные технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 109 ТК РФ).

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, пользователям персональных электронно-вычислительных машин, работникам, работающим на конвейере, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые в соответствии со ст. 224 Трудового кодекса РФ включаются в рабочее время, а значит, подлежат оплате.

Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

При предоставлении специальных перерывов работникам, работающим в зимнее время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, следует руководствоваться Методическими рекомендациями «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях» MP 2.2.7.2129-06, утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 сентября 2006 г. Данные Методические рекомендации устанавливают гигиенические требования к режиму работ в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Режим работы предусматривает регламентацию времени непрерывного пребывания на холоде и продолжительность обогрева в целях нормализации теплового состояния человека. Рекомендации даны для различных категорий климатических регионов России.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», ут­вержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2003 г., устанавливают регламентированные перерывы в зависимости от продолжительности работы, вида и категорий трудовой деятельности с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видео-дисплейными терминалами (ВДТ).

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, устанавливаются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

Специальные перерывы при выполнении различных видов работ могут быть предусмотрены межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда.

Некоторые работодатели нарушают законодательство о предо­ставлении работникам специальных перерывов. Например, предоставляя работникам обеденный перерыв продолжительностью 1 час, фактически делят его на три части: два перерыва по 15 минут до и после обеда и 30-минутный перерыв на обед. При этом оплату указанных перерывов не производят. Мотивируют это тем, что согласно ст. 108 ТК РФ обеденный перерыв не включается в рабочее время. Безусловно, это нарушение. В данном случае два перерыва по 15 минут нельзя отнести к обеденному перерыву, т. к. каждый из них менее 30 минут и предоставляется для отдыха, а не для приема пищи. Эти перерывы относятся к специальным перерывам, обусловленным технологией и организацией производства и труда.

Сокращенная продолжительность рабочего времени. Сокращение нормальной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вызывается необходимостью защиты работающих от чрезмерного воздействия на них вредных производственных факторов. Установлено, что степень воздействия на здоровье работников таких факторов зависит не только, например, от уровня концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, но и от времени работы в течение рабочей смены, продолжительности рабочих циклов, стажа работы.

Конкретная продолжительность рабочей недели и продолжительность рабочего дня (смены) определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю. Согласно ст. 94 ТК РФ максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не должна превышать 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе и менее -6 часов. Ст. 94 ТК РФ содержит также положение, в соответствии с которым коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной ч. 2 этой статьи, то есть более 8 и 6 часов, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при ус ниши соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 92 ТК РФ) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что урегулирование этого вопроса возможно только с помощью коллективного договора.

Следует также отметить, что сокращенное рабочее время для ра­ботников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается без какого бы то ни было сокращения заработной платы.

В развитие норм Трудового кодекса РФ, предусматривающих предоставление работникам компенсаций по условиям труда, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое принципиально меняет подход к предоставлению компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Указанным постановлением были установлены минимальные размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест:

Министерству труда и социального развития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу указанного постановления поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. До принятия указанных нормативных правовых актов продолжают действовать ранее принятые нормативные правовые акты в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска устанавливаются отдельным категориям работников, выполняющих работу в особых условиях (ст. 116 ТК РФ), в частности, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 ТК РФ). Как уже говорилось ранее, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна быть не менее 7 календарных дней.

В настоящее время продолжительность рабочего времени (рабочей недели) и рабочего дня (смены) и продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от вида выполняемой работы, профессии или должности регулируется Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (с изменениями и дополнениями). Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 15.04 2004 № ГКПИ 2004-481), определяет порядок применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Согласно Инструкции сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск работникам устанавливаются в те дни, когда они заняты на работе во вредных условиях не менее половины сокращенного рабочего дня, установленного для работников соответствующего производства, цеха, профессии или должности. При выполнении отдельных видов работ в соответствии со Списком право на указанные компенсации предоставляется при условии, если работник, выполняющий определенные виды работ, является «постоянно занятым» или «постоянно работающим». Применение указанных нормативных актов не вступает в противоречие с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870. Максимальная продолжительность рабочей недели, предусмотренная Списком, устанавливается не более 36 часов, а минимальная -24 часа; продолжительность дополнительного отпуска установлена от 6 до 36 рабочих дней. При конвертации рабочих дней отпуска в календарные дни продолжительность отпуска составит от 7 до 42 кален­дарных дней. Таким образом, продолжительность рабочей недели не превышает продолжительность, установленную постановлением Пра­вительства РФ от 20.11.2008 № 870 и ст. 92 Трудового кодекса РФ, а минимальная продолжительность дополнительного отпуска не меньше, чем предусмотрена указанным постановлением - 7 календарных дней.

Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные отпуска исчисляются в календарных днях. В постановлении Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 количество дней отпуска исчисляется в рабочих днях шестидневной рабочей недели. Чтобы устранить это разночтение, организации следует указать в коллективном договоре, какое количество календарных дней соответствует рабочим.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оп­лачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ).

На практике нередко встречаются случаи, когда коллективными договорами или соглашениями об охране труда, иными локальными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, продолжительность отпуска устанавливается меньше установленной действующим законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Для предоставления тех или иных компенсаций необходимо, чтобы у работника возникло право на их получение. Как уже отмечалось выше, порядок применения Списка определен Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 15.04.2004 № ГКПИ 2004-481). Согласно Инструкции у работника возникает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, если он работает во вредных условиях не менее 50% установленной продолжительности рабочего времени. На практике перед сторонами трудовых правоотношений (работником и работодателем) часто возникает вопрос, как определить возникновение у работника права, а у работодателя обязанности на предоставление компенсаций. Законодательство не дает никаких рекомендаций по форме учета рабочего времени при выполнении работ во вредных условиях. Одной из рекомендуемых форм учета на практике является ведение журнала учета рабочего времени на тяжелых работах и с вредными условиями труда (приложение 2).

Такой журнал является документом отчетности, поэтому его страницы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью должностного лица и печатью организации.

По записям в этом журнале можно определить, имеет ли работник право на получение дополнительного отпуска и установление сокращенной продолжительности рабочего времени. Если работник будет занят на работах во вредных условиях менее 50% рабочего времени, то он не сможет претендовать на получение указанных компенсаций. При возникновении трудового спора по данному вопросу и его разрешении в суде работодатель, предъявив журнал учета рабочего времени, сможет доказать необоснованность требований работника. Если в Списке есть пометка «постоянно занятый» или «постоянно работающий», то сокращенный рабочий день положен работнику только в те дни, когда он фактически занят на работах во вредных условиях в течение всего сокращенного рабочего дня.

Возможно, что в течение дня сотрудник занят на разных работах во вредных условиях, где установлен сокращенный рабочий день различной продолжительности. Если в общей сложности он отработал на этих участках более половины максимальной продолжительности сокращенного рабочего дня, то его рабочий день не должен превышать 6 часов (п. 21 Инструкции). Данное количество рабочих часов приведено в расчете на 6-дневную рабочую неделю.

Повышенная оплата (доплаты) за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Ст. 146, 147 ТК РФ предусмотрено установление повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с оплатой, установленной для работ с нормальными условиями труда. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предусмотрено повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда могут устанавливаться работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором либо трудовым договором. В этом случае размеры повышенной оплаты не должны быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством.

До принятия нормативных правовых актов, определяющих размеры оплаты труда в зависимости от класса условий труда, необходимо руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». Согласно Типовому положению и постановлению доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

В соответствии с п. 1.7 указанного Типового положения доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

Виды тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями, выполняемых работниками у работодателя, при выполнении которых устанавливаются доплаты, определяются в соответствии с отраслевыми перечнями работ, утвержденными в 1986-1990 годах (приложение 1).

Обеспечение молоком и лечебно-профилактическим питанием. Бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания за работу с вредными и особо вредными условиями труда предусмотрена ст. 222 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 №168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов» Минздравсоцразвития России были приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с выдачей молока и лечебно-профилактического питания.

В частности, приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н, вступившим в действие 2 июня 2009 г., утверждены нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Норма бесплатной выдачи молока по-прежнему составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Выдаваемое молоко должно соответствовать требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию. Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов, дополнительно к молоку должно выдаваться 2 г пектина в составе пищевых продуктов (напитков, желе, джемов и др.). При постоянном контакте с неорганическими соединениями цветных металлов вместо молока полагаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.

Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается с согласия работников и с. учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме равноценных).

В приложении № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н определены нормы и перечень равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока

№ п/п

Наименование пищевого продукта

Норма выдачи за смену

1.

Кисломолочные жидкие продукты, в том числе обогащенные, с содержанием жира до 3,5% (кефир разных сортов, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогурты с содержанием жира до 2,5%

500 г

2.

Творог не более 9% жирности

100 г

3.

Сыр не более 24% жирности

60 г

4.

Продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда

Устанавливается в заключении, разрешающем их применение
Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко или другие равноценные пищевые продукты не выдаются.

Нововведением является замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда, которая допускается только при положительном заключении на их применение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (органов Роспотребнадзора).

Ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение норм и условий их выдачи возлагается на работодателя.

В случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Иные вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений коллективного договора.

Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н утвержден также порядок замены молока денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных продуктов. Замена производится по письменным заявлениям работников, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5 % или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.

Работникам, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются исходя из стоимости равноценных пищевых продуктов.

Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.

Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.

Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н утвержден перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов. В этот перечень входят химические, биологические и физические факторы, всего 969 вредных факторов.

На работах с особо вредными условиями труда работникам бесплатно предоставляется лечебно-профилактическое питание по установленным нормам (ч. 2 ст. 222 ТК РФ). Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационы лечебно-профилактического питания, нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н. Этим приказом установлено, что лечебно-профилактическое питание выдается работникам в целях укрепления здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний.

Правом на получение бесплатного лечебно-профилактического питания пользуются работники, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах, установленных перечнем, независимо от того, в какой отрасли экономики находятся эти производства, а также независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций. Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работ с особо вредными условиями труда, если работники заняты на указанной работе не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания работника с временной утратой трудоспособности без госпитализации.

Ответственность за обеспечение работников лечебно-профилак­тическим питанием в порядке, установленном правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н возлагается на работодателя. Работодатель может принимать решения о прекращении бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания в случае создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест.

Лечебно-профилактическое питание не выдается:

Не допускается выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за неполученное своевременно питание, за исключением случаев его неполучения вследствие действий работодателя. Выдача молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, не производится.

Все затраты, связанные с указанными компенсациями, предоставляемыми в связи с условиями труда и характером выполняемой ра­боты и предусмотренными трудовым законодательством, коллективным договором или трудовым договором, в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на затраты, включаемые в состав затрат на оплату труда, т. е. исключаются из налогооблагаемой базы организации. В данном случае работодатель, выполняя требования закона об улучшении условий и охраны труда, платит меньше налогов.

Досрочное назначение пенсии. Пенсия досрочно назначается работникам, выполнявшим работы по Спискам № 1 и № 2 и другим спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (с последующими дополнениями) (далее - Списки). Условия назначения досрочных пенсий установлены ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Досрочное назначение пенсии производится при наличии следующих условий:

• за работу с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1) - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют требуемую продолжительность страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно.

Право на досрочную пенсию возникает и при неполном специальном стаже. Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, необходимого для назначения пенсии по старости, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

• за работу с вредными и тяжелыми условиями (Список № 2) -мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается им с уменьшением возраста, необходимого для назначения пенсии по старости, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы - мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам.

Все категории граждан, за которыми сохранено право на досрочное назначение пенсий, разделены законодателем на две группы.

Первой группе досрочная пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий (ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Застрахованные лица второй группы, перечисленные в п. 1 ст. 27 этого закона, проработавшие на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока, сохраняют право на досрочное назначение пенсии. В этом случае недостающий специальный стаж может быть приобретен и после указанной даты.

Для лиц, проработавших на таких работах менее половины требуемого стажа или принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 г., могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом. Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено выделение в отдельную категорию пенсионного обеспечения наемных рабочих с особыми (вредными и опасными) условиями труда посредством создания обязательных профессиональных пенсионных систем.

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют ра­ботники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516).

Согласно п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.96 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В пункте 6 Разъяснения Минтруда России от 25.05.96 № 5 установлен порядок учета трудовой деятельности с особыми условиями труда при совмещении работ. Если одна ИЗ совмещаемых работ предусмотрена Списком № 1, а другая Списком № 2, применяется Список № 2, при продолжительности работы, предусмотренной в Списке № 2, свыше 20% рабочего времени.

Если в соответствии с медицинским заключением беременную женщину, которая трудилась на работе, включенной в Списки, переводят на другую (безопасную) работу, то эту работу приравнивают к работе, предшествовавшей переводу. В таком же порядке засчитывается в специальный трудовой стаж время, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 18 указанного Разъяснения).

Кроме того, Разъяснением № 5 предусмотрено включение в спе­циальный стаж времени оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, устанавливают порядок суммирования отдельных периодов работ, включаемых в специальный стаж.

На практике часто возникают проблемы, связанные с оформлением пенсий досрочно. Одна из них - отсутствие должного учета рабочего времени работников при выполнении отдельных видов работ в соответствующих условиях. Работодатели зачастую не отражают в журнале учета рабочего времени ежедневное количество отработанных работниками часов в условиях воздействия вредных факторов. Впоследствии при оформлении пенсии досрочно у работника отсутствует возможность документально подтвердить, что отдельные виды работ производились в течение полного рабочего дня, т. е. их выполнение занимало не менее 80% рабочего дня установленной продолжительности. В этом случае защитить интересы работника практически невозможно, т. к. подтверждение специального стажа свидетельскими показаниями законодательством не предусмотрено. Обязанность наладить такой учет рабочего времени работников, выполняющих работы с вредными факторами, возлагается на работодателя.

Еще одна часто возникающая проблема - несоответствие наименования профессии, должности, вида выполняемой работы в штатном расписании организации Спискам № 1, № 2 и иным спискам, предусматривающим право на досрочную пенсию. О необходимости такого соответствия говорится в ст. 57 ТК РФ.

Все приведенные выше компенсации по условиям труда должны предоставляться работникам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации.

В соответствии со ст. 212 и 221 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты устанавливается Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России.

Постановлением Минтруда России от 04.07.2003 № 45 утверждены нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи. На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается мыло по норме 400 г в месяц, а в угольной (сланцевой) промышленности - 800 г в месяц. На работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, клеями, битумом, химическими веществами раздражающего действия и других, выдаются защитные, регенерирующие и восстанавливающие кремы, очищающие пасты для рук по норме 100-200 мл в месяц. Перечень работ, связанных с загрязнениями, должен быть утвержден в каждой организации, в которой работники выполняют такие работы.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осу­ществляются за счет работодателя.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ИНЫХ ЛИЦ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарно-бытовому обслуживанию. Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

Запрещается также применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 06.02.93 № 105.

Согласно указанному постановлению предельно допустимая масса груза:

При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

Трудовое законодательство устанавливает определенные гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей. Ст. 254 ТК РФ предусмотрен перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

Беременным женщинам (в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению) снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До предоставления беременной женщине другой работы, исклю­чающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

При переводе беременной женщины на другую paботу следует руководствоваться разделом 4 «Требования к условиям труда женщин в период беременности» СанПиН 2.2.0.5:15 96

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Запрещается направление беременных женщин в служебные ко­мандировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ).

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Аналогичные гарантии (относительно направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни) предоставляются работникам, имеющим детей-инвалидов до достижения ими возраста восемнадцати лет, работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей (в соответствии с медицинским заключением), а также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до трех лет (а при привлечении к работам в ночное время - до пяти лет), и опекунам детей указанного возраста (ст. 259, 264 ТК РФ).
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ МОЛОЖЕ BOCEMНАДЦАТИ ЛЕТ
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст, 63 ТК РФ). В отдельных случаях (получение основного общего образования либо оставление в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения) трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Для работников моложе 18 лет продолжительность рабочей недели и продолжительность ежедневной работы (смены) сокращается в зависимости от возраста (ст. 92 и 94 ТК РФ):

Для учащихся общеобразовательных и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не должна превышать 2,5 часа, а в возрасте до 18 лет - 4 часов.

Статья 265 ТК РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес; работа в ночных кабаре и клубах; производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.06.2001 № 473).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет утверждены постановлением Минтруда России от 07.04.99 № 7:


Характер работы,

показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза, кг

Юноши

Девушки

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

14лет

15 лет

16лет

17 лет

Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены

3

3

4

4

2

2

3

3

Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

























- постоянно (более двух раз в час)

6

7

11

13

3

4

5

6

- при чередовании с другой работой (до двух раз в час)

12

15

20

24

4

5

7

8

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:

























- подъем с рабочей поверхности

400

500

1000

1500

180

200

400

500

- подъем с пола

200

250

500

700

90

100

200

250


Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм до­пускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

• для юношей 14 лет - 12 кг; 15 лет - 15 кг; 16 лет - 20 кг; 17 лет -24 кг;

• для девушек 14 лет - 4 кг; 15 лет - 5 кг; 16 лет - 7 кг; 17 лет - 8 кг.

Согласно ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательным медицинским осмотрам, осуществляемым за счет средств работодателя.

Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

Несовершеннолетних работников запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 268 ТК РФ).

Нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет устанав­ливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. Оплата труда производится с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы (ст. 270, 271 ТК РФ).

Труд работников в возрасте до 18 лег, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам.

Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Установлены дополнительные гарантии работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации). Расторжение трудового договора с несовершеннолетними допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ-ИНВАЛИДОВ
Работодатель обязан создавать необходимые условия труда для работников, являющихся инвалидами. Условия их труда регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ (с изменениями, утвержденными Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ).

Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, про­должительность рабочего времени устанавливается не более 35 часов в неделю, а продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с сохранением оплаты в полном размере (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 96 ТК РФ к работе в ночное время инвалиды могут привлекаться только с их письменного согласия и если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом работник-инвалид должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Инвалидам устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Статьей 128 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя на основании письменного заявления работника, являющегося инвалидом, предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Возросшие в последние годы миграционные процессы привели к тому, что в трудовую деятельность все чаще вовлекаются иностранные работники. Иностранными гражданами признаются физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К иностранным гражданам относятся также лица без гражданства. Лица без гражданства - физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Порядок нахождения иностранных граждан в России, порядок оформления трудовых отношений с иностранными гражданами, ответственность за незаконное использование иностранной рабочей силы установлены: Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 127-ФЗ), Федеральным законом от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ), главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 № 134-ФЗ), Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 304-ФЗ), частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 12, п. 13 ст. 333-28), главой 2 Договора о создании Союзного государства от 08.12.99 (ратифицированного Федеральным законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, и имеющих разрешения на работу» и другими.

Для организаций, желающих заключить с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, важно знать, находится ли данный гражданин на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также каков его статус. Иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он:

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - лица, имеющие вид на жительство. Вид на жительство выдается сроком на пять лет и может продлеваться неод­нократно. При наличии вида на жительство иностранный гражданин имеет право не только на постоянное проживание в России, но и право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, - лица, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, выдаваемое сроком на три года.

Прием иностранных граждан на работу имеет свои особенности. Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 № П5-ФЗ пре­дусмотрено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Пункт 5 указанной статьи устанавливает, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы либо в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Продолжительность временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, но не может превышать 90 суток.

Все находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации в установленном порядке (Федеральный закон от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Порядок приема на работу иностранных граждан напрямую зависит от их правового статуса.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие вид на жительство), могут приниматься для выполнения работ в организациях на всей территории Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан (подпункт 1 пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Иностранные граждане, временно проживающие (имеющие временную регистрацию сроком на три года), принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан, с одним ограничением: осуществлять трудовую деятельность они могут только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (подпункт 2 пункта 4 и пункта 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Согласно ст. 13 данного закона Правительство РФ с учетом осо­бенностей региональных экономических связей может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности для иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, а для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание.

Таким образом, разрешение на привлечение и использование иностранных работников относится к временно пребывающим в России иностранным гражданам.

Временно пребывающих в России иностранных граждан в зависимости от процедуры оформления трудовых правоотношений можно разделить на:

До заключения трудового договора с иностранными гражданами, прибывшими в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатель, а при заключении гражданско-правового договора - заказчик работ (услуг) обязаны:

В настоящее время процедура оформления, связанная с привлечением и использованием временно пребывающих в России иностранных работников упрощена.

Порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников определен Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681. Для получения разрешения миграционной службы на привлечение и использование иностранных работников работодатель или уполномоченное им лицо подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по установленной форме, к которому прилагаются следующие документы:

Решение о выдаче разрешения принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня предоставления документов. В случае, если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня предоставления документов.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель должен уплатить государственную пошлину в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника. За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства государственная пошлина установлена в размере 1000 рублей (п. 12, 13 ст. 333-28 Налогового кодекса Российской Федерации).

Также упрощена процедура порядка выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем визы. Безвизовый режим въезда сегодня действует в отношении граждан Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана на основании Соглашения Правительства Российской Федерации и правительств названных стран от 30 ноября 2000 г., аналогичное Соглашение (от 16 января 1997 г.) о безвизовом режиме существует между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины, ведутся переговоры о безвизовом режиме въезда в Россию граждан из Узбекистана.

В соответствии с п. 9 ст. 13-1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № ПО) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, и имеющих разрешение па работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в трехдневный срок со дня оформления трудового или гражданско-правового договоров (п. 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183).

По новым правилам получают разрешение на работу сами иностранные граждане. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию из стран ближнего зарубежья, будет выдаваться органом Федеральной миграционной службы на основании его заявления, подаваемого лично, либо через своего представителя, либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан. Одновременно с заявлением должен быть представлен документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционная карта и документ об уплате госпошлины. Разрешение на работу должны быть выданы не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления. Отказано в выдаче разрешения может быть только в том случае, если иностранным гражданином не были представлены все необходимые документы. Решение об отказе может быть обжаловано в течение трех дней в вышестоящую инстанцию Федеральной миграционной службы или в суд. Последующая ежегодная перерегистрация не требует явки иностранного работника в орган миграционной службы, ему достаточно будет по почте направить уведомление, подтверждающее факт его проживания в Российской Федерации.

Особые правила привлечения к трудовой деятельности установлены для граждан Белоруссии. Согласно п. 5 ст. 14 Договора о создании Союзного государства от 08.12.99, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (ратифицированного Федеральным законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ), граждане Союзного государства пользуются равными правами и имеют равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. Таким образом, белорусские граждане приравниваются по своему правовому положению к гражданам России и работодателям (заказчикам) не требуется разрешений на привлечение и использование граждан Белоруссии к трудовой деятельности, а гражданам Белоруссии не требуется разрешений на работу.

Однако многие работодатели нарушают установленные правила, принимая на работу иностранных работников без разрешения миграционной службы о привлечении и использовании иностранной рабочей силы или при отсутствии у иностранных работников разрешения на работу. При этом нарушаются и трудовые права иностранных работников-нелегалов, .условия труда которых значительно ухудшаются по сравнению с установленными трудовым законодательством Российской Федерации, и интересы государства, поскольку не производится уплата государственной пошлины, не взимаются налоги и т. д.

В связи с этим Федеральным законом от 05.11.2006 № 189-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Была введена новая статья, которая предусматривает ответственность иностранных граждан за незаконную трудовую деятельность (отсутствие разрешения на работу). В частности, в соответствии со ст. 18.10 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Статьей 18.15 КоАП РФ предусмотрены административная от­ветственность работодателя за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы и (или) отсутствие у иностранного работника разрешения на работу в виде штрафа:

либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Этой же статьей предусмотрены административная ответственность работодателя за не уведомление соответствующих органов исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, если такое уведомление требуется, в виде штрафа:

либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух или более иностранных граждан адми­нистративная ответственность в указанных размерах наступает в отношении каждого иностранного гражданина.

На практике часто возникает вопрос, связанный с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к числу застрахованных относятся иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации. Таким образом, организации-страхователи должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на общих основаниях за иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации. За иностранных граждан, не являющихся постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации, т. е. временно пребывающих на территории Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачиваются. Пенсионный фонд страховые свидетельства указанным иностранным гражданам не выдает (письмо департамента налоговой таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 03.08.2006 № 03-05-02-04/124).

Поскольку в роли мигрантов чаще всего выступают граждане СНГ, которые предъявляют при трудоустройстве трудовые книжки, выданные государствами, на территории которых они постоянно проживают, либо выданные в бывшем СССР, у работодателя возникает вопрос, можно ли делать записи в таких трудовых книжках о приеме на работу. Разъяснения по этому поводу даны в письме Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 № 908-6-1. В соответствии со ст. 66 ТК РФ форма трудовой книжки устанавливается Правительством РФ. В настоящее время в Российской Федерации действуют две формы трудовых книжек: образца 1974 года (утверждена постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656) и образца 2004 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Таким образом, если предъявленная иностранным работником трудовая книжка не соответствует установленным образцам, работодатель должен оформить трудовую книжку образца 2004 года.




Раздел III Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации