Лихачев Б.Т. Педагогика - файл n1.doc

приобрести
Лихачев Б.Т. Педагогика
скачать (5344 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5344kb.09.09.2012 03:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.—М.: Прометей, Юрайт, 1998.—464 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение




Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики




Лекция I. Воспитание как общественное явление и воспитательный про­цесс .............................

7.

Понятие воспитания как общественного явления. Единство воспитания и

жизни ...........................

7

Противоречия как источник и движущая сила воспитания .....

13

Воспитательный процесс ...................

14

Лекция II. Обучение как общественное явление .........

19

Сущность и функции обучения ................

19


Теория познания — методологическая основа обучения .......

23

Лекция III. Педагогическая деятельность как общественное явление .

28

Понятие педагогической деятельности ..............

28

Цель педагогической деятельности ...............

33

Педагогическое мышление ..................

44

Лекция IV. Ребенок как субъект воспитания ...........

50

Сущность и пути формирования человеческой личности ......

50


Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп .........................

54

Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп

57

Детская одаренность ....................

63

Лекция V. Педагогика как общественная наука. Объект, предмет, прин­ципы и методы научно-педагогического исследования ........

72

Законы воспитания как предмет педагогической науки ......

72

Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет пе­дагогической науки .....................

77

Принципы и методы организации научно-педагогических исследований

80

Раздел II




Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса




Лекция VI. Сущность, структура, противоречия, принципы и технология учебно-воспитательного процесса ................

87

Педагогический процесс: структура и основные компоненты ....

87

Диалектика педагогического процесса .............

92

Принципы и закономерности педагогического процесса ......

96

Технология учебно-воспитательного процесса ...........

104

Лекция VII. Целостность и общая содержательная характеристика учебно-воспи­тательного процесса .......................

111

Сущность целостности учебно-воспитательного процесса ......

111

Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательно­го процесса ........................

114

Лекция VIII. Детский воспитательный коллектив как основная содержа­тельная форма целостного учебно-воспитательного процесса, ядро воспитатель­ной системы .........................

125

Сущность, содержательная характеристика, структура детского воспита­тельного коллектива .....................

125

Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского вос­питательного коллектива ...................

129

Самодеятельные группы и «неформальные» объединения ......

136

Лекция IX. Педагогический статус и функции организаторов целостного про­цесса воспитания ........................

142

Авторитет педагогов и воспитанников ..............

142

Воспитательная функция директора школы ... .......

147

Сущность, функции, формы, планирование работы классного руководителя 153 Воспитательная функция учителя ...............

158

Воспитательная функция родителей ..............

163

Лекция X. Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системе целостного педагогического процесса ....

169

Сущность и основы классификации методов воспитания ......

169

Методы организации и самоорганизации детского воспитательного кол­лектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия ..................

171

Педагогическое общение ...................

191

Индивидуально-личностное воспитательное взаимодействие педагога и воспитанника ........................

197

Лекция XI. Педагогическое искусство и мастерство ........

203

Сущность и основные компоненты педагогического искусства ....

203


Сущность и сферы проявления педагогического мастерства .....

209

Раздел III




Содержание целостного педагогического процесса




Часть 1 Теория и содержание воспитания в целостном учебно-педагогическом процессе

217

Лекция XII. Формирование научного мировоззрения у школьников в це­лостном учебно-воспитательном процессе ..............

217

Сущность, назначение, функции мировоззрения ..........

217

Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-вос­питательном процессе ....................

219

Воспитательная функция религии ...............

224

Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школь­ников ...........................

226

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школь­ников ...........................

230

Лекция XIII. Гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе ....................

235

Сущность, функции и система гражданского воспитания ......

235

Патриотическое и интернациональное воспитание .........

240

Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания ......

241

Правовое воспитание ....................

243

Лекция XIV. Трудовое воспитание школьников в целостном учебно-воспи­тательном процессе ......................

248

Сущность, функции труда и трудового воспитания ........

248

Система трудового воспитания ................

250

Структура и нравственно-эстетические аспекты процесса труда . . .

259

Лекция XV. Нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе ....................

263

Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания

263

Сущность и «механизмы» нравственного воспитания ........

265

Специфика процесса нравственного воспитания ..........

272

Критерии нравственной воспитанности .............

274

Лекция XVI. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе ....................

281

Сущность и функции эстетического сознания ...........

281

Сущность, задачи, система эстетического воспитания .......

284

Эстетическое воспитание в процессе обучения ..........

288

Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе . . .

291

Критерии эстетической воспитанности .............

293

Лекция XVII. Физическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе ....................

296

Сущность и функции физической культуры ...........

296

Сущность и система физического воспитания школьников .....

298

Физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания детей

Физические и нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотиново­го воспитания .......................

303
308

Лекция XVIII. Сознательная дисциплина, самодисциплина как результат целостного учебно-воспитательного процесса ............

312

Сущность сознательной дисциплины ..............

312

Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины ....

313

Пути и способы формирования сознательной дисциплины . . . . :

316

Часть 11 Теория обучения (дидактика) ..................

320

Лекция XIX. Содержание среднего общего образования ......

320

Исторические и современные тенденции развития среднего общего образо­вания ...........................

320

Сущность и источники содержания образования .........

324

Принципы формирования содержания общего среднего образования .

326

Лекция XX. Обучение как процесс ...............

335

Учебный план школы ....................

335


Сущность, функции, структура школьных программ и учебников . . .

340

Структура и динамика процесса обучения ............

344

Движущие силы процесса обучения ..............

351

Лекция XXI. Формы организации процесса обучения .......

357

Сущность, функции, природа учебной формы, основные и общие элементы


ее структуры .......................

357

Классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения ....

361

Типы и структуры урока и других форм познавательной деятельности

364

Типы и структура форм организации трудовой деятельности школьников

375

Типы и структура форм организации творчески-практической и физкуль­турной деятельности школьников ................

380

Тенденции развития форм обучения ..............

385


Лекция XXII. Методы обучения ................

387

Сущность, природа, функции методов обучения ..........

387

Принципы и сущность классификации методов обучения ......

393

Развернутая характеристика поэтапных методов обучения .....

395

Раздел IV




Проблемы народного образования, школоведения и педагогической науки




Лекция XXIII. Школа на путях перестройки ...........

414

Вокруг реформы школы 80-х годов ...............

414


Критический анализ «педагогики сотрудничества» как «идеологии обнов­ления школы» .......................

420

Критический анализ концепции общего среднего образования Временного научно-исследовательского коллектива «Базовая школа» ......

425

Лекция XXIV. Перспективы развития школы и педагогической науки в конце XX — начале XXI века ...................

433

Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики







433

Сопоставительный анализ концепций общего среднего образования . .

439

Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой ........................

452



Б. ЛИХАЧЕВ

ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Рекомендовано Комитетом по выс­шей школе Министерства науки Рос­сии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведе­ний и слушателей институтов и фа­культетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров.

Издание второе, исправленное и дополненное

Москва «Прометен» «Юрант»

1998

ББК 74.200 Л65

Федеральная целевая программа книгоиздания России.

Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике. Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных за­ведений на базе Московского педагогического государственного университета

им. В. И. Ленина. .

Рецензенты:

Академики. Российской Академии образования:

В. А. Сластенин, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики высшей школы МПГУ им. В. И. Ленина и

5. И. Журавлев, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики МОПИ им. Н. К. Крупской

Издание выпущено при финансовой поддержке 000 «Юрайт»
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие Л65 для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.—М.: Прометей, Юрайт, 1998.—464 с.
Пособие создано на основе экспериментальной программы по пе­дагогике. В его структурную основу положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. По-новому, с учетом плюралистических подходов раскрываются теоре­тико-методологические и общие основы педагогики. Значительное вни­мание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, по­ниманию детской личности как субъекта воспитания и обучения. Методы воспитания впервые рассматриваются в качестве системы способов, охватывающей взаимодействие детей и взрослых на всех этапах цело­стного учебно-воспитательного процесса. При изложении теории и ме­тодов обучения учтены новаторские идеи педагогов-практиков. Содер­жание учебно-воспитательного процесса раскрыто на основе современ­ных научно-педагогических принципов и анализируется с учетом изме­нений, происходящих сегодня в системе общественных отношений и форм общественного сознания.

ISBN 5-7042-0811-8 (Изд-во «Прометей») ISBN 5-85294-020-8 (000 «Юрайт»)
© Издательство «Прометей», текст,

1993. © Издательство «Прометей», 1997,

с изменениями.
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемом вниманию студентов, аспирантов и препода­вателей учебном пособии по общей педагогике предпринята по­пытка нового подхода к структуре и содержанию курса на базе современных достижений педагогической и психологической наук. В основу структуры его содержания положена концепция все­стороннего развития целостной личности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. В качестве основной формы це­лостности учебно-воспитательного процесса рассматривается дет­ский воспитательный коллектив. В его рамках реализуется все содержание воспитания и обучения.

В соответствии с концепцией структура курса общей педагоги­ки выстраивается в следующей логике. Первый раздел—методо­логии и теоретических проблем педагогики — посвящается анали­зу общественных явлений воспитания, обучения, педагогической деятельности; целей воспитания, предмету и законам педагогики как науки; взаимосвязи педагогики и психологии; характеристике возрастного развития детей; обоснованию единства воспитания, обучения и жизни, целостности воспитания личности ребенка. Этот анализ важнейших объективных общественных процессов, являю­щихся предметом педагогики как науки, позволяет сделать вывод о целостном характере формирования личности в процессе ее взаимодействия в системе объективных общественных отношений.

Второй раздел включает в себя теоретическое обоснование, содержательную характеристику и проблемы организации учебно-воспитательного процесса. Наряду с сущностью педагогического процесса в нем рассматривается сущность и пути создания дет­ского воспитательного коллектива как основной формы целостно­сти учебно-воспитательного процесса, функции организаторов дет­ского воспитательного коллектива методы организации и мас­терства педагогического взаимодействия с детьми, воздействия на них.

Далее логика развития курса проявляется в том, что в рамках общей модели целостного педагогического процесса рассматрива­ется содержание воспитания, его функциональные процессы, а также обучения, образующие в результате взаимодействия педа­гогическую целостность. Это позволяет в третьем разделе курса выделить две части, единые по своей педагогической сути, но специфичные по содержанию, формам и методам. Одна из них посвящена общим проблемам теории, содержания и общей мето­дике воспитания, другая — методике обучения.

В I части раздела дается содержательный анализ основных функциональных воспитательных процессов, устанавливаются свя­зи их взаимодействия в целостном учебно-воспитательном процес­се. Раскрываются проблемы формирования у школьников научного мировоззрения, духовно-ценностного, экономического, экологиче­ского воспитания, трудового и физического развития, становления эстетической, правовой, нравственной культуры. Содержанием II

3

части раздела является теория обучения (дидактика). В нем рас­крываются тенденции развития современного общего среднего об­разования, сущность обучения, принципы отбора содержания сред­него образования, система форм обучения, многообразие методов обучения и вовлечения детей в познавательную деятельность, а также воспитательные возможности учения.

Логическим завершением этого структурного построения курса является четвертый раздел, знакомящий с проблемами реального воплощения идей целостности воспитания в системе народного образования, в современных принципах организации и управления школьным делом.

В рамках общей концепции всестороннего развития целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе, положен­ной в основу структуры всего курса, обосновывается ряд зависи­мых от нее, углубляющих ее конкретных концепций, объясняющих теоретические и практические подходы к наиболее важным внут­ренним проблемам теории воспитания и обучения. Эти частные концепции не всегда общеизвестны и, тем более, общепризнаны, но для данного курса лекций они являются неотъемлемой орга­нической составляющей, теми опорными содержательными идеями, научно-теоретическими обобщениями, которые скрепляют внутрен­нюю логику изложения педагогической науки.

Назовем некоторые из них:

— Концепция субъект-объектности и объект-субъектности пе­дагогических отношений, объясняющая сущность и взаимоактив­ный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между пе­дагогами и детьми.

— Концепция единства воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка.

— Концепция целостного самодеятельного формирования дет­ской личности в системе педагогически организованной деятель­ности, отношений и общения.

— Концепция воспитательного коллектива как субъекта, объ­екта и основной формы целостности учебно-воспитательного про­цесса.

— Концепция единой многоступенчатой системы методов орга­низации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного про­цесса, взаимодействия и воздействия в нем.

— Концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса.

— Концепция стабильно-динамического и дифференцированно­го подхода к обоснованию и формированию учебного плана школы как основы базового, стартового образования в системе непрерыв­ного образования.

— Концепция классно-кабинетной, урочно-полиморфной (мно­гообразие форм обучения при ведущей роли урока) системы обу­чения.

В данном пособии, в соответствии с его новым концептуальным

4

построением, принят определенный понятийно-терминологический аппарат, отвечающий требованиям концепции, но не всегда и не во всем совпадающий с общепринятым аппаратом действующих

учебников и пособий по педагогике.

Выделим основные педагогические категории, ключевые терми­ны, составляющие понятийный аппарат курса:

— воспитание как общественное явление;

— воспитание как педагогическая деятельность взрослых (пе­дагогическая деятельность), педагогические механизмы воспита­ния — деятельность, отношения, общение;

— педагогическая деятельность как общественное явление;

— обучение, образование, самовоспитание, самообразование,

перевоспитание;

— непрерывное образование;

— законы воспитания;

— иерархия законов педагогической науки;

— целостный педагогический процесс;

— комплексный подход к воспитанию;

— противоречия воспитания и обучения;

— конкретно-исторический характер педагогической деятель­ности;

— классовое и общечеловеческое воспитание;

— педагогическая наука, методы научного педагогического по­знания;

— педагогическая практика, методы обобщения и распростра­нения передового и новаторского опыта;

— цель воспитания;

— целеполагание в педагогическом процессе;

— принципы научной организации воспитания и обучения;

— всестороннее и гармоничное развитие личности;

— ребенок как субъект и объект воспитания;

— самодеятельность детей;

— личность, индивидуальность;

— сущностные силы индивида;

— педагогическая диагностика;

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— умственное воспитание и развитие, знания, умения, навыки;

— формирование мировоззрения;

— политехническое образование;

— трудовое воспитание и обучение;

— профессиональное обучение и профориентация;

— нравственное воспитание и развитие;

— физическое воспитание и развитие;

— эстетическое воспитание и развитие;

— соединение обучения и воспитания с производительным трудом;

— правовое воспитание;

— экономическое воспитание;

— антиобщественное развитие личности;

5

— антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное и антинаркоманное воспитание;

— развитие, среда, наследственность;

— педагогическое общение;

— индивидуальный подход;

— воспитательный коллектив как субъект, объект и форма целостности педагогического процесса;

— авторитет воспитателя;

— воспитательные функции педагога;

— педагогическое мышление;

— педагогическое искусство и мастерство;

— содержание образования, обучения, воспитания;

— общее среднее — базовое образование;

— формы воспитания и обучения;

— методы обучения и воспитания;

— педагогическая технология;

— классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения;

— дифференцированное обучение;

— педагогическая этика;

Общая и частная концепции, заложенные в учебное пособие, а также понятийно-терминологический аппарат имеют своим назна­чением быть своеобразными опорными сигналами в усвоении пе­дагогической науки, изложенной в логике концепции всестороннего формирования целостной личности в целостном учебно-воспита­тельном процессе.

Автор выражает глубокую и искреннюю благодарность всем лицам, принявшим заинтересованное участие в подготовке к из­данию данного пособия, в первую очередь рецензентам А. С. Бел­кину, В. И. Журавлеву, В. А. Сластенину, Г. Н. Филонову, а так­же и тем, кто участвовал в конкурсном рецензировании рукописи, чьи фамилии не были обозначены на отзывах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации