Портфолио педагога. Профессионально-значимые качества педагога. Самоанализ педагога - файл n1.doc

приобрести
Портфолио педагога. Профессионально-значимые качества педагога. Самоанализ педагога
скачать (153 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc153kb.09.09.2012 03:04скачать

n1.doc

Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио

Что такое "портфолио" и из чего оно состоит? Для чего используется портфолио в образовании, в профессиональной деятельности педагога? Как составить портфолио?

Портфолио учителя - способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Главное назначение портфолио -продемонстрировать наиболее значимые результаты педагогической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах. проведенные педагогом исследования.

Важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Обоснование актуальности. Настоящая концепция ориентируется на современные достижения отечественной и зарубежной науки о профессиональном образовании как феномене непрерывного профессионального совершенствования.

В условиях последовательной демократизации страны в целом, и образования, в частности, большое значение приобретает задача создания объективных механизмов оценки профессионализма педагогов, стимулирующих их профессиональное и личностное саморазвитие.

В этой связи становится очевидной необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления педагогических профессиональных достижений, который давал бы объективную информацию о реальном качестве работы воспитателя ДОУ; был способен фиксировать динамику изменения качества профессиональной педагогической деятельности.

Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что всем этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности, как портфолио.

В настоящем документе под портфолио понимается рабочая папка материалов, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения воспитателя ДОУ и способствует формированию рефлексии его собственной деятельности; интегрирует количественные и качественные оценки педагогической деятельности.

Основными функциями формирования и ведения портфолио являются:

- рефлексивно-оценочная, позволяющая изучить и определить уровень профессиональной компетентности и квалификации педагога, раскрывающая основания качественного и объективного анализа собственной педагогической деятельности;

- стимулирующая, способствующая осознанию результативности деятельности педагога и адекватной оценке достижений, составляющих основу дополнительного поощрения;

- прогностическая, обеспечивающая видение перспектив собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности, проектирования деятельности по ее совершенствованию.

Основная идея портфолио воспитателя ДОУ заключается в использовании его как современной формы аттестации, обеспечивающей позитивную профессиональную мотивацию и рост, педагогическую рефлексию, самопрезентацию, объективное оценивание результативности педагогической деятельности.

В основу разработки Портфолио положены следующие научные подходы:

- компетентностный, предполагающий оценку деятельности педагога по результатам реализации основных профессиональных функций и компетенций;

- деятельностный, предопределяющий оценку результатов и профессиональной компетентности педагогов по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной, оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической;

- системный, обеспечивающий оценку уровня профессиональных достижений педагога по совокупности экспертных процедур: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основная цель ведения Портфолио – стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов. Анализ работ, посвящённых проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (А.С. Белкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др.).

Наиболее общепринятым понятием профессиональной педагогической компетентности в научной среде признается качественная характеристика личности специалиста как многофакторного явления, включающего: систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Таким образом, под профессиональной педагогической компетентностью понимается «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

В структуру профессиональной педагогической компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с квалификационными характеристиками, включаются основные виды его профессиональной деятельности (воспитательно-образовательная, конструктивная и оценочная, здоровьесберегающая и здоровьеформирующая, учебно-методическая, инновационная, социально-педагогическая), которые нашли отражение в соответствующих разделах Портфолио.

Компетентность воспитателя проявляется в деятельности, сущность которой заключается в организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на освоение детьми предметного, социокультурного опыта как основы и условия их развития. Деятельность воспитателя реализуется посредством проектировочно-прогностических, организаторских, методических, диагностических, коммуникативных, защитных, исследовательских, коррекционных, прикладных умений и навыков, оценка которых осуществляется в портфолио посредством самоанализа, внутреннего аудита и внешней экспертизы.

Деятельность педагога является системным образованием и представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в педагогическом процессе функции содействия развитию личности ребенка. Портфолио представляет собой модель профессиональной деятельности педагога ДОУ, отражающую целостный воспитательно-образовательный процесс.

Основные характеристики формирования и ведения Портфолио

Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.

Стратегическая цель – конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.

Тактическая цель – использование Портфолио воспитателя ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.

Задачи создания, формирования и ведения Портфолио:

- определить методологические основания для создания и использования Портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ;

- установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ДОУ в Портфолио;

- определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ;

- создать модель способов фиксации достижений воспитателей ДОУ.

Принципы формирования и ведения Портфолио:

- непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);

- диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);

- интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

- научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);

- индивидуально-дифференцированной направленности (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ДОУ).

Методы формирования и ведения Портфолио:

- самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;

- сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);

- сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;

- заполнение схем-таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;

- оформление материалов Портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа-презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).

Условия формирования и ведения Портфолио

1. Изучение нормативных документов Департамента образования г. Перми по использованию Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

2. Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике работы с Портфолио с учетом специфики контингента обучаемых (различия в образовании, опыте, выполняемых профессиональных задачах, мотивации и пр.).

3. Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации Портфолио как формы аттестации.

4. Размещение электронного Портфолио воспитателя ДОУ на сайте Департамента образования г. Перми.

Структура, содержание

1. Введение

2. Портрет воспитателя ДОУ

3. Папка профессиональных достижений.

4. Папка достижений воспитанников

5. Папка подтверждающих документов.

6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций.

Каждый раздел Портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержание разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения»).

Варианты реализации Портфолио

Данный документ предназначен для использования в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, и является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям.

Портфолио воспитателя ДОУ оформляется в электронном варианте.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Существуют разные виды портфолио.

Аттестационный портфолио

В период подготовки к аттестации на 1, 2 или высшую квалификационную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.

Рекомендации по работе с портфолио

1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.

2. Каждый отдельный материал должен датироваться

3. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Педагогический портфель

Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его – сформировать банк данных о нём.

Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал

Портфолио доу

Цель – обеспечить информацией об эффективности деятельности ДОУ сотрудников, родителей, детей, членов аттестационной комиссии. Периодичность заполнения – не менее 1 раза в квартал, место хранения – кабинет заведующего.

Портфолио ДОУ отражает достижения ДОУ за определённый период.

В него входят:

1. Информационно-аналитические материалы.

2. Сведения об инновационной деятельности

3. Участие педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях.

4. Документы, подтверждающие участие детей в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, выставках, проводимых в ДОУ, городе, области, России

5. Публикации материалов из опыта работы педагогов в городских, областных, всероссийских изданиях.

6. Сведения о наградах (или копии наградных свидетельств).

7. Фотоматериалы

8. Видеоматериалы

9. Результаты диагностики детей по освоению Программы

10. Отзывы, пожелания коллег, родителей, публикации материалов о деятельности детского сада в СМИ.

Портфолио семьи

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем» и многое другое.

Портфолио коллектива

Портфолио коллектива – один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив – это группа дошкольников, педагогов, кружок, методобъединение, творческий коллектив и пр.

Целью создания портфолио коллектива является представление достижений, результатов труда коллектива, разработка комплексного подхода, системы работы по реализации отдельной задачи, создание и обобщение опыта по определённой проблеме, подготовка к конкурсу, смотру и т.д.

Рекомендации по содержанию и оформлению методического портфолио педагога

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Специалисту, претендующему на высшую категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Примерное содержание «Портфолио»

1-й раздел. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе - выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет педагогу точно и полно формулировать свои мысли. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

2-й раздел. Приводится: 1) обоснование выбора аттестуемым образовательной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема, или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов и др.; 2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.; 3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.

3-й раздел. Размещаются материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной во 2-м разделе технологии (методики, метода и др.): конспекты или фрагменты уроков, коррекционных занятий, программы или их фрагменты и др. Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

Могут быть сделаны видеозаписи фрагментов работы (урока, коррекционного занятия и т.п.). Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста по анализу работы.

4-й раздел. Приводится резюме после проведенной работы (заключение) и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

5-й раздел. Располагается информация об использованных педагогом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы.

6-й раздел. Размещаются документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результата аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены.

7-й раздел. Приводятся документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

Требования к оформлению

Структура портфолио:

титульный лист (пример оформления см. в приложении );

оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);

эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);

введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения - 3 – 5 страниц);

наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10 – 15 страниц);

резюме (объем – до 3 страниц);

пути распространения опыта работы;

документы, отражающие официальную оценку работы педагога;

документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога.

Объем материалов портфолио (исключая разделы документов) – 20-25 страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 14 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Профессионально-значимые качества педагога
Самоанализ ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________

должность Фамилия, имя, отчество

Уровень знаний педагога





5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

Общая культура


































Знание базовой программы


































Знание педагогических технологий и инноваций


































Знание методики дошкольного воспитания и образования


































Знание психологии дошкольника


































Знание диагностических методик


































Знание индивидуальных особенностей воспитанников

































Результативность деятельности педагога


Наличие у воспитанников прочных знаний, умений и навыков, соответствующих возрастным особенностям


































Результаты успеваемости детей при переходе в старшие группы или школу.


































Показатель заболеваемости воспитанников.

































Гностические умения


Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования.


































Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег


































Умение добывать знания из собственной педагогической практики


































Умение изучать личность каждого воспитанника и способности группы детей для выявления уровня их развития


































Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность.


































Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать

































Проектировочные умения


Планирование системы воспитательно-образовательной работы


































Планирование работы с детьми с учетом результатов диагностики


































Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы


































Умение создавать наглядны пособия, атрибуты и игры в соответствие с возрастными задачами.

































Конструктивные умения


Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса


































Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития детей.


































Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному.


































Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.


































Умение предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы.


































Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.

































Организаторские умения


Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач.


































Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.


































Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический процесс.

































Коммуникативные умения


Умение устанавливать контакты с детьми.


































Умение устанавливать контакты с коллегами.


































Умение устанавливать контакты с родителями группы.


































Умение раскрывать систему перспективных линий развития каждого ребенка, внушать уверенность в успехе


































Умение строить отношения в педагогическом коллективе


































Предотвращение и разрешение конфликтов

































Направленность


Единство слов и дела


































Любовь к своей профессии


































Ответственность и добросовестность


































Увлеченность делом, трудолюбие


































Творчество в педагогическом процессе


































Любовь к детям

































Характер


Уравновешенность


































Инициативность


































Требовательность


































Справедливость


































Чуткость


































Терпеливость


































Чувство такта


































Чувство юмора


































Общительность


































Жизнерадостность, оптимизм


































Доброжелательность


































Искренность

































Способности


Ясность и критичность ума, изобретательность


































Развититое воображение


































Целенаправленная память


































Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция


































Наблюдательность, внимание


































Артистические способности



































Дата заполнения ____________________________________ Подпись ________________________________________

Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации