Ответы к билетам для экзамена по МуП - файл n1.docx

приобрести
Ответы к билетам для экзамена по МуП
скачать (104.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx105kb.09.09.2012 03:00скачать

n1.docx

  1   2
1.Муниципальное право как комплексная отрасль права.

Компетенция МП как комплексной отрасли пр начала развиваться <10 лет назад. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие МСУ в РФ. 1 из основных целей МСУ – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Сам факт базирования МП на МСУ как самостоятельном институте вл дает основание отнести МП к самостоятельной отрасли пр.

МП – отрасль пр, для кот характерно соединение разнородных институтов профилирующих и спец отраслей. Оно рождалось на стыке нескольких отраслей: КП, АдмП, ХозП, ФинП, ЗемП, ЭкологичП.

МП – комплексная отрасль пр, представляющая собой совокупность ПН, закреп-х и регулирующих общественные отнош, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне МСУ.

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета, метода и законодательства.

МП обладает собственным кругом источников пр (главн – ФЗ №131); имеется собственное Здат, кот в своей совокупности образует пр основы МСУ, хотя основой формирования отрасли явл МСУ как неприкосновенный демократический институт, основа Кстроя, форма организации власти.

2. Метод муниципального права,

как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.

Местное самоуправление является преимущественно публично-правовым институтом, и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающимиспособами регулирования. Так, например, к обязывающему способу относится ч. 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., где записано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. К запрещающему способу можно отнести ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., в соответствии с которой запрещается производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов.

Диспозитивный метод правового регулирования, включающий в себя дозволяющий способ, также широко используется в муниципальном праве. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Или согласно ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении 2003 г. «представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти

3. признаки отношений, рег. Муп

1.обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

2. отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

3. отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций МСУ во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть МСУ - в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

4. роль отраслей права в формировании Муп

Объективная причина отнесения МуП к комплексной отрсл права явл-ся то, что предметом явл-ся орг-ия МСУ, а МСУ регулируется основами КП

в составе МуП имеются след. отсрл права:

*КП - в части тер-ых основ, инст-ов непосредственной демократии, системы органов и должностных лиц

*ФП - доходы и расходы мест. бюджета (налоги), меж/бюджет отношения МО,бюджетный процесс

*АП - админ-управленческий механизм, кот. используют на местном уровне; отчасти регулирование Му-ой службы

*ГП - мун. имумущество, гр-пр аспекты участия МО в хоз. обороте

*ТП - в части регулирования мун. службы

*ЖП

*ЗП

с МуП есть свои нормы, неотносящиеся к другим отрасл:

- нормы дефениции

- регламентные нормы Мун. Уровня

5. наука МуП:

часть юр. науки, представляющая собой систему науч. идей и знаний об общ. отношениях, явл-хся предметом МуП, о сущ-щем и должном, о практике осущ-ия МСУ, в т.ч. на различных исторических этапах и зарубежом.

МуП как наука более широкое понятие, чем МуП как отрасль пр

теорит. источниками МуП как дисциплины яв-ся фундаментальные труды ученых и деятелей земского движения и дореволюц. России.

Опыт орг-ии земского и гор. самоупр. был предметом изучения многих видных дорев. ученых и юристов:

- "гос и общ-ое упр. и самоупр. и судебная власть" В.П. Безобразов (1882)

- "о самоупр. сравнительный обзор рус и ин. земских и общ-ых учреждений" А.И. Васильчиков (1869-1877)

- "самоупр." Лазаревский (1902)

- "ист. МСУ в России" Градовский (1899)

однако в дорев. России не произошло выделение МуП в качетве отрсл права или науч. дичциплины.

Проблемы Мун. отношений изучались в рамках гос и админ. права

в совет время МСУ в нашей стране было фактически ликвидировано и заменено системой мест Советов, кот. яв-сь мест. орг. гос власти. опыт изучения в совет период получил отражение в юр. науке советского строительства

ученые:

Азовкин

Барабашев

васильев

Козлов

Слива

Тихомиров

Общее у науки и отрсл.:

- единые отношения, яв-ся предметом регулирования и изыскания

Отличие:

- наука - система суждения, а не норм

- то, что вкл. представления о должном

- охватывает ист. и зарубежный опыт

Наука МуП яв-ся формирующейся наукой.

Ее основа - наука совет. строительства

- наука о муниц-го/тер-го управления

-науки по тем отрсл пр., нормы кот. вошли в состав МуПа ( в части мест. ур. вл.)

современность

Ученые: Фадеев, Бондарь, Выдрин, Коваленко, Краснов

6. Источники

1. м/н источники

- все м/н док., в кот. говорится о полит правах

* Евр. Хартия МСУ от 15.10.85г. (РФ от 11.04.98 №55-ФЗ, вступило в силу 1.09.97г)

мин. набор гарантий для МСУ, набор возможностей и гарантий для МСУ, уст. в РФ выше, чем набор уст. Хартией.

- практического значения в повседневном пр. регулировании Х. не имеет

- исп. чтобы предотвратить изм. З., кот. могла бы ограничть пр. МСУ

механизм, обеспечивающим действие Х. яв-ся Конгресс Мест. и Регион. властей Евр.

2. акты фед. ур.

2.1. К РФ

- МСУ - вл. (ст.12 )

- МСУ не вх. в сист. органов гос. вл. (ст.15)

- МСУ обязана соблюдать З. (ст.72)

к предмету совместного ведения относится общие принципы орг-ии МСУ (гл.8 - регулирование МСУ)

2.2. ФЗ

1 группа!

- ФЗ от 6.10.03 №131-ФЗ "Об общ принципах орг-ии МСУ в РФ"

- ФЗ от 30.08.95 "___" - отменен

отличия:

2003:

1)-четко уст. тебования к тер-ой орг. МСУ

-обязательное наличие 2-х типов: рн и поселений (искл. поселения и гор округа - ГО)

2)- четко и исчерпывающе к распределению по ипам МО даны ? мест. значения

3)- появилось больше гарантий при наделении орг. МСУ отдельными гос. полномочиями

4) З. 95-го не регулировалась сист. орг МСУ и их актов

5) введено спец. регулировани меж/мун сотрудничества

6) ужесточение отв-ти, в т.ч. прямо прописано П. орг. гос. власти временно осущ-ее отдельные гос. полномочия орг. МСУ

Суб. РФ прямо запрещено регулировать ? МСУ, кроме случаев, предусм. ФЗ.

приянтие этого З. привело к кардинальному изм. финансовых основ регулирования МСУ.

Основания масштабного изм. регулирования компетенции МСУ более чем в 100 ФЗ

2 группа!

- др. ФЗ, спец. посвященные только проблемам орг-ии МСУ:

ФЗ "О мун.службе"

ФЗ " О гос. регистрации Уставов МО"

3 группа

- ФЗ, сущ-ая часть кот. посвящена орг-ии МСУ:

ФЗ "о приватизации гос и мун. им-ва"

ФЗ "об унитар. пред-ия"

БК, НК.

ФЗ "о некоммер. орг-ях"

ФЗ "об автономном учрежд"

4группа!

ФЗ, в кот. есть хотя бы есть к-н нормы, касающиеся МСУ (фактически во всех - компетенция МСУ)

2.3. другие НПА

- в наст вр. кол-о подзаконных нпа близко к "0"

* Пост. Прав-ва РФ 10.09.08 "о введении фед-го регистра мпа"

* Распор. Прав-ва РФ 04.05г. "Об утвержд. тер-ий с высокой/низк. плотностью населения"

3. НПА Суб. РФ

в наст. вр. в сф. регулирования МСУ не дест. принцип, согласно кот Суб. РФ могут регулировать в части неурегулированной ФЗ, а дейст. принцип, что может регулировать только в тех случаях, когда в ФЗ это прямо указ.

- правовое регулирование ? орг-ии МСУ в суб. РФ

- правовое рег. пр и обязанностей и ответ-ти орг. гос власти суб.РФ и их должностных лиц в обл. МСУ

- рег. пр и обязанностей, отве-ти орг. МСУ и их должностных лиц, при осущ-ии отдельных гос полномочий, кот МСУ наделены суб. РФ (строгое регулирвание в соотв. со ст.19 ФЗ)

МСУ - вл. хотя и сам-ая, но подзаконная.

отсюда вытекает, чтов суб РФ нет оснований для наличия большого развернутого З "об орг МСУ", потому как такой З. превращается в дублирование ФЗ и значит часть суб отказалась от наличия обобщенных З.

Мск и СПб это не очень касается, т.к. ст.79 ЗМСУ допускает наличие развернутого З. в силу специфики.

В суб РФ допускается наличие З. по отдельным ? орг-ии МСУ, в случае предусм. З.

Самый большой массив об МСУ в суб-ах касается уст. границ тер-ий МО

4. Источники МуП яв-ся МПА

не все МПА яв-ся источниками МуП

если мпа касается не орг. МСУ, а уже осущ-ия МСУ, в к-то сфере, то это будет акт той отрс, к кот. эта сф. относится, но не будет актом МуП

МПА (ст.2 ЗМСУ) решение, принятое непосредственно населением МО, по ? мест. значения, либо Решение, приянтое орг-ми МСУ или должн. лицом МСУ по ? мест. значения, либо по ? осущ-ия отдельных гос полномочий, либо по иным ?, отнесенным к полномочиям орг-ов МСУ или должн. лиц МСУ, документально оформленное, обязательное для исполнения на тер-ии, уст-ее или изм-ее общеобязтаельное правило, либо имеющее инд. хар-р.

подробно МПА регулируются гл.7 ЗМСУ, так же в ст.7 ЗМСУ содержаться общие положения об МПА

предусм. ведение регистра МПА

Регистр - 2-х ступенчатый:

1. регистр МПА суб РФ

ведеться орг. гос власти суб. РФ в соответ. с З суб.

ex. СПб - дейтсвуте З СПб 3.12.08 " о регистре МПА СПб"

2. федеральный регистр

состоит из регистра суб-ов РФ

ведение фед регистра МПА осущ. МинЮст

Пост. Прав-ва РФ 10.09.08 №657 - утв. положение "о введении фед регистра МПА"

Регистр:

- вкл. только нормативные МПА

- не яв-ся форматом обретения актом юр.силы, т.е. юр. сила возникает вне зависимости от вкл в регистр ( в этом отличие от процедуры регистр-ии Уставов МО, кот. могут обрести юр.силу, только в случае регистр.)

- некот. суб РФ предприняли попытку при вкл в регистр контролировать законность МПА - попытка неуд., т.к. юр сила имеется и без вкл в регистр.

7. Конституционные основы местного самоуправления в РФ закреплены в К РФ.

Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития МСУ в РФ. К РФ 1993 г. закрепила МСУ в качестве одной из основ конст-го строя России. Ч. 2 ст. 3 К устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также ч/з орг гос власти и органы МСУ. След-но МСУ явл-ся одним из предусм-х К РФ способов реализации публ. вл. в РФ.

К РФ закрепляет общие принципы построения и функ-ния мун. вл., единые для всей системы МСУ в РФ, а также гос. гарантии осущ-ния МСУ.

ст. 12 К РФ:

-Основополагающие нормы о независимости МСУ.

Гл. 8 К РФ посвящена орг-ции МСУ в РФ:

-устанавливаются основные ф-мы и способы осущ-ния МСУ,

-тер-ные основы МСУ,

-основные полномочия его органов.

В ст. 130 К РФ констатируется, что МСУ в РФ обеспечивает сам-ное решение населением ? местного значения, владение, пользование и распоряжение мун. собст-тью. Оно осущ-ся гр-ми путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, ч/з выборные и другие орг МСУ.

В ст. 131 фиксируются гарантии терр-ого верховенства (самостоятельности) МСУ:

-основной круг территорий, на которых может осуществляться МСУ (городские, сельские поселения);

-запреты на изменение границ тер-ий, в кот. осущ-ся МСУ, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В ст. 132 определяется круг ? местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении кот. органы МСУ сам-ны:

-управление мун. собст-ью;

-формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

-установление местных налогов и сборов;

-осуществление охраны общ-го порядка;

-решение иных ? местного значения.

В ст. 133 К РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав МСУ, кот. закреплены в К РФ и ФЗ.

8. Европейская Хартия местного самоуправления

-была открыта для подписания в октябре 1985 г

-вступила в силу в сент.1988 г.

-К началу 1996 г Х. подписали 25 государств.

-РФ подписала 27.02.96 Х. (вступление в СЕ) и обязалась в теч. года ее ратифицировать и соблюдать.

Подписавшие Хартию страны - члены СЕ исходили из того, что построение Европы должно базироваться на принципах демократии и децентрализации власти. Одним из важнейших условий для этого является защита и укрепление МСУ, кот. может обеспечить эф-ое и приближенное к гр-ну управ.

Х. дополняет общеевропейские законод-ные нормы в том, что касается:

-прав и обязанностей местных сообществ

-закрепляет независимость местных властей конст-ой и иных законных основ

-опр. принципы деят-ти и концепцию форм-ия местных орг. вл., отражающие природу и масштаб их правомочности.

По своей структуре Х. МСУ состоит из:

-преамбулы

*цели и основопола-гающие идеи

*МСУ - основа демократ. строя

*пр. гр-ан участвовать в упр. гос. делами

* всеэто возможно на мест. ур-не

-трех частей

*часть 1 - К-ные и зак-ые основы МСУ, основопол. принципы МСУ (понятие, сфера и об. полномочий, финансовая основа, пр. защита и др.)

*часть 2 - Особые положения (обяз-ва сторон соблюдать по меньшей мере 20 пунктов, части 1 Х. , в числе кот. п меньшей мере 10 д.б выбрано из опр-ых ст. и п.)

подписавшие Х. предост-ют право самим изб-ть п. и ст., кот они обязуются соблюдать и уведомить ГенСекретаря СЕ.

часть3 - ? процедурного хар-ра, св-ых с порядком подпис, ратификации и вст. в силу Х.

? ее денонсации (т.е. прекращения дейст.) в отношении той или иной сторны

-18 статей

*ст.1 - обязательность соблюдения

9. 2. акты фед. ур.

2.2. ФЗ

1 группа!

- ФЗ от 6.10.03 №131-ФЗ "Об общ принципах орг-ии МСУ в РФ"

- ФЗ от 30.08.95 "___" - отменен

отличия:

2003:

1)-четко уст. тебования к тер-ой орг. МСУ

-обязательное наличие 2-х типов: рн и поселений (искл. поселения и гор округа - ГО)

2)- четко и исчерпывающе к распределению по ипам МО даны ? мест. значения

3)- появилось больше гарантий при наделении орг. МСУ отдельными гос. полномочиями

4) З. 95-го не регулировалась сист. орг МСУ и их актов

5) введено спец. регулировани меж/мун сотрудничества

6) ужесточение отв-ти, в т.ч. прямо прописано П. орг. гос. власти временно осущ-ее отдельные гос. полномочия орг. МСУ

Суб. РФ прямо запрещено регулировать ? МСУ, кроме случаев, предусм. ФЗ.

приянтие этого З. привело к кардинальному изм. финансовых основ регулирования МСУ.

Основания масштабного изм. регулирования компетенции МСУ более чем в 100 ФЗ

2 группа!

- др. ФЗ, спец. посвященные только проблемам орг-ии МСУ:

ФЗ "О мун.службе"

ФЗ " О гос. регистрации Уставов МО"

3 группа!

- ФЗ, сущ-ая часть кот. посвящена орг-ии МСУ:

ФЗ "о приватизации гос и мун. им-ва"

ФЗ "об унитар. пред-ия"

БК, НК.

ФЗ "о некоммер. орг-ях"

ФЗ "об автономном учрежд"

4группа!

ФЗ, в кот. есть хотя бы есть к-н нормы, касающиеся МСУ (фактически во всех - компетенция МСУ)

2.3. другие НПА

- в наст вр. кол-о подзаконных нпа близко к "0"

* Пост. Прав-ва РФ 10.09.08 "о введении фед-го регистра мпа"

* Распор. Прав-ва РФ 04.05г. "Об утвержд. тер-ий с высокой/низк. плотностью населения"

Ук. През-та РФ

* «О Конгрессе МО РФ» от 22.10.98 г. № 1281;

*«Об утверждении Основных положений гос политики в обл развития МСУ в РФ» от 15.10.99 г. № 1370;

*«О мерах по развитию фед-ых отношений и МСУ в РФ» от 27.11.03 г. № 1395;

*Письмо «Перечень поручений, направленных на реализацию Федерального закона «О внесении изменений в зак-ные акты РФ и признании утратившими силу некоторых зак-ных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изм. и доп. в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти суб РФ» и «Об общих принципах орг-ии МСУ в РФ» от 25.08.04 г. № Пр-1433.

10. 10. ФЗ от 2003 г

Базовым ФЗ, рег-щим деят-ть МСУ в РФ, яв-ся ФЗ «Об общ. принципах орг. МСУ в РФ» от 6.10.03 г. №131-ФЗ

В ФЗ о МСУ 2003 г. значительно изменена концепция МСУ, изм. тер-ой основы МСУ

ЗМСУ-95:

-уст. одноуровневую модель МСУ

-не допускал различий между МО и не дифференцировал их полномочий.

-сущ-ие десятков возможных схем орг-ии мун. власти

ЗМСУ-03:

-5 видов МО: гор. и сел. поселений, мун.рн, ГО, внутригородских тер-ий городов фед. значения.

-тер-ии гор. и сел. поселений входят в состав тер-ий мун.рн, но яв-ся сам-ми МО, т.е. на данных тер-ях осущ-ся 2ур-ое МСУ.

-Тер-ии ГО не вх. в состав тер-ий мун.рн, т.е. осущ-ся 1ур-ое МСУ.

ЗМСУ-95 = 12000 МО

ЗМСУ-03 = 24000 МО.

- каждый из видов МО решает присущие только ему ? мест. значения (т.е. ? мест. значения поселения не совпадают с ? мест. значения мун.рн. и ГО)

- принципу проводимой адм-ой реформы: «деньги следуют за полномочиями»

- особенности осущ-ия МСУ в г. фед-го значения, ЗАТО, наукоградах, на приграничных тер-иях.

- регулирует систему орг. МСУ, вплоть до определения численности предс-ных орг-ов МСУ и порядка занятия должности гл. мест. адм-ции.

- рег-ет почти все ? орг-ии МСУ.

*новое в ЗМСУ-03:

-порядок наделения орг-в МСУ отдельными гос. полн-ми.

*"-" ЗМСУ-03

-увеличения возм-ти гос. орг. и дол-ных лиц вмешиваться в деят-ть орг-ов и дол-ных лиц МСУ и даже напрямую подменять их.

-механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности МО.

первоначально ЗМСУ-03 д.б. вступить в силу 1.01.06, но ГД продлила переходный период до 1.01.09

-принятая поправка не носит императивного хар-ра. (т.е. суб-ты РФ, кот. уже готовы к реформе, могут осуществить ее раньше)

С момента вступления в силу ЗМСУ-03 утрачивают силу ЗМСУ-95 и ФЗ «О фин-вых основах МСУ в РФ».

подкрепление ЗМСУ-03 осущ-ся:

др. ФЗ, спец. посвященные только проблемам орг-ии МСУ:

ФЗ "О мун.службе",ФЗ " О гос. регистрации Уставов МО"

- ФЗ, сущ-ая часть кот. посвящена орг-ии МСУ:

ФЗ "о приватизации гос и мун. им-ва",ФЗ "об унитар. пред-ия"

БК, НК.,ФЗ "о некоммер. орг-ях",ФЗ "об автономном учрежд"

ФЗ, в кот. есть хотя бы есть к-н нормы, касающиеся МСУ (фактически во всех - компетенция МСУ)

другие НПА

- в наст вр. кол-о подзаконных нпа близко к "0"

* Пост. Прав-ва РФ 10.09.08 "о введении фед-го регистра мпа"

* Распор. Прав-ва РФ 04.05г. "Об утвержд. тер-ий с высокой/низк. плотностью населения"

? реализации полн-чий орг. МСУ в различных сф. урег-ны в различных актах фед-ных министерств и ведомств.

11. полномочия суб

Согл. ст. 4 ЗМСУ-03 общ-ые отношения в обл. МСУ могут регул-ся К (уставами), З и иными нпа суб-ов РФ.

вывод:

-наличии в бол-ве суб-ов РФ достаточной нормативно-прав. базы для рег-ния мун-правовых отношений.

-Суб. РФ прямо запрещено регулировать ? МСУ, кроме случаев, предусм. ФЗ.

приянтие этого З. привело к кардинальному изм. финансовых основ регулирования МСУ.

В К-ях (уставах) суб-ов РФ ?, касающиеся орг-ии МСУ, рег-ся в самом общем виде.

в наст. вр. в сф. регулирования МСУ не дест. принцип, согласно кот. Суб. РФ могут регулировать в части неурегулированной ФЗ, а дейст. принцип, что может регулировать только в тех случаях, когда в ФЗ это прямо указ.

- правовое регулирование ? орг-ии МСУ в суб. РФ

- правовое рег. пр и обязанностей и ответ-ти орг. гос власти суб.РФ и их должностных лиц в обл. МСУ

- рег. пр и обязанностей, отве-ти орг. МСУ и их должностных лиц, при осущ-ии отдельных гос полномочий, кот МСУ наделены суб. РФ (строгое регулирвание в соотв. со ст.19 ФЗ)

МСУ - вл. хотя и сам-ая, но подзаконная.

отсюда вытекает, чтов суб РФ нет оснований для наличия большого развернутого З "об орг МСУ", потому как такой З. превращается в дублирование ФЗ и значит часть суб отказалась от наличия обобщенных З.

Мск и СПб это не очень касается, т.к. ст.79 ЗМСУ допускает наличие развернутого З. в силу специфики.

В суб РФ допускается наличие З. по отдельным ? орг-ии МСУ, в случае предусм. З.

Самый большой массив об МСУ в суб-ах касается уст. границ тер-ий МО

З. суб-ов РФ, изданные. ч/з неск-ко лет после вступл. в силу ЗМСУ-95 г., либо просто повторяют его нормы, либо предлагают неэф-ные схемы орг-ии МСУ, не способствующие реализации К-ых целей и вступающие в противоречия с основным З. страны.

Однако вся законодательная база МСУ, сформир-ая в суб-ах РФ, д. была до 1 января 2009 г. приведена в соответствие с ЗМСУ-03.

12. Понятие МСУ

ст.3 Х. опр-ет МСУ:

- право и реальная способность орг. МСУ регламентировать значит. часть публ. дел и упр-ия ими, действуя в рамках З., под совю ответ-ть и в интересах мест. населения.

- это право осущ-ся Советами или Собраниями, сост-щих из членов, выбранных путем свобод, ран, тайного, прям, всеобщ-го голосования

- Советы могут иметь подотчет. орг., причем все это не искл. обращения к Собраниям гр-ан, если это допускается З.

ч.2, ст.1 ЗМСУ-03:

- ф-ма осущ-ия народом своей вл-ти, обеспеч-ую в пределах уст. КРФ, ФЗ, а в случаях уст. ФЗ - З.суб-ов РФ, сам-но и под свою ответ-ть решением населения - непосредст-но или ч/з орг. МСУ ? мест. значения, исходя из интересов населния, с учетом истор. или мест. традиций.

МСУ:

-специфический вид или ф-ма вл.

-вид вл., обеспечивающий реш ? мест. значения

-может осущ-ся ч/з инст. непосредственной демократии,но к.п. осущ-ся ч/з орг. и должност. лица МСУ

- реш ? мест. значения сам-но (г-во не может навязывать орг. МСУ и населению как ему реш. ? мест. значения)

-под свою ответ-ть

-деят-ть исходя из интересов населения

-деят-ть, осущ-ая с учетом историч. традиций

-реш. ? осущ-ся в пределах уст. КРФ, ФЗ, а в случаях уст. ФЗ - З. суб. РФ

синтез:

1)МСУ - вид публ. вл.

от МСУ след. отличать территориально-общ-ное самоуправ - ТОС. (ст.27)

- понимется самоорг. гр-ан на месте их жит-ва, на части тер-ии поселения осущ-ие сам-но и под совю ответ-ть реализация собст инициатив по ? мест. значения

2) МСУ - право населения

как уст. КС РФ в Пост. от 30.11.2000 по делу о проверке К-ти отдельных положений - от права на МСУ нельзя отказаться - это пр. комплексное, вкл. различные элементы:

*изб и б.изб. в органы МСУ

* участие в осущ-ие иных, кроме выборов ф-м непосредственной дем-тии

* иметь орг МСУ

* инициировать тер-ые изменения МСУ и блокировать тер-ые изм., инициируемые др. суб-ми

3) МСУ - ф-ма оптимизации управ-ия за счет приблежения упр-го суб-та к упр-му об-ту

4) МСУ - элемент сист. сдержек и противовесов по вертикали

в силу значимости всех этих элементов и сущности МСУ, МСУ яв-ся основой К-го строя.

13. Права граждан РФ на осуществление местного самоуправления:

1. Гр-не РФ осущ-т МСУ посредством участия в местн референдумах, муниц выборах, иными формами прямого волеизъявления, + через выборные и иные ОМСУ.

Иност-ые гр-не, постоянно или преимущественно проживающие на тер-ии МО, обладают при осущ-ии МСУ пр в соответствии с Меж/нДог РФ и ФЗ.

2. Граждане имеют "=" пр на осущ-ии МСУ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религии, убеждений.

3. Уст. КРФ и ЗМСУ пр граждан на осущ-ие МСУ м.б. ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ КСтроя, нравственности, здоровья, пр и З-ых интересов др лиц, обеспеч обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы гос вл, органы гос вл суб РФ обеспечивают гос-ые гарантии прав населения на осущ-ие местного самоуправления.

14. Местное самоуправление в системе народовластия

Согласно ст 3 КРФ народ осуществляет свою власть:

а) непосредственно (референдум, выборы);

б) через органы государственной власти;

в) через органы местного самоуправления.

=> МСУ – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение МСУ, характеризующее его как форму народовластия, содержится в ст.2 ФЗ-131: МСУ РФ – признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ решают ? местн значения, исходя из интересов населения, его историч-х и иных местных традиций.

Это определение позволяет выделить основные черты, хар-щие МСУ, его место в системе народовластия.

1. МСУ имеет особый субъект – население, граждане. Население МО осуществляет МСУ непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через ОМСУ.

2. МСУ занимает особое место в демократич механизме управления общ-ом и гос.

МСУ, его органы не явл-ся составной частью гос. механизма управления. Но МСУ и гос вл в РФ тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. ОМСУ могут наделяться отдельными гос. полномочиями, участвовать в осуществлении гос функций. => МСУ – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных ?. Это и форма осущ публич вл, вл народа. Муниц вл и вл гос есть формы публич вл, вл народа.

3. МСУ имеет особый объект управления: ? местного значения. К ним относятся ? непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения ОМСУ и должностных лиц МСУ, принятые в переделах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на тер-ии МО предприятиями, учреждениями и орг-ми независимо от их организационно-правовых форм, а также ОМСУ и гр-ми.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность МСУ как форму организации и осуществления власти - самост-ть.

Самостоятельность МСУ гарантируется гос (ст. 12 КРФ).

Гос признает МСУ в качестве сам-ой формы осущ-ия народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности МСУ, его органов в системе управления общ-ом, гос-ом.

5. Важнейшим признаком МСУ, отражающим его специфику как формы осущ-ия власти, явл-ся собственная ответс-ть МО.

Муниц. деят-ть должна осущ-ся, исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за ОМСУ и должностными лицами. Ответ-ть перед населением наступает в результате утраты доверия населения. ФЗ-131 предусматривает ответ-ть ОМСУ и должностных лиц МСУ перед гос.

15. Теории местного самоуправления

1). Свободной общины или естественно-пр

Суть: община по своей природе является свободной от гос и явл первичной по отнош к гос. Она наделена ест пр, кот гос. не вправе отнять (признана в РФ)

2). Общественно-хозяйственная

Суть: МСУ не явл частью гос <= Любая корпорация решает свои хоз ? и при этом не явл частью гос. МСУ тоже реш хоз ? жизнеобеспеч населения, т.е. это своеобразная теория корпорации, поэтому как и корпорация, для эффективности МСУ не входит в гос.

3). Государственная

Суть: МСУ – часть гос. Оно предусмотрено для решения гос задач на местах –> д.б приближено к населению и формироваться путём демократич выборных процедур, чтобы было эффективно, нужно, чтобы в его f не вмешивались вышестоящие органы.

4).Теория дуализма муниципального управления

Суть: муниц органы, осуществляя соответствующие управленческие f, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент гос админ.

5). Теория социального обслуживания

Суть: делается упор на осущ муниципалитетами 1 из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания. Цель – благосост жителей коммуны.

6). Социально-реформистские муниципальные концепции

Суть: исходя из возможности социалистической эволюции буржуазного МСУ, как об 1 из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.

16. Основные системы местного самоуправления в зарубежных странах

1.Англосаксонская – получившая свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии идр. Странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах представленных им полномочий, а на местах отсутствует представитель Правительства, который бы опекал ОМСУ.

2.Континентальная (французская) – в наст время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. Основана на сочетании прямого гос управления на местах и МСУ и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в кот нижестоящие звенья напрямую подчин вышестоящим.

3.Советская модель – сейчас является зарубежной и действует на Кубе и КНР. Имеет принципиальное отличие от основных зарубежных моделей. Черты:

•пр основу деят-ти местных органов сост К и акты, изд центр Здат орг

•принцип жесткой централизации управления

•принцип патернализма

•функционирование ОМСУ в системе органов гос власти

•отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов и т.п.

17. Становление и развитие МСУ в доревол-ой Р.

-Развитию МСУ в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.

-Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы.

-Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы.

-При Александре III ОМСУ были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

18. орг-ия в совет период

После 1917 г в Р. :

предст-ные орг. вх-ли в единую систему гос. вл.

В орг-ии мест. власти была сделана ставка на советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

-Советы на всех уровнях

-Обращения «Об организации местного самоуправления» и «Инструкция о правах и обязанностях Советов», принятые НарКомом ВД 4.01.1918 г.:

-содержали реком-ии по налаживанию раб. мест. учреждений публ. вл.

-мест.Советы объяв-сь орг. вл. и упр-ия, действующими в пределах принятого тогда админ-тер-го деления страны.

-они выступали клас. орг-ми

-любое решение м.б. отменено

-советы не имели всей полноты вл.

-деят-ть ограничиалась исполн. советами


С принятием К. РСФСР-25 г. начале нового этапа в правовом рег-нии деят-ти МСУ.

-Советы - гл-ые звенья социал-кого упр-ия

-жест. сист. веритикального подчинения

-более четкая концепция взаимоот. мест. и цент. орг.

-пр. непосред-го контроля "сверху", в отличии от К РСФСР-18г.

-нет спец пр. аннулирования решений мест. советов

К. РСФСР-37 г.:

-сформ-ла юр основу общей сист. орг. гос-ой вл республики, (вкл. в сист ОМСУ).

-правомочия могли осущ-ся лишь во взаимосв. с центр. вл.

-закрепляется предмет ведения - ? мест. значения

-в пределах своих полномочий - сам-ность

-понятие «? мест. знач.» не раскрывается

на основе анализа 4-х К-й, в компетенцию мест. орг-в вл. входили:

*составление мест. бюджета;

*проведение кул-ых и хоз-ых мероприятий;

*исполнение пост. высших орг. вл;

*своевременное решение ? мест. значения на опр-ой тер-ии;

*распрост-ие и соблюдение З-ов на соот-щей тер-ии;

*защита гос-го порядка и общ-ой безопасности.

В К СССР-36 г. расширяла права местных Советов:

*рук-во деят-ью мест. орг.;

*поддержание гос-ого правопорядка;

*защиту З. и гр-их прав;

*упр-ие местным хоз-ым и кул-ым строительством, составление мест. бюджета.

*опр-ся границы компетенции мест. Советов

К. РСФСР-37 г. в сф.компетенции мест. Советов дублирует К. СССР-36 г.

К. ССCР-77 г. и респуб-их К.-78 г. сущ-но не изменило статус и компетенцию местных орг. вл.

-Советы - единая система.

-демокр-ий централизм (форм-ая сам-ть).

-90-х гг. ХХ в.

-концепция Советов как ОМСУ трансф-тся в теорию мест. (мун-ого) самоуп-ия.

19. Становление современ.

Вступ. в силу в апреле 1990 г. З. «Об общих началах МСУ и мест. хоз-ва в СССР» явл-ся первым актом в истории Советской власти, кот. в гос-ую систему вводилось местное самоупр-ие = реформирование сист МСУ:

* многочисл. коллизии

З. РСФСР от 10.10.90 г. № 228-I «О взаимоот-ниях Советов народных депутатов и исп-ных орг. в период проведения эк. реформы» и З. РСФСР от 21.11.90 г. № 343-I «О доп-ных полномочиях мест. советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям».

-увеличение полномочий Советов

-распоряд. ф-ции в исп. комитетах

в июле 1991 г. З. "О МСУ в РФ" - осн. правовой акт:

-фор-ние инст-ов МСУ на тер-ии Р.

-МСУ осущ-ся в гр-цах рн, г-ов, рн. в г-ах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Принятие З. привело к внесению изм. в К. СССР и РСФСР

*К. РСФСР-78: раздел «О МСУ в РФ» предусм.:

- МСУ - сам-ое решение гр-ми всех ? мест. значения ч/з избираемые ими органы или непосредственно, выполнение решений вышестоящих органов гос-ой вл, принятых в пределах их компетенции, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за ОМСУ материальных и фин-ых ресурсов».

- уст. МСУ осущ-ся населением ч/з предст-ные орг. вл. — мест. Советы нар-ных деп-тов.

- кардинальное изм. концепции МСУ,

- четкое разграничение статусов мест. Советов и мест. админ-ции.

- регулир. полномочий ОМСУ на соот. ур-ях

- эк-кая и фин-ая основа МСУ

- соподчиненность (по вертикали) пред-ых орг. и мест. адм-ции.

- решения Совета м.б. отменены вышестоящим Советом,

- мест. админ-ия подотчетна

*правовая основа рос-кой госуд-сти в нач.90-х - противоречива (совет строй и новая жизнь)

Указы Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 «О реформе МСУ в РФ»,

*от 27.10.93 г. № 1797 «Об утверждении осн. положений о выборах в ОМСУ»,

*от 21.04.94 г. № 557 «О мерах по обеспечению реформы МСУ», провозгл.:

- общепризнанные пр. МСУ,

- но восстановили советскую практику назначения гл. мест. адм-ии по вертикали.

В КРФ-93 + принятия ЗМСУ от 28.08.95 г.:

-нов. организационно-территориальная структ. МСУ.

-общ-ой и гос-ой теории МСУ (больше Общ-ой).

-ОМСУ наделены публично-властными полном-ми,

-не рассм-ся как орг. гос. власти.

20. система и ф-ции МСУ

МСУ (ст.1 ФЗ) – форма осущ народом своей вл, обеспеченная в пределах, уст. КРФ, ФЗ, а в случаях, уст ФЗ, - также Зsb РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Функции – основные направления муниципальной деятельности:

1.решение вопросов местного значения,

2.осуществление отдельных гос полномочий,

3.управление публичным имуществом, в т.ч. частью нераспределенного публичного имущества до его распределения по уровню публичной вл.,

4.повышение активности населения по решению ? жизнедеятельности.

Система МСУ – система институтов, через которые население решает ? мест значения.

1.институт демократии

•ф. непосредственного осуществления населением МСУ

•ф. участия (публичные слушания, опросы граждан)

2.органы и должностные лица МСУ

*обязательные:

-прдст-ые орг (искл. сход)

-гл. МО

-мест. адм-ия

*необяз-ые

-контрольные орг МСУ (рег-ся ЗМСУ)

-на усм. МО

3.тер осущ МСУ – оформленное в порядке, уст. З о МСУ, форма имущ участия населения в реш ? местного значения:

-принимают не обяз. решения

-ч/з собрания, конференции

-может осущ-ся в пределах любых тер-ий, но меньше чем тер-ия МО (подъезд, сел. населенный пункт)

-ТОС созд. с момента регист. Устава в уполном. орг.

-порядок регист. опр-ся предст-ым орг (не явл-ся регист ЮЛ)

-если яв-ся ЮЛ, то подлежит гос. регистр как НекомОрг.

4.меж/мун-го сотрудничества (ст.8 и гл. 9 ФЗ-131)

•политическое

суть: совместная защита интересов и обмен опытом в МО

формы:

1). Создание советов МО РФ – обязат.

-создан, если вошло 2/3 МО суб.

2). Единое общероссийское объединение МО:

-создан, если вошли 2/3 Советов Суб.

-представляет кандитатов в Конгресс регион. вл. Евр.

3). Создание др объединений МО

* по тер-му признаку:

-Союз городов Заполярья

*по типам МО:

-Союз Рос. г-ов (более 80)

* по иному:

- Ассоциация шахтерских г-ов

На практике: общерос объед по видам МО; тематич объед; региональные/межрегион.

•хозяйственное

формы:

1).создание межмуниц хоз обществ (ЗАО и ООО)

2). межмуниц печатные СМИ

3). создание некоммерческих организаций МО

4). создание межмуниц объед

5). заключ Д и соглашений в целях объед фин средств, мат и др ресурсов для реш ? местного значения.

21. Территориальная организация МСУ

•охват муниц рай-ми и гор округами (+ гор фед знач) всей сухопутной тер страны.

•охват по общему правилу всей населен тер гор и сельскими посел-ми (+ гор округа)

•наличие 2х типов МО на всей сухопутной тер, кроме гор округов и гор фед знач – поселения (гор/сельское); муниц р-он.

•учёт мнения населения при изменении границ МО

М.рн.

-гор. поселение

-сел. поселение

*в1-м послении-нес-ко насел. пунктов

*даже если поселение 1- вкл тер-ию поселения + др. тер-ии

-допускается наличие межселенных тер-ий(нет насления), т.е. тер-ий не вх.в состав послений

*на тер-ях с низк. плотностью населения

*на труднодост. тер-ях

в ЗМСУ допуск.:

*что в поселении с числ не более 100 чел, располож на тер-ии с низк. плотностью насления или в труднодост. местн-ти на сходе гр-не м. вынести реш. об упразднении посления.

*Окончательное реш. принимается З. суб

*МСУ на этой тер-ии б. осущ-ть орг. МСУ МО

Виды МО:

1) сел посление - одни или нес-ко населн. пунктов

2) гор поселение - гор или поселок, в кот. МСУ осущ-ся непосредст или ч/з орг. МСУ

*помимо баз г-да или поселка могут вх. сел населен. пункты

* гор или послок м.б. только 1

*тер-ия гор поселения не м. отстоять от гр-иц город. черты на произвольное растояние

3) М.рн.

неск-ко послений или посление и межселенных тер-ий, объед. общей тер-ей

* требование к транспортной достпуности (в теч. раб. дн. туда-обратно)

-не прим. к тер-ям с низкой плотн. населения, в отдален. и труднодост. местн.

*опр-ся понятие админ. центра

-админ центр м. не вх. в состав тер-ии рн, хотя и б. гр-ах рн. (Мск, СПб)

4) ГО

*гор. поселение, кот не вх. в состав м.рн. и орг. МСУ, кот осущ-ют полномочия по реш.? мест. значения и посления и рн.

*те же правила, что я для опр. гр-иц гор. посления

*спец. критерии наделения гор. посления статусом ГО

-наличие необходимой инфраструкт. для реш. всего объема ? мест. значения, как у самого ГО, так и у рн.Ю оставшегося без этого округа.

5) внутригор. МО г-ов фед. значения

* ФЗ о них ничего не говрит, кроме того, что они есть

*их гр-цы опр-ся З. суб. г-ов фед. Значения

22. Границы МО:

*гр-цы МО, их наименование и само наличие соот МО опр-ся З. суб РФ.

*при этом суб РФ не регулирет порядок и критерии уст. границ МО, а только прим. фед. регул.

*после их опр-ия, возможны тер-ые изм.

1)Устанавливаются и изменяются в соответствии со след требованиями:

•тер-и всех поселений, за искл тер-й городских округов, а так же возникающие на тер-ях с низкой плотностью населения межселенные тер-и входят в состав муниц районов;

•в состав тер-и городс поселения м. входить 1 город или 1 поселок, а тж в соответствии с генеральным планом городс поселения тер-и, предназначенные для развития его соц, транспортной и иной инфраструктуры

•в состав тер-и сельского поселения м. входить 1 сельский насел пункт или поселок с числ-тью населения <1000 чел и(или) объединенные общей территорией нескольких сельских насел пунктов с числ-тью населения >1000 чел каждый

•сельский насел пункт с числ-тью нас-я >1000 чел вх в состав сельского поселения;

•в соответствии с З. суб. РФ статусом сел. поселения с учетом плотности населения суб-та и доступности тер-и поселения м. наделяться сельский населенный пункт с численностью населения >1000 чел

•адм центром м. рн м/ считаться г. (поселок), имеющий статус ГО и расположенный в границах м. рн;

•границы сел-го поселения, в состав кот. вх. 2 и более населенных пункта уст-ся с учетом пешеходной доступности до его адм центра и обратно в теч. раб. дн. для жителей всех населенных пунктов, вх. в его состав, а гр-цы м. рн - с учетом транспортной доступности до его адм центра и обратно в теч рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав

•тер-я населенного пункта д. полностью входить в состав территории поселения;

•тер-ия ГО не вх. в состав тер-ии м.рн.;

•границы м. рн уст-ся с учетом необходимости создания усл-й для решения ? местного значения межпоселенческого х-ра органами МСУ м. рн, а тж для осущ-я на всей тер-и м.рн. отдельных гос полномочий, переданных указанным органам ФЗ и З-ми суб. РФ;

•тер-я поселения д. полностью входить в состав территории муниц района.

2)Наделение городс поселения статусом городс округа осущ-ся З-м Sb РФ при наличии сложившейся соц, трансп и иной инфраструктуры, необходимой для самост решения органами МСУ городс поселения установленных ст.16 ФЗ ? мест значения городс округа и осущ-я отдельных гос полномочий, переданных указанным органам ФЗ-ми и З-ми Sb РФ, а тж при наличии сложившейся соц, трансп и иной инфраструктуры, необходимой для самост решения органами МСУ прилегающего муниц района установленных ст.15 ФЗ ? мест значения муниц района и осущ-я ими отдельных гос полномочий.

23. порядок изм. гр-иц

Виды тер-ых изм.

1. изм. границ МО

-осущ-ся З. суб. по инициативе населения, ОМСУ. орг. гос. вл.

-инициатива населения осущ-ся в той же процедуре, что и проведение мест. референдума

-инициатива орг, оформл. решением соотв. орг.

2. -изм. гр-иц м.рн., влекщее отнесенеие тер-ий отдельных поселение и насел. пунктов к тер-ям др. м.рн., осущ-ся с согласия населния путем голования или схода, с учетом мнения пред-ых орг. м.рн.

3. изм. гр-иц послений, влекущее отнесение тер-ий их населн. пунктов к др. тер-ям, осущ-ся только с согл. насления данных наслен. пунктов, путем голования или на сходе, с учетом мнения пред-го орг.

4. изм. гр-иц м.рн и послений, не влекущее отнесение тер-ий к др. тер-ям , осущ-ся с учетом мнения гр-ан, соот рн. или посления

5. уменьшение числ. населения сел. населенных пунктов менее чем на 50% относительно мин. численности населения, уст. ЗМСУ, не яв-ся достаточным основанием для инициирования ОМСУ процедуры изм. гр-иц

виды и ф-мы учета мнения населния:

1) голосование по ? изм. гр-иц МО, преобраз. МО, рег-ся ст.24

прим. фактически теже правила, что и для референдума

Искл.:

1. долж. лица имеют пр. агитировать за то или иное реш.

2. обязат. сила реш., принятого на голосовании означает только невозм-ть проведения такого тер-го изм. против кот. население проголосвало, т.е. кот. не поддержало, но не означает обяз-ть орг. гос. вл. суб. РФ провести то изм, кот население поддержало или инициировало

2) учет мнения пред-го орг.

при принятии реш вообще не играет роль

3) согласие, выраж. пред-ым орг.

- блокирование изм, согласие носит императивн. хар-р

-при реализации разновидности изм. различные ф-мы учета мнений населения м. сочет.

-если тер-ые изм. касаются, такого изм. кот прямо непрописан в ст.12-13.2 все равно нужен учет мнения населния, но здесь м. прим. ф-му публ. слушаний, опросов,т.е. неимперативной ф-мы

*разделение насел. пунктов, влекущее не соотв. МО уст-ым требованиям, осущ-ся одновременно с принятием реш. об изм. гр-иц или преобразовании МО

*Прав-вом РФ утв. Распоряж. от 25.05.2004 №707, согл кот. даны перечни суб. с высокой/низк плотностью населения

24. тер-ые преобразования

Любые тер-ые преобразования МО требуют учета мнения населния

К.РФ предписывает учет мнения только при изм гр-иц, З. рег-ие и практика понимают это расширительно и любые тер-ые преобразования требуют учета мнения гр-ан в той или иной ф-ме

-ф-ма уст. приминительно к конкретной разновидности тер-го преобразования

(в зависимости от вида тер-го преобразования и конкретного содержания)

преобразование:

1.-объед. МО

-разделение МО

-изм. статуса г.посления или лишение статуса ГО

2. Любые тер-ые преобраз. МО окончательно оформл-ся З.суб. РФ.

инициатива может исходить от орг. гос. вл., орг. МСУ, населения

3. *инициатива населения реализ как и для референдума

*инициатива ОМСУ, орг. гос. вл. - оформляется решением соотв. орг.

4. З. суб. не вст. в силу во время изб. кампании по выбрам в ОМСУ или в период кампании мест. референдума

5. объед 2-х и более послений, не влекущее изм. гр-иц, осущ-ся с согласия населения каждого поселения, выраж. пред-ым ОМСУ

6. объед. поселений с ГО осущ-ся согл. населения и ГО, выраж пред-ым орг., с учетом мнения населения м.рн., выраж пред-ым орг. соот. м.рн.

-при этом поселение утраивает статус МО.

-объед. г.поселения с ГО осущ-ся с одновремен. изм. адм-тер устройства суб РФ

7. объед 2-х и более м.рн., не влекущее изм. гр-иц иных МО, осущ-ся с учетом мнения населения, выраж пред-ым орг м.рн.

8. разделение послений, влек. образование 2-х и более поселений, осущ-ся с согл. населения каждого из образуемых поселений, выраж путем голосования или на сходе гр-ан

9. разделение М.рн. осущ-ся с учетом мнения населения, выраж пред-ым орг. м.рн.

10. изм. статуса г. посления в связис наделением его статуса ГО либо лишением такового осущ-ся З. суб РФ с согл населения соот. г. посления, а также с согл. населения м.рн., из кот. оно выделяется - путем голосования (раздельного голосования)

11. преобразование МО влечет создание вновь образ. МО

упраздение:

-допуск. на тер-ях с низкой плотностью населенияи в труднодост. местностях, при численности не более 100 чел при принятие такого реш на сходе гр-ан

-тер-я упраздненного посления вх. в состав м.рн. в качестве межпослен. тер-ий

-осущ-ся З.суб.

- упраздение осущ. с учетом мнения населения м.рн., выраж пред-ым орг.

создание послений на межпосленных тер-ях:

-З.суб. по инициативе гр на сходе, проживающих на межсел тер-ях, ОМСУ, орг. гос. вл.

-реш. оформляется реш. схода гр-ан

-инициатива орг. оформляется реш соотв. органа,

-согл. населения м.рн., выраж. пред-ым орг. м.рн.

25. Состав компетенции МСУ

Состав компетенции МСУ.

вкл.:

1. комп. по реш.? мест. значения

2. комп. по осущетс. отдельных гос. полномочий, кот орг. МСУ наделены З.

3. комп. по участию в осущ-ии отдельных гос. полном. на добровольн началах (ст.20)

- участ. добровольно и за свой счет, если принято реш. соот. пред-го ОМСУ:

*содейтсвие нац-кулму развитию

*созд. неотложной мед помощи

*созд усл. для развитий мест. туризма

*иные

*внезависимости от наличия положений в ЗМСУ, ОМСУ вправе уст. доп. меры

4. пр. сам-но осущ-ть полномочия неотносящ-ся к числу гос. и неотносящ. к ? мест. значения

а) некот полномочия прямо перечисл. в ЗМСУ

*создание музеев

б)даже если полномочия нигде не ук, при наличии мат и фин ресурсов ОМСУ вправе сам-но принять соот. Полномочие

26. ? местного значения - ? непосредственного обеспечения жизнедеят-ти населения

1. реш. ? мест. значения - обязанность МО

2. перечисленные ? мест значения для посления и м.рн. не совпадают

3. перечень ? ГО яв-ся суммой ? посления и мн.рн.

4. не допускается:

-рук-во со стороны рн. послением

-возложение на посление ? мет. значения рн.

5. допускается:

-передача ? мест значения м/у рн. и поселением

-ф-мой такой передачи яв-ся согласие

6. МСУ сам-но в реш ? мест. значения

7. хотя контроля за целесообразностью реш ? мест. зн. не предусм., этот контроль фактически осущ-ся в рамках мероприятий по оценке эф-ти деят-ти орг. МСУ

8. в отличие от регул. прлошлым ЗМСУ сейчас перечень ? мет. занчения яв-ся зактрытым

содержание ? мест. значения.

-предметная сфера

-сл. обозначающие суть деят-ти в этой сфере (для опр. предметной обл.)

9. поск-ку сами ? мест. зн.- предметы ведения, они реализуются ч/з полномочия:

-имеющие системообр. хар-р, для ф-ия МО как публ-властного суб.

-кот. яв-ся общими для реш. значительного числа? мест. зн.

-кот. св. с ограничевающим воздействием со стороны МСУ на гр-пр отношения

10 оценка эф-ти деят-ти ОМСУ

-перечень показателей для оценки эф-ти (Ук. Пр-та)

-доп. перечень показателей и методика оценки (Пост. Прав-ва)

27. принципы:

1. общеправовые

2. компитенционные

3. организационные

4. финансово-эк.

5. тер-ые

компетенционные

1. сам-ые реш. населением ? мест. значения:

а) порядок реш ? мест. значения населением опр-ся сам-но, но при этом допускается уст. ФЗ полномочий ОМСУ по реш ? мест. значения

ст.17, ч1.1

б) к-л З-ы не могут содержать положений, опр-ий объема расходов за счет средств мест. бюджета (ст.18)

2. разграничение компитеции м/у видами МО:

-рн

-поселение

3. наделение орг. МСУ отдельными гос полномочиями только З (ст.19)

29. наделение отдельными гос полномочиями

1. полномочия. кот ОМСУ наделены - обяз для их осущ-ия

отказ возможен лишь в случае несоответ. наделения полномочиями требований ст.20

2. ед-ой ф-ой наделения орг. МСУ гос. полномочий яв-ся З.

-З. должен содержать опр-ый объем регулирования, с обязательным указанием объема того, что д.б. в З.

3. ед допустимой ф-ой финансового обеспечения исп. ОМСУ отдельных гос. полномочий яв-ся субвенция, т.е. целевое перечисление средств из бюджета

-субвенции из фед бюджета передаются ч/з бюджет суб-та РФ

-ОМСУ вправе добровольно исп. собственные средства при осущ-иигос. полномочий

- вся совокупность субвенции, предусм. в фед бюджете или ф бюджете суб. назыв. "фонд компенсаций"

4. по общ. правилу наделение ОМСУ отдельными гос полномочиями, осущ-ся на неограничен срок

- на ограничен срок, только если само полномосие ограничено сроком

- полномочие, кот передано на неогр. срок, должно ежегодно подтверждаться

- спец. механизм подтверждения

- полномочие считается сохраняющимся в след году, только если в бюджете суб/фед предусм. субвенция на ее осущ-ие

5. не все гос полномочия могут передаваться для осущ. МО

-передача фед полномочий ограничена только здравым смыслом

- полномочие кот. передано суб РФ, м.б. передано МСУ только если в ФЗ-ом, кот. передал полномочия, такое допускается

-собст полномочия суб РФ могут передаваться без ограничений

6. по общему правилу, отдельные гос полномочия передаются ГО и м.рн., при этом нет запрета для передачи их ОМСУ послений

- не обяз-но наделять отдельными гос полномочиями все МО опр-го типа, можно прямо указав в З.

30. Виды: меж/мун-го сотрудничества (ст.8 и гл. 9 ФЗ-131)

•политическое

суть: совместная защита интересов и обмен опытом в МО

формы:

1). Создание советов МО РФ – обязат.

-создан, если вошло 2/3 МО суб.

2). Единое общероссийское объединение МО:

-создан, если вошли 2/3 Советов Суб.

-представляет кандитатов в Конгресс регион. вл. Евр.

3). Создание др объединений МО

* по тер-му признаку:

-Союз городов Заполярья

*по типам МО:

-Союз Рос. г-ов (более 80)

* по иному:

- Ассоциация шахтерских г-ов

На практике: общерос объед по видам МО; тематич объед; региональные/межрегион.

•хозяйственное

формы:

1).создание межмуниц хоз обществ (ЗАО и ООО)

2). межмуниц печатные СМИ

3). создание некоммерческих организаций МО

4). создание межмуниц объед

5). заключ Д и соглашений в целях объед фин средств, мат и др ресурсов для реш ? местного значения.

31. Советы МО суб РФ

- в каждом суб-те РФ обр-ся совет МО суб РФ

- создан если вошло 2/3 МО суб РФ

- в соот. с ФЗ "о НекомОрг", прим к ассоциациям

- опр-ся З. суб.

- съезд (собрание) утв:

* устав совета МО суб РФ

* опр размер и порядок уплаты членских взносов на осущ-ие деят-ти совета и содержание орг.управ-ия совета МЛ

* изб. орг. управления совета МО суб РФ

* осущ-ет иные полномочия, опр-ые уставом совета МО суб

- совет МО суб. не вправе вмешиваться в деят-ть МО, ограничивать их деят-ть

32. Межмуниц. объединения, хозяйственные общества, некоммерческие организации

Межмуниципальные орг.

1).создание межмуниц хоз обществ (ЗАО и ООО)

2). межмуниц печатные СМИ

3). создание некоммерческих организаций МО

4). создание межмуниц объед

5). заключ Д и соглашений в целях объед фин средств, мат и др ресурсов для реш ? местного значения.

1)Представительные органы МО для совместного решения ? мест значения м. принимать решения об учреждении межмуниц хоз обществ в форме ЗАО и ООО;

2)Межмуниц хоз общества осущ свою деят-ть в соответствии с ГК РФ;

3)ОМСУ могут выступать соучредителями межмуниц печатного СМИ.

Некоммерческие организации

1)Представительные органы МО могут принимать реш-я о создании некоммерч орг-ций в форме автономных некоммерч орг-ций и фондов;

2)Некоммерч орг-ции МО осущ свою деят-ть в соответствии с ГК РФ и ФЗ о некоммерческих организациях.

33. ОМСУ: понятие, структура, правовые основы

ОМСУ — избираемые непосредственно населением и(или) образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению ? местного значения.

Согласно п.1 ст.34 ФЗ структуру ОМСУ составляют

•представительный орган МО,

•глава МО,

•местная адм-ция (исполнительно-распорядительный орган МО),

•контрольный орган МО,

•иные органы и выборные долж лица МСУ, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению ? местного значения.

Правовые основы

1)Конституция РФ,

2)общепризнанные принципы и нормы МнП, междунар договоры РФ,

3)ФКЗ,

4)ФЗ от 6 окт 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», другие ФЗ, издаваемые в соответствии с ФЗ, иные НПА РФ (указы и распоряжения През РФ, постановления и распоряжения Правит РФ, иные НПА федер органов исп вл)

5)К-ии (уставы), З и иные НПА Sb РФ,

6)уставы МО,

7)решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

8)иные мпа.

34. Представительный ОМСУ: порядок формирования, состав, структура, акты, досрочное прекращение полномочий

Порядок формирования

По общему правилу предст-ный орг. фор-ся путем прямых выборов. Но для предст-ого орг м.рн есть 2й вариант – включение в состав представительного органа м.рн. представителей от ОМСУ поселений на тер-и этого рн, а именно главных поселений, и в равном кол-ве от каждого поселения депутатов предст-ных орг. поселений.

Представительный орган муниципального района:

1.м. состоять из глав поселений, входящих в состав муниц района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от числ-ти населения поселения нормой представительства;

2.м. изб. на муниц выборах на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от 1 поселения, не м. превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниц района.

Состав: состоит из депутатов, избираемых на муниц выборах.

Структура: председатель, заместители, депутатские комитеты или комиссии по основ напр-ям деят-ти, фракции по партиийн принадлежности и иные депутатские группы.

Досрочное прекращение полномочий:

1)роспуск

2)принятие данным органом решения о самороспуске

3)вступление в силу реш-я соответственно верховного суда республики, края, области, города федер значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа МО, в т.ч в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4)преобразование МО

5)утрата поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;

6)увеличение численности избирателей МО < чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ МО или объединения поселения с городским округом.

НПА представительного органа МО, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, м.б внесены на рассмотрение представительного органа МО только по инициативе главы местной адм-ции или при наличии заключения главы местной адм-ции. Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган при-нимает решения коллегиально.

35. Исключительные полномочия представительного ОМСУ

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниц собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

36. структура Пред-ый орг

численность:

-не более 10% депутатов могут раб на пост. основе

-менее 10% - 1 депутат на пост основе

*пред-ый орг поселения, ГО, внутригор МО - фор-ся на муницип. выборах

*при формировании пред-го орг. м.рн.:

а) изб-ие на выборах, приэтом 1 посление не может изб-ся более 2/5 пред-го орг. рн

б)в пред-ых орг рн. вкл. равное от каждого поселения кол-во депутатов, пред-ых орг поселений, а также Гл. поселений

-пред-ые орг. осущ-ют полномочия при изб. не более 2/3 заседания правомочных, если пристут 50 и более % от числа изб-ых депутатов

-Устав может повысить эту планку

-если числен-ть изб-ей не более 100 чел, то полномочия пред-ых орг осущ-ся сходом

перечень искл. полномочий ПО:

-внутр. деят-ть рег-ся регламентами

-в пред-ых орг. может создаваться комитеты и комиссии по направлению деят-ти

- созд. фракций не распростр.

- возможно наличие аппаратов

- в ряде МО фун-ии аппарата пред-го орг выполняет аппарат админи-ции

37. Пр статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица МСУ

обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий уст-ся уставом МО и не может быть < 2 и >5 лет.

Полномочия 1) депутата, члена выборного ОМСУ – со дня его избрания, прекращаются – со дня начала работы выборного ОМСУ нового созыва.

2) выборного должностного лица МСУ начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность new.

Выборные долж-е лица МСУ не м.б депутатами ГД ФС РФ, членами СФ ФС РФ, депутатами Здат (представительных) органов гос власти суб. РФ, занимать иные гос должности РФ, гос должности sb РФ и гос должности гос службы и муниц должности муниц службы.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе не вправе заниматься предпр-ой, а также иной оплачиваемой деят-ю, за искл. педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии прав при привлечении к уголовной или адм ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются ФЗ.

Не м. б. привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и др действия, соответ их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена ФЗ.

Полномочия прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства ин гос – участника МнД РФ, в соответствии с кот ин гр-н имеет пр быть избранным в ОМСУ;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМСУ.

38. Глава МО – высшее должностное лицо МСУ

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации