Кагарманова А.И. Уч.пос. по Истории социальной педагогики - файл n1.doc

приобрести
Кагарманова А.И. Уч.пос. по Истории социальной педагогики
скачать (798 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc798kb.09.09.2012 02:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА



1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики».

2. Методологические подходы при изучении курса.

3. Источники социальной педагогики.
1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»

История как самостоятельная отрасль занимает в социальной педагогике особое место: она составляет ее теоретический фундамент. Обращение к истории педагогики и социального воспитания позволяет уяснить взаимообусловленность взаимодействия государства, общества и личности, нуждающейся в социально-педагогической поддержке в процессе социализации; единство социально-педагогической теории и практики в становлении и развитии этого направления; диалектику взаимодействия государства, общества и личности как основных субъектов процесса социализации и т.д.

Социальная педагогика развивается в тесной связи с социально-педагогической деятельностью. Важнейшими элементами социально-педагогической деятельности выступают ее объекты и субъекты (семья, школа, церковь, государство и др.). Их выявление, анализ структуры, особенностей и определение основных функций также составляют важный блок историко-педагогического исследования.

Рассматривая историю развития социального воспитания и социальной педагогики, философы и педагоги разных эпох пытались ответить на вопросы:

– В какой степени воспитание может повлиять на формирование личности человека?

– Как следует воспитывать человека, чтобы максимально приспособить его к жизни в обществе?

– Кто именно должен заниматься этой деятельностью?

– Насколько способно воспитание сформировать людей, которые смогли бы не только приспособиться к существующим социально-экономическим условия, но и изменить их в лучшую сторону?

Таким образом, объектом истории социальной педагогики выступает мировая теория и практика социально-педагогической деятельности, а ее предметом – генезис социально-педагогического процесса.
Задачи курса:
– получение системы знаний о развитии теории и практики социальной педагогики;
– знакомство с основными закономерностями развития социального воспитания в ведущих странах мира;
– повышение уровня социально-педагогической культуры студентов;
– знакомство с лучшими традициями мировой и отечественной гуманистической педагогики и др.


2. Методологические подходы при изучении курса

При изучении курса «История социальной педагогики» необходимо выделить основные методологические подходы, среди которых следует отметить:

1. Культурологический подход.

2. Аксиологический подход.

3. Системный подход.

Методология культурологического подхода позволяет рассматривать главную проблему социальной педагогики в общекультурном и социальном контексте: интеграция личности с национальной и общечеловеческой культурой в конкретно-историческом сообществе в систему социально-ценностных (общественных) отношений, принятых в нем. Логика культурологического подхода основывается на признании интеграции и единства национальной и общечеловеческой культуры основополагающим фактором становления и развития личности как социальной единицы общества. Следуя этой логике, можно утверждать, что воплощение достижений мировой культуры, как единства и гармонии национальной и общечеловеческой, составляет главную задачу, фундамент и содержание процесса социализации и потому должно осуществляться во всех педагогических и социально-педагогических системах и составлять один из ведущих критериев их деятельности.

Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как человек рассматривается в них как высшая ценность и самоцель социального развития. Ценностный подход позволяет рассматривать социально-педагогические проблемы в свете основных задач гуманизации, что и создает условия для объективного разрешения проблемы социализации личности в целом, гармонизации ее взаимодействия с обществом в частности. В основе ценностного подхода лежит понимание и утверждение непреходящей ценности человеческой жизни, признания высокой значимости индивидуального личностного начала в человеке, образования и социализации как важнейших средств его развития.

Системный подход является обязательным условием для достижения объективности историко-педагогического знания. Система обладает более высокими возможностями, чем отдельно взятый элемент, что объясняет приоритетность его применения в науке и практике. Сущностью и ядром системного подхода стало интегральное и многомерное измерение явлений во времени и пространстве, во взаимодействии его внутренних и внешних связей. Не менее важный аспект системного подхода состоит в исследовании генезиса социально-педагогической практики в контексте соответствующего общества.
3. Источники социальной педагогики

Одним из первых источников социальной педагогики является историко-педагогическая практика народа по подготовке молодых поколений к самостоятельной жизнедеятельности, а первой формой социально-педагогического знания народная педагогика.

Известно также, что первые научные педагогические знания зарождаются в недрах философских учений и концепций: философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и познания (мышления) не может пройти мимо вопросов подготовки молодых поколений к самостоятельной деятельности. Поэтому философское знание составляет важный источник формирования и развития социально-педагогических теорий, систем и концепций: оно определяет их методологический фундамент, а в целом философские учения и школы выполняют общеметодологическую функцию в теории и практике социальной педагогики.

Еще одним важнейшим источником развития социальной педагогики является теория педагогики в целом и социальной в частности. Выдающихся педагогов прошлого можно уверенно назвать провозвестниками социальной педагогики.

В 1920-1930-е гг. в СССР интенсивно развивалась отрасль педагогики, которая именовалась педологией наука о комплексном изучении ребенка. Педология возникла в русле фундаментальной идеи: чтобы успешно осуществлять социальное воспитание ребенка, требуется получить синтезированное (интегративное и целостное) знание о нем, с учетом всех внутренних и внешних факторов. Отдельные науки медицина, психология, физиология, педиатрия, социология, этнография и др. подходили к ребенку со своих позиций, исследовали его в своем специфическом аспекте. Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в июле 1936 г. педология в СССР была ликвидирована.

Следующим источником социальной педагогики является «документальная основа» социально-педагогической сферы деятельности. Так, например, в первых основополагающих документах новой школы («Положение о единой трудовой общеобразовательной школе» и «Принципы единой общеобразовательной школы», 1918 г.) провозглашалось превращение школы в подлинно народную, что уже предполагает развитие социально-педагогического аспекта в образовании; повышение социального статуса учащихся и преподавателей; создание морально-психологического климата в школе, пронизанного гуманизмом, и т.д.

Следующим источником социальной педагогики является научное знание, педагогическая теория и практика, условно выделенные в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и государства, а также деятельность государственно-общественных организаций по решению проблем организационного и содержательного обеспечения процесса социализации своих граждан собственно педагогическими средствами.

Таким образом, знание теоретических основ курса «История социальной педагогики» помогает выявить основные тенденции и закономерности развития социального воспитания и образования в различные исторические эпохи, вырабатывает умение переосмысливать историко-педагогическое прошлое и настоящее в современных условиях.
Контрольные вопросы

1. Назовите объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики».

2. Перечислите основные методологические подходы при изучении курса.

3. Каковы источники социальной педагогики?
Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.8-10.

2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики) / Под ред. В.И. Беляева. М.: Гардарики, 2003. С.5-31.

3. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.3-9.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – С.96-99.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000. – С.4-6.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации