Хализев В.Е. Теория литературы - файл n1.doc

приобрести
Хализев В.Е. Теория литературы
скачать (487.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2098kb.15.03.2000 00:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
В.Е. Хализев

Теория литературы

Рекомендовано Министерством

общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших

учебных заведений
Москва «Высшая школа»

1999
УДК 82.9

ББК83

Х17

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

Кафедра теории литературы Тверского государственного университета (зав.

кафедрой д-р филол. наук проф. И.В. Фоменко); д-р филол. наук проф. Н.К. Гей

(Институт мировой литературы)

I5ВN 5-06-003356-2 © Издательство «Высшая школа», 1999

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование любым способом без согласия издательства запрещено.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I
О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10


1. Эстетическое как философская категория. Искусство как
создание эстетических ценностей 11

§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. Тематика искусства 26

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26

§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29

§ 4. ИСКУССТВО КАК САМОПОЗНАНИЕ АВТОРА 32

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

4. Автор и его присутствие в произведении 35

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «АВТОР». ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ АВТОРСТВА 35

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

§ 4. ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АВТОРА. ВДОХНОВЕНИЕ 40

§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41

§ 6. АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И АВТОР КАК РЕАЛЬНОЕ ЛИЦО 42

§ 7. КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ АВТОРА 44

5. Типы авторской эмоциональности 45

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49

§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. Назначение искусства 52

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58

1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58

2. Художественный образ. Образ и знак 58

3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60

4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62

5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64

Б. Литература и синтетические искусства 65

7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68

1. Герменевтика 69

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72

2. Восприятие литературы. Читатель 73

§ 1. ЧИТАТЕЛЬ И АВТОР 73

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78

3. Литературные иерархии и репутации 79

§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89

§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93

1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97

2. Мир произведения 102

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104

§ 3. ПЕРСОНАЖ И ПИСАТЕЛЬ (ГЕРОЙ И АВТОР) 110

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112

§ 5. ПОРТРЕТ 117

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127

§ 8. ВЕЩЬ 131

§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139

§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140

§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142

3. Художественная речь. (стилистика) 148

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152

§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153

§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155

4. Текст 157

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161

5. Неавторское слово. Литература в литературе 162

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170

6. Композиция 171

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172

§ 3. МОТИВ 174

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179

§ 7. МОНТАЖ 181

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183

§ 9. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ 185

7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192

1. Роды литературы 192

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195

§ 3. ЭПОС 195

§4. ДРАМА 198

§ 5. ЛИРИКА 202

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207

2. Жанры 209

§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209

§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223

Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225

1. Генезис литературного творчества 225

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230

2. Литературный процесс 233

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации