Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие
скачать (1591 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1591kb.09.09.2012 01:03скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Н. И. Леонов

Конфликтология

Учебное пособие

Рекомендовано советом У МО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальноcпи «Психология»

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва — Воронеж

2006

УДК 159.938 Главный редактор

ББК 88.53 Д. И. Фельдштейн

Л47 Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. Г. Асмолов И. В. Дубровина Н.Д. Никандров

B. А. Болотов М. И. Кондаков В. А. Поляков

В. П. Борисенков В. Г. Костомаров В. В. Рубцов

А. А. Деркач Н. Н. Малофеев Э. В. Сайко

А. И.Донцов

Рецензенты:

Кафедра социальной психологии

Самарского государственного педагогического университета

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук,

профессор А. А. Реан

Доктор психологических наук, профессор В. А. Якунин

Леонов Н. И.

Л47 Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд.,

испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социаль-

ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. —

232 с. — (Серия «Библиотека психолога»).

ISBN 5-89502-511-0 (МПСИ)

ISBN 5-89395-541-2 (НПО «МОДЭК»)
Настоящее пособие предназначено для курса «Конфликтология», который

является составной частью общего образовательного стандарта по отдельным

специальностям высших учебных заведений. В пособии обобщаются основные

подходы в изучении конфликта: социологический, психологический и социаль­

но-психологический. Краткий исторический очерк развития конфликтологии как

за рубежом, так и в России позволяет лучше понять ее современное состояние. Из­

ложению специфики конфликта как социального явления и закономерностям его

развития посвящены вторая и третья главы пособия. В пособии автором впервые в

отечественной конфликтологии излагаются результаты исследования индивиду­

ального стиля поведения в конфликте.

Данное пособие предназначено для студентов психологических, педагоги­

ческих отделений и факультетов вузов, психологов, педагогов и тех, кто заинте­

ресован в повышении своей компетенции в области психологии.

УДК 159.938

ББК88.53

ISBN 5-89502-511-0.(МПСИ)

ISBN 5-89395-541-2 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный

институт, 2003, 2006

© ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Российской академии образования (РАО), 2003, 2006

© Оформление. НПО «МОДЭК», 2003, 2006 Введение

Проблема конфликтов — очень важная социально-пси­

хологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная.

В отечественной и зарубежной литературе существуют

различные взгляды на конфликты, их природу, социальную

роль. Противоположные позиции представлены, с одной

стороны, теориями бесконфликтного, гармоничного разви­

тия социальных групп (такова, например, позиция основа­

теля социометрии Д. Морено) и, с другой стороны, воззрени­

ями на конфликты как явление естественное, неизбежное и

даже необходимое, поскольку они представляют собой одно

из проявлений всеобщего закона диалектического разви­

тия — едино на и борьбы противоположностей (например,

точка зрения К. Томпсона).

Многие годы учеными активно разрабатывается теория и

практика разрешения конфликтов. Так, во многих амери­

канских университетах "студенты не только изучают конф­

ликты — межличностные, групповые, производственные,

экономические, международные, но и участвуют в их прак­

тическом разрешении. Институт Джона Мейсона осуществ­

ляет подготовку студентов по специальности «менеджер по

конфликтам». Практическим разрешением конфликтов за­

нимается Институт мира. В 1986 г., названном Международ­

ным годом мира, Австралийская ассоциация содействия

ООН основала организацию по разрешению конфликтов

как часть ее Программы мира. Ее задача — вырабатывать и

внедрять навыки технологии разрешения конфликтов в лич­

ной жизни, на работе и в международных отношениях.

Конфликтология как наука сформировалась недавно, но

она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуаци­

ях, адекватно реагировать на действия окружающих людей

на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины

и динамику конфликтов, знание правил поведения в конф-

3 ликтных ситуациях необходимы каждому человеку, по­

скольку являются важными условиями гармонизации чело­

веческих отношений.

Особенно важна конфликтология для руководителей, ад­

министративно-управленческого персонала, педагогов, т. к.

руководство людьми, работа с ними изобилуют конфликт­

ными ситуациями. По данным социологических исследова­

ний, деятельность руководителя примерно на одну четверть

связана с разрешением конфликтов.

В настоящее время потребность в научном исследовании

причин, условий возникновения и способов регулирования

конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демо­

кратизация общественной жизни, глубокие преобразования

в экономических и политических отношениях, тем более

проводимые столь быстрыми темпами, естественно сопро­

вождаются многочисленными конфликтами. К тому же

ослабление и частичное разрушение прежних механизмов

социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых

очагов социальной напряженности. Межнациональные

конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная вы­

плата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция

стали реалиями нашей жизни.

Понятия «конфликт», «конфликтное взаимодействие»,

«коллизии» становятся в последнее время общеупотреби­

тельными не только в науке, но и в обыденной жизни. Пред­

мет «Конфликтология» содержится в перечне дисциплин го­

сударственного образовательного стандарта, что уже пред­

полагает постановку преподавания данного предмета на

фундаментальную основу. С другой стороны, при изучении

данного курса отмечается дефицит систематизированно из­

ложенных знаний. Наиболее последовательно сегодня в

психологии конфликта работают такие отечественные уче­

ные, доктора психологических наук, как А. Я. Анцупов,

Н. В. Гришина и Б. И. Хасан.

Социологические аспекты активно разрабатываются со­

циологами из Калуги под руководством А. К. Зайцева. С вы-

4 ходом в 1996 г. учебника для вузов «Социология конфликта»

А. Г. Зравомыслова начинается этап систематизированного

изложения проблемы конфликта. Так в 1998 г. вышло учеб­

ное пособие Д. М. Фельдмана «Политология конфликта»,

предназначенное для изучения конфликтов в политических

отношениях.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что конф­

ликтология сегодня — междисциплинарная наука, находя­

щаяся в нашей стране на начальном этапе своего развития и

уже востребованная практикой жизни.

Следовательно, необходимо научное обобщение пробле­

мы конфликта, т. к. в современных условиях российского

общества в психологической науке четко сформировалась

потребность как в фундаментальных, так и в прикладных

знаниях о закономерностях развития, способах предупреж­

дения и конструктивного разрешения конфликтов.

Целью написания данного учебного пособия является

необходимость сориентировать читателей в основных под­

ходах и направлениях исследования проблемы конфликта и

тем самым частичноликвидировать дефицит литературы по

систематизированному изложению данной проблемы. Глава 1

Становление конфликтологии

как отрасли научного знания

1.1. Развитие конфликтологии

за рубежом

Конфликт уже долгое время находится в центре внима­

ния зарубежных ученых. Исследования в этой области про­

шли путь от полного игнорирования данного понятия до

оценки конфликтов как важного и ценного явления, от

крайне незначительного внимания к нему со стороны струк­

турно-функциональных аналитиков до попыток создания

особой дисциплины — социологии конфликта.

В некоторых исследованиях духовным отцом теории кон­

фликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и

Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследова­

тели обращаются к его учению о противоречиях и борьбе

противоположностей.

Начало современным теориям конфликта положили ис­

следования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социоло­

га Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и аме­

риканских — Л. Смолла и У. Самнера. Наиболее известен

Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неиз­

бежное явление в общественной жизни, вытекающее из

свойств человеческой природы и присущего личности ин­

стинкта агрессивности.

Австрийский учёный Людвиг Гумплович (1838—1910)

поддерживает гипотезу о происхождении человека от мно­

жества независимых друг от друга приматов. Родство и раз­

личие по крови находят, по его мнению, соответствующее

б выражение в психике — чувствах взаимного тяготения соро­

дичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и

ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции

обусловливают групповую солидарность, а отрицательные —

межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам.

Л. Гумплович изображает историю человечества как ис­

торию войн, отмечает их положительную роль в развитии об­

щества.

Австрийский фельдмаршал Густав Ратценгофер

(1842—1904) рассматривал конфликт в качестве основного

фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпло-

вича он на первый план ставил не расовые противоречия, а

различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его

мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых

человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли лю­

дей. Г. Ранценгофер делает попытку доказать абсолютную

непримиримость и враждебность человека человеку, что яв­

ляется спецификой самой общественной жизни.

Американский исследователь Уильям Самнер

(1840— 1910) привычки и обычаи, общественно полезные,

нравственные и правовые нормы поведения пытался вывес­

ти из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за

свое существование. Коренной причиной всей человеческой

деятельности он считал их стремление к удовлетворению по­

требностей в голоде, сексе, общественном признании, а так­

же стремление избавиться от страха перед божествами.

Американский социолог А. Смолл (1854—1926) рассмат­

ривает конфликт как основной и универсальный обще­

ственный процесс. Он стремился доказать, что с развитием

общества интересы людей все более переплетаются, в ре­

зультате чего конфликт перерастает в социальное согласие.

Асоциальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам,

должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социали­

зации».

Все эти исследователи привлекли своими работами вни­

мание к проблеме конфликта, описали некоторые его фор-

7

мы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтни­

ческие конфликты, сведя к ним все остальные.

Термин «социальный конфликт» ввел в оборот немецкий

философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Г. Зим-

мель утверждал, что, можно, открыть ряд таких относитель­

но устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в осно­

ве всего многообразия социальных явлений. Такими форма­

ми были, по его мнению, конкуренция, конфликт, договор,

авторитет и некоторые другие отношения.

Центральной идеей этого учения является положение о

конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содей­

ствующем сближению и объединению людей. «...Сам по себе

конфликт есть разрешение напряжения между противопо­

ложностями», — пишет он (цит по: [8. С. 45]). В ходе взаим­

ной борьбы происходит сличение, сравнение. В итоге возни­

кает идентификация людьми своих особых интересов и осоз­

нание ими противоположности интересов — это обусловли­

вает противоборство.

Г. Зиммель предполагает, что возникающие внутри груп­

пы враждебные чувства скорее получают свое выражение,

если люди сознают стабильность своего положения, свою

безопасность. В таком случае конфликты наиболее вероят­

ны. Напротив, если взаимоотношения таковы, что их участ­

ники должны бояться их распада, тогда при возникновении

конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытес­

нять враждебные чувства, побуждающие к конфликтам.

Г. Зиммелю же принадлежит предположение, что эффек­

тивное средство сдерживания конфликта — сопоставление

сил, но это возможно чаще всего уже в самом конфликте.

С середины 20-х гг. XX в. интерес к конфликту, к теорети­

ческому анализу его проблем заметно снизился. Начинается

увлечение, особенно в Америке, эмпирическими исследова­

ниями. Обозначается тенденция зарубежной социологии к

психологизации социальных проблем. Анализ конфликта

заменяется исследованием разного рода частных конкрет­

ных случаев напряженности.

8 В 40-е гг. вновь пробуждается интерес к теоретическим

исследованиям (структурно-функциональный этап).

По мнению Парсонса, одного из представителей школы,

отстаивающей интегративную модель общества (по друго­

му — модель консенсуса, согласия), общество как стабиль­

ная система, находящаяся в равновесии, существует благо­

даря принимаемым с общего согласия нормам и ценностям.

В 50-е гг. начинается новый этап развития теории конф­

ликтов, который отмечен работами Л. Козера и Р. Дарендор-

фа, которые являются современными классиками конфлик­

тологии. Эти ученые предложили «конфликтную модель»

общества, развили понятие конфликта, сформулировали бо­

лее 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу

рассмотрения теории конфликта организационные взаимо­

действия (взаимоотношения внутри организаций). Их идеи

стали концептуальной основой современной парадигмы

конфликта.

По мнению Дж. Тернера, они продолжают развивать два

основных направления, заданных «родоначальниками»: Да-

рендорф представляет диалектическую теорию конфликта в

традиции диалектического подхода К. Маркса, а Козер —

конфликтный функционализм, развивающий идеи Г. Зим-

меля.

Особое значение имели работы американского социоло­

га Л. Козера, создателя классического определения социаль­

ного конфликта.

В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологиче­

ской ассоциации при ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы

социальных конфликтов. По результатам работы конферен­

ции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в од­

ном из университетов Англии был проведен симпозиум на

тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при

Мичиганском университете учредили Центр по исследова­

нию конфликтных ситуаций, начали выпуск ежеквартально­

го журнала «Проблемы разрешения конфликтных ситуа­

ций».

9 В 1970 г. в США при разведывательных организациях был

создан ряд исследовательских центров по разработке проб­

лем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был от­

крыт Институт изучения конфликтов.

В настоящее время интенсивность исследований конф­

ликтов возросла, но охват рассматриваемых вопросов стал

иным: объектами изучения стали взаимоотношения в кол­

лективах производственных компаний, с коллегами по рабо­

те, с руководством, в семье.

В 70—80-е гг. в США получило распространение движе­

ние под названием «альтернативное решение споров» (вмес­

то судов). Стали создаваться небольшие фирмы по разреше­

нию мелких споров, конфликтов. В этих центрах менеджеры

по конфликтам не дают своей оценки событиям, не выска­

зывают открыто рекомендаций, но способствуют анализу

ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек

зрения, поиску возможных решений и преодолению послед­

ствий конфликтов.

Практика работы этих центров свидетельствует, что пра­

вильно понятая информация, четко проведенный анализ

возникшей ситуации в значительной степени облегчают по­

иск взаимоприемлемых решений.

Деятельность зарубежных фирм показывает, что совре­

менным руководителям организаций и управляющим пер­

соналом, психологам необходимы знания и навыки управле­

ния конфликтными ситуациями, их прогнозирования, ре­

шения конфликтов.

1.2. Этапы развития

конфликтологии в России

В нашей стране теории конфликтов были мало известны,

т. к. зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы

одной из составляющих конфликтной модели общества,

10 частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали на­

учно-материалистическое содержание марксизма. В боль­

шинстве теорий противоречия и конфликты считались след­

ствием борьбы за существование.

В развитии отечественной же конфликтологии можно

выделить три этапа [7].

I этап — до 1924 г. Конфликт изучается в рамках филосо­

фии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как

самостоятельное явление.

II этап — 1924—1989 гг. Конфликт начинает изучаться

как самостоятельное явление в рамках сначала двух (право­

ведение, социология), а затем одиннадцати наук, но меж­

дисциплинарных исследований практически нет, хотя ин­

тенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот

этап включает четыре фазы. Первая фаза — 1924—1934 гг.

Появляются первые работы по проблеме конфликта в право­

ведении, социологии, психологии, математике, социобио-

логии. Вторая фаза— 1935—1948 гг.— характеризуется прак­

тически полным отсутствием публикаций. Это связано с

войной и обстановкой в стране в целом. Третья фаза —

1949—1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы

по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидат­

ских диссертаций, исследование конфликта как самостоя­

тельного явления начинается в философии, педагогике, ис­

торических и политических науках. Четвертая фаза —

1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по

проблеме конфликта, защищаются первые докторские дис­

сертации, из них 3 — по искусствоведению и по одной — по

математике и педагогике.

III этап — 1990 — настоящее время. Появляются первые

междисциплинарные исследования, конфликтология начи­

нает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается рез­

кое увеличение ежегодного количества публикаций (от 165

до 290 в год), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских дис­

сертаций, создаются центры, группы по исследованию и ре­

гулированию конфликтов.

11 Основные научные результаты совместных исследований

отечественных конфликтологов (отраженные в появивших­

ся публикациях):

— утверждение необходимости смены парадигмы бесконф­

ликтности конфликтологической парадигмой, которая

ориентирует массовое сознание на понимание неизбеж­

ности противостояния в социальных взаимодействиях и

его позитивно-функциональной роли в совершенствова­

нии и гармонизации этих взаимодействий;

— раскрытие роли конфликтологии в анализе социальной

диалектики как теории разрешения противоречий обще­

ства;

— обоснование общих методологических ориентиров экс­

пертизы, прогнозирования и регулирования социальных

конфликтов;

— прояснение природы конфликтов и основных механизмов

их развертывания.

В концептуальном аспекте:

1) применительно к социально-политическим конфлик­

там — анализ динамики и возможностей контроля поли­

тических конфликтов, причина возникновения которых

в России связана с противоборством тенденций демокра­

тизации и авторитаризма, формированием гражданского

общества, становлением многопартийности, трансфор­

мацией законодательства и права, с учащением проявле­

ний терроризма и т. п.;

2) по отношению к социально-экономическим факторам —

раскрытие конфликтогенного потенциала экономиче­

ской реформы, обусловленного трансформацией форм

собственности и сферы занятости, становлением пред­

принимательства, формированием его взаимоотноше­

ний с властями, между собой, с населением, изменения­

ми в положении, статусе, благосостоянии различных

профессиональных и демографических групп населения

и т. п.;

12 3) применительно к межэтническим конфликтам — рас­

смотрение проблемы этноконфликтологии исходя из со­

поставления принципов регулирования межнациональ­

ных коллизий в советском и постсоветском пространст­

ве, освоение мирового опыта предотвращения, транс­

формации и снятия этнических напряжений, противо­

стояний и идеологем разных типов.

В технологическом аспекте:

— критический анализ исторической практики насильст­

венного и ненасильственного разрешения социальных

конфликтов, подходов к их моделированию, институци-

онализации и урегулированию в современной зарубеж­

ной конфликтологии;

— выявление условий и способов предупреждения и разре­

шения конфликтных противоборств;

— обоснование необходимости и путей формирования экс-

пертно-консультационных служб, способных осуществ­

лять конфликтологический мониторинг и менеджмент, а

также обучение подрастающего поколения в духе конф­

ликтологической парадигмы и соответствующей ей жиз­

ненной позиции;

— анализ практики формирования и осуществления обра­

зовательных программ и тренингов в области конфлик­

тологии на основе учета международного и отечественно­

го опыта подготовки конфликтологов.

Вопросы для обсуждения

на практических занятиях

Тема 1: Конфликтология в системе

социальных наук

1. Конфликтология — наука или учение?

2. В чем суть междисциплинарного подхода к изучению

конфликтов?

3. Методология и методы конфликтологии.

13 Список рекомендуемой литературы

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: междисциплинарный подход /

А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов. — М.: Гардарика. 1997.

2. Гостев, А. Н. Эволюция сознания в разрешении глобальных

конфликтов / А. Н. Гостев. — М., 1993.

3. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмит­

риев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. — М., 1993.

4. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии /Д. П. Зеркин. — Ростов

н/Д, 1998.

Тема 2: История развития конфликтологии

1. Основные тенденции развития конфликтологии за рубе­

жом.

2. Какой вклад внесли в развитие конфликтологии Л. Гумп-

лович, У. Самнер?

3. Этапы развития конфликтологии за рубежом и в России.

Список рекомендуемой литературы

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: междисциплинарный подход /

А. Я. Анцупов, С. В. Прошанов. — М.: Гардарика, 1997.

2. Здравомыслов, А. Г. Фундаментальные проблемы социологии

конфликта и динамика массового сознания / А. Г. Здравомыс­

лов II Социол. исслед. — 1993. — 8.

3. Иванов, В. И. Конфликтология: проблемы становления и раз­

вития / В. И. Иванов // Соц.-полит. журн. — 1994. — 7—8. Глава 2

Проблема конфликта:

междисциплинарный подход

Интенсивное развитие социальных процессов

XVII—XIX вв. дало мощный импульс для размышлений и

теоретических выводов, классовая борьба рассматривается

как одна из форм конфликта. Все это ведет к тому, что конф­

ликт становится одним из объектов исследования науки со­

циологии, которой и принадлежит пальма первенства в спе­

циальном изучении проблемы конфликта.

2.1. Социологический подход

Социология конфликта с самого начала противопостави­

ла себя социологическим теориям системного типа. С мето­

дологической и исторической точек зрения этот этап разви­

тия конфликтологии очень важен.

Функционалистская бесконфликтная модель общества,

особенно популярная в 30—40-е гг., была разработана в рам­

ках структурно-функционального анализа, основоположни­

ком которого был Талкотт Парсонс.

Исходным пунктом структурно-функциональной теории

является принцип системного строения общества. Парсонс

рассматривает общество как целостную систему, состоящую

из множества функционально взаимосвязанных элементов.

По его мнению, социальная система представляет собой

устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных

социальных действий, обусловленных потребностями лич-

15

ности. Задача социальной науки — определить совокупность

необходимых условий для нормального функционирования

социальных систем.

С точки зрения Парсонса, общественное равновесие до­

стигается интерпретацией мотивов действий, гармониза­

цией ролей через общенормативные культурные стандарты

сохраняющие единство социальной системы и функцию со­

циальной структуры. Интеграция — необходимое условие

достижения общественного согласия. Интеграция в обще­

стве базируется на системе норм и ценностных ориентации,

определяющих мотивацию социальной деятельности людей.

Чтобы нормально функционировать, социальная систе­

ма должна обладать поддержкой других систем и иметь хотя

бы минимальный контроль за потенциально отклоняющим­

ся поведением своих элементов.

Устойчивость общественной системы обеспечивается со­

вокупностью социальных функций, осуществляющих само­

регулирование взаимодействий внутри системы. Решающая

роль в обеспечении устойчивости и стабильности социаль­

ной системы принадлежит социальным институтам и систе­

ме стандартизованных ролей индивидов. Социальные ин­

ституты призваны не допустить девиаций элементов систе­

мы, конфликтов, обеспечить порядок и стабильность путем

определенных ограничений, запретов, контроля в обще­

ственной жизни. Социальный порядок указывает на взаимо­

связь и взаимозависимость поведения индивидов и выража­

ет стремление социальной системы к самосохранению, к

равновесию элементов в условиях динамического взаимо­

действия.

Следовательно, с точки зрения Т. Парсонса, конфликт

нарушает социальный порядок, нормальное функциониро­

вание общества. Конфликт свидетельствует о дезорганиза­

ции и кризисе социальной системы. Естественным состоя­

нием общества являются гармоничные и бесконфликтные

отношения между элементами социальной системы. Поэто­

му следует не допускать конфликтов, а если они возникли —

16 ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегу­

лирования — социальные институты.

Функциональная бесконфликтная модель общества была

особенно популярной в 30—40-х гг.

В 50-е гг. появились первые современные концепции

конфликтов. Исходным пунктом в этих исследованиях вы­

ступает принцип постоянных социальных изменений.

Акцент на изучение функционального равновесия обу­

словлен, в первую очередь, влиянием позитивных ориента­

ции в объяснении общественных явлений как наиболее зна­

чимой черты социальных систем. Отказ от выявления при­

чинно-следственных зависимостей, замена понятия причи­

ны понятием функции объявлялись панацеей от теоретиче­

ских спекуляций, чуждых, якобы, объективному позитивно­

му знанию. Основная методологическая установка состояла

в том, чтобы подчеркнуть значение единства сторон, целост­

ности социально-политической системы. Мышление в этих

категориях не давало возможности перейти к анализу соци­

альных процессов, к конкретному анализу социальных

групп.

Становление нового подхода к анализу общества и соци­

альных процессов связано с появлением в 1956 г. работы

американского социолога Льюиса Козера «Функции соци­

ального конфликта».

Представлению об обществе как упорядоченной и гармо­

нично функционирующей системе Л. Козер противопоста­

вил концепцию социальных изменений, в которой цент­

ральное место занимают конфликты.

Теория конфликта строится Л. Козером на критике кон­

цепции структурно-функционального анализа, и прежде

всего взглядов Т. Парсонса. Причем важно отметить, что Ко­

зер выступает не против стабильности и социального поряд­

ка (за что ратует Парсонс), а против методологического под-

хода к обществу, игнорирующего противоречия, столкнове­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации