Келле В.Ж.( ред.) Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа - файл n1.doc

приобрести
Келле В.Ж.( ред.) Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа
скачать (408.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1655kb.17.06.2009 07:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ББК 71

П78

РЕДАКЦИИ

ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Под редакцией

В. Ж. КЕЛЛЕ

Рецензенты:

доктор филос. наук Е. В БОГОЛЮБОВА,

доктор филос. наук Л. Н. КОГАН

Издательство «Мысль». 1984

OCR Aurore, 2009


=============================================================

=== 324-325 ===

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 3

I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 9

Глава I. Проблема культуры в домарксистской философии —

  1. «Классическая модель» культуры —

  2. Натуралистическая концепция культуры ... 19

  3. Идеалистическая концепция культуры . . . . 27


Глава II. Культура как объект познания 45

1. Принципы материализма в понимании культуры —

2. Всеобщий труд как субстанция культуры ... 55

3. Принцип историзма в познании культуры ... 64
Глава III. Человек — субъект культурно-исторического процесса 81

1. Целеполагание и культурная сущность предметно-преобразующей деятельности —

2. Культура и природа 92

3. Историческая обусловленность культуры и культурный смысл истории 106

4. Культура и развитие человека в конкретно-исторических формах общения 114
Глава IV. Культура и общество. Социальная детерминация и творческая роль культуры 132

1. Диалектическое единство культурного и социального —

2. Социальные детерминанты культуры . . . . 137

3. Культура и общественное развитие 152

4. Взаимодействие культуры и общества в исторической перспективе 150
II. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ 165

Глава V. Преемственность в развитии культуры .... —

1. Преемственность как закономерность развития культуре I66

2. Социалистическая культура и культурное наследие 175

3. Специфика преемственности в художественной культуре 187
Глава VI. Диалектика единства и многообразия культур в современном мире 204

1. О сравнительной типологии цивилизаций ... —

2. Культура и проблемы самоопределения . . . 215

3. Пути становления культуры в развивающихся странах 22S
Глава VII. Образ жизни и культура ....... 244

1. Образ жизни как сфера культурного творчества —

2. Буржуазный образ жизни и «массовая культура» 254

3. Образ жизни и социалистическая культура . 267
Глава VIII. Культурная миссия социализма . 280

1. Ленинская теория культурной революции ... —

2. Развитие социалистической культуры и реализация гуманистических тенденций НТР 300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 319
=============================================================
=== 003 ===

ПРЕДИСЛОВИЕ



Философские проблемы культуры не случайно в последние годы стали вызывать все больший интерес и привлекать к себе внимание исследователей в нашей стране. Это определяется самой жизнью — особенностями и ведущими тенденциями современной исторической эпохи, практикой социалистического и коммунистического строительства. Для социалистического общества разработка теоретических, в том числе философских, проблем культуры имеет первостепенное значение, ибо является одним из необходимых моментов осмысления процесса становления и развития коммунистической общественной формации. Достижение определенного уровня культуры является важной предпосылкой перехода к социализму, ибо процесс социалистического строительства включает в себя переворот и в области культуры, а перспективы развития социалистического общества неотделимы от величайшего прогресса культуры, связанного с формированием коммунистической культуры.

Это требует исследования и решения вопросов о сущности культуры, о соотношении культуры и общества, культуры и человека, культуры и природы, культуры и деятельности и т. д., т. е. вопросов, относящихся к компетенции философского анализа феномена культуры, к компетенции философии культуры. Философский анализ культуры имеет и теоретическое и практическое значение. Он представляет ценность сам по себе, ибо вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как некая социально-историческая целостность. Анализ имеет методологическое значение для различных областей гуманитарного знания, имеющих дело с конкретными явлениями и динамикой культуры. Наконец, следует учитывать, что практическая политика в области культуры, чтобы быть последовательной, должна опираться на определенные философские основания. Поэтому в условиях социализма философское исследование культуры органически сплетается с решением практических задач строительства нового общества, выступая в качестве теоретической основы
=== 004 ===

научной политики Коммунистической партии и Советского государства в области культуры.

Вопросы культуры, культурного строительства принадлежат к числу тех, которыми КПСС занималась с первых дней Советской власти. Активное приобщение широких масс к достижениям культуры и создание условий для творческой культуросозидающей деятельности, для расцвета национальных культур народов СССР, выражающих единое интернациональное содержание социалистической культуры, усвоение и критическая переработка достижений прошлого и борьба с антигуманистическими, антисоциалистическими идеями и тенденциями в области культуры — эти и подобные задачи в той или иной форме возникали и решались на всех этапах развития советского общества. При этом политика Коммунистической партии в области культуры с самого начала опиралась на ленинские идеи. В. И. Ленин внес огромный вклад в разработку марксистской теории культуры, в выработку и проведение в жизнь культурной политики КПСС. Полностью оправдала себя обоснованная В. И. Лениным стратегия, согласно которой взятие пролетариатом политической власти становится основой и средством достижения необходимого для социализма уровня экономики и культуры.

Заинтересованность социализма в развитии культуры проистекает непосредственно из практической необходимости решения стоящих перед обществом социально-экономических проблем. Внутренняя связь между развитием культуры и решением коренных экономических и социальных проблем становления и развития социалистического общества была подчеркнута В. И. Лениным, который писал в первые годы Советской власти: «...нужно еще строить советское хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры» 1.

Эта связь объясняется тем, что перед социализмом встают задачи — создание новых форм общественной жизни, формирование новых общественных отношений, решить которые могут только люди, обладающие определенной культурой. Причем объективные и субъективные стороны процесса преобразования социальной действительности взаимообусловлены, ибо, изменяя окружающий мир, человек формирует и себя как существо, способное осуществлять данную преобразующую деятельность на основе
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 170.
=== 005 ===

овладения соответствующими знаниями, навыками, умениями и т. д. Таким образом, роль культуры определяется значением «человеческого фактора» в строительстве нового общества.

Сказанное относится и к условиям развитого социализма. Подъем культуры народа здесь необходим и для повышения производительности общественного труда, и для совершенствования общественных отношений, и для развития социалистической демократии, и для улучшения управленческой деятельности и т. д. Особенно остро это ощущается в связи с развертыванием научно-технической революции и переходом народного хозяйства на преимущественно интенсивный путь развития, когда требуется повышение эффективности и качества работы, укрепление дисциплины и организованности. Высокая культура труда и мышления становится необходимой для людей, имеющих дело с новой техникой, рождаемой научно-технической революцией. Вовлечение масс в деятельность по социальному управлению требует от них компетентности, коммунистической сознательности и убежденности.

Здесь проявляется одна особенность социализма, которую К. Маркс определил как «реальный гуманизм». Она состоит в том, что, решая практические задачи подъема культуры масс, вызванные внутренними потребностями социально-экономического развития общества, социализм одновременно делает шаги по пути реализации идеалов гуманизма — идеалов все более полного и всестороннего развития человеческой личности.

Положенная в основу данной работы концепция культуры позволяет выявить и теоретически обосновать внутреннюю связь этих процессов. Мы исходим из того, что в культуре выражается человеческое начало истории, что ее развитие представляет собой прежде всего становление и развитие самого общественного человека как субъекта исторического процесса. И если социализм ориентирован на человека, его наиболее полное развитие, то культура как раз и представляет собой способ и меру этого развития. Марксистский философский подход к культуре историчен. Культура не может быть понята, если ее рассматривать абстрактно, вне истории. Чтобы научно объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса, из исследования развития человека в процессе истории. Короче говоря, чтобы понять культуру, надо осмыслить историю и в ее различных измерениях, и в ее целостности. Поэтому философия куль-
=== 006 ===

туры опирается на материалистическое понимание истории и исходит из него. Вместе с тем анализ культуры в таком ее понимании обогащает само материалистическое понимание истории. Действительно, подобно тому как капитализм, обнажив экономические основы деятельности людей, позволил понять и объяснить теоретически роль материального производства во всей истории человечества, социализм, поставив в центр своего внимания интересы, благо, развитие человека, открывает перспективу выявления человеческого измерения и смысла истории. Анализ этих проблем и составляет основное содержание философии культуры.

Философское историко-материалистическое исследование культуры, направленное на выяснение ее места в системе общественных (экономических, политических и др.) связей, соотношения ее с различными сторонами жизнедеятельности людей, на выявление механизмов мировых культурных взаимосвязей, а также механизмов функционирования и развития культуры в различных конкретно-исторических условиях и формах и т. п., способствует обогащению и конкретизации ряда важнейших категорий исторического материализма и повышению его методологической роли в современных условиях. Это важно и потому, что анализ многих социальных процессов современности органически связан с проблемами культуры.

Процесс совершенствования развитого социализма включает дальнейшее повышение культурного уровня народа, умножение духовного богатства социалистического общества, создание предпосылок и условий для решения еще более грандиозной проблемы — всестороннего развития каждой личности. Конечно, решение ее связано с развитием всех сторон общественной жизни и деятельности. Включение человека во все сферы формирующей и развивающей его деятельности происходит в процессе творческого освоения культуры. «Культивирование» человека — творца нового общества есть высшее назначение социалистической культуры.

Большое значение философский анализ культуры приобретает в свете современного мирового развития, и прежде всего обеспечения мирного сосуществования государств с различным социальным строем, предотвращения мировой термоядерной катастрофы. Только воля народов способна поставить преграду агрессивной политике империализма и предотвратить нависшую над человечеством угрозу, Культура, культурное общение как «субъектно-субъ-
=== 007 ===

ективное отношение» способствует взаимопониманию и установлению доверия между народами. Таким образом, перед культурой — явлением гуманистическим по своей природе и сущности — ныне и стоит кардинальная проблема спасения человечества от самоуничтожения в пламени ядерной войны.

Разработка философско-методологических проблем культуры имеет значение и для анализа мирового революционного процесса, включая национально-освободительное движение, поскольку проблемы культуры занимают в нем далеко не последнее место. Достаточно назвать такие вопросы, как реализация права каждого народа на самостоятельное духовное и культурное развитие, освобождение человека от псевдоценностей буржуазной культуры, борьба против разлагающего влияния буржуазной «массовой культуры» и т. п.

Научно-материалистическое понимание культуры позволяет проанализировать причины духовного кризиса капитализма, раскрыть и обосновать историческую перспективу культурного развития человечества, выявить ее связь с решением глобальных проблем современности и с различными сторонами процесса перехода от капитализма к социализму.

Выявляя сущность культуры как широкого социального явления, философия в то же время не может отвлекаться от многообразия и специфики культур, а следовательно, их взаимодействия, взаимовлияния. В современном мире действуют мощные факторы интернационализации общественной жизни и культуры, под влиянием которых происходит ускорение процессов интеграции в области культуры, усиливается взаимодействие национальных культур. В условиях социализма действию этой тенденции открыт широкий простор, и она не только не вступает в противоречие с развитием национальных культур, но, напротив, служит основой для их расцвета и сближения. Иное дело в капиталистическом мире, где влияние одной культуры на другую нередко принимает форму культурной экспансии и даже подавления более слабых культур, что в свою очередь рождает их противодействие, принимающее подчас крайние формы культурной замкнутости, когда под предлогом сохранения самобытности культуры стремятся изолировать ее, «уберечь» от взаимодействия с культурой других народов. Проблема осложняется тем, что предметом «культурного экспорта» развитых капиталистических стран подчас выступает псевдокульту-
=== 008 ===

pa в виде суррогатов «массовой культуры». А из своей периферии капитализм «вывозит» далеко не лучшие достижения культуры, делая предметом моды различные восточные и тому подобные культы, мистические учения, оккультные «науки» и т. д.

В этих условиях неоценимое международное значение приобретает социалистическая культура, несущая всему миру гуманистические принципы, идеалы и ценности социализма, демонстрирующая возможность гармоничных взаимоотношений различных культур, их взаимного обогащения. Поэтому философский анализ этих процессов предполагает обобщение исторического опыта функционирования и развития социалистической культуры, эффективную борьбу с буржуазными концепциями культуры, критику культурной политики империализма.

Предлагаемый вниманию читателей коллективный труд представляет собой попытку исследования проблем философии культуры с учетом уже имеющихся в марксистской науке опыта и данных в этой области.

Книга подготовлена авторским коллективом в составе В. М. Межуева (гл. I и II), Н. С. Злобипа (гл. III), В. Ж. Келле (гл. IV), Э. Л. Баллера (гл. V, § 1, 2) и А. Я. Зися (гл. V, § 3), Б. G. Ерасова (гл. VI), В. И. Толстых (гл. VII), II. С. Злобина, В. Ж. Келле, В. М. Межуева (гл. VIII), II. С. Злобина, В. Ж. Келле (Заключение) .
=== 009 ===

I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации