Контрольная работа - Право собственности на землю - файл n1.doc

Контрольная работа - Право собственности на землю
скачать (215.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc216kb.09.09.2012 00:03скачать

n1.doc



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ


Дисциплина ____________________________

_______________________________________

Специальность «Юриспруденция»

Кафедра _______________________________

_______________________________________

Студент ________________________ курса

________________________________ группы

_______________________________________

_______________________________________
Научный руководитель___________________

_______________________________________

_______________________________________
Работа защищена

Оценка_________

Подпись научного руководителя

____________________________

«____»_______________ 200___г.

2007г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Ведение …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и общая характеристика права собственности на землю …….5

  2. Формы, объекты и субъекты права собственности на землю…………..6

    1. Право государственной собственности на землю……………………6

    2. Право муниципальной собственности на землю……………………..9

    3. Право частной собственности на землю……………………………...10

  3. Содержание права собственности на землю……………………………..13

  4. Основания (способы) возникновения и прекращения права собственности на землю…………………………………………………………………….14

    1. Возникновение права собственности на землю………………………14

      1. Переход права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизация).16

      2. Возникновение права собственности при переходе права собственности за здание, строение и сооружение………………………………….17

      3. Особенности купли-продажи земельных участков……………………17

      4. Приобретение земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).18

    2. Прекращение права собственности на землю………………………….18

      1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам………………………………………………………………………...19

      2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок…19

      3. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка...…19




  1. Сделки с землей……………………………………………………………21

  2. Защита права собственности на землю…………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………..25

Задача №1…………………………………………………………………………26

Задача №2…………………………………………………………………………26

Задача №3…………………………………………………………………………27

Список использованной литературы……………………………………………28


ВВЕДЕНИЕ.
Право частной собственности на землю было отменено в России после революции 1917 г. 26 октября (8 ноября) 1917 года был принят Декрет "О земле", который явился основой советского земельного законодательства.
Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст.1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета "О земле": "право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема". Вся земля: государственная, монастырская, церковная, частновладельческая и иная "отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней..."

Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, т.е. народным достоянием. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании небольшой приусадебный участок и в личной собственности подсобной хозяйство на этом участке.

Все последующие нормативные и законодательные акты, в частности Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые 13 декабря 1968 г., исходили из признания права исключительной государственной собственности на землю и производного от него титула - права пользования землей.

Восстановление права частной собственности на землю началось в начале 90-х годов ХХ века. Так в Законе о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г. и в ряде иных актов предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации 1993 г. граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. При этом статья 35 указывает на то, что право частной собственности охраняется законом.

Однако это право, предусмотренное Конституцией в течение долгого времени не находило реализации и регламентации в федеральном законодательстве и прежде всего в Гражданском кодексе и в Земельном кодексе. Как отмечалось в российской юридической литературе, при принятии Государственной Думой в 1994 г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации было найдено компромиссное решение об отсрочке вступления в силу главы "Право собственности и иные вещные права на землю". В первоначальной редакции статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" говорилось, что глава 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю.

Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Именно этим обусловлен мой выбор темы контрольной работы.

В своей работе я попытаюсь раскрыть понятие, формы и содержания права собственности на землю, рассмотреть порядок возникновения и прекращении, а также охрану права собственности на землю.


  1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.


Право собственности на землю – право лица, имеющего в собственности земельный участок продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.1
    Собственник земельного участка имеет право:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

- осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
      Собственник земельного участка имеет право собственности на:

- посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

- расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Собственники земельных участков обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные федеральными законами.



  1. ФОРМЫ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.


Полного, законченного перечня форм собственности на землю не

существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю: государственная, муниципальная, частная.

Степень правовой разработанности каждой различается, что

свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.


    1. Право государственной собственности на землю.


Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения

распределены между законодательными органами, соответствующими

министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

Согласно Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» основанием возникновения права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий является включение этих земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, соответственно.

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации право собственности Российской Федерации на земельные участки может возникать в силу федерального закона, проведение предусмотренной Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» процедуры разграничения государственной собственности на землю, в таком случае не потребуется. Право собственности Российской Федерации на земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения возникает с момента государственной регистрации права собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 № 648

С развитием права государственной собственности связывается сложная

проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной

собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении

Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.2

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой

области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно

приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для

отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды. Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.


    1. Право муниципальной собственности на землю.


Право муниципальной собственности на землю — это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальной собственности, и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные

участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу. Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной муниципальная собственность не делится

на виды. Она едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия

приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.


    1. Право частной собственности на землю.


Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на

два вида: право частной собственности физических и право частной

собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство

максимально расширяет круг физических и юридических лиц — субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населенных пунктах и некоторые другие.

В частной собственности в настоящее время находится незначительная

площадь — всего 7,6% всех земель. При этом на долю граждан приходится около 82% этих площадей.3

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые

содержится в правоустанавливающих документах — свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности. Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога. Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для государственных, общественных или муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в качестве меры наказания с судебным решением без компенсации.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности,

возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 42 ЗК).

Право общей собственности на земельные участки означает

принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками.

Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В

первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в

соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст. 244 ГК).

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее. Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой. К примеру, при выделении земельного участка садоводческим или огородническим объединениям граждан или кондоминиумам часть общей площади земель, которая предназначена для размещения объектов общей инфраструктуры, дорог и других объектов общего пользования, закрепляется за членами садоводческого или огороднического товарищества или кондоминиума только на праве общей совместной собственности.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется

свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно. Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности,

используются для различных целей: ведение сельского хозяйства,

предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

Содержание правомочия распоряжения различно для общей совместной и долевой собственности. При долевой собственности собственник обладает независимым правом распоряжения своей долей. Он может передавать свою долю в пользование другим пользователям, продать, заложить, передать ее по наследству и совершать другие сделки, связанные с отчуждением земель с учетом установленных законодательством ограничений. Во многих случаях ограничением правомочия распоряжения является требование о выделении земельной доли в натуре при совершении определенных действий по распоряжению земельным участком. Так, в аренду может быть передана лишь физически обособленная часть общей земельной собственности. Также ипотека может быть установлена только на принадлежащую гражданину земельную долю, выделенную в натуре (ст. 62 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). При невозможности выделения земельной доли в натуре собственник не может заложить ее, передать в аренду, а имеет право только на компенсацию.

Имеются и другие ограничения. При продаже земельной доли в общей долевой собственности преимущественное право на ее приобретение имеют другие участники общей собственности.

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им. При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.



Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом. В частности, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. В первом случае речь идет о возможности собственника — обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. В юридическом смысле правомерность этих действий подтверждается в индивидуальных юридически значимых документах.

Право владения означает право собственника обладать земельным

участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем,

держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, передавать по наследству, а также право залога.

Все три правомочия юридически существуют как единство и закрепляются за соответствующими субъектами в виде права собственности на основании различных государственных нормативных и ненормативных актов. Наличие документа, удостоверяющего право собственности, является юридическим основанием для реализации любого правомочия собственности. К примеру, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок достаточно для того, чтобы собственник мог входить на участок и находиться на нем, использовать его для разрешенных целей, а также продавать или иным образом отчуждать земельный участок.

Правомочия владения, пользования, распоряжения составляют содержание и других вещных прав, к которым гражданское законодательство также относит право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты (ст. 216 ГК). Однако они существуют в ограниченном объеме.



  1. ОСНОВАНИЯ (СПОСОБЫ) ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

4.1.Возникновение права собственности на землю.
Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

В Гражданском кодексе РФ установлен ряд оснований приобретения земельных участков в собственность. Право собственности на землю может быть установлено:
на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка;
в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218);
в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217);
по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу давности. Заметим в этой связи, что ранее в советском праве института приобретательной давности не было.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность (п. 2). Реализация этого принципа обеспечивается путем установления в федеральном законе случаев, когда земельный участок может быть приобретен только путем проведения конкурсов, аукционов (ст. 38 ЗК), а также информирования граждан и юридических лиц о наличии земельных участков, их разрешенном использовании (ст. 31 и 34 ЗК).

Однако данный принцип представляет собой лишь общее правило, из которого есть исключения. Они содержатся, прежде всего, в самом Земельном кодексе. Например, граждане, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21); при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки (п. 8 ст. 22); собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п. 3 ст. 35); граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе приватизировать соответствующий земельный участок (п. 1 ст. 36).

Не все земельные участки могут быть переданы в частную собственность (приватизированы). Такие случаи предусмотрены в Земельном кодексе, других федеральных законах. Например, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий

2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; и др.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание земельного участка и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ст.18 ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»).
4.1.1. Переход права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизация).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться за плату гражданам и юридическим лицам в собственность. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться и бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
4.1.2. Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, согласно ст. 35 ЗК РФ, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
4.1.3.Особенности купли-продажи земельных участков:
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

- устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

- ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

- ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
4.1.4. Приобретение земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами. В качестве продавца земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

4.2. Прекращение права собственности на землю.


Право собственности на землю прекращается: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам; отказе собственника от права собственности на земельный участок; в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном законодательством (ст. 44 ЗК).

4.2.1. Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам.
Отчуждение собственником своего земельного участка осуществляется путем заключения гражданско-правовых договоров. Собственник земельного участка может его продать, подарить, обменять и т.д. все подобные сделки подлежат государственной регистрации.
4.2.2. Отказ собственника от права собственности на земельный участок.

Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством (п.2 ст. 53 ЗК).
4.2.3. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка.

Возможность принудительного изъятия у собственника имущества и основания такого изъятия установлены гражданским законодательством; перечень оснований принудительного изъятия, условия и порядок изъятия применительно к земельному участку регулируется Земельным кодексом.
Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55); конфискация земельного участка (ст. 50); реквизиция земельного участка (ст. 51).

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.49 ЗК РФ).

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация) (ст.50 ЗК РФ).

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции (ч.1 ст.51 ЗК РФ).

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (ч.2 ст.55 ЗК РФ).

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.


  1. СДЕЛКИ С ЗЕМЛЕЙ


Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании

земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» подтверждает такую трансформацию, установив, что отныне все сделки с земельными участками регулируются гражданским законодательством. Одновременно все же было признано, что юридически земля не теряет своей связи с природой, оставаясь одновременно объектом земельных и других экологических правоотношений. Предусмотрено, что регулирование сделок с землей гражданским законодательством осуществляется с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Таким образом, земля приобрела сложный правовой статус, став

недвижимым имуществом особого рода, в котором сочетаются черты природного объекта и товарно-материальной ценности. Это означает, что земля теперь является объектом не только земельных отношений, но и гражданских. Соответственно теряются определенность и грань между земельным и гражданским отраслями права, которые теперь претендуют на одну и ту же сферу правового регулирования, создавая в правовом регулировании отношений собственности на землю немало неясных и даже конфликтных ситуаций.

Право собственности не означает обязанности собственника всегда

самому владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком. По своему желанию и в соответствии с требованиями закона он имеет право передать часть своих правомочий другим лицам. При передаче отдельных правомочий собственник ограничивает свое право собственности, но не теряет его. Так, собственник может передать свой земельный участок другим лицам в пользование, ограничив тем самым свои правомочия владения и пользования. В определенных случаях возможна передача не собственникам некоторой части правомочий распоряжения за исключением отчуждения права собственности помимо воли собственника.

Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа

ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению,

пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. Применительно к частной собственности данный принцип зафиксирован в Конституции РФ, ст. 36 которой гласит: «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

В главе 17 ГК содержится норма о праве собственности на землю, согласно которой общее правило Гражданского кодекса (ст. 260) о том, что лица, имеющие в собственности имущество (в том числе и землю), вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, дополняется важным ограничением, "поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте".

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

К числу основных принципов земельного законодательства ст. 1 ЗК относит принцип "единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов". Согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты (здания, строения, сооружения и т.п.) следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК).

Так, например, не допускается также приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, кроме случаев, когда эти земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Не трудно заметить, что в этом принципе земельного законодательства воплощена гражданско-правовая концепция главной вещи и принадлежности, причем под главной вещью понимается земельный участок, а под принадлежностью - расположенная на нем недвижимость (здания, сооружения и т.д.). Согласно этой концепции принадлежность следует судьбе главной вещи. Однако действующее гражданское законодательство (ст. 553 ГК РФ) допускает возможность продажи земельного участка при том, что расположенная на нем недвижимость, здание например, остается в собственности продавца, причем за ним сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью.

Из этого следует, что "единство судьбы" земельного участка и прочно связанных с ним объектов, о котором говорится в пп. 1 ст. 1 ЗК абсолютного значения не имеет. Возможно этим обстоятельством вызвано суждение одного из комментариев к ЗК РФ о том, что "единый принцип распространяется не на существующую совокупность норм, а закладывает основы будущего регулирования земельных отношений".4

Целый ряд проблем возникает в связи с наследованием земельных участков и находящихся на них зданий и строений. На практике уже возникли вопросы: Можно ли завещать части участка, можно ли завещать строение и участок разным людям? В гражданском кодексе (ст. 130) земельные участки и объекты, прочно связанные с землей, перечислены через запятую. Это самостоятельные объекты. Очевидно в этом и в подобных ему случаях содержащаяся в п. 5 ст. 1 ЗК оговорка "за исключением случаев, установленных федеральными законами" должна пониматься как отсылка к положениям части третьей ГК о наследственном праве и принцип "единства судьбы" применяться не должен.


  1. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.


Под защитой права собственности на землю понимается совокупность предусмотренных законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов его обладателей. Указанные средства неоднородны по своей юридической природе и подразделяются на несколько групп.

Прежде всего необходимо выделить вещно-правовые средства защиты права собственности, характеризующиеся тем, что они направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права, не связаны с какими-либо конкретными обязательствами и имеют целью либо восстановить владение, пользование или распоряжение собственника принадлежащим ему земельным участком, либо устранить препятствия или сомнения в осуществлении этих правомочий.

Вторую группу средств защиты права собственности образуют обязательственно-правовые средства. Для них характерно то, что они не вытекают непосредственно из права собственности как такового, а основываются на других правовых институтах и соответствующим этим институтам субъективным правам. Например, если собственник сдал в аренду свой земельный участок и арендатор по истечении срока договора отказывается освободить его, то права собственника будут защищаться нормами договорного права, а не нормами о праве собственности.

Третью группу средств защиты права собственности составляют те из них, которые не относятся к вещно-правовым или обязательственно-правовым и вытекают из различных институтов гражданского и земельного права. Таковы, например, права о защите имущественных прав собственника, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленным умершим, в случае его явки (ст.ст. 43,46 ГК РФ) об ответственности залогодержателя (ст.344 ГК РФ) и др.

Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ст.62 ЗК РФ).

Наконец, в особую, четвертую группу следует выделить те паровые средства, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе. К ним, в частности, относятся гарантии, установленные государством на случай обращения в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (изъятие, реквизиция).

Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд ст.62 ЗК РФ):

1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Собственники земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

3. Расходы, понесенные собственниками земельных участков, на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

4. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Правом собственности на землю является право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком по своему усмотрению, но лишь в том объеме, поскольку это не запрещено действующим законодательством и не противоречит интересам государства и граждан, и не нарушает экологию.


В России имеются следующие категории собственности на землю: частная собственность, под которой понимается собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная собственность на землю, под которой понимается федеральная собственность (собственность Российской Федерации), собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная собственность (собственность муниципальных образований). Однако, разграничение государственной собственности на землю на федеральную и субъектную не до конца урегулировано законодательством.

Существуют множество оснований возникновения права на землю, в частности, путем купли-продажи, мены, наследования, приватизации, при переходе права собственности на здания, строения и сооружения. И тут наблюдается разногласия между земельным и гражданским законодательством. Одним из принципов земельного права является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. А в гражданском законодательстве разрешается отчуждение земельного участка, на котором находится принадлежащее продавцу недвижимое имущество, без передачи покупателю этой недвижимости. Здесь имеет место совершенно ничем не оправданное противоречие норм ЗК РФ нормам ГК РФ, а нормы ГК РФ не были признаны недействующими Вводным законом к ЗК. Если говорить о целесообразности того или иного подхода, то подход ГК РФ является более логичным, ибо он гарантирует свободу собственнику распоряжаться своим земельным участком, что закреплено в ст. 36 Конституции РФ.

Все сделки с землей подлежат государственной регистрации.

Право собственности на землю прекращается: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам; отказе собственника от права собственности на земельный участок; в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на землю охраняется государством. Никто не может быть лишен права собственности на земельный участок, иначе как по решению суда.
Задача № 1.
По проекту протокола о земельных участках, подлежащих распределению между федеральными, областными и муниципальными органами возникли разногласия по поводу отнесения земель к федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

Как решить подобные разногласия?
Согласно Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» основанием возникновения права собственности Российской Федерации, права собственности субъектов Российской Федерации и права собственности муниципальных образований на земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий является включение этих земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, соответственно.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.
Задача №2.
Автолюбитель Петров обратился в городскую администрацию с заявлением о приватизации земли, на которой расположен его капитальный гараж. Администрация отказалась удовлетворить его заявление на том основании, что на территории города земельные участки приватизации не подлежат.

Петров, считая, что нарушено его конституционное право, обратился с жалобой к прокурору города.

Какое объяснение должен дать прокурор?
Под приватизацией понимается передача имущества из государственной и муниципальной (публичной) собственности в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Согласно п. 3 ст. 28. Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 2 ст.15. ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, а также земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки под гаражами на территории города не отнесены ни к землям, изъятым из оборота, ни к землям ограниченным в обороте.

Таким образом, на основании вышеизложенного, отказ администрации в приватизации земельного участка не правомерен.
Задача № 3.
Гражданину принадлежит часть дома и земли, другая половина его родной тете. Вот уже 3,5 года тетя не приезжает, живет за пределами РФ и не платит ни каких налогов. Может ли данный гражданин рассчитывать на ее половину дома и земли? Можно ли их выкупить у государства?
Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда (ст.278 ГК РФ). Если в судебном порядке данный земельный участок будет изъят в судебном порядке, он подлежит продаже. Согласно п.5 ст.1 ЗК РФ все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Согласно ст.255 ГК РФ, кредитор участника долевой собственности при недостаточности у собственника другого имущества вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

Если в таких случаях выделение доли в натуре невозможно либо против этого возражают остальные участники долевой или совместной собственности, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга.

Таким образом, данный гражданин вправе рассчитывать на половину дома и земли и может их выкупить у государства, если на собственность его тети будет обращено взыскание в судебном порядке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

2. Земельный кодекс РФ

3. Гражданский кодекс РФ

4. Лесной кодекс РФ

5. Водный кодекс РФ.

6. ФЗ РФ № 122-ФЗ от 21.07.97г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

7. ФЗ №101-ФЗ от 17.07 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю».

8. ФЗ №102-ФЗ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

9. Указ Президента РФ №1767 от 27.10.1993г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»

10. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на землю. Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации.-М., 2001

11. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000

12. Краснова И. О. Земельное право. М.: Юристъ, 2001

13. М. М. Богуславский. Право собственности на землю по новому земельному и гражданскому законодательству России. М,: 2004


14. Словарь-справочник / Под ред. М.В. Климовича и др.-М., 1999



1 Словарь-справочник / Под ред. М.В. Климовича и др.-М., 1999

2 Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2002, с. 38.

3Приложение к журналу "Хозяйство и право", 2002, № 1, с. 20

4 Приложение к журналу "Хозяйство и право", 2002, № 1, с. 19



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации