Шпоры по истории правовых и политических учений - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по истории правовых и политических учений
скачать (129.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx133kb.29.12.2008 00:12скачать

n1.docx

  1   2   3   4

  1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. В самом общем виде предметом такой самостоятельной научной дисциплины как история политических и правовых учений являются политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе, историческом развитии и в связи с современностью.

В центре внимания слушателей при изучении политико-правовых доктрин должны быть такие проблемы, которые и составляют предмет истории политических и правовых учений:

1. Когда и в какой стране возникла /развивалась/ данная политико-правовая доктрина? Каковы ее главные представители?2. Какова связь этой доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи?3. Каково теоретическое обоснование, доктрины, ее связи с господствующим тогда иди влиятельным мировоззрением? Какие идеи лежат в основе обоснования доктрины?4. Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах формах государства, о содержании, основных принципах и источниках права?

5. Интересам какой социальной группы соответствует этот идеал /программа/?6. Содержится ли в данной доктрине обоснование /или критика/ общечеловеческих ценностей и идеалов? Каких именно и какова их современная оценка?7. Каковы исторические судьбы политико-правовой теории -оказала ли она влияние на политико-правовую практику или дальнейшее развитие политической и правовой мысли?8. Какова оценка этой доктрины?

Функции:познавательная, эвристическая,,прогностическая,воспитательная.

Научный метод познания политических и правовых идей и учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач. Недостаточно выявить, чьи интересы отражает та или иная теория. Надо знать, что она дала или не дала по сравнению с предшествовавшими.

ИСТОРИЗМ призван вскрыть поступательный процесс познания государства и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения. ОБЪЕКТИВНОСТЬ означает истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов на данные вопросы в научном знании, воспроизведение ее такой, какая она существует реально. ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению. АНАЛИЗ позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные, элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. СИНТЕЗ обобщает данные, полученные в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития. Есть и сравнительный метод исследования.

  1. Политические и правовые идеи в Поучениях Древнего Египта («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Хети», «Поучение Птахотепа», «Поучение Ахтоя», «Речение Ипусера»).

Автор «Поучения Г ц» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления,которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников. Поучение гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра", которое содержит советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначенной "добрым пастырем", то есть Богом

В "Поучении Птахотепа", содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что "бог возвышает знатного человека", просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение. относится "

В середине XXII в. до х.э. провозгласил себя фараоном Ахтой (Хети).Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей. «Речение Ипусера». Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями. Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности, наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

  1. Древнеиндийская политико-правовая мысль: идеи брахманизма и буддизма.

Эти учения возникли в середине I тысячелетия до н.э ,когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп.

 Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры).Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры. Брахманизм был направлен на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Трактат брахман - "Законы Ману".
Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы - культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн. Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им "Законы Ману", мало чем отличалось от положения рабов. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его"будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость .Идея наказания была основополагающим принципом - науку управления гос-ом называли учением о наказании.

Буддизм возн в VI-V вв. до н.э. Его основателем Будда т. е. просветл-ый. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - "Типитака". Центральной идеей была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на полит-ое руков-во.

  1. Политические и правовые учения Древнего Китая: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе - сыне неба", дарующих законы дао народу.

     Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы". Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. дон. э.) - основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы".      Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво.

     Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан». Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разраб-ли учение о технике отправления власти. Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков.

  1. Проекты идеальных государств в диалогах Платона «Государство» и «Законы».

     Платон (427-347 гг. до н.э.) - родоначальник философии объективного идеализма.      В диалоге "Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу.      Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п.

     Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы.  Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Для удобства расчетов предусматривается точное число граждан - 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.   Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.  В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда.  В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства.

  1. Учение Аристотеля о государстве и праве. О задачах политики, о справедливости и ее видах.

Идеологию землевладельческой знати продолжил древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика", "Этика", а также в "Афинская полития".

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".

Важным показателем справедливости - отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, -лучшими в полисе, его надеждой и опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.

     Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.      Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным - тирания, олигархия и демократия.

Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с гос-ом как моральным общением между своб-ми гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.  Политическое право делится на естественное (семья, рабство, частная собственность ) и условное (установленное) .

  1. Политико-правовая теория Полибия о классификации форм государства и их круговороте.

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200-120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им "Истории" в 40 книгах - путь римлян к мировому господству.
     Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".      Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства - в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) - худшая форма государства. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени. Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, П-й выступал с аристокр-х позиций и приз-ал греков подчиниться завоевателям.

  1. Учение Цицерона о государстве и праве. Республика, как дело народа.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) был видным идеологом римской аристократии в период республики. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах "О государстве" и "О законах"(54 -51 гг до н.э..Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как: сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка; управление присоединенными к государству территориями; обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные (царская власть - монархия; власть оптиматов - аристократия и власть народа - демократия)и "извращенные". Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны. Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное (вечный закон, обязат-ый для всех - не вредить другим, если не будешь спровоцированесправедливостью; не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной). Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской государст-ти. Как практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Ц выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

  1. Римские юристы о праве и его видах.

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне впервые разработали право частной собственности.

Былагосударственная и общинная собственность на землю. Законы XII таблиц уже упоминают о праве собственности. Римское право с древнейших времен все способы приобретения права собственности разделяло на первоначальные и производные.В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода.

Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) был видным идеологом римской аристократии в период республики. Он подразделяет право на позитивное и естественное. Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: "кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства.

Под естественным правом он понимал:

не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью; не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собс-ью как общей, а частной - как личной.

Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: "Под действие закона должны попадать все". И государство - это общий для всех правопорядок.

  1. Политико-правовые идеи в ранней патристике (Иоанн Златоуст и Аврелий Августин). Соотношение церкви и государства.

Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство. Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... царь преклоняет голову под руку священника".
Учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354-430 гг.). В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Государство - создание человеческое, его цель - временная, оно создано насилием, держится принуждением. Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.
     Одни - организации насилия и разбоя, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства - это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.      В конечном счете оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? - Господь! Богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого".      Характеризуя "христианское государство" как образец "земного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.


  1. Учение Фомы Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти и соотношении государства и церкви.

В XI-XIII вв. новое идеологическоге обоснования феодализма-крупнейший идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.).   

   Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеч-ий естественный), человеческий (человеческий положит-й) и божественный (бож-й положительный). Вечным законом Фома называет "сам божественный разум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохр-ию и продолжению рода.  Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. К божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию.

Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

 Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения), установлен богом. Князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. В делах религии, касающихся спасения души, рассуждает Фома, следует подчиняться церковной власти, а не светской. Власть последней распространяется лишь на земные цели, гражданские блага. Католическая церковь почитает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католицизма.

  1. Критика теократических идей в политико-правовых воззрениях Марсилия Падуанского.

Яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.).
     Марсилий Падуанский резко критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель, определяемая божественным законом.
     Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения.
     Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Цель человеческого закона - правда и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства.
     К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в "мирские дела" (Христос говорил: "Царство мое не от мира сего"). Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон (к тому же, только богу известны все деяния и помыслы, ему чужда человеческая логика и т.п.).

Теоретическое обоснование принадлежности народу законодательной власти, строгой подзаконности деятельности правительства, выборности народом главы исполнительной власти - все это в теоретическом плане далеко опережало время Марсилия Падуанского, предвосхищая лозунги революций XVII-XVIII вв.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации