Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (МГУ им Ломоносова) - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (МГУ им Ломоносова)
скачать (257 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc260kb.08.01.2003 01:02скачать
n2.doc368kb.01.11.2005 08:36скачать
n3.doc377kb.01.11.2005 08:35скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Задачи исследования : теоретико-экспериментальные, прикладные, практические

Эксперименты в  проводятся в научных и практических целях. Все эксперименты планируются и строятся по сходным нормативам в той части, где задаются характерные для экспер метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Они различаются лишь по возможности обобщения.
2 способа понимания экспер метода:

1) относим его к эмпирическим методам

  1. это определяющая логика рассуждения исследователя.


К задачам  исследования как к теоретико-экспериментальным относятся следование определенным нормативам, кот нужны для учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете о предмете изучения и того, что принято называть культурой исследования.

Психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности, используя определенные нормативы.

1) Наука – нормативна, так как использует сложившиеся способы, понятия, схемы мышления и т.д.

Научное мышления – это «искусственное» мышление (это надындивидуальное мышление).

Нормативное научное мышление вкл всю отрефлексированную или используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов как способов структурирования так или иначе понимаемого предмета изучения. Это лишь возможности познания, кот проявляются реальностной познавательной деятельностью.

Кун – понятие парадигмы – это научное сообщество, кот придерживается некоторой традиционной модели организации исследования, вкл способы построения теории, ее практического применения и даже необходимого оборудования – это сложившаяся практика научных исследования.

Т.о одним из нормативов экспер исследования явл ориентирование экспериментатора на сложившуюся парадигму и возможность выхода в другие более просторные рамки, если прежние схемы не позволяют сравнивать конкурирующие объяснения изучаемой реальности.

Исследовательские парадигмы могут в разной степени быть предотворены в реальной деятельности ученого.

В эксперименте обязательно реализуется не парадигма, а конкретный методический способ проверки научной гипотезы.

Т.о есть особые нормативы экспериментальной проверки гипотез. Эти нормативы сложились на знаниях др наук с учетом специфики .

В  знании проблема нормативов научного и профессионального мышления представлена не в формальных, а в содержательных контекстах (так как ощутимо различие между понятиями «научное понятие» и «житейские понятия»).

Организация познавательной деятельности – это овладение любыми нормативами.

Этапы выдвижения и проверки гипотез – это нормативы и необходимые элементы экспериментрования.

Гипотеза - это утверждение, истинность или ложность которого не известна, но может быть проверена опытным путем.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого эмпирического метода исследования.

Особенность эксперимента – проверка причинно-следственных гипотез (каузальных) и использование способов контроля причинных выводов.

Эксперименты проверяют не все гипотезы.

2) Установление закономерностей – это еще не формулирование  законов.

Закон – это констатация обобщенного характера, т.е указание диапазона, в рамках которого дейтсвует выявленная фактическая закономерность.

Нормативы определения исследования своей позиции в понимании предмета изучения.

Задачи  исследования с точки зрения теоретического эксперимента – следование нормативам, а также проверка гипотез, выявление закономерностей и формирование законов и общенаучного воззрения..

Но  эксперименты могут проводится не только в научных целях, они могут обслуживать решение других – практических задач (эффективность продажи пиыв, эксперименты с наушниками, разучивания пьес, сок).

Прикладное значение: использование знаний  исследования для других научных знаний.


  1. Источники и виды гипотез

Этапы выдвижения и проверки гипотез – необходимые элементы экспериментирования.

Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которой неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого исследования.

Особенности эксперимента – это проверка гипотез (причинно-следственных/ каузальных). Эксперимент проверяет не все гипотезы.

Источники: откуда берутся научные гипотезы, от каких факторов зависит формулировка, как происходит их селекция в реальной деятельности ученого и т.д – обычно освещается в лит-ре по  творчества.

Т.о процесс возникновения научных гипотез – область творчества (Поппер).

Гипотезы могут строиться как в пределах данной парадигмы так и выходит за ее пределы.

Часто гипотезы возникают на насущных потребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза вкл в себя:

Отношения между ними и уровни ДП (все другие доп переменные, влияющие на результат эксперимента, напр, время проведение, самочувствие испытуемого, интонация экспериментатора).

Экспер гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и ДП, экспериментальная гипотеза может становиться все более обобщенной:

Верификация гипотез – проверка гипотез.

Фальсификация – отвержение гипотезы как несоответствующей опытным данным.

+ ксерокс.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации