Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи - файл n1.doc

приобрести
Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи
скачать (16109 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc17489kb.11.02.2010 14:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Манько Ю. В., Оганян K. M. M
Социология молодежи
допущено Учебно-методическим объединением

по классическому университетскому образованию

к изданию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений
Санкт-Петербург

ИД «Петрополис»

2008
УДК 316.346.32-053.6

ББК 60.55 С 69

Рецензенты:
Манько Ю. В., Оганян К. М.

Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.

Учебное пособие «Социология молодежи» включает в себя основ­ные теоретические положения новой и сравнительно молодой науки. В нем изложены стержневые социальные проблемы молодого поколения, анализируются философско-социологические, социально-политические, организационно-управленческие основы работы с молодежью. От реше­ния этих проблем зависит решение основного вопроса современного российского общества: какой станет молодежь России — потерянным поколением или надеждой XXI века. Изложение построено по принци­пу нарратив и основных дидактических единиц ГОС ВПО (2000) по спе­циальности «Социология» — специализация «Социология управления».

Учебное пособие предназначено для студентов, специализирующих­ся в области социологии, социальной работы с молодежью, преподава­телей и практических социальных работников.
Рецензенты:

доктор социологических наук, профессор Я. А. Маргулян (Инсти­тут управления и экономики, Санкт-Петербург);

доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ С. Н. Иконникова
ISBN 978-5-9676-0122-8

Манько Ю.В., Оганян К. М., 2008 ' ИД «Петрополис», 2008
Содержание

Введение....................................................................................3

1. Молодежь в системе социологического знания ..........................9

1.1. История выделения молодежи в особую социальную

группу …9

1.2. Роль социальных институтов семьи, образования, работы

и досуга в жизни молодежи ............................................................... 10

1.3. Движение от безответственности к ответственности

как важная характеристика молодежи .......................................... 13
2. Теоретические основы изучения социальных

проблем молодежи ................................................................. 14

2.1. Психоаналитическая ориентация ..................................................... 14

2.2. Структурно-функциональный подход в социологии

молодежи ................................................................................................... 17

2.3. Субкультурный подход ........................................................................ 20

2.4. Культурологический подход ............................................................... 22
3. Молодежная субкультура и тенденции ее развития ................... 25

3.1. Сущность и основные черты молодежной субкультуры ........... 25

3.2. Теоретические предпосылки исследования молодежной

субкультуры ............................................................................................. 30

3.3. Тенденции развития молодежной субкультуры

в современной России .......................................................................... 34
4. Проблемы межпоколенных взаимоотношений

в современном обществе ................... . ................................... 41

4.1. Нарративы взаимоотношений молодежи и общества ............... 41

4.2. О специфике социальных проблем молодежи ............................. 44

4.3. Коммуникативные ресурсы отношений

между представителями крайних возрастных групп

(на примере родообщинных отношений рода Огана) .............. 47
5. Проблемы труда и занятости молодежи....................................56

5.1. Занятость населения и рынок труда................................................57

5.2. Спрос и предложения на рынке труда............................................60

5.3. Социально-экономическое положение и ценностные приоритеты молодежи.........................................................................62

5.4. Меры помощи безработной молодежи...........................................83
6. Духовная жизнь молодежи......................................................89

6.1. Зарождение и развитие социологических исследований духовного мира молодежи в России и за рубежом....................89

6.2. Сравнительный анализ изменений духовного мира молодежи России XX века.............................................................. 102
7. Религиозность молодежи ......................................................Ц9

7.1. Религиозность молодежи как предмет социологического исследования........................................................................................ 120

7.2. Молодежь как объект воздействия тоталитарно-деструктивных сект...........................................................................133

7.3. Русская православная церковь и молодежь...............................150
8. Демографические проблемы молодежи..................................154

8.1. Социолого-демографическая характеристика молодежи .... 154

8.2. Социально-психологический анализ основных групп молодежи, поступающей в высшие учебные заведения, и проблемы психосоциальной адаптации студентов............................................................................................... 162
9. Эволюция молодежных объединений (групп)

в России в конце XX - начале XXI веков...............................173

9.1. Неформальные молодежные объединения периода перестройки в СССР (конец 80-х гг. XX в.)............................. 173

9.2. Процессы самоорганизации молодежи в конце XX -

начале XXI вв.......................................................................................185

9.3. Международные молодежные программы в XXI в................. 196
10. Молодежь в социально-политической структуре общества.....208

10.1. Молодежь в политической жизни общества...........................208

10.2. Понятие политической культуры................................................217

10.3. Соотношение объективного и субъективного

в политическом сознании молодежи...........................................224

10.4. Проблемы формирования политической культуры молодежи...............................................................................................233
11. Конфликты в молодежной среде: причины и пути их разрешения.........................................................................239

11.1. Теоретические методологические основы конфликтов

в молодежной среде...........................................................................239

11.2. Проблемы межличностных конфликтов в студенческой среде.........................................................................................................244

11.3. Пути регуляции конфликтов в педагогическом

процессе..................................................................................................253

11.4. Профессиографический анализ подготовки социологов к разрешению конфликтных ситуаций в учебных коллективах..........................................................................................263
12. Методика диагностики уровней конфликтности

учебных групп.....................................................................269

12.1. Исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных групп на конфликтность поведения" студентов.....270

12.2. Конфликтная компетентность специалистов

в разрешении ценностно-нормативных конфликтов

на основе социально-психологического тренинга.................278

12.3. Деформация социальной установки преподавателя как источник ценностно-нормативных конфликтов

в студенческой среде.........................................................................281
13. Социологические проблемы девиантного поведения молодежи............................................................................285

13.1. Наркомания как разновидность социальной девиации

в молодежной среде...........................................................................285

13.2 Половая распущенность и летальность

в молодежной среде...........................................................................288
14. Стратегии эмпирического исследования различных аспектов жизнедеятельности молодежи..............................................298

14.1. Метод биограммы.............................................................................298

14.2. Метод анализа материалистического / постматериалистического мировоззрения Р. Инглехарта ...

14.3. Метод анализа жизненных планов А. Лакейна......................301

Список литературы...................................................................303

Основная литература.................................................................................303

Дополнительная литература...................................................................304

Приложение 1............................................. 309

Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету

по дисциплине «Социология молодежи»..................................309

Приложение 2......................................... 310

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы................................ ... 310

Введение

Социология молодежи — это самостоятельная отрасль социологи­ческого знания, исследующая молодежь как социальную общность, осо­бенности ее социализации, образа жизни, ценностных ориентации и жиз­ненных планов, социальных ролей и статусов молодых людей и моло­дежных групп.

В Российской Федерации социология молодежи — относительно мо­лодая наука, выделившаяся из общего русла социологии в первой поло­вине шестидесятых годов XX в. Большой вклад в развитие отечествен­ной социологии молодежи как науки внесли такие отечественные уче­ные, как И. С. Кон, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, М. X. Титма, Ю. Г. Волков, Е. Г. Слуцкий, Г. И. Хмара и другие.

Современная социология молодежи в России опирается на разработ­ки не только отечественных, но и зарубежных исследователей, среди ко­торых можно отметить таких, как Леопольд Резенмайер (Австрия), Иван Валев, Петр Митяев, Минго Семов (Болгария), Вальтер Фридрих, Курт и Ута Штарке, Инго Рихтер (Германия), Золтан Бекели (Венгрия), Джеймс Риордан, Вильяме Кристофер (Великобритания), Энтони Гидденс, Нейл Смелзер (США), Владислав Адамски, Рычард Дыонизен (Польша), Йезла Сихадри (Индия), Гитиан Кармен (Мексика) и другие.

Социология молодежи — междисциплинарная отрасль знания. В ней используются достижения многих социально-гуманитарных наук: пси­хологии, педагогики, демографии, правоведения, политологии, филосо­фии, социологии, истории и других.

Поскольку социология молодежи изучает один из слоев (страт) об­щества, то она с необходимостью сталкивается с проблемами преемствен­ности поколений (детства, взрослых, пожилых и в целом жизненного цикла поколений). Однако молодость как предмет исследования не мо­жет быть сведена лишь к возрастным границам жизненного цикла, а включает в себя и социальные аспекты взросления, которые описыва­ются теорией социализации, ибо социология молодежи тесно смыкается

3
с социологией семьи, образования, культуры, обучения и воспитания, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичнос­ти, связанных с переходом из одного статуса в другой. Поэтому социо­логия молодежи тесно связана с отраслевыми социологиями города, села, искусства, культуры, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, образования, организаций, армии, политики, права, религии, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

В последнее время, в связи с кардинальными изменениями в обще­ственно-экономической жизни страны, негативными последствиями рыночных реформ в России, молодежь оказалась одной из самых неза­щищенных социальных групп населения. Поэтому социология молоде­жи, в своей практической стороне, тесно примыкает, а порой и смыкает­ся с такой отраслью знания, как социальная работа с молодежью.

Отмеченное использование междисциплинарных научных знаний для исследования социологических проблем молодежи отразилось и на широком спектре исследовательских подходов. Среди них необходимо отметить следующие.

Психоаналитический подход, который базируется на идеях 3. Фрейда и его учеников. В его основе лежит изучение взаимоотношения поколе­ний, моделей тендерного поведения, а также «бессознательных комплек­сов» как причин агрессивных выступлений молодежи против существу­ющего социального порядка. Эти идеи поддерживают и некоторые оте­чественные исследователи (Л. Архангельский, И. Кон, В. Ольманский и др.), преодолев известный биологизм фрейдизма, исследовавшие дан­ные процессы с учетом разнообразных социальных факторов.

Структурно-функциональный подход сыграл важную роль в иссле­довании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуаль­ной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социо­логического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретаю­щими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимо­действии, регулирующем определенные аспекты поведения личности молодого человека.

Отечественные социологи, придерживающиеся данного подхода (В. Боровик, В. Васильев, В. А. Староверов и др.), применяли основные принципы данного подхода с учетом советской специфики социального положения молодежи в советском обществе и акцентировали свое вни­мание на изучении трудовой и общественной активности молодежи, про-

4
блем несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения и т. п.

Однако структурно-функциональный подход, основывающийся на равновесно-интеграционной модели общества, мало применим при изу­чении конфликтных ситуаций, динамики изменений молодежной сре­ды и прогнозировании тенденций ее развития.

Культурологический подход в основу изучения социальных явлений в молодежной среде закладывает феноменологию человеческой культу­ры. Классиками данного подхода являются немецкий социолог Карл Мангейм и американский антрополог Маргарет Мид. Так, К. Мангейм, исследуя феномен социального наследования, установил, что насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта по­стоянно сталкивает все новые волны людей с культурой человечества. Этот непрерывающийся контакт молодежи с достижениями цивилиза­ции имеет непреходящее значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в но­вом направлении.

И действительно, по мнению авторов, молодой человек становится личностью в процессе социализации, не только приобщаясь к совокуп­ности всех общественных отношений, но, что очень важно, это усвоение обязательно осуществляется в процессе их персонификации. Поэтому новое поколение в своей жизни может опираться на ценности предше­ствующего поколения, но в последующем оно передает ценности не ро­дителей, а свои, персонифицированные от себя, ценности предшеству­ющих поколений.

Маргарет Мид в своих работах (например, «Культура и мир дет­ства») особо подчеркнула роль социальных источников в развитии мо­лодежной популяции. Она показала зависимость межпоколенных отно­шений от темпов научно-технического и социального развития, а также взаимовлияния культур поколений друг на друга.

Идеи и методологию данного подхода применяли в социологии мо­лодежи отечественные исследователи В. Боровик, В. Добрынина, Л. Ко­ган, Е. Слуцкий, В. Харчева, Я. Гилинский и др. Они изучали молодеж­ные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифферен­циацией молодого поколения, девиантное поведение, внешнюю атрибу­тику, качество жизни, досуг, неформальные молодежные объединения.

Несмотря на то, что отечественная социология молодежи имеет не длительную историю (примерно с конца 60-х годов XX века), тем не менее в Российской Федерации сложилось несколько школ. Здесь мож­но выделить некоторые из них.

5
Московская школа, которая выросла из исследований проблем ком­мунистического воспитания молодежи (В. Н. Шубкин, И. В. Бестужев-Лада, И. Т. Левыкин, Ю. А. Левада и др.) и социологических исследова­ний Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (В. Васильев, А. Кулагин, В. Чупров и др.), разработала типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политическо­го уровня молодежи и т. п. В то же время в рамках академической науки исследования чаще ориентировались на объективный анализ молодеж­ной проблематики. Эта тенденция усилилась после переезда И. С. Кона из Ленинграда в Москву.

Новосибирская школа была основана В. Н. Шубкиным, который в 60-е годы проводил исследования по изучению жизненных планов мо­лодежи, проблем жизненного старта молодых людей, профессиональ­ной ориентации и мобильности молодежи.

Свердловская школа, основанная Ф. Р. Филипповым, М. Н. Руткевичем и развитая впоследствии Л. Я. Рубиным, изучала молодежную проблематику в связи с воспроизводством социальной структуры и уче­том межпоколенной мобильности. Здесь были восприняты и продолже­ны начатые В. Н. Шубкиным лонгитюдные исследования молодежи, что позволяло фиксировать изменения и осуществлять мониторинг процес­сов социализации молодежи.

Ленинградская школа, по сути, положила начало Отечественной со­циологии молодежи как науки, т. к. здесь были опубликованы первые ра­боты по теории социологии молодежи (например, монография Светланы Николаевны Иконниковой «Молодежь: социологический и социально-психологический анализ». — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974), а Владимир Тимофе­евич Лисовский с 60-х гг. XX в. в социологической лаборатории НИИ комплексных социальных исследований при Ленинградском государ­ственном университете начал изучение процесса социализации молоде­жи, по результатам которого была написана книга «Что значит быть со­временными?», выдержавшая несколько изданий. В. Т. Лисовский был по сути родоначальником науки «Социология молодежи». Под его руко­водством был написан и первый учебник по социологии молодежи (1995).

В рамках ленинградской школы начинал свою деятельность и Игорь Семенович Кон, исследования которого в области психологии юношес­кого возраста впервые в СССР значительно расширили представления о юности как особой фазе жизненного цикла, самосознании личности, самоидентификации, возрастных кризисах, молодежной субкультуре.

Как продолжателя исследований Ленинградской школы с одной стороны, а с другой — как основателя нового научного направления юве-

6
нологии как междисциплинарного научного направления исследования проблем молодого поколения, предстает деятельность Слуцкого Евге­ния Георгиевича, который в сложное для российской науки время объе­динил усилия исследователей молодежной проблематики в рамках со­зданной им в 1997 г. Национальной Академии ювенологии и издал де­сятки книг по проблематике социологии молодежи.

В то же время, несмотря на то, что существуют различные подходы и социологические школы в изучении молодого поколения, использова­ние в социологии молодежи различных отраслей знания, методологи­ческих подходов, она представляет собой самостоятельную науку, име­ющую свой объект и предмет, принципы, законы и методы познания, свой язык (категории) и свою историю.

Основными, стрежневыми проблемами социологии молодежи яв­ляются: изучение роли и места молодежи в жизни общества, потребнос­тей, интересов, ценностей, социальных ожиданий молодого поколения; формирование активной жизненной позиции, поведения, цели и стиля жизни; адаптационные возможности и мобильность молодых людей; анализ «социологического портрета» различных формальных и нефор­мальных групп молодежи в системе образования, в сфере труда и заня­тости; межэтнические отношения в молодежной среде, молодежь и ре­лигия; молодежь и армия; семейные и сексуальные отношения в моло­дежной среде; девиантное поведение молодых людей; государственная молодежная политика; методология и методика социологических иссле­дований проблем молодежи и целый ряд других.

Перечислять стержневые проблемы социологии молодежи можно и дальше, но, видимо, необходимо подчеркнуть, что исследование этих проблем можно осуществлять на разных уровнях: в системах «молодежь-общество», «молодежь-группа» и собственно личность молодого чело­века, которую необходимо также рассматривать как открытую, самоор­ганизующуюся, саморазвивающуюся систему.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить и по другим основаниям: по территориальному (общефедеральные, ре­гиональные, местные); национальному, образовательному, профессио­нальному; по временному основанию (взаимоотношения поколений кон­кретно-исторической эпохи и т. п.) и целому ряду других оснований.

Однако необходимо отметить, что проблемы молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в совре­менном мире вообще (урбанизация, сокращение рождаемости, старение населения и др.) и в России в частности. Социализация российской мо­лодежи проходит в условиях общественно-экономического и духовного

7
кризиса общества, ломки старых ценностей и формирования новых со­циальных отношений. Отсюда у многих молодых людей наблюдаются растерянность, жизненный пессимизм, неверие в будущее, что вообще-то не свойственно молодому поколению. Общая тенденция маргинали­зации молодого поколения в обществе ведет к агрессивности, экстремиз­му, шовинизму и криминализации молодежи.

Вскрытие социальных причин негативных тенденций в молодежной среде, поиск социальных средств и механизмов их минимизации, выра­ботка оптимальных условий жизни и позитивных тенденций развития молодежи как будущего страны — такова в самом общем виде задача со­циологии молодежи как отрасли социологического знания и науки.

Приступая к написанию учебного пособия, авторы осознавали мно­го аспектность самой проблематики. Поэтому свои усилия они сконцен­трировали лишь на некоторых, на их взгляд, наиболее острых и практи­чески значимых социальных проблемах молодежи. Их изложение имеет чисто учебную направленность и ограничено рамками учебной програм­мы и положениями ГОС ВПО (2000).

В учебном пособии учтены результаты исследований: Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисципли­нарного исследования // Колл. монография / Под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб.: Знание, 2004; Основы социальной работы с молодежью: учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян, В. М. Добраштан и др.; под ред. Ю. В. Манько. - СПб.: СПбГУТД, 2005; Оганян К. М. Адаптация и цен­ностно-нормативные конфликты в студенческой среде (социологичес­кий анализ) (Монография) — СПб.: Сударыня, 2005; Госбюджетные темы кафедра социологии СПбГИЭУ: «Научное обеспечение непрерывного гуманитарного образования как фактор подготовки выпускников в со­ответствии с требованиями современного рынка труда» (Отчет) № 1450 под руководством профессора Оганяна К. М. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 240 с. и ряда других. Кроме этого, авторы опирались на результаты соб­ственных и кафедральных конкретно-социологических исследований по социологическим проблемам молодежи.

Авторы открыты для научной дискуссии и с благодарностью при­мут конструктивные критические замечания по улучшению качества учебного пособия.
1. Молодежь в системе социологического знания
1.1. История выделения молодежи в особую социальную группу, 1.2. Роль социальных институтов семьи, образования, работы и досуга в жизни молодежи. 1.3. Движение от безответственности к ответственности как важная характеристика молодежи.
1.1. История выделения молодежи в особую социальную группу
Категория «молодежь», помимо научного дискурса, активно исполь­зуется в обыденной речи. В связи с этим в рамках первой темы очертим социологические характеристики молодежи как социальной группы. Об­щепризнанно, что в качестве особой социальной группы молодежь выде­лилась с началом индустриальных революций в конце XVII - начале XVIII вв. Данный процесс явился результатом изменения взаимоотношений между семьей и производством вследствие усложнения последнего. Если до этого отец имел возможность передать свое ремесло сыну в рамках домашнего, семейного обучения, то сложные производства — мануфакту­ры и фабрики — потребовали внесемейного обучения. В доиндустриальных обществах как только молодой человек приступал к работе, помогая родителям, он становился взрослым. Существовал даже обряд инициа­ции — посвящение во взрослые. Таким образом, молодые по возрасту люди не составляли особой социальной группы молодежи — происходил непос­редственный переход от детства к взрослости. С появлением в индустри­альных обществах институтов внесемейного образования — ремесленных училищ, университетов — в обществе выделилась особая группа молодых людей, которые отрывались от семьи, но еще не обретали полной незави­симости, то есть не могли считаться взрослыми. Они занимали промежу­точный, переходный статус между детьми и взрослыми.

Данную группу с социологической точки зрения и принято рас­сматривать в качестве молодежи.

9
1.2. Роль социальных институтов семьи, образования, работы и досуга в жизни молодежи
Исторически первый сложившийся подход к определению молоде­жи — узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному кри­терию (молодежь — это люди в возрасте от 16 до 30 лет). В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возраст­ного аспекта, и социологические характеристики молодежи как соци­альной группы. Наиболее эффективным является подход, в соответствии с которым молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точ­ки зрения ее движения:

• от зависимости к независимости;

• от безответственности к ответственности.

Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с та­кими социальными институтами, как семья, система образования, рабо­та, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их в соответствующей последовательности.

1. В описании движения от зависимости к независимости как ха-

рактеристики, отличающей молодежь от детей и взрослых, не­маловажную роль играет изменение внутрисемейных отноше­ний, связанных со вступлением детей в период молодости. Се­мья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой. Создание же своей семьи может считаться одним из этапов перехода во взрос­лую жизнь.

2. Система образования. Первое социальное движение ребенка к

независимости происходит с поступлением в школу. Институ­ты образования являются одними из главных агентов социали­зации, причем важную роль здесь играет не только формаль­ная организация и влияние взрослых, но и взаимодействие в рамках класса со сверстниками.

Большинство современных школьных систем основано на принци­пе достижителыюсти — по критерию успеваемости выстраива­ется школьная иерархия, где хороший ученик автоматически принимается в качестве положительной личности, и наоборот. Происходит постоянное направление ребенка в нужную учи-

10
телю сторону с помощью особой системы норм, ценностей и санкций. Однако изменения, происходящие в обществе, отра­жаются и на смене представлений о путях и уровнях достиже­ния успеха в школе. Этот процесс, в свою очередь, влияет на реакцию учеников: в разных странах и в разное время школь­ники выбирают различные стратегии поведения и ответов на задаваемые вопросы. Именно школа в большей степени фор­мирует конформизм/нонконформизм в структуре ценностей взрослеющего человека.

Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая — выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности. Студенты средних и высших учебных за­ведений представляют собой «классическую», с точки зрения социологии, группу молодежи — это уже не дети, но еще не взрослые. Система образования в высшей школе имеет несколь­ко иную организацию. Студенты более независимы в своих дей­ствиях, система достижительности в вузах работает менее эф­фективно, нежели в школе. Окончание учебы, поступление на работу чаще всего сопровождается созданием собственной се­мьи, обретением полной независимости, а следовательно — до­стижением статуса взрослого.

3. Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной за­нятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения об­учения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а следовательно, взрослым членам общества. Тем не менее, существует ряд факторов, позволяющих выделить категорию «работающей молодежи». Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, так как чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, полу­чает невысокую заработную плату, что обусловливает матери­альную зависимость молодых людей от родителей. Кроме того, и на рабочем месте молодой человек находится в зависимом положении, так как определенное время является обучаемым, не имея всех необходимых навыков.

4. Свободное время. Досуговая активность молодежи связана с раз-

личными формами молодежной культуры, являющейся одним из важнейших источников достижения независимости (в том числе и независимости от культурных образцов, предлагаемых

11
взрослыми). То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, му­зыка, танцы), делает их особой социальной группой. По мне­нию многих исследователей, социология молодежи есть преж­де всего социология молодежного досуга.

В настоящее время, помимо традиционных форм досуговой актив­ности молодежи, появляются совершенно новые. Благодаря развитию компьютерных технологий и мировых информаци­онных сетей молодой человек получил возможность модели­ровать свой жизненный стиль в частной, а не в общественной сфере, при этом ориентируясь на стиль извне. Грань между пуб­личной и частной сферами стирается — находясь у себя дома, человек с помощью компьютера получает возможность общать­ся со всем миром. Существуя в разном географическом про­странстве, коммуникаторы сосуществуют в едином временном векторе. Результатом является сверхконцентрация на себе, са­моразвитие, выработка индивидуального стиля жизни. Изме­нение сферы досуговой активности определенным образом вли­яет и на формирование молодежью своей идентичности. Таким образом, движение молодого человека от зависимости к не­зависимости представляет собой составную часть процесса социализа­ции, происходящей при помощи перечисленных факторов. Согласно концепции социализации, уровень развития личности, система ее норм и ценностей, стиль и образ жизни являются результатом взаимодействия индивида и социальной среды. Данное взаимодействие определяется характером социальных процессов в обществе и психологическими осо­бенностями личности, с помощью которых происходит, с одной сторо­ны, интериоризация — усвоение системы знаний, норм и ценностей, при­нятых в данном обществе; с другой стороны, экстериоризация — введе­ние в социум новых форм и способов жизнедеятельности созданием но­вых субкультурных образцов или индивидуальных стилей жизни. При­знаком успешной социализации является приобретение молодежью со­циальной компетентности и идентичности, обеспечивающих эффектив­ное осуществление статусного перехода в мир взрослых; проявление социальной активности, желания и возможностей интеграции в социум.

12
1.3. Движение от безответственности к ответственности как важная характеристика молодежи
Второй важный вектор в характеристике социологической катего­рии «молодежь» связан с понятием «ответственность». Именно в пери­од перехода от детства к взрослости молодой человек принимает на себя максимальную ответственность в различных областях личной и обще­ственной жизни. Молодой человек принимает ответственность за свои поступки как в семейном кругу, так и перед государством, обществен­ными институтами, — признается дееспособным гражданином. Можно выделить два вида ответственности:

регламентирующая ответственность — в соответствии с ней за-

кон определяет взросление индивида, предписывает определен­ный возраст наступления ответственности за совершенные дей­ствия, преступления, обязывает к каким-либо действиям (на­пример, к службе в армии);

разрешительная ответственность определяет способность инди-

видов к определенным действиям, исходя из их биологическо­го возраста. При этом государственные предписания и рекомен­дации не являются обязательной нормой для всей молодежи. Так, большинство молодых людей вступают в брак через не­сколько лет после того, как это официально разрешено, а неко­торая часть, напротив, — до этого срока.
Вопросы для самоконтроля:

1. История выделения молодежи в особую социальную группу.

2. Молодость как этап жизненного цикла.

3. Молодежь как единица социологического анализа.

4. Молодежь как предмет общественных наук.

5. Специфика социологического изучения молодежи.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Границы и основные стадии молодежного возраста.

2. Особенности биологического развития молодежи.

3. Место и роль молодежи в современных этнических группах.

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие «молодежь» и опыт его изучения в науке.

2. Место и роль молодежи в современном обществе.

13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Манько Ю. В., Оганян K. M. M
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации