Лапина С.В. Социология: курс лекций. Часть I - файл n1.doc

Лапина С.В. Социология: курс лекций. Часть I
скачать (865.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc866kb.08.09.2012 19:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Академия управления
при Президенте Республики Беларусь




Система открытого образования

С.В. Лапина

Социология
Курс лекций
Часть I

3-е издание, стереотипное

Минск

2005
УДК 316

ББК 60.5

Л24
Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.


Лапина, С.В.

Л24             Социология: курс лекций. Часть I / Лапина С.В. – 3-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 142 с.

ISBN 985-457-363-Х (ч.I)

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 316

ББК 60.5




ISBN 985-457-363-Х (ч.I)



Лапина С.В., 2004

ISBN 985-457-362-1



Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА 6

ВВЕДЕНИЕ 8

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 12

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 12

Лекция 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека 12

Общество как объект научного познания. Социологическая концепция О.Конта 12

Предмет и методология социологии 18

Структура социологии 23

Функции социологии 32

Контрольные вопросы к теме №1 34

Литература 35

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ 37

Лекция 2. Становление и развитие социологии 37

Особенности становления и развития социологии в
Х1Х-начале ХХ в.в. (Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер) 37

Социология марксизма 39

Диалектический материализм и социология 40

Классы и классовая борьба 45

Социология в дореволюционной России 48

Развитие социологии на Беларуси. Современная
белорусская социология 50

Контрольные вопросы к теме №2 68

Литература 69

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ 70

Лекция 3. Общество и личность 70

Социальная и психическая структура личности 70

Сущность процесса социализации 77

Динамика социальных статусов и социальных ролей в трансформирующемся обществе Беларуси 85

Тест 1. «Ценностные ориентации» (методика М.Рокича) 94

Контрольные вопросы к теме №3 96

Литература 97

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 98

Лекция 4. Социальные изменения 98

Теоретические представления о направленности социальных изменений 98

Социальная эволюция и социальная революция 100

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 105

Типы обществ 107

Особенности социальных трансформаций в современном обществе 109

Типы цивилизационного развития 110

Россия и догоняющая модернизация 111

Стратегия локального обустройства 118

Патриотизм и идея сбережения народа 126

Социальные изменения и социальное развитие 130

Социальная эволюция и социальная революция 138

Контрольные вопросы к теме №4 141

Литература 142

Вопросы к зачету 143

ОТ АВТОРА


В последнее время на полках книжных магазинов можно найти любую литературу, однако, студент-прагматик точно знает, что ему нужно... Недорого, просто и полезно... во всех смыслах. Ведь скоро зачет, а, может, и экзамен по социологии. Лучше всего подошел бы конспект лекций... Но где же его взять?! Автор предлагает верный путь продвижения к поставленной цели – этот социологический практикум и любой социологический словарь. Думается, что это самый эффективный способ действий в цейтноте.

Если же Вы, уважаемый читатель, располагаете временем, то в этом случае предлагаемое учебное пособие будет еще более полезно Вам.

Сегодня среди слов, звучащих одинаково на разных языках, самым распространенным, пожалуй, является общенаучный термин «социум» и его производные – социальный, социальность, социология. Люди в разных концах земного шара ежедневно и ежечасно поглощают огромные объемы информации, в которых в качестве кодового знака присутствует часть слова «соц...» И все понимают, что речь в этих случаях идет о явлениях, процессах, событиях, характерных для людей, живущих вместе, или, совсем рядом, или просто на одной планете. Студенты во всем мире, получая любую профессиональную подготовку, осваивают одновременно необходимые сведения из области социологии, потому что, чем бы они не занимались, им придется быть включенными в различные социальные сообщества: дома, вне дома, на работе и за ее пределами...

Учебники по социологии – это, по сути дела, учебники жизни для всех. И не только для тех, кто получает диплом о соответствующем образовании. Сегодня общественный интерес к социологии может сравниться с интересом к медицине, которая дает сведения о способах сохранения физического здоровья индивида. Социология открывает мир человеческого существования, и каждый может (и, наверное, должен) сконструировать для себя свой собственный социальный мир. Человек может двигаться к этой цели методом «проб и ошибок»; он может начать читать огромные нравоучительные фолианты... и даже дочитать их до конца. Но он может учиться самостоятельно, следуя советам специалиста в этой области... С ориентацией, прежде всего, на самостоятельную работу тех, кто интересуется социологией или изучает ее по типовой, вузовской или другой программе, предназначено учебное пособие «Социология». Разумеется, в большей степени оно адресуется студентам и их педагогам, которые могут найти в нем полезную методическую информацию, а также конкретный материал из опыта работы белорусских социологов и их зарубежных коллег. Хотя, автор надеется, что его «Социология» найдет заинтересованного читателя не только в студенческой аудитории и педагогической среде.
Доктор социологических наук,

профессор Лапина С.В.

ВВЕДЕНИЕ


Учебное пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений республики (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000 г. Рег. № ТД – 75 тип), которая является интеграцией опыта преподавания социологии в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белгосуниверситете, Белорусском университете культуры и ряде других государственных и негосударственных учебных заведений республики. Характерно, что к выработке структуры программы в рамках основных дидактических единиц, зафиксированных в Образовательном стандарте, авторы шли параллельно с российскими коллегами, а в итоге получили почти идентичные результаты. Это, пожалуй, является ярким примером реального существования единого научного и образовательного пространства.

Главное, что объединяет учебно-методические подходы белорусских и российских педагогов-социологов – направленность на системное изучение общества и социального мира человека, на выявление социологических закономерностей становления, функционирования и развития социокультурной реальности, в которой социум и культура являются однопорядковыми явлениями. В этом разделе тематика курса «Социология» является логическим продолжением курса «Культурология», так как на основе социологической методологии представляет рациональную реконструкцию процессов, происходящих в мировом культурном пространстве. По мнению автора, студенты должны и могут не только получить информацию об изучаемом предмете, но и освоить логику социологического анализа, приобрести навыки его осуществления применительно ко всем сферам своей индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Таким образом, последовательное освоение студентами культурологических и социологических знаний приобретает предметно-практическую определенность, логически выстраивая необходимую цепочку: мировоззрение – миропонимание – мироосвоение.

В соответствии с логикой развития современной социологии автор не стал концентрировать внимание на отдельных специальных и отраслевых социологических теориях, отчетливо осознавая тот факт, что даже перечень основных из них займет почти весь объем учебного курса. В каждом из выделенных разделов, особенно в разделе III «Социальные институты и социальное управление», педагог может найти место для тем, в которых отражается специфика конкретных регионов, вузов и специальностей. Такая конкретизация, скорее всего, отразится в рабочей программе.

Автор надеется, что и в этом случае его разработки будут полезны, так как в них отражены общие концептуальные устремления, характерные для современной социологической теории. Ее полипарадигмальный методологический статус, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений, но в целях сохранения концептуального единства социология, по крайней мере, не должна полностью уходить в «межпредметное дробление». Тот факт, что в разделе III в качестве социальных институтов более подробно рассматриваются только «образование» и «семья», объясняется, в частности, желанием остановиться на универсальных институциональных образованиях, которые в рамках других курсов практически не рассматриваются. Это, во-первых. А, во-вторых, в представленных темах акцент специально делается на логике анализа этих универсальных социокультурных явлений, имеющих статус социальных институтов. Как уже отмечалось, предметом анализа в курсе в целом, а в III разделе в особенности, может стать любой конкретный институт (или институты), которые, по мнению Совета вуза, отражают специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

Структура учебного пособия полностью отражает структуру типовой программы и включает 4 раздела: I – «Теория и история социологии»; II – «Социальное взаимодействие и социальная структура»; III – «Социальные институты и социальное управление»; IV – «Социологическое исследование и его виды». В каждом разделе выделяются ключевые темы, излагается методика их изучения, дается краткая информация по основным проблемам темы.

Методические материалы к занятиям, по мнению автора, его коллег и рецензентов, выполняют важные познавательные функции, позволяя глубже проникнуть в содержание изучаемых тем. В итоге пособие дает возможность обучающемуся работать с дидактическим материалом в диалоговом режиме. Автор предлагаемого учебного пособия строит экспериментальную ситуацию, в которой участниками диалога являются студент (любой обучающийся) и исследователь. Преподаватель (или автор, в случае самостоятельной работы с практикумом) выполняет роль посредника, не навязывая свою точку зрения, свою позицию, а помогая обучающемуся выработать свою и одновременно сформировать у себя способность понимать других.

В этом видится главная цель изучения курса «Социология» в вузе (или просто по вузовской программе), и в соответствии с ней разработано учебное пособие, которое выступает в роли экспертной системы, и его содержание, будучи заложенным в компьютерную программу, может стать основой нового, компьютерного учебника по социологии. Но это следующий этап работы в рамках Программы «Учебники Академии». Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а сформулированные вопросы могут стать предметом обсуждения в ходе семинарских и практических занятий, а также стать темами курсовых и дипломных работ. После каждой темы дается обширный список литературы, что позволяет пользоваться методическим пособием студентам как очной, так и заочной форм обучения.

Учебное пособие предполагает использование различных форм организации учебного процесса: индивидуальных собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, тематических дискуссий, «круглых столов» конференций, тестирования и деловых игр, в т.ч. с использованием компьютерных технологий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации