Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации - файл n1.rtf

приобрести
Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации
скачать (123.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf1349kb.26.08.2005 08:35скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Соотношение закона и подзаконного
нормативного правового акта Российской Федерации


Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. - 186 с.
В монографии рассматривается место закона и подзаконного нормативного правового акта в обновленной правовой системе Российской Федерации, основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта, а также различные варианты взаимоотношений федеральных законов с подзаконными нормативными актами Российской Федерации.

Книга предназначена для практических работников органов государственной власти, студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений.

Монография одобрена и рекомендована к опубликованию кафедрой теории и истории права и государства Московской академии МВД России.
Рецензенты:

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии информатизации, доктор юридических наук, профессор Пиголкин А.С.

кандидат юридических наук, доцент Казаков В.Н.

Оглавление



Введение

Глава 1. Закон и подзаконный нормативный правовой акт как источники

права в Российской Федерации

 1. Источники права в Российской Федерации и их соотношение

 2. Характеристика закона и его виды в Российской Федерации

 3. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов

Глава 2. Теоретико-правовые основы соотношения закона и подзаконного

нормативного правового акта

 1. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного

правового акта

 2. Нормативные основы соотношения закона и подзаконного

нормативного правового акта

 3. Формы развития и конкретизации положений законов и подзаконных

нормативных правовых актах

Глава 3. Взаимоотношение федеральных законов и конкретных видов

подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации

и пути его совершенствования:

 1. Федеральный закон и указ Президента Российской Федерации

 2. Федеральный закон и постановление Правительства России

 3. Федеральный закон и нормативный правовой акт федерального органа

исполнительной власти (на примере актов МВД России)

 4. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты

иных ведомств Российской Федерации (Центральный Банк,

Генеральная прокуратура, Центральная избирательная комиссия)

Заключение

Введение



Современный период отличается возрастающей потребностью в регулировании различных сторон общественной жизни. С начала 90-х гг. прошлого столетия федеральным законодательным органом России принято около полутора тысячи законов. Изменение роли закона в обновленной правовой системе России создает необходимость теоретического изучения закона, определения его значения в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.

За последнее десятилетие изменилась структура органов государства: с 1990 г. введена должность Президента Российской Федерации. С самого начала своей деятельности он стал активно использовать свои правотворческие полномочия. Им принимается значительное число нормативных указов. Однако Конституция Российской Федерации не достаточно четко разграничила полномочия между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации. Поэтому остро встает проблема взаимоотношений между федеральным законом и нормативным указом Президента России.

Помимо этого, органы исполнительной власти также активно занимаются правотворческой деятельностью. Проблемы взаимоотношения принимаемых ими подзаконных нормативных правовых актов с законами на всех уровнях правовой системы приобретают первостепенное значение в условиях коренных демократических преобразований в стране.

Актуальность темы определяется также особенностями деятельности федеральных органов исполнительной власти в переходный период становления новой российской государственности. Практическая деятельность федеральных органов исполнительной власти все больше и больше, чем, к примеру, в предыдущий, советский, период строится в соответствии с федеральными законами и в значительной степени связана с их реализацией. В этой связи взаимоотношение нормативных актов этих органов с федеральными законами имеет большое значение.

Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает формирование таких органов, которые не входят в систему разделения государственной власти. К ним относятся Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации, Счетная Палата Российской Федерации и др. Некоторые из этих органов имеют право на издание своих нормативных правовых актов, которые направлены на установление специфических форм взаимоотношения с федеральными законами. Отдельные варианты таких взаимоотношений будут также рассмотрены в данном исследовании.

Помимо федеральных органов государственной власти свои нормативные правовые акты принимают и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают свои конституции (для республик) и уставы (для остальных субъектов Российской Федерации), а также законы. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают подзаконные нормативные акты. Доля нормативных актов субъектов Российской Федерации в общей массе всех нормативных правовых актов Российской Федерации существенно увеличилась, а по отдельным направлениям стала даже доминировать.

В настоящем исследовании соотношение федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не рассматривалось, поскольку оно опосредовано другим источником права - нормативным договором, в частности, Федеративным Договором от 31 марта 1992 года, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также другими видами внутригосударственных договоров. Отдельные аспекты такого соотношения будут рассмотрены в параграфе 1 первой главы и параграфе 2 второй главы.

Однако общие подходы в установлении соотношения федеральных законов и подзаконных нормативных актов федеральных органов государственной власти могут быть использованы и при формировании правовой системы второго уровня - субъектов Российской Федерации, т.к. формирование правовой системы всех уровней строится в соответствии с едиными принципами. Учет этих принципов в значительной мере отвечает потребностям времени, служит укреплению вертикали государственной власти в стране.

Проблема взаимоотношения нормативных актов различной юридической силы возникла не сейчас, она имеет давнюю историю. Еще в конце 19 в. русский ученый М.Н. Коркунов рассматривал ее в своей работе "Указ и закон" (1898 г.). Обращались к этой теме и другие русские ученые.

В советское время неоднократно обращалось внимание на противоречия между различными видами нормативных правовых актов, в частности, на противоречия между указами президиумов верховных советов Союза ССР, союзных республик и законами, принимавшимися верховными советами соответствующего уровня, между законами и правительственными актами, особенно между законами и ведомственными нормативными актами. Проблемы взаимоотношений нормативных актов различной юридической силы в не меньшей степени присущи правовой системе современной России.

Каких-либо всесторонних теоретических исследований по проблемам соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в нашей стране не проводилось. В то время как одним из условий формирования правового государства является наличие согласованного и непротиворечивого законодательства (в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов). Предстоит еще провести серьезные комплексные исследования в определении оптимального соотношения нормативных правовых актов различной юридической силы, разработать практические рекомендации для определения соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в Российской Федерации.

Данная монография лишь частично восполняет названный пробел, в ней на примере анализа соотношения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется обоснование их взаимодействия в правотворческой деятельности компетентных органов, пути определения оптимальных вариантов соотношения между законом и подзаконным нормативным правовым актом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Соотношение закона и подзаконногонормативного правового акта Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации