Курсовая работа - Методика разработки тестовых заданий (физика) - файл n1.doc

Курсовая работа - Методика разработки тестовых заданий (физика)
скачать (435.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc436kb.14.09.2012 15:25скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Профессиональная педагогика»


Курсовая работа по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

на тему «Методика разработки тестовых заданий».

Выполнила: студентка гр.


Проверила: преподаватель

Евстюнина Н.А.

Ижевск, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы разработки тестовых заданий………….

1.1. Дидактические функции педагогических тестов…………………….

1.2. Требования к тестовым заданиям…………………………………………....

1.3. Классификация тестовых заданий…………………………………….

1.4. Тестовые задания закрытого типа…………………………………….

1.5. Тестовые задания открытого типа…………………………………….

Глава 2. Построение тестовых заданий по курсу физики………………..

2.1. Тестовые задания входного контроля знаний………………………..

2.2. Тестовые задания текущего контроля знаний………………………..

2.3. Тестовые задания рубежного контроля знаний………………………

2.4. Тестовые задания итогового контроля знаний……………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

3

4

4

6

9

11

16

19

19

22

25

29

35

36


ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в системе образования России, приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают такие нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля как педагогические тесты. Однако при применении тестов педагоги сталкиваются с множеством проблем. Проблемы связаны с малым количеством методической литературы, которая позволила бы педагогу самому научиться составлять тесты, отвечающие определенным требованиям. Это приводит к тому, что педагог, не обладая достаточной теоретической базой, начинает сам составлять тесты, которые оказываются в итоге недостаточно качественными.

Проблемой разработки тестовых заданий занимались такие отечественные авторы как Аванесов B.C., Клайн П., Майоров А.Н., Пак Н.И., Симонова А.Л., Тягунова Т.Н., Филиппов В.В., Челышкова М.Б.

Цель курсовой работы: изучение и применение на практике методики разработки тестовых заданий. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) выявить дидактические функции педагогических тестов;

2) определить требования, предъявляемые к тестовым заданиям;

3) дать классификацию тестовым заданиям, рассмотреть их формы и виды;

4) спроектировать 4 урока контроля знаний в форме тестирования по дисциплине «Физика».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1.1. Дидактические функции педагогических тестов

Предыстория тестов уходит далеко в прошлое. Первые тесты чаще всего использовались для измерения индивидуальных различий между людьми в области физиологических возможностей организма и психических свойств личности. Их появление связывают с именами английского психолога Гальтона Ф. и американского психолога Каттела Дж. Именно им принадлежит первое определение понятия "тест". Крупный шаг в развитии тестирования был сделан французским психологом Бине А., который в 1905 г. разработал серию тестов по изучению особенностей мышления, диагностике умственного развития детей. После этого тесты все чаще начинают применяться, причем не только в психологии, но и в педагогике. В связи с этим возникла необходимость разделения тестов на педагогические и психологические. Это было сделано в начале 20 в. Макколом В.А. В нашей стране появление понятия педагогический тест связывают с именами Костюка Г.С., Аванесова B.C., Майорова А.Н. и др. [7]

Если изначально задача тестов — контроль уровня достижений учащихся, то сейчас тесты довольно успешно используются и для обучения тестируемых.

Под педагогическим тестом будем понимать систему тестовых заданий, создаваемую с целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения; определения их профессиональной пригодности; различных личностных характеристик.

Пак Н.И. и Филиппов В.В. определяют тест как набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющий дать оценку соответствия знаний ученика экспертной модели знаний предметной области и отвечающий следующим требованиям: 1) технологичность и экономичность по использованию; 2) легитимность. [7]

По определению Аванесова В.С., «тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся». [1]

Майоров А.Н. определяет тест как «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности». А тестовое задание – «основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания (вопроса), имеет однозначный правильный ответ и может быть охарактеризован набором показателей». [5, 14]

Педагогический тест несет в себе широкий спектр дидактических функций, основными из которых являются следующие:

1. Тест может выполнять функцию методов обучения (упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленные на достижение целей обучения) через совместную деятельность, осуществляемой обучаемым и обучающим через решение системы тестовых заданий, объединенной в тесты, и ориентированная на получение новых теоретических знаний.

Для эффективности проведения занятий преподавателю необходимо, во-первых, учитывать совокупность предварительных знаний обучаемых, на основе которых строится теоретический материал. Во-вторых, на последующих занятиях должна быть установлена обратная связь, которая подразумевает контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков. В-третьих, должны быть продуманы средства обучения.

2. Тест может использоваться в качестве формы контроля (способ управления деятельностью обучаемого, который предполагает измерение уровня приобретенных знаний, умений и навыков) и самоконтроля (сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями).

Тест как форма контроля — способ управления деятельностью обучаемого, подразумевающий контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков с использованием (с помощью) тестов.

3. Тест может использоваться в качестве средства обучения и контроля знаний. Отметим, что тест выполняет все функции средств обучения:

1) функцию компенсаторности — облегчает процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;

2) адаптивную функцию — направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний;

3) функцию информативности;

4) интегративную функцию — позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании средств обучения;

5) инструментальную функцию — ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной методической цели.

Анализ литературы показал, что наиболее разработанным является понятие теста как средства обучения и контроля. Однако, для целостного представления об использовании тестов в процессе обучения, наиболее важным является понятие теста как метода обучения и контроля.

1.2. Требования к тестовым заданиям

Тестовые задания должны отвечать требованиям предметной чистоты (отсутствие пересечения одной учебной дисциплины с другой), логической правильности содержания задания, правильности формы, локальной независимости, технологичности, эффективности, известной трудности [1, 37].

Трудность (сложность) задания во многом зависит от содержания и формы. Трудность задания определяется долей неправильных ответов (отношение числа неправильных ответов к общему числу ответов).

В тестовые задания должны включаться те основные, значимые положения, которые обучаемый должен знать в результате изучения блока дисциплины либо дисциплины в целом.

Выделим требования к наиболее часто используемым закрытым тестовым заданиям. Так как эти задания могут быть с разным количеством и соотношением верных и неверных ответов, то чем больше верных вариантов ответов в задании, тем меньше неверной информации будет читать (и непроизвольно запоминать) обучаемый. Не рекомендуется приводить явно неверные ответы, которые обучаемый сразу распознает. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобными. Лучшими считаются краткие ответы, занимающие одну строку. Больше двух-трех строк в варианте ответа давать не рекомендуется, т.к. большой текст плохо читается. Слова в задании лучше не переносить (затрудняется чтение).

Одно из требований к тестовым заданиям - минимальный объем информации, необходимый для ответа без потери смысла. Тестовое задание не должно быть перегружено информацией. Излишняя детализация, лишние слова, знаки отвлекают внимание от восприятия главного. Невыровненный текст, плохое расположение его элементов, неаккуратные иллюстрации, использование необщепринятых сокращений затрудняют восприятие информации. После составления задания оно тщательно просматривается и решается, без каких слов можно обойтись. Хорошие результаты дает методическое редактирование заданий опытными разработчиками тестов.

Содержание тестовых заданий должно соответствовать материалам прочитанных лекций, рекомендуемых учебников, доступных студентам инструктивно-методических материалов. Это особенно важно для новых методик расчетов, неоднозначно трактуемых понятий, терминов.

При разработке теста необходимо учитывать принципы отбора содержания учебного материала для тестовых заданий, предложенные Аванесовым В.С. [3]:

1) принцип соответствия содержания теста целям тестирования;

2) принцип значимости (включение в тест только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания становятся несущественными, фрагментарными, состоящими из второстепенных элементов);

3) принцип научной достоверности (спорные точки зрения включать в тест не рекомендуется);

4) принцип соответствия уровню современного состояния науки (включение в тест не только достоверного, но и современного научного материала);

5) принцип содержания учебной дисциплины в содержании теста (при разработке теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях);

6) принцип вариативности содержания (создание множества вариантов заданий одного и того же теста);

7) возрастающая трудность (от легких заданий, которые верно выполняет большинство обучаемых, до самых трудных).

Важно также соотношение теоретических и практических заданий.

С точки зрения разработчиков тестов минимальные требования к составу тестового заданию состоят в наличии таких трех частей как:

1. инструкции;

2. текста задания;

3. правильного ответа.

Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, что ученик должен «сделать руками», каким образом ему следует выполнять задание, где отмечать, как дописывать и т.д.

То есть инструкция должна сделать так, чтобы задание и способ его выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам.

В тестах допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается в начале теста или данной группы заданий в тесте. Желательно снабдить инструкцию несколькими примерами, которые разбираются вместе с ведущим тестирование.

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала.

Правильный ответ (эталон) — обязательный атрибут любого тестового задания — без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено.

1.3. Классификация тестовых заданий

По структуре и способу ответа тестовые задания будем подразделять на тестовые задания закрытого типа, т.е. задания с предписанными ответами, и открытого типа, т.е. задания со свободными ответами.

Представим классификацию тестовых заданий следующим образом:

1. Тестовые задания открытого типа:

а) задания-дополнения;

б) задания свободного изложения;

2. Тестовые задания закрытого типа:

а) задания альтернативных ответов;

б) задания с множественным выбором;

в) задания на установление соответствия;

г) задания на восстановление последовательности;

д) задания на классификацию.

Аванесов В.С. предлагает следующую классификацию тестовых заданий [5, 114].

Схема 1.

Формы тестовых заданий






Виды заданий с выбором правильного ответа

Задания с выбором правильного ответа

Задания с выбором правильного ответа

Варианты заданий с выбором правильного ответа




С двумя ответами

Ее отличительными особенностями являются:

1. задания открытой формы не классифицируются.

2. классифицируются задания по количеству правильных ответов и по количеству вариантов ответов.

Голландский институт оценки образования (CITO) дает такую классификацию в трех схемах [5, 115].

Схема 2.





Все вопросы, которые предлагают выбор из нескольких ответов, называются вопросами множественного выбора.

Схема 3.



В этой классификации задания множественного выбора и задания закрытого типа в нашем предложении совпадают.

CITO, используя широкое понимание тестирования приводит еще две формы заданий — устные и задания на технику исполнения. К сожалению, в нашей стране опыт использования устных тестовых заданий отсутствует. Опыта в этом вопросе нет. Задания на технику исполнения, несомненно, представляют значительный интерес: «В технических тестовых работах экзамен предполагает просмотр и оценивание навыка, такого как говорение или технологический процесс, например: выполнение небольшого эксперимента или изготовление изделия.
1.4. Тестовые задания закрытого типа

Тестовые задания закрытого типа выражают суждения в законченной форме и предусматривают различные варианты на поставленный вопрос или задание. Испытуемому предлагается набор вариантов, из которого он выбирает один или несколько правильных (или неправильных) ответов. Иногда варианты неверных ответов называют дистракторами (в американской тестовой литературе неправильный, но правдоподобный ответ называется словом дистрактор, от английского глагола to distract – отвлекать) [6, 37].

1. Задания альтернативных ответов. К каждому заданию альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – «да – нет», «правильно – неправильно» и пр.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно, приводит, как правило, к тривиальному тестированию и нежелательно для использования. О том же говорят и рекомендации СIТО: «Вопросы альтернативных ответов предлагают только одну альтернативу, которую тестируемый либо принимает как правильную, либо отвергает». Таким образом, у испытуемых есть возможность на 50 % отгадать правильный ответ на один вопрос. Поэтому эти задания целесообразно применять сериями к одному элементу знаний.

Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Приведем пример, когда элементы знания адекватны этой форме задания.

Пример 1.

Инструкция: Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением — обведи кружком «да», а если не согласен — обведи «нет»).

Вопрос: Гидролизом называется процесс, при котором:

Варианты ответа:

1) соль разлагается с помощью электрического тока да / нет

2) соль окисляется да / нет

3) изменяется окраска индикатора да / нет

4) соль кристаллизуется да / нет

5) соль взаимодействует с водой да / нет.

Наиболее эффективно использование заданий этого вида при проверке знания больших определений, понимания сложных процессов, умения читать графики функций, интерпретировать диаграммы, таблицы, т. е. таких элементов знаний, которые могут быть структурированы или разбиты на меньшие части.

2. Задания с множественным выбором. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Задания с выбором ответа (ответов) в тестовой практике распространены достаточно широко, это объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний, а также возможностью количественного оценивания качества задания, что в свою очередь является оценкой его «различительной» силы (differenting power, discriminating power) – способности задания дифференцировать учащихся различной академической подготовленности.

Инструкция для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам. Или иным образом указать на то, что правильных вариантов несколько.

Закрытые задания с двумя-тремя-четырьмя вариантами ответов и выбором одного верного обычно используют для проверки ориентированности обучаемых по дисциплине, самопроверки знаний, экспресс-оценки подготовленности абитуриентов, слушателей курсов и т.п [4, 15].

Закрытые задания с выбором нескольких верных ответов более трудные, чем с одним верным ответом. Отличаются они и меньшей вероятностью угадывания верных ответов. Могут использоваться в дисциплинарных и квалификационных тестах. Предполагается, что обучаемый должен указать все верные ответы задания [4, 20].

3. Задания на установление соответствия. В заданиях на установление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств).

Распространенной формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д.

Задания на установление соответствия позволяют проверить главным образом ассоциативные знания, существующие в каждой учебной дисциплине. Это знания о взаимосвязи и об отношениях между элементами, свойствами, законами, формулами, датами и т. п. двух «списков» (столбцов).

К достоинствам заданий на установление соответствия относятся:

– компактность расположения заданий в тесте;

– возможность быстрой оценки знаний, умений, навыков, как предметных, так и интеллектуальных;

- активизация деятельности учащихся с помощью ассоциаций в изучаемой дисциплине.

Педагогический смысл применения таких заданий заключается в стремлении активизировать собственную учебную деятельность учащихся посредством усиления ассоциаций изучаемых элементов и осмысления результатов контроля и самоконтроля. У испытуемых появляется важное для процесса самостоятельного учения знание о том, чего они не знают.

Одним из формальных требований, предъявляемых к заданиям на установление соответствия, является неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Избыточные (правдоподобные, но неверные) ответы имеются только в одном столбце. Они выполняют роль дистракторов. Если бы число элементов в столбцах было одинаковым, то последнюю пару испытуемые бы выбирали автоматически, используя метод последовательного исключения.

4. Задание на восстановление последовательности. Такие задания позволяют проверить алгоритмические знания, умения и навыки, необходимые для установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов. Они подходят для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это может быть порядок технологических операций, для гуманитарных дисциплин – восстановление временных последовательностей событий, для точных наук – алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен.

Роль алгоритмов правильной и эффективной деятельности важна на всех этапах обучения, они особенно необходимы на заключительных этапах профессиональной подготовки. Цель введения таких заданий в учебный процесс – проверка сформированности алгоритмического мышления.

Необходимо отметить и характерную для этой формы заданий низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: установите правильную последовательность; расположите в правильной последовательности.

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке задания:

1) восстанавливаемый алгоритм должен быть корректен с точки зрения цели и содержания, а также однороден по трактовке, т. е. предполагается наличие единственного алгоритма, соответствующего правильному ответу;

2) ключевое слово в названии и слова, описывающие элементы, лучше писать в именительном падеже, поскольку окончания слов могут подсказать правильный ответ.

5. Задания на классификацию. В основе классификации объектов лежит умение сравнивать, т. е. находить черты сходства и различий. Сравнивать объекты можно лишь по определенному общему свойству (признаку, параметру), которое является основанием классификации.

Если это свойство не указано, то вопрос о сравнении не может быть решен. Значит, для сравнения объектов необходимо сначала выявить их общие свойства, а лишь затем установить, по какому они различны, на сколько или во сколько раз.

Конструкция задания: перечень пронумерованных объектов (слов, формул, рисунков и т.д.) и таблица, которую необходимо заполнить. Если таблица содержит перечень оснований классификации, то задания являются закрытыми, в противном случае – открытыми.

Инструкция: классифицируйте, заполнив таблицу.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении классификации:

1. основанием для классификации следует брать существенные свойства (признаки) объектов;

2. при классификации по какому-либо основанию каждый объект должен попасть в результате классификации только в один класс.

Преимущества заданий закрытого типа:

— задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;

— оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;

— неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы;

— задания легко обрабатываются, тестирование быстро проводится;

— простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;

— эти задания позволяют охватить большие области знания;

— возможна машинная обработка ответов;
1.5. Тестовые задания открытого типа

К заданиям открытого типа я отношу два вида — задания-дополнения, задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Этот тип заданий не имеет дистракторов и вариантов правильных ответов.

Задания-дополнения (другое название: задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий-дополнения являются:

1) краткость и однозначность ответов;

2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4) простота формулировки вопросов;

5) простота проверки;

6) невозможность угадать ответ.

Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.

Задания свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий-дополнения: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.). Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке и т.д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Выполнение основного требования для заданий-дополнения не представляется сложным, правильным ответом будет то самое выражение, слово и т.д., которое необходимо вписать испытуемому. Для заданий свободного изложения выполнение основного требования к тестовым заданиям сложнее. Для выполнения этого требования необходимо формализовать сам ответ. В том случае, когда результатом выполнения задания служат цифровые выражения, структура фразы подразумевает два-три однозначных слова — это не сложно.

Пример 2.

Задание свободного изложения. Инструкция: Закончи предложение.

Вопрос: «Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна....»

В силу однозначного определения существует только один ответ, что обеспечит высокую надежность по тесту.

Задание-дополнения. Инструкция: Впиши пропущенное слово (впиши ответ в отведенное место). Одному пропуску соответствует только одно слово. 100 Тестовые задания

Вопрос: «Сумма квадратов катетов равна … … прямоугольного треугольника».

ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ ФИЗИКИ
2.1. Тестовые задания входного контроля знаний

Входной контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.

Цель тестирования: диагностика имеющихся знаний и умений студентов по 4 основным разделам курса физики в среднем образовательном учреждении: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика», «Оптика. Квантовая оптика. Атом и атомное ядро».

Клише: Тест предназначен для студентов специальности «Профессиональное обучение». Состоит из 15 тестовых заданий. В начале каждого задания имеется инструкция, указывающая на действия, которые должен выполнить студент. На решение тестовых заданий дается 25 минут.

1. Выберете верный ответ. Что можно сказать о характере движения, при котором модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательные промежутки времени при его прямолинейном движении из состояния покоя, относятся как ряд последовательных нечетных чисел?

А) Тело движется с постоянным ускорением;

Б) тело движется с постоянной скорость;

В) тело движется с постоянно меняющимся ускорением;

Г) тело движется так, что его скорость через последовательные равные промежутки времени меняет направление на противоположное.

Эталон: А.

2. Соотнесите данные в столбцах «Закон Ньютона» и «Соотношения». Какому закону Ньютона соответствует соотношение?

Закон Ньютона

Соотношения

А) Первый закон Ньютона

Б) Второй закон Ньютона

В) Третий закон Ньютона

1) ;

2) ;

3) ;

4)

Эталон: А-4, Б-2, В-3.

3. Выберете верный ответ. Как колеблются две точки в стоячей волне, расположенные на расстоянии ?/2, где ? – длина волны?

А) В одной фазе;

Б) в противоположной фазе;

В) со сдвигом фаз ?/2;

Г) в произвольной фазе.

Эталон: Б.

4. Выберете верный ответ. Каков характер взаимодействия двух атомов гелия, которые сблизились на расстояние, меньшее их радиуса?

А) Атомы отталкиваются;

Б) атомы притягиваются;

В) атомы не взаимодействуют;

Г) характер может быть разным в зависимости от условий.

Эталон: А.

5. Выберете верный ответ. Почему давление идеального газа в сосуде при его нагревании увеличивается?

А) Увеличивается потенциальная энергия взаимодействия молекул;;

Б) увеличивается концентрация молекул газа;

В) увеличивается масса каждой молекулы;

Г) увеличивается средняя кинетическая энергия молекулы газа.

Эталон: Г.

6. Выберете верный ответ. В каком процессе все переданное газу количество теплоты идет на совершение работы газом?

А) В изобарном;

Б) в изотермическом;

В) в изохорном;

Г) в любом.

Эталон: Б.

7. Выберете правильные ответы. Какие из нижеперечисленных уравнений являются уравнениями состояния идеального газа?



Эталон: А, Б, В.

8. Выберете верный ответ. Куда направлено ускорение протона, на которое действует электрическое поле (см. рис.)?



А) В направлении 1;

Б) в направлении 2;

В) в направлении 3;

Г) в направлении 4.

Эталон: А.

9. Выберете верный ответ. Какова мощность прибора, если его сопротивление равно 0,1 Ом, а сила тока в цепи равна 0,2 А?

А) 0,4 мВт;

Б) 4 Вт;

В) 40 мВт;

Г) 4 мВт.

Эталон: Г

10. Выберете верный ответ. Какое из нижеперечисленных утверждений верно?

А) действующее значение силы тока в цепи переменного тока всегда меньше мгновенного значения силы тока;

Б) действующее значение силы тока в цепи переменного тока всегда равно мгновенному значению силы тока;

В) действующее значение силы тока в цепи переменного тока всегда больше мгновенного значения силы тока;

Г) действующее значение силы тока в цепи переменного тока может быть либо больше, либо меньше, либо равно мгновенному значению силы тока.

Эталон: Г.

11. Выберете верный ответ. Длина тела в направлении его движения уменьшается?

А) Да;

Б) нет;

Эталон: А.

12. Выберете верный ответ. Что объясняет тот факт, что в опыте Резерфорда по взаимодействию ?-частиц с веществом электроны не оказывают заметного влияния на рассеяние ?-частиц?

А) Взаимодействие между электроном и ?-частицей является электромагнитным;

Б) электроны движутся беспорядочно в веществе;

В) заряды ?-частицы и электрона различаются;

Г) массы электрона во много раз меньше массы ?-частицы.

Эталон: Г.

13. Выберете верный ответ. Какую частицу испустил атом, в результате чего его массовое число уменьшилось на 1, а зарядовое число не изменилось?

А) протон;

Б) нейтрон;

В) электрон;

Г) фотон.

Эталон: Б.

14. Продолжите предложение. Энтропия – это физическая скалярная величина, численно равная … .

Эталон: количеству теплоты, выделенной термодинамической системой в резервуар, температура которого составляет 1К.

15. Соотнесите данные в столбцах «Закон» и «Формула». Какому закону соответствует формула?

Закон

Формула

А) Закон всемирного тяготения;

Б) закон Бойля-Мариотта;

В) закон Кулона;

1) ;

2) ;

3) ;

4)

Эталон: А-1, Б-3, В-4.
2.2. Тестовые задания текущего контроля знаний

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий.

Цель тестирования: проверка уровня усвоения знаний студентов по теме «Дифракция света».

Клише: Тест предназначен для студентов специальности «Профессиональное обучение». Состоит из 14 тестовых заданий. В начале каждого задания имеется инструкция, указывающая на действия, которые должен выполнить студент. На решение тестовых заданий дается 15 минут.

1. Выберете верный ответ. Что является условием наблюдения дифракции света при прохождении его через щель?

А) ширина щели соизмерима с длиной волны;

Б) ширина щели меньше длины волны;

В) ширина щели много больше длины волны.

Эталон: А.

2. Выберете верные ответы. Какие явления называются дифракцией света?

А) Явления перераспределения световой энергии при наложении когерентных волн;

Б) явление огибания световой волной препятствий;

В) явления отклонения световых волн от прямолинейного распространения;

Г) явления отклонения от законов распределения света, описанных геометрической оптикой.

Эталон: В, Г.

3. Вставьте пропущенные слова, учитывая что один знак «…» соответствует одному пропущенному слову. Дифракцию света можно объяснить с помощью принципа Гюйгенса, согласно которому каждая точка, до которой доходит волна, служит центром … …, а их огибающая задает положение … … в следующий момент времени.

Эталон: вторичных волн; волнового фронта.

4. Выберете верный ответ. Чем Френель дополнил принцип Гюйгенса?

А) Представлением об интерференции вторичных волн;

Б) представлением о дифракции вторичных волн;

В) представлением об отклонении вторичных волн от прямолинейного распространения.

Эталон: А.

5. Выберете верный ответ. На сколько отличаются расстояния от соседних зон Френеля до рассматриваемой точки экрана?

А) ? /2 ; Б) ? ; В) ?/4 ; Г) 2? .

Эталон: А.

6. Выберете верный ответ. На сколько отличаются по фазе волны, приходящие в точку наблюдения от соседних зон Френеля?

А) 0 ; Б) ? ; В) ? /2 ; Г) 2 ? .

Эталон: Б

7. Выберете верный ответ. Чему равна амплитуда результирующей волны при четном числе зон Френеля?

А) А1/2;

Б) (А1+ Аn)/2;

В) (А1- Аn)/2;

Г) Аn/2.

Эталон: В.

8. Выберете правильные ответы. Какая дифракция наблюдается в том случае, когда источник света и точка наблюдения бесконечно удалены от препятствия, вызвавшего дифракцию?

А) дифракция Фраунгофера;

Б) дифракция в сходящихся лучах;

В) дифракция в параллельных лучах;

Г) дифракция Френеля;

Д) дифракция от бесконечно длинной щели.

Эталон: А, Б, Д.

9. Выберете верный ответ. Какое из нижепеприведенных условий является условием минимума при дифракции от одной щели?

А) asin?=k?/2;

Б) asin?=(k-1)?/2;

В) asin?=(2k+1)?/2;

Г) asin?=(2k+1)?.;

Д) asin?=k?.

Эталон: Д.

10. Выберете верный ответ. Какое из нижепеприведенных условий является условием главных максимумов дифракционной решетки?

А) dsin?=k?/2;

Б) dsin?=(k-1)?/2;

В) dsin?=(2k+1)?/2;

Г) dsin?=(2k+1)?.;

Д) dsin?=k?.

Эталон: Д.

11. Выберете верный ответ. Возникнут ли дифракционные полосы от одной щели, если ее ширина меньше длины волны?

А) да, возникнут;

Б) нет, не возникнут.

Эталон: Б.

12. Выберете верный ответ. Что определяет дисперсия дифракционной решетки?

А) Угловое или линейное расстояние между двумя спектральными линиями, отличающимися по длине волны на единицу;

Б) минимальную разность длин волн, при которой две линии воспринимаются в спектре раздельно;

В) расстояние между серединами соседних щелей.

Эталон: А.

13. Выберете верный ответ. Что определяет разрешающая сила дифракционной решетки?

А) Угловое или линейное расстояние между двумя спектральными линиями, отличающимися по длине волны на единицу;

Б) минимальную разность длин волн, при которой две линии воспринимаются в спектре раздельно;

В) расстояние между серединами соседних щелей.

Эталон: Б.

14. Выберете верный ответ. Какие лучи сильнее всего отклоняет дифракционная решетка?

А) фиолетовые лучи;

Б) зеленые лучи;

В) белые лучи;

Г) красные лучи.

Эталон: Г.

2.3. Тестовые задания рубежного контроля знаний

Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по разделам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.

Цель тестирования: проверка результатов изучения студентами раздела «Механика».

Клише: Тест предназначен для студентов специальности «Профессиональное обучение». Состоит из 17 тестовых заданий. В начале каждого задания имеется инструкция, указывающая на действия, которые должен выполнить студент. На решение тестовых заданий дается 30 минут.

1. Вставьте пропущенные слова, учитывая что один знак «…» соответствует одному пропущенному слову. Механика – это раздел физики, в котором изучается простейшая форма движения материи - … …, состоящее в изменении … … тел или их частей в пространстве со временем.

Эталон: механическое движение; взаимного расположения.

2. Выберете верный ответ. Можно ли космические корабли рассматривать как материальные точки при расчете периода их обращения вокруг Земли?

А) да;

Б) нет.

Эталон: А.

3. Выберете верный ответ. По какой формуле определяется среднее значение модуля скорости движения тела по прямой?

.

Эталон: А.

4. Соотнесите данные в столбцах «Закон Ньютона» и «Соотношения». Какому закону Ньютона соответствует соотношение?

Закон Ньютона

Соотношения

А) Первый закон Ньютона

Б) Второй закон Ньютона

В) Третий закон Ньютона

1) ;

2) ;

3) ;

4)

Эталон: А-4, Б-2, В-3.

5. Закончите предложение. Основное уравнение динамики поступательного движения выглядит следующим образом … .

Эталон: .

6. Закончите предложение. Второй закон Ньютона для вращательного движения выглядит следующим образом … .

Эталон: .

7. Соотнесите данные в столбцах «Тело» и «Формула момента инерции». Какая формула момента инерции соответствует данному телу?

Тело

Формула момента инерции

А) Диск

Б) Шар

В) Тонкостенный цилиндр

1) ;

2) ;

3) ;

4)

Эталон: А-4, Б-1, В-2.

8. Вставьте пропущенные слова, учитывая что один знак «…» соответствует одному пропущенному слову. Согласно закону движения центра масс, центра масс механической, движущейся как материальная точка, масса которой равна массе всей системы и на которую действует сила, равна … вектору …. … .

Эталон: главному, внешних сил.

9. Соотнесите данные в столбцах «Энергия» и «Формула энергии». Какая формула соответствует данному виду энергии?

Энергия

Формула энергии

А)потенциальная энергия тела, поднятого над землей;

Б) потенциальная энергия сжатой пружины;

В) кинетическая энергия тела, движущегося поступательно;

Г) кинетическая энергия тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

Эталон: А-3, Б-5, В-1, Г-2.

10. Выберете правильный ответ. Какая из нижеперечисленных формул является формулой работы?

Эталон: Б.

11. Дополните предложение формулой. Закон сохранения полной механической энергии системы выглядит следующим образом … .

Эталон: .

12. Продолжите предложение. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты вынужденной силы к собственной частоте систему называется … .

Эталон: резонансом.

13. Продолжите предложение формулой. Если разность фаз складывающихся гармонических колебаний одного направления и одинаковой частоты равна 0, то общая амплитуда равна … .

Эталон: .

14. Выберете верный ответ. Какому виду маятника соответствует данное дифференциальное уравнение колебаний ?

А) математический;

Б) пружинный;

В) импульсный;

Г) физический.

Эталон: А.

15. Соотнесите данные в столбцах «Определение» и «Термин». Какому термину соответствует данное определение?

Определение

Термин

А) волна, которая переносит в пространстве энергию;

Б) процесс распространения колебаний в упругой среде;

В) волна, если частицы среды колеблются в направлении распространении волны;

1) бегущая волна;

2) продольная волна;

3) упругая волна;

4) поперечная волна;

5) волновой пакет.

Эталон: А-1, Б-3, В-2.

16. Продолжите предложение. Волновые процессы подчиняются принципу суперпозиции – если в линейной среде одновременно распространяется несколько волн, то каждая из них распространяется … .

Эталон: так, как будто другие волны отсутствуют.

17. Дополните высказывание. Уравнение … , выражающее связь между групповой и фазовой скоростями, показывает, что групповая скорость может как больше, так и меньше фазовой, в зависимости от … .

Эталон: ; знака .
2.4.Тестовые задания итогового контроля знаний

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохожде­ния всего учебного курса. Данные итогового конт­роля позволяют оценить работу и педагогов, и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выяв­ляются индивидуальные достижения, Способности от­дель­ных студентов углубленно изучать данный предмет.

Цель тестирования: определение уровня сформированности знаний, умений, навыков студентов по курсу «Физика».

Клише: Тест предназначен для студентов специальности «Профессиональное обучение». Состоит из 20 тестовых заданий. В начале каждого задания имеется инструкция, указывающая на действия, которые должен выполнить студент. На решение тестовых заданий дается 40 минут.

1. Выберете верный ответ. Для какого движения справедливы соотношения, , если и – тангенциальная и нормальная составляющая ускорения?

А) равномерного движения по окружности;

Б) равномерного криволинейного движения;

В) прямолинейного равномерного движения;

Г) прямолинейного равноускоренного движения.

Эталон: В.

2. Выберете верный ответ. В каком направлении потечет ток в резисторе R после замыкания и размыкания ключа (см.рис.)?



А)При замыкании - влево, при размыкании – вправо;

Б) при замыкании - вправо, при размыкании – влево;

В) при замыкании - влево, при размыкании тока не будет;

Г) при замыкании - вправо, при размыкании тока не будет.

Эталон: А.

3. Выберете верный ответ. Вектор индукции однородного магнитного поля направлен вертикально вверх. Как будет двигаться первоначально неподвижный электрон в этом поле?

А) Равномерно вверх;

Б) равномерно вниз;

В) равноускоренно вверх;

Г) равноускоренно вниз;

Д) останется неподвижным.

Эталон: Д.

4. Выберете правильный ответ. Из каких процессов состоит цикл Карно?

А) двух изохор и двух адиабат;

Б) двух изотерм и двух адиабат;

В) двух адиабат и двух изобар;

Г) двух изотерм и двух изохор.

Эталон: Б.

5. Соотнесите данные в столбцах «Начала термодинамики» и «Физическое содержание». Каково физическое содержание данного начала термодинамики?

Начала термодинамики

Физическое содержание

А) Первое начало термодинамики;

Б) второе начало термодинамики;

В) третье начало термодинамики;

1) утверждение о существовании состояния термодинамического равновесия;

2) утверждение о постоянстве энтропии при температурах, стремящихся к абсолютному нулю;

3) закон возрастания энтропии;

4) закон сохранения и превращения энергии.

Эталон: А-4; Б-2; В-2.

6. Дополните высказывание. Распределение Больцмана для частиц во внешнем потенциальном поле выражается уравнением … , которое говорит о том, что при постоянной температуре плотность газа больше там, где … .

Эталон: ; меньше потенциальная энергия его молекул.

7. Продолжите предложение. Волновые процессы подчиняются принципу суперпозиции – если в линейной среде одновременно распространяется несколько волн, то каждая из них распространяется … .

Эталон: так, как будто другие волны отсутствуют.

8. Выберете правильный ответ. Какая из нижеприведенных формул является формулой Планка для испускательной способности абсолютно черного тела?

А) ;


Б) ;

В) ;

Г) .

Эталон: В.

9. Выберете правильные ответы. Какие из нижеприведенных формул являются законами Ома?

А) ;

Б) ;

В) ;

Г) ;

Д) ;

Е) .

Эталон: Б, В.

10. Выберете верный ответ. Верно ли утверждение следующее утверждение: в основе специальной теории относительности Эйнштейна лежат 2 постулата, один из которых говорит о том, что не существует абсолютно неподвижных инерциальных систем отсчета?

А) Да;

Б) нет.

Эталон: А.

11. Соотнесите данные в столбцах «Величина» и «Формула». Какая формула соответствует данной величине?

Величина

Формула

А) Релятивистский импульс частицы;

Б) полная энергия релятивистской частицы;

В) кинетическая энергия релятивистской частицы;

1) ;

2);

3);

4) .

Эталон: А-4, Б-3, В-1.

12. Соотнесите данные в столбцах «Величина» и «Формула». Какая формула соответствует данной величине?

Величина

Формула

А) Сила Лоренца;

Б) сила Ампера;

В) магнитная индукция по закону Био-Савара-Лапласа;

1) ;

2);

3);

4) .

Эталон: А-2, Б-1, В-3.

13. Дополните предложение формулой. Согласно закону электромагнитной индукции Фарадея электродвижущая сила индукции выражается следующей формулой … .

Эталон: .

14. Дополните предложение. Согласно правилу Ленца, индукционный ток имеет такое направление, что его магнитное поле … .

Эталон: противодействует изменению магнитного потока, пронизывающего контур.

15. Выберете верный ответ. Какое из нижеперечисленных утверждений верно?

А) электрическое поле является вихревым;

Б) электрическое поле совершает работу над электрическим зарядом;

В) магнитное поле является вихревым;

Г) магнитное поле совершает работу над электрическим зарядом.

Эталон: Б.

16. Выберете верный ответ. При каких условиях можно считать колебания математического маятника гармоническими?

А) При больших углах отклонения маятника от положения равновесия и при малой силе сопротивления его движению;

Б) при малых углах отклонения маятника от положения равновесия и при малой силе сопротивления его движению;

В) при малых углах отклонения маятника от положения равновесия и при большой силе сопротивления его движению;

Г) при больших углах отклонения маятника от положения равновесия и при большой силе сопротивления его движению.

Эталон: Б.

17. Выберете правильные ответы. Какая дифракция наблюдается в том случае, когда источник света и точка наблюдения бесконечно удалены от препятствия, вызвавшего дифракцию?

А) дифракция Фраунгофера;

Б) дифракция в сходящихся лучах;

В) дифракция в параллельных лучах;

Г) дифракция Френеля;

Д) дифракция от бесконечно длинной щели.

Эталон: А, Б, Д.

18. Вставьте пропущенные слова, , учитывая что один знак «…» соответствует одному пропущенному слову. В основе теории Бора (полуклассической теории атома) лежат два постулата: 1) состояния электронов в атоме …, они характеризуются определенным значением энергии и определенным размером …; 2)при переходах между этими состояниями электроны поглощают или теряют энергию, определяемую по формуле … .

Эталон: дискретны, орбиты, .

19. Соотнесите данные в столбцах «Квантовые числа» и «Физический смысл». Каков физический смысл данного квантового числа, определяющего волновую функцию электрона в атоме водорода?

Величина

Формула

А) n;

Б) l;

В) m;

1) определяет ориентации электронного облака в пространстве;

2) определяет формулу электронного облака;

3) определяет размеры электронного облака;

4) собственный механический момент.

Эталон: А-3, Б-2, В-1.

20. Расположите в правильной последовательности. Расположите представления о материи в порядке их возникновения.

А) Существует несколько качественно различных форм материи, но резкой грани между ними нет;

Б) материя – мельчайшие, неделимые, бесструктурные атомы, двигающиеся в пустоте;

В) материя – совокупность мельчайших корпускул – неделимых, непроницаемых атомов, которые движутся по законам классической механики.

Эталон: В, Б, А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мной были рассмотрена методика разработки тестовых заданий. Изучив теоретическую базу, я выявила дидактические функции педагогических тестов, основные требования к тестам, тестовым заданиям, рассмотрела различные подходы к классификации тестовых заданий, сформировала собственную.

Во второй главе мной были разработаны тестовые задания для входного, текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов специальности «Профессиональная педагогика» по курсу «Физика». Мной были составлены такие виды тестовых заданий закрытого типа как задания альтернативных ответов, задания с множественным выбором, задания на установление соответствия; тестовых заданий открытого типа – задания-дополнения, задания свободного изложения.

Чаще всего я использовались задания с множественным выбором и во всех видах контроля знаний. Это объясняется такими их достоинствами как простота их оценки, легкость анализа их результатов. Такими же достоинствами обладают и задания на установление соответствия. Также такие задания позволяют одновременно выявить ряд неправильных представлений и недопонимания у студентов. Но один из поводов для их критики заключается в том, что для них существует вероятность случайного угадывания правильных ответов у студентов. При конструировании заданий с множественным выбором возникала проблема – трудность составления, так как для них требуются не только правильный ответ (правильные ответы), но и три-четыре правдоподобных отвлекающих ответа – дистрактора. Этой проблемы и проблемы угадывания ответов не возникает при составлении и использовании заданий открытого типа в целях контроля знаний, что является их достоинством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний: Монография. – М.: МИСиС, 1994.

2. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Начала теории. // Управление школой, 1999. №28.

3. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Принципы разработки содержания теста. // Управление школой, 1999. №38.

4. Ивлиев М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 69 с.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М., «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.

6. Опарина Н.М., Полина Г.Н., Файзулин Р.М., Шрамкова И.Г. Адаптивное тестирование: учеб.-метод. пособие – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007.- 95 с.

7. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/23184/



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации