Бахмутова Л.С. Курс лекций по методике преподавания истории - файл n1.doc

Бахмутова Л.С. Курс лекций по методике преподавания истории
скачать (294.5 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.doc40kb.23.12.2009 15:11скачать
n2.doc36kb.23.12.2009 15:11скачать
n3.doc44kb.23.12.2009 15:11скачать
n4.doc39kb.23.12.2009 15:11скачать
n5.doc46kb.23.12.2009 15:11скачать
n6.doc41kb.23.12.2009 15:11скачать
n7.doc49kb.23.12.2009 15:11скачать

n1.doc

Методика

Лекция № от 30.10.09

Государственая школа в русской историографии
Гос.школа, которая складывается в конце 40-х гг. – это отдельная первая настоящая школа в русской итсориографии. Есть школы методологические, лидерские... Но тем не менее все остальные признаки – все это ей былдл свойственноо.

Все государственники строили свои конкрето-истоичесие ислсследлвания на гегеьянстве – признание органичностии, внутренней обусловленности, проггрессивной поступательности внутренего исторического процесса.

Важно выделить их представление о развитии россии по единм с западом путям – особый путть развития России.

Следующий тезис – государство-творец истории, высшее достижение прогресса. Государственная школа поэтому и получила название. Иногда это школу называют юридической – ее представители понимали развитие как формальную смену правовых норм (право обычное (кровно-родственное), право частное, право публичное (государственное).

Лдиер школы – Грановский. Но это было в рамках Мосмковской школы. Дату схождения из нее Госшколы трудно определить – так как многие из нее выходили, но с ней себя не отждествляли. Выделяются два поколения – старшие государственники (Кавелин, Соловьев, Чечерин) и младшие (Евич, Грановский).

Хар-ка старшего поколения. Первый «утробный» звук – это кавелин К.Д. (1818-1885). Сам он считал себя историком права, и в МГУ он занимал кафедру права. Затем несклько лет преподавал в Петербургском университете. Известен он тем, что АII приглашал его к занятиям в царской семье, но после выступления в журнале по повод уотмены крепостного права, он был отстранен. Дружил с Милютиными.

Рн сформулировал первые кирпичики гос.школы. Статья «Взгляд на юридический быт Древней Руси». Он представляет исторический процесс как обучсловленниый. За Гегелем, он выделяет госпосдтво родовых отношений, господство вотчинных (частно-правовых) отношений, на третьем этапе господствуют государственные отноешшния. В рамках первого этапа он объединил понятия «род» и «семья» (Гегель их разделял) – и это начальный момент русской истории. По мнению кавелина родовой строй очень крепкий, и поэтому варяги для него (с дуржинным началом) сталкиваются с крепкой родовй организацией, и дружина распадается. Лествичный принцип для него – это преломление родовых отношений. Постепенно Родовые отношения, расчленяемые семейным началом, постепенно ослабевают.

Слежующий этап – победа вотчинного начала. И тоже отражается на княжеском отноешний – распад на независмые земли. Если у Соловьева из распада отношений родается государство, то кавелин вслед за Гегелем выделяет «антитезис» - он видел в вотчинном периоде будущие элементы государственности. Боголюбский – смена одного начала другим.

Одна из вотчин начинает разрастаться территориально, и посчтепенно занимает территорию всего Русского гос-ва, и к Грозному уже свершается победа госудаорственного начала. Заметим, что о монголоах ни слова. При Грозном самодержавие утверждается в России.

Как мы видим, этат статья содержит почти все принципы госулдарственной школы. К концу жизни у него начинается ривизия своих взглядов – «Мысли и заметки по русской истории». Начитавшиь Костомарова (который инвалидизировал историков), КОТРРЫЙ СЧИТАЛ ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВО ВЫРАЖЕНИЕМ народного духа, и вслед за ним Кавелин повторил то же самое. Акцентируя особенности, он стал видеть из там, где их не было – германские дружин на Западе создали феодары, а у нас дружины были созданы удельными князьями. Также открыл отстусвие интеллегенции и средних слоев населения. Путь к нашему деспотизму открывало положение церскви. Это привело к утверждению русской самобытности. Отсюда была выведена оценка Грозного – не завершителя строительство государства, а как носитель державного духа в борьбе с вредными индивидуалистическими тенденциям запада, идущими от Украины.

Но все же сказать, что Кавелин ушел принципов гос.школы нельзя – он продолжал видеть великую миссию государства, потом перейдет к теории бродяжничества русского народа. Говорить, что Кавелин достойно оценен – нельзя. Роль кавелина – как первооткрывателя.

Второй – Борис Николаевич Чечерин (1828-1904). Он активно втянулся в общественную деятелность. Пример с т.з. институциаальной истрии науки. Он был учеников и Кавелина, и Соловьева. Его мощный интеллект, СКЛОННОСТЬ к теоретическим обобщениям, он оказался учителем своих учителей. Его теории бродяжничества, закрепощения и раскрепощения сословий. В нашей советской историииографии госшкола оценивалськак реакицонавя и провповедовавшая охранительные начала в русской буржуазной историографии. Считалось, ч о в лице Кавелина буржуазия разворачивалась к карманному самодержавию. Поэтому роль Чеерина постоянно подчеркивали, несколько преувеличивая.

Тезис о ведущей роли гос-ва в историческом процессе – гос-во не просто всшее проявление народности, оно собственно и есть создатель народа. Государство как демиург – стируктуратор русского общества, собиратель по крупицам из лиц, слепо блуждающих по русской равнине. Он выделяет три этапа в рсском развитии – кровный, гражданскийц, госдарственный. При этом первый этап, опредляющийся по господству кровного права, ничем не отличает Россию от других гос-в. Славяне жили разобщенными племенами, меликими родовыми союзами. Как и Кавелин он счнимал вопрос славянофильв – что первее – род или община (наименее патриорхален и наиболее общинен (КОЛЛЕКТИВЕН). Он же говорил (чечерин), что они не противостоят друг другу, но приэтом эти родовые связи – только между общинами. Варяжское «извне» противостоит кровно-родственным. Установление княжесткой власти – установление нового типа союза. И этот вотрой перио Чечерин тоже расматриваетс с Боголюбского. Если те считали этот период лишь как смену отношений (лестивичное), то тут появляется ДОГОВОРНОЕ право как основа взаимоотношентий. Он опредляет взаимоотношения между князем и дурхиной, вотченником и крестьянами – в общем на этапе гражданскго союза свобода личности выражается в анархию (на Руси «великая Хартия Вольнгостей!?!?! Отрыжка Гоббса). Все прихожит в движение – люди мотаются, князья тоже... купцы мотаются, крестьяне за ними. Крестьянеи начинают менять владельцев как перчатки. Также все объяснется фондом всеобщей земли – бери сколько влезет. Князья не государе – у них нет подданных. Но люди в атмосфере тотальной анархии не чувствуют себя гаранитирванн защищенными – а кто будет хранять их права? И появляется идея создания государственности. Тормозом этого процесса являются огромные просторы, но необходимотсть придания осделостьи разгульному обществу – это заслугоа государства, стремящего к основе и стабильности. Вырастает необходимая тенденция – закрепостить население. Государство прикрепляет к определенному виду тягла определенный вид людей. Таким образом формируется теория хакрепощения сословий. Соловьев основной принчиной считал если внешнюю угррзу иго, то у Чечерина – это необхдимость преодоления необузданного частного право. Соловьев до этого не додумался, так как все-таки читал источники.

Поэтому Чеченрин возраждает указную трактовку Карамзина по поводу закрепощения – он точно знал когда был отменен ЮРЬЕВ день – 1592 г. Этот акт положил конец «хожения» крестьягства – а следовательно крепостное право истиоррически обусловлено и неоходимо – только так модно было обеспечить несения тягла вотченникам. Раскрепощение сословий – тоже инициатива раскрепощения сословий. Раз оно их закрепостило.

Оригианлен взгляд на общину – он ее не любил. Что представляет по мысли Чечерина община? Он не считал общинный уклад специфическим основание русского народа. Община подчиняется законоам русской эволюции – 1) 9-12 вв. – община обычный кровный союз – «патриархальный», ничем от немецкой марки не отличающейся. Эта кровная община была разрушена к 12 веку – склдаветься вторая община – владельческая. Князем или вотчеником создается эта община – вольные арендаторы объединяются вокруг вотченника на основе вольного договора. В16 веке, после того как на крестьян было наложено тягло, появляется третья община – «государственная». Ничего общего с владельческой общиной он не имеет – постепенно община образтает всеми качествами ... эТо порождение государмтва, которое превратило общинно в фискальную единицу, поэтому ничем тут, господа славянофилы, гордиться нельзя. Ну тогда как объяснить причину пр нулдительного севооборота (соловьев)? А механизм взаимопомощи? Поэтому этот гимн многое не объяснял – но чечерину необходимо было подчеркнуть, что это не одна родоая огранизация, а аж три, и все разные – обчный формла ьный союз в разные эпохи.

...
Младший – Василий Иванович Сергеевич. 1832-1910. 1871 г. – диссртация «Задачи и метод государственных наук». В этой диссертации знаменуеся трансформация – отказ о широких обьобщнией, взглядов на русскую историю как на глубокий процесс. Неоюбхтдимо обратить свое влияние на факты (это уже позитивизм).

Вгляды он реализовал в «Древности русского права», «Лекции и исследования», История тут подменина истоией права. Что отличает его историческую концецию – первый этап – период родового быта. Роды разастаются, преращаются в племена (как и Гегель). Различия – родовые отношения гшосподствовали в дописьменный период – русског оправо в своец частно-правовй офрме начинаеится в 10-11 в. Первый этап цивилизационной истории – этап гражданского союза. Никакой лествичной системы и родлвых отношний внутри рюрикового дома не было (критика Соловьева). Он полагал, что принципов занятия престола не было – какие-то кнжеские столы захватывали, как тиие-то переходили по договорам. Власть в руках не князя, а вече. Уже в 9-10 вв. в Руси господствуют договорные отношения.

Методика Лекция № от 30.10.09
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации