Ответы на билеты - контроль и ревизия - файл n1.doc

Ответы на билеты - контроль и ревизия
скачать (246.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc247kb.08.09.2012 18:32скачать

n1.doc

  1   2   3
1.Характеристика основных этапов ревизионного процесса.

Проведение ревизии - это последовательным процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

Схематически основные этапы ревизионного процесса можно представить следующим образом:

Проведению ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, а также изучить имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущей ревизии и тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характеризующую работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.

В ходе ознакомления с этими данными контрольно-ревизионные работники получают определенное представление о размере и характере хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и часть из них приобщают к материалам для возможного использования в ходе ревизии. В этих целях каждому контрольно-ревизионному работнику рекомендуется вести свою рабочую тетрадь, в которой в произвольной форме записываются необходимые данные, характеризующие хозяйственно-финансовую деятельность проверяемой организации и отдельных должностных лиц с последующим использованием в ходе проведения ревизии или оформлением ее результатов.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждаются руководителем контрольно-ревизионного органа.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Исходя из программы ревизии и записей, сделанных в рабочей тетради, разрабатывается план ее проведения, который включает в себя перечень предстоящих работ в хронологическом порядке, приемы и способы их выполнения и при необходимости фамилии исполнителей.

План ревизии представляет собой рабочий документ ревизионной группы или индивидуального исполнителя, который составляется руководителем этих групп или исполнителем и подлежит утверждению руководителем органа, назначившего данную ревизию или проверку. В соответствии с этим планом выполняется весь комплекс контрольно-ревизионных работ, связанных с осуществлением данной ревизии.

После осуществления подготовительных мероприятий ревизионная группа выезжает в проверяемую организацию для непосредственного проведения ревизии. Выделяют следующие основные этапы проведения ревизии:

Установление делового контакта - начальный этап проведения ревизии, на котором ревизионная группа представляется руководителю проверяемой организации и предъявляет ему решение (приказ, распоряжение) о проведении данной ревизии. Проверяющие лица знакомятся с руководителями соответствующих служб и подразделений, специалистами и должностными лицами организации, которым сообщают о целях и задачах предстоящей ревизии и предлагают вносить соответствующие предложения и заявления по изучаемым вопросам.

На этом этапе особое внимание уделяется налаживанию постоянной связи с работниками организации в целях использования их помощи для глубокой проверки деятельности данной организации и ее должностных лиц.

Общее ознакомление с объектами контроля - ревизионная группа или индивидуальный исполнитель изучает на месте делопроизводство, документооборот, размещение аппарата управления организации и его внутрихозяйственных подразделений, места хранения денежных средств, машин, оборудования и товарно-материальных ценностей, подсобные помещения, вспомогательные и прочие производства, внутрихозяйственные дороги, подъездные пути.

В ходе общего ознакомления с организацией и основными объектами контроля ревизионная группа получает определенное представление об объеме предстоящих контрольно-ревизионных работ, вносит согласованные уточнения в план проведения ревизии или проверки и предлагает руководителю организации план контрольной инвентаризации соответствующих видов товарно-материальных ценностей, который является выпиской из плана ревизии с учетом внесенных корректировок.

Рациональное построение контрольно-ревизионного процесса в ходе непосредственного проведения ревизии - одно из условий повышения оперативности и эффективности экономического контроля. При этом особенно широко следует применять технические средства, способствующие существенному усилению интенсификации контрольно-ревизионного процесса.

Руководитель проверяемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии участникам ревизионной группы - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п. При наличии в организации диспетчерской службы и внутрипроизводственной связи контролерам должна быть представлена возможность выходить на прямую связь с внутрихозяйственными абонентами, а также использовать электронную почту. При необходимости изготовления копий с оригиналов или контрольно-ревизионных материалов отдельных документов могут использоваться множительные аппараты и иные средства копирования.

Определение размера материального ущерба - этот этап предшествует обобщению и оформлению результатов ревизии и является важным этапом проведения проверки.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ к материальной ответственности работники привлекаются только при наличии прямого действительного ущерба. Не допускается возложение на работника материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате нормального производственно-хозяйственного риска. Не подлежат также взысканию с работника недополученные доходы (упущенные выгоды).

Размер материального ущерба определяется на основе действительных потерь, исчисляемых: по денежным средствам - по их номинальной стоимости; по материальным ценностям - по рыночным ценам, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа; по хозяйственным процессам - по фактическим расходам.

Общее правило возмещения работником причиненного ущерба - его материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка. Взысканию с виновных лиц в полном размере материальный ущерб подлежит только в строго установленных ст. 243 ТК РФ определенных случаях.

Для обоснования размера материального ущерба, выявленного в ходе ревизии или проверки, наряду с промежуточными актами инвентаризации при необходимости, составляются также расчеты стоимости недостающих ценностей или потерь по рыночным ценам (со ссылкой на соответствующие источники информации).

Оформление результатов ревизии и проверок означает составление документов, обобщающих результаты изучения объектов контроля и, относится к заключительному этапу. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, а проверки отчетом, справкой, а в отдельных установленных случаях актом проверки.

На основе этих документов затем принимаются необходимые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, в связи с чем, к их составлению предъявляются определенные требования, соблюдение которых в контрольно-ревизионной работе является важным условием ее правильной организации и обеспечения действенности экономического контроля
2.Основные вопросы, решаемые в процессе ревизии договорной дисциплины.

1. Ревизия системы документооборота по договорам. Ревизору необходимо составить схему движения договоров и проверить их фактическое движение. Важный момент - регистрация договоров. Подписание договоров без регистрации в журнале может привести к тому, что договор может быть отравлен без регистрации. В организации обязательно должна действовать система визирования договоров. Ревизируемая организация должна предоставить проверяющим утвержденный список лиц, имеющих право визирования и подписания договоров с образцами их подписей.

2. Выборочная документальная проверка соответствия договоров, заключенных организацией за ревизуемый период, требованиям действующего законодательства.

3. Выборочная документальная проверка условий договоров, заключенных организацией за ревизуемый период.

4. Анализ договоров. В случае выявления в ходе ревизии условий договоров, не соответствующих требованиям действующего законодательства, ревизор выясняет, действительны ли данные сделки. При выявлении недействительных сделок ревизор выясняет, признается данная сделка недействительной по решению суда (оспоримая сделка), либо без такого решения (ничтожная сделка).

5. Ревизия контроля за исполнением договоров. Ревизор должен изучить систему контроля за исполнением договоров: действенна ли она.

6. Ревизия правомерности совершения крупных сделок. Ревизору нужно проверить соблюдение организацией условий: решение о совершении крупных сделок должен принимать совет директоров единогласно или общим согласием собрания акционеров (большинство голосов в три четверти).
3.Приемы фактического контроля.

К приемам фактического контроля относятся: инвентаризация; контрольный обмер; обследование; контрольный запуск сырья и материалов в производство; проверка качества сырья и материалов; экспертная оценка.

Инвентаризация – проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. В процессе инвентаризации выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентаризационных описях, на основе которых составляются сличительные ведомости.

В процессе ревизии должна быть проведена, как правило, полная инвентаризация денежных средств, товаров, сырья. Материалов, инвентаря и других ценностей, находящихся под отчетом у всех материально ответственных лиц. При этом ревизующие должны строго руководствоваться приказом министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Инвентаризации также подлежат расчеты с дебиторами и кредиторами; товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей; товары, принятые на ответственное хранение от поставщиков; выданные организации исполнительные листы; бланки строгой отчетности.

Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и как прием ревизии представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяются правильность и достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. Контрольные замеры работ могут осуществляться выборочно или сплошным методом. Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.

Обследование на месте проводится при проверке готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений; установлении степени изношенности основных средств, временных нетитульных сооружений и приспособлений при проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей; организации производства и труда.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверить правильность применяемых в ревизуемом периоде производственных норм расхода строительных материалов, расхода сырья и материалов на изготовление продукции основными и вспомогательными цехами.

Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества выполненных строительных работ, качества готовой продукции, услуг и происхождении брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.

Экспертная оценка применяется при проверке качества выполненных строительных и монтажных работ, проектно-сметной и другой технической документации; готовой продукции основного и вспомогательного производств.
4. Ревизия операций по отгрузке готовой продукции.

Готовой продукцией считаются изделия, полученные в результате производственной деятельности организации и являющиеся конечным результатом производственного процесса.

Отгрузка готовой продукции оформляется товарно-транспортными накладными, требованиями на отпуск продукции, пропусками, договорами, спецификациями.

Отгрузка проводится бухгалтерскими записями в следующих регистрах:1) Главной книге; 2) журнале-ордере №11; 3) ведомости №16; 4) количественно - суммовых карточках, оборотных ведомостях.

Основными задачами ревизии готовой продукции являются:

· Выявление фактического наличия готовой продукции;

· Контроль за сохранностью готовой продукции путем сопоставления фактических и бухгалтерских данных;

· Выявление готовой продукции, частично потерявшей первоначальное качество;

· Проверка соблюдения правил и условий хранения готовой продукции;

· Контроль за соблюдением установленного порядка первичного учета готовой продукции;

· Проверка правильности отражения в балансе организации готовой продукции.

Документальная проверка правильности учета выпуска готовой продукции.

Необходимо установить наличие приказа на материально ответственных лиц организации и договоров с ними, ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции, проверить бухгалтерский учет.

Достоверность данных о фактически выпущенной продукции проверяют по 3 видам показателей: натуральным, условно-натуральным и стоимостным.

Правильность оценки готовой продукции проверяют по аналитическому учету затрат на производство, калькуляциям себестоимости продукции, ведомостям выпуска, ведомости №16 «Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей».

При проверке правильности заполнения основных реквизитов приемо-сдаточной накладной обращают внимание на время сдачи продукции, оптовую цену, проверяется наличие подписей, подтверждающих прием и сдачу продукции на склад, подписи контролера ОТК. При необходимости сопоставляются различные экземпляры одной и той же накладной, находящейся на складе и в цехе (можно выловить подлоги и искажения данных о времени сдачи). При оперативно-бухгалтерском методе сопоставления данных складского учета проводится с данными сальдовой книги, ведомостью выпуска готовой продукции, первым разделом ведомости №16 или соответствующими компьютерными распечатками.

Первичные документы на сдачу продукции из производства на склад и ведомости выпуска готовой продукции используются ревизором при проверке достоверности объемов по выпуску продукции заданной номенклатуры в соответствующей отчетности.
5Реализация материалов ревизии. Организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизий

Формы реагирования контролирующих органов на выявленные нарушения в результате ревизии многообразны. Они включают следующие полномочия:пресечение выявленных нарушений; устранение причиненного ими вреда; восстановление установленного порядка и условий деятельности; привлечение нарушителей к ответственности – дисциплинарной,административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой; устранение причин и обстоятельств, способствующих нарушениям.

Реализация таких полномочий предусматривается в форме представлений и предписаний, ограничений и запретов нарушителю на определенные действия или виды деятельности (в том числе временных запретов в виде приостановления деятельности – полного или частичного), наложения штрафов и иных мер наказания, направления информации в вышестоящий орган субъекта-нарушителя либо в соответствующий контролирующий или правоохранительный орган для принятия мер, входящих в их компетенцию, в том числе заявления исков в суд, когда меры воздействия на нарушителя могут быть приняты только судом.

Результаты ревизии предаются гласности, в необходимых случаях результаты ревизии выносятся на обсуждение производственных совещаний. Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии должен принимать меры к устранению выявленных нарушений и возмещению материального ущерба.

В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц. Передача материалов следственным органам может производиться в необходимых случаях непосред- ственно руководителем ревизионной группы, производившей ревизию.

Передаваемые в следственные органы материалы должны содержать: заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба, виновные лица; акт ревизии и подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений; заключения ревизующих по этим объяснениям.

В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности, или уголовное дело прекращено, следует предложить руководителю ревизуемого предприятия предъявить гражданские иски к лицам, виновным в причинении материального ущерба.

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в течение 3 рабочих дней после подписания акта ревизии. На последней странице акта руководителем контрольно-ревизионного органа делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и ставится подпись.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушений, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетворительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель контрольно-ревизионного органа не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии принимает решение по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, которое направляет руководителю проверенной организации.

Кроме того, материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.

Материалы ревизии, проведенной по постановлениям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно- ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.

Результаты ревизии в необходимых случаях сообщаются руководителем контрольно-ревизионного органа вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации,для принятия мер.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии следующими способами:1) получение письменных отчетов о выполнении предложении по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефонной, телефакса и др.);2) проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, представляемым и ревизующий орган; 3) вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;4) проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации;5) проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.

Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.
6.РЕВИЗИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Направления ревизии капитальных вложений:

Проверка наличия проектно-сметной документации выявляется инвентаризацией и встречной сверкой. Фактическое наличие проектов, смет, рабочих чертежей определяется путем обязательного просмотра и анализа этих документов, изучения записей в книге или ведомости регистрации документов, поступивших в организацию. Особое внимание - на своевременность поступления рабочих чертежей, их комплектность, качество технической документации.

Ревизор должен проанализировать утвержденные проекты, просмотреть на стройке карточки регистрации проектов. Необходимо проверить, не ведется ли беспроектное строительство (путем инвентаризации рабочих чертежей и проектной документации).

Ревизору необходимо установить качество документации. Для этого изучают претензии подрядной строительной организации к качеству проектов, смет, а также анализирует эти документы.

Ревизор проверяет обоснованность плана капитальных вложений.

Проверка подрядного договора на выполнение строительных работ - еще одно направление ревизии:

1). Своевременность заключения; 2). Оперативный учет за выполнением договорных условий строительства;

3). Своевременность выявления нарушения договорных обязательств сторонами, его подписавшими. Сроки претензий по договорному подряду определены ГК РФ и нормативными актами.

Важнейшей задачей ревизии договорных взаимоотношений между подрядчиком и заказчиком является проверка состояния расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные работы и по авансам.

После ознакомления с планом капитального строительства на изучаемый период ревизор последовательно выясняет: Своевременно ли были заключены генеральные договоры с подрядчиками и поставщиками оборудования; отведен и передан ли в срок подрядчику земельный участок под застройку; Передана ли генподрядчику проектно-сметная документация, включая рабочие чертежи; Как и кем осуществляется технический надзор; В каком порядке проводится приемка поступающего оборудования, как организовано его хранение; Как выполняются подготовительные работы по обеспечению нормальной эксплуатации вводимых объектов и производственных мощностей.

Проверка правильности определения объема выполненных работ имеет исключительно важное значение. Материалами для проверки служат данные актов приемки выполненных работ, акты инвентаризации незавершенного строительства. В процессе ревизии важно выявить факты завышения объемов и стоимости выполненных работ.

Методы и приемы проверки: Контрольный обмер фактически выполненных работ; Сопоставление объема работ, указанного в актах приемки и актах инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанных в оплаченных рабочих нарядах; Встречные проверки по расчетам; Проверка сопутствующих операций, связанных с выполнением и сдачей выполненных работ.

Датой ввода в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи, а также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательные работы по неосуществленному строительству составляются описи. Для этого используется техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства ми другая документация.

Инвентаризация проводится посредством контрольных обмеров, при этом фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны сопоставляться с данными локальных смет, с данными учета соответствия служб заказчика и подрядчика.

Инвентаризация оборудования к установке фактически осуществляется в 3 этапа: 1) инвентаризация оборудования на складе; 2) инвентаризация смонтированного оборудования; 3) инвентаризация оборудования, переданного в монтаж.

Результаты инвентаризации смонтированного оборудования сверяются с данными бухгалтерского учета установленного оборудования.

В ходе инвентаризации должны быть изучены данные счета 60. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Ревизору следует определить правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При инвентаризации незавершенного строительства проверяется состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов с обязательным указанием причин и оснований консервации.
7.Порядок составления и содержание акта ревизии деятельности предприятия

Основные требования, предъявленные к акту ревизии.
    В акте ревизии должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на  соответствующие нормативные акты и законы.

Выявленные факты, однородных, многочисленных нарушений группируются в ведомость, которая прилагается к акту ревизии и подписывается руководителем и главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц.

    Акт ревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

Содержание акта ревизии:

а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;

в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;

г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;

д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

е) размеры причиненного материального ущерба с указанием  виновных, а также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;

ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.

  Методическая систематизация материалов, включаемых в акт ревизии может производится двумя способами:
а)  по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;

б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.

   Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а тка же они являются приложением к основному акту.

    Кроме этого приложением являются

- экспертное заключение;

- подлинные документы;

- копии документов;

- выписки; - объяснительные записки.

   В приложении данные группируются по видам нарушений и по значимости для ревизуемого предприятия.

   Основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:
а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания  ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;
б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает обо этом руководителю ревизионной группы;

в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений , указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.

  Контроль за выполнением решений по материалам ревизии  осуществляется в трех формах:
а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;
б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;

в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии
8.РЕВИЗИИ ЦЕННЫХ БУМАГ Функция ценных бумаг заключается в инвестировании денежных средств организации для получения дохода. Ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме собственности или как отношение займа владельца документа к лицу , его выпустившему.

Проверка документального оформления операций с ценными бумагами.

При проверке правильности оформления этих документов определяется наличие обязательных реквизитов Банка России, наличие договоров на приобретение и продажу ценных бумаг, актов приема-передачи ценных бумаг, а также правильность отражения в них сведений о ценных бумагах (серия, номер, эмитент, номинальная стоимость, покупная стоимость, дисконт, сроки погашения). Ревизор проверяет также наличие и правильность оформления книги учета ценных бумаг.

При ревизии вложений в ценные бумаги проверяют цены, по которым они отражены в отчетности.

Ревизор проверяет наличие аналитического учета ценных бумаг, правильность их отнесения к долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям, поскольку в отчетности организации долгосрочные и краткосрочные вложения в ценные бумаги отражаются в разных отделах баланса. Критерием отнесения ценных бумаг к краткосрочным является быстрая ликвидность данного вида ценных бумаг.

Ревизор обязан проверить правильность формирования стоимости приобретения ценных бумаг, обоснованность включения в стоимость их приобретения сопутствующих расходов (услуг брокеров и банков за оформление и выдачу, процентов по займам и кредитам и т.п.), сопоставить цены приобретения с рыночными ценами на аналогичные ценные бумаги.

Ревизор проверяет правильность формирования финансового результата при выбытии ценных бумаг, а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг, наличие разрешения Банка России на осуществление операций с ценными бумагами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Проверка правильности учета собственных акций.

Если организация выкупает у акционеров собственные акции, необходимо проверить законность операций, стоимость выкупа с учетом положения законодательства о том, что данные акции могут находиться на балансе организации не более одного года. Ревизор должен определить точную дату выкупа и проверить, не превышен ли срок, в течение которого организация обязана либо продать акции, либо уменьшить уставной капитал.

Инвентаризация ценных бумаг может быть проведена как самостоятельно, так и при инвентаризации кассы. В ходе инвентаризации устанавливается: правильность оформления ценных бумаг; · реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; · сохранность ценных бумаг; · своевременность и полнота отражения в бухучете полученных доходов по ценным бумагам.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, №, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухучета организации, с данными выписок специальных организаций (банка).

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Документ должен быть составлен с соблюдением установленной формы и содержать обязательные реквизиты. Предметом вексельного обязательства могут быть исключительно денежные средства.

Особенностью вексельного обращения является возможность передачи векселя третьим лицам. Права по векселю передаются путем передаточной надписи (индоссамента) обычно на оборотной стороне векселя.

Ревизия операций с векселями. Такую ревизию необходимо начать с изучения книги учета ценных бумаг, которая должна иметь следующие реквизиты: наименование эмитента, номинальную цену, покупную стоимость, №, серию, общее количество, дату покупки, дату продажи.

Книга учета ценных бумаг должна быть сброшюрована, скреплена печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера, страницы книги обязательно пронумерованы. Никакие подчистки в книге не допускаются. Исправления - только с разрешения руководителя и главного бухгалтера, с указанием даты внесения исправления. Ревизору необходимо установить и описать факты , связанные с нарушением порядка ведения книги.

В случае отсутствия такой книги возможные операции с векселями могут быть выявлены на счетах 58, 66, 67, отражающих сведения о движении финансовых векселей.

Операции с товарными векселями могут быть выявлены на счетах 60, 62, 76.

Векселя должны быть оценены ревизором на соответствие установленной форме и наличие установленных реквизитов, иначе их нельзя считать векселями.

При инвентаризации устанавливается: · правильность оформления векселей; · реальность стоимости учтенных на балансе векселей; · сохранность векселей; · своевременность и полнота отражения в бухучете полученных доходов по операциям с векселями.

Инвентаризация векселей, сданных на хранение в специализированные организации, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухучета организации - владельца, с данными выписок этих организаций.

Особое внимание надо уделить векселям, переданным по индоссаменту, в этом случае большое значение имеет содержание передаточной надписи.

В организации должны быть акты приема-передачи векселей. Ревизору необходимо провести сличительный анализ информации, содержащейся в актах с записями в книге и обратить внимание на эффективность осуществления операций с векселями. Эффективность может быть определена по финансовому результату от продажи векселей, который формируется на счете 91.
  1   2   3


1.Характеристика основных этапов ревизионного процесса
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации