Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания - файл n1.doc

приобрести
Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания
скачать (4020 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4020kb.08.09.2012 18:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17








Под общей редакцией профессора В. М. Смолевского

Издание 3-е, переработанное и дополненное

Допущено Государственным комитетом СССР

по физической культуре и спорту

в качестве учебника для институтов

физической культуры



ББК 75.6 Г48

ПРЕДИСЛОВИЕ


Гимнастика и методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической культуры/Под ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с, ил.

Учебник «Гимнастика и методика преподавания» предназначается студентам и преподавателям институтов физической культуры и является третьим переработанным и дополненным изданием. Коллектив авторов об­ратил особое внимание на массовые виды гимнастики, методику освоения наиболее эффективных и доступных различным контингентам упражнений

Отражены особенности занятий гимнастикой с детьми, молодежью и взрослыми.

4202000000—080
Г 009(01|-87 9_87 ББК 756


© Издательство «Физкультура и спорт», 1987 г.

Учебник «Гимнастика и методика преподавания» предназнача­ется студентам педагогических факультетов институтов физической культуры, изучающим данную учебную дисциплину. Кроме того, он представляет собой первую часть обязательного курса для студентов тренерских факультетов, специализирующихся в спортивных видах гимнастики. В качестве второй части студенты используют учебники по своим видам спорта: «Спортивная гимнастика», «Художествен­ная гимнастика», «Спортивная акробатика».

Предлагаемым учебником руководствуются также студенты тре­нерских факультетов других специализаций при освоении гимнасти­ки в соответствии с учебным планом.

В учебнике освещаются вопросы, связанные с задачами, содер­жанием, методикой преподавания массовых видов гимнастики как средства всестороннего физического воспитания, оздоровления, раз­вития прикладных и начальных спортивных навыков.

Учебник состоит из пяти частей, каждая из которых содержит несколько глав.

В первой части гимнастика характеризуется как одно из основ­ных средств в советской системе физического воспитания. Вторая часть посвящена многочисленным средствам гимнастики, рассмот­рению особенностей методики обучения упражнениям. Третья часть содержит главы, в которых характеризуются виды гимнастики, формы занятий и специфика их организации. В четвертой части приводятся сведения по планированию и учету работы по гимнас­тике, проведению занятий с различными контингентами. Пятая часть объединяет вопросы обеспечения занятий.

В данном учебнике по-новому раскрывается содержание средств гимнастики, акцентируется внимание на классификации упражне­ний в массовых видах гимнастики по признаку общеразвивающего, прикладного, оздоровительного воздействия. В связи с этим группы общеразвивающих и прикладных упражнений более четко выделяют и на гимнастических снарядах, подчеркивая тем самым универсаль­ность использования этих снарядов. В соответствии с решениями Всесоюзной конференции по гимнастике (февраль, 1984 г.) приво­дится новая классификация видов гимнастики, построенная с уче­том основных функций физической культуры в обществе развитого социализма. В связи с реформой общеобразовательной и профессио­нальной школ, широким размахом движения за внедрение физиче­ской культуры в повседневную жизнь советских людей в учебнике особое внимание уделяется характеристике наиболее эффектив­ных, доступных и массовых видов гимнастики. Впервые помещается глава «Введение в предмет», где подчеркивается значение гимнасти­ческой подготовки в системе профессионально-педагогических зна­ний, умений и навыков специалистов, выпускаемых инсштутами физической культуры. Расширены и обновлены разделы учебника,

з

где ^излагаются содержание и методика занятий ритмической, жен­ской, атлетической гимнастикой.

Учебник подготовлен коллективом авторов кафедры гимнасти­ки ГЦОЛИФКа, а также авторов из МОГИФКа и ВНИИФКа.

В написании учебника принимали участие: Смолевский В. М., к. п. н. проф. (гл. I, 2, 6, 11, 15, 16, 17, 18); к. п. н. доценты: Бе­лов Е. С. (гл. 27); Бирючков Б. И. (гл. 9.1,23); |Брыкин А. Т. (гл. 3, 4, 15, 16, 20, 26); Лисицкая Т. С. (гл. 13); Маслов Б. В. (гл. 8.2); Макарова В. И. (гл. 24); Менхин А. В. (гл. 14); Семенов Л. п' (гл. 10); Устинов С. Д. (гл. 8, разделы 8.1, 8.3, 8.5); доценты: Бо­гомолов А. П. (гл. 5.7); |Губанов В. A.I (гл. 19, 21, 28); к. п. н.: Земсков Е. А. (гл. 15, 16, 25); Попов Ю. А. (гл. 12), Розен И. И. (гл. 9.2), Чебураев В. С. (гл. 8.4); заслуженный работник культуры РСФСР Розанова Н. Ф. (гл. 22).

Общая редакция осуществлена Смолевским В. М.

Коллектив авторов отмечает значительную роль Александра Тимофеевича Брыкина и Василия Алексеевича Губанова в создании учебника и в знак памяти о них посвящает им данный труд.

Часть I

ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Дальнейший подъем массовости физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными на педагогических факультетах институтов физической культуры. От квалификации специалистов — преподавателей физической куль­туры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной ра­боты и туризма зависит эффективность их работы.

Модель специалиста в области массовых видов гимнастики пред­полагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными методами инди­видуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упраж­нений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных занятиях и самостоятельно, изучая данный учебник, рекомендуе­мую литературу, на методических, семинарских и практических занятиях.

Программой курса гимнастики предусмотрено изучение таких разделов и тем, которые позволяют специалисту ориентироваться в вопросах истории гимнастики (см. гл. 3), ее значении и места в со­ветской системе физического воспитания (см. гл. 2). Осваивая теоре­тический и практический курс, студенты получают представление о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнасти­ческой методикой является базой в системе их профессиональной подготовки.

Гимнастика является испытанным действенным средством физи­ческого воспитания народа, подготовки его к труду и защите Ро­дины.

«Гимнастика и методика преподавания» — одна из дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку выпускников ин­ститутов физической культуры. Овладение данным курсом позво­ляет специалисту квалифицированно проводить занятия по массо­вым видам гимнастики с контингентом, различным по возрасту, полу и уровню подготовленности.

Выпускники педагогических факультетов должны обучать за­нимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и про­водить занятия по гимнастике в общеобразовательных школах и


л

5

профессионально-технических училищах (ПТУ), в высших и сред­них специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры предприятий, в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране.

Особенности массовых видов гимнастики — в их общедоступ­ности. Средства гимнастики распространяются буквально на людей всех возрастов — от ясельного до лиц пожилого возраста. Но осо­бенно актуальна работа преподавателя физической культуры со школьниками и учащимися ПТУ. В связи с реформой общеобразова­тельной и профессиональной школы специалист в области физиче­ского воспитания должен быть готов преподавать гимнастику во всех классах, а это значит — знать практически все виды базовой и оздоровительной гимнастики, уметь применять все ее средства в работе с контингентом, особенно динамично изменяющимся в ши­роком возрастном диапазоне (от 6 до 17 лет).

Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физи­ческой подготовки решаются в средних специальных и высших учебных заведениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с массами занимающихся разного возраста, разных потребнос­тей и возможностей, преподавателю нужна обширная эрудиция, позволяющая успешно вести учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных профессий.

Институты физической культуры — учебные заведения педаго­гического профиля. Профессии «преподаватель физической культу­ры», «преподаватель — организатор физкультурно-оздоровитель­ной работы и туризма» являются сугубо педагогическими. В про­цессе освоения курса гимнастики студенты овладевают достаточным количеством как общепедагогических знаний, умений и навыков, так и специальных, связанных с преподаванием гимнастики. Очень важной задачей является освоение курса гимнастики во взаимосвя­зи с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза, что обеспечивается межкафедральными связями, осуществле­нием на занятиях по гимнастике мировоззренческой подготовки студентов.

В связи с реализацией задач по пропаганде и внедрению в быт народа наиболее доступных, эффективных, эмоциональных видов гимнастики студенты должны овладеть соответствующей методикой преподавания, а именно:

Для повышения интереса к занятиям гимнастикой необходимо

владеть игровым и соревновательным методами их проведения, уметь сочетать гимнастические упражнения с упражнениями из других видов спорта.

Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрацион­ные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программе «Старты надежд»; «Сила и грация», при проведении массовых мероприятий, таких, как «дни здоровья», сдача норм ГТО.

В подготовке специалиста по массовым видам гимнастики особое внимание уделяется воспитанию качеств организатора и руководи­теля коллектива. Этому в немалой степени способствуют специфика гимнастики, ее методические особенности (см. гл. 2).

1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ»

Одной из важнейших задач курса является соединение процесса приобретения специальных профессиональных знаний, умений и навыков с воспитанием коммунистического марксистско-ленинско­го мировоззрения.

Естественно, воспитание марксистско-ленинского мировоззре­ния осуществляется в течение всего периода обучения студентов в институте, в ходе изучения всех дисциплин учебного плана.

Во время прохождения курса гимнастики представляются боль­шие возможности наполнить мировоззренческую подготовку сту­дентов конкретным содержанием, обусловленным специфическими особенностями гимнастики как учебно-научной и практической дисциплины.

Будущий преподаватель гимнастики должен ясно представлять, что партийность, как ведущий принцип в его деятельности, должна проявляться в социальной направленности его усилий по внедре­нию доступных видов гимнастики в быт народа, по воплощению идей, установок и указаний, вытекающих из материалов и решений съездов и пленумов партии. Сферой мировоззренческой подготовки является также тесное увязывание разделов курса с соответствую­щими идеологическими вопросами. К примеру, при обосновании значения средств и видов гимнастики требуется подчеркивать их воздействие с позиции материалистического понимания единства организма человека и среды, единства организма, раскрывать анти­научную идеалистическую сущность различных систем гимнастики, основанных на религиозно-мистических представлениях о смысл* упражнений, показать, что использование силовой гимнастики в западных системах «культуризма» с целью подготовки «супермена» («сверхчеловека») ничего общего с физическим воспитанием не имеет.

Воспитание эгоизма, индивидуализма, нездорового соперниче­ства явно не соответствует задачам физической культуры в нашей стране.

Историческая оценка различных национальных систем гимнас-


5

7

тики (немецкой, сокольской, французской, шведской и др.) дает возможность показать их классовую сущность. Таким образом, на примере гимнастики, при освоении как теоретического ее раздела, так и практической части, имеются широкие возможности иллюстра­ции основных закономерностей, познаваемых студентами при изу­чении общественно-политических, психолого-педагогических, ме­дико-биологических, а также спортивно-практических дисцип­лин.

В курсе гимнастики приобретаются новые и закрепляются полу­ченные ранее знания, умения и навыки общепедагогического ха­рактера, относящиеся к воспитательной работе с учениками, к фор­мам и методам общения с коллективом занимающихся, к агитацион­но-пропагандистской работе.

Особое значение при этом отводится различным формам общест­венно-педагогической и учебно-производственной практики, шеф­ской работе. Изучение курса гимнастики в институте позволяет студентам проявить себя в конкретной общественно полезной дея­тельности: организовать секцию гимнастики в школе, проводить занятия с различными группами, проводить беседы о значении гим­настики, подготовить гимнастические выступления на празднике и т. п.

Изучение курса гимнастики на педагогических факультетах предусматривает следующее: специалист должен овладеть всеми основными средствами массовых видов гимнастики. При этом прак­тически овладеть строевыми, общеразвивающими, прикладными упражнениями (см. гл. 5, 6, 7). Выполнение упражнений на снаря­дах входит в объем как учебной программы подготовки, так и спор­тивной (см. гл. 8, 9). Прыжки, упражнения художественной гим­настики, вольные и акробатические упражнения также осваивают­ся в соответствующем объеме в числе основных средств гимнастики (см. гл. 10, 11, 12, 13). Особое внимание при этом уделяется не толь­ко личной подготовке студентов в освоении тех или иных упражне­ний, но и приобретению умений и навыков обучения этим упражне­ниям (см. гл. 14). Это весьма обширный раздел курса, сочетающий и теоретическую и практическую части.

Подача команд, показ, объяснение, приемы помощи, исправле­ния ошибок, педагогического контроля за успеваемостью и функцио­нальным состоянием занимающихся, меры по безопасности заня­тий — далеко не полный перечень конкретных тем учебных акаде­мических занятий по предмету. При освоении видов гимнастики и различных форм занятий приобретаются также знания, умения и навыки работы с учетом особенностей контингента: возрастных (см. гл. 13, 15), половых (см. гл. 14). Устройство и оборудование мест занятий (см. гл. 16), профилактика травматизма (см. гл. 17) — темы предмета, подкрепляемые сведениями из курсов гигиены, спортивных сооружений, спортивной медицины.

Личная двигательная подготовка осуществляется на практиче­ских занятиях при освоении гимнастических упражнений до уровня умений и навыков. Это обеспечивает в дальнейшем наглядный по­каз, что очень важно в работе, особенно начинающего молодого

специалиста. Кроме того, предусматривается возможность личной спортивной подготовки по гимнастике за счет обязательных и фа­культативных занятий. Гимнастическая подготовка способствует сдаче норм ГТО, а практическое освоение упражнений, связанное с особыми эмоциями, проявлением волевых качеств, является дол­говременной основой позитивного профессионального отношения к гимнастике как к ценному средству физического воспитания. В этом смысле проведение занятий по гимнастике в институте должно, кроме всего прочего, быть очень эмоциональным, привлекательным и содержательным.

1.3. ГИМНАСТИКА — УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В курсе гимнастики познается ее значение как учебного пред­мета в обязательном школьном и профессиональном образовании, в системе специального среднего и высшего образования. Гимнасти­ческие нормативы включены в содержание всех ступеней комплекса ГТО и БГТО. Гимнастика в советском физкультурном движении развивается как важное средство массовой физкультурно-оздорови­тельной работы с населением.

Как научная дисциплина, гимнастика является частью науки о физическом воспитании и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования в области массовых видов гимнастики свя­заны прежде всего с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся. При этом кроме педагогических методов исследования применяется ряд фи­зиологических, психологических, биомеханических и математиче­ских методов.

В заключение можно отметить, что гимнастика, являясь учебным предметом в институтах физической культуры, может квалифици­роваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессио­нально-педагогической направленности, существенная часть спе­циальной профилирующей подготовки преподавателей физической культуры.

Глава 2

ГИМНАСТИКА В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ГИМНАСТИКИ

В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В условиях развитого социализма физическая культура должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного по­тенциала нашей страны, удовлетворению духовных потребностей еоветских людей, укреплению их здоровья.


8

9

В решении важнейших задач по реализации долгосрочной целе­вой программы по подъему массовости физической культуры и спорта одним из ведущих средств является гимнастика с ее практи­чески неограниченными возможностями, обусловленными рядом факторов, и прежде всего огромным числом всевозможных упражне­ний.

Гимнастика — одно из действенных и универсальных средств физического воспитания. Это система специфических упражнений и методических приемов, применяемых с целью физического воспита­ния, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восста­новления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Благо­даря доступности, эффективности и эмоциональности упражнений в занятиях гимнастикой наилучшим образом решаются многие задачи, типичные для физического воспитания в целом, но вопло­щаемые в специфических для гимнастики формах.

На занятиях гимнастикой решаются следующие задачи:

  1. Образовательно-развивающего воздействия с целью гармо­нического развития форм и функций организма (особенно расту­щего), совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.

  2. Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедея­тельности организма, снятия утомления и восстановления работо­способности, укрепления здоровья, профилактики и лечения про­фессиональных и других заболеваний.

  3. Приобретения жизненно важных двигательных умений и навыков прикладного характера, способствующих профессиональ­ной подготовке.

  4. Воспитания нравственных, волевых и эстетических качеств личности.

  5. Освоения спортивных программ различной сложности вы­полнения.

У нас в стране гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга государственные и самодеятельно-общественные формы организации занятий. Государственные программы физического воспитания предусматривают включение гимнастики как одного из основных средств в обязательные занятия с детьми в детсадах, со школьниками, учащимися ПТУ, техникумов, студентов вузов, военнослужащих. Самодеятельные занятия, реализуемые по месту учебы, работы или проживания, проводимые в формах кружковой, секционной, клубной работы по гимнастике, обеспечивают внедре­ние ее различных видов, в том числе и со спортивной направлен­ностью, в широкие слои населения. Гимнастические нормативы включены во все ступени комплекса ГТО. Значительное место отво­дится гимнастике в содержании занятий групп здоровья, общей физической подготовки, групп ГТО.

Все более популярными становятся женская, ритмическая, ат­летическая гимнастика.

Значительных успехов добились представители спортивной и художественной гимнастики, акробатики на международной арене.

Неоднократно они становились победителями и призерами олим­пийских игр, чемпионатов мира и Европы. Советская школа оказала большое влияние на развитие гимнастики во многих странах бла­годаря работе наших специалистов за рубежом, обучению иностран­ных тренеров у нас в стране, спортивным контактам.

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. (Такой специфической осо­бенностью, позволяющей]отнести то или иное упражнение к разря­ду гимнастических, является прежде всего проявление координа­ционных и иных двигательных способностей в условиях строго регламентированной программы движений. Точно указываются ис­ходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

  1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются уп­ражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования фи­зических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  2. Разнообразие упражнений средств гимнастики. Уникаль­ность гимнастики заключается в практически неограниченном ко­личестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Лю­бые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соот­ветствующих гимнастических упражнений оздоровительного, при­кладного, спортивного характера, используя их с различной сте­пенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разно­образить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя тулови­ще, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характер­ны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

  3. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникаю­щие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнае-


ю

11

тических упражнений, методикой их использования. Строгая ре­гламентация упражнений — пространственно-временных и сило­вых характеристик — позволяет локально воздействовать практи­чески на любые части тела и органы. Эти возможности использу­ются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.
Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен­
тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче­
ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу­
лировании нагрузки.

Многие педагогические задачи, связанные не только с выполне­нием двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благода­ря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы заня­тий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласова­ния своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенст­вовании двигательных навыков и качеств.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем под­бора упражнений, их чередования, количества повторений, измене­ния темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возмож­ностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений,
применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным
способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является
освоение все более трудных движений, усложнение самих упражне­
ний (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и
конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых
сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени
трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражне­
ний, упражнений на снарядах)у Конструирование новых элементов,
создание оригинальных композиций проявляют творческие способ­
ности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполне­нии одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассмат­риваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях ис­пользования метода строго регламентированного упражнения, воз­никшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ

В соответствии с общими целями физического воспитания, яв­ляющегося органической частью коммунистического воспитания, определены три основных направления применения средств гимнас­тики:

Гимнастические упражнения традиционно объединяются в сле­дующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

  1. Строевые упражнения.

  2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

  3. Прикладные упражнения.

  4. Вольные упражнения.

  5. Упражнения художественной гимнастики.

  6. Акробатические упражнения.

  7. Прыжки.

  8. Упражнения на снарядах.

Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

Кратко охарактеризуем основные средства гимнастики (подроб­но об этом см. часть II).

1. Строевые упражнения — это несложные двигательные дей­
ствия служебного характера, используемые для более организован­
ного проведения занятий, рационального размещения занимаю­
щихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при
приобретении навыков ритмичных согласованных действий при
ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков

правильной осанки

2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех
видах гимнастики. Это координационно несложные двигательные
действия — упражнения, выполняемые с целью общей физической
подготовки: развития различных групп мышц, совершенствова­
ния физических качеств, приобретения элементарных двигательных
навыков. Существует множество упражнений, выполняемых без
предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи,
скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и


12

13

тренажерного оборудования (скамейки, стенка, олочные и аморти­зационные устройства, «станки» и т. п.).

Следует сказать, что упражнения общеразвивающего характера могут выполняться и на гимнастических снарядах, составляя осо­бую группу (см. гл. 8 и 9). Однако в целом упражнения на снаря­дах, как более сложные и универсальные, являются самостоятель­ной частью средств гимнастики.

  1. Прикладные упражнения — средства гимнастики, формирую­щие важные двигательные умения и навыки активного взаимодей­ствия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяю­щей их среди других типично гимнастических упражнений, являет­ся менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигатель­ной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, пре­одоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с ис­пользованием специального оборудования: канатов, шестов, ска­меек, стенок. Многие упражнения данного характера можно вы­полнять на снарядах стандартного и нестандартного образца (см. гл. 26), имеющихся в гимнастических городках открытого типа, в местах отдыха, по месту жительства, на «тропах здоровья» в пар­ках и загородных зонах. Эти упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

  2. Вольные упражнения являются одним из видов гимнастиче­ского многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразви­вающего характера, использование которого направлено на разви­тие координационных способностей, повышение выносливости. Бла­годаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отра­ботке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эсте­тического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их ком­бинирование, создание учебных и спортивных композиций разви­вают творческие способности занимающихся.

  3. Упражнения художественной гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В сред­ства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упраж­нений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их вы­разительности, воспитания эстетических качеств.

  4. Акробатические упражнения очень действенное средство раз­вития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачи­вания через голову, улучшают ориентировку в пространстве, ока­зывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность беспрерывного усложнения позволяют

использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. Спор­тивные виды акробатики отличаются преимущественным содержа­нием в них тех или иных по характеру акробатических упражне­ний: прыжков, балансирований, вольтижных элементов, выполняе­мых индивидуально (прыжки), в парах, втроем, вчетвером, муж­чинами и женщинами. К акробатическим упражнениям относятся и относительно простые групповые пирамиды — фигурные построе­ния с поддержками.

7. Прыжки (неопорные и опорные) в отличие от прыжков-
подскоков, относящихся к группе общеразвивающих упражнений,
характерны выраженной фазой полета после толчка ногами и ру­
ками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений,
ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как
средство физической подготовки, формирования прикладных уме­
ний и навыков (напрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания
препятствий). В спортивной гимнастике как вид многоборья опор­
ные прыжки входят в программу соревнований.

8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий
опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструк­
цией этих снарядов. В спортивной гимнастике снаряды делятся на
виды мужского многоборья (конь, кольца, брусья, перекладина)
и женского (брусья разной высоты, бревно). Это деление условно,
если иметь в виду использование упражнений на снарядах в видах
гимнастики оздоровительно-прикладной направленности. Так, на
коне с ручками можно выполнять многие упражнения общеразви­
вающего характера (к примеру, наклоны туловища назад, наскоки).
Подобный подход к использованию снарядов значительно расширя­
ет диапазон их применения в занятиях с лицами разного пола,
возраста, разной подготовленности. Упражнения на снарядах
очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру
воздействия на организм. Как правило, они оказывают значитель­
ную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно,
занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускула­
туры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы вы­
полняются в упоре и висе на руках. Это особенно заметно у предста­
вителей спортивной гимнастики.

Разработаны и внедряются конструкции снарядов, позволяю­щие упражняться на них одновременно группе занимающихся (так называемые многопролетные, удлиненные снаряды массового типа). Их устройство предусматривает быструю установку и трансформа­цию.

Наряду с традиционными гимнастическими снарядами, истори­чески вошедшими в арсенал средств гимнастики, в последнее время появились тренажеры и устройства, позволяющие выполнять мно­гие упражнения общеразвивающего характера, в том числе и в домашних условиях.


14

15

2.4. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Наличие большого числа упражнений — средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассмат­ривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры в нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.

В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспи­танием в нашей стране, выделяются группы видов гимнастики, утвержденные Всесоюзной конференцией 1984 г. (табл. 1).



Образовательно-развивающие виды — основная гимнастика и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долго­срочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными про­граммами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, под­ростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уров­ня общефизической подготовленности, приобретают важные двига­тельные умения и навыки прикладного и профессионально-при­кладного характера.

Оздоровительные виды гимнастики — гигиеническая и ее разно­видности (бытовые и производственные формы) сопутствуют зани­мающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физи­ческой культуры широких слоев населения, обеспечивают опти­мальное текущее функциональное состояние организма, восстанав­ливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, ока­зывают профилактическое воздействие в условиях профессиональ­ной деятельности.

Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности.

Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоя­тельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спор­тивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Воз­растание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подго­товки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гим­настики буквально всех желающих разработаны упрощенные клас­сификационные программы категории «Б», доступные и детям и взрослым.

Таким образом, наличие теоретически и методически обоснован­ных по содержанию, направленности многих видов гимнастики предоставляет практически неограниченные возможности приме­нять их для решения самых различных задач, типичных для физи­ческого воспитания в целом. Универсальность гимнастики, обуслов­ленная ее методическими особенностями, многообразием средств и видов, позволяет использовать ее в работе с любыми контингентами, делает ее важным и незаменимым средством советской системы физического воспитания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации