Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации - файл n1.doc

приобрести
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации
скачать (186.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1366kb.28.09.2010 18:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Комментарий к Конституции Российской Федерации
 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г.

Содержание:

Предисловие 5

Преамбула 7

Раздел первый 7

Глава 1. Основы конституционного строя 7

Статья 1 8

Статья 2 8

Статья 3 9

Статья 4 10

Статья 5 10

Статья 6 12

Статья 7 13

Статья 8 14

Статья 9 14

Статья 10 15

Статья 11 16

Статья 12 16

Статья 13 17

Статья 14 18

Статья 15 19

Статья 16 20

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 24

Статья 17 24

Статья 18 25

Статья 19 25

Статья 20 26

Статья 21 26

Статья 22 27

Статья 23 27

Статья 24 30

Статья 25 30

Статья 26 30

Статья 27 31

Статья 28 32

Статья 29 32

Статья 30 33

Статья 31 34

Статья 32 34

Статья 33 37

Статья 34 39

Статья 35 40

Статья 36 40

Статья 37 41

Статья 38 45

Статья 39 47

Статья 40 48

Статья 41 49

Статья 42 50

Статья 43 50

Статья 44 52

Статья 45 55

Статья 46 56

Статья 47 58

Статья 48 58

Статья 49 59

Статья 50 59

Статья 51 60

Статья 52 60

Статья 53 60

Статья 54 61

Статья 55 61

Статья 56 61

Статья 57 62

Статья 58 62

Статья 59 62

Статья 60 63

Статья 61 64

Статья 62 65

Статья 63 68

Статья 64 68

Глава 3. Федеративное устройство 69

Статья 65 69

Статья 66 70

Статья 67 71

Статья 68 72

Статья 69 73

Статья 70 73

Статья 71 75

Статья 72 76

Статья 73 76

Статья 74 77

Статья 75 77

Статья 76 78

Статья 77 79

Статья 78 80

Статья 79 80

Глава 4 Президент Российской Федерации 82

Статья 80 83

Статья 81 84

Статья 82 86

Статья 83 87

Статья 84 88

Статья 85 89

Статья 86 89

Статья 87 90

Статья 88 91

Статья 89 93

Статья 90 93

Статья 91 94

Статья 92 95

Статья 93 96

Глава 5. Федеральное Собрание 100

Статья 94 100

Статья 95 101

Статья 96 101

Статья 97 103

Статья 98 105

Статья 99 108

Статья 100 108

Статья 101 109

Статья 102 110

Статья 103 111

Статья 104 113

Статья 105 114

Статья 106 115

Статья 107 115

Статья 108 116

Статья 109 116

Глава 6. Правительство Российской Федерации 119

Статья 110 120

Статья 111 121

Статья 112 122

Статья 113 124

Статья 114 124

Статья 115 127

Статья 116 128

Статья 117 128

Глава 7. Судебная власть 130

Статья 118 131

Статья 119 132

Статья 120 133

Статья 121 134

Статья 122 136

Статья 123 137

Статья 124 139

Статья 125 140

Статья 126 142

Статья 127 144

Статья 128 146

Статья 129 147

Глава 8. Местное самоуправление 151

Статья 130 152

Статья 131 156

Статья 132 158

Статья 133 162

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции 163

Статья 134 164

Статья 135 165

Статья 136 166

Статья 137 168

Раздел второй. Заключительные и переходные положения 169


Предисловие



Распад Союза Советских Социалистических Республик, кардинальные изменения политической обстановки и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства - Российской Федерации. Необходимость принятия новой конституции была осознана подавляющим большинством россиян.

Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 г. в соответствующих статьях Основного Закона РФ.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РФ, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Далее в Конституции имеется отдельная глава (глава 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности, нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.

Особо следует отметить, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1968 г. Декларация о праве на развитие признает, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в создании и справедливом распределении благ.

Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества.

По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражают стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (главы 4-8) и в значительной мере - две (глава 1 "Основы конституционного строя" и глава 3 "Федеративное устройство").

Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти.

Авторитет Конституции поддерживается не только общественным согласием, но и правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие и стыковку всех институтов государственной власти. В соответствии с законотворческой функцией Конституции 12 июля 1994 г. принят весьма актуальный для России Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" - необходимый кирпичик в фундаменте правового государства.

Ряд особенностей российской Конституции обусловлен тем, что наше государство является федерацией, состоящей из 89 субъектов. Они различаются размерами, численностью населения, уровнем развития экономики и, что особенно важно, национальным составом населения. Последнее в прошлом являлось существенным фактором, определявшим статус государственного образования в России.

Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната "субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.

Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).

Текст Конституции требует серьезного научного комментирования, а отдельные ее положения - официального толкования. Право официального толкования в соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ. Толкование тем более необходимо, поскольку процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна.

Такой порядок изменения Конституции можно оценить позитивно, если вспомнить, что в прежнюю Конституцию за недолгий срок ее действия было внесено свыше 500 различных поправок, нередко внутренне несогласованных и противоречащих друг другу. Теперь для принятия поправок к главам 3-8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, чтобы не сказать практически невозможно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Что же касается поправок к главам 1 и 2 Конституции, т.е. к главам, закрепляющим основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, то их реализация еще более сложна. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


Комментарий к Конституции Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации