Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации - файл n1.doc
приобрестиБархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерациискачать (186.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Комментарий к Конституции Российской Федерации Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г.
Содержание:
Предисловие 5
Преамбула 7
Раздел первый 7
Глава 1. Основы конституционного строя 7
Статья 1 8
Статья 2 8
Статья 3 9
Статья 4 10
Статья 5 10
Статья 6 12
Статья 7 13
Статья 8 14
Статья 9 14
Статья 10 15
Статья 11 16
Статья 12 16
Статья 13 17
Статья 14 18
Статья 15 19
Статья 16 20
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 24
Статья 17 24
Статья 18 25
Статья 19 25
Статья 20 26
Статья 21 26
Статья 22 27
Статья 23 27
Статья 24 30
Статья 25 30
Статья 26 30
Статья 27 31
Статья 28 32
Статья 29 32
Статья 30 33
Статья 31 34
Статья 32 34
Статья 33 37
Статья 34 39
Статья 35 40
Статья 36 40
Статья 37 41
Статья 38 45
Статья 39 47
Статья 40 48
Статья 41 49
Статья 42 50
Статья 43 50
Статья 44 52
Статья 45 55
Статья 46 56
Статья 47 58
Статья 48 58
Статья 49 59
Статья 50 59
Статья 51 60
Статья 52 60
Статья 53 60
Статья 54 61
Статья 55 61
Статья 56 61
Статья 57 62
Статья 58 62
Статья 59 62
Статья 60 63
Статья 61 64
Статья 62 65
Статья 63 68
Статья 64 68
Глава 3. Федеративное устройство 69
Статья 65 69
Статья 66 70
Статья 67 71
Статья 68 72
Статья 69 73
Статья 70 73
Статья 71 75
Статья 72 76
Статья 73 76
Статья 74 77
Статья 75 77
Статья 76 78
Статья 77 79
Статья 78 80
Статья 79 80
Глава 4 Президент Российской Федерации 82
Статья 80 83
Статья 81 84
Статья 82 86
Статья 83 87
Статья 84 88
Статья 85 89
Статья 86 89
Статья 87 90
Статья 88 91
Статья 89 93
Статья 90 93
Статья 91 94
Статья 92 95
Статья 93 96
Глава 5. Федеральное Собрание 100
Статья 94 100
Статья 95 101
Статья 96 101
Статья 97 103
Статья 98 105
Статья 99 108
Статья 100 108
Статья 101 109
Статья 102 110
Статья 103 111
Статья 104 113
Статья 105 114
Статья 106 115
Статья 107 115
Статья 108 116
Статья 109 116
Глава 6. Правительство Российской Федерации 119
Статья 110 120
Статья 111 121
Статья 112 122
Статья 113 124
Статья 114 124
Статья 115 127
Статья 116 128
Статья 117 128
Глава 7. Судебная власть 130
Статья 118 131
Статья 119 132
Статья 120 133
Статья 121 134
Статья 122 136
Статья 123 137
Статья 124 139
Статья 125 140
Статья 126 142
Статья 127 144
Статья 128 146
Статья 129 147
Глава 8. Местное самоуправление 151
Статья 130 152
Статья 131 156
Статья 132 158
Статья 133 162
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции 163
Статья 134 164
Статья 135 165
Статья 136 166
Статья 137 168
Раздел второй. Заключительные и переходные положения 169
Предисловие
Распад Союза Советских Социалистических Республик, кардинальные изменения политической обстановки и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства - Российской Федерации. Необходимость принятия новой конституции была осознана подавляющим большинством россиян.
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Хотя Договор был признан составной частью Конституции, содержание его было также закреплено в 1992 г. в соответствующих статьях Основного Закона РФ.
В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РФ, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Далее в Конституции имеется отдельная глава (глава 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности, нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.
Особо следует отметить, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1968 г. Декларация о праве на развитие признает, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в создании и справедливом распределении благ.
Таким образом, международные нормы связывают права человека и гражданина непосредственно с политическими свободами и экономическим развитием общества.
По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражают стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (главы 4-8) и в значительной мере - две (глава 1 "Основы конституционного строя" и глава 3 "Федеративное устройство").
Как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция реально регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти.
Авторитет Конституции поддерживается не только общественным согласием, но и правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие и стыковку всех институтов государственной власти. В соответствии с законотворческой функцией Конституции 12 июля 1994 г. принят весьма актуальный для России Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" - необходимый кирпичик в фундаменте правового государства.
Ряд особенностей российской Конституции обусловлен тем, что наше государство является федерацией, состоящей из 89 субъектов. Они различаются размерами, численностью населения, уровнем развития экономики и, что особенно важно, национальным составом населения. Последнее в прошлом являлось существенным фактором, определявшим статус государственного образования в России.
Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната "субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.
Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).
Текст Конституции требует серьезного научного комментирования, а отдельные ее положения - официального толкования. Право официального толкования в соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ. Толкование тем более необходимо, поскольку процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна.
Такой порядок изменения Конституции можно оценить позитивно, если вспомнить, что в прежнюю Конституцию за недолгий срок ее действия было внесено свыше 500 различных поправок, нередко внутренне несогласованных и противоречащих друг другу. Теперь для принятия поправок к главам 3-8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, чтобы не сказать практически невозможно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Что же касается поправок к главам 1 и 2 Конституции, т.е. к главам, закрепляющим основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, то их реализация еще более сложна. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.
Комментарий к Конституции Российской Федерации