Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию - файл n1.doc

приобрести
Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию
скачать (289 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc289kb.26.08.2012 22:33скачать

n1.doc

  1   2


Главное управление образования

Курганской области

Катайское педагогическое училище


Дипломная работа


Тема: Работа социального педагога с

одаренными детьми
Бушуева Олеся

Валерьевна

Специальность 0314

«Социальная педагогика»

Курс IV, группа 242

Руководитель: Лагунова

Светлана Александровна

г. Катайск, 2005.

Оглавление
Введение 3

Глава I. Дети группы риска 5

1.1. Определение понятия «дети группы риска» 5

1.2. Причины попадания детей в группу риска и их особенности 8

1.3. Проблема «группы риска». Дети – беспризорники 23

Глава II. Методика и технологии работы с детьми «группы риска» 31

2.1. Основные направления социальной помощи и поддержки 31

2.2. Работа психолога с детьми группы риска 35

2.3. Работа социального педагога с детьми группы риска 37

2.4. Взаимодействие специалистов в оказании помощи и 38

поддержки детям группы риска

Глава III. Опытно – экспериментальная работа 40

3.1. Констатирующий эксперимент 40

3.2. Формирующий эксперимент 42

Заключение 49

Список литературы 51

Приложение

Введение

Россия переживает очередную историческую метаморфозу: кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физическом, психическом и материально-финансовом благополучии. Эти процессы становятся для наших детей испытанием на жизнестойкость.

На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Дети оказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, пропитого или проданного их родителями. В стране растет число детей и подростков – правонарушителей, совершивших различные преступления, участвующих в преступных группировках, нарушающих социально-правовые и культурные нормы.

На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую остроту приобретает их приобщение к употреблению наркотических веществ. Нужно, наконец, признать, что первопричиной перечисленных проблем в среде несовершеннолетних прежде всего является нарушение их собственных прав. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути…

Неразвитость социально-правовых инструментов и очевидно неэффективное финансирование учреждений социальной сферы в России привело к тому, что на сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения. Почти по всем статьям «Конвенции ООН о правах ребенка» происходят нарушения в массовом порядке: насилие в семьях, нищета, отчисления из школ, отсутствие досуговых учреждений и т. д.

Все изложенное выше имеет еще большую актуальность для социально дезадаптированных детей, относимых нами к категории детей группы риска.

Исходя из актуальности данного вопроса, нами была поставлена проблема исследования. Она состоит не столько в выделении детей «групп риска», сколько в оказании конкретной социально-педагогической помощи и поддержки этим детям.

Цель нашей работы изучить наиболее эффективные методы и формы работы с детьми «группы риска».

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

  2. Выделить и обобщить методы и формы профессиональной деятельности социального педагога с детьми «группы риска».

  3. Составить рекомендации разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.

Объект исследования: социально – педагогическая деятельность с детьми «группы риска».

Предмет исследования: воспитательный процесс.

Гипотеза - мы предложили, что если правильно спланировать работу социального педагога и всех специалистов, ведомств, оказывающих помощь детям группы риска, то количество детей, попадающих в группу риска, уменьшится.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Диагностическая методика.

  3. Беседа.


Глава I. Дети группы риска

1.1. Определение понятия «дети группы риска»

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей.

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Данное понятие может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумеваются, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны это риск для общества, который создают дети данной категории.

Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось лишь в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых может представлять опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. С другой стороны эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению С.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.С. Летуновой, который выделяет следующие группы факторов риска:

  1. Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутри утробного развития);

  2. Социально-экономические (многодетные и не полные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков);

  3. Психологически (отчуждение от социальной среды, неприятия себя, невротические реакции, нарушения общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

  4. Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпы психического развития детей и темпы обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Под понятием «Детские группы риска» подразумеваются следующие категории детей:

  1. Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  2. Дети, оставляются без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

  3. Дети из неблагополучных, асоциальных семей;

  4. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

  5. Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
1.2. Причины попадания детей в группу риска и их особенности

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей, причины попадания детей в группу риска и их психологическую характеристику.

Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  1. Пьянство одного или обоих родителей.

  2. Устройства на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов.

  3. Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими.

  4. Убийство одного из супругов на глазах ребенка собутыльниками или другим родителем.

  5. Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения.

  6. Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания.

  7. Жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.).

  8. Оставление малолетних детей одних без пищи и воды.

  9. Отсутствие крыши над головой, скитания вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства.

  10. Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.


Характеристик современных детей «группы риска» дает мало оптимистическую картину. По данным социологических и психологических исследований, дети группы риска имеют следующие особенности:

    1. характеризуются трудностями поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчество, привычкой жить по указке других, нарушениями в сфере самосознания, усугубление трудностей в овладении учебным материалом, проявлением грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство и т.д.);

    2. отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами; своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

    3. проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

    4. эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

    5. среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подростками недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью, порождают внутренний конфликт – один из источников стресса;

    6. «подкрепление» потери ценности образующая для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких ценностей подростки не задумываются;

    7. повышенный уровень тревожности и агрессивности;

    8. искажение направленности интересов – свободное время препровождения в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уход из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.)

Ранний и дошкольный возраст.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценивать; поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие близкого единственного и знакомого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения с взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затруднит выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей из домов ребенка бедны и невыразительны.

В исследованиях М.Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоидентичности у детей, воспитывающихся вне семьи, наступает немного позднее, чем у детей, которые растут в семье. По данным Т.П. Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижения – такое важное личностное новообразование дошкольного возраста формируется у этих детей дефектно. У детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, потребность в потребность в положительной оценке, они не умеют дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемое и не одобряемое поведение.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов с взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозятся развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствие инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношение к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности, некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированны только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение, борьба за новую идентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором эти дети проживают, и в прошлое которое они уже прожили, является главным условием приобретения жизненной уверенности и новой идентичности, условием бегства из порочного круга психической депривации.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление мажет при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психического развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитывающихся вне семьи, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятие, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Может вид мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательностью активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельности. Дети оказавшиеся без попечения родителей, зачастую не имеют дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в учреждения социально-педагогической поддержки, не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Пробелы в развитии игровой деятельности, как и в общем, психическом развитии детей, с раннего возраста воспитывающихся вне семьи, часто бывают столь значительны, что обычные воспитательные воздействия и занятия оказываются малоэффективными. К работе с этими детьми необходимо подключать психолога, который пользуется системой развивающих и психокоррекционных игр применительно к разным возрастам, используют разные виды игр: дидактические, ролевые, сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры, игры-драматизации. Помимо этого психолог использует в работе игры, направленные на развитие мышления, воображения, памяти.

Младший школьный возраст.

Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу. С трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость, саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

У детей, приходящих в начальную школу из детских домов, приютов, кризисных центров, использованы далеко не все возможности дошкольного возраста для их развития. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7 – 8, а иногда и 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети группы риска посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности.

Дети, пришедшие в школу интернат или общеобразовательную школу из дошкольного детского дома, в большинстве случаев оказываются достаточно хорошо подготовленными к школе, у них сформировано умение классифицировать объекты и явления, они умеют читать или различать буквы, словарный запас у них достаточен для их возраста.

При переходе в школу из приюта, кризисного центра дети оказываются слабо подготовленными к обучению, так как за короткий срок пребывания в них невозможно подготовить детей к обучению в школе. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивированными к учению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствует произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия.).

По данным исследований А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из детских домов, не умеют играть ни в игры с правилами, ни в игры - драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем случае им доступны простейшие игры – манипуляции характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, вряд ли удастся восполнить.

Рисунки младших школьников, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние депривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром. Дети из учреждений социально-педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте, повышенную готовность выполнять любое задание учителя, воспитателя, взрослого. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем их обучение. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детского дома, интерната, приюта, что он лежит в основе готовности детей выполнить учебные задания учителя. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Воспитанники учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью, групповое общение детей со взрослыми не предоставляют самостоятельности ребенка.

Дети подросткового возраста.

Подростки группы риска характеризуются трудностями поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживания своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

  1. информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежные движения и т.д.);

  2. сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе;

  3. принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций;

  4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства).

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает мало оптимистическую картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь сделать первые шаги к изменению себя.

Подростки группы риска имеют следующие особенности:

  1. отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами; своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

  2. проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

  3. эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

  4. среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подростками недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью, порождают внутренний конфликт – один из источников стресса;

  5. «подкрепление» потери ценности образующая для подростков группы риска – те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких ценностей подростки не задумываются;

  6. повышенный уровень тревожности и агрессивности;

  7. искажение направленности интересов – свободное время препровождения в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уход из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.)

Психологи (Л.С. Высотский и др.) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; доминанта усилия – тела подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании, что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.

По данным А.Л. Ликтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, предоставления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Такие «вещевые характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальным потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают лишинизм признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляют 70%. Выхода из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные сидят избавление от него в поиске друга, обретение семьи, достижение компромисса в конфликтных ситуациях, изменений эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, поиграть, пойти погулять и т.д.).

При работе с подростками группы риска следует учитывать, часто свойственное или состояние беспомощности.

Понятие «беспомощность» рассматривается нами как то состояния человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связанно с конкретными ситуациями: невозможность изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками, невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Мысль об изначальном проявлении со стояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию «внутренних опасностей», беспомощности, невозможности противостоять ситуации и в конечном итоге отказу от борьбы.

Изучением беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Королева, В.С. Ротенберг и В.В. Арисовский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков или наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д. проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

  1. как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

  2. как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

  3. как отказ от выполнения деятельности сопровождающийся апатией, депрессией;

  4. как состояние оцепенения, плач и т.д.;

  5. как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения в социальной жизни, реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д.

Переживание состояния беспомощности, но может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. в данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение о будущем: «как я теперь буду жить?», «что мне делать одному в этом мире?», «кому я нужен на земле?».

Старшеклассники.

Дети старшего дошкольного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические особенности:

  1. неумение общаться с людьми вне учреждений, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

  2. нарушение в развитие чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

  3. низкий уровень социального интеллекта, что лишает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

  4. слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

  5. потребительская психологи в отношениях с близким, государству, обществу;

  6. неуверенность в себе низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

  7. несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, и направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желанное, привлекательное;

  8. несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

  9. низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

  10. склонность к аддиктивному поведению – злоупотреблению одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми не от кого, с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 95% случаев это профессионально-техническое училище или техникум. Получая образование в этих учебных заведениях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстников.

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в одной культурной и досуговой среде. Проблемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средне-специальных и профессиональных учреждениях, так как они могут вернуть их в привычное окружение попечительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянное окружение большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где нейти друзей, как проводить свободное время, как организовать сой быт.

Обедненность общения со взрослыми его ограниченность (в основном это сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, мало эмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети группы риска мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших деньг.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имеют карманных денег, то, естественно любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несущественное, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «вы обязаны», «Дайте нам…» и т.д. Получая профессию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки денег они вновь идут в детдом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детдома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой картиной.

Родственники только в начале радуются их возвращению из детдома, родители их не понимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хороши. Они мало, что могут, предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья они могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, проводят время вместе.
1.3. Проблема «группы риска». Дети – беспризорники

К детям группы риска относятся беспризорники. Беспризорники, дети улиц, уличные дети – это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение уличных детей:

Беспризорник или уличный ребенок – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.

Существует три категории беспризорников:

  1. Те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице. Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

  2. Те, кто периодически живет на улице. Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот – разрешения конфликта с воспитателями.

  3. Те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице. Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок – это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна.

Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы оказать помощь, и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии.

Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему все больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.

Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семьи в бедность и лишения. И, прежде всего, эти лишения ложатся на плечи детей. Одной из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством защиты.

Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются значительно хуже.

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т. д. – те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут.

Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи.

Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.

Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в то же время, подозрительностью.

Каждый уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Улица – это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности. Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживленных местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т. д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.

Среднестатистический портрет составлен на основании годового опыта работы уличных работников: это мальчик 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя – алкоголики, не всегда состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных – в теплое время года на улице, в холодное – в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них.

Его внешний вед: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд.

Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков. Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в «места не столь отдаленные», или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окружают их со всех сторон.

Под работой мы понимаем любую форму деятельности, приводящую к добыванию средств к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос мусора из ларьков, воровство, проституция и т. д. Во многих случаях их труд тяжел, опасен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семейный бюджет или родители забирают у них силой.

Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоянии зарабатывать приличные деньги, но тратят они эти деньги чаще всего бездарно. Имея в среднем ежедневный доход 500-1000 рублей, дети все равно ходят полураздетыми и полуголодными. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества (клей, табак, алкоголь, наркотики), сладости.

Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в проституцию.

Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях – благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка.

Мелкие преступления могут также стать прибыльным занятием. Некоторые дети вытаскивают кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из машин, домов мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торговцы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров.

Мытье машин и попрошайничество -эти виды заработка нередко используются на оживленных перекрестках. Дети получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество, иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи, когда ребенка затаскивали в машину и увозили в неизвестном направлении.

Для каждого региона или территории существуют свои характерные особенности зарабатывания денег беспризорниками. Зная их, будет легче находить места концентрации уличных детей, особенности их жизни и т. д.

Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна – целая проблема. В некоторых городах дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной. В других они знают, что это небезопасно, и ищут более подходящие места для сна. У нас в стране основным критерием поиска жилья является наличие отопления. Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс и др. Обычно эти места очень тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют очень сложный доступ (нередко туда может пробраться только ребенок). Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками.

Питаются они нерегулярно тем, что продается в ларьках или остатками еды в местах общественного питания. Свободное от заработков время они чаще всего проводят в кинотеатрах, кафе, если позволяет погода, бесцельно гуляют по улицам.

Чаще всего уличные дети стремятся объединяться в группы по форме заработка или по месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто достаточно аморфны: не имеют четной структуры, явных лидеров, внутри них стихийно возникают различные команды с постоянно меняющимся составом. Внутри группы отношения между детьми достаточно жесткие, если же возникает угроза извне, то они могут достаточно быстро объединиться, чтобы противостоять ей.

Группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании подобных групп по соседству. В то же время они легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна и зависит от погоды (времени года), активности милиции и др. факторов.

Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными проблемами.

Вдыхание паров клея, намазанного внутри пластикового мешка, или различных растворителей приводит к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и испытывать галлюцинации. Клей становится своеобразным атрибутом уличной жизни. Благодаря ему они знакомятся, дружат, впускают в свой круг общения. В то же время психоактивные вещества (ПАВ) пагубно влияют на головной мозг. Дети, длительно употребляющие ПАВ, значительно отстают в умственном развитии, у них плохая память, резкие перепады эмоционального состояния.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставленных без родительского попечения. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и др. исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития бедная эмоциональная сфера и воображения, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждения социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник распределитель, приют временного пребывания, санатории и т.д.)

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в таких учреждениях, должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешние проявления.

Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, которому трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти свободы, изоляции, бессмысленности.

На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзий. Они помогают ему верить в будущее, находить смысл для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д. Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое показывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Ваш ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолеть трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых, и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется на долю инфантильной личностью.
Глава II. Методика и технологии работы с детьми

группы риска

2.1. Основные направления социальной помощи и поддержки

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно Н.Б. Крыловой и получило развитие в работах О.С. Газмана и других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов образовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая» и, наконец, «социально-педагогическая поддержка», которая встречается в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства.

Поскольку слово «поддержка» часто употребляется в сочетании помощь и поддержка», представляется необходимым уточнить соотношение этих терминов. Поддержка означает «оказание помощи», поэтому если помощь - это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть соответственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематике позволяет выделить главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки.

  1. Проблемы психологического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избежание эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.

  2. Личностные проблемы ребенка – подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознании своих ограниченных возможностей в семье, сексуальных проблем, борьбе за личный и социальный статус и т.д.

  3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.

  4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, ввязанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

  5. Помощь при решении личностных проблем. Общения психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках.

  6. Психическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: смерть близких, попытка суицида, изнасилование, измена и потеря любви, работы.

  7. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителя и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

  8. Профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии, нахождении работы по своим возможностям.

  9. Психологическая помощь по преодолению этнических предрассудков, стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев.

  10. Психологическая помощь и поддержка при переживании экстремальных ситуаций: «горячие точки», военные и этнические конфликты, землетрясения, техногенные катастрофы.

Социально-педагогическая и психологическая помощь детей группы риска предлагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное – социализацию личности. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:

  1. Отношения к другому человеку как к самоценности;

  2. Способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

  3. Творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

  4. Возможность самому прогнозировать будущее;

  5. Внутренняя ответственность перед собой, другими людьми прошлым и будущим;

  6. Стремление к обретению смысла жизни.

Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов обеспечивающих ее. Это требует координации помощи детям и подросткам всех ведомств и настроя единой системы социально-педагогической помощи и поддержки. Необходимость создания такой системы определяется требованиями международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, зафиксированных в Конвенции ООН о правах ребенка. Необходимо преодолеть разобщенность социальных, педагогических, психологических, медицинских и правовых мер помощи детям.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи - очень сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенос различных травм (психологические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей - имеет последствия разного вида деприваций. Почувствовать на себе отчужденность общества и равнодушие государства - чрезвычайно трудно. Это требует особых знаний, владение специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.

Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, мы называем социально-педагогической поддержкой детства.
2.2. Работа психолога с детьми группы риска

Развитие психологической службы в системе учреждений, призванных оказывать помощь и поддержку оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нельзя рассматривать в отрыве от развития психологической службы образования в целом. Основные направления, принципы, методы работы психологов в детском доме, школе-интернате, центре неотложной помощи пихолого-медико-педагогическом центре и т. д. в основном совпадают с таковыми в образовательном учреждении. Вместе с тем в содержании деятельности психолога в учреждениях социально- педагогической поддержки есть своя специфика.

Определяется эта специфика, прежде всего:

  1. психологическими особенностями детей, которые попадают в эти учреждения, социальной ситуацией развития, характерной для детей и подростков данного контингента;

  2. необходимостью открытия учреждений нового типа – социально-педагогических;

  3. условиями обучения и воспитания в социально-педагогических учреждениях;

  4. особым, специфическим развитием личности этих детей и подростков;

  5. осложненным поведением детей и подростков.

На современном этапе развития психологической науки требуется более действенная связь теории практикой, помощь науки в решении практических вопросов, стоящих перед системой образования. Это предполагает усилия психологического направления всего образовательного процесса в дошкольном и школьном звене образования, изменения в профессиональной подготовке учителей-предметников, воспитателей. Однако традиционный путь – непосредственное использование психологических рекомендаций в практике педагогических работников зачастую оказывается не эффективным, так как для этого требуется довольно высокий уровень психологической подготовки. Поэтому возникла необходимость введения в образовательных учреждениях новой профессии – практического психолога.

Компетенция практического психолога системы образования позволяет внедрять новейшие достижения детской и педагогической психологии в повседневную практику, своевременно фиксировать изменения в психологическом развитии детей, знать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическому коллективу эффективно строить процесс обучения детей и подростков.

Опыт работы в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психологические.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации