Топоркова О.М. Информатика - файл n1.doc

приобрести
Топоркова О.М. Информатика
скачать (1710.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1711kb.26.08.2012 21:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
О.М. Топоркова
ИНФОРМАТИКА


Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия

для студентов направлений:

552800 и 654600 - Информатика и вычислительная техника








КАЛИНИНГРАД

2010
УДК 681.3.06


Топоркова О.М. Информатика: Учебн. пособ. – Калининград: КГТУ, 2010, 205 с.
Изложены основные понятия информатики, существенные для ее начального изучения: системы счисления и правила выполнения арифметических операций в них, правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, виды кодирования информации, основные структурные элементы современного компьютера и их взаимодействие в процессе функционирования. Рассмотрены виды программного обеспечения и этапы его разработки, а также приведена структура информационного процесса и исследованы его отдельные фазы.

Ил. 74, табл. 34, список литературы - 19 наименований.


РЕЦЕНЗЕНТЫ – Гудков А.Л., доцент кафедры Систем управления и вычислительной техники Калининградского государственного технического университета;

Плешков В.М., доцент, заведующий кафедрой Автоматизированные системы обработки информации и управления Балтийской Государственной академии

©Калининградский государственный технический университет, 2010 г.
Всякая обработка сообщения

может рассматриваться

как его кодирование.

(Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз "Информатика", ч.1)

ВВЕДЕНИЕ


Понятие информатики является относительно новым в лексиконе современного человека. Несмотря на повсеместное употребление, его содержание остается не проясненным до конца в силу своей новизны. Интуитивно ясно, что оно связано с информацией, а также с ее обработкой на компьютерах. Это подтверждается существующей легендой о происхождении данного слова: считается, что оно составлено из двух слов – ИНФОРМАция и автомаТИКА (как средство преобразования информации).

Вследствие широкого распространения компьютеров и информационного бума, который переживает человечество, с азами информатики должен быть знаком всякий грамотный современный человек; вот почему ее преподавание включено в курс средней школы и продолжается в высшей школе.

Данное учебное пособие раскрывает понятие информатики через его основополагающие компоненты – информацию и компьютер.

Пособие состоит из четырех частей. В первой части определяется понятие информатики и информационного общества, рассматривается структура понятия информатики.

Во второй части дается понятие и характерные черты информации, ее классификация, свойства, различные подходы к измерению, качественные характеристики. Вводится понятие сигнала как материального носителя информации, описываются виды и преобразования сигнала. Рассматриваются способы кодирования сигнала, принятые в информатике для решения различных прикладных задач. Поскольку при кодировании сигнала используются различные системы счисления, приводятся те их них, которые применимы в современной информатике, даются правила перевода из одной системы счисления в другую, рассматриваются правила сложения в двоичной системе счисления.

В третьей части рассматривается структура компьютера и поколения ЭВМ; принципы функционирования ЭВМ, заложенные в проекте Принстонской машины, рассматриваются основные элементы структурной схемы компьютера. Дается структура программного обеспечения ЭВМ, этапы его разработки. Описывается эволюция применения компьютеров, и приводятся основные идеи проекта ЭВМ пятого поколения.

В четвертой части описывается взаимодействие информации и компьютера, которое проявляется в информационном процессе, состоящем из фаз обращения информации.

Основной идеей, составляющей содержание указанных частей и определившей выборку материала для изложения, является идея кодирования информации, вынесенная в эпиграф.

В самом деле, в процессе своей информационной деятельности даже безотносительно компьютера человек постоянно занимается кодированием. Так, облекая мысль в слова, он кодирует ее для передачи окружающим. Записывая фразу, он кодирует облеченную в слова мысль, используя ту или иную форму записи, и т.д.

Очевидно, роль кодирования усиливается с привлечением компьютера в процесс обработки информации. Действительно, для общения с компьютером человек должен выработать специальную форму кодирования, т.е. язык, для представления информации, которую должен обработать компьютер. Этот язык должен быть понятен обоим участникам общения, и выступать в роли своеобразного эсперанто, на котором общаются пользователи компьютера, с одной стороны, и компьютер, с другой.

Говоря о пользователях компьютера, следует помнить о том, что существуют два их типа: пользователи-профессионалы, имеющие профессиональную подготовку в области информатики (к их числу со временем будет относиться и наш читатель), и конечные пользователи, использующие компьютер для решения своих прикладных задач. Эти две группы пользователей могут применять разные способы кодирования в процессе работы за компьютером.

Однако таким внешним проявлением не ограничивается роль кодирования. Как будет показано, в процессе обработки информации «внутри» компьютера она приобретает разные формы, преобразуясь из одного кода в другой.

К сожалению, начальная подготовка читателей в области информатики (предполагается, что читатель знаком с основами информатики в рамках курса среднего учебного заведения) обусловила некоторую упрощенность рассмотрения материала, которая, тем не менее, не уводит его от истины и служит основой для более углубленного изучения информатики в последующих дисциплинах.

ЧАСТЬ 1. ИНФОРМАТИКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАТИКА




1.1. Информационное общество



Современное общество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.

Под информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов – документов в различной форме представления.

Целью информатизации является создание информационного общества, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Для решения этой задачи возникают новые направления в научной и практической деятельности членов общества. Так возникла информатика и информационные технологии.

Характерными чертами информационного общества являются:

  1. решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

  2. обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;

  3. главная форма развития общества – информационная экономика;

  4. в основу общества закладывается автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

  5. информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  6. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  7. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

  8. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Помимо перечисленных положительных результатов процесса информатизации общества, возможны и негативные тенденции, сопровождающие этот процесс:

  1. все большее влияние приобретают средства массовой информации;

  2. информационные технологии могут разрушить частную жизнь человека;

  3. существенное значение приобретает проблема качественного отбора достоверной информации;

  4. некоторые люди испытывают сложности адаптации к информационному обществу.

В настоящий момент ближе всех стран к информационному обществу находятся США, Япония, Англия, страны Западной Европы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации