Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика - файл n1.doc

приобрести
Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика
скачать (163.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc969kb.15.07.2008 10:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ

В РАЗВИТИИ

И КОРРЕКЦИОННАЯ

РИТМИКА

Под редакцией Е.А.Медведевой

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов образовательных

учреждений среднего профессионального образования, обучающихся

по специальности 0318 Специальное дошкольное образование

Москва

academa

2002

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология

для педагогических вузов и колледжей.

Руководитель программы — доктор педагогических наук,

профессор Н. М. Назарова

Авторы:

Е.А.Медведева — предисловие, раздел I, главы 1, 2, 3; раздел II, главы 1, 2,

4, 6, 7; раздел III, главы 1, 2; раздел IV, главы 2, 3; раздел V, главы 2, 3, 4;

составитель приложений 1, 2, 3, 4; Л.Н.Комиссарова — раздел II, главы 3, 5;

раздел IV, главы 1, 4; Г.Р.Шашкина — раздел V, глава 1, материал

в приложении 3; О. Л. Сергеева — раздел IV, глава 3

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО В.И.Лубовский; доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

ISBN 5-7695-0970-8

В учебном пособии раскрываются как общие подходы к музыкаль­ному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального вос­питания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.

Книга может быть интересна также воспитателям, музыкальным ру­ководителям, дефектологам, психологам, работающим в системе помо­щи детям с различными проблемами в развитии.

УДК 615.851.827(072) (075.32) ББК74.100.5я723 I

ISBN 5-7695-0970-8

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л., 2002 Издательский центр «Академия», 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Подготовка будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии, требует, чтобы они овладели такими коррекционно-развивающими технологиями, которые бы обес­печивали им возможности воплотить эту идею на практике. Среди подобных психолого-педагогических технологий особое место от­водится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное ис­кусство.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искус­ства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обус­ловлены прежде всего тем, что оно является источником новых по­зитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возмож­ности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важ­нейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

В Государственных образовательных стандартах для педагоги­ческих колледжей по специальности 0318 — «Специальное до­школьное образование» среди предметов специальных дисциплин имеется курс «Методика музыкального воспитания дошкольни­ков с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», пред­ставленный в данном пособии. В педагогических колледжах сту­денты готовятся для работы в специальных дошкольных образова­тельных учреждениях разного профиля: для детей с нарушением развития, зрения, слуха, умственной отсталостью, задержкой психи­ческого развития. В связи с этим в пособии дается материал, пока­зывающий студентам особенности музыкального воспитания детей с разными вариантами нарушений.

Целью данного учебного пособия является подготовка для работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида педагога-воспитателя, знакомого с основами музыкаль­ного воспитания детей, способного активно участвовать в осуще­ствлении музыкально-эстетического воспитания дошкольников с проблемами в развитии на музыкальных занятиях, самостоятель-1 но организовывать музыкально-досуговую, коррекционно-направленную музыкально-игровую и театрализованную деятельность вне занятий в условиях специального дошкольного образовательного учреждения, владеющего необходимым материалом по коррекционной ритмике для использования его в работе с детьми с про­блемами в развитии совместно с дефектологом.

Учебное пособие дает возможность решить конкретные зада­чи, направленные на повышение общей музыкальной культу­ры студентов, расширение их кругозора, развитие у них музы­кальных и педагогических способностей; обеспечение профес­сиональной направленности обучения, формирование у студен­тов умений и навыков в области музыкально-эстетического вос­питания, необходимых в будущей работе с детьми с проблемами в развитии.

Данное пособие является первым в специальном образовании пособием, в котором обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы средствами музыки в специальных образовательных учреждениях с детьми с различными проблема­ми в развитии и освещены вопросы, связанные с лечением и кор­рекцией нарушений средствами музыки. Оно поможет дефектологам, психологам, воспитателям, музыкальным работникам осу­ществлять коррекционную работу с детьми с проблемами в раз­витии средствами артпедагогики и арттерапии, а именно музыкотерапии.

В пособии отражены исследования авторов, а также опублико­ванные материалы ведущих отечественных и зарубежных специа­листов (медиков, психологов, музыкантов, дефектологов), раз­рабатывающих артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии взрослых и детей с проблемами в развитии.

В разделе 1 дается краткий исторический обзор использования музыки и ритмики в лечебных и коррекционно-развивающих це­лях, показана роль отечественных дефектологов, психологов, му­зыкантов в совершенствовании методики музыкального воспита­ния как коррекционной технологии в системе помощи детям с проблемами в развитии. В разделе представлен понятийный аппарат, показывается взаимосвязь методики музыкального воспита­ния с другими областями научного знания.

В разделе II раскрываются теоретические и дидактические ос­новы методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии освещаются принципы, методы, формы и педагоги­ческие технологии музыкального воспитания, а также главные направления коррекционной работы средствами музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях компен­сирующего вида.

{3 разделе III дается представление об организации и проведе­нии психологической коррекции средствами музыки и движений (музыкотерапии, кинезитерапии), осуществляемой психологом в обшей системе помощи ребенку с проблемами в развитии в спе­циальном детском саду.

В разделе IV раскрывается коррекционная направленность ра­боты по музыкальному воспитанию на музыкальных занятиях и вне занятий (игровая музыкальная и театрализованная деятель­ность, художественно-музыкальные, досуговые мероприятия в детское саду и в семье).

В разделе V освещаются направления коррекционной ритми­ки связанные с различными вариантами нарушений (логопеди­ческая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психичес­кого развития, умственной отсталостью).

В приложение включены методические материалы, даны при­мерные конспекты музыкальных занятий, практический матери­ал к играм, упражнениям для занятий по ритмике, организации музыкальной деятельности вне занятий.

В этой же части пособия представлена примерная программа курса для студентов и преподавателей, читающих данную дис­циплину. Содержание программы включает теоретический мате­риал, семинарские занятия, самостоятельную исследовательскую работу студентов, а также практикум, помогающий студентам в подготовке к практике. В каждом разделе программы даны требо­вания к знаниям и умениям студентов. Количество часов в про­грамме может варьироваться в соответствии с учебными планами педагогического колледжа. Приложение завершается списком тем курсовых и выпускных квалификационных работ.

Методический материал ориентирован на детей разного воз­раста, имеющих различные нарушения в развитии. Часть практиче­ского материала разработана на основе научно-эксперименталь­ной работы, проводимой с детьми с разными проблемами в развитии в коррекционных образовательных учреждениях Юго-Восточного и Восточного окружного управления образования г. Москвы: в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ^- 1296 (для детей с нарушением речи, задержкой психического Развития); в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) у- 1883 «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида (Для детей с нарушением речи и задержкой психического развития ДОУ № 2316 (для детей с нарушением зрения); а также ДОУ № 1898 (для детей с нарушением речи и задержкой психического развития).

Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет будущим специалистам осуществлять музыкально-эсте­тическое воспитание дошкольников с проблемами в развитии в условиях специального дошкольного образовательного учрежде­ния компенсирующего вида.

Авторы выражают признательность за поддержку и ценные со­веты доктору психологических наук, профессору, действительно­му члену РАО В.И. Лубовскому; доктору педагогических наук, профессору Н.М.Назаровой (МГГГУ); кандидату педагогических наук Е.З.Яхниной (МПГУ), а также благодарность начальнику отдела по дошкольному воспитанию ЮВОУ г. Москвы Е. В. Оськиной, руководителям специальных образовательных учреждений Е. Ф. Самохиной, Л. С. Марковой, А. Н. Авраменко, Н. И.Лушиной за предоставленную возможность и создание условий для прове­дения экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей с разными проблемами в развитии.

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

И КОРРЕКЦИОННУЮ РИТМИКУ

Глава 1

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармо­нию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компо­ненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, пере­страивает его внутреннее состояние.

В классической Греции музыка воспринималась как триедин­ство «муссических искусств» — поэзии, танца и собственно музы­ки, считавшейся одним из самых могущественных средств, воз­действующих на духовный мир человека.

В античных источниках находится множество свидетельств, го­ворящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Вид­нейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музы­кой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприя­тие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствова­ло процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания оп­ределенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и ре­комендовал слушать флейту для исцеления при смертельных ин­фекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть опи­сание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональ­ное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее со­образной им самим. Платон предлагал при лечении головной боли использовать лечебные травы, применение которых оказывало положительное воздействие при сопровождающем лечение маги-ческого характера.

Идеи Платона, Пифагора о влиянии искусства, в частности музыки, на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия ис­кусства.

Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Ки­тае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные био­логические точки меридианов человеческого тела. Лечение душев­ных и физических расстройств проводилось посредством воздей­ствия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.

Особое место в воздействии на человека в индийской музы­кальной терапии занимало пение. Вокальная музыка была при­знана наивысшим искусством, так как она естественна и создает­ся человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие виб­рации в ментальном плане. Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.

Нидерландский композитор и теоретик XV в. И.Тинкторис в знаменитом первом музыкальном словаре приписывал музыке способность изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души пра­ведными».

В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных рит­мов, мелодий на эмоциональное состояние человека. Устанавлива­лись различные отношения между темпераментом пациента и пред­почтениями им того или иного характера музыки. Однако ранняя теория аффектов недооценивала глубокую рациональность музы­ки, строгую организацию музыкального материала и логику звуко-высказывания. Гениальная мысль немецкого философа Лейбница о тайной математике души, осуществляемой в звуковом потоке, долгое время не получала всестороннего осмысления. Только в гегелев­ской эстетике было обращено внимание на значение логики и оду­хотворенности музыкального содержания. Гегель высказал мысль о том, что музыка сочетает в себе некое единство противоположно­стей, поскольку в ней «царит глубочайшая задушевность и про­никновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность».

Научное осмысление механизма воздействия музыки на орга­низм человека началось с конца XIX — начала XX в.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Догелем, И.М.Сече­новым, И.Р.Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двига­тельную, нервную. Очень важными были выводы о том, что поло­жительные эмоции, полученные от общения с искусством, ока­зывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрица­тельные указывают противоположное действие. Именно эти вы­воды отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.

Вторая половина XX в. связана с выделением музыко­терапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.

Во Франции, Голландии музыкотерапия широко используется в психотерапевтической практике, а также в хирургии. При этом важно учитывать характер и особенности заболевания, физиоло­гического состояния организма человека.

В Швеции применение музыкотерапии основывается на кон­цепции психорезонанса, в которой отмечается, что глубокие слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания.

В США в музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа и достигается путем подве­дения пациента через музыкальное воздействие к осознанию трав­мирующей ситуации, добиваясь катарсистической разрядки.

В Англии, Германии музыкотерапия широко применяется во всех областях медицины, детской и общей психиатрии, педиат­рии, невропатологии.

Особое место среди музыкотерапевтических течений в Европе, используемых в лечебной и коррекционной практике, занимает на­правление, изучающее влияние музыки на детей с различными про­блемами в развитии. Эффективность применения музыки в лечебно-адаптационных целях у детей с различной патологией раскрывает­ся в работах немецких исследователей: у детей, страдающих не­врозами (К. Швабе), ранним детским аутизмом (Р. О. Бензон), орга­ническим поражением головного мозга (Э. Коффер-Ульбрих).

В России во второй половине XX в. музыкотерапия использует­ся в лечебной и коррекционной практике как в разных направле­ниях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в про-филактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Грине­вой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н.Д.Масловой, С. Ма-муловой, И.М.Гриневой, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова и др.

Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздей­ствия.

Известные музыканты, педагоги, общественные деятели все­гда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли осо­бую роль музыки.

Д. Б. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, которое производит му­зыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя.

Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка — это «и ис­кусство, и наука, и язык, и игра»1, говорит о многогранности музыкального искусства.

Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как физиология, психология и социология. При этом он подчер­кивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон со­циализации личности.

Музыка, представляя собой, по выражению В.Д.Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональ­ный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недоста­точно дифференцирован2. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И.Сакулина, Н.А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т.С.Комарова и др. утверждают, что процесс вос­приятия искусства детьми представляет сложную психическую де-1 ятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные мо­менты. Художественная деятельность детей обеспечивает их худо­жественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств.

Особое место музыка и движения занимают в развитии и кор­рекции отклонений в развитии детей с различными проблемами.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные ученые (Л.С.Выготский, В.П.Ка­щенко, А. И.Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в раз­витии детей. Л. С. Выготский отмечал особое значение художествен­ной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с отклонениями в раз­витии.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период ста­новления отечественной дефектологии. В это время в систему му­зыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмиче­ское направление, разработанное швейцарским педагогом, музы­кантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обус­ловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспи­тания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластиче­скую выразительность движений. При этом стержнем музыкаль­но-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н.А.Александрова расширила область применения рит­мики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, ди­рижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специаль­ностям явилось первым шагом к использованию ритмики в раз­личных областях человеческой деятельности, в том числе к выделе­нию целого направления — лечебной ритмики. При этом Н.А.Алек­сандрова подчеркивала значение дифференцированного исполь­зования ритмики в зависимости от возраста и характера нарушения, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музы­кально-педагогические функции, а ее применение для работы с Детьми с проблемами (с нарушениями речи, слуха, зрения, за­держкой психического развития, умственной отсталостью) опре­деляет еще и коррекционные задачи.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения Нервнобольных были предприняты профессором В. А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритми­ки для детей и взрослых. На практике эта система была реализована Ритмистом В. А. Гринер. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. ле­чебная ритмика начинает использоваться в логопедических уч­реждениях, закладываются основы целого направления реабили­тационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, — ло­гопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с деть­ми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н.А.Власова, В.А.Гиляровский); глухими и слобослышащими (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, 3. Е. Пунина, Л.Я.Брозело, И.Н.Мусатов, А.М.Кыштымова, Н.П.Збруева); имеющими афазию (Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер); заикающи­мися (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова). Авторы под­черкивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возмож­ность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфе­ре—в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указыва­лось, что такие занятия являются и психотерапевтическим мето­дом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сфе­ры.

В 1920-е гг. в содержание коррекционной работы первых дет­ских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкаль­ные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию дви­жений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собран­ности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произ­ношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, спо­собствовали организованности детского коллектива.

В 1950 — 1970-е гг. в работах Е. Ф. Шершеневой, Е. Ф. Pay отме­чается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный ма­териал для детей 2 — 3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возраст­ные особенности и нервно-психическое состояние детей.

В этот же период разрабатывались содержание и методика му­зыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (Е.Ф.Pay, С.В.Чешева, Е.Ф.Шершенева, Г.И.Яшун-ская и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты дела­лись на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с му­зыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась ме­тодика организации и проведения праздников в специальных дет­ских садах (И.Н.Мусатов, Е.Ф.Pay, E.Ф.Шершенева и др.).

Изучение влияния музыки и движения на детей с проблема­ми, проводимое в 1960— 1980-е гг. такими исследователями, как

12

т- д.Волкова, В.А.Эркман, В.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак, ц'.А.Тугова, В.И.Селиверстов, Г.Р.Шашкина, А.В.Кручинин, О.С. Стерник, О. П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной мето­дики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями раз­вития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умствен­ной отсталостью.

В 1960-е гг. польский логоритмист Аурелия Розенталь предпри­няла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работ}'. Программа А. Розенталь включает ритмические упражне­ния Ж.Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют по­явлению аритмии в процессе речевого развития заикающихся, а при ее возникновении — нивелируют ее, с другой — удовлетво­ряют потребность живого организма в движении, а положитель­ный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Методика музыкального воспитания глухих детей, разработан­ная в 1970—1980-х гг. Г.И.Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обу­чала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать му­зыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентировки в про­странстве, согласованности движений с музыкой.

Исследования возможностей развития музыкального воспри­ятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирования у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтона-ционной структуры речи проводились Л.В.Глубоковой, Г. В.Ко-ротковой, Н. И. Сладковой, Н.А.Тутовой, А. С. Кагарлицкой и др. В этот период Г. В. Коротковой были разработаны государствен­ные программы музыкального воспитания глухих и слабослыша­щих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной музыкального раз­вития детей с умственной отсталостью показали, что музыкаль­ное воспитание является одним из важнейших путей коррекцион-ного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития умственно отсталых дошколь­ников проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в «Музыкально-ритмических движениях.

Современные исследования в специальной психоло­гии и педагогике объективно подтверждают положительное влия­ние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эф­фективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания, мото­рики у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З.Яхниной.

Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у умственно отсталых де­тей и дошкольников с задержкой психического развития сред­ствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е.А. Медведевой.

Значение, содержание и специфика использования музыкаль­но-ритмических движений при обучении дошкольников с нару­шением зрения отражаются в программах и методических пособи­ях Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина.

Области научного обоснования возможностей развития и кор­рекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Поло­жительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные измене­ния в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е. А. Мед­ведевой. Особое значение в данном виде художественной деятель­ности играет музыка, оживляющая театральное действие, напол­няющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.

Коррекционные возможности музыкального искусства в раз­личных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной дея­тельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музы­кальной культуры и осуществления коррекции отклонений в по­знавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, со­здает условия для социальной адаптации.

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной лич­ности ребенка с проблемами в развитии и включения его в куль­турно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внут­ренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального вос­питания из ряда артпедагогических методик.

Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и техно­логию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспи­тания имеет коррекционную направленность в решении образо­вательных, воспитательных задач.

Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеоб­разный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта на­рушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умствен­ной отсталостью).

Основными целями коррекционной ритмики являются про­филактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в раз­витии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкрет­ные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в раз­витии ребенка.

Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (ху­дожественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употреб­ляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, приня­той дефектологии.

Коррекция — система психолого-педагогических мер, направ­ленных на исправление, сглаживание недостатков психофизиче­ского развития ребенка.

Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразви-1-ия функций человека.

Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значе­нии) — восстановление функций, включение ребенка с проблежизни.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ре­бенка используются полностью в том случае, если решаются кор-рекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обус­ловливает применение арттерапевтических техник и терминоло­гии, связанной с ними.

Арттерапия (по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медици­ны, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных ви­дов искусства в своеобразной символической форме и позволяю­щих с помощью стимулирования художественно-творческих (кре­ативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психо­соматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептив­ное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние му­зыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррек­ционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечиваю­щий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровитель­ную функцию.

Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.

Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, уси­ливающий общую реактивность организма, повышающий его ус­тойчивость, способствующий разрушению патологических дина­мических стереотипов, возникающих во время болезни, и созда­ющий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психо­эмоционального напряжения.

Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодухов­ном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.

Круг терминов методики музыкального воспитания достаточ­но широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее поня­тийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педа­гогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отра­жающих коррекционную направленность помощи детям с про­блемами средствами движений, музыки и слова.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного зна­ния (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направденного процесса художественного развития детей с недостатками разви­тия и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (му­зыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрали­зованно - игровую)

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной де­ятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с уче­том их возрастных особенностей.

Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной дея­тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Предметом методики музыкального развития являются тео­рия и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, усло­вий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкаль­но-терапевтический процесс использования музыкального искус­ства в работе с детьми данной категории.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с про­блемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные за­дачи воспитания и обучения, коррекции откло­нений в развитии детей данной категории.

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художествен­ную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами му­зыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечи­вать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на му­зыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впе­чатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вку­са, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отноше­ние к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспе­чить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эсте­тических, коммуникативно-рефлексивных основ личности сред­ствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-твор­ческие проявления, способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации