Курсовая работа - Государственное регулирование экономики - файл n1.doc

Курсовая работа - Государственное регулирование экономики
скачать (100.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc296kb.13.09.2010 23:36скачать

n1.doc





Содержание

Введение 3

1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5

1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики 5

1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9

1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики 12

1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 17

2. Основные теории государственного регулирования экономики 22

2.1. Кейнсианская экономическая политика 22

2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 27

3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их

решения 34

3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 34

3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 37

Заключение 46

Список использованных источников 49

Приложение 51

Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что регулирование экономики является важнейшей функцией госу­дарства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обес­печивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфра­структуру, контролирует базовые параметры денежного обра­щения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелатель­ных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если по­лагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптималь­ности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиат­ской частями страны, возникнет автаркия. Без государствен­ного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокра­щается из-за удорожания социальная инфраструктура, движе­ние к цивилизованным формам жизни осуществляется стихий­но с издержками и потерями.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Объект исследования – государственное регулирование экономики.

Предмет исследования – формы государственного регулирования экономики.

Целью курсовой работы является выявление проблем государственного регулирования экономики и путей их решения.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;

- определить основные направления государственного регулирования экономики;

- дать характеристику форм и средств государственного регулирования экономики;

- изучить основные теории государственного регулирования экономики: кейнсианскую экономическую политику и неоконсервативную модель государственного регулирования экономики;

- выявить проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения

При написании курсовой работы использовались материалы учебников, монографий, статьи периодической печати.

1. Основные аспекты государственного регулирования экономики
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования [8, c.25].

Таким образом, имея важное значение для экономического и социального развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению[7, c.9].

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся [12, c.29]:

создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

деятельность в сфере распределения доходов;

организация денежного обращения;

поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д.

Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.

Основными инструментами государственного регулирования экономики являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.

Административные средства регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабозащищенных слоев населения и т.п.

Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [20, c.58].

Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

1.2. Основные направления государственного регулирования экономики
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда дан­ным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологи­ческого развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда под­держивает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабиль­ность, защита неимущих и т. д. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обес­печением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции [9, c.22].

Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъ­юнктуры.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохране­ние, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет сти­мулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплатель­щиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет вы­равнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных го­сударствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональ­ные регулирующие тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономиче­ским факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способ­ных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресур­сов, рабочей силы, капитала, предпринимательства [7, c.32].

Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Во-вторых, новым является использование различных инструментов и, прежде всего контрактной системы - совокупности разных форм в организации сис­темы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных про­грамм. Так, во Франции накоплен опыт «плановых контрактов», «контрактов о ценах», регулирования деятельности государственных акционерных предприя­тий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на на­учно-технические, социальные, военные цели.

В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению воз­можностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нацио­нальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где част­ные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, существенно значимой функцией государственного регулирова­ния становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышлен­ной политики через систему планово-прогнозных институционных структур (Фран­ция, Япония, КНР).

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проекти­рует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство ма­нипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, рег­ламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.

В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, заня­тость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим пре­следуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности раз­личных групп населения.

В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся усло­виям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В запад­ной экономической литературе используется для характеристики этого процесса термин policy diversiby. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирова­ние означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование до­полняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макро­уровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Ха­рактерно, что субъектами государственного регулирования становятся регио­нальные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различ­ных рычагов косвенного воздействия государства [10, c.33].

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномер­ности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напря­женность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование эко­номического потенциала территории.
1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики
Прежде всего, важно различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными пред­приятиями и косвенное вмешательство с помощью различ­ных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по сво­им масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собствен­ником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и разви­вать отношения между всеми элементами рыночной сис­темы [9, c.23].

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмеша­тельства меры экономической политики могут быть на­правлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государст­венными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и со­вершенствования кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централи­зованной экономике существенно различается.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объ­ектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергети­ческой системы), заповедники, национальные музеи, при­родные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безо­пасность, выполняющие другие общегосударственные фун­кции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установ­ления тех или иных объектов налогообложения, назначе­ния и дифференциации налоговых ставок, введения нало­говых льгот, освобождения от налогов. В том же направле­нии воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налого­вое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание нало­гов есть главный источник доходов государственного бюд­жета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздей­ствии государства на денежное обращение и объем денеж­ной массы. Государство через Центральный Банк способ­но регулировать эмиссию и общую денежную массу, уста­навливать предельные ставки банковского ссудного про­цента и влиять на них через учетную ставку, норму резер­вирования и другие нормативы, устанавливаемые цент­ральным банком, предоставлять льготные займы, выпус­кать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулиро­вание способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические про­цессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что го­сударственные органы обладают возможностью распреде­лять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отрас­лям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньшие. Кроме того, государство обладает возможнос­тью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное ре­гулирование затрагивает и установление предельно допу­стимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной эконо­мики заключается в том, что государство может устанав­ливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В ус­ловиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства на­правлено на обеспечение социальной справедливости, под­держку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддер­жание уровня условий жизни, достойных человека.

Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создаю­щие возможность пенсионного обеспечения, помощи ин­валидам, детям, другим нуждающимся в содействии груп­пам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это - одна из самых тяжелых и слож­ных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности, да и не призвано со­здать социально желаемые условия жизни для всех лю­дей. Оно способно лишь посредством социальной поддерж­ки, системы трансфертов, ограниченного перераспределе­ния национального дохода стремиться не допускать ост­рого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые ли­шены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством госу­дарственного законодательства о труде и занятости. Та­кое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработ­ную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановле­ния окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а так­же предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государ­ственные органы устанавливают нормы выделения пред­приятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование на­правлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области ес­тественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против моно­полистов, предотвращает создание условий, способствую­щих развитию монополизма. В России введен специаль­ный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государствен­ного воздействия на структуру экспорта и импорта, про­цессы внешней торговли, контроль за товарными потока­ми, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономиче­ских интересов страны, повышения эффективности внеш­неэкономических связей, обеспечения экономической бе­зопасности.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение [7, c.35].

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ
Проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах юридической и экономической печати.

В нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности - все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации.

К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное регулирование экономики в РФ относятся:

- Гражданский Кодекс РФ,

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства.

- Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

- В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - регулирует отношения, связанные с деятельностью естественных монополий.

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

- Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

- Закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", - закрепляют особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд.

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. "О валютном регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации,

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги.

- Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Необходимо признать, что как раз определение направлений государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику и является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Системное решение поставленных в Концепции задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.


2. Основные теории государственного регулирования экономики
2.1. Кейнсианская экономическая политика
Из всех экономических теорий XX в. наибольший вклад в экономику США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946, Англия). Это один из наиболее известных и видных экономистов за всю историю человечества. По его теории экономика Западных стран и особенно США прожила почти 45 лет.

Главная работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством.

Основные связи в теории Дж. М. Кейнса можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1

Основные связи в теории Дж. М. Кейнса

  Независимые переменные

Зависимые переменные

Склонность к потреблению

 

Предпочтение ликвидности

Предельная эффективность капитала



Побуждение к

 
Национальный доход и соответствующий

Количество денег (предложение денег)

Процентная ставка

инвестированию

ему уровень занятости

 

Из этой таблицы следует, что при «неадекватных» значениях предельной эффективности капитала, процентной ставки и предпочтения ликвидности эффективный спрос может привести к неполной занятости. Следовательно, необходимо проведение продуманной макроэкономической политики правительства.

Таким образом, кейнсианское направление в экономической теории, в отличие от классического, полагающего, что предложение формирует доходы и тем самым создает спрос, исходит из того, что мотором экономического развития является совокупный спрос, именно он определяет совокупное предложение. Оно производно от совокупного спроса и ориентируется на ожидаемый совокупный спрос.

Кейнсианская трактовка общего макроэкономического равновесия представлена на рис.1. График, иллюстрирующий равновесие экономической системы как точки пересечения планируемых совокупных расходов и дохода (ВНП), получил название "кейнсианский крест".


Рис. 1. "Кейнсианский крест"

Кейнсианский крест показывает, как планируемые потребительские, инвестиционные расходы, государственные закупки и чистый экспорт влияют на объем производства. Экономическая система находится в равновесии только тогда, когда планируемые совокупные расходы равны доходу (ВНП).

Как показано Дж.М. Кейнсом, рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики (надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль - достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в [16, c.241].

Методы государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании совокупного спроса. Государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на потребительские расходы.

На практике это проявлялось и может проявляться в осуществлении государственных инвестиций и закупок, проведении общественных работ (строительство дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др. крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом фоне значительно увеличивается государственная собственность и государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения национализации объектов и государственных инвестиций. Стимулирующая фискальная политика в чистом виде (т.е. финансируемая не путем денежной эмиссии, а посредством займов) не устраивала Дж.М.Кейнса, поскольку могла привести к повышенным ставкам процентам, неблагоприятным для экономики. Характер подобного вмешательства свидетельствует о значимости фискальной политики в регулировании, которая проявляется также в широком использовании мер налогового воздействия. Налоги, во-первых, существенно возрастают, так как увеличиваются расходы бюджета, и становятся способом антициклического регулирования: повышаются на фазе подъема и снижаются при спаде. В рамках кейнсианского подхода используются также методы дефицитного финансирования и связанного с ним инфляционного стимулирования экономики.

Денежно-кредитная политика в этой модели занимает более скромное положение, поскольку у нее очень сложный передаточный механизм. Тем не менее, признавалась значимость манипулирования процентными ставками и другими инструментами для достижения некоторых целей, прежде всего для регулирования экономического цикла.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

Кейнсианские подходы к роли государства в экономике неизбежно сопровождаются усилением административных мер экономического воздействия - увеличилась степень правовой регламентации экономических отношений, прежде всего в сфере использования труда, ценового регулирования, антимонопольной политики. Значительное распространение в рассматриваемой модели получило использование методов планирования и программирования экономики.

Использование кейнсианских концепций государственного регулирования экономики, как показала долгая практика их применения, действительно обеспечили в большинстве случаев достижение поставленных целей. Либерально-реформистская модель долгое время не имела альтернативы и использовалась во всех странах с рыночной экономикой. Но по мере решения исходных проблем макроэкономическая ситуация изменилась, стали накапливаться неблагоприятные последствия присутствия государства в экономике. Существенно вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы государственных предприятий. Растущий дефицит государственного бюджета, вызванный экспансионистской политикой правительства, увеличение государственного долга привели в итоге к серьезным финансовым проблемам и проявились в резком возрастании темпов инфляции - она вышла из-под контроля и начала свое разрушительное действие на хозяйственную систему. Манипулирование налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, вызывало утечку капиталов за рубеж. Широко распространенные методы прямого регулирования и администрирования сковывали бизнес, снижали стимулы предпринимательской деятельности. Высокая степень социальной защищенности снижала стимулы к трудовой деятельности. Экономический рост прекратился. Возникла стагфляция [15, c.4].

В результате в 70-х гг. кейнсианская модель вошла в кризисное состояние, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения. Этот кризис был связан также с появлением новых важных факторов экономического развития: страны стояли перед необходимостью осуществления глубоких структурных преобразований экономики, связанных с овладением достижениями НТР, переходом к постиндустриальным вариантам развития; необходимо было также учесть растущую интернационализацию экономики, повышение ее роли в социально-экономическом прогрессе общества. Кейнсианство не смогло найти адекватных ответов на изменившуюся ситуацию. С неизбежностью встал вопрос о смене моделей экономического развития. Он не мог не быть связан с новыми подходами к роли государства в экономике: большинство проблем 70-х гг. так или иначе ассоциировались с "прогосударственной" экономической политикой в рамках кейнсианства. Произошел переход к новой неоконсервативной модели государственного регулирования, подготовленной альтернативной школой экономической мысли, долгое время наблюдавшей за развитием реформистских тенденций в экономике и дававшей критическую оценку используемых в рамках кейнсианства подходов.
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики
В 70-80-е гг. в мире произошло усиление влияния неоконсерватизма на экономическую политику многих стран. Сейчас уже трудно найти правительство, чья экономическая стратегия строилась бы в отрыве от рекомендаций неоконсерваторов, а в США они стали «сердцевиной» эксперимента администрации Рейгана в области экономической политики.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции нового неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм (еще с 60-х гг.), а особенно теория «экономики предложения» и теория рациональных ожиданий. Новые неоклассики (Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро и др.) сохранили веру в эффективность и справедливость рыночного механизма и допускают государственное регулирование отстаиваемой ими модели свободной рыночной экономики в весьма ограниченных пределах. Они рассматривают мир состоящим из индивидуумов, поступающих рационально, исходя из своих личных интересов в условиях рынков, быстро приспосабливающихся к изменяющимся условиям. При этом правительство, с их точки зрения, вероятнее всего только ухудшит ситуацию, если станет активно вмешиваться в экономику [9, c.25].

Теория экономики предложения


Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут. Однако в 50-х и 60-х гг. на основе эмпирических исследований экономисты подтвердили существование новой зависимости, которая стала известна как кривая Филлипса: между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь.

Кривая Филлипса показывает существование устойчивой связи между уровнем безработицы и уровнем инфляции. Поскольку связь между этими показателями обратно пропорциональна, предположительно должна быть и альтернативная взаимосвязь безработицы и инфляции.

Если кривая Филлипса остается зафиксированной в том положении, которое показано на рисунке 2, перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма - что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальнаяполитика? Традиционные меры денежной и фискальной политики ограничивались только лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда и систему господства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. В частности, манипулированиесовокупным спросом посредством денежных и фискальных мер имело в качестве результата просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса.



Рис. 2. Кривая Филипса

Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.

И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объема производства. Политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы - уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса. При существовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривой Филлипса, невозможно достижение «полной занятости без инфляции».

Одним из факторов экономического роста сторонники кон­цепции «экономики предложения» считают понижение на­логовых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 80-х годов, которая была направлена на стимулирование эко­номической активности в стране.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, сни­жает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отраже­нием которого служит «Кривая Лаффера».

Кривая Лаффера показывает зависимость получае­мых государством сумм подоходного налога от ставок нало­га.

По вертикальной оси откладываются величины налого­вых поступлений ®, по горизонтальной — значения ставок подоходного налога ®.

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступ­лении. При r = 100 % общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличе­нию дохода.



Рис. 3.Кривая Лаффера

В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налого­вые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Rb < Rа).

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государст­ва, но это сокращение будет носить кратковременный харак­тер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

И хотя бесспорным является тот факт, что изменение на­логовых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические по­строения Лаффера оказались ошибочными: не увеличилась доля сбережений и предложение труда. В 1983 г. в США де­фицит бюджета составил $ 200 млрд.

Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить на левой или правой стороне кривой находится  экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влия­ние множество факторов помимо налоговых ставок.

Таким образом, можно сказать, что эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов.

Фактором возрождения неоклассических теорий явилось то обстоятельство, что к концу 70-х г.г. кейнсианское регулирование экономики через формирование эффективного спроса показало свои недостатки: проявились бюджетный дефицит, инфляция, стагфляция, бюрократизация и т.п. На смену такому регулированию пришло воздействие на предложение факторов производства - через сокращение налоговых ставок и проведение ограничительной денежной политики. При этом используются:

а) воссоздание классического механизма накопления, его опора не на государственные, а на собственные и заемные средства частных предпринимателей;

б) возрождение рыночного механизма, свободы предпринимательства.

Решение первой из этих задач предполагает как раз сокращение налогов, использование льготной амортизационной политики, а также остановку инфляции (которая затрудняет использование заемных средств для накопления, удорожает кредит). Предоставление широких налоговых льгот, сокращение подоходного налога и налога на прибыль корпораций означают повышение располагаемого дохода домохозяйств и деловых предприятий, что влечет за собой рост их склонности к сбережению. А это приводит к снижению ставки процента за кредит и к соответствующему расширению частных инвестиций.

Проведение же льготной амортизационной политики означает повышение доли чистой (не облагаемой налогами) прибыли. В совокупности эти меры приводят к росту производительности труда, сокращению издержек на единицу продукции, что становится фактором торможения инфляционного роста цен.

Поскольку снижение ставок налогов, применение различных налоговых льгот в краткосрочном аспекте приводят к увеличению дефицита государственного бюджета (а значит, осложняют борьбу с инфляцией), то вполне логичен следующий шаг неоконсерваторов - существенное сокращение государственных расходов, в том числе и на социальные программы (пособия по безработице, медицинскую помощь, общественный транспорт и т.п.). Это на начальном этапе приводит к снижению уровня жизни основной массы населения. Для решения бюджетных проблем используется и широкая приватизация государственной собственности - и в контексте расширения рыночных отношений, подъема эффективности производства.

Так, в Великобритании приватизировано все и вся, даже то, что в Америке находится в общественном секторе: здесь выдвигалась даже идея приватизации тюрем и перевозки преступников. Проводится, наконец, политика дерегулирования как условие свободы предпринимательства – отмена ограничений по ценам и заработной плате, по тарифам в транспортных отраслях и т.п. Так, М. Фридмен в книге «Капитализм и свобода» перечисляет сферы, из которых, по его мнению, необходимо исключить государство. Им предусматриваются отказ от поддержания цен на сельхозпродукты, отмена экспортно-импортных квот и тарифов, правительственного контроля над объемом производства и величиной квартплаты, минимальных пределов заработной платы и максимальных пределов цен, обязательного страхования для обеспечения пенсий по старости, лицензирования любых видов трудовой деятельности, прекращение государственного жилищного строительства и т.п [16, c.362].

Развивая концепцию фиаско государства, неоконсерваторы многие «сбои» развитии рыночной экономики связывают именно с его чрезмерной интервенцией в экономику. Государственное вмешательство рассматривается ими в качестве главной причины экономической неэффективности, падения производительности труда, снижения нормы производственного накопления, инфляции и даже роста безработицы. Так, американский экономист Э. Денисон, анализируя причины падения темпов роста производительности труда в США, из 17 факторов треть связывал с ростом государственного регулирования бизнеса и отвлечением ресурсов через высокие налоги на непроизводительные цели.

Монетаристы разделяют экономику на реальный и денежный секторы. В реальном секторе (производство и продажа товаров и услуг) должны действовать исключительно рыночные силы. А вот денежный сектор – сфера деятельности государства, задачей которого является снабжение товарных рынков необходимым количеством денег.

Неоклассики определили критерий целесообразности государственного вмешательства в функционирование рынка. Любое такое вмешательство связано с определенными затратами:

а) с административными издержками по осуществлению регулирования;

б) с побочными эффектами такого регулирования. Свободный рынок - устойчивое, саморегулирующееся образование. Любое государственное мероприятие изменяет условия взаимодействия всех агентов (покупателей и продавцов, производителей и потребителей), оказывая влияние на принимаемые ими решения. В результате складываются новые равновесная цена, объем производства, набор производимых продуктов. В конечном счете изменяется само распределение ресурсов, которое вполне может быть менее эффективным по сравнению с первоначальным. Целесообразность государственной интервенции может быть обоснована при сравнении обоих этих видов издержек с выигрышем в эффективности от устранения «провалов рынка».

Использование данного критерия приводит к строгому ограничению государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в отличие от классической школы неоклассики не отрицают значение государственного регулирования, но при этом ведется поиск его наилучшего соотношения с механизмом рыночного саморегулирования.
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Виды государственного регулирования:

1. Нормативно-законодательная деятельность

В условиях кризиса особое значение приобретает государствен­ное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справед­ливости рынка, в получении потребителями необходимой и досто­верной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электро­бытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, поли­тики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологи­ческих правил.

2. Финансовое регулирование.

Это управление совокупностью де­нежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, пред­приятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, кото­рая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной мере реализует, и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономичес­кий рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

3. Ценовая политика

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господст­вующим в стране ресурсоемким технологиям. Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высо­кие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаро­производителей, сколько разросшейся сферой посредников и непо­мерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы.

4. Промышленная политика

Преодоление кризисного состояния требует созда­ния материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни­какой другой институт не в состоянии добиться необходимой опти­мизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырь­евой направленности экспорта.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

5. Социальная политика

Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в госу­дарственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государст­венный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда по­требность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво­ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея­тельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель со­циального страхования - предохранить каждого человека от вне­запного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возмож­ность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производ­ства общественных благ и, с другой, - обеспечения широкого до­ступа населения к услугам здравоохранения.

В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыноч­ных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.


3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России. Тем более, неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства.

Для того чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем [6, c.3].

В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение опыта государственного вмешательства в рыночную экономику в развитых странах и возможностей использования этого опыта в российских условиях, в частности, в сфере инвестиционной деятельности.

Как было сказано в первой главе работы, к «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Западные эксперты рассматривают косвенное экономическое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер считает, что правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции и спроса на продукцию высокого качества [6, c.5].

Опыт развитых стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств [20, c.61].

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.

Двигаясь к достижению глобальных целей, страны проходят разные пути и выбрать из них наименее болезненный для общества, позволяющий быстрее достигать намеченных целей, – важнейшая задача. Для этого необходимо достаточно обоснованное представление о видах государственной деятельности, регуляторах, с помощью которых она может эффективно реализовываться.

П. Самуэльсон [21, том 1, с.155] выделяет четыре вида государственной деятельности:

1. Прямой контроль.

2. Общественное потребление.

3. Государственное производство.

4. Социальное обеспечение.

Их реализация должна опираться на три группы регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на ход экономического развития:

косвенные регуляторы (налоги, проценты за кредит, нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.);

бюджетные ассигнования;

регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты).

Из этого подхода не совсем понятно, какая роль отводится другим регуляторам, о которых было сказано выше.

Позиция, излагаемая в некоторых литературных источниках, предполагает, что в системе государственного регулирующего воздействия на экономику должны органично сочетаться [6, c.7]:

прогнозирование социальных, научно-технических, экологических, производственных, внешнеэкономических процессов;

макропланирование;

программирование (разработка комплексных целевых программ). При том, что можно согласиться с этой позицией, однако, остается неясной роль и назначение макропланирования в рыночных условиях.

В ряде стран с рыночной экономикой, например, – в Японии, в течение всего послевоенного периода составлялись общенациональные планы экономического развития, которые, по мнению некоторых японских экономистов, носили формальный характер и мало влияли на реальные процессы в экономике. Однако, такие планы играют свою конструктивную роль. Не сковывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их плановые подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать размеры инвестиций. В процесс составления плана вовлекаются широкие круги общественности, которая, таким образом, участвует в выработке общенациональной экономической политики. Наконец, планы экономического развития оказывают определенное сдерживающее воздействие на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок (хотя они ни для кого не являются обязательными).

Во Франции, напротив, права государства на вмешательство в экономику весьма широки. Так, еще 3 января 1946 г. Де Голь подписал декрет о создании Генерального комиссариата по планированию, и с этой даты принято вести историю французского планирования, получившего наименование индикативного. Первый план был реализован в 1947-1953 гг. и получил название "План модернизации и оборудования" ("План Монне") [10, c.34].

Роль государственного индикативного планирования в организации процессов экономического развития в сочетании с общим весьма заметным уровнем государственного регулирования является характерной особенностью Франции по сравнению с другими европейскими странами.

Важнейшее значение в системе регулирования во Франции имеют методы воздействия государства на производство не только в национализированном секторе, но и рыночном. Ведущую роль здесь играет система государственного заказа, которая во Франции именуется также системой государственных рынков.

В современном виде система государственного заказа во Франции сложилась к середине 60-х годов. Декретом премьер-министра от 17 июля 1964 г. введен в действие "Кодекс государственных рынков", который с некоторыми изменениями и дополнениями продолжает оставаться основой законодательства в этой сфере до настоящего времени.

Понятие государственного рынка означает контракт, заключаемый центральными или местными государственными органами с исполнителем работ, поставщиком товаров или услуг. В зависимости от различных условий контракт госзаказа может заключаться через торги, через запрос предложений или через переговоры. Это наиболее открытая форма, где в качестве критерия выбора поставщика выступает минимум цены. Проведение торгов включает в обязательном порядке: публикацию об их открытии и выборе подрядчика, заключение контракта при наличии хотя бы одной заявки, удовлетворяющей условиям торгов, заключение контракта с подрядчиком, запросившим наименьшую плату. Максимально допустимая цена назначается заранее, но не объявляется. Претенденты должны прислать свои заявки, не зная этой цены. Затем заявки вскрываются все одновременно в момент проведения торгов и определяется подрядчик.

Для проектов повышенной сложности или важности, решение по которым может требовать не только минимизации рыночной стоимости работ, но и более внимательного учета технологических и других условий реализации, могут быть запрошены дополнительные обоснования предложений каждого претендента на получение подряда. Процедура передачи подряда по госзаказу через запрос предложений начинается с публикации объявления о содержании заказа. Специальная комиссия вскрывает конверты с заявками также одновременно, в назначенный день, но в отсутствие претендентов и выбирает из них содержащие наиболее интересные предложения с точки зрения цены, технического уровня, профессиональных и финансовых гарантий кандидата.

Наконец, "переговорный" контракт отличается тем, что государственный представитель, ответственный за данный заказ, выполняет выбор подрядчика лично на основе неформализованных переговоров с потенциальными кандидатами. Такой подход может быть применен только в случаях, оговоренных законом: при проведении опытно-экспериментальных или исследовательских работ, при отсутствии подрядчиков в результате двух первых процедур, в случае высокой срочности заказа или его секретности, а также при некоторых других условиях.

Важная роль в реализации контракта после его подписания отводится возможности субподряда. При этом генеральный подрядчик несет полную ответственность перед государством и, кроме того, для заключения договора с субподрядчиком должен иметь соответствующее разрешение заказчика.

Главным куратором функционирования системы госзаказа во Франции выступает специальная правительственная организация – генеральная комиссия рынков. Это межминистерский орган, существующий при министре экономики, финансов и бюджета. Главной задачей комиссии являются активизация, координация и контроль за выполнением госзаказа.

Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики [6, c.8].

Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Таким образом, в целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях переходного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр.

Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

Учет в экономической политике переходного периода объективных принципов государственного регулирования позволит создать условия для наиболее эффективного и безболезненного развития рыночных отношений в российском обществе, ибо эти принципы в своей совокупности являются концентрированным выражением мирового положительного опыта формирования развитой рыночной инфраструктуры. Дальнейшее изучение и анализ происходящих в России событий позволит уточнить и развить исходные условия и принципы оптимальной стратегии построения развитой рыночной экономики, ибо ясно, что проводимая в настоящее время политика не способствует повышению эффективности общественного производства и росту среднего уровня жизни жителей России, а лишь приводит к обогащению относительно небольшой группы населения. В этой связи политику в корне следует менять – приоритетом должно стать развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве.


Заключение
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыноч­ному механизму. В целом государство реализует политические и социально-экономические прин­ципы сообщества граждан.

Государственное регулирование экономи­ки - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воз­действия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения рав­новесного роста общей экономической системы.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономи­ки - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воз­действия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения рав­новесного роста общей экономической системы.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея о необходимости государства в рыночную экономику для достижения "полной занятости без инфляции" утвердилась в общественном сознании и государственной экономической политике в послевоенный период.

Неоклассики определили критерий целесообразности государственного вмешательства в функционирование рынка. Любое такое вмешательство связано с определенными затратами:

а) с административными издержками по осуществлению регулирования;

б) с побочными эффектами такого регулирования.

Использование данного критерия приводит к строгому ограничению государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в отличие от классической школы неоклассики не отрицают значение государственного регулирования, но при этом ведется поиск его наилучшего соотношения с механизмом рыночного саморегулирования.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Как мы видим из опыта США, современная реальная экономическая политика - это синтез неоклассицизма, неокейнсианства и монетаризма. Именно поэтому, для России необходимо выбрать модель с точки зрения стратегии развития в 21 веке. Таким образом, цель и задачи курсовой работы полностью достигнуты.
Список использованных источников


  1. Беспалов М.В. Основные направления государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности в условиях нестабильной экономической среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 3. - С.17-23.

  2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. - 315с.

  3. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Кушлина В.И. – М.: РАГС, 2005. – 829 с.

  4. Государственные социально-экономические приоритеты: опыт США и интересы России / В.Б.Супян, В.С.Васильев, Г.Б.Кочетков и др. // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - N 4. - С.3-24.

  5. Гришин А.В. Российская практика государственного регулирования инновационно ориентированной деятельности компаний // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 4. - С.137-144.

  6. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 4. – с.3-10.

  7. Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. - 328с.

  8. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N 1. - С.25-31.

  9. Кац И. Взаимодействие государства и рынка // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - N 7. - С.22-26.

  10. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N 6. - С.29-37.

  11. Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики // Общество и экономика. - 2009. - N 4-5. - C.91-117.

  12. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру // Общество и экономика. - 2008. - N 6. - С.28-57.

  13. Кучуков Р. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р.Кучуков, А.Савка // Экономист. - 2006. - N 9. - С.3-11.

  14. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. - 2009. - N 6. - С.3-13.

  15. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2007. - N 11. - С.3-12.

  16. Нуреев Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 639с.

  17. Петров Ю. Развитие системы государственного регулирования российской экономики в условиях глобализации мирового кризиса: реализация потенциала налоговых и других институтов // Рос. экон. журнал. - 2009. - N 7-8. - С.35-64.

  18. Расулев А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис / А.Расулев, С.Воронин // Общество и экономика. - 2009. - N 1. - С.70-83.

  19. Расулев А. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики / А.Расулев, Р.Рахимов // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.113-118.

  20. Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В.Садков, И.Греков // Общество и экономика. - 2006. - N 11-12. - С.57-77.

  21. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП "Алгон", ВНИИСИ, 1992. (Том 1. - 334 с.; Том 2. - 416 с.)

  22. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / отв. ред. Зельднер А.Г. - М.: Наука, 2006. - 261с.


Приложение
Государственное регулирование экономики



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации