Семенихин В.В. Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет - файл n1.doc

приобрести
Семенихин В.В. Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет
скачать (2415 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2415kb.26.08.2012 21:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
МАТЕРИАЛЫ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
В.В.Семенихин
Глава 1. ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО УЧЕТУ

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Движение материально-производственных запасов, наряду с другими хозяйственными операциями, осуществляемыми организацией, согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должно оформляться оправдательными документами. Эти оправдательные документы являются первичными учетными документами, являющимися основанием для ведения бухгалтерского учета.

Мы рассмотрим особенности документооборота активов, используемых в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг).

Прежде всего, напомним, что при формировании в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах следует руководствоваться, в частности:

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01);

- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н).

В качестве материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ 5/01 принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов, комплектующих и тому подобное при производстве продукции, предназначенной для продажи, активы, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд. Частью материально-производственных запасов является готовая продукция и товары.

Сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, запасные части, строительные и прочие материалы в соответствии с п. 42 Методических указаний N 119н относятся к материалам.

Первичные учетные документы принимаются к учету при условии, что они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Организация может и самостоятельно разработать форму первичного учетного документа, но только в том случае, если она осуществляет операции, для оформления которых формы первичных учетных документов альбомами унифицированных форм не предусмотрены.

Как правило, при самостоятельной разработке первичного документа организация может учесть специфику своей деятельности. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в первичном документе, приведен в ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Первичные учетные документы, отражающие все основные операции по движению материалов, утверждены Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление Госкомстата России N 71а).

Пунктом 3 Методических указаний N 119н определено, что на основе указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля использования материалов. В указанных документах могут устанавливаться формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материалов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота.

Напомним, что правила документооборота приведены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 (далее - Положение о документообороте).

Документооборот - это создание документа внутри организации или получение его от других организаций, принятие документа к учету, обработка и передача на хранение в архив.

Документооборот, или движение первичных документов в бухгалтерском учете, регламентируется графиком.

По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 7 июня 2002 г. N 16-00-14/203, организация вправе самостоятельно устанавливать конкретный график документооборота.

График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении, что установлено п. 5.3 Положения о документообороте.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.

Лица, создавшие и подписавшие первичные учетные документы, ответственны за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, что установлено п. 5.6 Положения о документообороте.

Движение материалов в организации начинается с их поступления на склады. Материалы, поступившие в организацию от поставщиков, должны быть своевременно приняты к учету.

Складские работники, отвечающие за прием материалов, должны проверить их ассортимент и количество, указанные в документах поставщиков, а также качество поступивших материалов.

Если при приемке материалов не выявлено количественных и качественных расхождений между данными поставщиков и фактическими данными, то в соответствии с п. 49 Методических указаний N 119н составляется приходный ордер (форма N М-4), унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России N 71а.

Нередко в течение дня от одного и того же поставщика поступают массовые однородные грузы. В этом случае допускается составление одного приходного ордера за день.

Первоначально данные о каждой приемке материалов фиксируются на обороте приходного ордера. В конце дня подводится итог, который и записывается в приходный ордер.

Пункт 49 Методических указаний N 119н разрешает вместо составления ордера ставить на документе поставщика штамп, в котором должны содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру, но при условии, что он содержит необходимые реквизиты и порядковый номер приходного ордера.

Если организация в целях сокращения документооборота примет решение о применении такого способа оформления поступления материалов, она должна закрепить его в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета.

В крупных организациях, имеющих большое количество подразделений, материалы нередко завозятся непосредственно в эти подразделения, минуя склады. Такой порядок позволяет избежать дополнительных операций по разгрузке, сокращает время движения материалов внутри организации.

При такой организации движения материалов, согласно п. 51 Методических указаний N 119н, в приходных и расходных документах склада и в приходных документах подразделений делаются отметки о том, что материалы выданы подразделению транзитом, минуя склад.

Обратите внимание, что перечень материалов, которые могут таким образом завозиться в подразделения, должен быть утвержден распорядительным документом.

Материалы, закупленные подотчетными лицами (такими материалами может быть, в частности, вторичное сырье, закупаемое у других организаций и физических лиц с целью его переработки), также подлежат сдаче на склад. Пунктом 56 Методических указаний N 119н определено, что принятие к учету материалов, закупленных подотчетными лицами, производится в общем порядке на основании документов, подтверждающих покупку.

Если же при приемке материалов выявлено несоответствие ассортименту, количеству и качеству, указанных в документах поставщиков, то приходный ордер формы N М-4 не составляется. В этом случае приемной комиссией оформляется акт о приемке материалов унифицированной формы N М-7.

Акт о приемке материалов (форма N М-7) является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Составляется документ в двух экземплярах в присутствии материально ответственного лица и представителя поставщика либо незаинтересованной организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для принятия материалов к учету, а второй экземпляр передается отделу снабжения, бухгалтерии или иному отделу организации для направления претензионного письма поставщику.

Акт о приемке материалов составляется еще в одном случае - при приеме материалов, поступивших без документов. Материалы, поступившие без документов, согласно п. 36 Методических указаний N 119н, именуются неотфактурованными поставками.

Материалы, поступившие без документов поставщиков, принимаются к учету по учетным ценам, установленным в организации. После получения первичных документов от поставщиков учетная цена подлежит корректировке, но только в том случае, если документы поступили в этом же календарном году.

Если документы поступают в следующем году после составления и представления бухгалтерской отчетности, учетная стоимость изменению не подлежит, что установлено п. 41 Методических указаний N 119н.

Далее принятые на учет материалы вносятся в карточку учета материалов (форма N М-17), которая применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру и открывается на календарный год. Карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре или книге, материально ответственным лицам (заведующим складом, кладовщику) выдаются под расписку.

Основанием для внесения записей в карточку являются приходные ордера, составленные организацией, либо документы поставщиков, на которых проставлен штамп с реквизитами приходного ордера. Записи делаются в день совершения операции, указывается дата операции, наименование и номер документа, краткое содержание операции.

Согласно п. 266 Методических указаний N 119н, если в день совершается несколько однородных операций (по нескольким документам), в карточке может быть сделана одна запись, отражающая общее количество материалов. В содержании записи следует перечислить номера всех документов либо составить реестр. Остатки в карточках выводятся ежедневно.

Поскольку карточка открывается на календарный год, то при большом документообороте одного листа карточки не хватает для записей. В этом случае открывается второй и следующие листы той же карточки, которые нумеруются и скрепляются. По окончании календарного года выводятся остатки на 1 января следующего года, делается отметка о том, что остаток перенесен в новую карточку, карточки подшиваются и сдаются в архив организации.

В организациях, где складской учет материалов ведется с помощью средств вычислительной техники, карточки могут не вестись, что допускает п. 275 Методических указаний N 119н. Информация, предусмотренная в карточках учета материалов, вносится непосредственно в средства вычислительной техники.

Для оформления отпуска со склада материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, применяется лимитно-заборная карта (форма N М-8).

Как правило, карта выписывается на месяц, но если объемы отпуска материалов невелики, то карта может быть выписана на квартал.

Выписывается карта в двух экземплярах на одно наименование материала (один номенклатурный номер). Один экземпляр документа до начала месяца передается подразделению организации, которое будет получать материалы, второй экземпляр передается складу.

Получая материалы, материально ответственное лицо получателя предъявляет свой экземпляр карты. В обоих экземплярах складской работник указывает дату и количество отпущенных материалов, определяет остаток лимита по данному виду материалов. Учет материалов, не использованных в производстве и возвращенных на склад, также ведется в лимитно-заборной карте.

Изменение лимита, сверхлимитный отпуск материалов, замер одних материалов другими допускается только с разрешения руководителя организации или иных лиц, на это уполномоченных.

Когда лимит материалов использован, карты сдаются складом в бухгалтерию организации, тем не менее, все карты за прошлый месяц в соответствии с п. 269 Методических указаний N 119н должны быть сданы на склад независимо от использования лимита. Если карта была выдана на квартал, она сдается в начале следующего квартала.

Постановлением Госкомстата России N 71а помимо унифицированных форм документов утверждены и Указания по их применению и заполнению. В них рекомендовано в целях сокращения количества первичных документов оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма N М-17).

Карточка складского учета при этой системе отпуска материалов со склада согласно п. 109 Методических указаний N 119н является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа.

Расходные документы на отпуск материалов в этом случае не составляются, выдача материалов производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов.

При таком варианте отпуска представитель получателя расписывается в карточке учета материалов, кладовщик расписывается в лимитной карте. Перечень материалов, отпускаемых со склада таким способом, и подразделения, где он может применяться, устанавливает руководитель организации.

Документом, применяемым для учета движения материалов между структурными подразделениями организации или материально ответственными лицами, является требование-накладная (форма N М-11).

Требование составляется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения, отпускающего материалы. На основании одного экземпляра материалы списываются сдающим подразделением, на основании второго - принимаются на учет подразделением, получившим материалы. Оформленные требования сдаются в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.

Обратите внимание, что списки лиц, имеющих право на получение материалов, должны быть согласованы с главным бухгалтером организации. Образцы подписей этих лиц должны быть на каждом складе, отпускающем материалы.

Отпуск материалов хозяйствам организации, расположенным за пределами ее территории, осуществляется на основании накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). То есть накладная применяется при передаче материалов с одного склада организации на другой склад, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации.

Помимо этого, накладная на отпуск материалов на сторону применяется для отпуска материалов сторонним организациям на основании договоров и других документов и разрешения руководителя организации или лиц, на это уполномоченных.

Накладная выписывается в двух экземплярах, один из которых передается складу и является основанием для отпуска материалов, второй - передается получателю.

На основании требования формы N М-11 и накладной формы N М-15 производятся записи о выдаче материалов в карточке учета материалов (форма N М-17).

В заключение следует отметить основные положения, касающиеся порядка оформления первичных документов по учету материалов.

Согласно п. 12 Методических указаний N 119н первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены. В документах должны быть заполнены все реквизиты, и должны быть соответствующие подписи. Если показатели по каким-либо отдельным реквизитам отсутствуют, то соответствующие строки прочеркиваются.

Каких-либо жестких норм в части конкретных сроков заполнения отдельных реквизитов в нормативных документах по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов не содержится.

Однако следует учитывать, что в первичных документах по учету материалов содержится такой реквизит, как измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.

Принятие материалов к учету производится в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных и так далее). В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материалов выбирается организацией самостоятельно.

Также при заполнении реквизита "единица измерения" следует руководствоваться "Общероссийским классификатором единиц измерения" ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366.
Глава 2. МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Любая организация в ходе своей деятельности не может обойтись без сырья, материалов или товаров, приобретаемых ею для производственных или управленческих нужд.

Все виды перечисленного имущества представляют собой материально-производственные запасы фирмы, бухгалтерский учет которых невозможно грамотно организовать без тщательно продуманной учетной политики для целей бухгалтерского учета.

О том, какие аспекты учета материально-производственных запасов следует отметить в учетной политике компании, вы узнаете из настоящего раздела.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01). В силу чего все российские фирмы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) для учета материально-производственных запасов (далее - МПЗ) обязаны применять положения именно этого бухгалтерского стандарта. Причем нормы ПБУ 5/01 применяются компаниями в совокупности с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ).

Указанные бухгалтерские нормативы по многим аспектам учета МПЗ предоставляют организациям возможность выбора, в силу чего вопросы бухгалтерского учета материально-производственных запасов любой организации становятся элементом ее учетной политики.

В первую очередь в своем документе внутрифирменного использования организация должна привести критерии отнесения имущества в состав материально-производственных запасов. Как следует из п. 2 ПБУ 5/01, к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и тому подобного при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

- используемые для управленческих нужд организации.

Кроме того, на основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, в качестве материально-производственных запасов организации могут учитываться и малоценные основные средства.

Затем в учетной политике указывается применяемая организацией единица учета МПЗ. В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 в зависимости от характера, порядка приобретения и использования учет материально-производственных запасов может вестись организацией по номенклатурным номерам, партиям, однородным группам и так далее.

Единица учета избирается организацией самостоятельно с таким расчетом, чтобы она позволяла сформировать полную и достоверную информацию о МПЗ, обеспечивала надлежащий контроль над их наличием и движением.

Следующим этапом формирования учетной политики организации в части МПЗ является их оценка и порядок принятия к учету.

Как следует из п. 5 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, порядок формирования которой зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

Согласно п. 6 ПБУ 5/01 под фактической себестоимостью МПЗ, приобретаемых за плату, понимается сумма фактических затрат организации на их приобретение. Причем суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов по общему правилу не учитываются в фактической себестоимости МПЗ.

Нормы ПБУ 5/01 в состав фактических затрат на приобретение МПЗ относят:

- договорную стоимость МПЗ, уплачиваемую поставщику;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с их приобретением;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ. Например, суммы НДС, если организация не является плательщиком указанного налога;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором;

- затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Сюда относятся затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Так как перечень затрат, включаемых организацией в фактическую себестоимость МПЗ, не является исчерпывающим, то понятно, что в их фактической себестоимости организация может учитывать и иные аналогичные затраты. Учитывая это, в своей учетной политике компания может привести свой состав затрат, участвующих в формировании фактической себестоимости МПЗ.
Обратите внимание! Действующая редакция ПБУ 5/01 в качестве затрат, включаемых в фактическую себестоимость МПЗ, рассматривает и такие затраты организации, как:

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.
Отметим, что в настоящий момент это правило не подлежит применению, так как в части учета процентов по заемным обязательствам сегодня организации обязаны руководствоваться нормами более позднего бухгалтерского стандарта - Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н (далее - ПБУ 15/2008).

В соответствии с п. 7 ПБУ 15/2008 проценты, начисленные по заемным средствам, привлеченным на приобретение материально-производственных запасов, учитываются организацией в составе прочих расходов, причем независимо от того, когда они начислены - до момента принятия МПЗ к учету или после.

Кстати, сейчас это положение очень выгодно организациям, стремящимся посредством формирования своей учетной политики добиться максимального сближения бухгалтерского учета с налоговым учетом. Ведь в налоговом учете на основании ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации проценты по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов.

Общехозяйственные и иные аналогичные расходы могут учитываться в фактической себестоимости товаров только при условии, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Для случаев поступления МПЗ в организацию способами, отличными от приобретения за плату, - путем внесения в уставный капитал, полученных по договорам, исполнение обязательств по которым предусмотрено неденежными средствами, а также в порядке дарения п. п. 8, 9 и 10 ПБУ 5/01 предусмотрены специальные правила определения фактической себестоимости.

Однако во всех этих случаях в фактическую себестоимость МПЗ включаются также фактические затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования!

Материально-производственные запасы учитываются организацией на счете 10 "Материалы", к которому в зависимости от вида МПЗ могут открываться следующие субсчета:

- 10-1 "Сырье и материалы";

- 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

- 10-3 "Топливо";

- 10-4 "Тара и тарные материалы";

- 10-5 "Запасные части";

- 10-6 "Прочие материалы";

- 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

- 10-8 "Строительные материалы";

- 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

Причем на счете 10 "Материалы" МПЗ могут учитываться либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам. В первом случае учет материалов ведется непосредственно на счете 10 "Материалы", причем ТЗР могут включаться в фактическую себестоимость материалов путем прямого включения или же путем отнесения на отдельный субсчет, открываемый к счету 10 "Материалы".

При использовании учетных цен в обязательном порядке указывается, что понимается под учетной ценой материалов и кем они устанавливаются. Как следует из п. 80 Методических указаний по учету МПЗ, в качестве учетных цен могут использоваться:

- договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР;

- фактическая себестоимость МПЗ материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе ТЗР;

- планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе ТЗР;

- средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе ТЗР.

При использовании в качестве учетной цены планово-расчетных и средних цен в учетной политике нужно указать уровень существенности (обычно не более 10%), превышение которого влечет у организации необходимость их пересмотра.

Ведение учета материалов в учетных ценах предполагает, что порядок формирования фактической себестоимости МПЗ осуществляется с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Напоминаем, что остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" означает наличие МПЗ в пути на конец месяца, в иных случаях остатка на конец месяца по данному счету быть не должно.

По общему правилу изменить в бухгалтерском учете фактическую себестоимость МПЗ, сформированную при принятии их к учету, нельзя, на что указывает п. 12 ПБУ 5/01.

Однако если рыночная цена материалов снизилась, они частично (полностью) потеряли свои первоначальные качества или морально устарели, то организация обязана зарезервировать суммы под снижение их стоимости.

Учет создаваемого резерва ведется с применением счета 14 "Резерв под снижение стоимости материальных ценностей". Имейте в виду, что с 1 января 2009 г. создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей в бухгалтерском учете рассматривается как изменение оценочных значений, что влечет за собой обязательное применение Положения по бухгалтерскому учету "Изменение оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

Для целей создания резерва в учетной политике следует предусмотреть порог существенности, которым будет руководствоваться компания в целях исполнения обязанности по формированию указанного резерва.

Помимо порядка определения фактической себестоимости материально-производственных запасов в своей учетной политике организация должна закрепить метод их оценки при списании в производство и ином выбытии.

Как следует из п. 16 ПБУ 5/01, для этих целей организация может воспользоваться любым из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Причем совершенно не обязательно устанавливать единый способ списания по всем видам (группам) МПЗ, в отношении каждой группы материально-производственных запасов может быть предусмотрен свой способ оценки.

Тем более что в части таких МПЗ, как малоценные основные средства, единственно возможным методом списания представляется способ списания по себестоимости единицы с учетом всех расходов, связанных с приобретением.
Обратите внимание! При списании стоимости МПЗ по себестоимости каждой единицы возможны два варианта:

- в себестоимости каждой единицы учитываются все расходы, связанные с приобретением МПЗ;

- упрощенный вариант списания стоимости. В этом случае в себестоимость единицы включается только договорная стоимость материально-производственных запасов, а ТЗР списываются отдельно пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство по договорным ценам.
Если организация применяет способ списания МПЗ по средней себестоимости, то в учетной политике нужно отметить вариант исчисления средней оценки. Как следует из п. 78 Методических указаний по учету МПЗ, средняя оценка может определяться исходя из взвешенной оценки или же из скользящей. Какой вариант используется, следует закрепить в учетной политике, причем если расчеты производятся из скользящей оценки, то необходимо привести экономическое обоснование.

Здесь же нужно закрепить и порядок списания ТЗР в части материалов, отпущенных в производство, на управленческие и иные цели.

Как сказано в п. 87 Методических указаний по учету к МПЗ, списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы отклонений на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который применяется при списании отклонения на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Имейте в виду, что п. 88 Методических указаний по учету МПЗ допускает упрощенный вариант списания отклонений, а также предоставляет возможность округлять величину отклонений до целых единиц. Если организация использует данные возможности, то это закрепляется в учетной политике.

Не забудьте, если в составе МПЗ организацией учитываются малоценные основные средства, то в данном разделе своей учетной политики можно закрепить состав документов, которыми организация будет оформлять операции по движению данного имущества. Вместе с тем обращаем ваше внимание на то, что эту информацию можно вынести и в организационный раздел учетной политики в части документооборота.
Глава 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось на складах достаточное количество сырья и материалов для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок обусловливает создание на предприятиях предметов труда, то есть производственных запасов.

В данном разделе мы рассмотрим: понятие производственных запасов, их классификацию, а также порядок отражения производственных запасов в бухгалтерском учете организации.

Производственные запасы - это часть имущества, используемая:

- при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи;

- для управленческих нужд организации.

Производственные запасы используются, как правило, в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Классификация производственных запасов осуществляется по многим признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки группировки. Самый общий классификационный признак - по функциональной роли материалов.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:

- сырье и материалы;

- покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

- топливо;

- тара и тарные материалы;

- строительные материалы;

- материалы, переданные в переработку;

- запасные части;

- отходы.

Сырье составляет основу продукта и является основой сельского хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и другое) и продукцией добывающих отраслей.

Материалы - это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на основные и вспомогательные.

Основные материалы - являются составляющей готовой продукции, то есть их использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный вес в себестоимости.

Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические параметры.

Полуфабрикаты - материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки, они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного производства и покупными (чугун, шины).

Топливо - это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:

- технологическим (участвующим в технологическом процессе);

- двигательным;

- хозяйственным.

Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.

Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения ценностей в цехах, к этой группе не относится и является инвентарем.

Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

Отходы своего производства - это остатки материалов, которые могут быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом бухгалтерского учета.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением), предусмотрены счета разд. II "Производственные запасы".

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета к производственным запасам относятся следующие счета:

- 10 "Материалы";

- 11 "Животные на выращивании и откорме";

- 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей";

- 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";

- 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";

- 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Рассмотрим указанные счета подробнее.

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и тому подобных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

При этом материалы принимаются к учету на счет 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Однако если организации заняты производством сельскохозяйственной продукции, то продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 "Материалы", в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. А после составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.

В случае учета материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и другое) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты следующие субсчета:

- 10-1 "Сырье и материалы".

На данном субсчете учитывается наличие и движение:

- сырья и основных материалов (в том числе строительных - у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;

- вспомогательных материалов, участвующих в производстве продукции или потребляемых для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;

- сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и тому подобное;

- 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали".

На этом субсчете учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке.

Следует отметить, что изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".

Также на субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" учитывается специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, приобретаемые на стороне организациями, занятыми выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме;

- 10-3 "Топливо".

На этом субсчете учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, бензин, керосин и другое) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и другое) и газообразного топлива;

- 10-4 "Тара и тарные материалы".

На данном субсчете учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, железо обручное, бочковая клепка и другое).

Отметим, что предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы".

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 "Товары";

- 10-5 "Запасные части".

На этом субсчете учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и тому подобное, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Следует отметить, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств;

- 10-6 "Прочие материалы".

На данном субсчете учитывается наличие и движение:

- отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и тому подобное);

- неисправимого брака;

- материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье);

- изношенных шин и утильной резины и тому подобное.

Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо";

- 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".

На этом субсчете учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;

- 10-8 "Строительные материалы".

Данный субсчет используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и так далее);

- 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

На этом субсчете учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте;

- 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".

Данный субсчет предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

- 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

На этом субсчете учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).

По кредиту субсчета 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

Напомним, счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте. Счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, а также о данных, характеризующих суммовые разницы.

Если организация использует вышеназванные счета, то на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и другие (в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию). При этом такая запись производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Сумму разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывают со счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в дебет или кредит счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Накопленные на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.

Аналитический учет по счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" ведется по группам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Если же организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", то оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и другие (в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию). При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

При выбытии материалов (продаже, списании, безвозмездной передаче и тому подобному) их стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и так далее).

Счет 11 "Животные на выращивании и откорме" предназначен для обобщения информации о наличии и движении молодняка животных, взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле, птицы, зверей, кроликов, семей пчел, взрослого скота, выбракованного из основного стада для продажи (без постановки на откорм), скота, принятого от населения для продажи.

Затраты по выращиванию или откорму указанных животных учитываются на счете 20 "Основное производство" или 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Приобретенные животные у других организаций и лиц отражаются по дебету счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" или 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других соответствующих счетов (на сумму расходов по доставке и других подобных расходов).

Животные, выбракованные из основного стада, приходуются по счету 11 "Животные на выращивании и откорме" с кредита счета 01 "Основные средства". При этом продуктивный скот принимается на учет по первоначальной стоимости, а рабочий скот - в размере фактически полученных сумм от продажи и выбраковки.

Молодняк животных, полученный в качестве приплода, приходуется по дебету счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и кредиту счета, на котором учитываются затраты по содержанию животных, принесших приплод.

Стоимость привеса молодняка крупного рогатого скота, свиней и животных на откорме (нагуле), а также стоимость прироста молодняка животных (жеребят и других) ежемесячно относят на счет 11 "Животные на выращивании и откорме" с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию этих животных, по плановой себестоимости выращивания. В конце отчетного года по указанным счетам производится запись (сторнировочная или дополнительная), корректирующая стоимость привеса или прироста, принятую на учет в течение отчетного года по плановой себестоимости выращивания, до фактической себестоимости выращивания.

Молодняк животных, переводимый в основное стадо, отражают по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме". При переводе молодняка в основное стадо дебетуется счет 01 "Основные средства" и кредитуется счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Выбытие на сторону животных, стоимость которых учитывается на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" (в том числе сдача заготовительным организациям скота, выбракованного из основного стада), отражается по кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и дебету счета 90 "Продажи" с одновременным отражением по кредиту счета 90 "Продажи" сумм, причитающихся организации за этих животных с покупателя в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При сдаче скотозаготовительным организациям животных, выбракованных из основного стада без постановки их на откорм, отражение продажи осуществляется непосредственно с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией, стихийными бедствиями и иными событиями, списывается с кредита счета 11 "Животные на выращивании и откорме" непосредственно в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Стоимость павших и вынужденно забитых животных по другим причинам отражается как порча ценностей по кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Полученные от павших и вынужденно забитых животных шкуры, рога, копыта, технические жиры и тому подобное оценивают по ценам возможного использования или продажи и приходуют с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию животных, как выход побочной продукции.

Аналитический учет по счету 11 "Животные на выращивании и откорме" ведется по местам содержания животных, по видам, возрастным группам, полу и так далее, установленным для учета затрат на выращивание и откорм животных.

Счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и тому подобных ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей). Также этот счет применяется для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобное.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

В следующем отчетном периоде по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие доходы". Аналогичная запись делается при повышении рыночной стоимости материальных ценностей, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.

Аналитический учет по счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" ведется по каждому резерву.

Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.

К счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты следующие субсчета:

- 19-1 "НДС при приобретении основных средств" (на данном субсчете учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования);

- 19-2 "НДС по приобретенным нематериальным активам" (на субсчете учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению нематериальных активов);

- 19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам" и другие. На субсчете учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.

По дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" отражаются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам и основным средствам в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Списание накопленных сумм НДС отражается по кредиту счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС".
Обратите внимание! Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
Пример. Организация ООО "Салют" приобрела сырье стоимостью 118 000 руб., в том числе НДС 18% - 18 000 руб. Для транспортировки сырья организация воспользовалась услугами автотранспортной организации. Стоимость перевозки составила 23 600 руб., в том числе НДС 18% - 2360 руб. В текущем месяце на производство продукции отпущено сырья на сумму 80 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Салют" вышеназванные хозяйственные операции будут отражены следующими проводками:

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 100 000 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб.) - принято к учету приобретенное сырье без НДС;

Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет 3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 18 000 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному сырью;

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 20 000 руб. (23 600 руб. - 3600 руб.) - стоимость перевозки включена в первоначальную стоимость сырья без учета НДС;

Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет 3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 3600 руб. - отражена сумма НДС со стоимости транспортных услуг;

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 141 600 руб. (118 000 руб. + 23 600 руб.) - произведена оплата за приобретенное сырье и его доставку;

Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет 3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам", - 21 600 руб. (18 000 руб. + 3600 руб.) - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком за приобретенное сырье и его доставку;

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы" - 80 000 руб. - списана стоимость сырья, отпущенного на производство продукции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


МАТЕРИАЛЫ. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации