Шпаргалки - Прикладная информатика в экономике - файл ??? ??????.doc

приобрести
Шпаргалки - Прикладная информатика в экономике
скачать (795.1 kb.)
Доступные файлы (16):
??? ??????.doc1263kb.19.12.2007 08:21скачать
????????? ??? ???03bhi.doc368kb.21.12.2007 18:29скачать
??????????????? ?????? ???-03.doc54kb.21.12.2007 09:58скачать
1 - ?? - ?????.doc113kb.11.02.2007 19:47скачать
1 - ??.doc179kb.11.01.2007 22:07скачать
2 - ?????? - ?????.doc156kb.12.02.2007 14:43скачать
2 - ??????????.doc186kb.07.02.2007 15:56скачать
3 - ?????? - ?????.doc143kb.11.02.2007 19:51скачать
3 - ?????????.doc162kb.21.01.2007 14:04скачать
4 - ??????? - ?????.doc93kb.11.02.2007 19:48скачать
4 - ???????????.doc151kb.21.01.2007 18:14скачать
5 - ?????? - ?????.doc99kb.11.02.2007 19:49скачать
5 - ????????????.doc157kb.18.01.2007 18:29скачать
6 - ????? - ?????.doc136kb.11.02.2007 19:42скачать
6 - ?????.doc208kb.06.02.2007 02:09скачать
?????????? ????.doc106kb.12.02.2007 16:23скачать

??? ??????.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




1. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Виды и формыпредприятий. Цели и задачи предприятий, работающих в условиях плановой экономики и рынка. Факторы, влияющие на эффективность работы п/п.

Предприятие – самостоят хозяй-щий субъект, производящ пр-цию или оказ-щий услуги в целях удовлет-ния общест-ных потреб-тей и получения прибыли. Виды п/п: По отраслевому признаку и виду хоз-ной д-ти (производственные, строительные, торговые, с/хоз-е, научно-исслед-кие), По форме собствен-ти (гос-е, муницип-е, смешанные, частные), По хар-ру правового режима собственности (индивидуальные, коллективные (общая долевая, общая совместная)), По мощности производст-го потенциала (малые, средние, крупные, особо крупные), По преобладающему производст-му фактору (трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие), По принадлежности капитала и контролю над ним (национ-е, иностранные, смешанные). В завис-ти от пределов ответ-ти (с огранич-й, с дополнит-й отв-тью). По виду производимой пр-ции (по произв-ву товаров, предост-ю услуг). По орг-но-правовым формам (ОАО, ЗАО, ООО, товарищества, унитарное и др.).

Плановая или админ-но-командная эк-ка не создает необх-х условий для эф-го функционир-я п/п, прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы дей-й в предприн-кой деят-ти, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешат-ва гос-ва в деят-ть п/п и др причин. Осн цель п/п - выпуск пр-ции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, кот вытекал из 5-летнего плана. п/п не стремились снижать издержки на произв-во и реализ-ю пр-ции за счет внедрения нов техники и технологии, лучшей орг-ции произв-ва, т.к. цены устанавл-лись на основе фактич-х издержек и нормативной прибыли. Вып-е плана являлось самым важным критерием при оценке р-ты п/п. По этому критерию оценивалась и деят-ть рук-ля п/п.

Рын эк-ка: осн целью п/п явл получение прибыли. Не менее важной явл-я обеспеч-е стабильной фиксированной устойч-ти в его р-те. П/п м/достигать этой цели если в своей р-те будут придерж-ся определен принципов и выполнять необх ф-ции.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался: определенный рез-тат при наименьших затратах (минимизации); при заданном объеме затрат наибольш рез-тат (максимизации). Принцип фин устойч-ти означает деят-ть п/п, при кот оно могло в любой мом вр расплатиться по своим долгам собственными ср-вами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита. Высшей целью предприн-кой деят-ти явл-ся превышение рез-тов над затратами.

Для достиж-я поставлен цели п/п должны: 1) выпускать высококач-ю пр-цию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производств-ми возм-тями; 2) рационально использ-ть производственные рес-сы с учетом их взаимозаменяемости; 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения п/п и корректир-ть их в соответствии с изменяющимися обстоят-ми; 4) систематически внедрять все новое и передовое в произв-во; 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизнен уровня, создании благоприятного социально-психоло-го климата в трудовом коллективе; 6) обеспеч-ть конкурентоспос-ть п/п и пр-ции, поддерживать высокий имидж п/п; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять др ф-ции.

Факторы: Внутр связаны с : 1) личностью рук-ля и спосо-тью его команды управлять п/п в усл-ях рынка; 2) ускорением НТП, с инновационной политикой п/п; 3) совершенствованием орг-ции произв-ва и труда, упр-ем п/п; 4) орг-но-правовой формой хозяйствования; 5) созданием благоприятного социально-психол-го климата в коллективе; 6) спецификой производства и отрасли; 7) качеством и конкурентоспособностью пр-ции, с упр-ем издержками и ценовой политикой; 8) амортизационной и инвестиционной политикой.

Внеш связаны с: 1) изменением конъюнктуры внутр-го и мирового рынка, изменением спроса и предложения, а также в колебание цен; 2) изменениями политич обстановки как внутри страны, так и в более глоб масштабе; 3) инфляционными процессами; 4) деят-тью гос-ва.

2. Понятие ОПФ, их классификация. Физический и моральный износ основных производственных фондов, факторы на них влияющие.

ОПФ – составная часть имущества п/п. Осн ср-ва – осн фонды в стоимостном выражении, кот неоднократно участвуют в произв-ном процессе, сохраняя при этом свою первонач-ю форму, а их ст-ть частями в виде амортизационных отчислений переносится на гот пр-цию (к ним относятся средства труда сроком эксплуатации > 1 года и стоимостью > 100 месячных оплат труда).

Классиф: 1) по вещественно-натуральному составу (здания, сооружения, станки, оборудование, склады, машины) 2) по функциональному назначению (произв-е, кот. непосредственно участвуют в произв-м процессе, и непроизв-е – ведомственная соц-я сфера). 3) по степени воздей-я на предмет труда (активные – кот. воздействуя на предмет труда изменяют его хар-ки, пассивные – все остальные). 4) по принадлежности (собственные, заемные).

Физич износ – эксплуатационное или естественное снашивание осн фондов и др. имущества длит пользования, ведущее к ухудшению их технико-производственных свойств и снижению первонач стоимости. (Влияющие факторы - срок и интенсивность эксплуатации, степень агрессивности окружающей среды, квалификация обслуживающего персонала, проведение ремонта). k=перврнач износ/первонач ст-ть (первонач ст-ть=амортиз*срок эксплуатации).

Моральн износ – утрата основными фондами их первонач стоимости (цены) при сохранении прежних технико-производственных свойств и физич состояния, средства труда обесцениваются, утрачивают ст-ть до их физич износа, до окончания срока своей физической службы.

Влияющие факторы – обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях; развитие НТП (появляются новые машины и оборудование).

3.Понятие оборотных средств предприятия. Особенности структуры оборотных средств. Показатели, характеризующие эффективность использования об ср-в.

Обор ср-ва – денежные ср-ва п/п, предназнач для образования оборотных фондов и фондов обращения. Они исп-ся за 1 производственный цикл и свою ст-ть на с/с гот пр-ции переносят сразу и полностью. К обор ср-вам относ: сырье и матер-лы, запчасти, комплектующие, малоценные и быстроизнаш-ся предметы.

Структура об ср-в на п/п непостоянна и изменяется в динамике под влиянием многих причин и сост-ся на определенный мом вр для анализа. Структура об ср-в: 1) по сферам оборота: -оборотные фонды – денежные ср-ва, предназначдля образования обор произв фондов (то, что обращается в пределах п/п: сырье, материалы …), -фонды обращения – об ср-ва, кот уходят за пределы п/п (гот пр-ция, деньги в кассах и на счетах, дебит задолж-ть). 2) по элементам (производственный запас, незавершенное пр-во, готовая пр-ция, дебит задолж-ть, деньги в кассах и на счетах, расходы будущих периодов). 3) по охвату нормированием (нормируемые (товарно-материальные ценности), ненормируемые – (дебит-я задолженность)). 4) по принадлежности (собственные, заемные).

Показатели: 1) Коэф-нт оборачиваемости - показывает какое количество оборотов совершают обор средства за планируемый период времени. 2) Продолжит-ть 1 оборота в днях показ-ет, за какой срок к п/п возвращаются его оборотные ср-а в виде выручки от реализации пр-ции. 3) Коэф-нт загрузки средств в обороте - величина, обратная коэф-нту оборачиваемости средств. Чем меньше коэф загрузки средств, тем эффективнее использ-ся обор ср-ва на п/п, улучшается его финансовое положение.

Нормир-е обор ср-в – процесс определения минимальной, но достаточной величины обор ср-в для того, чтобы не создавалось ни дефицита, ни профицита.

4.Форма и системы оплаты труда. Целесообразность их применения.

Эффективность деятельности предприятия зависит от того как эффективно управляют ресурсами одними из таких ресурсов являются люди. Сегодня существуют некоторые методы управления людьми. Мотивация и как часть её материальное стимулирование: заработная плата, надбавки.

Зар плата – вознаграждение, кот п/п обязано выплатить рабочим и служащим за их труд соразмерно его кол-ву и кач-ву по установленным в договоре (контракте) и законе нормам.

Номинальная з/пл - зафиксированная в расчетной ведомости или в иных док-тах величина зар платы, хар-щая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника. В отличие от номинальной, реальная зар плата учитывает покупательную спос-ть денег.

Сдельная опл тр - это опл тр за кол-во произведенной пр-ции (работ, услуг) по установленным сдельным расценкам, кот опред-ся на основании установленных часовых ставок. Применяется, когда не выгодна повременная и в след случаях: Сдельную форму оплаты труда целесообразно применять в след. случаях: имеется возм-ть точного чета объема выполненных работ, имеются значительные заказы на произв. пр-цию (сбыт), когда применение такой сис никак не отразится на кач-ве пр-ции. Сдельная опл тр подразделяется на ряд систем: 1) прямая сдельная - труд оплачивается по расценкам за ед. произведенной пр-ции. 2) сдельно - премиальная - выплачивается премия за выполнение и перевыполнение плана. 3) косвенно - сдельная - примен. для рабочих и занятых на обслуживающих и вспомог. работах. 4) аккордно-сдельная – предусм-ет оплату всего объема работ.

Повременная опл тр - это опл тр за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой. Выгодно применять: если ф-ии раб-в сводятся к наблюдению и контролю, затраты на учет произведенной пр-ции велики или этот учет не возможен, кач-во труда важнее чем кол-во, нет постоянного спроса на продукцию.

Различают повременную-премиальную опл тр - устан-ся размер премии в % к тарифной ставке за перевыполнение устан-х показателей. В кач-ве условий премир-я м.б. бездефектное изготовление пр-ции, экономия материалов.

На большинстве п/п-ий основой для начисления з/п является тарифная система и такие ее составляющие как тарифная ставка и тарифная сетка.

Тарифная с-ма оплаты - представляет собой сов-ть нормативов, кот. обеспечивают возможность осуществлять диффер-ю и регулирование зарплат различных групп и категорий раб-в. Тарифная ставка – это абсолютный размер оплаты труда, различных групп и категорий работающих (принимается за единицу времени). Исходной является минимальная тарифная ставка или ставка 1-го разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда.

Тарифные сетки служат для установления соотношения в оплате труда, в зависимости от уровня квалификации персонала. Это совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.Тарифный коэффициент низшего разряда определяется единицей.

При бестарифной системе зар плата отдельного работника явл-ся его долей в общем фонде оплаты труда коллектива. Она зависит от квалификационного уровня работника, отработанного времени и коэф-нта, учитывающего личный вклад работника в общие рез-ты р-ты подразделения.

5.Производительность труда, значение ее роста на предприятии. Методы опр-я ПрТр

Произв-ть тр - показатель эфф-ти использ-я труд рес-сов (трудового фактора).

Рост произв-ти труда имеет большое значение для п/п. Он позволяет: - снизить затраты на произв-во и реализацию пр-ции, если рост произв-ти труда опережает рост ср зарплаты; - проводить политику по увеличению средней зарплаты работникам; - осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение п/п; - повысить конкурентоспос-ть п/п и пр-ции; - при прочих равных условиях увеличить объем произв-ва и реализацию пр-ции.

Для измерения пр-ти труда исп-ся 2 пок-ля: 1) Выработка – кол-во пр-ции, произведенное в ед. вр. или приходящейся на 1 работника. ВТ=объем пр-ва/числ-ть раб.

Различают 3 метода опр-ния выр-ки: -Натуральный (выработка в натуральном выражении (в тоннах, метрах, штуках) определяется как отношение объема товарной продукции к среднесписочной численности работников (он дает более точный и объективный результат о производительности труда, недостаток – он может быть применен только на тех п/п, которые выпускают однородную продукцию. Исчисленная по этому методу производительность труда не позволяет сравнить производительность труда п/п различных отраслей промышленности). -Стоимостной (выработку можно рассчитывать как по товарной и валовой продукции, так и по нормативной чистой продукции. Выработка в стоимостном выражении зависит не только от результатов работы коллектива, но и от стоимости применяемого сырья и материалов и др. ) -Трудовой метод определения выработки называют еще методом нормированного рабочего времени, выработка при этом определяется в нормо-часах. Данный метод применяется преимущественно на отдельных рабочих местах, в бригадах, а также в цехах при выработки разнородной и незавершенной производством продукции. Трудовой метод позволяет планировать и учитывать производительность труда на всех стадиях производственного процесса, сопоставлять трудозатраты отдельных участков и рабочих мест с показателями производительности труда в целом НПО п/п, а также уровни трудовых затрат на разных п/п при производстве одинаковой продукции.

2) Трудоемкость – сумма всех затрат труда при производстве 1 ед. продукции. В зависимости от состава включаемых в нес трудовых затрат различают технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства, производственная трудоемкость (затраты груда). ТР=вся трудоемкость чел-ка (в часах)/объем произв-ва.

Наиболее распространенным явл-ся метод планиро-я произв-ти труда по факторам, при этом методе расчет производится путем определения экономии раб времени или числ-ти работающих по всем факторам роста произв-ти труда. Экономия затрат по каждому фактору опр-ся сопоставлением затрат труда (чис-ти работающих) на плановой объем пр-ции при старых и новых усл-ях пр-ва. После расчета экономии устан-ся плановая числ-ть и опр-ся рост произв-ти труда на п/п. Для расчета роста производ-ти труда на п/п принята классификация факторов ее роста: технический прогресс, модернизацию оборудования, применение новых видов сырья, повышение кач-ва пр-ции; улучшение организации произв-ва, труда и упр-я; влияние природных условий; изменение стр-ры произв-ва и прочие факторы.

6.Что представляет собой с/с продукции, и какие она выполняет функции, как экономическая категория. Методы планирования себестоимости продукции на предприятии, их сущность.

Целью деятельности любого предприятия является получение максимальной прибыли, которое достигается увеличением объёмов производства и уменьшением затрат.

С/с пр-ции – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. С/с хар-ет уровень использ-я всех рес-сов находящихся в распоряжении п/п. Как экономич категория с/с выполняет ф-ции: учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; база для формирования оптовой цены на продукцию п/п и определение прибыли и рентабельности, определение оптимальных размеров п/п, техническое перевооружение и расширение действующего п/п. Классиф-ция затрат: 1. поэлементная группир-ка затрат (матер затр, затр на оплату труда, отчисления на соц нужды, амортизация осн фондов, прочие). Служит для того, чтобы составить смету затрат , чтобы рассчитать потребности в обор ср-вах, материалах и др. 2. калькуляционная (созд-ся для внутрипроизв-го планир-я и выявления резервов снижения с/с, более полная, 12 статей). Различают с/с: 1) цеховая – затраты цеха, связ с производством пр-ции. 2) производственная – помимо затрат цехов еще вкл-ет в себя общехоз-е и общепроизв-ные расходы. 3) полная – отражает все затраты на произв-во и реализацию, включая коммерческие расходы. 4) Индивидуальная - обусловливается конкретными усл-ми, в кот дей-ет то или др п/п. 5) Среднеотраслевая – опр-ся как средневзвешенная величина и хар-ет средние затраты на ед пр-ции по отрасли.

Методы планир-я себестоимости: 1) нормативный (применение норм и нормативов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов). 2)по технико-экономическим показателям (позволяет учесть многие факторы, которые будут существенным образом влиять на с/с продукции. При этом методе учитываются факторы: технические, т.е внедрение на п/п новой техники и технологии; организационные - понимается совершенствование организации пр-ва и труда на п/п; изменение объема и ассортимента выпускаемой продукции; уровень инфляции в плановом периоде; специфические факторы, которые зависят от специфики пр-ва. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительности труда, изменения норм и цен на материалы, ресурсы.

7.Бизнес-план предприятия: функции и структура.

Планирование одна из функций управления, которая на сегодня приобрела особый интерес. Которая стала популярна последнее время (отошли от смутных времен плановых пятилеток). Одним из видов планирования является бизнес-план. Он несёт функцию внутрифирменного планирования и привлечения инвестиционного капитала для реализации какого-либо проекта и в зависимости от этого имеет разные адресаты.

Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Функции: 1) привлечение дополнительного финансирования (адресат – инвестор, кредитная организация, банк), 2) внутрифирменное планирование (адресат – вышестоящее руководство).

Структура: 1) Резюме - Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта. Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текста. Данный раздел содержит в себе в очень сжатой форме предмет бизнес-плана, команду (персонал), стоимость реализации данного проекта, срок окупаемости.

  1. Общая часть – содержит историю фирмы-разработчицы, особенность производимых товаров, услуг, гл задача этого раздела – показать, что сущ-ют определенные потребности, и что именно ваша фирма способна их удовлетворить.

  2. План маркетинга – здесь определяется коньюктура рынка, спрос, предложение, конкуренция, особенно учитывается профиль потребителя, слабые и сильные стороны конкурента, объемы продаж, реклама, условия продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов и т.д.

  3. Орг-ый план – описываются все категории производственного персонала, предъявляются требования к уровню квалификации персонала, рассматриваются формы и системы оплаты труда и составляется штатное расписание.

  4. Прозв-й план – гл задача – расположить производство товаров и услуг с максимальной эффективностью в пространстве и во времени.

  5. План риска и страхования – рассматрив-ся все возможные риски при реализации проекта и методы снижения рисков.

  6. Юридический план – вкл всю учредительную, нормативную документацию, требуемую для реализации данного проекта.

  7. Финансовый план – план доходов и расходов, план движения денежных средств, бухгалтерский баланс.

ТБ=общие пост издержки/(цена за 1 ед пр-ции – переем издержки на 1 ед пр-ции)

2. Информационные системы

  1. Информационные системы: определение, компоненты, классификация, основные функции информационной системы, технология и принципы разработки.

ИС – это организационные, технические, программные и информационные средства, объединенные в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации предназначенной для решения определенного множества задач.

Компоненты ИС: 1) Пользователи (вводят данные и команды, а также поддерживают и развивают ИС); 2) Инструкции регламентирующие взаимодействие пользователей между собой и ИС; 3) Данные хранимые и циркулирующие в системе; 4) Технические средства хранения, передачи и обработки данных; 5) Программы, реализующие алгоритм обработки, передачи и доступа к данным.

Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы: одиночные; групповые; корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создайся с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.

Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использова­ние информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (Называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует доволь­но большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свобод­но распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать тер­риториально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура кли­ент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Классификация по сфере применения

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы: системы обработки транзакций; системы принятия решений; информационно-справочные системы; офисные информационные системы.

Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные инфор­мационные системы. В информационных системах организационного управлений преобладает режим оперативной обработки транзакций, для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.

Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support Systeq) — пред­ставляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по другим показателям.

Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные систе­мы получили в сети Интернет.

Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных докумен­тов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление докумен­тооборотом.

Классификация по способу организации

По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы: системы на основе архитектуры файл-сервер; системы на основе архитектуры клиент-сервер; системы на основе многоуровневой архитектуры; системы на основе Интернет/интранет - технологий.

В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональ­ные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем.

Архитектура файл-сервер только извлекает данные из файлов так, что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.

Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-сервер­ных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, пони­мающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации.

В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования воз­можностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности дан­ных.

Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней: нижний уровень представляет собой приложения клиентов, имеющие программ­ный интерфейс для вызова приложения на среднем уровне; средний уровень представляет собой сервер приложений; верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных.

Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для раз­работки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент-сер­вер.

В развитии технологии Интернет/интранет основной акцент пока что делается на разработке инструментальных программных средств. В то же время наблюдается отсутствие развитых средств разработки приложений, работающих с базами данных. Компромиссным решением для создания удобных и простых в использовании и сопровождении информационных систем, эффективно работающих с базами данных, стало объединение Интернет/интранет-технологии с многоуровневой архитектурой. При этом структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер — сервер приложений — сервер баз данных — сервер динамических страниц — web-сервер.

Технология - комплекс научных, инженерных и практических знаний о способах, приемах труда и средствах выполнения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого продукта или услуги.

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

Принципы разработки ИС:

  1. Принцип системности (заключается в повсеместном применении системного подхода: а) Установление основных направлений хоз. деят-ти системы и ее Осн. функций; б) выявление структурных элементов и взаимодействие между ними: макроанализ - выделяют функции и связи элементов, микроанализ – выделяются и изучаются структура элемента; в) Получение многоуровневой иерархии)

  2. Принцип непрерывного развития (постоянное изменение и наращивание возможностей ИС)

  3. принцип совместимости (реализация информационного обмена между системами и подсистемами)

  4. Принцип стандартизации и унификации (предусматривает широкое использование стандартных решений и компонентов)

  5. Принцип эффективности (создание ИС должно быть экономически выгодно).


2.Жизненный цикл информационной системы: определение, основные фазы, модели, процессы жизненного цикла ПО.

Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии про­ектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной сис­темы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента приня­тия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.

Жизненный цикл программного обеспечения по методологии RAD состоит из четырех фаз:

  1. фаза определения требований и анализа;

  2. фаза проектирования;

  3. фаза реализации;

  4. фаза внедрения.

Под моделью жизненного цикла понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики информационной системы и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует

К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие основные модели жизненного цикла:

  1. Задачная модель;

  2. каскадная модель (или системная) (70-85 г.г.);

  3. спиральная модель (настоящее время).

Задачная модель

При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе (задачная модель) единый поход к разработке неизбежно теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов. Как правило, по мере увеличения количества задач трудности нарастают, приходится постоянно изменять уже существующие программы и структуры данных. Скорость развития системы замедляется, что тормозит и развитие самой организации. Однако в отдельных случаях такая технология может оказаться целесообразной:

Крайняя срочность (надо чтобы хоть как-то задачи решались; потом придется все сделать заново);

Эксперимент и адаптация заказчика (не ясны алгоритмы, решения нащупываются методом проб и ошибок).

Общий вывод: достаточно большую эффективную информационной системы таким способом создать невозможно.

Каскадная модель

В ранних не очень больших по объему однородных информационных систем каждое приложение представляло собой единое целое. Для разработки такого типа приложений применялся каскадный способ. Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем (рис. 1). Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:

на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении информационных систем, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения. В эту категорию попадают сложные расчетные системы, системы реального времени и другие подобные задачи. Однако в процессе использования этого подхода обнаружился ряд его недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания систем никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему. В процессе создания постоянно возникала потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений.

Спиральная модель

Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель жизненного цикла (рис. 3), делающая упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного обеспечения, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

Разработка итерациями отражает объективно существующий спиральный цикл создания системы. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований.

Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Согласно данному стандарту структура жизненного цикла основывается на трех группах процессов:

+ основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными; полученными на предыдущем этапе, и результатами. Разработка включает в себя все работы по созданию ПО и его компонент в соответствии с заданными требованиями: анализ, проектирование и реализацию (программирование).

Эксплуатация включает в себя работы по внедрению компонентов ПО, в том числе конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечение эксплуатационной док-ией, проведение обучения персонала и т.д.

+ вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, вери­фикация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);

Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает управление конфигурацией. Это один из вспомогательных процессов, поддерживающих ос­новные процессы жизненного цикла информационной системы, прежде всего про­цессы разработки и сопровождения. Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учи­тывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информа­ционной системы на всех стадиях ее жизненного цикла. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, тестирования компонентов информационной системы. Верификация — это процесс определения соответствия текущего состояния разра­ботки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка — это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.

+ организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).

Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выпол­няемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает: выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта; определение методов описания промежуточных состояний разработки; разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения; обучение персонала.

3. Понятие проектирования информационных систем. Проблема проектирования программного обеспечения. Классификация методологий проектирования информационных систем. CASE-средства.

Для успешного создания современных АИС требуется тщательная проработка проекта системы, которая осуществляется на этапе проектирования. Этап проектирования является одним из основных этапов жизненного цикла ПО и дает ответ на вопрос: "Как система будет удовлетворять предъявленным к ней требованиям?". Задачей этого этапа является исследование структуры системы и логических взаимосвязей ее элементов, причем здесь не рассматриваются вопросы, связанные с реализацией на конкретной платформе.

Проектирование определяется как (итерационный) процесс получения логической модели системы вместе со строго сформулированными целями, поставленными перед нею, а также написания спецификаций физической системы, удовлетворяющей этим требованиям", или другими словами проектирование можно определить как процесс выработки технических решений, достаточных для создания или модификации ИС. Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть прежде всего адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем. В 70-х и 80-х годах при разработке ИС достаточно широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Однако, широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке конкретных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС. Термин CASE используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства, вместе с системным ПО и техническими средствами, образуют полную среду разработки ИС. Появлению CASE-технологии и CASE-средств предшествовали исследования в области методологии программирования. Программирование обрело черты системного подхода с разработкой и внедрением языков высокого уровня, методов структурного и модульного программирования, языков проектирования и средств их поддержки, формальных и неформальных языков описаний системных требований и спецификаций и т.д. CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство CASE-средств основано на парадигме методология/метод/нотация/ средство. Методология определяет руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемого ПО, шаги работы и их последовательность, а также правила распределения и назначения методов. Метод - это систематическая процедура или техника генерации описаний компонент ПО (например, проектирование потоков и структур данных). Нотации предназначены для описания структуры системы, элементов данных, этапов обработки и включают графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки. Средства - инструментарий для поддержки и усиления методов. Эти инструменты поддерживают работу пользователей при создании и редактировании графического проекта в интерактивном режиме, они способствуют организации проекта в виде иерархии уровней абстракции, выполняют проверки соответствия компонентов. Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограничена и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей Пользователи CASE-средств должны быть готовы к необходимости долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также постоянным затратам на обучение и повышение квалификации персонала. Несмотря на все высказанные предостережения и некоторый пессимизм, грамотный и разумный подход к использованию CASE-средств может преодолеть все перечисленные трудности. Успешное внедрение CASE-средств должно обеспечить такие выгоды как: высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО; положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов: производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование; приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства.

Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.
4. Управление качеством информационной системы: определение качества информационной системы, виды стандартов и их характеристика.

Для каждого вида работ важны следующие характеристики качества.

Соответствие ожиданиям требованиям пользователя.

Качество соответствия обеспечивается:

- участием пользователя в планировании и конструировании ИС;

- применением технологий и систем записи, соответствующих подготовке пользователя;

- использованием специальных приемов и технологий общения.

Гибкость ИС. Гибкости добиваются посредством независимости систем и частей ИС.

Универсальность (portable). Способами достижения универсальности являются разработка более сложных процедур чем требуется в данном проекте с учетом прогноза изменения ИС и тщательное документирование разработки.

Виды стандартов и их характеристика.

Реальное применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта. К таким стандартам относятся следующие:

Стандарт проектирования должен устанавливать:

Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

- комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования;

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать:



3.БАЗЫ ДАННЫХ

  1. Определение БД и СУБД. Функции СУБД. Технология файл-сервер и клиент-сервер доступа к БД. Распределение функций между клиентом и сервером.

Базы данных на сегодняшний день являются наиболее распространенным способом хранения информации. Как форма хранения они обеспечивают быстрое проектирование информационной системы, достаточный уровень независимости программ и данных, надежность хранения, безопасность и защиту от несанкционированного доступа, разделение прав доступа для пользователей базы данных, эффективное выполнение запросов.

Известно несколько определений базы данных:

База данных – поименованная, целостная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных [2].

База данных есть совокупность данных, организованных в соответствии с некоторой концептуальной моделью данных, которая описывает характеристики этих данных и взаимоотношения между соответствующими им реалиями, и которая предназначена для информационного обеспечения одного или нескольких приложений [3].

При всей разнице общим в этих определениях является концептуальное единство. Это реализовано в виде использования однотипных структур хранения (например, все данные хранятся в таблицах) и применения соответствующих команд изменения и извлечения данных. Причем извлекаются данные в виде все тех же базовых структур хранения данных.

Система управления базами данных (СУБД) – это программа (комплекс программ), которая обеспечивает хранение данных и доступ к базам данных. Основные функции СУБД:

СУБД реализует общие принципы описания данных в виде ЯОД – языка описания данных (DDL – Data Definition Language) и принципы обработки данных в виде ЯМД – языка манипулирования данными (DML – Data Manipulation Language).

Стандартным языком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД является язык SQL (Structured Query Language).

"Клиент-сервер" - это модель взаимодействия комп-ров в сети. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, использующий ресурс - клиентом.

В технологии "клиент-сервер" часть функций прикладной программы реализована в программе-клиенте, другая - в программе-сервере. Для их взаимодействия определен некоторый протокол. Функции стандартного интерактивного приложения можно разделить на три группы: презентационная логика; бизнес - логика; логика доступа к ресурсам.

В модели «Файл-сервер» в приложении совмещены все виды логики. Протокол обмена представляет собой набор низкоуровневых вызовов, обеспечивающих приложению доступ к файловой системе на файл-сервере.

В модели «Клиент-сервер» программное обеспечение клиента использует язык структурированных спросов (SQL), который переводит запрос с языка понятного пользователю, на язык, понятный компьютеру. SQL содержит около 60 команд и применяется для создания, изменения, запроса и доступа к данным, организованным в таб-це. Он может использоваться в диалоговом интерфейсе или в виде встроенные приложений команд.

Запрос к БД инициируется клиентом, однако выполняется он на сервере. Клиенту по сети возвращается только результат. Этот процесс состоит из 6 этапов:

1 .Клиент запрашивает данные;

2. Запрос транслируется в SQL;

3.SQL запрос передается по сети на сервер;

  1. Сервер БД осуществляет поиск на компьютере, где находятся данные;

  2. Требуемые данные возвращаются клиенту;

  3. Данные предъявляются пользователю.

Отображение рез-тов в удобной форме в виде отчета осуществляет клиент. Интерфейсная часть дополняется специальными инструментальными средствами: средства запросов, средства разработки программ, польз-кие приложения. Обработка данных на сервере включает сортировку, извлечение затребованной информации и отправку его в адрес польз-ля. Кроме того, сервер осуществляет обновление, удаление, добавление и защиту информации. При этом используются так называемые хранимые процедуры, которые хранятся на сервере и могут быть использованы клиентами. В типичной клиент-серверной среде серверы должны быть мощнее компьютеров-клиентов, так как на них возлагается серьезные задачи, выполняющие множества одновременных запросов, обеспечение защиты управления.


  1. Реляционная модель данных: понятия отношения, атрибута, кортежа, домена, ключа и первичного ключа отношения. Ссылочная целостность реляционных БД.

Основы реляционной модели данных были сформулированы Э.Ф.Коддом в 1970 г. Структурой хранения данных в этой модели является отношение – таблица со следующими свойствами:

  1. Каждый столбец содержит информацию одного типа.

  2. Ячейки – поля – таблицы не содержат агрегатов (структур или массивов) данных.

  3. Таблицы не содержат одинаковых строк.

  4. Порядок строк и столбцов не имеет значения. Все операции используют содержательную сторону данных, а не их расположение внутри таблицы.

Для описания связей вводятся первичные ключи – минимальные наборы полей, позволяющие указывать ровно одну строку (кортеж) таблицы. Значение ключа используется для ссылки в других таблицах, что и является описанием связей данных. Поскольку первичный ключ играет ведущую роль в описании связей и поиске данных, размер ключа стараются сделать минимальным для оптимизации поиска. Это приводит к использованию номеров или кодов в качестве первичных ключей.

Для запросов к реляционным данным придумано несколько языков. Все они используют похожие операции в разных нотациях. Результатом каждой операции является отношение. Кроме операций над таблицами как над множествами записей, вводятся операция соединения, позволяющая из нескольких таблиц получить таблицу-результат, операция проекции для выделения таблицы с нужным набором полей (колонок), операция фильтрации для выбора записей (строк), удовлетворяющих некоторому условию и ряд других.

В реляционной модели данные представлены в виде набора отношений (relation). Отношение r = {(d1,...,dn), d1 D1,...,dn Dn} есть множество кортежей (d1,...,dn) , значения которых принадлежат доменам D1,...,Dn . Таким образом, отношение есть подмножество декартова произведения доменов

r D1 ... Dn .

Число n называют степенью отношения. Количество кортежей в отношении r называют мощностью отношения r.

Отношение является аналогом таблицы с приведенными в параграфе 3.3 свойствами. Колонки таблицы делят каждый кортеж (запись) на атрибуты – компоненты кортежа. Для указания атрибута используют уникальные в рамках одной таблицы имена. Термин «атрибут» используется в разных смыслах. Во-первых, атрибут определяет множество возможных значений соответствующей колонки таблицы, так как областью значений атрибута является соответствующий домен. Во-вторых, атрибут используется в программах для описания доступа к соответствующей компоненте кортежа – аналогичным понятием является поле записи. Атрибут Ai – это функция, вычисляющая значение i-ой компоненты кортежа отношения r. Множеством значений атрибута Ai является домен Di. В алгоритмических языках атрибут обозначается чаще именем и реже номером атрибута в кортеже.

Схемой r( R ) отношения r называют множество атрибутов R = {A1,...,An}. Реляционная модель данных или схема БД – это множество схем отношений, дополненное различными ограничениями и правилами (бизнес-правилами).

Важное значение в теории реляционных БД имеет ключ, позволяющий выделять ровно один кортеж из отношения. Ключом K отношения r(R ) называют множество атрибутов K={B1,...,Bm} R такое, что в отношении r не существует двух кортежей с одинаковым K-значением ключа и ни одно собственное подмножество ключа K не обладает этим свойством.

Среди всех возможных ключей отношения выбирают один, который используют для ссылок на кортежи отношения и который называют первичным. Ссылки (значения первичного ключа) в других отношениях называют внешними ключами. Ссылочная целостность – это точная определенность всех ссылок: не допускаются значения ссылок на несуществующие кортежи или значения ссылок, которым соответствует несколько кортежей – ссылке должен соответствовать ровно один кортеж. Все корректировки нарушающие ссылочную целостность должны быть запрещены.


  1. Проектирование реляционных БД: требования к схеме БД, нормальные формы.

Проектирование реляционной БД заключается в построении схемы БД и определении всех ограничений, которым должны удовлетворять данные. Кроме этого в проект БД включают бизнес-правила.

БД должна удовлетворять следующим требованиям:

Стремление сохранить целостность и уменьшить избыточность привели к созданию нормальных форм отношений. Нормализация – приведение отношений к нормальным формам – является необходимым этапом проектирования БД.

Избыточность вызывает различные проблемы при выполнении корректировок данных в базе, причина проблем заключается в наличии зависимостей между атрибутами в универсальном отношении. Наиболее распространенным видом зависимости является функциональная зависимость.

Функциональная зависимость определяется предметной областью и не зависит от экземпляра отношения (должна выполняться для всех экземпляров отношений). Связь многие к одному в модели «Сущность-связь» определяет функциональную зависимость. Например, связь «поставщика» с «продажами» означает, что «продажа» является аргументом, а «поставщик» - функцией: по описанию конкретной продажи можно однозначно определить ровно одного «продавца» (но не наоборот).

Множество функциональных зависимостей неизбыточно, если оно не является эквивалентным любому своему собственному подмножеству.

Один из ключей выбирают для ссылок на кортежи отношения и называют первичным ключом. Все остальные ключи называют возможными ключами. Первичным атрибутом называют атрибут, входящий в состав какого-либо ключа и непервичным называют атрибут, не входящий в состав ни одного ключа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


1. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации