Горшкова Е.В. О говорящих движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие - файл n1.doc

приобрести
Горшкова Е.В. О говорящих движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие
скачать (717 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc717kb.26.08.2012 20:59скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4


Е. В. ГОРШКОВА

О «говорящих»
движениях
и чудесных
превращениях

Учебно-методическое
пособие

 ДРОФА
МОСКВА•2007

2

УДК
ББК

159.922.7
88.8
Г70

 

Серия основана в 2006 году

 

Горшкова, Е. В.

Г70

О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие / Е. В. Горшкова. — М.: Дрофа, 2007. — 79, [1] с. — (Дошкольник. Психология).

ISBN 978-5-358-02651-3

Книга раскрывает специфику обучения дошкольников языку выразительных движений. Содержит описание игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей ребенка.

Пособие адресовано педагогам дошкольного образования, студентам педагогических вузов, родителям детей старшего дошкольного возраста.

УДК 159.922.7
ББК 88.8

 

Серия «Дошкольник. Психология»

Горшкова Елена Викторовна

О «ГОВОРЯЩИХ» ДВИЖЕНИЯХ
И ЧУДЕСНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЯХ

Учебно-методическое пособие

Зав. редакцией Т. И. Оверчук. Ответственный редактор
Т. М. Забелова. Оформление А. Л. Кашеков
Художник В. А.  Щербаков. Художественный редактор Т. А. Гущина
Технический редактор Т. В. Серпикова. Компьютерная верстка
В. В. Ивлиева. Корректор Е. Е. Никулина

Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.24.953.Д.006499.07.06 от 26.07.2006.

Подписано к печати 25.06.07. Формат 84Ч1081/32.
Бумага типографская. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 4,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 779.

ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим
направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:
127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: chief@drofa.ru
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»
обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Вопросы и ответы для родителей
и педагогов

Детство — чудесный возраст, особенно период, когда ребенок еще не ходит в школу. И чудесен он не потому, что это беззаботное время, как ошибочно считают взрослые. Нет. Это возраст, когда маленький человек при создании необходимых условий живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок легко, как никогда потом, позволяет своей фантазии творить небывалые «чудеса». Психологи установили, что дошкольный возраст — чрезвычайно благоприятный период для формирования такого необходимого в творчестве психического процесса, как продуктивное воображение (или, проще говоря, «придумывание нового»). И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже восполнить их очень трудно. Поэтому так важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольнику пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, пусть даже самые элементарные умения и навыки. Ведь известно, что раннее развитие детского творчества — это условие для дальнейшего активного прогресса творческих качеств личности.

На какой вид творчества следует обратить
внимание, чтобы развивать воображение ребенка?

Для ответа на этот вопрос следует упомянуть о возрастных особенностях детского воображения.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский, говоря об особенностях этого психического процесса у детей, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь

4

значимую роль может играть движение, а точнее — образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Вот почему наше внимание обращается на тот вид детского творчества, где образные движения используются как главное средство создания творческого продукта — двигательно-пластических образов. Такой вид творчества называется образно-пластическим.

Образно-пластическое творчество — это и придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно-пластического образа, и его выразительное исполнение. В силу импровизационного характера детского творчества эти два процесса неотделимы друг от друга, хотя по сути своей они различны.

«Сочинительское» творчество — это придумывание ребенком собственных способов построения того или иного двигательно-пластического образа, т. е. своеобразного соединения, сочетания движений, подобранных в соответствии с заданным содержанием. Чем оригинальнее выбранные движения и их сочетания, тем больше оснований называть такую деятельность творческой. Об оригинальности можно судить, сравнивая построенный ребенком двигательно-пластический образ с его прошлыми пробами, в которых подобных «решений» не встречалось (или с «решениями» других детей в том же задании). Иногда продуктом «сочинительского» творчества могут стать не только отдельные образы, но и небольшие законченные композиции — маленькие истории, рассказанные языком движений.

Исполнительским творчеством (или творческим исполнением двигательно-пластического образа) является перевоплощение, «вживание» в заданный образ. Безошибочный признак исполнительского творчества — яркая индивидуальная манера такого перевоплощения. Кроме этого, можно заметить, что ребенок перестраивает, изменяет привычную пластику движения, стараясь двигаться так, как это присуще воплощаемому персонажу, и включает в образное движение все тело, что также является признаками творчества в исполнении.

5

«Сочинительское» образно-пластическое творчество можно сравнить с сочинением текста, а творческое исполнение — с его выразительным прочтением. И то и другое невозможно без знания языка — чтобы сочинять, нужно не только знать отдельные слова, но и уметь связывать их в осмысленные речевые построения. Чтобы выразительно произносить текст, необходимо понимать содержание и уметь доносить его до слушателя. Следовательно, возвращаясь к теме нашего разговора, можно утверждать, что образно-пластическое творчество невозможно без умения произвольно пользоваться языком выразительных движений. Этот вывод подтверждается и специальными научными исследованиями.

Что такое язык выразительных движений?

Это система невербальных (несловесных) двигательно-пластических сигналов, знаков и символов, которые используются людьми в повседневном общении. Выразительные движения — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, которая бы не выражалась во внешних движениях тела. По мимике, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) его мускулатуры, характеру и темпу дыхания можно «прочитать», что чувствует этот человек, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и т. д.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для этого движения, жесты, звуки, интонацию голоса. Иными словами, первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. К трехлетнему возрасту дети уже достаточно выразительны в своих невербальных проявлениях как в общении, так и в играх. Может показаться, что все необходимое для образно-пластического творчества уже есть, остается только побуждать ребенка к этому. Однако, выполняя творческие задания, дети как будто совершенно теряют свою способность «говорить» движениями и оказываются

6

беспомощными, косноязычными, маловыразительными. В чем же дело?

Оказывается, что в повседневном общении дети (как в большинстве случаев и взрослые) пользуются языком движений непроизвольно, бессознательно. А для решения творческих задач необходимо уметь применять его осмысленно, произвольно. Научиться этому ребенок может только в результате специально организованного, целенаправленного обучения языку выразительных движений.

Зачем нужно обучение языку выразительных
движений?

В повседневной жизни ребенок осваивает выразительные движения стихийно, путем подражания родителям, другим взрослым членам семьи, бессознательно используя эти жесты, манеру в своем поведении — что-то более активно, а что-то нет. Иной раз мама или папа могут неосознанно транслировать (передавать) своему ребенку привычные жесты и приемы поведения, которые сами за собой не замечают. Но, увидев «отражение» в своем ребенке, удивляются, откуда это у него. Бывает так, что удивление родителей вызывает и то, что их ребенок не владеет, казалось бы, элементарными, само собой разумеющимися умениями: не может подойти к другому ребенку познакомиться, включиться с ним в игру, поделиться игрушками; не умеет ловко и естественно выполнить простейшее движение, жест, а тем более использовать их в творчестве. Часто родители, обнаружив это, пытаются наскоро подсказать ребенку, что и как делать. Но не добившись сразу ожидаемого результата, сердятся, упрекая ребенка в непонятливости, неспособности и тем самым внушают ему неуверенность в себе. На самом деле всему надо учить последовательно — и без освоения «азов» нельзя переходить к более сложным задачам. Понимая это, многие родители ведут своих детей в студии, кружки, школы эстетического развития — к профессиональным педагогам.

Но и самим родителям в этом смысле многое по силам, если следовать предложенным здесь рекомендациям.

7

Необходимо помочь ребенку увидеть, что каждое движение — это средство выражения того или иного образно-эмоционального содержания, что возможно в процессе прямого обучения, и лучше если оно облечено в игровую форму. При этом важно, чтобы взрослый не только показывал дошкольнику готовые движения, но и предлагал ему самому искать средства для данного образа путем изменения, варьирования известных элементов и конструирования из них новых двигательно-пластических форм. Освоение ребенком языка движений как живой системы выразительных средств позволяет ему экспериментировать с движением подобно тому, как он это делает со словом в своем словотворчестве (помните книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»?).

Благодаря такому обучению, с одной стороны, у дошкольника значительно обогащается репертуар выразительных движений, эмоционально-пластический опыт, т. е. создается «материальная база» для творчества. С другой стороны, он учится действиям, с помощью которых осуществляется творчество (изменение, варьирование, комбинирование).

Опыт показал, что такое обучение развивает у детей и общительность. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния, настроения других людей. Он учится приемам невербального общения с детьми и взрослыми, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере работы с замкнутыми, застенчивыми, малоэмоциональными детьми. То, как они постепенно раскрываются, становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально и пластически свободными, общительными, убеждает лучше всяких словесных доводов в важности обучения языку выразительных движений.

Как проводить обучение дома?

Итак, если родители хотят проводить подобное обучение с ребенком дома, то, следуя нашим рекомендациям,

8

они вполне могут с этим справиться. В домашних условиях можно широко использовать возможности повседневного общения и игр с ребенком не только для закрепления уже освоенных выразительных движений, но и для знакомства с новыми. Можно отводить определенное время для занятий, но, вероятно, не стоит регламентировать их жестким расписанием. Чем выше интерес ребенка к подобным занятиям, тем чаще можно их проводить. Если в семье несколько детей, особенно близких по возрасту, можно проводить игровые занятия совместно, время от времени привлекая к участию и других старших членов семьи. Это очень гармонизирует отношения, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Чему важно обучать?

В процессе обучения ребенок осваивает язык движений, решая задачи на образное перевоплощение и взаимодействие. Это значит, что ему предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых он, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействует с другими персонажами. Создается своеобразная игровая ситуация; это помогает дошкольнику более или менее самостоятельно искать и находить (с опорой на свой опыт) выразительные средства (пластика, мимика, жесты) для передачи характера персонажа, его настроения, взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Подскажите ребенку, пусть он пытается придумывать варианты. Обучение, организованное как поиск, делает освоение языка движений более активным, более осмысленным и, следовательно, более эффективным.

Когда ребенок понимает эмоционально-образный смысл движений, он исполняет их более выразительно (пластично, раскованно). Стремление достоверно воплотить образ помогает ребенку произвольно управлять своим телом, подчиняя его определенной двигательной задаче. Многократное повторение движений с некоторыми изменениями развивает гибкие двигательные навыки. Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения

9

тоже способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

Какие средства используются в обучении?

В процессе обучения используются, во взаимодействии друг с другом, три выразительных языка.

Движение — основной предмет изучения, главное средство воплощения образов и развития образно-пластического творчества.

Слово — вспомогательное средство обучения. С его помощью взрослый делает необходимые пояснения относительно содержания движений и приемов их выполнения; объясняет задания; задает вопросы, направляющие поиск выразительных средств, движений; описывает воображаемые (игровые) ситуации; регулирует весь процесс обучения и т. д.

Музыка также является вспомогательным средством обучения. Музыка на занятиях по выразительному движению необходима для создания определенной атмосферы, настроения. Она помогает детям в образном перевоплощении, в поиске выразительных движений. Развитие музыкальности движений не является задачей обучения на занятиях по выразительному движению. Важно лишь соответствие пластического образа характеру музыки.

Как обучать языку выразительных движений?

Методика строится по принципу поэтапного освоения того или иного выразительного движения, жеста.

Сначала взрослый объясняет игровую ситуацию и спрашивает у ребенка, какими движениями можно ее передать. Тот сам (или с помощью взрослого) пытается найти возможное выразительное средство. В игровом упражнении отрабатывается выразительность исполнения этого движения. Ребенок выполняет жест (движение) вместе со взрослым, проговаривая определенные слова, раскрывающие значение этого жеста, или сопровождает его звукоподражанием голосу изображаемого персонажа, причем интонация должна быть выразительной. Это помогает лучше усвоить значение жеста. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком в определенном характере, как бы изнутри выстраивает соответствующую пластику жеста, движения.

10

Затем можно предложить детям выполнить упражнение под музыку, но уже без проговаривания, без участия голоса, так, чтобы движение «говорило», т. е. было понятным без словесных пояснений.

Далее взрослый, придумывая разные игровые ситуации, предлагает ребенку выполнить варианты изучаемого жеста (движения) в соответствии с тем или иным образным содержанием.

При помощи жестов, движений ребенок учится вести своеобразный диалог. Сначала его партнером в таком упражнении может выступать кукла в руках взрослого. Позже дети учатся обращаться при помощи жестов ко взрослому, который действует в роли какого-либо персонажа (или к другим детям, если они участвуют в занятии). При этом важно, чтобы партнеры смотрели друг на друга, а их мимика и пластика передавали заданный характер.

Наконец, ребенку предлагается импровизировать на заданную тему. Он придумывает и исполняет небольшой этюд, и здесь изучаемые движения могут быть изменены, усложнены. Если подобрана музыкальная запись, можно дать ребенку послушать ее, а затем предложить воплотить заданный образ в движениях под музыку.

Каковы особенности обучения старших
дошкольников и развития у них образно-
пластического творчества?

В обучении языку движений старших дошкольников есть своя специфика. Они, в отличие от детей 3—5 лет, могут лучше управлять своим вниманием, контролировать движения; как говорят психологи, у них больше развита произвольность, которая на протяжении старшего дошкольного возраста продолжает усиливаться. Это позволяет более детально работать над развитием выразительности образного взаимодействия и перевоплощения. У детей 6—7 лет появляется стремление упражняться в движении (повторять его), чтобы добиться лучшего качества исполнения. У них достаточно большой двигательный опыт, на который можно опираться в освоении новых движений и особенностей их воспроизведения. Поэтому в обучении становится возможным использовать

11

не только выразительный показ движений (как образец, «мерку»), но и объяснение приемов двигательно-пластического воплощения образа. Более того, возможен даже простейший словесный анализ выразительных движений для выявления их смысла. Например, когда вы загадываете ребенку «пластическую» загадку, т. е. изображаете с помощью движений какое-то действие или настроение, или какой-либо персонаж, а ребенок по вашим движениям пытается понять, что или кого вы изобразили. В этом случае не достаточно удовлетвориться правильным ответом, но стоит спросить: «А как ты догадался?» или «По каким движениям ты понял, что это ...?» — тем самым вы обращаете его внимание на особенности исполнения движений и на то, что не только за каждым движением, но за каждым нюансом движения стоит тот или иной смысл (подробнее об этом мы поговорим дальше).

Наряду с прямым обучением, старшим дошкольникам обязательно надо предоставлять инициативу в поиске выразительных средств для воплощения заданного образа. Это делается при помощи вопросов: «Каким движением можно передать (действие, настроение, внешние особенности персонажа)?», «Как изобразить?» — или предлагая ребенку самому загадывать пластические загадки (но не повторяя того, что показывали ему вы).

С детьми 6—7 лет можно не только осваивать короткие упражнения, этюды, но и ставить развернутые сюжеты, сказки.

Что нужно для занятий?

Сначала следует заранее определить место, где будет проходить занятие (в какой части комнаты).

Необходимо освободить достаточно пространства, чтобы не было тесно во время движения и не возникало опасности травматизма для ребенка. Желательно, чтобы на полу было ковровое покрытие. Если в комнате на полу нет ковра (паласа), то необходимо приготовить покрывала или одеяла (небольшие коврики), на которых можно сидеть, лежать (в полный рост) — как ребенку, так и взрослому.

Перед занятием следует подготовить все необходимое: стульчики, игрушки, атрибуты. Кроме того, может

12

понадобиться проигрыватель или магнитофон с записями отобранных музыкальных произведений.

Рекомендуемые музыкальные произведения

Для тех заданий, которые описаны ниже, желательно найти следующие записи: фрагменты из балета «Спящая красавица» и пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского; альбом пьес для детей «Бирюльки» А. Т. Гречанинова; альбом «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского; фрагменты из Симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева; народные плясовые и колыбельные мелодии.

А также аудиозаписи «Звуки природы» («Шум ручья», «Пение птиц» и т. п.).

Названия конкретных фрагментов и пьес даны далее в описаниях соответствующих упражнений.

Если вы, освоив с ребенком предложенные ниже упражнения, захотите продолжить аналогичные занятия, самостоятельно придумывая образно-пластические упражнения и этюды, то рекомендуем использовать инструментальную музыку. Очень хорошо подходят для этого произведения П. И. Чайковского (его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», цикл «Времена года»), Н. А. Римского-Корсакова (фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Садко»), А. И. Хачатуряна (балет «Чиполлино») и т. п.

Нежелательно использовать музыку со словесными текстами, например песни или фрагменты из современных музыкальных сказок. В этом случае выразительные движения перестанут быть главным средством передачи образного содержания, выполняя в лучшем случае иллюстрирующую функцию к поэтическим текстам. Особенно выполнение этой рекомендации важно в периоды освоения приемов выразительного исполнения движений, жестов и творческого их использования в построении двигательно-пластических образов. В противном случае слова песенных текстов будут подсказывать движения и тем самым — по сути — будет сниматься задача на «сочинительское» творчество.

Какие игрушки лучше использовать?

Мягкие игрушки (заяц, медведь и т. п.) и куклы — размером примерно 50 см (в полный рост) — такие,

13

чтобы ребенку было не трудно удерживать их в руках и действовать с ними.

Перчаточные куклы (би-ба-бо), которые используются для кукольного театра. Из них лучше выбирать только «животных» (заяц, петушок, кошка, медведь, лиса и др.). Особенности этих персонажей очень хорошо объясняют отсутствие словесной речи (ведь животные «не умеют говорить словами»), но при этом хорошо мотивируют использование языка движений: во-первых, ребенок по движениям персонажа может понять («прочитать») его действия и настроение, а собственными движениями сообщить ему свое отношение; во-вторых, ответные действия куклы на жесты ребенка можно использовать для побуждения ребенка к более выразительному исполнению.

Атрибуты. Это могут быть колокольчик(и), «волшебная палочка», с помощью которых вы начинаете занятие, настраивая ребенка на атмосферу «удивительных превращений». Такие игрушки, как юла (волчок), мяч и т. п. Игрушечные орудия труда (лопата, топор, пила, щетка для подметания) и боевые орудия (меч), толстая веревка и т. п., с которыми ребенок действует, чтобы лучше понять, почувствовать то, как строится движение, чтобы потом сымитировать эти действия, но уже с воображаемыми предметами. Какие атрибуты вам понадобятся, вы сможете сами понять, когда готовитесь к занятию.

Обращаем внимание, что не стоит использовать элементы театральных костюмов на занятиях; тогда не будет подсказывающих деталей — перед ребенком отчетливее встает задача стараться исполнять движения настолько выразительно, чтобы по ним опознавался изображаемый персонаж.

Как проводить занятия дома?

Если детей несколько, можно привлекать их к подготовке занятия. Но все необходимое для сюрпризов вы готовите сами, незаметно для ребят. В последнюю очередь попросите их расположиться на ковре или расставить стульчики и сесть на них. Это своеобразный сигнал к началу занятия (можно добавить какой-нибудь игровой, условный знак — звон бубенчика или взмах «волшебной палочкой»). Систематическое

14

использование подобных сигналов поможет быстро организовать ребят и настроить их на нужный лад.

При индивидуальном обучении нет необходимости вводить условный сигнал для начала занятия, так как не требуется организовывать группу детей. Можно просто предложить ребенку поиграть в «говорящие» движения (или в превращения, в сказку — название придумайте сами). Совместные с вами приготовления ребенка к занятию уже настраивают его на работу и плавно переходят непосредственно в занятие. Затем усадите ребенка и скажите проникновенным голосом: «Послушай, что я тебе расскажу». Или: «Игра (сказка) начинается». И приступайте...

На первых занятиях содержание игр предлагаете вы. Но спустя время, начиная то или иное занятие, поинтересуйтесь у ребенка: «Во что сегодня поиграем?» Так вы узнаете, что ему больше всего нравится из уже освоенного, и одновременно предлагаете ему проявить инициативу, что тоже очень важно. Это не значит, что на протяжении всего занятия вы полностью идете на поводу у ребенка. Как партнер по игре, вы тоже вправе брать инициативу и предлагать другие интересные игры. Но делайте это так увлекательно, чтобы ребенок не смог отказаться.

Очень важно, чтобы занятия проходили в доброжелательной атмосфере, и взрослый был искренне заинтересован тем, чему он учит детей, во что с ними играет. Эффект обучения зависит и от того, насколько сам педагог выразителен в движении. Но его артистизм и умение «заразить» детей игровым настроением в процессе обучения обязательно должны дополняться умением видеть и поощрять их малейшие самостоятельные находки. Следует помнить, что большое количество заданий на одном занятии не гарантирует быстрого успеха. Стройте занятия, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, а если ему требуется помощь, оказывайте ее как бы исподволь. И не забывайте выражать искреннюю радость (а порой и восхищение) при успехах ребенка, даже самых маленьких. Это укрепит его уверенность в себе, будет способствовать его творческому развитию.

15

Не торопитесь переводить ребенка от простых упражнений к сложным, не стоит форсировать развитие. Ориентируйтесь на самого ребенка. Если ему хочется снова и снова проигрывать простые упражнения — значит, в них он «прорабатывает» те содержания, которые важны ему для развития (и которых, возможно, недостает в повседневной жизни). Продолжайте повторять с ним хорошо известное, не теряя интереса, не показывая ребенку, что вам надоело (стало скучно). Но к повторяемому упражнению, игре добавляйте что-то новое (немного изменяя уже знакомое). И по мере того, как ребенок осваивает игровой материал, можно переходить к следующим, более сложным заданиям.

Бывает и так, что ребенок сам торопится, требуя все новых двигательно-пластических упражнений и игр. Тогда вам стоит обратить внимание, выполняет ли ребенок предлагаемые задания поверхностно или проживая эмоционально образное содержание.

В первом случае (при «поверхностном проскакивании») у ребенка, независимо от заданного содержания, преобладает веселое настроение, он может как бы кривляться или пародировать грустные или сердитые переживания персонажа. Причины такого поведения — сопротивление, своеобразная защитная реакция от негативных переживаний (которые ребенок не до конца воспринимает как игровые, изображаемые), неумение перевоплотиться в заданный образ или непонимание сути игры. Важно вернуть ребенка к этому содержанию если не на текущем занятии, то на последующих, подробнее описав словами воображаемую ситуацию, чувства персонажа, обсудив с ребенком причины возникновения этих чувств. Если и тогда вы ощущаете сопротивление ребенка, вернитесь к тем заданиям, эмоциональное содержание которых не вызывает у него напряжения, но обратите его внимание на то, как выполняется движение, чтобы в нем не было небрежности, а чувствовалось определенное отношение, переживание. Тогда ребенок лучше поймет, что каждое движение может быть «говорящим», что есть язык движений, на котором он может научиться говорить.

16

Во втором случае, когда ребенок углубленно и разнообразно проживает контрастные эмоциональные состояния, и его продвижение в учебном материале идет быстрыми темпами, не стоит его тормозить. Но желательно больше предлагать ему самому придумывать новые варианты уже освоенных упражнений или сюжеты, в которых можно использовать освоенные движения, жесты.

Какие задания можно предлагать для обучения
и творчества?

Даже если ребенок 5—7 лет только начинает обучаться выразительному движению, необходимо сначала освоить простые задания, а затем переходить к более сложным. Как бы вам ни казалось (при чтении этих рекомендаций), что с самыми простыми упражнениями ваш ребенок справится без сомнения, все равно попробуйте их провести. На их материале вы увидите, действительно ли опыт и возможности ребенка таковы, как вы предполагали, или нет; да и вам самим легче будет освоиться в качестве ведущего таких занятий. Как ни удивительно это звучит, но занятия выразительным движением многому научат не только вашего ребенка, но и вас самих.

Предлагаемые игровые упражнения даны по нескольким разделам. В каждом разделе очередность упражнений выстроена от простых к сложным. Рядом с некоторыми упражнениями указан возраст (для детей 5, 6 или 7 лет), раньше которого не стоит осваивать данное упражнение с ребенком.

Если на занятии используются несколько упражнений (в том числе из разных разделов), рекомендуем объединять их (при необходимости — видоизменять) по принципу тематического единства, т. е. чтобы переход от одного задания к другому воспринимался бы как развитие единого сюжета. Это поможет детям глубже «погрузиться» в игровую ситуацию, создаст благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творчества.

Итак, начнем, но с самого простого и очень важного для развития как творчества, так и невербального общения.

17

Упражнения на регуляцию состояний
мышечного напряжения

Эти упражнения помогают ребенку научиться произвольно управлять собственным телом, и прежде всего — сбрасывать излишнее напряжение, «зажимы» в мышцах. Они помогают ему обратить внимание на свои мышечные ощущения и, ориентируясь на них, учиться произвольно достигать определенного состояния напряжения или расслабления, чтобы более точно выполнить ту или иную двигательную задачу.

Подобное умение совершенно необходимо в образно-пластическом творчестве, где важно уметь двигаться свободно, полностью используя возможности своего тела как инструмента для воплощения двигательно-пластических образов. Это умение важно и в общении, оно помогает ребенку быть естественным, непринужденным, а в некоторых случаях — уметь справиться с собственной робостью и стеснительностью.

В этих упражнениях часто задается какой-либо образ — только для того, чтобы помочь ребенку лучше «схватить» принцип определенного движения, чтобы достичь нужного эффекта (расслабления); здесь перед ребенком не ставится задача на выразительность исполнения образа (в этом отличие данных упражнений от тех, которые будут рассматриваться позже). Показатель того, что упражнение достигает нужного эффекта, — хорошее настроение ребенка (улыбка, веселый или заинтересованный взгляд), желание повторять упражнение, отсутствие сопротивления в теле ребенка в ответ на ваши прикосновения.

Среди упражнений, помогающих сбрасывать мышечное напряжение, есть несколько групп (в порядке усложнения):

1) 
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации