Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий - файл n1.doc

приобрести
Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий
скачать (2334.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2335kb.26.08.2012 19:28скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


Порьяз А.

Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая культура).
Четвертая книга серии посвящена богатейшей истории культуры Возрождения. В ней освещены такие аспекты европейской цивилизации прошлого, как история, экономика, социальное устройство, религия, наука, искусство, повседневная жизнь. Удобный макет и большое количество иллюстраций помогают быстрее усвоить учебный материал.

Серия предназначена школьникам, студентам и преподавателям в помощь по курсу истории и культурологии.

УДК 930.85

ББК 63.3(0)51


© Издание и оформление. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

ISBN 5-224-01945-1

Введение



Возрождение, или Ренессанс – возможно, самая противоречивая эпоха европейской истории последнего тысячелетия. Казалось бы, по сравнению с предыдущими периодами истории христианской цивилизации Возрождение – первый период, оставивший после себя изобилие письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы, науки. Но в последнее время все чаще ведутся споры на тему: «А было ли Возрождение?». Суть этих споров одним заглавием раскрывает блистательный труд датского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья».

Укоренившийся в науке термин «Средние века» традиционно обозначал период, включающий исторический промежуток в тысячу лет между античностью и Возрождением. Этот взгляд на Средневековье берет свое начало в трудах ученых эпохи Ренессанса, стремившихся откреститься от культуры предыдущего периода. Сегодня, по прошествии значительного времени, становится все более очевидно, что блистательная культура Возрождения не просто выросла из культуры Средних веков, но и прочно вросла в нее.

Однако для начала следовало бы ответить на вопрос: «Что такое Возрождение?» Обратимся к хронологии.

Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Связанный с оживлением интереса к античному искусству, науке, философии и литературе, термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых. Увлечение ценностями, которые пропагандировали древнегреческие философы, быстро переросло в культ античности, воспевавшейся как «золотой век» в истории человечества в противовес суровой, аскетичной культуре «темных веков».

Распространение новой культуры в Западной Европе началось с наиболее развитых в экономическом и политическом отношении стран Высокого Средневековья – Италии и Франции. Спустя некоторое время эта культура проникла в Северную Европу, в первую очередь Нидерланды, а затем и в Англию. Позже всего возрожденческие тенденции получили развитие в Германии, наиболее отсталой тогда в политическом отношении стране Западной Европы.

Историческое противоречие Возрождения состоит в том, что с экономической и политической точек зрения этот период мало чем отличался от Средневековья. Абсолютные монархии, складывавшиеся в европейских странах (прежде всего во Франции), были феодальными государствами. Экономика всех без исключения европейских стран этого периода недалеко ушла от экономического уклада Раннего Средневековья. Расцвет мануфактур в городах XIV–XVI вв. – это даже не зерно капиталистических отношений, установившихся в европейской экономике не ранее начала XIX в. Слово «буржуазия» означало в эту эпоху всего-навсего «городское население», и было лишено того смысла и значения, которые приобретет в конце XVII в. сословие состоятельных горожан. Так что с точки зрения истории, Возрождение – действительно «осень Средневековья», время, когда все тенденции феодального общества вошли в завершающую стадию своего развития.

Возрождение – любимое дитя Истории. Этот период включает в себя величайшие достижения искусства и науки. В это время творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Шекспир и Сервантес. Но в это же самое время по всей Европе горели костры инквизиции, жестоко расправлявшейся с инакомыслящими. Был изобретен порох, с помощью которого испанцы и португальцы в XVI в. захватили полмира. Несколько поколений королей Франции и Англии вели войну, длившуюся более ста лет и не принесшую ни одной из сторон ни новых земель, ни политического веса. Повсюду вспыхивали восстания крестьянства и горожан против знати. Восставшие топили в крови дворян, а королевские войска огнем и мечом проходили по земле, опустошенной бунтами. Все эти события История приписывает «мрачной средневековой эпохе». Что же в действительности представляло собой Возрождение?
Рис. 1 [Илл. – «Человек-микрокосм». С гравюры. (Словарь символов, стр. 188)]
В ряде исторических исследований термин «Возрождение» относится главным образом к событиям, так или иначе связанным с развитием культуры в западноевропейских странах. Тот же период, вобравший в себя становление абсолютных монархий, народно-освободительные движения, формирование новой политико-экономической системы Европы, нередко называют «Поздним Средневековьем». Концом Средних веков можно считать эпоху Великих географических открытий – время, когда христианский мир выбрался из скорлупы, в которой держал сам себя на протяжении более тысячи лет. Возрождение как культурная эпоха подошло к концу гораздо позже – в одних странах в XVI в., в других – в XVII в.

Великие географические открытия – условный термин для обозначения крупных географических открытий европейских путешественников в середине XV–середине XVII вв.


История




Италия




Позднее Средневековье



Италия, номинально входившая в состав «Священной Римской империи» германских императоров, к концу Средневековья оставалась самым раздробленным, политически и экономически неравномерно развивающимся регионом в Западной Европе. К XIII в. на экономической карте выделялось две ведущих области – Ломбардия на севере и Тоскана в центре страны. Здесь были сосредоточены основные промышленные производства, крупнейшие мануфактуры региона. Соседствующая с ними область Лацио, занятая территорией Папского государства, представляла собой совершенно отсталый в экономическом отношении район. Папская курия, владевшая Римом и близлежащими землями на основании знаменитого «Константинова дара» – подложного документа, которым император Константин якобы еще в IV в. отдал папе римскому эту область в дар, имела достаточно источников дохода и не слишком заботилась о процветании собственных земель. В Папском государстве практически не существовало ни ремесел, ни сколько-нибудь серьезно развитого земледелия.

Священная Римская империя (Священная Римская империя германской нации) – средневековая империя, включавшая в себя германские земли, а также, в разное время, часть Италии, Чехию, Нидерланды, Бургундию. Основана в 962 г. Оттоном I. Просуществовала до 1806 г.

Папское государство (Папская область) – теократическое государство в Средней Италии в VIII – XIX вв.

Курия (от лат. cum – вместе, и vir – мужчина) – комплекс учреждений, подчинявшихся папе римскому как главе католической церкви. Сложилась в XII в.
В экономическом отношении хуже всего были развиты южно-итальянские земли, в том числе Неаполь и Сицилия. Эти территории входили в состав Королевства Обеих Сицилий, марионеточного государства, подчинявшегося сначала немецкой династии Штауфенов, а с 1268 г. – французской династии Капетингам. Карл Анжуйский, новый правитель Южной Италии, относился к этой стране лишь как к придатку собственных владений. В результате были полностью разрушены торговые отношения со странами мусульманского мира, которые Сицилия поддерживала начиная с IX в., и которую мудро поддерживали немецкие короли. Юг Италии превратился для французов в источник доходов от земельной ренты. В 1282 году сицилийцы подняли восстание против короля, а двадцать лет спустя, в поисках защиты, присягнули на верность королю Арагонскому.

Королевство Обеих Сицилий – государство, образованное в XII в. Занимало остров Сицилию и южную оконечность Апеннинского полуострова.

Штауфены (Гогенштауфены) – династия германских королей и императоров «Священной Римской империи» в 1138–1254 гг.

Капетинги –династия французских королей в 987–1328 гг.

Арагон – королевство на территории Пиренейского полуострова, образованное в 1035 г. в ходе Реконкисты. В 1479 г. вместе с Кастилией образовало новое королевство – Испанию.
Север и центр Италии стали в конце Средневековья основным местом, где разворачивались важные политические события, надолго определившие развитие не только Италии, но и всей Западной Европы. Там расцвели Венецианская и Генуэзская республики, города-государства Тосканы и Ломбардии. Там же зародилось гуманистическое движение – новое направление в духовной жизни европейского общества, заложившее основы блистательной культуры Возрождения.

Гуманизм



Во времена Высокого Средневековья и в эпоху Возрождения слово «гуманизм» имело совершенно иной смысл, нежели сегодня. Гуманизм Возрождения – это многогранное культурное явление, основанное на системе изучения «семи свободных искусств», созданной в средние века. После того, как образование перестало быть монополией церкви, во многих городах Европы стали появляться светские школы, готовившие учащихся по определенным профессиям – чаще всего, юристов и медиков. Несколько позднее, в конце XI–начале XII в. начали возникать высшие школы – университеты, в которых студенты изучали весь комплекс наук, известных Средневековью. Помимо «царицы наук» – теологии – в этот комплекс входили семь областей знания, изучение которых было разделено на две ступени. Низшая ступень, тривиум или тривий, включала грамматику, риторику и логику, являвшихся базой для подготовки образованного человека. После тривиума ученик, если ему позволяли средства, переходил на более высокую ступень – квадривиум, включавший арифметику, геометрию (в рамках курса геометрии давались и сведения по географии, правда, довольно скудные), астрономию и музыку.

Внецерковные школы стали главным признаком того, что общество отходило от чисто религиозных духовных идеалов предыдущих столетий. В Европе вырос спрос на образованных людей, знания приносили теперь не только почет и уважение, но и неплохой доход. Разумеется, при таких условиях светские школы появлялись повсюду в Европе. И все-таки на протяжении довольно долгого времени уделом светских школ оставались лишь прикладные науки. Философия (точнее, богословие) все еще считалась приоритетом университетских профессоров, в то время как вопросами мироздания занимались исключительно люди церкви. Лишь в начале XIII в. наряду со схоластикой зародилось новое направление в средневековой философии, получившее название гуманизма.

Основу гуманистического познания составляли «свободные искусства», получившие название «гуманитарных». В новой системе ценностей человек как бы поднялся на одну ступеньку, приблизился к своему Творцу и стал почти что равен Ему. Гуманисты сыграли чрезвычайно важную роль в общественно-политической и духовной жизни итальянского общества в XIV–XV вв. Благодаря их усилиям светская образованность получила широкое распространение, вытеснив схоластическую традицию. Художественные идеалы гуманизма, основанные на античной культуре и античных идеалах красоты, оказали большое влияние на живопись, скульптуру и архитектуру.

Основным центром гуманистической культуры в Италии XIV в. была Флоренция. С середины XV в. эта культура начала проникать и в другие города Северной и Центральной Италии, а оттуда – за рубеж.

Венеция



Для Венецианской республики XIV–XV вв. стали периодом расцвета. Уже в XIII в. этот город-государство, в котором заправляли богатые купцы, был одним из ярких образцов независимого средневекового города. Венеция, отделенная от материковой части Италии морским проливом, сохраняла абсолютную независимость от любых внешних политических сил вплоть до конца XVIII в.
Рис. 2 [Илл. – Венеция. Фреска 1495 г. (Renaissance, стр. 216 – 217 верх. рис.)]

По поводу и без повода


Однажды папа римский Юлий II, недовольный чрезмерной активностью и независимостью Венеции, вызвал к себе Пизани, посла республики, и в гневе заявил ему: «Я низведу Венецию до положения рыбацкой деревни!» Посол, не испугавшись угрозы, ответил: «А мы низведем Вас до положения деревенского священника, если Вы, святой отец, не проявите благоразумие». Папе пришлось отступить.


Основу богатства Венеции составляли налаженные торговые связи с Востоком. Город служил посредником в торговле между христианским и мусульманским миром, получая баснословные прибыли. Начиная с XII–XIII вв., венецианские торговые галеры регулярно заходили в порты западноевропейских стран – Англии, Франции, Фландрии, Испании и Португалии. Звезда Венеции как морской державы не закатилась и после того, как испанцы и португальцы вышли в океан, и началась эпоха Великих географических открытий. Венеция оставалась сильнейшей в морской торговле в регионе.

Галера – деревянное гребное судно, созданное венецианцами в VII в. Длина 40-60 м, ширина ок. 6-7 м, осадка ок. 2 м. Один ряд весел. Экипаж (гребцы и воины) – до 450 человек. Кроме весел, несла две мачты с косыми парусами.


Рис. 3 [Илл. – Карта Венеции 1500 г. (Renaissance, стр. 216 – 217 верхн. рис.)]
Эпоха Возрождения, особенно период XIV–XV вв., стала переломной для Венеции. Весь XIV век прошел под знаком борьбы Венеции с ее давним конкурентом – Генуэзской республикой. Генуя была единственным городом в Средиземноморье, способным соперничать с Венецией на морских торговых путях. Борьба двух городов носила крайне ожесточенный характер и шла с переменным успехом. В 1298 г. генуэзцы нанесли венецианцам поражение в морской битве при Курцоле и с тех пор неоднократно покушались на венецианские земли. В середине XIV в. генуэзцы подобрались совсем близко к Венеции, оккупировав портовый город Кьоджу на адриатическом побережье. Наконец, в 1380 г. венецианский флот обрушился на генуэзцев и в кровопролитной морской баталии при Кьодже наголову разгромил их. Генуя с тех пор так и не смогла оправиться от поражения, и титул «царицы Адриатики» остался за Венецией, а с ним – и господство на всех торговых путях Средиземноморья.

Учителю и ученику


Торговля с мусульманским Востоком была одной из самых прибыльных сфер деятельности венецианцев. В XIII в. папа римский наложил на Венецию налог в 900 дукатов. Уплата этого налога снимала с республики «грех», который венецианские купцы совершали, ведя дела с «неверными».


С этого времени Венеция начала богатеть не по дням, а по часам. Дворцы венецианской знати поражали своей красотой и великолепной архитектурой. Центральная площадь города, названная в честь покровителя Венеции – Святого Марка, окруженная отделанными белым мрамором галереями, заслуженно считалась красивейшей в Европе.
Рис. 4 [Илл. – Площадь и собор Сан-Марко в Венеции. Фреска 1496 г. (Renaissance, стр. 222- 223)]
В это же время сложилась и структура городского управления. Венеция, вольный город, не имела феодальной знати. Единственной знатью были крупнейшие купеческие семейства, крепко державшие в своих руках всю власть. Городом управлял дож, избиравшийся из числа самых влиятельных людей Венеции. Должность дожа являлась пожизненной, и в некоторые моменты истории Венеции дожи даже пытались передавать власть по наследству. Но это им удавалось редко. Система управления в Венеции была хорошо продумана. Во главе Венеции стоял так называемый Большой совет, включавший представителей наиболее знатных семейств города. Члены Большого совета обладали исключительным законодательным правом. Из их числа формировался Малый совет, правивший городом вместе с дожем. Тот имел право набирать собственное правительство – сенат, но все кандидатуры сенаторов должны были получить одобрение Малого совета. В конце XIII в. Большой совет был «закрыт». Отныне в него мог быть избран лишь член одного из нескольких десятков семейств, занесенных в особый список – «Золотую книгу Венеции». Помимо Большого и Малого советов, появились два тайных органа власти – Совет десяти и Совет сорока. Они занимались в первую очередь тем, что выслеживали возможных заговорщиков против властей. Появились Советы после того, как в 1310 г. властям Венеции удалось раскрыть и подавить крупный заговор против Большого совета и дожа.

Дож (от лат. Dux – вождь) – глава Венецианской республики.


Рис. 5 [Илл. – Дож Андреа Гритти. (Renaissance, стр. 230)]
С появлением Совета десяти и Совета сорока, Венеция превратилась в самый страшный город Европы. От этих могущественных карательных органов, члены которых заседали по ночам, спрятав лица под масками, не был защищен никто в городе – ни член Большого совета, ни сенаторы, ни сам дож. Несколько раз Совет десяти предотвращал попытки дожей узурпировать власть в городе и передать ее по наследству. В 1355 г. дож Марино Фальери решил забрать в свои руки всю власть в Венеции. Об этом узнал Совет десяти. Дож был убит, а на его место избран другой, более благоразумный.

Днем город бурлил. В нем кипела деловая активность, купцы продавали и покупали товары со всех концов света, гавань была пестра от флагов. А на стене дома, где проходили заседания Совета десяти, было проделано отверстие, куда любой мог опустить донос на «врага республики». По этим доносам арестовывали незамедлительно. Той же ночью несчастного уже вели на допрос по мостику, получившему поэтическое имя Мост вздохов. Мало кому удавалось пройти по этому мосту обратно. Достаточно было малейшего подозрения, чтобы человек окончил дни в каменном мешке в одном из казематов Венеции.
Рис. 6 [Илл. – «Почтовый ящик» Совета десяти в Венеции. (Renaissance, стр. 233 нижн. рис.)]
Совет десяти и Совет сорока не брезговали никакими методами. Им было разрешено использовать любые способы в обращении с арестованными – во имя упрочения государственного строя Венеции. В период всевластия двух тайных Советов пыточное искусство в венецианских застенках достигло своей вершины. Даже камеры, в которые помещали подозреваемых, служили орудием пытки. Крыши венецианских тюрем покрывали свинцовыми пластинами. Под жарким летним солнцем свинец поднимал температуру в камерах до немыслимых пределов, а зимой там стоял лютый холод. Наряду с пытками Советы имели право просто убить человека – и власти не проводили никакого расследования. В этом городе, как ни в каком другом, человек мог исчезнуть без следа. После заговора дожа Фальери попытки переворота надолго прекратились, поскольку стало очевидно – Советы не остановит никто и ничто. Всесильные тайные органы, умело поддерживавшие завесу таинственности вокруг своей деятельности, вселяли в сердца венецианцев суеверный ужас.

В то же время резкий контраст с мрачным и безжалостным режимом в Венеции составлял расцвет культурной жизни. Блистательный венецианский карнавал, символ народной культуры Средневековья, окончательно сложился как яркое театрализованное действо именно в эпоху Возрождения, в самом конце средних веков. Культура гуманизма, распространившаяся практически по всей Италии и проникшая даже за рубеж, не обошла стороной и Венецию. В XIV–XV вв. венецианскими учеными-гуманистами было создано немало превосходных литературных произведений, философских и научных сочинений. Литературный язык на основе флорентийского диалекта не получил распространения в Венеции, где все литературные произведения писали на венецианском диалекте.
Карнавал (возможно, от лат. carrus navalis – «потешная колесница») – вид массового народного гулянья с уличными шествиями и театрализованными играми. Средневековый карнавал – отголосок языческих празднеств, связанных со сменой времен года.
Рис. 7 [Илл. – Венецианский карнавал. Рисунок из книги XVI в. (Renaissance, стр. 246)]
Тогда же в городе начала развиваться промышленность. В отличие от городов Ганзы, венецианскому купечеству не было нужды защищаться от проникновения цеховых старшин в городскую власть – здесь была совершенно иная система управления. Мануфактуры приносили в городскую казну немалый доход. Как и в других городах Северной Италии, в Венеции было налажено производство сукон и шелков (последние оставались редкой и дорогостоящей материей). Венецианские кузнецы производили отличное оружие. На одном из островов Венецианской лагуны – Мурано – было организовано производство цветного стекла. Венецианское стекло (известное также под именем муранского) считалось поистине предметом роскоши и стоило громадных денег. Венецианцы тщательно оберегали секреты изготовления своего стекла. На остров-фабрику не пускали иностранцев, а мастера-стеклодувы не имели права покидать Мурано. Фактически, остров стал гигантской тюрьмой, на которой жили династии ремесленников.

Ганза – союз торговых городов Северной Европы в XIV – XVI вв.
В XIV – XV вв. Венеция максимально расширила свои владения. Еще в период борьбы с генуэзцами, венецианские купцы организовали собственную факторию в устье реки Дон в Южной России. А после разгрома Генуи венецианские торговые корабли свободно проходили в Черное море. В средиземноморском бассейне Венеция монополизировала всю торговлю. Ей принадлежала часть византийских территорий, захваченная крестоносцами в 1204 г. После освобождения Византии венецианцы сохранили контроль и над этими землями, и над всей Византией, но это был контроль уже не политический, а экономический. Венецианцы поставили в полную зависимость Египет, Сирию, практически все Восточное Средиземноморье. Помимо этого, Венеция напрямую владела обширными землями. Ей принадлежал юг Пелопоннеса, ряд крупных островов в Эгейском море, а также такие крупные острова, как Крит и Кипр. В Италии Венеция полностью контролировала Равенну, Падую, Брешию и несколько других городов материковой части страны.

Венецианцы вели крайне активную внешнюю политику. Республика, за которой в это время закрепилось имя «Блистательная», рассылала послов во все европейские страны. Венецианские послы, помимо официальной дипломатической деятельности, вели сбор шпионской информации, касавшейся всех тонкостей европейской международной политики. От того времени до наших дней дошли богатейшие архивы правительства Венеции. Посол обязан был регулярно посылать в Венецию письменный отчет, и по этим отчетам отчасти была восстановлена закулисная история политических событий и интриг в Европе XV–XVII вв. Внешнеполитическому усилению Венеции немало способствовали и ее монеты. Полновесный дукат, венецианская золотая монета, имел хождение повсюду в Европе наряду с флорентийским флорином. Монеты этих двух итальянских городов служили основной валютой во всех странах христианского мира.
Рис. 8 [Илл. – Венецианские послы за границей. Фреска 1498 г. (Renaissance, стр. 237)]
Тратить дукаты республике приходилось в огромных количествах. В XV–XVI вв. Венеция вела почти непрерывные войны – сначала с Генуей, затем с еще более опасным противником – Османской империей, захватившей Византию в 1453 г. и стремившейся распространить свое влияние на весь средиземноморский бассейн, особенно на мусульманский мир. В конце концов, Венеция потеряла практически все свои владения на Балканах, перешедших под контроль турок.

Османская империя (Оттоманская империя) – государство турецких султанов. Образовалось в XV – XVI вв. в результате завоеваний турок в Европе, Азии и Африке.
Рис. 9 [Илл. – Турецкий султан Мехмет II. С фрески Д. Беллини 1479 г. (Renaissance, стр. 244)]

Флоренция



Вплоть до последней трети XIV в. Флоренция переживала бурный рост как центр крупной мануфактурной промышленности. К началу XIV в. полностью сложилась система цехов, состоявшая из семи «старших» и четырнадцати «младших». Население города к 1330 г. по данным архивов флорентийской коммуны тех лет, насчитывало порядка девяноста тысяч человек. Значительную часть горожан составляли наемные работники мануфактур, трудившиеся в крайне тяжелых условиях. Им запрещено было иметь какие-либо организации, они не входили в цехи и были совершенно бесправны.

Цех – профессиональная организация независимых ремесленников в крупных городах.


Рис. 10 [Илл. – «Лавка плотника». Бронзовый рельеф А. Пизано на воротах Баптистерия во Флоренции. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 107 рис. 158)]

Учителю и ученику


«Старшими» во Флоренции считались те цехи, на которых базировалось благосостояние города – цех шерсти, шелка и ряд других. В их число входила и гильдия врачей. Правда, членами ее были не только врачи, но и художники, и писатели. Во флорентийской гильдии врачей состояли живописец Джотто, поэт Данте Алигьери и многие другие деятели культуры Предвозрождения.


В середине XIV в. в верхах городской коммуны начались серьезные разногласия между дворянами и богатыми горожанами: контроль над промышленностью и торговлей Флоренции они стремились распространить и на политику города. В партии гвельфов появилось новое движение – пополаны. Основным требованием пополанов было соблюдение конституции города 1293 г. и ограничение прав грандов – дворянства. А старшины младших цехов были недовольны тем, что их полностью оттеснили от управления коммуной – от четырнадцати младших цехов в городской совет, синьорию, входило лишь два представителя, в то время как старшие цехи выставляли в совет по одному представителю каждый. Наконец, «тощий народ» – мелкие ремесленники и наемные работники с мануфактур – тоже требовал от городского совета принятия решений, облегчающих им жизнь. 18 июня 1378 г. во Флоренции вспыхнуло восстание чомпи – чесальщиков шерсти, самых низкооплачиваемых работников суконных мануфактур города.

Пополаны (от ит. popolo – народ) – в XII–XVI вв. так называли политическую партию средних и мелких городских ремесленников, членов цехов.
Восстание завершилось победой «тощего народа». Руководитель чомпи Микеле Ландо был избран гонфалоньером Флоренции. Старшие цехи пошли на серьезные уступки, результатом которых стало создание трех новых цехов для мелких ремесленников. Новое правительство провело ряд налоговых реформ, смягчающих налоги на бедняков, установило сравнительно большой срок оплаты долгов. Была проведена и реформа политическая – некоторые крупные дворянские семейства были отныне лишены права занимать государственные должности во Флоренции.

Гонфалоньер (букв. «знаменосец») – глава городской гвардии, а с 1293 г. – глава правительства во Флоренции.
Буквально месяц спустя чомпи, недовольные слишком медленным исполнением решений синьории, вновь подняли восстание, на сей раз жестоко подавленное. Вслед за этим синьория отменила большинство решений, принятых ею же. Фактическая власть в городе более чем на полвека перешла к богатой гвельфской семье Альбицци, жестоко подавлявшей все проявления недовольства и старавшейся не допустить нового усиления «тощего народа». И тем не менее, «тощий народ» оставался серьезной силой в городе. Со времен восстания чомпи некоторые богатые пополаны поддерживали дружеские отношения с идейными руководителями этого движения.
Рис. 11 [Илл. – Портик Органья во Флоренции. Гравюра XIX в. (Детский Плутарх, стр. 384)]
Старая гвельфская знать не устраивала в городе многих, но особенно – новых богачей, выходцев из городского сословия, наживших громадные состояния в период наивысшего экономического расцвета Флоренции в XIV в. Ко времени событий, связанных с восстанием чомпи и с временным усилением демократической группировки горожан, среди таких богачей особенно выделялось семейство Медичи. Со второй половины столетия банкирский дом Медичи приобрел значительный вес в деловых кругах Флоренции. Медичи вели банковские дела римской курии и за счет этого скопили серьезное богатство. Когда началось восстание чомпи, Сальвестро Медичи, тогдашний глава дома, активно выступил против «жирного народа». Медичи не принимал участия в разгроме восстания чомпи. После победы Альбицци он остался в оппозиции к «жирным» и гвельфам. Это помогло ему добиться поддержки у «тощего народа».

Медичи – флорентийский род, игравший большую роль в политической и экономической жизни Италии в XV–XVII вв. Один из крупнейших банкирских домов Европы в XV в.
В начале XV в. семья Медичи пережила поистине стремительный взлет. Внук Сальвестро, Козимо Медичи, к 30-м годам XV в. не просто входил в число богатейших людей Флоренции – он был самым богатым человеком в городе. Во всей Европе нашлось бы совсем немного банкиров, способных тягаться с домом Медичи. Козимо по семейной традиции поддерживал антигвельфские настроения в низах Флоренции. В 30-е годы Флоренция начала войну с ближайшим соседом – городом Луккой. Альбицци проиграли эту войну, и Козимо воспользовался подходящим моментом для реализации своих политических амбиций. Пользуясь почти всеобщей поддержкой «тощего народа», он добился изгнания Альбицци за пределы Флоренции как «врагов народа». После устранения Альбицци Козимо не составило труда быть избранным в синьорию. С Козимо началась история длительного правления семейства Медичи во Флоренции.

Козимо Медичи, по прозвищу Старший (1389–1464) – первый из членов рода Медичи фактический правитель Флоренции с 1434 г.
Козимо, попав в высший орган государственной власти Флоренции, повел себя как опытный и осторожный политик. Он не стал занимать никаких официальных постов, отказался от всяких титулов, кроме «гражданина Флорентийской республики» и всячески подчеркивал свою простоту и близость к народу. Однако именно он, человек с огромными деньгами, политическим и экономическим влиянием, был фактическим главой республики. Слово Козимо Медичи было решающим при принятии любого сколько-нибудь важного государственного решения. Доходило до того, что синьория, которой полагалось заседать во дворце в центре города, проводила заседания на роскошной загородной вилле банкира.

Козимо Медичи провел у руля Флорентийской республики тридцать лет. Упрочив за это время свое политическое влияние, Медичи и в политике оставался прежде всего банкиром. Финансовая деятельность, проводившаяся Флоренцией в годы правления Козимо Медичи, была направлена на вытеснение и разорение банкирских домов, владельцы которых могли составить ему и политическую конкуренцию. Мало-помалу Медичи удалось убрать с политической арены большинство своих противников. Народ почитал Медичи, поскольку банкир, придя к власти, выполнил данные ранее обещания, снизив налоги с «тощего народа». Поэтому многое сходило Козимо с рук, в том числе и его связи с папским двором, на которых и строилось богатство дома Медичи.
Рис. 12 [Илл. – Фамильная нагрудная цепь Медичи со знаками гильдии менял. (Renaissance, стр. 48 верхн. рис.)]

Фактическое воцарение Козимо Медичи, передавшего впоследствии свой пост и свое влияние по наследству сыну, ознаменовало новый этап в развитии итальянских городов-государств – установление тирании. Представительские собрания, городские советы во многих промышленно развитых городах Северной и Центральной Италии в это время начали уступать место единоличным правителям – выходцам из третьего сословия, скопившим громадные состояния (как Медичи) или обладавшим военной мощью (как миланский тиран Франческо Сфорца). Тирания как форма государственной власти в итальянских городах была ближе к древнегреческой. Современное понимание этого слова имеет несколько иное значение. Власть тирана могла быть достаточно мягкой по отношению к простым гражданам, но все тирании в Италии в эпоху Возрождения начинались с того, что некто, не имеющий прав на власть (по законам города), захватывал ее, а затем передавал по наследству. В ряде итальянских городов примерно в одно и то же время – в середине XV в. – власть была полностью узурпирована каким-нибудь одним наиболее богатым и знатным семейством.

Сфорца – династия миланских герцогов в XV – XVI вв.

Франческо Сфорца (1401–1466) – захватил власть в Милане в 1450 г.
Рис. 13 [Илл. – Сфорца, миланский тиран. Фрагмент алтарной росписи. 1495 г. (Renaissance, стр. 110)]

Учителю и ученику


Собственно, тирании в итальянских городах появились еще в самом конце XIII в. Но более известными оказались тирании XV–XVI вв. поскольку именно на их время пришелся наибольший культурный расцвет итальянского Ренессанса. Кстати, тираны всячески покровительствовали развитию искусств, справедливо рассчитывая на долгую посмертную славу.


Флорентийская тирания семейства Медичи получила наибольшую известность в истории по ряду причин. Медичи (особенно Лоренцо, внук Козимо) покровительствовали литературе и искусству, щедро поддерживали ученых-гуманистов, философов и писателей. Кроме того, Медичи вели довольно активную внешнюю политику. Близость семейства к Риму и к руководству католической церкви позволяла им вмешиваться в дела папской курии. Один из членов семьи, Лев Медичи, даже занимал папский престол в Риме в начале XVI в.

Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный (1449–1492) – итальянский политический деятель. С 1469 г. – единоличный правитель Флоренции. Поэт, философ, один из крупнейших меценатов своего времени.
Рис. 14 [Илл. – Лоренцо Медичи и скульптор Ф. Брунеллески. (Renaissance, стр. 48 нижн. рис.)]

Правление Козимо Медичи нельзя назвать тиранией в полном смысле слова – формально он не пользовался почти никакой властью. Настоящим тираном, полновластным хозяином города – и фактически, и формально – стал его внук Лоренцо, прозванный Великолепным.

На длительную эпоху правления Лоренцо пришелся расцвет гуманистической культуры Флоренции. Тиран, многократно увеличивший состояние семейства, тратил громадные суммы на античные статуи, древние латинские и греческие рукописи. Роскошная вилла Лоренцо Медичи была самым красивым зданием в городе и его окрестностях. Эта вилла содержала одну из богатейших в Европе коллекций античной культуры и громадную библиотеку. Кроме того, Лоренцо поддерживал ученых-гуманистов, назначая им пожизненное содержание и помогая деньгами для флорентийской Академии.

Многие выдающиеся деятели флорентийской гуманистической школы того времени оставили в своих трудах упоминания о Лоренцо Великолепном и оценки того, что он сделал для процветания Флоренции и ее граждан. При этом оценки достаточно противоречивы: с одной стороны – полное и безусловное восхваление Лоренцо как мудрого и прозорливого правителя, при котором город процветал на зависть всем соседям; с другой – столь же полное и категорическое непризнание за Лоренцо каких-либо достоинств. Деятельность Лоренцо на самом деле отличалась одновременно и жестокостью, и добрыми деяниями. Но все-таки в историю Лоренцо, как и большинство тиранов эпохи Возрождения, вошел благодаря своей меценатской деятельности.
Рис. 15 [Илл. – «Лоренцо Великолепный». Фрагмент скульптуры Андреа Верроккьо. (Renaissance, стр. 71)]


По поводу и без повода
Флорентийские гуманисты XV в. были людьми, мыслящими в первую очередь о благе государства, а не о собственном благе. Поэтому оценки Медичи отражают их политические взгляды. Однако, по странному совпадению, восхваляли Лоренцо те, кто был им обласкан, а проклинали (называя при этом злобным тираном и узурпатором) те, кто не добился покровительства.

В других городах-государствах Северной и Центральной Италии складывалась примерно такая же картина. В Милане в 1450 г. власть захватил Франческо Сфорца, городской кондотьер (командующий наемным войском города). В ряде городов к власти силовым способом приходили, в отличие от Флоренции, в основном выходцы из дворянских семей. Феррара, город на севере Италии, долгое время находился под полной властью местного знатного семейства д'Эсте. Причина возникновения тираний и образования новых правящих династий в демократических городских коммунах довольно проста. В период экономического роста промышленных городов Италии в них выделилось несколько богатых семейств, недовольных политикой городского правительства (практически повсюду в значительной степени состоявшего из старой знати).
Рис. 16 [Илл. – «Двор Гонзага, правителей Мантуи». Фреска А. Мантенья, XV в. (Renaissance, стр. 18 – 19)]

Папы и церковный раскол



Рим, столица Папского государства, был в Средневековье одним из главных центров всей европейской политики. Глава католической церкви, обладавший правом низлагать императоров, вершил судьбы целых государств. Богатые и сильные города-государства Тосканы и Ломбардии вели непрестанные войны с папой, отстаивая свою независимость. Но к началу XIV в. авторитет папства был уже не тот, как в XIII в. Реформы монашества и церкви, проводившиеся под эгидой самого папы, начали постепенно подтачивать мнение о непогрешимости католической церкви.
Рис. 17 [Илл. – Процессия клириков. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 46 рис. 62)]

По поводу и без повода


В конце Средневековья римская курия, чувствуя, что теряет власть на земле, поспешила распространить свое влияние в небесные сферы. Папа Климент VI повелел, например, чтобы ангелы уносили прощенную им душу в рай немедленно после папского прощения.


В 1303 г. противостояние официальной католической церкви впервые обрело форму открытого восстания. Монах по имени Дольчино, член еретической секты апостольских братьев, встал во главе крестьянского восстания. Целью восставших была подготовка наступления «тысячелетнего царства Христова», в котором не будет богатых и бедных, а все будут равны. В Северной Италии было немало богачей, но католическая церковь была особенно богатой. Восстание Дольчино приобрело за короткое время серьезные масштабы, а еретические, антицерковные настроения в нем были настолько сильны, что папа Климент VI объявил крестовый поход против Дольчино. С восставшими удалось справиться лишь в 1307 г. Дольчино был схвачен и казнен. Это восстание стало первым в ряду крестьянских восстаний, прокатившихся по Западной Европе в XIV–XV вв., хотя по сути своей несколько отличалось от них. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии носили характер преимущественно социальных волнений, гуситские войны в Чехии и Великая крестьянская война в Германии были в значительной степени связаны с идеями Реформации. Восстание же Дольчино было средневековым по духу – восставшие выдвигали в качестве главных лозунгов еретические идеи своей секты.

Апостольские братья (апостолики) – крестьянское еретическое движение в Северной Италии в 1260–1307 гг.

Жакерия – антифеодальное крестьянское восстание во Франции в мае – июне 1338 г.

Гуситские войны – войны за независимость Чехии в 1-й половине XV в., проходившие под лозунгами церковной реформы.

Восстание Уота Тайлера – крупнейшее антифеодальное восстание в Англии в XIV в. Началось в мае 1381 г., закончилось 15 июня того же года.

Великая крестьянская война – выступления крестьян и части горожан в Юго-Западной и Средней Германии против феодалов в 1524 – 1526 гг.
Рис. 18 [Илл. – «Торжество архангела над бесом». XV в. (Словарь символов, стр. 232 рис. XVII с врезки)]
Через два года после подавления восстания Дольчино на Рим обрушилась новая беда. Французский король Филипп Красивый, рассорившись с папой, захватил Рим и перенес папский престол в Авиньон, во Францию, надеясь, что папа станет посговорчивее. С этого времени влияние римской курии на политическую жизнь Центральной Италии несколько снизилось.
Филипп Красивый (1268 – 1314) – французский король из династии Капетингов, правил с 1285 г.
В 1347 г. в Риме была провозглашена республика. Возглавил ее римский философ-гуманист Кола ди Риенцо. Придя к власти, он попытался построить республику по образцу античного Рима (перед этим образцом государственности преклонялись все без исключения итальянские гуманисты). Первое время Кола ди Риенцо пользовался значительной поддержкой горожан. Некоторые налоговые и административные реформы позволили ему упрочить экономико-политическое положение Рима, подняв его на уровень с развитыми городами-государствами Северной Италии. В мечтах Кола ди Риенцо зашел настолько далеко, что уже видел Рим во главе федерации итальянских городов-республик. Но замыслам главы республики восстановить величие античного Рима не суждено было сбыться. Феодальная знать Рима ополчилась против Кола ди Риенцо. Он был вынужден бежать за границу, был арестован и выдан папе. Авиньонский папа, однако, не тронул «мятежника». Более того, он назначил Кола ди Риенцо своим наместником в Риме, рассчитывая на то, что таким образом Рим останется под контролем курии. Вернувшись в Рим, Кола ди Риенцо затеял новую налоговую реформу, которая и погубила его. В 1354 г. в городе вспыхнуло восстание, во время которого Кола ди Риенцо был убит.

Кола ди Риенцо (наст. имя Никола ди Лоренцо Габрини, 1313 – 1354) – итальянский гуманист, политический деятель.
Курия (теперь уже авиньонская, а не римская) решительно не хотела терять Рим, ускользавший у нее из рук. Резиденцию папы необходимо было вернуть обратно в Вечный город. В 1377 г. папа Григорий XI, предчувствуя скорую смерть и не страшась гнева французского короля, вернулся в Рим. После его кончины кардиналы-итальянцы избрали нового папу – итальянца Урбана VI. Рим и Папская область вновь перешли под контроль главы католической церкви. Однако простой перенос престола не решил проблем курии. В Авиньоне был избран собственный папа. Авторитет католической церкви был поколеблен. Начался Великий раскол.
Рис. 19 [Илл. – Арнольфо да Камбио. Статуя папы Бонифация VIII на гробнице папы. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 52 рис. 73)]
Великий раскол – период, когда во главе католической церкви стояли одновременно два, а временами три папы, избиравшиеся в Риме и в Авиньоне. Раскол продолжался с 1378 по 1417 гг.
Раскол этот немедленно начал усиливаться. Оба папы – римский и авиньонский – взаимно проклинали друг друга и отлучали от церкви, не добиваясь никаких результатов. В таком состоянии церковь пребывала более тридцати лет. Папы умирали, на их место избирались новые, не желавшие отказаться от титула наместника Божьего. В 1409 г. высшие руководители католической церкви собрались в итальянском городе Пиза, чтобы как-то предотвратить раскол и сохранить единство церкви. Пизанский церковный собор не сумел договориться ни с римским, ни с авиньонским папами. Тогда был избран третий папа, но ни он, ни его преемник не сумели консолидировать церковь. У католического мира стало уже не два, а три главы. Авторитет папской курии и самого папы трещал по швам.

Собор – собрание выборных или должностных лиц церкви, созванное для решения организационных и иных вопросов общецерковного уровня.

В 1414 г. в городе Констанца был вновь созван церковный собор. На восстановление единства церкви Констанцскому собору потребовалось более трех лет. В конце концов, руководители церкви договорились поступиться сиюминутными интересами в пользу высших ценностей. Было решено, что папский престол останется в Риме, поскольку этот город был избран самим Святым Петром. Всех трех пап – римского, авиньонского и пизанского – собор низложил «за нарушение догмата о неделимости католической церкви». После избрания нового папы в 1417 г. в католической церкви на какое-то время наступило затишье.
Рис. 20 [Илл. – «Богословы». Средневековая миниатюра. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 70 рис. 103)]
Однако позиции церкви были безвозвратно утрачены. Непримиримая борьба пап подорвала авторитет всего папства. Занятые внутренними раздорами иерархи церкви были не в состоянии контролировать денежные потоки, питавшие церковь. В самой Италии и за ее пределами люди все более неохотно платили обременительную десятину – обязательный церковный налог. Усложнилась и политическая ситуация. По мере формирования достаточно жестких монархий, становления абсолютизма в таких экономически развитых странах, как Франция и Англия, короли стремились выйти из-под контроля пап и в своих государствах переподчинить церковь себе. Как и в период феодальной раздробленности Европы, они пытались сами назначать епископов в города, все меньше платили в папскую казну. Английский король Эдуард III первым отказался вообще от каких-либо платежей в пользу папской курии, поддержавшей Францию во время Столетней войны.

Учителю и ученику


Отказ короля Англии от выплат папе был со стороны Эдуарда не просто шагом политика, рвущегося к самостоятельности. Английские короли долгое время считались вассалами папы римского, выплачивая ему унизительную и тяжелую дань. И хотя разрыв вассально-сеньориальных отношений в Средневековье был возможен, впервые, пожалуй, на разрыв пошел вассал настолько высокого ранга.

Рис. 21 [Илл. – Фрагменты церковного витража. XIV в. Ассизи, Италия. Художник Симоне Мартини. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 244 рис. 342)]
Именно тогда в Европе началось движение за полную реформу христианской церкви, вошедшее в историю под названием Реформация. Первые шаги по этому пути были сделаны еще в XIV в. англичанином Джоном Уиклифом. Лозунги Уиклифа положил в основу своей программы чешский богослов Ян Гус. Разразившиеся вслед за выступлениями Гуса в Праге крестьянские волнения положили начало целой череде религиозных войн, вновь сотрясших Европу до основания.

Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – общественно-политическое движение в XVI в., проходившее под лозунгами борьбы за реформу католической церкви. В рамках Реформации проходили также многочисленные восстания против феодализма.

Джон Уиклиф (между 1320 и 1330 – 1384) – английский богослов, автор перевода библии на английский, сторонник реформы католической церкви.

Ян Гус (1371–1415) – чешский проповедник, сторонник церковных реформ. Сожжен на костре как еретик.
В 1431 г. в немецком городе Базеле начал заседать собор – третий из больших церковных соборов XV в. В ходе собора отчетливо проявилась тяга руководителей властей в национальных государствах к независимости от Рима. Базельский собор был самым продолжительным. Его участники заседали на протяжении шестнадцати лет. На Базельском соборе было принято решение о том, что церковный собор – выше папы римского, и папа может быть смещен по решению собора. Такое решение, разумеется, не устроило папу. Он объявил собор еретическим и призвал католиков не подчиняться Базельскому собору. В ответ «базельцы» избрали своего папу.

И тогда, чтобы не допустить нового раскола, римская курия начала действовать, показав, что не зря в течение многих веков сохраняла главенство в католическом мире. Основная угроза единству церкви исходила из Германии и Франции. Государям этих стран папа передал право назначать епископов в своих странах. Значительная часть заседавших на Базельском соборе боролась именно за это право. Мало-помалу собор стал утрачивать свои позиции и постепенно сошел на нет. После этого римская курия сама встала во главе соборного движения, уже получившего признание в католическом мире. Новый собор проходил в Ферраре и во Флоренции. На нем папа не поднимал вопросов, связанных с реформой церкви. Он предложил католическому миру унию с православной церковью и высказался за оказание помощи Византии в борьбе против турок-османов. Флорентийская уния, однако, не была признана ни католиками, ни православными. Флорентийский собор вновь продемонстрировал, как низко пал авторитет главы католической церкви. Но дело было сделано – опасность раскола миновала, отношение королей к папе смягчилось после его уступок, а призывы сторонников реформы были уже не так слышны.

Уния – объединение православной и католической церквей. При унии православная церковь должна была признать верховенство папы римского, сохранив собственные обряды и богослужение на своем языке.
Рис. 22 [Илл. – Рафаэль. Портрет папы Льва Х. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 22 рис. 19)]
Соборное движение первой половины XV в. было показателем того, что в церкви назревают перемены. Католический мир утратил единство, которое было в нем до конца эпохи Высокого Средневековья. Требования большей самостоятельности для национальных церквей, звучавшие на соборах, были явлением того же порядка, что и усиление монархии в европейских странах, и свидетельствовали о том, что нации новой Европы окончательно сформировались и желали двигаться в своем развитии по собственному пути. Европа вступала в эпоху перемен.

Соборное движение – течение в католической церкви в конце XIV – начале XV вв. Призывало к умеренной реформе католической церкви, отстаивало верховенство церковных соборов над папой римским.


Италия в XVI веке
Следующее столетие стало одним из тяжелейших для Италии. Политическая раздробленность страны все более усиливалась. Страна была разделена на множество мелких государств, княжеств и республик – независимых, формально свободных, но связанных с тем или иным крупным европейским правителем, или вовсе марионеточных. XV век все еще оставался веком республик. Начиная с XVI в., Италия вступила в период монархий. В бывших республиках Северной и Центральной Италии – Милане, Флоренции, Ферраре – династии тиранов обзаводились дворянскими титулами (те, кто еще ни имел их), и правили, как феодалы эпохи Раннего Средневековья. Во Флоренции, в частности, Медичи взяли себе герцогский титул и объявили Флоренцию и все тосканские земли герцогством Тосканским. Миланское семейство Сфорца также взяло герцогский титул, а д'Эсте в Ферраре пришли к власти, уже имея титул. Сильнее всего монархические тенденции проявили себя в Папской области. Александр и Юлий Борджиа, Лев Х Медичи, представители богатейших знатных семейств Италии, избиравшиеся папами в конце XV–начале XVI в., заботились больше об усилении папского государства на политической арене, чем о проблемах католической церкви. Новые папы, выходцы из высшей аристократической среды, вели образ жизни богатых светских монархов (тому же Льву Медичи это не составляло труда – его семья продолжала оставаться одной из богатейших в Европе). Они активно вмешивались в европейскую политику, но не пытались давить на светских правителей авторитетом церкви, а действовали исподволь, плетя тонкую паутину интриг. Особенно преуспели в этом Борджиа, прославившиеся своим коварством на всю Европу.

Борджиа (Борджа) – испанский аристократический род, игравший значительную роль в политической жизни Италии в XV–XVI вв. Наиболее известные его члены – Родриго Борджиа (папа Александр VI) и Чезаре, его сын.
Рис. 23 [Илл. – Папа Александр VI Борджиа. Фреска 1495 г. (Renaissance, стр. 192)]

Учителю и ученику


Папа Александр Борджиа вошел в историю как один из самых коварных отравителей. Сохранились свидетельства о том, как именно он убивал неугодных. Папа мог, к примеру, предложить своему гостю яблоко. Чтобы у того не возникло подозрений в том, что плод отравлен, папа разрезал яблоко пополам, брал половину себе, а другую протягивал гостю. Тот не мог и подозревать, что ядом была смазана одна сторона фруктового ножа.

Причина смерти папы была покрыта тайной. По некоторым сведениям, враги Александра Борджиа отравили его, подкупив папского виночерпия.

Рис. 24 [Илл. – Чезаре Борджиа. (Renaissance, стр. 125 верх. прав. рис.)]
В обстановке постоянных дипломатических интриг, мелких столкновений и войн между всевозможными княжествами и герцогствами Италия представляла собой лакомую добычу для иноземных монархов, стремившихся расширить границы своих владений. Первыми набросились на Италию французы. В 1494 г. они ввели на территорию страны свои войска. Разрозненные итальянские города не сумели сразу дать отпор захватчикам. Первоначальный успех короля Карла VIII, захватившего Флоренцию, Неаполь и ряд других городов, заставил правителей итальянских государств забыть о распрях и создать антифранцузскую коалицию. К тому же, французы вскоре восстановили против себя все итальянское общество. От шаек французских солдат-грабителей не было спасения буквально никому. Четыре года спустя после первого вторжения, французы были вынуждены уйти, не сумев закрепить успех.
Рис. 25 [Илл. – Казненный участник восстания против Медичи в 1478 г. Рисунок Леонардо да Винчи. (Renaissance, стр. 105)]
В это же время на итальянские земли вторглись войска императора «Священной Римской империи» Карла V Габсбурга. В начале XVI в. германский император оказался, возможно, самым влиятельным политиком в Западной Европе. Карл объединил во владениях Габсбургов не только Германию, но и Испанию. За короткий срок Габсбурги завоевали весь юг и центральные области страны, Королевство Обеих Сицилий и Папскую область. В Италии наступил полный политический и экономический кризис.

Карл V Габсбург (1500–1558) – испанский король с 1516 г., император «Священной Римской империи» в 1519–1556 гг.

По поводу и без повода


Слабость раздробленных итальянских государств в XVI в. вынудила итальянцев защищать себя не силой оружия, а силой ума. В Европе в те времена не было других таких ловких политиков и изощренных интриганов. Семейство Медичи, например, прославилось далеко за пределами Италии. Породнившись с французской династией Валуа, Медичи за короткое время опутали сетью интриг всю французскую знать.


В 1494 г. во Флоренции произошел государственный переворот. Тирания семейства Медичи, правившего более полувека, была свергнута. Одним из вдохновителей новой республики стал Джироламо Савонарола – монах-доминиканец, блестящий оратор и проповедник. В своих пламенных проповедях Савонарола обрушивался на всех и вся. Флорентийских богачей он бичевал за богатство и роскошь, папу римского – за то, что он вместе с римской курией забыл Христа и заветы бедности. Французы, нападение которых на Италию и стало толчком для флорентийского восстания, представлялись Савонароле «бичом Божьим», орудием гнева Господня, которым тот решил покарать погрязшую в грехах Италию. Французский король в какой-то мере поддерживал флорентийскую республику, и Савонарола отчасти за счет этой поддержки держался на вершине политической жизни Флоренции вплоть до 1498 г., когда Франция временно прекратила войну.

Джироламо Савонарола (1452–1498) – флорентийский религиозно-политический деятель.
Рис. 26 [Илл. – Савонарола. С фрески XVI в. (Renaissance, стр. 84 прав. рис.)]

По поводу и без повода


Джироламо Савонарола был выдающимся проповедником. Современники вспоминали, что под воздействием его пламенных речей против роскоши Сандро Боттичелли, один из величайших флорентийских живописцев эпохи Возрождения, своими руками бросал в костер на городской площади свои полотна.

Савонарола продолжал призывать снизить налоги с бедняков и увеличить налоги с богатых, провести некоторые социальные реформы, изгнать из города ростовщиков, занимающихся небогоугодным делом. Не прекратил он и нападки на папу римского и на местную знать. В 1498 г. папа римский приказал арестовать монаха. Савонаролу судили и приговорили к сожжению на костре. А в 1512 г. семейству Медичи, бежавшему после восстания 1494 г., удалось вернуть себе власть во Флоренции.
Учителю и ученику


Причина падения Савонаролы была не только политической, но и экономической. Его проповеди против роскоши имели поистине оглушительный успех, так что деятельность многих флорентийских мануфактур, производивших именно предметы роскоши, оказалась под угрозой. Владельцы мануфактур терпели колоссальные убытки, и это заставило их пойти на компромисс и с папством, и с Медичи.

Рис. 27 [Илл. – Казнь Савонаролы. (Renaissance, стр. 87)]

Территория Италии оказалась не просто объектом интереса для крупнейших европейских правителей. Французы и немцы схватились между собой за итальянские территории. Апеннинский полуостров стал ареной жестоких франко-германских войн. В 1525 г. войска Карла V сошлись в битве с армией французского короля Франциска I Валуа близ Павии. В ходе сражения удача оказалась на стороне германского императора. Французский король был захвачен в плен. Папа римский, опасаясь чрезмерного усиления Карла и его империи, попытался заключить военно-дипломатический союз с Англией и Францией. Карл отреагировал мгновенно. Его армия обрушилась на Рим. Папа был пленен, а столица Папской области подверглась страшным грабежам. Было убито несколько десятков тысяч жителей Рима, разграблен и разгромлен Ватиканский дворец – резиденция папы. 6 мая 1527 г., день, когда Рим пал, надолго вошел в итальянскую историю под именем «Дня грабежа».

Франко-итальянские войны, а также войны между Французским королевством и «Священной римской империей» за итальянские владения тянулись с перерывами более полувека, завершившись лишь в 1559 г.
Рис. 28 [Илл. – «Сражение». Фрагмент фрески. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 211 рис. 301)]


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации