Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств - файл n1.doc

приобрести
Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств
скачать (687 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc687kb.26.08.2012 18:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Вавилин Е.В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. 136 с.

Предисловие

Глава I. Понятие договора аренды транспортных средств и соотношение его с некоторыми смежными договорами

§ 1. Понятие и значение договора аренды транспортных средств

§ 2. Соотношение договора аренды транспортных средств с некоторыми смежными договорами

§ 3. Основные элементы договора аренды транспортных средств

Глава II. Права и обязанности, ответственность сторон по договорам аренды транспортных средств

§ 1. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств без экипажа

§ 2. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств с экипажем

§ 3. Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств

Заключение

Библиография

Нормативные акты

Материалы правоприменительной практики

Книги

Диссертации

Статьи
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Е.В. ВАВИЛИН
Сведения об авторе
Вавилин Евгений Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, заведующий сектором отраслевых проблем Саратовского филиала Института государства и права РАН. Член экспертно-консультативного совета Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. Автор более 140 научных публикаций, 8 монографий.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Объективным фактором развития общества является научно-технический прогресс. Один из его результатов - создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В эксплуатации появляются их новые виды и типы. И если в XIX в. основными были морские, речные суда и суда внутреннего водного плавания, то в XX в. в широком, повседневном использовании находятся уже не только водные, но и воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства. Механический транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического, гражданского оборота. Данный фактор социально-экономического развития общества, а также специфика, особая характеристика рассматриваемого объекта (как источника повышенной опасности и сложного технического устройства) гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений и, как следствие, с высокой и все возрастающей степенью востребованности гражданско-правового института аренды - с другой, выявили исключительную актуальность договора аренды транспортного средства, необходимость его более детального законодательного рассмотрения и системного научного исследования.

Впервые в отечественной истории гражданского права в одном из фундаментальных нормативно-правовых источников права - Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) предусмотрен отдельный параграф "Аренда транспортных средств". Однако, как показывает практика, не все проблемы, связанные с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон в правовом регулировании данных отношений, решены. Недостаточно полно определен Кодексом понятийный аппарат, вызывает сомнение выделение законодателем только двух подвидов рассматриваемого договора аренды (в зависимости от наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию) при отсутствии общих положений об аренде транспортных средств.

В соответствии со ст. ст. 641, 649 ГК РФ особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть установлены лишь транспортными кодексами и уставами. К сожалению, вновь принимаемые законодателем, эти нормативно-правовые акты не содержат положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, что создает значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность вопросов аренды данного вида имущества.

Обозначенные недостатки законодательного регулирования, как представляется, вызваны в первую очередь отсутствием общего, комплексного научно-теоретического исследования по данной теме. Единственная подобная работа была проведена в 60-х гг. прошлого века <1>. Отдельные научные труды были посвящены лишь аренде некоторых видов транспортных средств, в частности, тайм-чартеру, димайз-чартеру (К.Ф. Егоров, А.Г. Калпин и др.), а также лишь некоторым элементам договора аренды транспортных средств.

--------------------------------

<1> См.: Левенсон Д.С. Договор аренды транспортных средств. М., 1969.
Основной целью настоящей работы является осуществление всестороннего, комплексного научного анализа правовых отношений аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом положений современного отечественного законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендаций по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
Глава I. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И СООТНОШЕНИЕ ЕГО С НЕКОТОРЫМИ СМЕЖНЫМИ ДОГОВОРАМИ
§ 1. Понятие и значение договора

аренды транспортных средств
В отличие от предшествующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (далее - ГК РСФСР) <1> ныне действующий ГК РФ содержит отдельную гл. 34, посвященную аренде, и гл. 35, применяемую в регулировании отношений найма жилого помещения. В § 1 гл. 34 выделены общие нормы об аренде, которые регулируют все виды арендных отношений независимо от субъектов данных правоотношений и от вида арендуемого имущества. Исключение составляют те случаи, когда по тем или иным арендным сделкам предусмотрены специальные нормы.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 29. Ст. 1689; N 34. Ст. 1966.
Кроме того, в новом ГК РФ в отдельные параграфы выделены договоры аренды некоторых видов имущества. В частности, § 3 гл. 34 содержит положения об аренде транспортных средств.

Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения аренды транспортных средств, и выделение их в параграф в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения по следующим причинам.

Во-первых, договор аренды данного вида имущества становится все более распространенным. Для некоторых отраслей экономики он явился одним из значительных средств экономической поддержки в условиях ограниченного государственного дотационного финансирования, при имеющихся негативных факторах социально-экономических преобразований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лимарев В.Я. На условиях лизинга // Сельская жизнь. 1997; Гайнетдинов М., Белов А. Прокат сельскохозяйственной техники - это то, что нужно // Хозяйство и право. 1992. N 3.
Появились социально-экономические, правовые предпосылки и условия, которые способствуют расширению практики его применения. В частности, несоизмеримо увеличился круг участников данных правоотношений <1>, появились новые в отечественной практике виды аренды транспортных средств, многие получили правовое закрепление (например, финансовая аренда (лизинг) транспортных средств <2>), устранен дефицит транспортных средств как причина, в частности, крайне малого удельного веса в гражданском обороте договоров проката <3> и аренды автотранспорта <4>. Качественно и количественно изменился состав оснований заключения договора аренды транспортных средств. Если согласно предшествующему хозяйственному законодательству наиболее распространенным основанием подписания сторонами соответствующих двусторонних сделок являлись, помимо соглашения сторон, плановые <5>, "однотипные плановым" <6> и различного вида административные акты <7>, то на современном этапе в результате глобальных, всеобъемлющих внутригосударственных экономических и правовых преобразований наиболее распространенным основанием становится волеизъявление, соглашение сторон, основанное уже, как правило, не на плановых государственных заданиях, заказах, а на бизнес-планах, в основе которых - коммерческая заинтересованность хозяйствующих субъектов. О значимости правового регулирования рассматриваемых отношений свидетельствует и относительное распространение их в гражданско-правовом обороте других экономически развитых государств. Подтверждением тому является, в частности, создание в 1984 г. Европейской ассоциации аренды автомобилей (ECATR), основу деятельности которой составляет обеспечение аренды транспортных средств на уровне Европейского союза. В эту Ассоциацию входят 16 государств, на которые приходятся 3,5 млн. арендованных легковых и грузовых автомобилей. Члены этой организации ежегодно приобретают не менее 1,5 млн. автомобилей <8>.

--------------------------------

<1> Напр., как отмечалось еще недавно, "между гражданами возмездные договоры о пользовании имуществом заключаются довольно редко"; см.: Гражданское право. Т. 2 / Под ред. засл. деят. науки РСФСР, д-ров юрид. наук Ю.Х. Калмыкова, В.А. Тархова и д-ра юрид. наук, проф. З.И. Цыбуленко. Саратов, 1995. С. 87. В настоящее время они имеют устойчивую тенденцию к росту, и в частности договоры аренды автотранспортных средств и малотоннажных речных судов.

<2> См.: Бельченко В.М. Перспективы лизинга (Актуальное интервью) // Сельская жизнь. 1995. 7 дек.; Газман В. Создание автотранспортной лизинговой компании: экономико-правовые условия // Хозяйство и право. 1997. N 12.

<3> См.: Баринов Н.А. Договор бытового проката. Саратов, 1980. С. 16; Кабалкин А.Ю., Брычева Л.И. Услуги населению: правовое обеспечение. М., 1988. С. 109.

<4> См.: Отдельные виды обязательств. Курс советского гражданского права / Под общ. ред. проф. К.А. Граве и проф. И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 149.

<5> Статья 159 ГК РСФСР 1964 г. прямо предусматривала возможность возникновения обязательства "непосредственно из акта планирования народного хозяйства".

<6> Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, 1982. С. 131.

<7> См.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 115, 116; Братусь С.Н. Соотношение административных и экономических методов в регулировании хозяйственных отношений // Советское государство и право. 1966. N 3; Иоффе О.С. План и договор в условиях хозяйственной реформы // Советское государство и право. 1967. N 7; Он же. План и договор в социалистическом хозяйстве. М., 1971; Калмыков Ю.Х. Хозяйственный расчет и гражданское право. Саратов, 1969. С. 207 - 211; Халфина Р.О. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М., 1954. С. 158, 159; и др.

<8> См.: Домнина С. Лизинг - реальная возможность обновления парка автомобилей // Автомобильный транспорт. 1998. N 4.
Во-вторых, предмет договора аренды транспортных средств принадлежит к числу относительно дорогостоящего имущества. Главным образом по данной причине некоторые из транспортных средств (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) отнесены гражданским законодательством Российской Федерации к объектам недвижимости (ст. 130 ГК РФ), а значит, на них распространяется закрепленный законом специальный правовой режим <1>.

--------------------------------

<1> См.: Цыбуленко З.И. Правовой режим недвижимости // Новое российское гражданское законодательство и практика его применения: Сб. науч. ст. / Под ред. З.И. Цыбуленко. Саратов, 1998. С. 109 - 126.
В-третьих, разновидностей транспортных средств сравнительно много, и их число имеет тенденцию к дальнейшему увеличению вследствие научно-технического прогресса и других факторов. Техническая эксплуатация и управление имеют свои родовые и индивидуальные особенности. В том числе с этим связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые транспортные кодексы и уставы. Но, с одной стороны, нормы данных правовых кодифицированных актов не охватывают правовым регулированием отношений аренды всех разновидностей транспортных средств, с другой стороны, аренда отдельных видов транспортных средств, если принять во внимание специфические особенности, связанные с их технической эксплуатацией и управлением, объективно тяготеет к общим началам правового регулирования как результат однородности предмета правового регулирования. Таким образом, факторы экономичности и целесообразности в сфере правового регулирования данных общественных отношений должны учитываться непосредственно.

В-четвертых, законодательство относит транспортные средства к источникам повышенной опасности. Это обстоятельство требует детального регулирования отношений по передаче собственником данных объектов в пользование и владение титульному владельцу (арендатору, фрахтователю) для получения коммерческой выгоды.

Ранее достаточно подробно рассматривались лишь вопросы, касающиеся проката транспортных средств с целью удовлетворения потребительских интересов граждан, в том числе вносились предложения по дополнению ГК РСФСР 1964 г. статьями, посвященными договору проката легковых автомашин <1>.

--------------------------------

<1> См.: Красавчиков О.А. Договор проката легковых автомашин (к проектам Гражданского кодекса и Гражданского процессуального кодекса) // Советское государство и право. 1964. N 11.
В-пятых, цель аренды транспортных средств как правового инструмента решения определенных экономических задач юридическими и физическими лицами трансформируется, меняет акценты с точки зрения необходимости выполнения народнохозяйственного плана, исполнения нормативных актов соответствующих транспортных министерств и ведомств в области коммерческой эксплуатации, получения прибыли, рентабельной государственной хозяйственной и предпринимательской деятельности.

В-шестых, положения § 3 гл. 34 ГК РФ разрешили некоторые спорные теоретические и практические вопросы, более определенно сформулировали содержание договора аренды транспортных средств и ответственность сторон по договору.

В-седьмых, указанные нормы явились основной правовой базой, юридической конструкцией для дальнейшего формирования законодательства в сфере аренды транспортных средств, в том числе необходимых норм новых транспортных кодексов и уставов. Тем самым они обеспечили "не только "экономию правового регулирования", но и то, что имеет гораздо большее значение, - необходимое единство самого регулирования" <1>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 17.
Анализ определений договора аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды (фрахтования) транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ) позволяет сделать наиболее общий вывод: договор аренды транспортного средства - это возмездное двухстороннее соглашение, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование с целью бытовой, производственной или коммерческой эксплуатации с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таковых услуг.

По договору аренды транспортного средства правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя (наймодателя) к арендатору (нанимателю). В научной литературе - как отечественной, так и зарубежной - единодушно подчеркивается, что передача имущества в пользование составляет конститутивный элемент договора аренды <1>. Обсуждение же правомочия владения до недавнего времени либо не поднималось на том, в частности, основании, что оно не содержалось в легальных определениях имущественного найма (аренды), в том числе в транспортных кодексах и уставах, либо не рассматривалось как полноценный характеризующий качественный элемент договора имущественного найма (аренды). Однако тесная органическая связь "владения" и "пользования", их неразрывное единство в рассматриваемом гражданско-правовом институте было верно подмечено: "Общим для... договора имущественного найма является переход имущества во временное пользование нанимателя, которое предполагает владение им" <2>. (Необходимо заметить, что "для современного развития экономических отношений возможна такая аренда, при которой имущество предоставляется арендатору только в пользование, например, при аренде ЭВМ..." <3>. Это отражено в определении договора аренды в положениях ст. 606 ГК России.)

--------------------------------

<1> См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). М., 1978. С. 126; Левенсон Д.С. Договор аренды транспортных средств. М., 1969. С. 13; Победоносцев К. Курс гражданского права. Третья часть. СПб., 1896. С. 433 - 434; Саватье Р. Теория обязательств. М., 1972. С. 250; Hans Brox: Handels- und Wertpapierrecht, Munchen, 1994 (11. Auflage); и др.

<2> Фархтдинов Я.Ф. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания. Казань, 1983. С. 60.

<3> Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1997. С. 273. См. также: Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1993. С. 129.
С другой стороны, передача права пользования вещью происходит исключительно на основе передачи арендатору права владения вещью и последующего претерпевания арендодателем фактического использования вещи со стороны арендатора. "Передача владения и претерпевание использования являются... фактическими действиями наймодателя" <1>, таким образом, не передача арендодателем арендатору исключительно правомочия пользования транспортным средством при фактическом и юридическом владении им арендодателем (данное обстоятельство теоретически могло иметь место на практике до принятия нового ГК РФ согласно положениям прежнего законодательства <2>), а предоставление предмета договора в пользование и владение, то есть передача в фактическое обладание им.

--------------------------------

<1> Шапп Я. Основы гражданского права Германии: Учебник / Пер. с нем. яз. К. Арсланова. М., 1996. С. 77.

<2> См.: статья 152 ГК РСФСР (1922 г.); ст. 275 ГК РСФСР (1964 г.); ст. 55 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.); ст. 97 Устава автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.); и др.
Одним из практических примеров, когда транспортные средства предоставлялись по договорам аренды в пользование и при этом подчеркивался исключительно переход лишь данного правомочия, является следующий.

"Автомобили подаются нанимателю ежедневно в начале рабочего дня и по окончании работы возвращаются в гараж арендодателя. ...Наниматель, возвращая автомобили, предоставляет наймодателю владеть ими, без права пользования. Автотранспортное предприятие частично сохраняет право владения автомобилями в период действия договора... Не является ли это условие нарушающим существенную черту аренды - лишение нанимателя владения..." <1>.

--------------------------------

<1> Левенсон Д.С. Указ. соч. С. 12 - 13.
По нашему мнению, в данном примере не наблюдается разрыв правомочий владения и пользования, налицо их полная конгруэнтность. Когда арендатор припарковывает автомобиль в гараж арендодателя, "утрачивая фактическое господство над вещью" <1>, то он лишается в соответствующий момент и возможности пользования им. Таким образом конститутивный элемент договора аренды утрачивается. Следовательно, договор аренды теряет свою практическую значимость и правовую роль. Например, акционерное общество "Московское такси" сдает автомобили без экипажа, как правило, ежедневно одним и тем же индивидуальным предпринимателям в аренду на сутки или на 12 ч. В соответствии с обычаем делового оборота, когда сутки в таксопарках начинаются с 7:00, формируется график. Первая смена проходит с 7:00 до 19:00, вторая соответственно с 19:00 до 7:00. При этом если аренда автомобиля оплачена (заключен договор) на сутки вперед, то пересменка происходит в любое подходящее время. Завершаются смена и действие договора аренды, как правило, с момента возврата автомобиля в гараж арендодателя <2>.

--------------------------------

<1> Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961. С. 82.

<2> См.: Маслов В. Московское такси на условиях аренды (проблемы отрасли) // Автомобильный транспорт. 1996. N 4.
Если же право пользования сохраняется как де-юре (договор аренды транспортного средства с передачей предмета договора первоначальному владельцу не теряет своей юридической силы), так и де-факто, то, по всей видимости, вряд ли можно говорить об отсутствии права владения, "факта обладания вещью" <1>.

--------------------------------

<1> Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Общая часть: Право собственности. Общее учение об обязательствах. Л., 1958. С. 279.
Арендодатель исполняет свою основную обязанность, т.е. предоставляет арендатору транспортное средство для использования, посредством передачи владения транспортным средством и претерпевания его использования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шапп Я. Указ. соч. С. 77.
По нашему мнению, новая правовая конструкция в рассматриваемом договоре - "предоставить... во временное владение и пользование" (ст. ст. 632, 642 ГК РФ) - более полно и точно характеризует "динамику заключенного договора" <1>, отношение сторон к предмету договора, чем конструкция ГК РСФСР (1964 г.) - "предоставить... во временное пользование" (ст. 275). "Право владения и пользования можно выделить из права собственности и предоставить стороннему лицу" <2>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).
<1> "Динамика сложившегося договорного правоотношения включает в качестве его отдельных стадий исполнение, а наряду с ним изменение и расторжение" (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 335). См. также: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 283 - 302.

<2> Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2 (по испр. и доп. 8-му изд., 1902). М., 1997. С. 20.
Применительно к аренде транспортных средств закрепление правомочия владения (лизгольд <1>) в определении нового ГК РФ имеет принципиально важное значение. Эта конструкция разрешает многие вопросы, например, по определению правовой природы договора аренды транспортного средства с экипажем, по разграничению договора фрахтования на время (тайм-чартера) и договора фрахтования (чартера). Только обладая правом владения, арендатор (непосредственный владелец или применительно к указанному случаю судовладелец) может, к примеру, отказать в выдаче транспортного средства собственнику до окончания срока договора аренды, поскольку он имеет право на владение по отношению к собственнику.

--------------------------------

<1> Лизгольд (от англ. leasehold) - владение на правах аренды. См.: Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. М., 1997. С. 640.
Оказалась несостоятельной точка зрения, в соответствии с которой при фрахтовании транспортного средства на время с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации собственник продолжает владеть транспортным средством при посредстве экипажа, члены которого остаются служащими собственника <1>. По всей видимости, учитывая, что экипаж, управляя транспортным средством, действует не в интересах работодателя <2> (собственника), реализуя цель предназначения транспортного средства (в рассматриваемом случае - коммерческую эксплуатацию), а по воле и в интересах арендатора (т.е. фактически служит арендатору), законодатель в новом ГК РФ однозначно указал на переход правомочия владения от собственника к арендатору как при аренде транспортного средства без экипажа, так и при аренде транспортного средства с экипажем.

--------------------------------

<1> См.: Иванов Г. Коносамент. М., 1973. С. 25.

<2> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 179.
Предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства - особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая накладывает на его содержание свою специфику, но не противоречит конститутивным элементам аренды. Договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, закрепленные ст. ст. 632, 642 ГК РФ, наиболее полно в сравнении с предшествующими определениями транспортных кодексов и уставов отражают их гражданско-правовую природу как договоров аренды.

Гражданский кодекс РФ обозначил два основных вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа). По данному основанию законодатель разделил § 3 гл. 34 на два подпараграфа.

Необходимо отметить, что обозначенные главные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по всей видимости, могут комбинироваться сторонами исходя из конкретной практической целесообразности и необходимости. В договоре аренды транспортного средства с экипажем можно выделить договоры с условиями технического обслуживания и договоры без технического обслуживания (лишь с предоставлением услуг по управлению), аналогично в договоре аренды транспортного средства без экипажа - без предоставления технического обслуживания и с предоставлением услуг по техническому обслуживанию (но без предоставления услуг по управлению).

В частности, лизинг автотранспортных средств, как правило, представляет собой "так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг" <1>, характеризующуюся наличием комплексной системы ремонта, страхования, технического и гарантийного обслуживания на базе собственных ремонтных служб арендодателя либо привлекаемых им на контрактной основе специализированных сервисных хозяйствующих субъектов.

--------------------------------

<1> Газман В. Лизинг автотранспортных средств // Хозяйство и право. 1997. N 11.
В качестве практического примера можно привести создаваемую в г. Энгельсе специализированную компанию по лизингу продукции ОАО "Троллейбусный завод". Образуемый хозяйствующий субъект будет обеспечивать весь комплекс необходимых сервисных услуг по обслуживанию троллейбусов в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды (лизинга) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Цах Н.П. От стабилизации к развитию // Автомобильный транспорт. 1998. N 3.
Без сомнения, выделенные подвиды рассматриваемых договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа требуют достаточного внимания как в теории, так и в законодательстве. Актуальность их для гражданского оборота подтверждается не только практическими примерами, но и наличием предшествующего нормативно-правового регулирования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Договор на аренду грузовых автомобилей автохозяйств Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР (утв. Министерством автомобильного транспорта Казахской ССР 13 марта 1965 г.) // Сборник законодательства по автомобильному транспорту. М., 1964.
Однако в практике применения сторонами выделенных подвидов договора аренды транспортных средств закономерно возникнет вопрос: какими положениями, в том числе ГК РФ, необходимо руководствоваться при этом? Отсутствие в ГК РФ общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств, а не только на договоры двух его видов, приводит к определенной дилемме, необходимости выбора между различными, как правило, взаимоисключающими и коллизионными вариантами.

Первый - признание существующего нормативно-правового регулирования исключительно названных в ГК РФ видов договора правовым пробелом по отношению к другим разновидностям договора, что, в свою очередь, влечет применение гражданско-правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), при заключении вышеуказанных видов договора аренды транспортных средств, не предусмотренных Кодексом.

Второй - недопустимость использования в практике иных вариантов договора аренды транспортных средств, чем те, которые прямо указаны в § 3 гл. 34 ГК РФ. Данный вариант, на наш взгляд, противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства, в частности принципу свободы договора, и, значит, он неприемлем. "Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами" (п. 2 ст. 421 ГК РФ).

Третий - обозначение в отраслевых транспортных кодексах и уставах разновидностей договора аренды транспортных средств, необходимых для применения в соответствующей области. Один из реальных и не противоречащих ГК РФ вариантов (однако не реализуемых в таких нормативно-правовых актах, как новые Воздушный кодекс РФ <1>, Устав железнодорожного транспорта РФ <2> и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <3>, которые не содержат ни одной нормы, прямо регулирующей аренду соответствующих транспортных средств).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 19 февраля 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383 (с послед. изм. и доп.).

<2> См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170 (с послед. изм. и доп.). См. также: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

В ранее действующем Транспортном уставе железных дорог Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ) также отсутствовали положения об аренде локомотивов и др. железнодорожных транспортных средств // Российская газета. 1998. 17 янв.

<3> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.
Четвертый - применение общих положений об аренде. Последний вариант предпочтительнее других, так как имеет легальное основание. Статья 625 ГК РФ предусматривает применение к договорам аренды отдельных видов имущества общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) в случае, когда иное не установлено нормами кодекса об этих договорах.

Асимметричный, полярный подход законодателя к регулированию отношений передачи транспортных средств во временное владение и пользование, выражающийся в четко обозначенных критериях наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию, по всей видимости, ограничивает, нормативно сужает потенциально возможное сочетание условий договора аренды транспортных средств и противоречит концепции полисистемного развития цивилистики в целом.

Аналогичный подход законодателя прослеживается и в положениях Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. <1> (далее - КТМ РФ). В КТМ РФ две главы непосредственно посвящены аренде судов: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

--------------------------------

<1> См.: Кодекс торгового мореплавания РФ (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207 (с послед. изм. и доп.).
Первый договор определяется как гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). В соответствии с данным договором судовладелец обязан не только принять меры по обеспечению годности судна и укомплектованию судна экипажем, но и надлежаще его снарядить (ст. 203 КТМ РФ).

Второй договор более категоричен, поскольку уже в определении не допускает возможности различных вариантов аренды (а именно: по соотношению условий укомплектования экипажем, предоставления услуг по техническому обслуживанию и по снаряжению судна). Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) - это гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).

Однако КТМ РФ в отличие от соответствующих норм ГК РФ предусматривает, что правила, непосредственно посвященные аренде судов, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. ст. 201, 212 КТМ РФ). Это означает, что стороны свободны в выборе условий договора фрахтования на время: а) вариантов предоставления тех или иных услуг судовладельцем; б) вариантов возможного состояния судна при его аренде.

В соответствии со ст. 650 ГК РФ договор аренды транспортного средства без экипажа - это соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Указанный договор по своей правовой сущности традиционно относится к договору аренды. Глава XI КТМ РФ обозначает его как "договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)". В мировой теории и практике близкое по значению понятие обозначают термины "димайз-чартер", "бербоут-чартер", "кок-ню" (договор фрахтования неэкипированного, "голого" судна) <1>. Главным отличительным моментом в их содержании является то, что "фрахтователю передается только судно как имущество без обязательства фрахтовщика обеспечить его снаряжение и укомплектование соответствующим экипажем" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). С. 146, 153.

<2> Смирнов В.Т. Сущность договора тайм-чартер и область его применения // Советское государство и право. 1969. N 7.
Существуют разновидности рассматриваемого договора в зависимости от форм технического снаряжения судна (обеспечения его припасами и оборудованием, необходимыми для выполнения им своего основного предназначения) и от форм комплектования экипажа, поступающего в подчинение фрахтователя: техническое снаряжение судна осуществляет собственник судна, либо арендатор, либо совместно друг с другом; комплектует экипаж судна арендатор самостоятельно или с арендодателем или весь экипаж судна формируется арендодателем, но при этом поступает на службу к арендатору, т.е. подчиняется последнему как в области коммерческой, так и навигационно-технической эксплуатации судна <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). С. 146.
Нормы гл. 34 ГК РФ регулируют аренду различных видов имущества. Для некоторых объектов аренды предусмотрена возможность дополнительного законодательного регулирования. Прежде всего данное положение касается имущества, которое по причинам государственной и общественной безопасности ограничено в гражданском обороте.

Особую юридическую специфику имеют как виды договора аренды транспортных средств, выделенные в § 3 гл. 34 ГК РФ в два подпараграфа, о чем упоминалось выше, так и договоры аренды отдельных видов транспортных средств. Поэтому законодатель также предусмотрел для данных объектов аренды возможность дополнительного (помимо предусмотренного § 3 гл. 34 ГК РФ) регулирования специальным транспортным законодательством.

Транспортное законодательство не ограничивается лишь федеральными кодифицированными нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами, оно включает в себя и подзаконные нормативно-правовые акты. В частности, воздушное законодательство Российской Федерации включает федеральные законы (прежде всего новый Воздушный кодекс РФ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: статья 2 Воздушного кодекса РФ.
Состав транспортного законодательства, как видно из вышеприведенного примера, является открытым. Ограничение предусмотрено лишь для законов и подзаконных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, так как правовое регулирование данной области общественных отношений в соответствии с п. п. "и", "о" ст. 71 Конституции РФ и ст. 3 ГК РФ составляет исключительную компетенцию Российской Федерации. Все транспортные уставы и кодексы должны приниматься на уровне федерального закона.

Можно сделать вывод, что к законодательству, регулирующему общественные отношения аренды транспортных средств, можно отнести широкий перечень нормативно-правовых актов. Однако ст. ст. 641, 649 ГК РФ прямо называют нормативные акты, которыми могут регулироваться особенности аренды отдельных видов транспортных средств, - это транспортные кодексы и уставы. Таким образом, в аутентичном, буквальном понимании законодательство об аренде транспортных средств должно состоять из ГК РФ и транспортных кодексов и уставов, исключая другие подзаконные нормативные акты.

Однако в условиях коренного изменения всего законодательства, обычной уже практики поспешной подготовки законов, нередко без закрепления в них механизма их реализации, появляется необходимость принятия постановлений Правительства РФ, большого количества других подзаконных нормативно-правовых актов "с изложением порядка применения законов, разъяснением их содержания, в которых оно нередко искажается и изменяется и применение которых без учета подзаконных актов становится невозможным" <1>. Поэтому представляется правильным не ограничивать правовое регулирование рассматриваемых отношений лишь указанными в ГК РФ транспортными кодексами и уставами.

--------------------------------

<1> Цыбуленко З.И. Проблемы реализации гражданского законодательства // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Мат. конф. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Новоселова. Саратов, 1998. С. 101.
Положения аренды транспортных средств содержит, помимо ГК РФ, КТМ РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ <1>, Устав автомобильного транспорта РСФСР <2> (п. п. 97 - 99). Названный Устав сохранял свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" <3>, до принятия и введения в действие новых транспортных кодифицированных нормативно-правовых актов, которые должны приниматься на уровне федерального закона. Новый Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятый 8 ноября 2007 г., вступил в силу по истечении 180 дней с момента его официального опубликования (ст. 44 Устава).

--------------------------------

<1> См.: гл. X (ст. ст. 60 - 65) Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001 (с послед. изм. и доп.).

Историческая справка: Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1930 г. непосредственно предусматривал как самостоятельный договор аренду судов речного транспорта (ст. 79) // СЗ СССР. 1930. N 55. Ст. 581.

В дальнейшем в Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801 (с изм. и доп., внесенными Постановлениями Совета Министров СССР)) отсутствовали положения об аренде внутреннего водного транспорта // Собрание постановлений Правительства Союза ССР. 1982. N 21. Ст. 109.

<2> Утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1969. N 2 - 3. Ст. 8.

<3> Российская газета. 1996. 6 февр.
Следует отметить высокие темпы реализации государством политики демонополизации и приватизации в важнейшей составной части производственной инфраструктуры страны - транспортном секторе экономики. Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации предусматривает преобразование в акционерные общества с участием государства эксплуатационных предприятий воздушного и водного транспорта, обеспечивающих магистральные сообщения и занимающих положение естественных монополий в соответствующих секторах рынка транспортных услуг <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1143 "Об одобрении Концепции транспортной политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 37. Ст. 4303; Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 146 "О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России" // Российская газета. 1998. 18 февр.
На базе государственной организации "Аэрофлот" и его подразделений созданы с помощью реорганизации в форме выделения "сотни мелких авиакомпаний" <1>, в частности АО "Аэрофлот - российские международные авиалинии" (г. Москва), акционерные общества "Аэростан" и "IDF" (г. Казань), АО "Саратовские авиалинии" и другие предприятия.

--------------------------------

<1> Терещенко М.М. Веление времени - интеграция // Гражданская авиация. 1998. N 2.
По итогам процесса приватизации к настоящему времени в акционерные общества преобразовано 93% предприятий речного транспорта, 3/4 предприятий морского транспорта и 2/3 автотранспортных предприятий общего пользования. При этом с учетом стратегического значения транспорта в федеральной собственности сохранены контрольные пакеты акций 20 крупнейших акционерных обществ морского и 53 общества речного транспорта, у 403 предприятий автомобильного транспорта "Золотая акция" закреплена за государством <1>.

--------------------------------

<1> Цах Н.П. Указ. соч. С. 7.
Сформирована концепция структурной перестройки железнодорожного транспорта, в соответствии с которой в течение последующих 2 лет будут созданы государственные унитарные предприятия по перевозкам грузов и пассажиров с дальнейшим их акционированием <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеренко В. Приватизация железных дорог // Российская газета. 1998. 30 янв.
Таким образом, посредством экономических способов и правовых средств "как юридических инструментов, с помощью которых... обеспечивается достижение поставленных правовых целей" <1> - реорганизации и акционирования государственных транспортных предприятий-монополистов создаются конкурирующие друг с другом частные юридические лица - акционерные общества. Административно-правовые методы регулирования данного сектора социально-экономических отношений уступают место соответствующим гражданско-правовым методам. Следовательно, цивилистический институт аренды приобретает для транспортных предприятий более актуальное практическое значение (так как и в нерыночной экономике достаточно широко использовался) <2> как одно из гражданско-правовых средств, обеспечивающих максимальную эффективность производственного процесса, экономичность использования материальных ресурсов и реализацию коммерческих целей. В свою очередь, рассматриваемый гражданско-правовой институт имеет максимальное воплощение в том числе при наличии неограниченного числа субъектов данных правоотношений как с точки зрения различных форм собственности, так и организационно-правовых форм.

--------------------------------

<1> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. С. 9.

<2> См.: Пугинский Б.И. Правовые средства обеспечения эффективности производства / Отв. ред. И.Н. Петров. М., 1980; Он же. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
По всей видимости, глобальные процессы демонополизации и приватизации транспортных организаций-монополистов приведут к объективной необходимости выработки и принятия на законодательном уровне положений, учитывающих особенности регулирования отношений аренды транспортных средств, в частности, в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Отсутствие рассматриваемых норм, главным образом в новых Воздушном кодексе РФ и Уставе железнодорожного транспорта РФ, является существенным недостатком данных нормативных актов в формировании, "правовом стимулировании" <1>, правовом моделировании и регулировании потенциально возможных или складывающихся арендных отношений, особенно актуальных на этапе увеличения количества субъектов - коммерческих пользователей соответствующими транспортными средствами.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 1995. N 4.
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации