Овчаров А.В. Конспект лекций по дисциплине Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc

Овчаров А.В. Конспект лекций по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
скачать (1557 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1557kb.26.08.2012 18:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковская национальная академия городского хозяйства

А.В. ОВЧАРОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения

специальностей: 6.050200 – «Менеджмент организаций»,

6.050200 – «Логистика»; 6.100400 – «Транспортные системы»,

6.100400 – «Организация и регулирование дорожного движения», 6.100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»;

6.050100 – «Экономика предприятия», 6.050100 – «Учет и аудит»;

6.092108 – «Теплогазоснабжение и вентиляция»;

6.090603 – «Электротехнические системы электропотребления»,

6.090605 – «Светотехника и источники света»;

6.092100 – «Промышленное и гражданское строительство»,

6.092100 – «Городское строительство и хозяйство»;

6.080101 – «Геодезия, картография и землеустройство»;

6.092200 – «Электрические системы и комплексы транспортных средств»,

6.092200 – «Электрический транспорт»,

6.092200 – «Электромеханические системы автоматизации и электропривод»;

6.050400 – «Туризм», 6.050400 – «Гостиничное хозяйство»)



Харьков – ХНАМГ – 2008г.

УДК 574.2:57.03(477)(07)



Конспект лекций по дисциплине „Безопасность жизнедеятельности”. /Авт. А.В. Овчаров. - Харьков: ХНАГХ, 2008. – 167 с.

Автор: А.В. Овчаров

Рецензент: Б.М. Коржик

Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности, для иностранных студентов 1-4 курсов дневной и заочной форм обучения специальностей: 6.050200 – «Менеджмент организаций», 6.050200 – «Логистика»; 6.100400 – «Транспортные системы», 6.100400 – «Организация и регулирование дорожного движения», 6.100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»; 6.050100 – «Экономика предприятия», 6.050100 – «Учет и аудит»; 6.092108 – «Теплогазоснабжение и вентиляция»; 6.090603 – «Электротехнические системы электропотребления», 6.090605 – «Светотехника и источники света»; 6.092100 – «Промышленное и гражданское строительство», 6.092100 – «Городское строительство и хозяйство»; 6.080101 – «Геодезия, картография и землеустройство»; 6.092200 – «Электрические системы и комплексы транспортных средств», 6.092200 – «Электрический транспорт», 6.092200 – «Электромеханические системы автоматизации и электропривод»; 6.050400 – «Туризм», 6.050400 – «Гостиничное хозяйство».

Рекомендовано кафедрой безопасности жизнедеятельности, протокол №7 от 11.12.2007 года.

© Овчаров А.В., ХНАГХ, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Лекция 1. Введение………………………………………………………….

7







1. История развития и этапы формирования БЖД как науки……..

7







2. Усилия правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации……………………………………………….


11







3. Место «Безопасности жизнедеятельности» среди наук………...

12







СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….


13







Блок 1.1. Лекция 2. Безопасность жизнедеятельности как категория……………………………………………………………………..


13







1. Научные основы безопасности жизнедеятельности…………….

13







2.Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………


14







3. Классификация источников опасности, опасных и вредных факторов……………………………………………………………………….


17







Блок 1.2. Лекция 3. Системный анализ в безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………..


21







1. Системно-структурный подход и системный анализ – методологическая основа безопасности жизнедеятельности……………...


21







2. Система «Человек – жизненная среда» и её компоненты……...

24







3. Уровни системы «Человек – жизненная среда»………………...

26







Блок 1.3. Лекция 4. Риск как оценка опасности.................................

27







  1. Общая оценка и характеристика опасностей………………….

27







  1. Оценка риска опасностей……………………………………….

28







  1. Концепция приемлемого (допустимого) риска………………..

30







  1. Управление риском……………………………………………...

31







  1. Качественный анализ опасностей………………………………

35







СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА»…………………….


38







Блок 2.1. Лекция 5. Человек как биологический и социальный субъект………………………………………………………………………...


38







  1. Человек, его биологические и социальные признаки…………

38







  1. Деятельность человека………………………………………….

39

  1. Среда жизнедеятельности человека……………………………

43







3.1.Природная среда……………………………………………

43







3.2.Техносфера…………………………………………………..

46







3.3.Ноосфера…………………………………………………….

47







3.4.Социально-политическая среда……………………………

50







Блок 2.2. Лекция 6. Физиологические особенности организма человека……………………………………………………………………….


52







  1. Строение и свойства анализаторов безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………….


52







  1. Характеристика основных анализаторов ………………………

54







  1. Общие представления об обмене веществ и энергии………….

56







Блок 2.3. Лекция 7. Психологические особенности человека……...

60







  1. Значение нервной системы в жизнедеятельности человека…..

60







  1. Психика человека и безопасность жизнедеятельности………..

62







  1. Психические процессы………………………………………….

62







  1. Психические состояния………………………………………….

64







  1. Психические свойства…………………………………………...

65







  1. Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека..

69







  1. Основные положения эргономики……………………………...

70







  1. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья…...

71







СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ К РЕАЛИЗАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И МЕРОПРИЯ ТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ….…..



73







Блок 3.1. Лекция 8. Природные опасности…………………………...

73







  1. Значение природных опасностей в жизни человека…………..

73







  1. Литосферные стихийные бедствия……………………………..

74







  1. Гидросферные стихийные бедствия……………………………

79







  1. Атмосферные стихийные бедствия……………………………..

80







Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера…………...

84







  1. Техносфера и оказываемое ею влияние………………………...

84







  1. Антропогенное влияние на окружающую среду………………

85







  1. Аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду……………………………………………………………………………


87

  1. Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ.

89







  1. Аварии на транспорте....................................................................

91







  1. Пожары и взрывы………………………………………………..

93







Блок 3.3. Лекция 10. Социально-политические опасности...............

95







  1. Социально-политические опасности и пути их реализации….

95







  1. Войны……………………………………………………………..

96







  1. Терроризм………………………………………………………...

99







  1. Экстремальные ситуации криминогенного характера………...

101







  1. Социальные опасности: алкоголизм, курение…………………

104







Блок 3.4. Лекция 11. Комбинированные опасности...........................

108







  1. Антропогенные факторы природных стихийных бедствий…..

108







  1. Природно-техногенные опасности……………………………..

108







  1. Природно-социальные опасности………………………………

111







Блок 3.5. Лекция 12. Опасности в современной урбанизированной среде…………………………………………………………………………….


122







  1. Урбанизация и её последствия………………………………….

122







  1. Загрязнение атмосферы городов………………………………..

124







  1. Загрязнение воздуха городских помещений…………………...

125







  1. Загрязнение питьевой воды в городах………………………….

126







  1. Шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение городов…………………………………………………………………..


128







Блок 3.6. Лекция 13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций….

130







  1. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций………………………………………………………………………..


130







  1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций…….

134







Блок 3.7. Лекция 14. Организация устранения негативных последствий чрезвычайных ситуаций…………………………………….


140







  1. Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении……………...


140







  1. Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………….


145







  1. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций……………

147







Блок 3.8. Лекция 15. Правовые основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………………….….


148







  1. Основы БЖД в Конституции Украины…………………………

148







  1. Законодательство Украины об охране здоровья……………….

149







  1. Охрана труда в законодательстве Украины……………………

151







Блок 3.9. Лекция 16. Нормативные и организационные основы внедрения безопасности жизнедеятельности…………………………….


153







  1. Пожарная безопасность и безопасность дорожного движения.

153







  1. Гражданская защита и защита населения Украины от влияния ионизирующих излучений……………………………………………………..


154







  1. Законодательство Украины о защите окружающей среды……

156







Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности жизнедеятельности……………………………………………………………


159







  1. Государственные органы управления в области БЖД…………

159







  1. Управление и контроль вопросов охраны труда, здравоохранения………………………………………………………………..


159







Блок 3.11. Лекция 18. Надзор за безопасностью жизнедеятельности...........................................................................................


162







  1. Органы надзора за здравоохранением…………………………..

162







  1. Структура надзорных органов гражданской защиты и защиты населения в условиях ЧС……………………………………………………….


163







  1. Госконтроль за охраной окружающей природной среды……

165







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

166


Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ
План

1.История развития и этапы формирования БЖД как науки.

2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.

3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.


1.История развития и этапы формирования БЖД как науки.
Проблема защиты человека от опасностей возникла вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, человечеству приходилось проявлять заботу о безопасности своего существования.

Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, животным, птицам, солнцу, ветру, воде и т. п., а и использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку именно природные опасности представляли наибольшую угрозу.

Второй группой опасностей, которые представляли угрозу человеку со времён начала существования его на планете, были действия других людей. Войны, вооруженные конфликты, убийства, похищения, угрозы, террористические акты и другие насилия сопровождали и в наше время продолжают сопровождать развитие общества.

Третьей на Земле появилась группа опасностей, которые исходят от объектов, созданных людьми, так называемых антропогенных факторов; машин, механизмов, химических и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, макро- и микроорганизмов, и т.п. Эти опасности связаны со стремлением человека глубже познать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как это не парадоксально, с поиском большей опасности.

На протяжении всей своей истории человечество стремится сделать жизнь удобной. В человеческом стремлении к познанию очень часто средства вытесняют цель, человек становится придатком к созданному им же, а его творения представляют угрозу для него самого.

Можно привести немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что благодаря приобретенным знаниям с развитием цивилизации уровень безопасности людей возрастает. Человечество преодолело эпидемии тифа, холеры, оспы, чумы, полиомиелита. Средняя продолжительность жизни в развитых странах мира уже приблизилась к 80 годам и продолжает расти. Эти результаты достигнуты благодаря развитию медицины, берущей своё начало со времен Гиппократа (460-370гг. н.э.), который реформировал античную медицину, и Аристотеля (384-322 гг. н.э.), который уже в те далекие времена изучал условия работы.

Одной из опаснейших отраслей человеческой деятельности было и остается во многих странах, в том числе в Украине, горное дело. Последние свидетельства этому — постоянная гибель украинских горняков в шахтах Донбасса. Поэтому уже со времен средневековья ученые исследовали опасности, связанные с горнодобывающим делом. Георг Агрикола (1494-1555 гг.) в 1545 г. первым сделал запись о случае выделения и взрыва рудникового газа. Известному врачу эпохи Возрождения Парацельсу (1493-1544гг.), который тоже изучал опасности, связанные с горным делом, принадлежат слова: «Все есть яд и все есть лекарство. Лишь определенная доза делает вещество ядом или лекарством». Это выражение можно считать основой принципа нормирования вредных веществ, который используется и до сих пор.

Значительный вклад в дело развития безопасности труда сделал М. В. Ломоносов (1711-1764гг.). В 1763 г. Он изд ал трактат по основам металлургии и рудных дел, в котором рассмотрел различные вопросы гигиены и безопасности труда горняков, организации их работы и отдыха, укрепления грунтов, отвода рудниковых вод, опасных концентраций газа и пыли, рациональности одежды.

В 1847 г. А. М. Никитин издает книгу «Болезни рабочих и упреждающие меры», где описал мероприятия, которые должны предупреждать профессиональные заболевания и аварии.

В ХІХ-ХХ ст. в связи с интенсивным развитием промышленности проблемами безопасности на производстве занималось много ученых. Отметим, прежде всего, ученых, деятельность которых связана с Украиной. Это первый ректор Харьковского технологического и Киевского политехнического институтов В. Л. Кирпичов (1845-1913гг.), который в своих работах связал вопрос безопасности промышленного оборудования с теоретическими вопросами прикладной механики и сопротивления материалов, и академик А. Л. Скочинский (1874-1960гг.), который сделал большой вклад в развитие техники безопасности на угольных шахтах.

Существенная роль в обеспечении БЖД принадлежит индивидуальным средствам защиты. Одним из показательных примеров этих средств есть противогаз, созданный академиком М. Д. Зелинским в 1915г., который почти без принципиальных изменений используют и сегодня.

Можно привести еще много примеров, которые свидетельствуют о человеческих усилиях, направленных на собственную безопасность, и вместе с тем можно привести не меньше примеров, которые дали основание Жану Батисту Ламарку почти двести лет тому назад, а именно в 1809 г. заявить: «Иногда кажется, что предназначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной ша р не пригодным для жизни». Но катастрофические потрясения XX ст. превзошли все самые страшные опасения относительно судьбы человечества и могут рассматриваться не иначе как война на уничтожение, которую объявила современная цивилизация феномену человека.

В XX ст. человечество вошло в сложный период истории своего развития, когда оно овладело огромным научно-техническим потенциалом, но еще не научилось осторожно и рационально им пользоваться. Быстрая урбанизация и индустриализация, резкий рост населения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, усиление многих других видов антропогенного давления на природу нарушили биологический круговорот веществ в природе, повредили ее регенерационные механизмы, вследствие чего началось ее прогрессирующее разрушение. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущих поколений людей, существование человеческой цивилизации.

Человечеству начала угрожать опасность медленного вымирания вследствие непрерывного ухудшения качества окружающей среды, а также исчерпания природных ресурсов. Стало понятным, что для устранения этой опасности необходимо пересмотреть традиционные формы природопользования и коренным образом перестроить хозяйственную деятельность большинства стран мира. Одним из первых в мире обратил внимание на эту проблему первый президент Академии наук Украины В. И. Вернадский (1863-1945 гг.).

Основой учения академика Вернадского было «живое вещество», в состав которого входят все живые организмы, которые живут на планете. Несмотря на малый объем – 0,25 % от массы всей биосферы, — благодаря геохимической активности и способности к размножению живое вещество, используя и превращая световую энергию, развивает огромную свободную энергию, из-за чего его функции проявляются в планетарном масштабе. В состав живого вещества Вернадский включил также человека, рассматривая природу и человеческое общество как одно целое. Он обосновал положение о том, что облик современной Земли сформирован человеком, и показал, что деятельность современного человека вызывает движение основных химических элементов в масштабах, которые сравнимы с естественными циклами движения этих элементов. По определению Вернадского, человек стал мощнейшей геологической силой на планете, человеческая деятельность начала превышать масштабы мощнейших стихийных бедствий.

Такое состояние окружающей среды и прогнозы относительно глобальной социоэкологической ситуации побуждали к проведению специальных исследований и к выполнению мероприятий, которые бы позволили решить двуединую задачу – сохранить равновесие в природе и удовлетворить требования жизни, которые все время возрастают. Первые положения, которые получили всемирное признание, изложены в работах так называемого Римского клуба. Римский клуб — это неформальная организация ученых математиков, экономистов, экологов, социологов, специалистов по управлению и т. п., созданная в 1968 г. Основная цель работ, которые выполняли члены этого клуба, заключалась в разработке научных методов описания мира как сложной биосоциальной системы. Результаты работ, выполненных в рамках Римского клуба, показали, что надо пересмотреть систему общепринятых ценностей и целей и переходить от узконациональных, региональных целей к оценке и восстановлению глобального мирового равновесия, которое обеспечит безопасность жизнедеятельности всего человечества.

38-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. создает Международную комиссию по вопросам окружающей среды и развития, которая призвана анализировать состояние окружающей среды в контексте глобальных перспектив. На основе оценок авторитетных экспертов в 1987г. эта комиссия подготовила фундаментальное исследование «Наше общее будущее». На современном уровне объективных знаний в нем отображено понимание мировым сообществом остроты социоэкологической проблематики, необходимость глобальной переориентации социально-политического, экономического, технического, технологического и культурного развития, осуществление для этого соответствующих национальных и общепланетарных проектов.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, посвященная Концепции стабильного развития мирового сообщества. Конференция приняла документ «Повестка дня XXI столетия» и сделала вывод о необходимости глобального партнерства всех государств для достижения стабильного социального, экономического и экологического развития общества.

2.Усилия Правительства Украины по преодолению глобальной социоэкологической ситуации.
Наша страна заявила о поддержке Концепции ООН о стабильном развитии человечества. Одной из ключевых задач государственной политики Украины на ближайшую перспективу, определенных в Послании Президента к Верховной Раде "Украина: прогресс в XXI столетии. Стратегия экономического и политического развития на 2000-2004 года", в Указе Президента от 09.02.2001 г. №80/2001 "О мероприятиях по повышению уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера", в Программе деятельности Кабинета Министров "Реформы ради благополучия", является снижение уровня техногенно-экологических рисков и защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций. Законодательной базой для реализации этих задач являются ряд новых законов, которые касаются защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятых Верховной Радой, в том числе проект Закона "О Концепции постоянного развития в Украине".

Снижение техногенно-экологических рисков, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются для Украины первостепенной задачей, поскольку экономика ее десятилетиями формировалась без учета объективных потребностей и интересов народа, надлежащей оценки экологических возможностей отдельных регионов. Сегодняшняя структура экономики Украины не отвечает нуждам человека, не обеспечивает нормальных условий жизни. Высокая материалоемкость и энергоемкость производства привели к чрезмерной добыче полезных ископаемых, значительным необоснованным затратам на их переработку и сжигание, стали источником дополнительных объемов отвалов пустой породы, золы и шлаков, вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. Все это, усиленное радиоактивным загрязнением территорий в результате наибольшей на планете техногенной катастрофы - аварии на Чернобыльской АЭС, привело к формированию не только во многих городах, а и на целых территориях нашей страны неблагоприятных условий проживания людей.

Статистика свидетельствует, что уровень смертности, травматизма, аварий и катастроф в Украине намного превышает аналогичные показатели развитых стран.

Несмотря на то, что в последние годы наблюдается снижение уровня травматизма и гибели людей на производстве, общий уровень увечья и смертности людей трудоспособного возраста остается чрезвычайно высоким. По темпам вымирания людей Украина входит в первую десятку стран мира, а детская смертность в ней самая высокая в Европе. По результатам Всеукраинской переписи населения 2001 года установлено, что численность соотечественников сократилась почти на 6 млн. В такой ситуации каждый человек и безусловно человек с высшим образованием должен сознавать важность вопросов безопасности жизнедеятельности.

3.Место „безопасности жизнедеятельности” среди наук.
Как нормативная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»это интегрированная дисциплина гуманитарно-технического направления, которая обобщает данные соответствующей научно-практической деятельности, формирует понятийно-категорийный, теоретический и методологический аппарат, необходимый для изучения в дальнейшем охраны труда, защиты окружающей среды, гражданской обороны и других дисциплин, которые изучают конкретные опасности и методы защиты от них.

Высшее образование призвано обеспечить будущего специалиста знаниями, умениями и навыками безопасной профессиональной деятельности, в частности во время проведения управленческих действий, при проектировании или разработке новых процессов, выполнении конкретных производственных программ, технологических операций и т.п.. Известно, что знания, навыки, опыт, приобретенные в одной ситуации, можно с успехом применять в других обстоятельствах. Такой перенос называется положительным проецированием. Безопасность жизнедеятельности, как учебная дисциплина, дает широкие возможности для реализации этого принципа потому, что она решает двуединую задачу. С одной стороны, она повышает гуманитарную составляющую при подготовке будущих специалистов технического направления, а со второго - дает студентам гуманитарных ВУЗов необходимый для дальнейшей деятельности минимум технических знаний.

Подготовка студентов в рамках этой учебной дисциплины содержит теоретические вопросы, направленные прежде всего на формирование мировоззрения, наработку идеологии поведения, обеспечивает будущих специалистов важным инструментом не только ежедневного безопасного контактирования с окружающим миром, а и готовит к выполнению разной сложности технологических процессов. Именно эта дисциплина поможет будущему специалисту овладеть философией безопасности локальных социоэкосистем, знать, как строится логическое древо событий, определять существующие проблемы безопасности.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина не решает специальных проблем безопасности. Это дело специальных дисциплин - охраны труда, гражданской обороны, промышленной экологии, коммунальной гигиены, и т.п. Но безопасность жизнедеятельности обеспечивает общее образование в области безопасности, что является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин по безопасности.

Безопасность жизнедеятельности - дисциплина, которая учит основам защиты личности, общества, государства, человечества. Специалист, который совершенно усвоил предмет «Безопасность жизнедеятельности», способен умело действовать в условиях опасности, защищая, таким образом, как свою жизнь и здоровье, так и жизнь, и здоровье других людей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Блок 1.1. Лекция 2. Безопасность жизнедеятельности как категория
План

1. Научные основы безопасности жизнедеятельности.

2. Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности.

3. Классификация источников опасности, опасных и вредных факторов.


  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации