Реферат - Общественно-политический строй Казахского ханства. Реформа 1822 г. в Среднем жузе - файл n1.doc

Реферат - Общественно-политический строй Казахского ханства. Реформа 1822 г. в Среднем жузе
скачать (134 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc134kb.29.05.2012 21:26скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ


I. Общественно-политический строй Казахского ханства

1. Причины и процесс образования Казахского ханства 2

2. Социально-экономическое развитие Казахского ханства

в XVI-XVII веках 7

3. Государственно-политическое устройство Казахского ханства 12
II. "Устав о сибирских киргизах" - ликвидация ханской власти

в Среднем жузе 14
Список использованной литературы 18


1. Причины и процесс образования Казахского ханства
В результате политических процессов, протекавших на территории Казах­стана в XV веке появляется новое государственное образование - Казахское ханство. Это событие сыграло очень важную роль в истории казахского народа, истории становления и развития государственно-правовой системы нашей страны.

Возникновение ханства явилось за­кономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех ка­захских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к со­зданию собственной социально-территориальной государственной организации.

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с Другими чингисидами. Жанибек (Абу Сайд), сын хана Барака, правнук Урус-хана, со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхаийра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упа­док. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр по­терпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную органи­зацию. Поэтому Жанибек и Керей стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. В это время на исторической арене Средней Азии появились также кыргызская, узбекская, кара­калпакская и другие народности.

Жанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану, моти­вируя это традицией наследования власти в степи, и откочевали в Моголистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, кото­рый назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Жанибека и Керея Есен-Бугахан видел оплот для защиты западных гра­ниц своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Му­хаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465-1466 годы.

Моголистан или Могулистан - государство чагатаидов XIV-XVI вв. В состав населения Могулистана входили племена кереи и аргыны, дулаты и кан-лы и др. Правитель Моголистана принял мятежных ханов и предоставил им земли между рекой Чу и Балхашом. Это объясняется не радушием Есен-Буки, а трезвым политиче­ским расчетом. Прибывшие кочевники которых стали назы­вать узбек-казаками, а затем и казаками (казах - принятое написание этнонима на русском языке в советское время, в 1936 году. На казахском до сих пор пишется и произносится казак) в случае несогласия Есен-Буки могли просто разгро­мить Моголистан. С другой стороны, прибывшие племена стали надежным оплотом для защиты западных границ го­сударства от притязаний брата Есен-Буки Юнуса. После смерти Есен-Буки Юнус-хан породнился с казахскими сул­танами, отдав свою дочь за сына Жанибека, и утвердился на месте своего брата.

Основание в соседнем Моголистане ханства узбек-казахов вызва­ло опасения Абулхайр-хана. В 1468 году Абулхайр-хан, решив разгромить мятеж­ных султанов, выступил с огромным войском. Однако, как свидетельствуют летописцы, этому помешала погода: по­шел дождь, переходящий в снег, затем ударили морозы, передвижение войска стало невозможным. Сам хан просту­дился заболел и умер. Поход был сорван.

После смерти Абулхайр хана противоречия в Узбек­ском улусе разгорелись с новой силой. Пришедший к власти Шайх-Хайдар не справился со своевольными эмирами и султанами, и власть в государстве кочевых узбеков пере­шла в руки потомков Урус-хана. Как отмечает Мухаммед-Хайдар Жалаири в книге «Тарих-и Рашиди», с тех пор каза­хи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. Это случилось в 1470 году.

Пос­ле смерти Абулхайр-хана политический кризис в его ханстве обо­стрился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхайр-хана Шайх-Хайдар-хан. Жанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе, потерпевший поражение Шайх-Хайдар-хан погиб, а внуки Абулхайра бежали. Жанибек и Керей утвер­дились на огромной территории Узбекского улуса, появилось полити­ческое образование, население которого носило название "казахи".

Таким образом, образование Казахского ханства - это переплете­ние политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Жанибека с частью племен и родов от гла­вы кочевых узбеков Абулхайра и перекочевка в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторон­никами Керея и Жанибека имени узбек-казахи, а потом просто - каза­хи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхайра возвращение Керея и Жанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти. Новое государственное образование стало на­зываться Казахстан.

А вот как объясняет откочевку Жанибека и Керея Шакарим Кудай-берды-улы в "Шежире - Родословной тюрков, кыргызов, казахов и ханских династий": "Восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхайр. Тогда ханом ка­захов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении хана Абулхайра. На­стоящее имя его - Абу Сагид. Он из потомков Токай-Тимура. Но хан­ской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхайра, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р. Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так: .. .дальний предок аргынов - прославленный Даирходжа был любимым судьей, хана Абулхайра. Народ за справед­ливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхайра был Кара-Кыпчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мученической казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кыпчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кыпчаков кун (выкуп за убийство), равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и оста­лась поговорка среди казахов: "И зачем тебе, мой милый, было свя­зываться с Кара-Кыпчаком Кобланды!" Далее Шакарим Кудайберды-улы продолжал, что до ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того, как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кыпчак, уйсын, дулат. Все они ныне име­ются в составе других тюркских народов. Когда казахи отмежевались от остальных, те же роды составили новые этнические группы, изве­стные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. Также Шакарим при­водит такие сведения: "...после того, как хан Аз-Жанибек отдал каза­хов в подчинение чагатайским правителям Кашгарии, казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан... Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с кал-маками, которое разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший), Средний Жуз и Младший Жуз.

То, что на территории Казахстана воз­никли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию, является особенностью Казахстана. К XV-XVI ве­кам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происхо­дило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в вос­точных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населе­ния - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, уаков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем со­ставе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жап-пас, алаш, бериш, есентемир, серкеш и другие, всего двенадцать ро­дов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, все­го шесть родов.

В научной литературе встречаются в основном три типа названий казахских жузов (Улы или Улкен, Орта, Kiшi):

1. Старший, Средний, Младший.

2. Больший, Срединный, Меньший.

3. Большая, Средняя, Младшая (Орды).

4. Левое крыло, Центр, Правое крыло.1

Как видно, здесь применяются и смешиваются понятие указывающие на возрастную иерархию, величину (могущество, численность населения) и расположение. Терминологический разнобой указывает на многогранность данного понятия, своеобразную «многослойность», отражающую его историческое развитие.

Древнейшим, вероятнее всего, было деление казахских жузов не «по вертикали» - Старший, Средний, Младший, а по «горизонтали», предопределяющей равноправие жузов и соответствующее их расположение на поле боя - Центральная (Срединная) Орда, Большая (Левое крыло) Орда и Малая (Правое крыло) Орда. На это указывает и этноним «казак» - «вольный», «независимый» человек, создавший свою государственность только в целях обеспечения боль­шей защищенности своей свободы. Казахский народ в древности пережил этап военно-административного раз­граничения на три жуза, а позже - процесс политического объединения трех равноправных составляющих в единое этническое и государственное образование. И это единство невозможно расколоть. Никаким политическим группи­ровкам, пытающимся в борьбе за власть как внутри страны так и извне использовать родо-жузовый фактор.

За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета - Алашы, что значит "душегуб" (Ахмед-хан (1496-1504), прозванный за частые сражения с ойратами Аладжи-ханом, аладжи значит "убийца", в данном конкретном слу­чае - "истребитель ойратов". Прослышав об этом, - далее писал Шакарим, - хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, напа­дая на врага, издавать клич: "Алашы!" Так этот боевой клич стал зна­менем казахов. Отсюда поговорка: "Когда Алаш был Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы только не сделали калмакам!". Из этого отрывка видно, что Шакарим опирался в своем исследовании на народные предания, фольклор.

К политическим причинам образования Казахского ханства относится, прежде всего, неспособность по­литико-правовой системы, основанной на имперских традициях Улуг Улуса, нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XIV-первой половины XV веков практически все полити­ческие группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократическое государство с сильной ханской властью, хотя экономический базис этому уже давно не соответствовал. Именно поэтому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны. Потомки Едиге, пред­ставленные в середине XV века биями Мусой и Жамбырши, склонялись к ликвидации ханов и сословия торе - чингизидов, предлагая заменить их едигеидами. Потомки Орыс хана, Жанибек и Керей, выступали за сохранение ханской власти, но ограничение ее съездом представителей общин - маслихатом. Распад государства Абулхаира и последовавшая за этим борьба между мангытскими биями, казахскими ханами и наследниками Абулхаира были, прежде всего, борьбой за будущее политическое устройство Казахстана. В итоге длительной борьбы победили казахские ханы, объединившие страну под своей властью в конце X-VI-начале XVII веков.

Экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV-XV веках приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современного Казахстана. Одновременно падает роль международной транзитной торговли. Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход территории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской импе­рии приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улуса выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала сущест­вовать. Экономическое значение Поволжья начинает возрождаться лишь во второй половине XVI века, но окном из Европы служит уже не Крым, а Россия, поэтому среднее и нижнее Поволжье попадает вскоре под власть московских царей.

Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т.к. между­народная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начи­нает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан, и оформление на этой территории особого госу­дарственного образования стало лишь вопросом времени.

Особое место в комплексе причин, приведших к образованию казахского ханства, занимают этнические процессы. В XIV-XV веках кыпчакский этнос переживает период кризиса и ломки этнической структуры, образования новых, активных субэтнических групп. В конце 50-60-х годов XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этнической доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин "ногай" начинает вытеснять древний этноним кыпчак и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос как алаш - население слабо исламизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кризиса, сопровождавшегося пере­движкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с названием казак, или казах, существовавшим тогда наряду с собирательным названием для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса - узбеки. Ибн Рузбехан писал в XVI веке: "Три племени относят к узбеку, как суть славнейшие во владениях Чингис хана. Ныне одно (из них) - шейбаниды. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье - мангыты, а из них - цари астраханские". Если сторонников потомков Абулхаира называли в начале XVI века узбеками Мавераннахра, то казахов - узбеками казахского происхождения, или узбек-казахами.

Как мы видим, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной ими населенной, - названия Казахстан.

Таким образом, говоря об образовании Казахского ханства необходимо подчеркнуть следующее:

1. Годом образования Казахского ханства являются 1465-66 годы, когда было провозглашено небольшое ханство Керея и Жанибека в долине реки Чу, или 1469-70 годы, когда Керей и Жанибек вторично стали ханами, но уже на территории Сары Арки и в присырдарьинском регионе;

2. Казахское ханство стало наследником Улуг Улуса, возникнув на базе одного из его улусов и объединив в XV-XVI веках большую часть его коче­вых подданных. Фактически, территория Улуса была разделена в XVI-начале XVII веков между Казахским ханством и Россией;

3. Население Казахского ханства ни этнически, ни культурно, ни антро­пологически не изменилось в XV-XVI веках и представляет собой прямых наследников кыпчаков Улуг Улуса XIII-XIV веков;

4. Политическая организация Казахстана в XV-начале XVIII веков явилась результатом длительного процесса эволюции государственных и потестарных институтов и отношений, исходной базой для которой послужила модель государственности Монгольской империи и Улуг Улуса.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации