Романовский Н.В. Хоровой словарь - файл n1.doc

приобрести
Романовский Н.В. Хоровой словарь
скачать (294.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1077kb.02.11.2007 09:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Н.В.Романовский
«Хоровой словарь»
Издание второе, дополненное

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1972


А

АБТ Франц (1819—1885)—нем. композитор, дирижер, учитель пения; автор хоровых соч., в т. ч. мужск. хоров и квартетов а кап. (серенада Ночь сошла на землю и др.). Хоры А.— типичный образец лидертафельного стиля. См. Лидертафель.
ABE МАРИЯ {лат. Ave Maria —привет тебе, Мария) —католич. гимн в честь девы Марии. На текст А. М. (чаще на его свободную обработку) написано много сольных (Шуберт, Гуно — имеются хор. перелож. разн. авторов), хоровых а кап. (Жоскен де Пре, Верди, Брукнер, Стравинский и др.), вок.-инструм. произв. (Брамс и др.).'
АВРАНЕК Ульрих Иосифович (1853— 1937) — хормейстер,* дирижер, педагог; нар. арт. РСФСР; чех по нац., работал в России с 1874, с 1882 дирижер и гл. хормейстер Большого т-ра в Москве. Хор, руководимый А., замечательным мастером вок. воспитания, сочетавшим требовательность с гуманностью и заботой о певцах, был лучшим оперным хором страны, участвовал в симф. концертах, выступал с программами а кап. (соч. Мусоргского, Кюи, Римского-Корсакова, Гречанинова, Калинникова, Чеснокова, Сахновского и др.). Автор хоровых и др. соч. 82, 141.
АВТОФОНИЯ (от греч. autos —сам и phone— звук) —в вок. методике слышание певцом собственного голоса; оно не всегда верно передает характер реального звучания (напр., в отношении тембра, динамики, иногда — чистоты интонирования), отчего певец может неправильно корректировать свое пение и нуждается во внешнем контроле.
АГОГИКА {греч. agoge — движение) — одно из средств выразительности муз. исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. А. имеет свои закономерности. Так, напр., устремление к кульминации может сопровождаться ускорением (гл. обр. в небольших муз. построениях) или, наоборот, расширением темпа (что наблюдается также в завершающих кадансах). Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением. Наиболее значит, звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги) могут подчеркиваться некотор. «оттягиванием» (агогический акцент), а так наз. слабые окончания за этот счет сокращаться. Иногда А. регулируется спец. указаниями (a piacere — свободно, ad libitum — по желанию, tempo rubato, capriccioso — капризно и т. д.). Порой к области А. относят весь комплекс метроритмич. отклонений (ферматы, stretto — сжимая, accelerando— ускоряя, allargando — расширяя и т. д..). А. связана со всеми компонентами муз. формы: структурой, динамикой, мелодикой, гармонией и др., зависит от жанра и характера произв., стиля композитора, индивидуальности исполнителя. Некотор. жанры отличаются устойчивостью темпов (марш, отд. танцевальные пьесы, токката, пьесы в" характере «вечное движение»). Произв. старых мастеров (Баха и др.), особенно полифонические, требуют более строгого темпа, тогда как, напр., тв. романтиков исполняются свободнее. Применяя агогич. оттенки, дири жер должен обладать чувством меры, а хор быть гибким, податливым на жесты дирижера. См. Рубато, 86, 99, 109.
АГРЕНЕВСЛАВЯНСКИЙ (наст, фамилия Агренев) Дмитрий Александрович (1834—1908)—рос. певец (тенор), хоровой дирижер (пробовал дирижировать и орк.), собиратель нар. песен. С основанной им в 1868 капеллой вел обширную концертную деятельность в России и за границей. Пение капеллы (смеш. состав от 25 до 100 чел.) отличалось стройностью, эмоциональностью, эстрадной эффектностью; дирижер и певцы выступали в стилизованных рос. (боярских) костюмах. Репертуар состоял в основном из рус. нар. (крестьянских, городских) и др. славянских (чешских, сербских и т. д.) песен, б. ч. в записях и обр. А.С. и его жены Ольги Христофоровны (1847—1920), издавшей неск. сбков. Капелла осуществила концертное исполнение популярных нар. песен Эй, ухнем, Вниз по матушке по Волге, Вдоль по Питерской, Калинка и др.; в ее реп. были также переложенные для хора бальные танцы (вальсы, польки и др.). Хор принимал участие и в церк. службах. Обработки А.С. и исполнение критиковались Чайковским, Танеевым, Ларошем и др. за псевдонародный стиль и невысокий ху~ дож. вкус; тем не менее выступления капеллы А.С. следует оценить положительно как один из первых опытов пропаганды нар. песни. Деятельность А.С. вызвала много подражателей (капеллы А. П. КараГеоргиевича, П. Н. Гордовского и др.), его репертуар получил широкое распространение. 82.
АЗЕЕВ Евстафий Степанович (1851— 1918) — рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. По окончании придв. Певч. капеллы работал в ней учителем пения, управлял светскими концертами капеллы (Балакирев ему посвятил перелож. Венецианской ночи Глинки). Преподавал дирижирование в капелле (обращая, между прочим, внимание на соответствие мимики дирижерск. жесту). Состоял хормейстером в Мариинском тре. Автор духовн. соч и перелож.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ — 1) Почетное звание, присваиваемое ведущ. театрам и муз. коллективам (А. театр, А. капелла). 2) В применении к хору (А. хор) часто означает его жанровое отличие от хора нар. песни; иногда заменяется назв. «хор общего типа».
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР ЭСТОНСКОЙ ССР орг. в 1944 в колич. 80 чел. (первый концерт 21 I 1945, Таллин); его предшественником был мужск. хор, созданный в 1942 (Ярославль). Организатор и гл. дирижер Г.Эрнесакс. В 1953 хор получил звание академического. Он отличается прекрасным строем и ансамблем, мягкостью звучания. В хоре проводятся индивид, и групповые занятия, ансамблевое пение; в реп. неск. сотен произв. разных жанров, преимущ. а кап., а также с фп, органом, орк. (Реквием Керубини, Царь Эдип Стравинского, цикл баллад Верность Шостаковича, поев. Г. Эрнесаксу и мн. др.). Концерты хора в СССР и за рубежом пользуются большим успехом; исп. коллектива неоднократно записывалось на грампластинки. 15.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ХОР СОЮЗА ССР создан в 1942 на базе Гос. хора СССР (первонач. назв. Гос. хор русской песни; первый концерт 20VII 1943, Москва). Основатель и бессменный руководитель А. Свешников. Программы хора состояли из рус. песен: крестьянских, городских, студенческих, солдатских, совр. народных (Гибель «Варяга» Тонкая рябина, Во кузнице, Вечерний звон, Фабричные ребята, В темном лесе, Веники и др.), б. ч. в обр. Свешникова. В дальнейшем хор расширил реп. за счет классики и произв. совр. композиторов, возродил старые классич. произв., тне* редко с обновленным текстом (тв. Бортнянского, Березовского и др.), явился, первым исполнителем ряда тв. сов. композиторов (10 поэм Шостаковича, произв. Шебалина, Свиридова, Салманова, Пирумова, Щедрина и др.), выступает и с орк. (Ода миру Генделя, Глория Вивальди, реквиемы Моцарта и Верди, Девятая симфония Бетховена, Песнь о лесах Шостаковича, Памяти Сергея Есенина и Патетическая оратория Свиридова, Симфо ния псалмов Стравинского, Венгерский псалом Кодая и мн. др.). Хору свойственны красота и монолитность звучания, основанная на единой манере звукообразования, стройность, распевность, осмысленность и ясность произнесения текста, проникновенность исполнения, особенно в рус, нар. песнях. Динамич. палитра хора простирается от мягкого pianissimo (особенно красивого при пении с закр. ртом) до звучного fortissimo. Выступления хора в СССР и за рубежом пользуются большим успехом. Многие произв. из реп. хора записаны на грампластинки; особенно следует отметить Всенощную Рахманинова (1966—67). Популярности хора способствовали его солисты Т. Благосклонова, Р. Лада, В. Бутов, Ф. Мамонтов и др. Помощниками Свешникова в разное время были: К. Птица, А. Юрлов, В. Минин, В. Ровдо, В. Балашов, Б. Куликов и др. В 1971 хор награжден орденом Трудового Красного Знамени. 82, 113.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ в искусстве— стиль, следующий традиции, классич. образцам. Иногда А. с, или академизм, обозначает консервативное направление в искусстве.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР ЛАТВИЙСКОЙ ССР, засл. коллектив Республики, орг. летом 1942 в г. Иванове (Гос. худож. ансамбль Латв. ССР 1 под рук. Я. Озолиня); вначале женск. хор, затем смеш.; по возвращении в Ригу (1944)— хор Гос. филармонии, с 1947—Гос. хор Латв. ССР; в 1953 получил звание академического. Руководители: Я. Думинь (1953—59), Д. Гайлис (1960—68), с 1969 засл. деят. иск. Латв. ССР Имант Цепитис (р. 1935) Пение хора отличается безукоризненным строем и ансамблем, гибкой динамикой, красивым, мягким звучанием. Хор выступает а, кап. ис с орк. в произв. кантатнооратор иальн. жанра; много гастролирует по СССР
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ в искусстве— стиль, следующий традиции, классич. образцам. Иногда А. с, или академизм, обозначает консервативное направление в искусстве.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР ЛАТВИЙСКОЙ ССР, засл. коллектив Республики, орг. летом 1942 в г. Иванове (Гос. худож. ансамбль Латв. ССР 1 под рук. Я. Озолиня); вначале женск. хор, затем смеш.; по возвращении в Ригу (1944)— хор Гос. филармонии, с 1947—Гос. хор Латв. ССР; в 1953 получил звание академического. Руководители: Я. Думинь (1953—59), Д. Гайлис (1960—68), с 1969 засл. деят. иск. Латв. ССР Имант Цепитис (р. 1935) Пение хора отличается безукоризненным строем и ансамблем, гибкой динамикой, красивым, мягким звучанием. Хор выступает а, кап. ис с орк. в произв. кантатнооратор иальн. жанра; много гастролирует по СССР
А КАПЕЛЛА (итал, в стиле капеллы) — хоровое (ансамблевое) пение боез инструм, сопровождения. Высший вид хор. исполнительства, в кром хор выявляет себя с полной самостоятельгаостью и законченностью; распространен в нар. творчестве. Как стиль профес. хор. исква пение А к. развивалось в культовой ср.век. полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хор. жанры. Рус. церковн. музыка использует только пение А к. Широко применяется оно в камерной хор. музыке европ. композиторов 19 в. Больших высот пение А к. достигло в рус. хор. культуре 20 в. (тв. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова и др.; деятельность Синодального хора, придв. Певч. капеллы и др.). В наст, время пение А к. распространено во мн. странах; большое место занимает в сов. хор. музыке (тв. Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова и др.), в программах профес. и лучших самодеят. хоров. 68.
АККОМПАНЕМЕНТ {франц. сопровождение). Хоровое пение нередко практикуется в сопр. какоголибо муз. инструм. (рояля, органа, баяна; реже— скрипки, виолончели, валторны и др.) или орк. Встречается и Д. ad libitum (по желанию), котор. по* усмотрению дирижера может не исполняться. В хор. партитуре обычно имеются аккомпанирующие голоса; есть пьесы, написанные для солиста (или солистов) с аккомпанирующим хором; хоровой А. может исполняться с текстом, а также на какойлибо гласный звук (чаще всего а), или с закр. ртом. Обязанность дирижера управлять А., поддерживающим, дополняющим, украшающим пение хора или солиста.
АККОРД (франц. согласие) — одноврем. сочетание неск. (не менее 3х) различных по высоте звуков. При построении и исполнении А. в хоре следует учитывать тесситурное положение каждого тона, применяя, в случае надобности, по терминологии П. Чеснокова, искусственный ансамбль. Акустически наиболее благоприятно расположение тонов А. по принципу обертонового ряда: широкое — внизу, суживающееся по направлению вверх. Тесное расположение А. в низком регистре басов звучит гармонически неясно и употребляется только в специальных худож. целях (напр., в Ноктюрне Аренского).


АКЦЕНТ (лаг. accentus — ударение)— выделение, подчеркивание звука или аккорда: динамическое, ритмическое (агогический А.), тембровое; в вок. музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога при произнесении текста. АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1883—1946)—рус. сов. композитор, хоровой дирижер, обществ, деятель; проф. Моск. консерватории, др искусствоведения, генералмайор; нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР. Мальчиком пел в церк. хоре; оконч. регентские классы придв. Певч. капеллы и Моск. консерваторию (как композитор и певец). Руководил различи. хорами, в т. ч. Моск. академ. капеллой (1928—30), в 1928 возглавил созданный при Центр, доме РККА Ансамбль красноармейской песни (теперь Краснознаменный им. А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии).

А.— автор музыки Гимна Советского Союза (1943, на основе написанной им ранее к Гимну партии большевиков). Творчество его представлено гл. обр. хоровыми соч.: Поэма об Украине, большое колич. популярных песен для мужск. хора (а кап. и с сопр.) — гимнических, походных, лирических, шуточных (Песня о Родине, Святое ленинское знамя, Эшелонная, Забайкальская, Голубая ноченька, Волжская бурлацкая, Бейте с неба, самолеты, Священная война и др.). А. обработал много нар. песен для хора Ансамбля, а также для смеш. хора а кап. (цикл песен гражданск. войны; 7 рус. нар. песен Ах, не одна во поле дороженька, Горы, Вниз по матушке по Волге, Утёнушка луговая и др.). Соч. и обр, А. характерны лаконизмом выразит. средств, отмечены глубоким знанием рус. фольклора и вок.хор. специфики, мастерским использованием полифонии. Учки: Б. Александров, Г. Дмитревский, В. Мухин и др. В 1970 установлены золотая и серебряные медали им. А. В. Александрова для награждения за лучшие муз. сочинения на военнопатриотич. тему. 49, 114. АЛЕКСАНДРОВ Борис Александрович (р. 1905) — рус. сов. композитор, дирижер, педагог; нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии VCCCP. Руководил 1942—47 Ансамблем песни Всесоюзного радиокомитета, с 1946 начальник и худож. рук. Краснознаменного им. А. .В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии. Среди соч. оратории Солдат Октября защищает мир, Дело Ленина бессмертно; Кантата о Партии, Песня о Ленине, Да здравствует наша держава и др., неск. обр. для хора.
АЛЛИЛУЙЯ (греч. alleluja) —хвалебный припев в христианск. богослужении, а также самост. гимн, напр, хор из оратории Мессия Генделя, А. амер. комп, Р. Томпсона и др.
АЛЛЯ БРЕВЕ (итал. alia breve —в короткой манере, укороченно) — исполнение музыки (отсчет долей, дирижирование), написанной в 4четвертном размере — «на два» (лри этом сложный такт превращается в простой 2дольный), а также в 8четвертном размере — «на четыре» («большое А. б.»). Встречается применение названия А. б. к 6дольному размеру дирижируемому «на два» (МусоргскийХованщина). Частое применение А. б. в старинной музыке хорального склада (Ave verum Моцарта, Духовные песни Бетховена и др.) не следует понимать в совр. смысле как указание на большую подвижность темпа. См. Счетная доля.
АЛТУНЯН Татул Тигранович (р, 1901)—арм. сов. хоровой дирижер, проф. Ереванск. коне, обществ, деятель; нар. арт. СССР, лауреат Гос. премии СССР. Один из создателей и худож. руководитель (до 1970) Гос. ансамбля арм. нар. песни и пляски. Хору Ансамбля присущи безукоризненная техника, легкость, свежесть звучания, непосредственность исполнения. А. был первым рук. Гос. хоровой капеллы Армении, капеллы при хоровом обве Арм. ССР (орг. 1966).

АЛЬБРЕХТ Константин (Карл) Карлович (1836—1893) —рус. хоровой дирижер, виолончелист; преподавал в Моск. консерватории теорию и хор. пение. Учредитель и дирижер Рус. хор. обва (1878, Москва). Соч.: мужск. хоры (среди них 3 басни Крылова), детск. хоры; Курс сольфеджий, Руко водство к хоровому лению по цифирному методу Шеве, Сборники хоровых пьес (мужск. хоры а кап.; 5 сбков оперных хоров); хоровые перелож.
АЛЬТ {лат. altus — высокий; в ср.век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) — 1) Партия в хоре или анс, сост. из низких детских или средних и низких женск. голосов (меццосопрано — первые альты, контральто — вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа II окт. (выше—очень редко), наиболее употр. ля мал. окт. — ре II окт. 2) Низкий детский голос. 3) Смычковый инструм. семейства скрипок. 4) Мундштучный инструм. духового орк. (альтгорн). 5) Разновидность некоторых орк. инструм.
АЛЬТЕРАЦИЯ (от лат. alterare —изменять) — повышение или понижение высоты звука на полтона или тон (не изменяя название звука) при помощи знаков диез, дубльдиез, бемоль, дубльбемоль, бекар. Интервал или аккорд, содержащий альтер, звуки, наз. альтерированным. А. обостряет ладовые тяготения мелодических и аккордовых звуков, усиливает гармонич. красочность; применяется также при модуляции. Интонируя альтериров. звуки, следует подчеркивать их направление, соответственно повышая или понижая эти звуки в пределах зоны.
АЛЬТИНО —см. Тенор.
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787—1851) —рус. композитор, автор популярных романсов и др. соч. Его хоры, вошедшие в «Собрание разных русских песен», написанные в 30х гг. 19 в. (впервые изд. в 1952 как «Песни для хора без сопровождения»), явл. первыми рус. светскими хорами а кап. Большинство из них (9) для смеш. состава, 2 для мужск. Среди них: В танце (нов. текст А. Машистова; мазурка, характерная тембровыми сопоставлениями хор. групп), Пела, пела пташечка {ел. А. Дельвига, в куплетновариац. форме, заканчивается фугато изобразит, характера), Всех цветечков беле (ел. И. Дмитриева, своеобразная хоровая пастораль), Охотничья песня (на текст хора охотников из Вольного стрелка Вебера), Песня о молодом кузнеце (ел. П. Ершова, образец шуточной «производственной» песниканта); хоровые романсы, б. ч. гармонич. склада: Очи, Увы, зачем она блистает, Соловей (перелож. знаменитого романса, с оригинальным хор. припевом), Прощание с соловьем на севере (биографич. характера) и др. На хорах А. отразилось влияние канта и духовн. концерта (применение гармонич. 3голосия, имитаций, чередование хор. групп, солистов и тутти, некотор. гармонич. обороты), а также совр. песенных форм и танц. ритмов. Главная трудность хоров — высокая тесситура теноров и сопрано. Лучшие хоры А. исполнялись профес. (под упр. А. Свешникова, Г. Дмитревского) и подвинутыми любительск. коллективами. 37.
АНАЛИЗ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ — один из компонентов ее изучения дирижером, необходимое условие для успешной, репетиц. работы. Задача А. х. п. — прочувствовать и осознать содержание произв. и средства, котор. оно выражено. В классах хор. дирижирования (консерваторий, муз. учщ) практикуется как устно, так и письменно в виде аннотации или подробного разбора произв. А. х. п. обычно включает: а) общие сведения о произв. и его авторах, б) лит. текст и его использование композитором, в) анализ муз.выразит, средств (форма, фактура, тематизм, мелодика, гармония, метроритм, динамика, агогика, артикуляция и т. д.), г) вок.хор. анализ (характеристика партий, их использование), д) исполнительский план (репетиц. процесс, интерпретация, особенности дирижирования). В зависимости от специфики произв. в анализе может акцентироваться та или другая сторона. Вопросы А. х. п. освещаются в ряде трудов по хороведению, чтению хор. партитур. 72, 176.
АНЕРИО Феличе (1560—1614)—итал. композитор, представитель римской полифонической школы. С 1594 преемник Палестрины по должности композитора Папской капеллы. Автор церк. хор. музыки, 5—6голосн. мадригалов, канцонетт и др. Его реквием успешно исполнялся хором Архангельского.

АНИСИМОВ Александр Иванович(р. 1905)—рус. сов. хоровой дирижер, обществ, деятель, проф. Ленингр. консерватории, засл. деят. иск. РСФСР. Руководил любительск. хорами; 1939— 49 рук. Ансамбля песни и пляски ЛВО, 1936—39 хормейстер, 1955—65 худож. руководитель Ленингр, академ. капеллы им. М. И. Глинки, где осуществил первое в СССР исп. оратории Ленин А. Пащенко, Кармина Бурана К. Орфа, Лик человеческий Ф. Пуленка и др. Автор неск. хоровых произв. и обр., метод, пособия. Работа с самодеятельным хором (1937), статей, сост. сбков Репертуар академ. капеллы им. Глинки (3 вып.). Учки; А.Березин, В.Веселова, Ю.Ефимов, Н. Можайский и др. 31, 176.
АНИСИМОВ Гавриил Андреевич (1900—1942)—рус. сов. хоровой дирижер, педагог. Работал в Ленингр. муз. учще им. Мусоргского, школах и др., дирижировал объед. пионерскими хорами Ленинграда. Руководимые им молодежные хоры обладали хорошей вокальностью, стройностью, большой выразительностью исполнения. Автор неск. обр., статей.
АННОТАЦИЯ {лат. замечание) — краткое изложение содержания книги или муз. произв.; включает след. сведения: полное название хора, авторы музыки и текста, даты их жизни, жанр, форма, фактура, тональность, темп, метр, ритмич. особенности, динамика, звуковедение, состав хора, диапазон каждой партии и общий, тесситура, приемы хор. изложения. См. Анализ хоровой партитуры.
АНСАМБЛЬ {франц. ensemble — вместе) — 1) Согласованность исполнения при пении, игре на муз. инструм., необходимое качество хорового пения. Различают А. частный (отдельной хор. партии) и общий (согласованность всех паршй); тот и другой — совокупность отдельн. ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического. Роль хор. партий в общем А. зависит от фактуры произв. (тематич. материал, контрапункт, сопровождающие голоса, фон). Разнообразным может быть взаимоотношение хора и инструм. сопровождения. Во всех случаях установление А. — обязанность дирижера. Для достижения А. необходимо активное участие самих певцов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость к жестам дирижера. 2) Группа музыкантов (певцов, инструменталистов), совместно исполняющих муз. произв. В зависимости от колич. участников и исполняемых ими самост. партий различаются след. ансамбли: дуэт (2 участника), трио или (чаще у певцов) терцет (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (б), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10). Группы из большего числа исполнителей наз. просто ансамблями (вок. А., инструм. А.). Иногда название А. переносится на хор. и орк. коллективы (обычно — небольшого состава) н др. См. Ансамбль песни и пляски. 3) Муз. произв. для небольшого колич. исполнителей. 35, 120, 181.
АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (танца) — худож. коллектив, объединяющий вок. (хор, солистов) и танц. группы, инструменталистов, чтецов. Синтетическая форма таких анс. коренится в нар. искусстве с глубокой древности. А. п. и п. получили широкое распространение в СССР с 30х гг. Наиболее характерна эта форма для национальных нар. коллективов, для военных, а также молодежных апс. В наст, время имеется более 30 профес. нар. ансамблей песни и танца: Абхазский, рук. засл. деят. иск. Абх. АССР В. Царгуш; Аджарский, рук. нар. арт. ГССР М. М. Чхиквишвили; Азербайджанский, рук. А, Г. Капаров; Армянский, рук. засл. деят. иск. Арм. ССР Э. С. Оганесян; Буковинский, рук. засл. деят. иск. УССР А. Н. Кушниренко; Бурятский «Байкал», рук. засл. арт. РСФСР Б. Егоров; Грузинский, рук. нар. арт. ГССР А. Г. Кавсадзе; Гуцульский, рук. засл. арт. УССР М. П. Гринишин; Дагестанский, рук. X. И. Асланбеков; Казахский, рук. заел. деят. иск. Казах. ССР 3. Райбаев; Калмыцкий «Тюльпан», рук. А. Цебеков; КараКалпакский, рук, нар. арт. Узб. ССР Е. А. Петросова; Карельский «Кантеле», рук. Б. М. Константиновский; Коми, рук.засл. арт. Коми АССР А. Д. Ланский; Литовский «Летува», рук. засл. деят. иск. Литов. ССР, лауреат Гос. премии СССР В. И. Бартусявичус; Марийский, рук. М. Ю. Капланский; Мордовский, рук. засл. арт. Морд. АССР В. А. Белоклоков; НагорноКарабахский, рук. засл. арт. Аз. ССР Ю. 3. Давыдов; Нахичеванский «Араз», рук. засл. арт. Нах. АССР В. Г, Осипов; Прикарпатский «Верховина», рук. А. А. Воленец; Татарский, рук. нар. арт. Тат. ССР, засл. деят. иск. РСФСР А. С. Ключарев; Узбекский «Шодлик», рук. засл. арт. Узб. ССР X. Нишанов; Удмуртский, рук. нар. арт. Удм. ССР, засл. деят. иск. РСФСР А. В. Мамонтов; «Подолянка» (Хмельницкой обл.), рук. П. И. Окрушко; Хорезмский «Лазги», рук. нар. арт. Узб. ССР Г. А. Рахимова; ЧеченоИнгушский, рук. засл. арт. Чеч.Инг. АССР А. М. Халебский; Чувашский, рук. засл. деят. иск. РСФСР Б. А. Резников; «Саяны», рук. засл. деят. иск. Тув. АССР Р. Н. Лесников; ЧукотскоЭскимосский «Эртырон», рук, И. С. Израилов; А. п. и п. Донских казаков, рук. А. Н, Квасов, и др. См, Народный хор.

А. п. и п. имеются в военных округах, на флотах; особенно были распространены в годы Великой Отечественной войны. Среди руководителей военных анс. А, Александров, Б. Александров, A. Анисимов, С. Баблоев, Б. Боголепов, К. Виноградов, В. Гаврилов, Е. Гаркунов, Г. Добродеев, О. Коловский, Г. Колышкин, Н. Кунаев, С. Лаппо, А. Михайлов, В. Мызников, П. Нестеров, Г. Петров, Ю. Подласкин, B. Румянцев, А. Степанов, А. Тупицын, А. Усачев, Е. Шейнин и др.
АНТИФОН (греч. противозвучание) — попеременное пение 2х хоров или солиста и хора. В др.греч. театре хор иногда делился на 2 полухория. Антифонное пение широко применялось и христианск. церкви. Принципы антифонного пения (напр., пение солиста и повторение его мелодии хором, поочередное пение хор. групп) встречается и в светск. пении, нередко, напр., в нар. песне.
АНЦЕВ Михаил Васильевич (1865— 1945) —рус. сов. композитор, препоДЩватель хорового пения (Витебск, Петербург, Москва); один из первых авторов сов. хор. музыки. Из его соч. (кантат и др.) популярны в пед. практике женск. (детск.) хоры а кап. и с сопр. фп. (Задремали волны, Колокольчики и др.), обр. нар. песен. Среди смеш. хоров (Ива, Слезы, Обвал, Песня борьбы и др.) выделяется выразительностью и гражданским пафосом Реквием на ел. Л. Пальмина (Не плачьте над трупами павших бойцов, 1901). Автор пособий: Краткие сведения для певцовхористов, 40 мелодических упражнений в двухголосных канонах и др. 50.
АРАКИШВИЛИ (Аракчиев) Димитрий Игнатьевич (1873—1953)—груз, сов. композитор, музыковедэтнограф, дирижер, обществ, деятель; проф. Тбилисск. консерватории, др искусствоведения, академик АН Груз. ССР, нар. арт. Груз. ССР, лауреат Гос. премии СССР. 1894—1918 учился и работал в Москве: преподавал пение в школах, участвовал в организации Народной консерватории я др. По инициативе А. создана (при Тбилисск. коне.) первая в Грузии хор. капелла. В творчестве А. хоры занимают значит, место (оп. Сказание о Шота Руставели, Динара; Вторая и Третья симфонии; хор. соч. и обработки груз. нар. песен а кап.). Из напечатанных с рус. текстом наиболее известен хор О поэте (памяти В. Пшавела),
АРАНЖИРОВКА (франц. arranger — приводить в порядок, устраивать) — переложение муз, произв. с одного состава исполнителей на другой (напр., сольного произв. для исполнения хором, однородного хора на смеш. и обратно; произв. с сопр. на хор а кап.); также — облегченное изложение хор. партитуры (реже — ее усложнение). А. может быть различной: от более простой до творчески обогащенной обработки (напр., Венецианская ночь Глинки — Балакирева). А нередко сопровождается транспонированием. 80.

АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861— 1906) — рус. композитор, дирижер, пианист; проф. Моск. консерватории, управляющий придв. Певч. капеллой (1895—1901). Дирижировал концертами Рус. хор. обва (1888—95). Среди его соч.. кантаты Кубок, Лесной царь (солисты, смеш. хор, орк.), хоры из музыки к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (женск. Татарская песня, смеш. Ноктюрн), хоры из оп. Сон на Волге, Наль и Дамаянти; Цветник (пастораль для соло и женск. хора с фп.); хоры а кап. Анчар, Жемчуг и любовь (смеш.); Серенада, Ночь (мужск.); смеш. вок. квартеты Устало все кругом, Они любили друг друга; в сопр. виолончели Серенада, Угаснувшим звездам; духовн. соч. Хоры А. отмечены мелодичностью, законченностью формы, колоритной гармонией (частым применением альтериров. аккордов); популярны в педагогич. практике. 180. АРКАДЕЛЬТ Якоб (ок. 1505—1568) — нидерландск. композитор. Работал в Италии (регент Сикстинской капеллы в Риме), Франции. Автор месс, мотетов, вилланелл и др. Большой популярностью пользовались мадригалы А. лирич. характера (Белый лебедь и др.), родств. фроттоле.
АРС НОВА (лат. ars nova —новое искусство) — эпоха раннего Возрождения (14 в.) в музыке Франции и Италии; прогрессивное направление в искусстве, связанное со светскими вок.инструм. жанрами и бытовой песней. Для А. н. характерны такие хор. жанры, как мотет (во Франции), мадригал (в Италии), а также баллада, иногда с хор. припевом. Виднейшие композиторы этой эпохи Гильом де Машо, Ф. Ландино. 79.
АРТИКУЛЯЦИЯ (лаг. articulo — расчленяю) — 1) Способ исполнения звуков при пении и игре на муз. инструм. с той или иной степенью связности или расчлененности, напр., legato (итал. связно), staccato (отрывисто), поп legato (не связно). Основное правило для хорошего legato— пение, не прерывая дыхания, на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к след. слогу, а также «спропевание» сонорных (звучащих) согласных. При staccato звуки как бы разделяются паузами. Пение на staccato нелегко в отношении интонации: необходимо прослушивать высоту звуков, не допускать резких перемещений гортани. При поп legato звуки исполняются раздельно, но не так отрывисто, как при staccato. A. (иногда наз. приемами звуковедения или штрихами) — одно из важных средств выразительности муз. исполнения; она должна иметь обозначение в нотной записи — партитуре и хор. партиях — и отображение в жесте дирижера. 2) Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Артикуляц. аппарат сост. из активных (доступных управлению) органов (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть) и пассивных (зубы, твердое нёбо, верхняя челюсть). 12.
АРУТЮНЯН Александр Григорьевич (р. 1920) — арм. сов. композитор, пианист; нар. арт. СССР и Арм. ССР, лауреат Гос. премии СССР. Среди соч. Кантата о Родине, Ода Ленину, вок.симф. поэма Сказание об армянском народе, хор а кап. Песня о жатве и др.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846—1924)—рус. хоровой дирижер, композитор, педагог, обществ, деятель; засл. арт. РСФСР. Мальчиком пел в хоре пензенского духовн. учща, где получил первонач. муз. образование; брал уроки на скрипке (позднее — фп. и сольного пения); в дальнейшем руководил семинарским хором. В 1872 сдал экзамен в придв. Певч. капелле на звание регента; с 1873 рук. ряда петербургск. церк. хоров, хора Шереметева (1889— 98). С орг. в 1880 своим смеш. хором концертировал в России и за границей (1е публичн. выступление в 1883, в колич. 75 чел.). Хор отличался постоянством состава, чему способствовала проведенная А. (1884— 87) замена детск, голосов женскими; обладал высокой квалификацией, большим реп., включавшим нар. песни (преимущественно в обр. А.), произв. рус. и зарубежн. авторов, церк. музыку (хор, частями, обслуживал неск. церквей). Его исполнению были свойственны технич. мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тбнкая музыкальность. В 1888 по совету А. Рубинштейна А. провел исторические концерты (произв. римской, венецианской, неаполитанской, нидерландской, немецкой школ —всего 6 концертов акап.). Хор А. выступал также с орк. (Высокая месса Баха, оратории Генделя, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена, реквиемы Моцарта, Анерио, Керубини, Верди; По прочтении псалма Танеева, Колокола Рахманинова и мн. др.; некоторыми из этих произв. дирижировал сам А.), участвовал в театр. спектаклях (оперн., драм.). А. преподавал хор. пение в Смольном инте и др., был организатором Певческого благотворит, обва в СПб (1901) и дирижером концертов объед. церк. хоров (в СПб, Киеве, Пензе, Пскове). После Октябрьской революции хор А. был переименован в Трудовой коммунальный хор, затем в Гос. академический хор; последнее его выступление под упр. А. сост. в дек. 1921 (в дальнейшем, по 1934, хором руководил Я. Немцев). С 1922 А. работал в Праге. Автор ев, 60 обработок нар. песен (Ночка, хорватская Сумрак ночи, польская Зеленый луг, итальянская Тихо лодочка плывет и др.). Обработки А. несложны, удобны для голосов, хорошо звучат. Многочисл. духовн. соч. А. были некогда популярны. Издал Репертуар концертов. 82, 175, 177.
АСАФЬЕВ Борис Владимирович, псевдонимы—Игорь Глебов и др. (1884— 1949) —рус. сов. музыковед, композитор, обществ, деятель; проф. Ленингр. и Моск. консерваторий, академик АН СССР, нар. арт. СССР, лауреат Гос. премий СССР. Среди соч. хоры а кап. (в т. ч. созданные в традициях Кастальского на тексты нар. песен, записанные Пушкиным), массов. песни. Автор книги Русская музыка XIX —начала XX века, в котор дается историч. обзор хоровой и ансамблевой культуры (творчества и исполнительства) до Октябрьской революции, крупных трудов по истории и теории музыки, а также статей о детском и массовом муз. воспитании, заметок (в периодич. печати) о хор. произв. и концертах. 5.
АСТОРГА Эмануэле (1680—1757) — итал. композитор, певец. Среди соч. кантаты, в т. ч. Стабат матер для смеш. хора и орк.
АТАКА (франц. нападение) — 1) В вок. методике — начало звука. А. бывает твердая (при котор. голосовые связки плотно смыкаются до начала звука), мягкая (связки смыкаются менее плотно), придыхательная (связки смыкаются неплотно). В зависимости от текста (звука, начинающего слово), от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами А. В упражнениях большинство вокалистов предпочитает мягкую А., но в педагогич. целях применяется как твердая (напр., при вялости пения), так и придыхательная (при так наз, «пересмыкании» связок, при «горловом» звуке). 2) Термин, обозначающий, что исполнитель, закончив одну часть произв., должен, не выключая внимания слушателей (дирижер — не опуская рук), приступить к следующей части. Таким обр., применение А. служит большей связности, цельности исполнения. 36, 108, 120.
АУФТАКТ (нем. auf — над и лат. tactus — трогание, прикосновение) — замах, предварительный взмах, жестимпульс — специфич. дирижерский жест, предваряющий и организующий исполнение в отношении темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания, фермат; в пении также — показ вдоха перед атакой звука. А. — важнейшая составная часть дириж. техники. См. Дирижирование.

________________________________________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации