Костриков К.Н. Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века - файл n1.doc

приобрести
Костриков К.Н. Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века
скачать (114.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc484kb.30.05.2009 22:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Костриков К.Н.

Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века.

Москва, 1998.

ББК 85.313(2) я7

К-72
Костриков К.Н. Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века. М.: Союз, 1998. - 147 с.
Научный редактор доктор исторических наук, профессор, академик Международной Академии информатизации Еськов Г.С.
Рецензенты:



В книге освещены этапы музыкально-исторического процесса от древности до конца XVIII века, когда русская музыка развивается и приобретает мировое художественное значение.

Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевой эволюции, автор учебного пособия стремился также осветить и другие важные стороны русской музыкальной культуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений музыкальной жизни и образования, исполнительское искусство.

Книга предназначена для ученых, аспирантов, студентов и читателей, интересующихся историей русской музыкальной культуры.

ISBN 5-7139-0096-7

 Костриков К.Н.

 Издательство “Союз” МГСУ

ППредисловие


еснетворчество русского народа является основой отечественной классической музыки, неиссякаемым источником, из которого черпали и черпают вдохновение русские композиторы. Величайшие создания русской музыки органически связаны с образами народного творчества, его излюбленными приемами и формами развития, своеобразным музыкальным языком. В монументальных картинах оперных и симфонических произведений русских композиторов широко раскрывается то, что в народном творчестве существует в лаконичных, но глубоко выразительных образах песен, сказов и т.п. “Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем”, - говорил основоположник русской классической музыки М.И. Глинка1.

Изучение народного творчества в историческом плане представляет значительные, порой непреодолимые трудности, связанные с устной традицией фольклора. Напомним, что Фольклор - фолк-лоре означает буквально народная мудрость. Термин введен в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом, применяется в литературе для обозначения словесных и словесно-музыкальных произведений народной поэзии, распространяющихся путем устной традиции. То, что немногие дошедшие до наших дней образцы русского народного песнетворчества своими корнями связаны с очень далекими этапами исторического развития, - неоспоримо.

Первые (еще несовершенные) нотные записи русских народных мелодий относятся лишь к XVIII веку. Несколько ранее стали записывать тексты песен. Самая ранняя, дошедшая до нас запись шести текстов песен эпохи “смутного времени”, была сделана для английского путешественника, посетившего Архангельск в 1620 году1.

Отсутствие более ранних нотных записей сильно затрудняет изучение русского музыкального фольклора в историческом плане. В настоящее время, преимущественно по косвенным данным, предположительно, можно охарактеризовать отдельные этапы многовекового развития русского народного песнетворчества.

Истоки русского музыкального фольклора своими корнями уходят в песнетворчество наших пращуров - восточных славян, живших на территории Руси уже в I-II столетии нашей эры. Трудности кочевой жизни, борьбы с суровой природой, примитивные формы труда, связанные с ежегодной периодичностью цикла земледельческих работ, патриархально-бытовой уклад, наконец, пантеистическое мироощущение, свойственное языческой религии, с ее обожествлением сил природы (солнца, земли, бел-горюч камня, леса заповедного), - все это нашло отражение в дошедших до нас древних обрядовых песнях.

Можно предполагать, что музыка древних восточных славян развивалась в связи с культурами других племен, населявших территорию Руси (скифы-сарматы и др.), а также восточных соседей славян-хазаров, печенегов, позднее - половцев (кипчаков).

Вероятно, значительным было воздействие многообразного фольклора волжских булгар.

Несомненно, русская песня впитала в себя многие характерные попевки, обороты, не говоря уже о ладовых особенностях, музыки башкир, чувашей, мордовцев, калмыков и других приволжских племен, предки которых жили в этом крае уже в те отдаленные времена. Воздействие на музыку древних восточных славян могла оказать, по-видимому, и античная музыкальная культура. Ее следы долгое время сохранялись благодаря наличию греческих поселений черноморского побережья. В числе археологических находок этого края сохранилось немало памятников, представляющих собой изображение музыкальных инструментов или бытовых музыкальных сцен.

Элементы античной культуры могли передаваться Руси и через посредство южных и западных славян, отдельные племена которых в разное время находились в зависимости от греко-римского владычества. Во всяком случае, эти греко-римские влияния сказались на культуре древних восточных славян задолго еще до принятия ими христианства.

Примером такого воздействия являются древне-языческие “русалии” (“русальная неделя”) - весенний праздник восточных славян (позднее приуроченный к троицыну дню), причудливо сочетавший обряды, связанные с культом предков и поминанием покойников, с различными скоморошьими игрищами. Трудами целого ряда исследователей установлена связь древнерусских русалий (в течении многих веков вызывавших негодование христианских проповедников) с латинским весенним праздником “День роз”. Еще одним примером воздействия греко-римской культуры, непосредственно связанным с самим песнетворчеством восточных и западных славян, могут служить коляды - обрядовые святочные песни.

К более позднему времени относится возникновение нового ответвления русского народного песнетворчества - фольклора городского. Происхождение жанра городской бытовой песни на Руси связано с процессом постепенного “европеизирования” музыки города в XVII-XVIII веках. Подчинение народно-песенного мелоса гомофонно-гармоническому стилю, протекающее под воздействием западноевропейской музыки (немецкой, итальянской, французской, польской) привело в XVIII веке к появлению чувствительной песни - романса и нового типа “скорой” песни с оригинальными народными оборотами в мелодике.

В отличие от крестьянской , городская народная песня нашла свое отражение в нотных записях, благодаря чему процесс ее исторического развития легче поддается изучению.

Возвращаясь к образцам русского фольклора более ранних эпох - в основном к старинной крестьянской песне, дошедшей до нас благодаря памятливости народных сказателей и певцов, - подчеркиваем, что, несмотря на наличие разнохарактерных влияний, русское народное песнетворчество всегда имело и сохраняло свои яркие и самобытные черты, что способствовало дальнейшему развитию народной музыкальной культуры. Оно формировалось в результате взаимодействия того, что уже существовало на русской почве, с привходящими влияниями.

Так складывалось русское народное песнетворчество как нечто новое, своеобразное как в отношении содержания, образов, так и в отношении музыкального языка.

Глава 1

Русская народная песня


Русский народ отличается исключительной музыкальностью. Поэзия и музыка, в частности песня, занимали и занимают в его духовной жизни особое место. Песня постоянно сопровождала жизнь русского крестьянства. С рождения крестьянский ребенок привыкал засыпать под колыбельную песню. Песнями сопровождались детские игры: таковы песенки - “считалки”, “потешки”, “дразнилки”. Особые обрядовые песни, тесно связанные с основными земледельческими работами, образовали традиционный цикл так называемой “сезонной” или “календарной” поэзии. Высокопоэтическими песнями и причетами сопровождались деревенские свадьбы. Длинный цикл традиционных обрядовых причитаний являлся обязательной принадлежностью похорон крестьянина.

“Покажи мне народ, у которого было бы больше песен, - писал Гоголь. - Украина звенит песнями. По Волге же, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок, заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Все дорожное дворянство и не дворянство летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, со смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню, а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню1”.

Русское народное песнетворчество ярко отражало не только быт, труд, мечты, мировоззрение, но и исторические этапы жизни русского народа. То, что русский народ знал и любил свою историю подтверждает богатырский эпос, огромное количество былин, исторических песен, героических преданий и сказов. В них нашли яркое отражение исторические события из времен становления русского государства, эпизоды борьбы с интервентами, врагами и изменниками родины. Народные певцы и сказители подчас неграмотные, живущие на далеких окраинах русской земли хранили в своей памяти многие десятки славных имен борцов за свободу и независимость Отечества. Таковы имена легендарных древнерусских богатырей: Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, сохранивших русские земли от набегов степных кочевников; таковы имена борцов за национальную независимость русского государства в годы “великой смуты” и польской интервенции в начале XVII века: Михаила Скопина-Шуйского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и многих, многих других.

Далеко не всем народам свойственны эпические жанры (их нет, например, у таких музыкальных народностей, как поляки и чехи), поэтому грандиозный богатырский эпос справедливо представляет гордость русского народа. Неслучайно исследователи ставят русские богатырские былины так называемого “киевского цикла” в один ряд с такими эпическими произведениями, как древнегреческие поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера, германская “Песня о Нибелунгах“, скандинавские саги.

Русская народная музыкальная культура отличается необычайным многообразием песенных жанров. Суровый, величественный эпос о героическом прошлом рядом с бунтарскими мятежными песнями о вождях крестьянских восстаний - Степане Разине и Емельяне Пугачеве; скорбные причеты, лирико-философское раздумье “протяжных” песен, хлесткая шутка, подчас пародия, частушки, веселые игровые, хороводные, плясовые - вот далеко не полный перечень жанров русского фольклора. Остановимся на важнейших из них.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Костриков К.Н
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации