Реферат - Русские народные игры - файл n1.doc

Реферат - Русские народные игры
скачать (96 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc96kb.10.06.2012 07:06скачать

n1.doc

  1   2   3


Содержание


Введение 3

1. Играй, играй, да дело не забывай 3

2. Русская лапта: история и тенденции развития 10

3. Городошный спорт 13

Список использованной литературы 15


Введение


В культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Многие из них имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.

Помимо сохранения народных традиций, национальные виды спорта оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.


1. Играй, играй, да дело не забывай


Свободное от хозяйственных занятий время подростки проводили в играх. Игровой репертуар в этом возрасте был более разнообразен, чем в младенчестве, а игры " более сложными. В обиходе детей были спортивные игры, хороводные, драматизированные, то есть игры, в которых исполнялись маленькие пьески с диалогами, песенками, припевками, а также игры с предметами.

Девочки и мальчики в таком возрасте обычно предпочитали играть отдельно друг от друга. Девочки собирались для своей игры, мальчики образовывали свои компании. Игры их имели много общего: как девочки, так и мальчики любили летом играть в догонялки -"ловишки", жмурки, горелки, в мяч, а зимой - кататься с гор на салазках, играть в снежки. Однако любая общая для детей игра имела девичий и мальчишеский варианты. Мальчики вносили в свою игру некоторую жесткость, усложненность, та же самая игра в девичьем варианте звучала несколько мягче и проще.

Подростки большую часть времени проводили на улице, поэтому набор уличных игр был более богатым и разнообразным, чем игры жилых помещений.

Уличные игры были всегда массовыми. В них принимали участие не менее четырех-пяти игроков, а в большинстве случаев они включали в себя до десяти - пятнадцати ребят. Каждая игра начиналась с конания, то есть с выбора одного или двух главах игроков, называвшихся "водак", "водило", "водильщик", "матка", а также, если игра этого требовала, деления на партии. Выбор водака и деление на партии происходило путем жеребьевки или с помощью считалки - рифмованного текста. Выбор по жребию главного игрока мог происходить по-разному. Один из игравших, например, зажимал в кулаке камешек, предлагая другим ребятам поочередно угадать, в какой руке он спрятан: кто правильно указал, тот водак; можно было предложить вытянуть длинную или короткую щепочку, померяться силами на палке и т. п. Кроме того, выборы водака могли проходить путем состязания пожелавших вступить в игру ребят. Они метали на расстояние палки, пытались попасть палкой по мячу, бросали мяч в лунку, подсекали чижика и т. п. Водильщиком становился тот, кто проиграл в состязании.

Разбивка на партии могла проходить с помощью короткого рифмованного вопроса. Ребята, разбившись на пары и обозначив себя определенным словом, подходили к водакам. "Матки, кого надо: коня вороного али барабана золотого?" Один из них отвечал: "Коня вороного". Мальчик, присвоивший себе это имя, шел в одну партию игроков, а второй - в другую. Уличные игры, как летние, так и зимние, носили в большинстве своем подвижный характер. Наиболее популярными летними играми мальчиков и девочек были различного рода "ловишки", игры, включавшие в себя бег наперегонки, некоторые игры в мяч.

"Ловишки", "пятнашки" - это игра, цель которой догнать и поймать убегающих игроков. Она существовала в огромном количестве вариантов, носила множество разных названий и зачастую осложнялась различного рода дополнительными условиями, словесным сопровождением. В детском быту "ловишки" делились на игры, в которых ловцом являлся один человек-водак, и игры, в которых одна партия ребят старалась поймать ребят из другой партии. Примером первых является игра "лепки, ляпки, ляпочки". Один из игроков, называвшийся "лепка", должен был поймать разбегавшихся в разные стороны ребят. Дотронувшись до убегающего подростка, лепка кричал: "На тебе ляпку, отдай ее другому". Получивший ляпку бегал за другими, стараясь передать им ляпку. Убегавшие от "лепки" ребята должны были кричать: "Не дашь ляпок, не вырастешь с вершок". Второй тип "ловишек", предполагавший деление на две партии, можно продемонстрировать на игре "черта". Каждая партия игравших имела свою очерченную территорию - дом. Расстояние между домами равнялось 30-40 м. По команде атамана одна партия стремилась попасть на территорию, принадлежащую другой партии. Ребята, на чью территорию совершался набег, старались поймать набегающих, включив их тем самым в свою партию.

"Ловишки" часто приобретали характер небольшой пьески с диалогом, песенкой, развернутым приговором. Такой, например, была игра "бабушка Пыхтеиха", которая существовала в двух вариантах для девочек и мальчиков. Один участник игры изображал сгорбленную старушку - бабушку Пыхтеиху, бредущую с палочкой по дороге. Другие игроки, окружив ее, начинали разговор: "Бабушка Пыхтеиха, куда пошла? - "К обедне". - "Возьми нас с собой". - "Идите, да не свистите". После этих слов ребята тихо шли за водаком, а затем начинали громко кричать, свистеть. Бабушка Пыхтеиха разворачивалась, размахивала палкой, стараясь ударить ею разбегавшихся в разные стороны ребят.

В девичьем варианте свиста и ударов палкой не практиковалось, водящая девочка старалась запятнать убегавших подруг. Кроме того, как девочки, так и мальчики любили играть в жмурки, представлявшие собой вариант "ловишек", при котором водаку завязывали глаза. Игры в жмурки в зависимости от содержания носили разные названия: "жмурки простые", "имушка", "избушка", "курюкольцы", "куры-бабы", "жмачки", "кулючки". Простые жмурки состояли в том, что на земле очерчивали пространство, за которое играющие не должны были выходить, затем завязывали водаку глаза, поворачивали его, стоящего на одной ноге, вокруг себя несколько раз и заставляли ловить бегающих ребят. Игра могла начинаться и с диалога между водаком и играющими: "Что пил?" - "Квас!" - "Ищи век нас!"; "Кот, кот! На чем стоишь?" - "На квашне!" - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!"

После этого ребята разбегались по полю, а водак старался поймать одного из игроков и назвать его по имени или данному для игры прозвищу. Пойманный становился водаком. Во избежание падения водака или столкновения его с другими играющими правило предусматривало предупреждение водака словом "огонь". Другой разновидностью жмурок была игра "верный удар", предпочтение которой отдавали мальчики. Играющие становились в круг, в середине которого стоял горшок с куском пирога, конфетой, пряником или каким-либо другим деревенским лакомством. Выбранный по считалке игрок должен был с завязанными глазами подойти к горшку и ударить по нему палкой. Это было довольно трудно сделать, так как игрока перед тем, как разрешить ему идти к горшку, несколько раз кружили на одном месте.

Ребята, стоявшие в кругу, должны были вести себя тихо, не смеяться, даже если закружившийся игрок идет в другую сторону или ударяет с размаха палкой по земле довольно далеко от горшка. Разбивший горшок получал лежавшую в нем награду, промахнувшийся - громкий смех ребят. Игры с мячом были известны по всей России. Мячи делались из разных материалов: из тряпки с тряпочной же набивкой, из кожи, набитые шерстью или конским волосом, из узких переплетенных полос коры липы, ивы, березы, обычно полые внутри или набитые песком. Наиболее простой была игра, в основе которой лежала необходимость поймать мяч. В этой игре мог принимать участие один или несколько человек. Мяч подбрасывали вверх, ударяли об стену, подхватывая его на лету, ударяли мячом игроков и т. п. Так, на северо-западе Европейской России была известна игра с мячом о стену, называвшаяся "отделываться". В нее играли по очереди несколько ребят, которые становились каждый со своим мячом вдоль стены избы или сарая, на небольшом расстоянии друг от друга. Игра начиналась по счету одновременно всеми участниками. Ребята, ударяя мячом о стену, должны были выполнить пять фигур, не уронив мяча на землю.

Каждая фигура отрабатывалась три раза. Первая фигура называлась "стенка", - мяч ударялся об стенку и, отскочив от нее, попадал в руки игроку. Вторая фигура - "под ручку", во время выполнения которой игравший упирался левой рукой в стенку, а затем подбрасывал из под нее правой рукой мячик вверх, стараясь сверху поймать правой же рукой. Третья фигура, "под ножку", заключалась в том, что игравший упирался левой ногой в стенку и подбрасывал из-под нее мячик кверху правой рукой, поймав его затем на лету. Фигура четвертая, "спиной", состояла в том, что игравший становился к стенке спиной, упирался в нее теменем, ударял мячиком об стену над головой и ловил его, не отнимая головы от стены. Фигура пятая - "свеча": мяч подбрасывался высоко вверх и ловился руками. Проигравшим считался тот, кто "отделывался", то есть заканчивал игру последним. Некоторые игры с мячом выполнялись с приговорами.

Довольно широко была распространена игра с мячом, называвшаяся во многих деревнях "зайчик", "в зайчика", в которую мальчики любили играть больше, чем девочки. Один из подростков становился по жребию зайчиком и помещался в центр широкого круга, образованного другими ребятами. Ребята перебрасывались мячом, стараясь попасть в зайчика, а зайчик должен был увернуться от удара. Если игрок метил в зайчика, но не попал, то он превращался в зайчика, а зайчик становился в круг. Для неповоротливого мальчика, которому выпадает жребий быть зайчиком, эта игра очень неприятна, так как он получает множество сильных ударов тяжелым мячом. Верткий же мальчик доставляет удовольствие себе и другим.

Другой любимой игрой с мячом как мальчиков, так и девочек была "немая лапта". Перед началом игры на земле чертился круг диаметром 10 - 12 м, называвшийся "дом". Затем выбирались два водака, которые с помощью жребия составляли себе команды с равным числом игроков. Одна команда размещалась в доме, то есть внутри круга, а другая в поле - за чертой круга. Мяч находился у одного из игроков партии, находившейся за кругом. В начале игры внешние игроки подходили к кругу со спрятанными за спиной или в карманах руками, принимали угрожающие позы, кричали: "Жигало, жигало?" - при этом каждый игрок давал понять, что мяч находится у него и что он готов бросить мяч в одного из игроков внутри круга. Последние бегали по кругу, зорко наблюдая за игроками противоположной партии, принимая позы, позволяющие избежать удара. Наконец игрок бросал мяч в одного из подростков. В случае попадания игрок, получивший удар, исключался из игры. При промахе из игры выходил бросавший мяч.

Среди подростков большой популярностью пользовалась также игра с мячом и лопаткой, называвшаяся "лапта", имевшая множество вариантов. Наиболее распространенным был вариант, в котором игравшие делились на две партии, располагавшиеся по обе стороны от проведенной на земле черты. Одна партия, стоявшая в "городе", подавала мяч лопаткой другой партии, находившейся в "поле", очерченном на конце второй линией. Игроки поля должны были поймать мяч и запятнать им бегущих в это время за границу поля игроков города.

Наряду с играми общими в русских деревнях были игры, характерные только для мальчиков, и игры, известные только в девичьей среде. Игры, в которые играли только мальчики, требовали от участников обычно большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носила ярко выраженный мужской характер. Мальчики играли в войну, в разбойников, в казаков и т. п. Игры девочек носили более мягкий характер, в них присутствовало художественное начало, ритмизованный и поэтический текст. Девочки любили играть "в семью", "в дочки-матери", "в хозяйство", при этом нередко включали в свои игры малышей, которым доставалась посильная роль. Предпочтение мальчиками и девочками разных игр было обусловлено разницей в их физическом и психическом складе, а также разной жизненной ориентацией мужчин и женщин, которыми они со временем должны стать. Мужчины, по мнению деревенских жителей, должны быть сильными, крепкими, ловкими, решительными, быстрыми в делах, то есть обладать необходимыми качествами, чтобы нести основной груз ответственности за крестьянское хозяйство и сохранность семьи. Женщинам же предписывалась мягкость, заботливость, нежность, ласковость - все то, что делает ее хорошей хозяйкой, верной женой, любящей матерью.

Мальчики с удовольствием играли в игры, где можно было проявить силу, ловкость, быстроту, меткость глаза. Характерной чертой их игр была установка на состязание и победу. Они состязались в поднятии тяжестей, в перетягивании палки, в прыжках и беге. Среди игр на поднятие тяжестей интересна игра "караван". Подростки, считавшиеся в деревне силачами, становились гуськом в ряд, укладывая руки на плечи стоявшему впереди игроку, на их руки усаживался второй ряд игроков, на не третий ряд, а затем первый ряд начинал медленно двигаться по улице.

Большим разнообразием отличались игры, главным элементом которых были прыжки. Обычно устраивалось препятствие, через которое необходимо было перепрыгнуть. Это мог быть какой-либо предмет, лежавший на земле или воткнутый в нее, либо сидящие с согнутыми спинами или стоявшие с наклоненной головой мальчики. Примером таких игр могут быть игры "свинья" ("перескочки"), "без соли соль". В игре "свинья" мальчики ложились лицом к земле в ряд, один от другого на некотором расстоянии. Один мальчик перепрыгивал через каждого из лежащих и, перепрыгнув через последнего, ложился на землю. В этот же миг с земли быстро поднимался мальчик, оказавшийся крайним на противоположном конце, и, в свою очередь, перепрыгивал через лежащих ребят, чтобы лечь в конце ряда на землю. Вся игра должна была проходить в очень быстром темпе. Игра "без соли соль" заключается в том, что мальчики садились друг против друга, вытянув ноги, заложив руки за спину и зажмурив глаза. Другие мальчики с выкриком "без соли соль!" должны были перескочить через ноги сидящих на земле, но так, чтобы сидящие их не поймали.

Среди спортивных игр мальчиков было довольно много игр с различными предметами: шаром, мячом, палкой, костями, монетками, камешками и т. п.
Игры с шарами проводились на открытых местах, широких улицах и площадях, где земля хорошо выровнена и утрамбована. Для них использовались деревянные шары диаметром 8 - 10 см, изготовленные для прочности из корня дуба, березы или какого-либо плотного нароста на дереве, а также прямые или с крюками на конце палки, длиной 80 - 120 см, в зависимости от роста играющего, называвшиеся "клюшки", "кочережки", "бодожки", "боталки", "дубишки". Игры с шарами носили различные названия: "короли", "котлы", "лунки", "кубарь", "прочики", "дубинки", "лыжки", "жаровка", "елы", "шибки", "булки" и т. п., но содержание их было более или менее одинаковым: шары клюшками забивали в лунки или бросали вверх, отбивая на лету палками. Так, например, любимой игрой мальчиков была игра, известная под названием "лунка". Подростки выкапывали в земле лунки, становились около них с клюшками. Водак, избранный по жребию, должен был закатить шар в лунку. Если это ему удавалось, он вставал к лунке, а не сумевший отбить шар становился водаком.
  1   2   3


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации