Ответы на экзаменационные вопросы по логике - файл n1.doc

приобрести
Ответы на экзаменационные вопросы по логике
скачать (1258.9 kb.)
Доступные файлы (31):
n1.doc39kb.01.03.2010 19:12скачать
n2.doc62kb.04.03.2010 23:03скачать
n3.doc39kb.04.03.2010 23:04скачать
n4.doc77kb.04.03.2010 23:14скачать
n5.doc105kb.04.03.2010 23:23скачать
n6.doc38kb.05.03.2010 21:55скачать
n7.doc23kb.05.03.2010 21:56скачать
n8.doc74kb.05.03.2010 22:21скачать
n9.doc56kb.05.03.2010 22:23скачать
n10.doc46kb.05.03.2010 22:36скачать
n11.doc55kb.02.04.2010 18:30скачать
n12.doc145kb.01.03.2010 19:46скачать
n13.doc88kb.02.04.2010 18:38скачать
n14.doc92kb.02.04.2010 18:45скачать
n15.doc33kb.02.04.2010 18:46скачать
n16.doc72kb.02.04.2010 18:55скачать
n17.doc54kb.02.04.2010 19:09скачать
n18.doc75kb.02.04.2010 19:30скачать
n19.doc76kb.02.04.2010 19:33скачать
n20.doc52kb.02.04.2010 19:39скачать
n21.doc53kb.05.04.2010 17:56скачать
n22.doc125kb.01.03.2010 22:50скачать
n23.doc30kb.05.04.2010 18:11скачать
n24.doc24kb.05.04.2010 18:17скачать
n25.doc135kb.02.03.2010 19:59скачать
n26.doc59kb.02.03.2010 19:58скачать
n27.doc86kb.02.03.2010 20:20скачать
n28.doc80kb.04.03.2010 19:41скачать
n29.doc35kb.04.03.2010 19:44скачать
n30.doc2382kb.05.03.2010 22:23скачать
n31.doc27kb.01.03.2010 16:15скачать

n1.doc

1.Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики.

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ


Термин “логика” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и использу­ется для обозначения как совокупности правил, которым подчиня­ется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осу­ществляется.

Предметом познания любой науки вообще является «определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению, вовлечена в научно-познавательный процесс… Определение предмета науки – это, в сущности, определение диапазона и характера ее исследовательских задач

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенно­сти мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой инфор­мации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (есте­ственного и искусственного), методы и приемы программиро­вания, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления про­цесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интере­суют физиологические основы мышления: процессы возбужде­ния и торможения, происходящие в человеческом мозге как ор­гане мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мыш­ление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мыш­ления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изу­чаются философией, логика является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из мно­жества моментов, сторон, находящихся между собой в необхо­димой связи.

Диалектика, раскрывая содержание моментов познания, уста­навливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. Она раскрывает общественную природу познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассматри­вается как в связи с пониманием истины

(объективной, абсолют­ной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например, рассматриваются аксиоматичес­кие методы, методы формализации, математические методы, ве­роятностные методы, методы моделирования и др.).

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходи­мо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.

Понятие логической формы и логического закона


Формальная логика - наука о законах и формах правильного мышления. В. С. Меськов пишет: “...Предметом науки логики яв­ляются рассуждения, а сама она есть наука о рассуждениях. За­дачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения”'. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. “...Логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира”2. Выясним более детально, что понимается под логической формой и логическим законом.

Понятие логической формы

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая фор­ма отражает объективный мир, но это отражение не всей полно­ты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в стру­ктуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения име­ют свои специфические формы (структуры).

Структура мысли, т.е. ее логическую форму, можно выра­зить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: “Все караси - рыбы”, “Все люди смертны”, “Все бабочки - насекомые”. Содержание у них разное, а форма одна и та же: “Все S суть Р”; она включает S(субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку (“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”). Иногда связка может отсутствовать или за­меняться на тире.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:

1) “Если железо нагревать, то оно расширяется”;

2) “Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления”. Форма этих суждений такая: “Если S есть Р, то S есть Р1”.

Логические законы

Соблюдение законов логики - необходимое условие достиже­ния истины в процессе рассуждения. Основными формально-логи­ческими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) за­кон непротиворечия, 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Они будут подробно излагаться в отдельной главе. Эти законы (принципы) выражают определен­ность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Общечеловече­ский характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи все люди мыслили по одним и тем же логическим принципам. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диа­лектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания.


1.Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации