Курсовая работа - Организация как система управления - файл n1.doc

Курсовая работа - Организация как система управления
скачать (176.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc177kb.26.08.2012 16:11скачать

n1.doc



«институт управления и преобразования рынка»


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория управления.

на тему: «Организация как система управления»

Выполнил работу: Филитов.И.Н
Работу проверил:Феоктистов.П.А

2010г


Содержание

Введение 2

1. Общая характеристика организации как системы управления 6

2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления 9

3. Подходы к процессу управления в организации. 14

4. Роль менеджера 19

5. Эффективность менеджмента организации 23

6. Основные направления совершенствования управления 25

Анализ менеджмента на примере конкретной организации 27

Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д. 29

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низшего уровня на высший может существенно влиять на производительность. 29

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Введение


Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда, то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

  1. структура управления;

  2. техника управления;

  3. функции управления;

  4. методология управления.

Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.

  1. Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

  2. Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.

  3. Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".

  4. Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и .межгрупповые отношения (принцип Э. Мэйо). Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного , неконтролируемого, самоорганизации.

  5. Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.


1. Общая характеристика организации как системы управления



Система управления — это совокупность элементов (подсис­тем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. А это позво­ляет считать, что система создается для достижения целей, ко­торые направлены на решение проблем. Проблемы служат фактором, инициирующим менеджмент на повышение эффектив­ности производства и управления. Системы управления пред­приятиями, как правило, характеризуются сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений.
В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интере­сы посредством производства (путем соединения факторов производства и управления ими) и реализации товаров (услуг) на рынке. Поскольку каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуются достиже­ния промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.
Любая система характеризуется по крайней мере тремя эле­ментами:

входом в систему (поступающие ресурсы);

процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);

выходом из системы (продукт).
Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Последняя характеризуется определенными для дан­ной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, как уже сказано выше, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую. В системе управления обязательно присутствует субъект В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управ­ления информационными (прямыми и

обратными) связями (рис. 1).


Рис 1. Информационная модель системы управления предприятием
Практически любые системы управления являются слож­ными, их характеризуют следующие свойства:

большое число элементов;

между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);

наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;

несколько уровней и способов достижения;

несовпадение интересов групп субъектов;

наличие элементов, функционирующих в условиях неоп­ределенности;

невозможность одному наблюдателю одновременно охва­тить и описать количественно взаимосвязи между элементами.

Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управле­ния. Причем бесконечно малые начальные изменения некото­рых элементов объекта управления могут привести к сущест­венным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее — важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.

Для исследования сложных систем применяют декомпози­цию — разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты. Декомпозиция — это анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др. В производственной организации мож­но выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансов, менеджмента (управление персоналом) и др.

В производстве можно выделить подсистемы технологиче­ской подготовки производства, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, контроля качества и др. Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления. В системе управления можно выделить целевые подсистемы: управление ресурсами, управление качеством, управление охраной окру­жающей среды, управление развитием производства (иннова­циями), управление развитием комплекса и др. В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей, например, в управлении развитием коллектива или человеческими ресурсами целями являются отбор кадров, оценка их профессиональных качеств, обучение и повышение квалификации, материальное и мораль­ А стимулирование и т. д.
Функциональные подсистемы включают сущность и содер­жание управленческой деятельности состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.

Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, фи­нансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функцио­нальными подразделениями.

При программно-целевом управлении создаются специаль­ные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих от­ношение к достижению целей.

2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления


Важнейшая характеристика системы управления — ее структура.

Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информацион­ными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение: организационная струк­тура (оргструктура) системы управления — это целостная сово­купность соединенных между собой информационными связя­ми элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.

Оргструктура управления базируется на структуре производ­ства. Средством построения и рационализации организацион­ных структур служат моделирование информационных процес­сов и построение рациональных информационных структур управления. Понятия организационной и информационной структур управления тесно связаны, поскольку управление — информационный процесс между объектами и органом управ­ления, образующими организационную структуру. Организаци­онная структура в большей степени имеет отношение к разде­лению труда в сфере управления, проявляющемуся в обособлении отдельных звеньев или подразделений органа управления и устойчивости связей как между собой, так и с объектами управления. Информационная структура управления призвана отражать развитие производства и возникающие в связи с этим новые функции и задачи управления, которые в силу уже сло­жившихся связей, закрепленных соответствующими нормами, могут вступать в противоречие с действующей организацион­ной структурой. Информационная структура управления, таким образом, характеризует внутреннее строение и взаимосвязь функций и задач управления с производственными процессами; количественная формализация этих взаимосвязей определяет в значительной степени управляемость производственных про­цессов. Совершенствование организационных структур осуще­ствляется посредством совершенствования информационных структур управления (рис. 2).


Внешние факторы




Цели организации


Структура производства


Оргструктура управления


Нормы и условия

управляе­мости







Функции

и задачи

управления


Информационная структура

управления





Рис. 2. Взаимосвязь структур производства и управления в организации

Неоднократно подчеркивавшийся выше информационный характер управленческой деятельности делает очевидными зна­чение и роль совершенствования информационных процессов для эффективности управления. В настоящее время это связано с использованием информационных технологий, выводящих предприятие на новый уровень управления, что обеспечивается устранением промежуточных звеньев обработки информации, доступом к огромному количеству разнообразной информации (система Internet) вообще и практически мгновенным доступом к необходимой информации внутри фирмы.

Работа предприятия опирается на три функциональные об­ласти управления: планирование деятельности предприятия, техническое проектирование и производственные планирова­ние и контроль. Само предприятие выполняет четвертую функ­цию — физическое производство.

Современные информационные технологии для управления фирмой позволяют автоматизировать важнейшие управленче­ские процессы на предприятии — от финансов, производства и сбыта до управления персоналом и объединить их в единую сеть, функционирующую подобно нервной системе живого ор­ганизма. При этом система управления способна чутко реагиро­вать на изменение внутренней и внешней среды организации.


Целостность организации и ее открытость как системы обу­словливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зави­симость организации от внешних факторов, взаимодействие внут­ренней и внешней среды, различную степень воздействия пара­метров внутренней и внешней среды и управления ими.

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Как было отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управле­ния, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. На рис 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.

В среде прямого воздействия главное — это рынок и зако­ны, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.

При рассмотрении внешней среды и ее влияния на органи­зацию и экономику в целом в последнее время все больше учи­тывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.


Среда прямого воздействия



Среда косвенного воздействия


Международные события

Состояние экономики



Организация

Организация



Научно-технический прогресс

Социокультурные факторы


Политические факторы

Рис 3. Элементы среды прямого и косвенного воздействия


3. Подходы к процессу управления в организации.


Применительно к менеджменту методологический подход означа­ет использование определенных приемов познания и способов дея­тельности, направленных на достижение целей управления.

Рассмотрим наиболее распространенные в современном ме­неджменте методологические подходы.

Системный подход. В рамках этого подхода различные процессы и явления в управлении рассматриваются как системы (рис. 4)

При этом под системой управления понимается обособленная со­вокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Каждый Элемент системы служит структурообразующей частью какой-либо подсистемы. Элементу присущи одно или несколько свойств, которые необходимы для функционирования системы. Эти свойства элементов и определяют их место в системе управле­ния и позволяют объединять элементы в подсистемы, например в управляющую или в управляемую подсистему.



Рис. 4. Системный подход


Системный подход основан на системном анализе, который осуществляется по следующему алгоритму:

декомпозиция системы, т.е. ее расчленение на образующие элементы;

анализ элементов;

выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом;

разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.

С помощью системного подхода сложный объект исследования можно представить как совокупность простых, доступных для изучения элементов. Процедуры системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов управленческих решений, на выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и на сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности.

Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным.

Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Цен­тральный момент ситуационного подхода — ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Из-за того, что в центре внима­ния оказывается ситуация, ситуационный подход требует «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способство­вать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход — это не просто набор предписываемых руководств, это, скорее, размышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.

Ситуационный подход позволяет увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы дос­тичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается опре­делить значимые переменные ситуации и их влияние на эффектив­ность организации.

Применение ситуационного подхода основано на альтернатив­ности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непред­виденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

по содержанию — технические, экономические, политиче­ские, организационные, психологические и др.;

по виду управленческого решения во времени — стратегиче­ские, тактические, оперативные;

по ресурсам и способам обеспечения реализации управленче­ских решений;

по методам реализации управленческих решений.

Комплексный подход. Применение этого подхода при принятии управленческих решений сводится к учету важнейших факторов внешней и внутренней среды. В частности, при принятии решений должны учитываться технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и другие факторы. Все эти факторы должны учитываться во взаимосвязи и взаимозависимости.

Поисковый подход имеет цель определить состояние объекта

правления в перспективе с учетом сохранения существующих тенденций его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые могут изменить эти тенденции.

Целевой подход предусматривает целенаправленное изменение объекта управления в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы заданного состояния в желаемое.

Количественный подход. Сторонники этого подхода стремились к формализации управленческого процесса. Подход позволял описать исследуемые процессы и явления при помощи математических моделей, просчитать возможные варианты развития на ПК и выбрать оптимальный вариант развития.

Маркетинговый подход обычно выделяется как один из современных методологических подходов.

Этот подход определяют как ориентацию управленческой подсистемы на потребителя.

Маркетинг рассматривается как система управления, имеющая определенные принципы и функции. К основным принципам маркетинга относят:

На реализацию принципов направлены функции маркетинга:

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

Важной особенностью маркетинга как управленческой деятельности является то, что он предусматривает выбор управленческого решения на базе многовариантных экономических расчетов с применением современной компьютерной техники.

4. Роль менеджера


Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направ­ления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, кото­рые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их со­ставе выделяют планирование, организация, ко­ординацию, контроль и мотивацию.

Рассмотрим содержание каждой функции менедж­мента.

Планированиеэто стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. В ко­мандно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результ­атов и создавало основу для стимулирования труда рабо­тников предприятия. Его главная характерная черта — директивность отражала концепцию народнохозяйствен­ного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную раб­оту всего народнохозяйственного механизма.

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, где конкурентную проверку проходят не столько товары, сколько системы планирования, способ­ность менеджмента делать правильные выводы из имею­щейся информации и своевременно принимать взвешен­ные решения. План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать тру­довую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулир­овать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, пла­нирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование – это не­прерывный процесс изучения новых путей и методов со­вершенствования деятельности организации за счет вы­явленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного харак­тера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Органической составной частью планирования при этом становится составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организа­ции, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окру­жающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегичес­кие планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организациявторая функция управления, зада­чей которой является формирование структуры органи­зации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудо­ванием, зданиями, денежными средствами и др. В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется ста­дия организация, т. Е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управле­ния с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляе­мость к требованиям рыночной экономики. Для многих организаций (прежде всего, государственных) эта задача яв­ляется новой, так как в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры управления, разрабаты­ваемые централизованно для различных отраслей. В связи с тем, что они были жестко связаны со штатным расписа­нием, предприятия не стремились к их изменению, которое могло привести к сокращению штата. В настоящее время организации формируют структуру управления в соответст­вии с собственными потребностями. Анализ изменений по­казывает, что многие организации отходят от функциональ­ного принципа построения структур, сокращают так назы­ваемую вертикаль (иерархию) управления, делегируют пол­номочия сверху вниз. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка и разработкой стратегии развития организации.

Вторая не менее важная задача функции организация – создание условий для формирования такой куль­туры внутри организации, которая характеризуется вы­сокой чувствительностью к изменениям, научно-техни­ческому прогрессу, единым для всей организации цен­ностям. Здесь главное это работа с персоналом, разв­итие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпри­нимательского склада, склонных к творчеству, нововве­дениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответ­ственность за решение тех или иных проблем предприя­тия.

Мотивацияэто деятельность, имеющая целью акти­визировать людей, работающих в организации, и побу­дить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащает­ся само содержание труда и создаются условия для про­явления творческого потенциала работников и их само­развития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной раб­оты членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работа­ющих, удовлетворение от полученных результатов, по­вышение ответственности, возможности проявления ини­циативы и осуществления самоконтроля и т.д.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Поэтому глав­ные инструменты выполнения этой функции – это на­блюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступа­ет как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно постав­ленный контроль обязательно должен иметь стратегичес­кую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходи­мости и возможности существенного сокращения кон­трольных функций, выполняемых непосредственно ме­неджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Координацияэто центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и не­прерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуника­ций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интер­вью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и теле­вещания, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистема­ми организации, осуществляется маневрирование ресурс­ами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организация, мо­тивации и контроля), а также действий руководителей.

5. Эффективность менеджмента организации


Анализ категории эффективности, факторов, ее опреде­ляющих, содержания и результатов управленческого труда по­зволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, ко­торые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффек­тивности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принима­ет наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управ­ления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабель­ность, время и др.), и частные показатели использования отдель­ных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно ха­рактеризуют конечные результаты деятельности, соответствен­но и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отра­жают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производствен­ными фондами, материальными ресурсами. Для этого исполь­зуются частные показатели. Так, для оценки повышения эф­фективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характе­ризуется показателями материалоемкости продукции, а эффек­тивность использования основных фондов — показателем фон­доотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо ком­плексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применитель­но к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показате­лями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоем­кости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эф­фективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процес­сов управления; повышение квалификации менеджеров; повы­шение уровня обоснованности принимаемых решений; форми­рование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологиче­ские последствия.

Если в результате рационализации управления удается дос­тичь высокого уровня указанных выше показателей, то проис­ходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

6. Основные направления совершенствования управления


Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять основу всей системы совершенствования управления организацией.

Стратегия представляет собой набор правил, которы­ми руководствуется организация при принятии управ­ленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рас­сматривать как общий комплексный план, предназначен­ный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирова­ние, с другой, структура управления фирмой адекватна «формальному» стратегическому планированию и по­строена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Возникновение и практическое использование мето­дологии стратегического управления вызвано объектив­ными причинами, вытекающими из характера измене­ний, в первую очередь во внешней среде организации. В развитии этой методологии выделяются несколько эта­пов.

Управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция организации на изменения появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна для организации, но тре­бует много времени на осознание неизбежности измене­ний, выработку новой стратегии и адаптацию к ней сис­темы. В условиях нарастания темпов изменений это не­приемлемо.

Управление на основе экстраполяции, когда темп из­менений ускоряется, но будущее еще можно предсказы­вать путем экстраполяции прошлых тенденций (долго­срочное планирование).

Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп измене­ний ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии (стратегическое планирование).

Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стре­мительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление).

Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию от­клонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповеду­ет большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохра­нения, религии и т.п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспе­чению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократиза­ции, к сохранению определенного статус-кво.

Предпринимательский стиль поведения характеризу­ется стремлением к изменениям, к предвосхищению бу­дущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разраб­атываются многочисленные альтернативы и из них вы­бирается оптимальная. Предпринимательская организа­ция стремится к непрерывной цепи изменений, посколь­ку в них она видит свою будущую эффективность и успех.



Анализ менеджмента на примере конкретной организации


В качестве примера возьмем организацию

1. На данном предприятии линейно-фунциональная организационная структура, которая имеет следующий вид:


Директор





Главный технолог

Начальник лаборатории

Начальник отдела финансов

Начальник отдела маркетинга

Начальник отдела кадров



Экономист

Маркетолог

Старший мастер

Лаборант

Бухгалтер

Микро-биолог

2. Миссия организации – обеспечение потребителей качественной и уникальной продукцией.

3. В систему мотивации входят как материальные средства, так и моральные. К материальным относятся: поощрительные премии, полный социальный пакет, путевки в санаторно-курортные и дошкольно-образовательные учреждения. К моральным способам стимулирования относится, прежде всего, личное и публичное признание. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству. Суть публичного признания состоит в широком распространении информации о достижениях сотрудника на специальных стендах, на собраниях и награждение грамотами. Публичное признание в большинстве случаев сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

Применяется также еще одна форма мотивации – продвижение в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив) и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности (моральный мотив).
4. Организация пользуются разнообразными средствами для коммуникаций: телефон, факс, электронная почта, вербальное общение. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок

Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низшего уровня на высший может существенно влиять на производительность.


В дополнение к обмену информацией по нисходящей и восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.
5. Стиль руководства – демократический. Сотрудники активно участвуют в принятии решений. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Распределение ответственности в соответствии с полномочиями. Инициатива подчиненных поощряется и используется. При подборе кадров, руководитель ориентируется на деловых, знающих сотрудников и помогает им в карьере.
6. Культура организации. Квалификация сотрудников полностью соответствует текущим задачам. Все работники предприятия периодически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала новым задачам. Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в обществе. В качестве ярких событий из жизни организации можно упомянуть многочисленные награды, вручаемые на выставках продукции.
7. Предложения по повышению эффективности менеджмента в организации.

Очень большое значение на предприятиях играет техническое оснащение. К техническому оснащению относится компьютеризация организации в целом. Развитие техники происходит постоянно, она совершенствуется, становится удобнее и качественнее. Техническое оснащение облегчит труд и сделает его более качественным, поэтому необходимо следить за новыми изобретениями. Этот фактор является одним из самых важных для достижения цели.


Заключение


Организация — это систематизированное сознательное объеди­нение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.

Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования орга­низации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого балан­А принадлежит менеджменту.

Во внутриорганизационной жизни управление призвано созда­вать и управлять функциональными процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организа­ции, управление кадровой работой, формирование и развитие орга­низационной культуры, управление производством, маркетингом и финансами организации, а также осуществление анализа и учета проведенной работы.

Ключевую позицию в управлении организацией занимают менед­жеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивиру­ют людей, координируют их усилия и выступают в качестве предста­вителей организации.

С теоретической точки зрения, управление следует рассматривать как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей действия, моти­вирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец координация действий в процессе достижения целей. Управ­ленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.

Система управления может быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема яв­ляется остовом, на котором держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленчес­кую идеологию и систему ценностей, разделяемых в организации, интересы и поведенческие нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного обеспечения в систе­ме управления.

Подсистема саморазвития системы управления осуществляет раз­работку, введение и постоянное поддержание на должном уровне стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершен­ствованию. Для этого данная подсистема призвана проводить на ресурсной основе этого анализа, а также анализа опыта других организаций выявление тенденций в развитии управления и реализовывать новые идеи и подходы в управлении.

Развитие управления является более глубинным процессом, чем совершенствование управления, и осуществляется в соответствии с определенной логикой. Первым шагом в логической схеме развития управления является возникновение новых задач, которые призвано решать управление. Второй шаг предполагает выработку в системе управления реакций на новые задачи. Третьим шагом является пере­стройка основополагающих начал, на которых строится система уп­равления. Четвертый шаг предполагает перестройку структуры и элементов системы управления. И наконец, на пятом, завершающем этапе осуществляется закрепление в управлении новых качеств и свойств.

Список использованной литературы


  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003.

  2. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  3. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, 1998.

Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ [Н.Д. Эриашвили и др.], под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,








«институт управления и преобразования рынка»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации