Ковальский Я. Папы и папство - файл n1.doc

приобрести
Ковальский Я. Папы и папство
скачать (119.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc792kb.13.08.2005 11:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Ян Веруш Ковальский

Папы и папство

Введение

Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе же этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя известная нам надпись «папа» была обнаружена на стенах римских катакомб св. Каликста. Она датируется концом III в. Начиная с раннего средневековья наименование «папа» фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Следует, однако, отметить, что до сегодняшнего дня официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова «папа». Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик, или верховный жрец), заимствованное из языческой терминологии древнеримской религии, в которой коллегия понтификов под руководством верховного жреца (Summus Pontifex) отвечала за организацию официального государственного культа. В церковном языке выражение Romanus Pontifex отражает две главные функции папы: он является епископом Рима и одновременно понтификом, т. е. главой всей католической церкви. Это требует хотя бы краткого объяснения. В соответствии с современной католической доктриной епископ Рима унаследовал все те атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов — наивысшую инстанцию основанного Христом церковного института. И поэтому, как Петр был главой церкви, так и его законные преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Это так называемый тезис об апостольском наследовании, который появился на рубеже II и III веков н. э. в произведениях христианских идеологов и после длительной эволюции нашел свое окончательное выражение в принятом на I Ватиканском соборе (1870 г.) догмате о верховенстве папы. Опирается он на две предпосылки. Первая состоит в том, что коллегиальная власть, осуществлявшаяся двенадцатью апостолами, подчинялась Петру, а вторая — в том, что Петр был епископом Рима и передал власть своим преемникам. Не входя в теологические тонкости обеих этих предпосылок, следует отметить, что ни одна из них не нашла до сего времени подтверждения в науке о первоначальном христианстве. До сих пор еще до конца не выяснен и весьма противоречивый вопрос о том, какую роль играл Петр среди апостолов. И все говорит за то, что он не был первым епископом Рима. Во-первых, потому, что римская христианская община оформилась наверняка раньше, чем кто-нибудь из апостолов мог добраться до столицы империи. Ни в послании, адресованном около 58 г. н. э. римлянам, ни в тех посланиях, которые позднее в самом Риме были написаны к христианам Малой Азии, апостол Павел из Тарса ни словом не упоминает о пребывании Петра в Риме, а это он не преминул бы сделать, если бы этот факт был ему известен. Во-вторых, в I в. н. э. христианские общины развивались под коллегиальным руководством совета старейшин, или пресвитеров, которых лишь в исключительных случаях кое-где называли епископами. Как пишет известный библеист священник Ян Стемпень, «термины «пресвитер» и «епископ» появляются в христианских документах с I века как синонимы, обозначающие руководителей христианских общин. Слово episkopos не означало еще единовластного епископа, преемника апостолов, единого главы местной церкви. С этим новым значением данного слова мы встречаемся впервые только в начале II в. у св. Игнатия Антиохийского (Eklezjologia sw. Paula. Poznan, 1972. S. 339). К тому же, если даже мы согласимся с тем, что Петр приехал в Рим и принял там мученическую смерть (о чем упоминает более поздняя христианская традиция), он не мог быть епископом Рима и назначить своего преемника, поскольку (как единодушно утверждают историки христианства) института единоличной власти епископа в этот период еще не существовало. Кроме того, известно, что ни один из апостолов не употреблял титула «епископ». Добавим также, что традиция о пребывании и мученичестве Петра в Риме до сих пор еще не доказана бесспорными свидетельствами. Начатые по указанию Пия XII (1939—1958) раскопки в подземельях ватиканского собора обнаружили, правда, следы какого-то захоронения (они не редкость в подземельях Вечного города), но о каком-либо распознании могилы или останков св. Петра не может быть и речи.

Посвятим несколько слов источникам, касающимся истории папства. Они исключительно скупы и малодостоверны, когда речь идет об установлении имен пап первоначального периода христианства. Самый ранний список первых пап был составлен ок. 180 г. епископом Лиона Иринеем, греком по происхождению. Он являлся одним из первых пропагандистов тезиса об «апостольском наследовании»; его список призван был служить доказательством преемственности традиции, начиная с апостола Петра до правившего в его время епископа Рима Виктора (189—199?). Другой список, включающий только несколько имен, составил в этот же период происходивший из Малой Азии христианский писатель Хегезип (ум. ок. 190). Его произведение до нас не дошло, но оно известно нам по фрагментам, которые полтора века спустя цитировал Евсевий — епископ Кесарии, которого обычно называют «отцом церковной истории» (ум. ок. 340). Вслед за этими первыми списками появились следующие, все более обширные реестры и биографии пап, как, например, реестр папы Либерия (352—366) или относящаяся к VII в, «Книга римских понтификов» («Liber pontificalis»). Они явились основой для созданных в средневековье папских хроник, среди которых огромным успехом пользовалось, несмотря на то что оно не представляло собой никакой исторической ценности, произведение Мартина Поляка — архиепископа Гнезненского (ум. в 1279), называвшееся «Хроника пап и императоров». Все эти источники, содержащие некоторое зерно правды, были в соответствии с тогдашней литературной практикой приукрашены легендами и фантазией их авторов, которые недостаток истинных знаний о жизни и деятельности пап прикрывали благочестивым вымыслом. Первый подробный список папских документов (актов) был составлен но приказу папы Иннокентия III (1198— 1216). Этот список в последующие годы систематически дополнялся и заботливо хранился в тайном папском архиве. Хотя по распоряжению Льва XIII с частью этой документации получили возможность познакомиться некоторые ученые, остается еще много проблем, не выясненных до конца.

Много хлопот доставляет проблема хронологии папских понтификатов. Самой ранней бесспорно установленной датой является 28 сентября 235 г., когда папа Понтиан отказался от римского епископства. К указанным в различных списках датам понтификатов семнадцати его предшественников ученые относятся с большим недоверием, подвергая сомнению даже имена перечисленных пап. Не лучше выглядит и проблема хронологии позднейших понтификатов. Средневековые хронисты не пользовались единой системой датировки. В настоящем издании списка пап мы позаимствовали хронологию, принятую в официальном реестре пап, публикуемом ежегодно ватиканским издательством под названием «Annuario Pontificio». Мы опускаем, однако, дни и месяцы начала или окончания очередных понтификатов, поскольку именно они, особенно если речь идет о периоде средневековья, являются наиболее спорными. По той же причине при именах антипап мы приводим лишь даты их избрания на папский престол.

Сколько было пап? И по этому вопросу среди историков нет единого мнения, даже среди католических. Ошибки, допущенные хронистами в определении дат отдельных понтификатов, неправильности в написании имен (например, Мартин вместо Марин и др.), разнобой в нумерации пап, принимавших одно и то же имя (сколько было пап Феликсов, сколько — Иоаннов?), порождали большую неразбериху. Мы приняли, в соответствии с «Annuario Pontificio», что до ныне правящего Иоанна Павла II был 261 законный епископ римский. Имена остальных римских епископов занесены в категорию антипап, однако это еще не свидетельствует о том, что избрание некоторых контркандидатов на папский престол было недействительным.

Скрупулезный характер порядка избрания римских епископов мог бы облегчить лучшее понимание многих аспектов политической и религиозной деятельности папства. Написано об этом много, хотя затрудненный доступ в хранилище ватиканского архива, конечно, не способствует объективной оценке истории папства.

Первых епископов Рима, как и глав других христианских епархий, избирали народ и духовенство с последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвящался в епископы. Уже в V в. начался процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые стали прерогативой исключительно духовенства. Одобрение же избранного народом превратилось в чистую формальность. Зато все чаще происходило вмешательство в выборы епископов верховной светской власти — императоров и королей, а также правивших в Риме представителей местной аристократии. Эта проблема тяготела над папством вплоть до конца XIX в. В период григорианской реформы (XI—XIII вв.) была сделана попытка исключить влияние на выборы пап светских факторов путем передачи прав избрания римского епископа элите римского духовенства, или кардинальской коллегии. Именно в этом духе были выдержаны постановления Николая II от 1059 г. и Александра III от 1179 г., в силу которых только кардиналы получили право выбирать папу. С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных совещаний. На время проведения выборов кардинальскую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (именно отсюда и происходит слово «конклав» — cum clavi, т. е. «под ключом») кардиналы были обязаны быстро завершить выборы нового папы, так как в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. В последующие века регламент конклава многократно изменялся и дополнялся. Однако так и не удалось полностью исключить влияние и нажим внешних политических факторов на выборы римского понтифика. Трон Петра был слишком большой ставкой, чтобы можно было исключить из избирательной игры интересы императорских и королевских европейских правительств, а также и отдельных могущественных представителей аристократии. Они использовали все доступные средства нажима на кардиналов, не исключая подкупов или права вето, которое присвоили себе в XVI в. короли Испании, а позднее — австрийские императоры. Последние папские решения, принятые уже в XX в., гарантируют в гораздо большей степени свободу и независимость выборов папы кардинальской коллегией. Кроме того, введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Тому, кто нарушит это требование, грозят суровые церковные кары. Избирательные бюллетени предписано сжигать (это предписание не касается личных заметок участников конклава) в специальной печке, причем цвет дыма — белый или черный в зависимости от примеси соломы — извещал собравшихся перед собором о результатах голосования.1

Однако все принимаемые церковью меры предосторожности, похоже, не в состоянии остановить утечку информации, поскольку после каждого конклава продолжают публиковаться (конечно, неофициально) описания того, что происходило в помещении для выборов.

В соответствии с ныне действующим церемониалом после избрания папы декан кардинальской коллегии убеждается в том, что избранный согласен занять трон Петра, а затем задает ему вопрос: «Какое имя ты хочешь принять?» До VI в. римские епископы сохраняли имя, полученное ими при крещении. Первым, кто сменил имя, был Иоанн II (533— 535), которого звали Меркурий и который наверняка считал это имя непристойно языческим. Также и Петр Павианский не хотел именоваться Петром II и сменил свое имя на Иоанн XIV (983—984). В нумерации последующих пап, называвшихся Иоаннами, произошел сбой. Дело в том, что Иоанн XXIII (Балтазар Косса), избранный на папский престол вполне законно, отказался от тиары на соборе в Констанции (1415), и вот папа Ронкалли (1958—1963) принял имя Иоанн XXIII, признав тем самым, что Балтазар Косса был антипапой. С середины XVI в. все папы принимали новое имя, желая таким образом почтить одного из своих предшественников, носивших это же имя. В настоящее время важнейшие папские документы подписываются именем, принятым при избрании на папский престол, но без указания порядкового номера.

Вплоть до Нового времени в источниках чрезвычайно редко указывалась дата рождения пап. Они ограничивались обычно указанием, что на папский трон воссел человек «старый» или, напротив, «молодой». Это, конечно, слишком общее определение, особенно если учесть, что в средние века мужчина, которому едва перевалило за пятьдесят, считался уже стариком. Несколько пап заняли трон св. Петра в очень молодом возрасте. Иоанну XII (955—964) в момент избрания было 20 лет, Григорию V (966— 999) — 24 года, а Бенедикту IX (1032—1044) — только 15 (по некоторым источникам даже 12) лет. Случалось также, что кардиналы отдавали свои голоса за людей очень пожилых, рассчитывая, возможно, на то, что новый понтификат продлится недолго. Так, Павлу IV (1555—1559) было 79 лет, а Клименту Х (1670 —1676) — 80, когда они заняли папский трон. Льву XIII (1878—1903) было «только» 68 лет, и он тем не менее руководил католической церковью четверть века. В истории папства таких длительных понтификатов было немного. Александр III (1159—1181) правил 22 года, Пий VI— 24, Пий VII — 23, а Пий IX — 32 года. Его понтификат был самым продолжительным в истории папства. Есть много примеров очень коротких понтификатов. Некоторые папы умирали по прошествии двух или трех месяцев, а то и недель после избрания. Стефан II (752 г.) умер на третий день после выборов, не дожив даже до своей коронации. По этой причине он не был вписан в официальный реестр пап. Несколько пап перед смертью отказались от тиары.

Невозможно установить, к какой национальности принадлежали римские епископы первых трех веков нашей эры. Скорее всего, они были греками, поскольку римская христианс-

1 Об избрании нового папы извещает верующих белый дым.

кая община состояла в большинстве из пришлого населения, а не коренных римлян. Церковные историки придерживаются мнения, что из 261 папы около 200 происходили из Италии, а 50 были чужеземцами. Национальность остальных не установлена. Среди чужеземцев больше всего было греков и сирийцев; семь пап происходили из Франции, шесть — из Германии, два — из Испании, один — из Португалии, один — из Африки, один — из Англии, один — из Фландрии (Голландии). Именно голландец Адриан VI (1522—1523) был последним папой-неитальянцем до момента избрания (1978) поляка Иоанна Павла II (Войтылы). Половину из пап, происходивших из Италии, составляли коренные римляне.

Невозможно установить, каково было социальное происхождение пап первых веков существования христианства. Известно только, что Каликст I родился рабом, а Кай, напротив, был родственником императора Диоклетиана. Феликс III и Григорий I происходили из сенаторских родов. В период средневековья, Возрождения и даже во времена Контрреформации подавляющее большинство пап были выходцами из аристократии, как, впрочем, вообще церковная иерархия в странах феодальной Европы. Немногочисленные папы, происходившие из беднейших слоев населения, были почти все до своего избрания монахами, поскольку монашеское звание облегчало духовенству из низов общества доступ на высшие ступени церковной иерархии.

Немногое можно сказать о внешнем облике пап ранних периодов, предшествовавших эпохе Возрождения. Совершенно очевидно, что изображения римских епископов, сохранившиеся на средневековых мозаиках и фресках, нельзя считать подлинными их портретами. Это только схематическая художественная трактовка представления о высших иерархах церкви. Самым ранним живописным произведением, которое, по мнению специалистов, можно считать правильным воссозданием оригинала, является фреска, представляющая папу Иннокентия III (1198—1216). Эта фреска относится к XIII в. и находится на стене нижней церкви бенедиктинского монастыря Сакро Спесо в Субиако. Со времен Возрождения многие художники писали портреты своих меценатов — пап. В это же время появились многочисленные бюсты и скульптуры римских понтификов. В нумизматической галерее Ватиканского музея хранится богатейшая коллекция медалей, на которых реалистически и с большим мастерством изображены головы пап, начиная с Николая V (1447—1455) и до нашего времени. На основании этих изображений мы можем утверждать, что от Климента VII (1523—1534) и до Климента XI (ум. в 1721) все папы без исключения носили бороды. Ранее также Юлий II (1503—1513) отпустил бороду (не очень густую), но сделал он это только в последние годы своего понтификата. В средние века борода являлась признаком аскетической жизни; во времена же Возрождения и барокко борода считалась украшением мужского лица, и за ней старательно ухаживали. Папы не пользовались париками, но носили повседневно отороченные мехом шапки из красного бархата — манро. Пий VII (1800—1823) был известен искусно уложенной прической.

В соответствии с древнейшей традицией важнейший титул папы звучит «епископ римский». Но кроме него «Annuario Pontificio» называет, выделяя его даже крупным шрифтом, второй титул, идущий от средних веков, а именно — «наместник (викарий) Иисуса Христа». Папские ежегодники содержат еще и другие определения, как-то: «наследник князя апостолов» (т. е. св. Петра), «высший пастырь вселенской церкви», «патриарх Запада», «примас Италии», «архиепископ, митрополит римской провинции». Последний из титулов, употребляемый в наше время, носит светский характер — «суверен государства-города Ватикан». В средние века папы часто подписывались наименованием «слуга слуг божьих» (servus servorum Die), введенным в VII в. Григорием I. Между XVII и XX вв. это определение появляется реже. Воскресил его Павел VI после II Ватиканского собора (1962—1965).

В церковной номенклатуре папских имен все папы от Петра до Феликса IV (ум. в 530 г.) считаются святыми, кроме Либерия (ум. в 366) и Анастасия (ум. в 498 г.). Кроме того, все папы до Мильтиада (ум. в 314 г.) считаются мучениками. Святым и мучеником является также антипапа Ипполит (ум. в 235 г.). Мучеником признан и папа Мартин I, который, находясь в изгнании, умер от истощения в 655 г. С 530 г. число пап-святых существенно уменьшается. До XI в. их насчитывается 23, в XIII в.—только один—Целестин V (умер, отказавшись от тиары, в 1296 г.), а после него, в Новое время,— два: Пий V и Пий X. Только трое последних из перечисленных здесь пап были официально канонизированы. Восемь пап имеют титул «блаженный» и два — «доктор церкви»: Лев I и Григорий I. Со времен раннего Возрождения ко всем папам обращались: «святой отец» или «ваше святейшество», однако в этом случае определение «святой» касается исключительно священной функции папы независимо от моральной оценки его личности.

Мы не знаем точно происхождения обычая употребления папами собственного герба. Официальный каталог папских гербов начинается с герба на печатях Иннокентия III (начало XIII в.). Гербы имели также и антипапы. Не все папские гербы сочетались с соответствующими им девизами.

Одеяние пап в течение веков постоянно изменялось. Первоначально оно, скорее всего, немногим отличалось от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Но начиная с середины средневековья вместе с растущим значением римского епископа на международной арене намечается тенденция к употреблению ими все более пышных одеяний. Особенно это касается тех облачений, которые папы носили во время торжественных богослужений или официальных церемоний. Во время богослужения папы надевали обычно архиепископское литургическое облачение, но отличала их от других церковных иерархов тиара, которую с конца Х в. они надевали вместо епископской митры. Тиара представляла собой головной убор наподобие стогообразного шлема, первоначально не очень высокого, но позднее становившегося все выше. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. Ее происхождение точно неизвестно. Вероятно, прообраз тиары следует искать в одеяниях, которые использовали священнослужители в Сирии, а может быть, даже в Персии. В конце XII в. папскую тиару украсила сначала одна, а затем две золотые диадемы, которые символизировали светскую и духовную власть наместника Христа. Со времени Бенедикта XII (1334—1342) была добавлена третья диадема, что должно было означать верховенство папы над всем миром. Папы надевали тиару только в исключительных случаях (коронация, большие церковные празднества и т. п.). Во время богослужений они пользовались архиепископской митрой. С раннего средневековья отличительной деталью папского одеяния является палий. Это белая шерстяная широкая лента, надеваемая на шею. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Палий ткался монахинями из монастыря св. Агнессы в Риме из шерсти ягнят, освященных папой. На палий нашивали шесть крестов из черного сукна. В восточной церкви палий был знаком отличия патриархов. В западной церкви палий первоначально надевали только папы. Однако в средние века папы решили посылать палий за соответствующую плату епископам-митрополитам, подчеркивая тем самым зависимость местных церквей от папской власти. Во время литургических церемоний на руках папы — красные перчатки с вышитым на них крестом, а на ногах — расшитые золотом туфли. Каждодневной домашней одеждой папы с незапамятных времен служит белая сутана. Как писали средневековые церковные писатели, она является символом белой туники Христа, которую римские солдаты разыграли между собой после его распятия (Ин. 19:24). Выходя из дому, папа надевает красный плащ и красную шляпу. Стоит в этом месте напомнить, что с 1245 г. (собор в Лионе) папы признали за кардиналами право носить широкополую красную шляпу со свисающими «хвостами». Бонифаций IX (1389—1404) приказал кардиналам шить одеяния пурпурного цвета, который на языке художников называется светлой киноварью. Со II Ватиканского собора папские и кардинальские одежды стали значительно скромнее. Папа Павел VI продал последнюю тиару одному из американских музеев, а полученные за нее деньги предназначил на благотворительные цели. Знаки папской власти со времен средневековья бережно хранились в сокровищнице ризницы собора св. Петра. Находились там, в частности, пурпурный плащ и тиара. Случалось, что контркандидаты на трон св. Петра (антипапы) похищали эти знаки власти, чтобы получить возможность провести собственную коронацию. Неоднократно знаки папской власти похищались завоевателями или продавались купцам с Востока.

Современные папы не пользуются уже многочисленными резиденциями, которые со времен средневековья строились не только в Риме, но и за его пределами. Самой старой папской резиденцией является Латеранский дворец, переданный императором Константином папе Сильвестру I. С периода Возрождения главной резиденцией пап стал комплекс зданий, построенных вокруг собора св. Петра, который называют Ватиканом. В эпоху Просвещения был построен третий папский дворец на холме Квиринал. Сейчас он является резиденцией президента Итальянской Республики. С 1870 г. папы живут в Ватикане. За пределами Рима важнейшие папские дворцы были построены в Гаете, около Неаполя, в Ананьи, в Витербо, Флоренции, Перудже. В периоды политической напряженности, когда пребывание в Риме грозило безопасности папы, он покидал свою епархию и укрывался под опекой соседних маленьких итальянских государств. Несколько раз в самом Риме разгоралась яростная борьба за дворцы между папами и антипапами, которые силой занимали одну из резиденций. Недалеко от Рима, в Кастель-Гандольфо, была построена в 1596 г. летняя резиденция, которой пользуются и современные папы. Особого внимания заслуживает папская резиденция в Авиньоне, где римские епископы пребывали с 1309 по 1415 г. После Великой французской революции Авиньон приняли под свою опеку французские власти. Роскошные здания, плохо сохраняемые, разрушались. Ныне часть из них используется для проведения культурных мероприятий.

В первые века христианства пап хоронили в катакомбах. Всеобщей известностью пользуется папская крипта в катакомбах Каликста, где находятся самые древние из известных нам захоронений пап. С IV в. папские могилы размещались в подземельях Латерана, Ватикана, а также других римских соборов. Более десятка пап были захоронены в других городах Италии и в других странах.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских властей Рима на Капитолии. Описание римской курии и ее истории выходит за рамки данной работы. Кроме римской курии ныне существуют два совещательных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора. Особую роль играет папский двор, который со времен Павла VI начал называться папским домом. В период Возрождения он был неслыханно разросшимся, а его великолепие призвано было служить доказательством ничем не ограниченной власти римского епископа. Все, кто входил в окружение папы, должны были придерживаться разработанного до мелочей этикета. Это продолжалось вплоть до времен Пия XII. Поломал этот этикет Иоанн XXIII, который положил начало процессу упрощения ритуала, регулирующего поведение лиц из ближайшего окружения папы и тех, кого он принимает на аудиенциях. Отменено, например, предписание троекратного коленопреклонения до начала после окончания частной беседы с папой, а также целование его туфли.

Официальные папские документы ныне частично публикуются в ватиканском периодическом издании «Acta Apostolicae Sedis» (AAS). Они делятся на несколько категорий. Самые важные из них, носящие торжественный характер,— это апостольские конституции и буллы. Буллой первоначально называлась оловянная печать, которой пользовались папы начиная с VI в. Стариннейшей из известных нам папских печатей является булла Агапита I (535— 536). В ватиканских собраниях хранится оригинал буллы-печати папы Адеодата (615—618). В эпохи Возрождения и Просвещения папские буллы (документы) часто скреплялись печатью из воска, украшенной золотом («золотые буллы»). Ко второй группе папских документов причисляются так называемые бреве, или «сокращенные» папские постановления частного (партикулярного) характера. Выглядят бреве гораздо более скромно, чем буллы. В третью категорию включаются разного рода папские послания. Среди них следует назвать послания Motu proprio, т. е. написанные по личной инициативе папы и касающиеся, как правило, организационных проблем или вопросов церковного управления. Некоторые послания, содержащие важнейшие постановления, носят название «декреты». В 1740 г. появилось первое «окружное» папское послание, или энциклика. Написал его папа Бенедикт XIV. На сегодняшний день реестр папских энциклик насчитывает около 200 таких документов. Как правило, адресатом энциклик является весь католический епископат и верующие. Иоанн XXIII свою энциклику «Пацем ин террис» адресовал «всем людям доброй воли». Самыми плодовитыми авторами энциклик были папы Бенедикт XIV (22 послания), Пий IX (32), Лев XIII (60), Пий XI (28), Пий XII (41). В последнее время количество энциклик уменьшилось. С XVIII в. появился обычай называть каждую энциклику (и даже другие папские документы) по двум-трем первым словам их латинского текста (всего шесть энциклик были написаны на современных языках: три — по-итальянски, по одной на французском, немецком и испанском языках). Некоторые документы скреплены специальной папской печатью, называемой «перстнем рыбака», так как на нем выгравирована фигура Петра-рыбака. В ватиканских собраниях имеется прекрасная коллекция этих перстней, самый старинный из которых относится к 1277 г.

Папа как глава ватиканского государства пользуется правом награждения «рыцарскими орденами». Награждение папскими орденами подтверждается соответствующим «апостольским посланием». Самыми высокими наградами являются: Высший орден Христа, учрежденный 14 марта 1319 г. папой Иоанном XXII; Орден Золотой шпоры, дата его учреждения неизвестна, а возобновил его Пий Х в 1905 г.; Орден Пия, учрежденный 17 июня 1847 г. Пием IX и возобновленный Пием XII в 1939 и 1957 гг.; Орден св. Григория Великого, учрежденный 1 сентября 1831 г. папой Григорием XVI и реформированный Пием Х в 1905 г.; Орден св. Сильвестра, учрежденный 31 октября 1841 г. Григорием XVI и реформированный Пием Х в 1905 г. Кроме перечисленных имеется еще несколько других папских знаков отличия, как, например: «Крест за Церковь и папу», учрежденный Львом XIII, а также «Медаль за заслуги». Следует упомянуть и о таком знаке отличия, как «Золотая Роза». Он представляет собой богато украшенную розу из золота, наполненную благовониями. «Золотая Роза» освящается ежегодно в четвертое воскресенье великого поста и посылается в дар высокопоставленным особам за их заслуги перед папством. Первую «Золотую Розу» послал Лев IX. В средние века адресатками «Золотых Роз» часто были благочестивые и богобоязненные королевы или княжны. «Золотую Розу» получила в 1684 г. королева Марысенька после победы, которую одержал ее супруг — король Ян Собесский над турками под Веной. Список папских знаков отличия закрывает «Орден кавалеров св. Гроба в Иерусалиме», награждает которым, правда, капитул этого монашеского ордена, но под контролем апостольской столицы.

Приведенную выше довольно подробную информацию следует дополнить еще некоторыми краткими сведениями на тему папства. Латинское слово papatus (папство) впервые появилось в XII в. В церковно-юридической литературе это был период горячих дискуссий между знатоками церковного права и королевскими советниками о границах папской власти и о роли папства в социально-политической системе тогдашней Европы. Речь шла главным образом об определении правомочий императора и папы. Ныне понятие папства имеет более широкий смысл. Мы рассматриваем его и как функцию высшей власти католической церкви, и одновременно как историческое явление, которое особым образом характеризует понятие верховенства в христианстве духовной власти над светской. Понимаемое так папство является сегодня предметом широких религиоведческих исследований. Особенно они касаются проблемы отношения папства к разным формам светской власти, а также взаимоотношений между папством и местными церквами, которые, согласно традиционной христианской доктрине, тоже подчиняются коллегиальной власти в католицизме. Зато явно осталась в тени проблема отношения папства к сообществу верующих, жителей римской епархии, епископами которой являются папы. Этот вопрос не только в средние века, но и в XIX в. имел еще огромное значение. В наши дни римский епископ осуществляет управление своей епархией обычно при посредстве генерального викария. Им является один из членов кардинальской коллегии.

Таким образом, историю папства нельзя отождествлять с историей отдельных пап. Идеология папства прошла в течение двадцати веков богатую и сложную эволюцию. Отдельные папы были при этом скорее ее глашатаями и далеко не всегда творцами.

Целью настоящей работы не было освещение всех аспектов данной проблемы. Приведенный ниже реестр 261 папы содержит лишь их краткие (порой очень краткие) биографии. Весь список поделен на девять периодов, и это деление носит, конечно, условный характер. Главным критерием такого деления были изменения, происходившие в политических структурах светской власти, с которыми римские епископы вынуждены были устанавливать отношения.1

Современность можно лучше всего понять в свете прошлого, которое ее сформировало. Тайны раскидистого дуба кроются в разрезе его ствола и в корнях. Поэтому я лелею надежду, что знакомство с настоящей книгой поможет читателю составить для себя более полный образ папства, этой развивающейся в течение двадцати веков общественно-религиозной власти, важная роль которой в политической и культурной жизни христианского мира очевидна.

Период 1

Раннее христианство в Риме

(Середина 1 в. — 313 г.)

1.

ПЕТР. 33? — 67? Симон, сын Иоанна. Происходил из Вифсаиды Галилейской (Палестина), недалеко от Генисаретского озера. По профессии — рыбак. Женатый. Вместе со своим братом Андреем присоединился к кружку ближайших учеников Иисуса, среди которых полу-

1 Подробнее об истории папства см.: Григулевич И. Р. Папство: Век XX. М., 1982; Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.— Прим. ред.

чил арамейское прозвище Кефас (по-гречески — Петрос, отсюда русское Петр). После смерти Иисуса возглавил коллегию двенадцати апостолов. Арестованный в 42 г. по приказу Ирода Агриппы I, правителя Палестины, был заточен в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней ушел, скорее всего, в Антиохию (Сирия). В 49 г. (?) принимал участие в собрании (соборе) апостольской коллегии в Иерусалиме, на котором был согласован с Павлом из Тарса вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины. О дальнейшей судьбе Петра, его странствиях и смерти ранние христианские источники ничего не сообщают (см. Введение к книге). Приписываемое Петру авторство двух посланий, включенных позднее в собрание священных книг Нового завета, является, по мнению современных историков Библии, спорным вопросом.

2. ЛИН. 67? — 76? Данные о нем отсутствуют. О достоверности исторических источников, касающихся двенадцати первых преемников Петра, говорилось во Введении.

3. АНАКЛЕТ (называемый также Ананклетом или Клетом). 76? — 88? Данные о нем отсутствуют.

4. КЛИМЕНТ I. 88? — 97? Данные о нем отсутствуют. Ему приписывается авторство послания, направленного римской христианской общиной церкви-побратиму в Коринфе (Греция). Совпадение его имени с именем двоюродного брата императора Домициана — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 г. по приказу императора (за его симпатии к христианам?), способствовало появлению в раннем средневековье красочной агиографической легенды о чудесных странствиях и мученической смерти папы Климента I.

5. ЭВАРИСТ. 97? —105? Сведений о нем нет.

6. АЛЕКСАНДР I. 105?— 115? Сведений о нем нет.

7. СИКСТ I (называемый также Ксистом). 115? — 125? Данные о нем отсутствуют.

8. ТЕЛЕСФОР. 125? — 136? Данные о нем отсутствуют.

9. ГИГИН. 136? 140? Сведений о нем нет. В этот период в Риме находился Юстин — известный христианский писатель и апологет.

10. ПИЙ I. 140? — 155? Данные о нем отсутствуют. Составленный в 11 в. список священных книг (так называемый «Фрагмент Муратори») содержит упоминание о епископе Пие — брате Гермы, автора «Пастыря» — одного из популярных произведений раннехристианской литературы морализаторского и визионерского характера.

11. АНИКЕТ. 155? — 166? Данные о нем отсутствуют. В этот период в Риме находился выдающийся епископ Смирны (Малая Азия) Поликарп (ум. ок. 163 г.), чтобы согласовать с римской церковью дисциплинарные вопросы, касающиеся установления даты празднования пасхи, а также позиции церковной иерархии по отношению к появляющимся и растущим новым религиозным течениям, грозящим христианству расколом. Речь шла главным образом о взглядах фригийского крестьянина Монтана и его учеников, пропагандировавших «профетическое» христианство, в котором акцент делался на индивидуальных действиях Святого духа в религиозных переживаниях; а также о деятельности Маркиона — богатого купца из Синопа (на Черном море), который утверждал, что христианство должно отбросить Ветхий завет и развивать доктрину исключительно в духе посланий св. Павла. Маркион прибыл в Рим и пожертвовал христианской общине значительную сумму (200 000 сестерций) и часть своей библиотеки. Совет старейшин (о роли римского епископа источники не упоминают) отверг учение Маркиона, вернул ему деньги, но библиотеку оставил. Маркион основал в Риме собственную общину, которая нашла последователей в восточных и западных провинциях империи.

12. СОТЕР. 166? — 175? Сведений о нем нет.

13. ЭЛЕВТЕРИЙ. 175?— 189? Данных о нем не имеется.

14. ВИКТОР I. 189—199? Происходил из римско-имперской провинции Проконсульская Африка, игравшей в конце II в. важную роль в политической и экономической жизни римского государства. Деятельность Виктора пришлась на последние годы правления династии Антонинов, относившейся сравнительно терпимо к развивающемуся христианству, а также на первые годы военной монархии, когда правил Септимий Север, происходивший, как и Виктор, из Африки. Из фрагментарных исторических источников можно сделать вывод, что на рубеже II и III вв. произошла явная консолидация христианского сообщества в Риме. Это было вызвано несколькими причинами. Прежде всего, во всем христианстве укрепился авторитет епископов, опирающийся на принцип так называемого апостольского наследования, в соответствии с которым было признано, что власть руководителей местных церквей перешла к ним от первых апостолов — учеников Иисуса. Живший во времена Виктора епископ Лиона Ириней — главный пропагандист этого принципа — составил именной список римских епископов, начало которого, по его мнению, уходит во времена пребывания в Риме апостолов Петра и Павла. Но римская церковь занимает первенствующее положение в христианстве не только потому, что она — наследница Петра, но и благодаря тому, что она действовала в центре политической жизни империи. Она была магнитом, притягивающим в столицу империи сотни христиан из других регионов мира. Часто это были люди образованные и деятельные, взгляды которых не нашли признания у местных епископов и которые искали в Риме поддержки своим идеям. Следует, однако, отметить, что в тот период среди христиан Рима не было заметно особого интереса к философским спекуляциям, так буйно расцветавшим в восточном христианстве. Добавим также, что во времена Виктора все громче раздавались голоса коренных римлян, а на культовых собраниях латинский язык постепенно вытеснял греческий, повсеместно до тех пор употреблявшийся. Правление Виктора свидетельствовало о прагматической направленности римского христианства. Вмешательство Виктора в доктринальные вопросы было невыразительным и случайным. Гораздо более важным для него было поддержание внутренней дисциплины и расширение влияния христианства, особенно среди высших слоев столичного общества. Римская церковь уже тогда была настолько богата, что даже на Востоке высоко оценили щедрость, с которой она помогала более бедным христианским общинам. Широкую известность получила инициатива Виктора, направленная на установление во всем христианстве единой даты празднования пасхи. По этому вопросу среди церквей наблюдался полный разнобой. Одни, особенно в Малой Азии, праздновали пасху в соответствии с традицией еврейского календаря — 14-го числа весеннего месяца нисана, независимо от дня недели. Другие (в Риме и Александрии) делали акцент на воскресенье как на день воскресения Христа. Виктор пригрозил отлучением тем церквам, которые не придерживаются принятого в Риме календаря. Этот его шаг вызвал всеобщее недовольство. Епископы Малой Азии воспротивились ему, говоря, что всегда «будут прислушиваться к гласу божьему, а не человеческому». Даже епископ Лиона Ириней, несмотря на то что он обычно поддерживал римскую церковь, признал поступок Виктора неправильным и противоречащим христианской традиции. Спор о дате празднования пасхи продолжался до V в. Согласно некоторым источникам, Виктор осудил также сторонников монтанизма и некоторые взгляды, ставящие под сомнение божественный характер личности Иисуса (адопцианизм).

15. ЗЕФЕРИН. 199—217. В период его правления император Септимий Север издал (201 г.) декрет, запрещавший пропаганду христианства. Этот декрет, исходивший от человека, который до того терпел христиан даже в ближайшем своем окружении, вызвал кратковременную, но жестокую волну репрессий. Они особенно коснулись христиан, воспринявших учение монтанизма. Враждебно относившиеся к Зеферину группы в римских общинах обвинили его в колебаниях по доктринальным вопросам, особенно в спорах, касающихся божественности Христа. Во времена Зеферина Рим посетил известный христианский философ и писатель Ориген (ок. 185—ок. 254).

16. КАЛИКСТ I. 217—222. Происхождение его неизвестно. Был рабом некоего Карпофора — богатого сановника при императорском дворе. Каликст растратил доверенную ему большую сумму денег и был приговорен к принудительным работам на рудниках Сардинии. Ему повезло: он оказался в списке христиан, представленных к помилованию, который епископ Виктор передал императору Коммоду, использовав посредничество наложницы императора Марции, вероятно христианки. Вернувшись в Рим в ореоле мученичества, Каликст завоевывает доверие христианской общины и выполняет в ней ответственную функцию диакона. Среди других заданий административного характера Зеферин поручает Каликсту приведение в порядок христианских кладбищ. Это было очень важное задание, поскольку приобретение подземных кладбищ (катакомб), принадлежавших исключительно христианам, в известной степени придавало легальный характер их культовой практике. Каликст, к удовольствию всей общины, прекрасно справился с поручением, и знаменитые катакомбы, носящие его имя, до сих пор посещают толпы туристов. После смерти Зеферина Каликст был избран епископом, что вызвало недовольство группы пресвитеров во главе с выдающимся христианским писателем и философом Ипполитом. По происхождению он был греком, но уже много лет жил в Риме и действовал в среде римского духовенства. В римской церкви наступил раскол, и сторонники Ипполита провозгласили его законным епископом. Ипполит обвинил Каликста в слишком терпимом отношении к грешникам и в том, что вопреки традиции он слишком легко прощал прегрешения в быту и назначал пресвитерами и диаконами людей дважды, а то и трижды женатых, не ценил целибата, смотрел сквозь пальцы на случаи сожительства, не осуждал практики прерывания беременности и т. д. Кроме того, Ипполит вменял в вину Каликсту то, что он способствовал распространению ереси, которая приуменьшала божественные черты Христа. Таким образом, это был спор между защитниками строгих моральных правил и Каликстом, который был либерален в вопросах нравственности. По мнению некоторых историков, фоном этого конфликта служила также оппозиция группы интеллектуалов, греков по происхождению, представляемых священником Ипполитом, по отношению к прагматическому направлению, избранному администрацией римской христианской общины, в которой верховодили диаконы, ответственные за быт членов общины. О смерти Каликста подробных сведений нет. Как утверждает Ипполит, он погиб во время религиозных столкновений, которые произошли среди населения, жившего за Тибром. Его тело, сброшенное в колодец, похоронили затем на самом худшем кладбище Калеподия на виа Аурелия, откуда через несколько сот лет оно было перенесено в собор Божьей Матери за Тибром.

ИППОЛИТ. 217 (?). Первый антипапа. Один из самых выдающихся христианских писателей III в. Автор многочисленных трудов по философии, экзегетике, истории. Сторонник морального ригоризма и блюститель традиционных христианских обычаев. Во имя этих принципов пошел на разрыв с Каликстом, преемником Зеферина, и стал во главе отдельной общины, которой руководил до своего изгнания на Сардинию (235 г.).

17. УРБАН I. 222—230. Данные о нем отсутствуют.

18. ПОНТИАН. 230—235. После убийства императора Александра Севера его преемник Максимин, который не принадлежал ни к сословию всадников, ни к сенаторам, начал репрессии против римской аристократии. Коснулись они и обоих епископов — Понтиана и его противника, Ипполита. Приговоренные к изгнанию, они оба скончались на Сардинии. Оба перед смертью отказались от функций епископа. Их останки позднее перевезли в Рим, а христианская традиция признала их обоих мучениками, пострадавшими за общее дело.

19. АНТЕР. 235—236. Был избран после отказа Понтиана и Ипполита от епископства. Правил только несколько недель. Похоронен в катакомбах Каликста.

20. ФАБИАН. 236—250. Согласно средневековым источникам, он развернул организационную деятельность. В частности, разделил разросшуюся христианскую общину на семь округов (диаконатов), управление которыми доверил семи диаконам. В последние месяцы его правления началось жестокое преследование христиан по приказу императора Деция. Фабиан стал одной из первых жертв.

21. КОРНЕЛИЙ. 251—253. После мученической смерти Фабиана в трудный период гонений епископский трон пустовал более года. Только после смерти Деция избранный духовенством и собранием христиан епископ Корнелий мог приступить к реорганизации своей церкви. Несмотря на преследования, желающих принять крещение было очень много. «Число христиан растет,— писал Ориген,— но остывает рвение». В одном из своих посланий (впервые написанных на латыни) Корнелий сообщает, что церковь в Риме насчитывает 46 священников, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 помощника, 56 экзорцистов, чтецов и ризничих. Впервые были названы все иерархические ступени римского духовенства. Кроме того, община содержала на свой счет более 1500 вдов и детей (вероятно, сирот, чьи родители пали жертвами гонений). Таким образом, можно предположить, что число христиан в столице империи составляло тогда несколько десятков тысяч; они уже имели собственные кладбища, дома, возможно, даже отдельные места культа и значительное имущество. В таком большом сообществе легко могли возникнуть расхождения во взглядах. После смерти Фабиана, когда трон епископа пустовал, большим уважением пользовался римский священник Новациан, первый в истории римского христианства писатель, пользовавшийся латинским языком. Новациан был ригористом. Когда в период гонений многие христиане под давлением имперских властей согласились бросить в доказательство своей лояльности по нескольку зерен фимиама в огонь, зажженный в честь языческих богов или императора, одни восприняли этот жест как измену вере, другие же — как чисто формальный акт, который следовало простить, не требуя слишком тяжелого покаяния. Столкнулись две позиции: одна — бескомпромиссного, «чистого» христианства, в котором нет места для человеческой слабости; другая — пропагандирующая «открытый путь», «вместительный, как Ноев ковчег» (выражение, приписываемое Каликсту), которым могут идти и элита святых, и широкие массы менее сознательных христиан. Новациан был человеком ученым, суровым, вызывавшим всеобщее уважение. Его позицию разделяли многие ригористы в других церквах: Галлии, Африки и даже Малой Азии. Таким образом, в христианстве того времени создался общий фронт против либерального отношения к «отступникам и падшим», которые принесли жертву на алтарь государственной религии. В Риме оппозицию возглавил Новациан, который был признан епископом несколькими поддерживавшими его епископами соседних христианских общин. По приказу императора Галла (226—254) Корнелий был изгнан в Центумеллу (ныне—Чивитавеккья), где вскоре и умер.

НОВАЦИАН. ?—251. Второй антипапа. Дата рождения неизвестна. В 250 г. занимал высокое положение среди римского духовенства, о чем свидетельствуют его послания епископу Карфагена Киприану, которые он писал от имени всей столичной христианской общины. После избрания Корнелия епископом Рима Новациан, не признавший этого избрания, основал отдельную христианскую общину, пропагандировавшую нерушимые принципы этического ригоризма. Новациан был автором многих трактатов этического, философского и теологического содержания. Наиболее известен его труд о единстве бога в святой троице. Новациан умер смертью мученика, о чем свидетельствует надпись, открытая в катакомбах в 1932 г. Основанная Новацианом церковь просуществовала несколько веков, а членов ее называли катарами, что значит «чистые». Действовавшая в XI в. в Южной Франции и Северной Италии религиозная группировка катаров (альбигойцев) выводила свое название из идеологии ригористов — последователей Новациана.

22. ЛУЦИЙ I. 253—254. Вскоре после избрания был изгнан римскими властями. Через несколько месяцев вернулся в Рим и там умер.

23. СТЕФАН I. 254—257. В период его правления произошел острый конфликт между римской церковью и церквами Западной Африки, которыми с 248 г. руководил пользовавшийся большим авторитетом епископ Киприан. Речь шла о действительности крещения, принятого из рук «еретика». Собравшиеся в 256 г. на синод в Карфагене епископы постановили, что тех, которых окрестили «еретиками», следует в случае их возвращения в лоно истинной церкви окрестить заново. Стефан I осудил решение синода, что было признано Киприаном и другими епископами недопустимым вмешательством римского епископа в дела других церквей. Этот конфликт, однако, не привел к расколу. Но следует заметить, что Киприан, который (как мы знаем из его посланий) высоко ставил авторитет римского епископа, не признавал тем не менее за последним права ставить под сомнение, критиковать решения местных синодов. Принцип примата римского епископа не был Киприану известен. С другой стороны, совершенно очевидно, что практика, ставящая законную силу крещения в зависимость не от лица, которое совершает этот обряд, а от правильности исполнения самого обряда, была ближе римскому образу мыслей, приписывающему эффективность ритуала прежде всего самому литургическому чину. Вскоре римский взгляд на эффективность священнодействия, воздействующего силой самого обряда (ex opere operato), независимо от личных достоинств того, кто его совершает, станет причиной новых столкновений — с донатистами (см. ниже).

24. СИКСТ II (Ксистус). 257—258. Со времен Виктора все епископы (кроме названного уже Антера) имели латинские имена. В соответствии с традицией Сикста называли Ксистус, и был он по происхождению грек. Киприан характеризует его как «доброго и миролюбивого пастыря». Действительно, Сикст стремился к урегулированию спора с африканскими епископами. Он погиб вместе со своим диаконом Лаврентием во время волны репрессий, неожиданно обрушившейся на христиан по приказу императора Валериана (253—260). Описание их мученической смерти в катакомбах было темой многих красочных агиографических легенд, которые в позднем средневековье и в эпоху Возрождения стали источником вдохновения для религиозного искусства. Сцены из жизни св. Лаврентия написал Фра Анджелико (1387—1455) на стенах часовни папы Николая V в Ватикане, а Рафаэль (1483—1520) поместил портрет Сикста II, коленопреклоненного у стоп Мадонны, названной позднее Сикстинской. Эту картину приобрел польский король Август III для галереи в Дрездене, где она находится по сей день.

25. ДИОНИСИЙ. 259—268. Происхождение его неизвестно. После смерти Сикста II трон епископа римского оставался незанятым около года, вероятно, из-за гонений на христиан. Когда император Валериан попал в плен к персам (260 г.), императорская власть оказалась в руках императоров иллирийского происхождения, которые проводили по отношению к христианам политику относительной терпимости. Наступил почти сорокалетний период мира и спокойствия, в течение которого римская, церковь, как и другие христианские церкви на Западе и на Востоке, значительно укрепила свои позиции в тогдашнем обществе с точки зрения как материальной, так и культурно-религиозной. От деятельности Дионисия следов осталось немного, если не считать фрагментов его переписки с епископом Александрии. В этих посланиях он критикует некоторые взгляды Оригена.

26. ФЕЛИКС I. 269—274. Достоверные данные о нем отсутствуют. Похоронен в катакомбах Каликста.

27. ЕВТИХИЙ. 275—283. Сведений о нем нет. Его надгробие найдено в катакомбах Каликста. Во время правления Евтихия умер в Персии Мани, основоположник нового религиозного направления, названного по его имени манихейством. В последующие века популярность этой религии неоднократно угрожала развитию христианства.

28. КАЙ. 283—296. По данным некоторых источников, был родственником императора Диоклетиана. Никаких сведений о деятельности епископа Кая нет.

29. МАРЦЕЛЛИН. 296—304 (?). Правление Марцеллина приходится на последние годы религиозного мира, который предшествовал волне гонений на христиан, начавшихся по приказу Диоклетиана в 303 г. с целью уничтожить христианство на всей территории Римской империи. Конец III в. был, как мы уже отмечали, периодом энергичной экспансии христианства. Выросли церкви на Востоке, в Африке, в Испании и Галлии. Развивались христианские философия и культ. Знаменательно, что в тот период наименее заметным было развитие римской церкви. О деятельности ее епископов остались лишь очень скупые сведения. Христианство в Риме было разъединено. Все еще действовали общины сторонников Маркиона, также группы приверженцев Новациана. Возрастало влияние манихейства и поклонников Митры, нередко рекрутировавшихся из бывших христиан. Римские епископы не проявляли в этот период большого интереса к развитию христианства в других регионах империи. Мы, например, не знаем, какова была реакция Марцеллина или его преемника на решения известного синода в Эльвире (ок. 300 г.), на котором несколько десятков епископов из Испании — сторонников ригоризма — постановили обязать духовенство соблюдать целибат. Неизвестно также, погиб ли Марцеллин мученической смертью во время террора, развязанного императором Диоклетианом. Из враждебных Риму источников известно, что в IV в. против епископа Марцеллина было выдвинуто обвинение в том, что он изменил христианской вере, передал властям священные книги и объявил о своей лояльности к императору.

В катакомбах Присциллы найдены следы могилы Марцеллина, которая была окружена почитанием, что противоречит приведенному выше обвинению. В конце III — начале IV в. в надписях на стенах христианских кладбищ рядом с именем римских епископов впервые появляется титул «папа». Возможно, это объясняется стремлением отличить таким образом законных руководителей римской христианской общины от «еретических» епископов.

30. МАРЦЕЛЛ I. 308 (?) — 309 (?). Сведения о нем отсутствуют. По мнению некоторых историков, его следует отождествить с Марцеллином (см. выше).

31. ЕВСЕВИЙ. 309 (?). Данных о нем нет. Похоронен в катакомбах Каликста.

32. МИЛЬТИАД (Мельхиад). 311 (?) — 314. Происходил из Африки. В период его понтификата один из преемников Диоклетиана — Константин после победы, одержанной им у Мульвийского моста 28 октября 312 г. над своим соперником Максенцием, был провозглашен римским сенатом высшим императором. В феврале 313 г. Константин согласовал со своим соправителем Лицинием шаги, направленные на установление полной религиозной терпимости не только по отношению к христианам, но и к приверженцам всех других религий (так называемый «Миланский эдикт»). В истории христианства началась новая эра. Обстоятельства смерти Мильтиада, как и место его захоронения, неизвестны.

Период II

  1   2   3   4   5   6


Ян Веруш Ковальский
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации