Максимцов М.М., Горфинкель В.Я. Менеджмент малого бизнеса - файл n1.doc

приобрести
Максимцов М.М., Горфинкель В.Я. Менеджмент малого бизнеса
скачать (2476.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2477kb.26.08.2012 15:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА

УЧЕБНИК

Под редакцией профессора М.М. Максимцова и профессора В.Я. Горфинкеля
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента организации в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации»

БИБЛИОТЕКА

Москва

ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК • ВЗФЭИ 2007

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ректор — акад. А.Н. Романов Председатель научно-методического совета — проф. Д.М. Дайитбегов

Авторский коллектив:

Глумаков В. #., канд. ист. наук, доцент, Горфинкель В. Я., д-р экон. наук, профессор, Максимцов М. М., д-р экон. наук, профессор, Малышев Н. К, канд. экон. наук, доцент, Маслова В. М, канд. экон. наук, Швандар В. А., д-р экон. наук, профессор

Менеджмент малого бизнеса: Учебник/ Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2007. - 269 с.

ISBN 978-5-9558-0016-5

В учебнике излагаются важнейшие вопросы менеджмента малого биз­неса. Раскрываются основы управления малым предприятием и его осо­бенности, функции и новые технологии управления, современная страте­гия его развития.

Рассматриваются особенности управления персоналом, инфраструктура малого предприятия. Особое внимание уделяется инновационной деятель­ности в малом бизнесе. Раскрывается система государственной поддерж­ки, а также направления и перспективы развития малого бизнеса в России.


УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 М 50

Для студентов вузов, изучающих дисциплину «Менеджмент малого бизнеса», а также аспирантов, экономистов и предпринимателей.


© ВЗФЭИ, 2004
ББК65.290-2я73

ПРЕДИСЛОВИЕ

Малое предпринимательство — важная составляющая рыноч­ной экономики. Опыт промышленно развитых стран показывает, что до 60% валового внутреннего продукта обеспечивает малый бизнес, на его предприятиях работает более 50% общей числен­ности занятых. Очевидным фактом является объективная необхо­димость всемерного развития в России малого предприниматель­ства, которое по многим параметрам отстает от малого бизнеса ряда стран Европы, США и Японии.

Важную роль играет менеджмент в предпринимательстве во­обще и в малом бизнесе, в частности. При этом в малом бизнесе менеджмент имеет свои особенности, связанные с малым масш­табом деятельности и вытекающим из этого несовершенством организационной структуры и отсутствием четкого разделения труда. При рассмотрении менеджмента в малом предприниматель­стве надо иметь в виду гибкость и динамичность последнего, со­вмещение прав, обязанностей и ответственности собственника малого предприятия и нанятого им менеджера.

В предлагаемом учебнике раскрываются важнейшие вопросы менеджмента малого предпринимательства, его сущность, усло­вия, необходимые для функционирования малого предприятия. Подробно освещаются виды предпринимательской деятельности — производственной, коммерческой, финансовой и консультацион­ной. Рассматриваются порядок создания нового предприятия, методика разработки технико-экономического обоснования и биз­нес-плана — важнейших основ деятельности малого предприятия. Объясняется, как выбрать организационно-правовую форму ма­лого предпринимательства, зарегистрировать малое предприятие и получить лицензию на осуществление его деятельности.

В учебнике большое внимание уделяется методам управления производством, инновациями и финансовой деятельностью малого предприятия, выбора и разработки стратегии развития малого предприятия, особенностям его инфраструктуры, анализу деловой среды. В отдельной главе рассматриваются инновационная дея­тельность в малом предпринимательстве, так называемый венчур­ный бизнес, проблемы эффективности инновационных проектов и их социальных последствий. Освещаются вопросы государствен­ной поддержки развития малого бизнеса, проблемы и перспекти­вы развития малого предпринимательства в России. Приводится словарь терминов и понятий.

Учебник отвечает требованиям Государственного образователь­ного стандарта высшего образования по специальности 061100 «Менеджмент организации». Подобный учебник создан впервые, в связи, с чем авторы будут признательны за замечания и предло­жения по его содержанию.

Учебник написан коллективом преподавателей кафедры менед­жмента и кафедры экономики предприятий и предпринимательства Всероссийского заочного финансово-экономического института. Авторами отдельных глав являются: Глумаков В. Я, канд. ист. наук, доцент - глава 5; Горфинкелъ В. Я., д-р экон. наук, профессор - предисловие, главы 1-3 и 11; Максимцов М. М., д-р экон. наук, профессор - главы 4 и 6; Малышев Н. И., канд. экон. наук, доцент - главы 8-9; Маслова В. М., канд. экон. наук, доцент - глава 7; Шван- дар В. А., д-р экон. наук, профессор - глава 10.

Глава 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность и значение малого предпринимательства в современных условиях

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размер предприятий зависит от специфики отраслей, их технологических особенностей, эффекта масштаба. Есть отрасли, связанные с вы­сокой капиталоемкостью и значительным объемом производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия большого раз­мера, а напротив, именно малые предприятия оказываются более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденций к мо­нопольным структурам и небольших, складывающихся под влия­нием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производ­ства. Именно крупные фирмы располагают большими материаль­ными, финансовыми и трудовыми ресурсами, квалифицированны­ми кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-тех­нические разработки, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны, в последнее время выявился небыва­лый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сфе­рах, где пока не требуется значительного капитала, большого объема оборудования и кооперации множества работников. Малых и сред­них предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры, производство малыми партиями (что не­выгодно крупным фирмам), исключение лишних звеньев управ­ления и т. д. Малому производству способствуют дифференциа­ция и индивидуализация спроса в сфере производственного и лич­ного потребления. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления эконо­мики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная пере­стройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, раз­витие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и ус­лугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использо­ванию местных сырьевых ресурсов.

Мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа — предприятия, прямо или косвен­но связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически само­стоятельными, они работают по контракту с крупными предпри­ятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализа­ция на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих це­хах); более низкие издержки производства, позволяющие крупно­му бизнесу экономить ресурсы; гибкость производства, способ­ствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспери­ментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслужи­вающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного биз­неса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного раз­вития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики мно­гих стран. В странах Европейского общества (ЕС), США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, развитие малого бизнеса в России по многим параметрам существенно отстает от промышленно разви­тых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой - 50— 60%. На предприятиях малого бизнеса в России в 2002 г. в сред­нем было занято 7220,3 тыс. человек1 (или около 10% активного

Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и зарубежных странах (1995)


Страны

Число малых и средних фирм

Число занятых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %

тыс. ед.

в расчете на 1000 жителей

в общей численности занятых

в ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15 777

45

68

72

63-67

США

19 300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11

Источник: Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. № 2. С. 75.



населения страны), в том числе в промышленности и строитель­стве — соответственно 1445,7 и 1342,4 тыс. человек (20,0 и 18,6%), в торговле и общественном питании — 2812,8 тыс. человек (наи­большая доля в экономически активном населении — 38,9%). Чис­ленность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях — почти не меняется. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в России имеются большие резервы ро­ста предприятий малого бизнеса.

1.2. Виды предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или на­значению, формам собственности, числу собственников, органи­зационно-правовым и организационно-экономическим формам. По формам собственности предприятия могут быть частны­ми, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). По числу собственников предпринимательская деятельность мо­жет быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физи­ческому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким хозяй­ствующим субъектам с определением доли каждого из них (доле­вая собственность) или без определения долей (совместная соб­ственность).

В числе организационно-правовых форм предпринима­тельства различают товарищества, общества, кооперативы. К ос­новным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, кар­тели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги. По виду или назначению предпринимательская деятельность мо­жет быть производственной, коммерческой, финансовой, консуль­тационной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функцио­нировать раздельно или вместе. Виды предпринимательской дея­тельности представлены на рис. 1.1.

Виды предпринимательской деятельности







Финансовая

Коммерческая

Консультационная
Производственная







ч

Торговая

Банковская

[Общее управление!
—Инновационная |







«1 Научно-техническая |

»|Торгово-закупочная|
Страховая | —*] Администрирование |







Лизинговая

Торгово- посредническая

Финансовое управление
Производство товаров и оказание производственных услуг







Натоварных биржах
Производственное потребление товаров и услуг


Управление кадрами

Маркетинг
На фондовых биржах


Выполнение строительных,

ремонтно- строительных исельскохозяй­ственных работ

Информационные технологии









Выполнение транспортных операций и операций связи

Информационная |

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации