Скараманга В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве - файл n1.doc

приобрести
Скараманга В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве
скачать (377 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc377kb.26.08.2012 14:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Введение
Глава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии гостеприимства
1.1.    Понятие фирменного стиля
1.2.    Основные термины и определения
1.3.    Психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака
1.4.    Особенности фирменного стиля современных предприятий индустрии гостеприимства
Глава 2. Дизайн предприятий индустрии гостеприимства
2.1.    Художественные стили и дизайн предприятий питания
2.2.    Исторические аспекты формирования дизайна гостиниц
2.3.    Свет и цвет в интерьере предприятий индустрии гостеприимства
2.4.    Музыка как элемент формирования фирменного стиля предприятия питания
2.5.    Дизайн и цветочная аранжировка
2.6.    Фэн-шуй как исторически сложившееся направление в формировании фирменного стиля


Введение

Индустрия туризма и гостеприимства занимает важное место в экономике многих стран мира. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, в 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, к 2010г. число туристов достигнет 1 млрд человек. Одновременно с этим значительное развитие получила инфраструктура туризма и особенно ее главнейший компонент — гостинично-ресторанный бизнес.
В настоящее время в экономике России туризм также занимает важное место, интерес к туризму и гостинично-ресторанному бизнесу непрерывно растет. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 177, является становление в РФ высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Значительный вклад в развитие туристской индустрии предусматривается «Концепцией развития международного туризма в г. Москве до 2005 года», одобренной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 1993г. № 959. В соответствии с намеченными планами число гостиничных мест для приема иностранных туристов должно составить 83 тыс. Капитальные затраты на реконструкцию существующих гостиничных мест предусмотрены в объеме 2,7 млрд долл., а вложения - 3,2 млрд.
Эта концепция - яркий пример активной поддержки государством сферы гостеприимства и туристского бизнеса, масштабный государственного уровня бизнес-план развития выгодной отрасли экономики. Предполагается, что к 2005г. число иностранных гостей в Москве может составить 10,6 млн чел., а валютные поступления -2,4 млрд долл.
Концепцией предусматривается развитие гостиничной базы города, внедрение программ развития конкретных видов туризма — делового, конгрессного, культурно-познавательного.
В современной России гостинично-ресторанный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов. Зарубежные и отечественные ведущие специалисты в области гостинично-ресторанного бизнеса подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является прежде всего удовлетворение нужд клиента и только потом - повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворить эти ожидания, но и превзойти их.
Для успешного решения многоплановых задач по удовлетворению нужд клиента необходимо овладеть разнообразными профессиональными знаниями. Специалисты, занятые в сфере индустрии гостеприимства, должны быть полностью ориентированы на потребителя — клиента, гостя. В частности, современный специалист должен знать деловой стиль работы предприятия, научные основы стратегии его поведения на потребительском рынке товаров и услуг; уметь формировать конкурентоспособный фирменный стиль, умело использовать его элементы в конкретных условиях; четко знать внутреннюю структуру
предприятия, его специфику.
В учебном пособии рассмотрен комплекс мер по формированию фирменного стиля и разработке дизайна предприятий индустрии гостеприимства. Показано, как влияет концепция фирменного стиля на конкурентоспособность предприятия. Особое внимание уделено вопросам формирования положительного имиджа, рекламы и PR-деятельности, а также понятиям корпоративной культуры в индустрии гостеприимства.
В приложениях даны извлечения из Российского рекламного кодекса, рассмотрена практика проведения международных и российских конкурсов кулинарного искусства, приведены образцы некоторых
бланков.
При написании пособия автор опирался на научные труды и материалы исследований российских и зарубежных школ, официальные материалы и периодические издания профессионального характера. Материалы апробированы в ходе лекционных курсов, в них учтены предложения и замечания преподавателей и студентов.
Глава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии гостеприимства
1.1. Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео и др.), которые обеспечивают некое единство всех изделий и услуг предприятия; улучшают восприятие и запоминаемость потребителями, клиентами, покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров и услуг, но и всей деятельности предприятия, а также позволяют противопоставлять свои товары, услуги и деятельность продукции конкурентов.
Фирменный стиль, как правило, отражает идеологию компании и ее подход к бизнесу. Создавая фирменный стиль, всегда следует помнить о том, какое впечатление он должен производить. У фирменного стиля есть три функции: --- имиджевая - является наиболее важной, формирующей имидж (образ) компании;
--- идентификационная - отражает индивидуальность компании. Это своего рода «лицо», определяющее статус компании в ряду ей подобных и в то же время отличающее, идентифицирующее ее стиль; --- корпоративная - поддерживает и укрепляет внутрикорпоративную культуру.
Дизайн фирменного стиля играет большую роль в восприятии конкретной торговой марки (бренда) производителя или продавца товаров, услуг, поэтому успех создания фирменного стиля во многом зависит от квалификации дизайнеров. Как правило, дизайнерская часть работы выполняется отдельными дизайнерами или
агентствами в содружестве с психологами и специалистами по рекламе. Если пожелания предпринимателя совпадают с видением дизайнера, фирменный стиль получается наиболее удачным. В ряде случаев разработка фирменного стиля компании начинается «с чистого листа». Она включает следующие этапы:
1.    Составление технического задания, т. е. определение информационной нагрузки, которую должен нести фирменный стиль.
Подробно изучается сфера деятельности компании вплоть до исследования сегмента рынка (при необходимости); образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя.
Разрабатываются варианты товарного знака, логотипа, а также пакет фирменного стиля, который включает множество компонентов.
2.    Дизайнерская разработка:
--- фонотипа (названия) и логотипа (графического исполнения); --- визуальных составляющих фирменного стиля; --- оригинала построения логотипа (знака) в масштабно-координационной сетке; --- цветового решения логотипа (знака); --- фирменного блока; --- цветового решения фирменного стиля;
--- типографики фирменного стиля (гаммы шрифтов); в носителей (элементов) стиля (в том числе дизайна фасада здания, интерьера и др.).
3.    Проведение патентных исследований.
4.    Правовая защита.
Патентные исследования и правовая защита проводятся специалистами-патентоведами. Эти этапы включают экспертизу заявляемого обозначения, проверку на тождество и сходство с уже зарегистрированными обозначениями и разработку рекомендаций по усилению охраноспособности разрабатываемого обозначения, а также оформление заявки в Государственное патентное ведомство РФ на получение охранных документов.
Опыт создания фирменного стиля целого ряда компаний подтверждает, что выполнение работ на всех этих этапах -необходимое и вполне достаточное условие для получения желаемых
результатов.
В нашей стране культура фирменного стиля еще очень молода. Далеко не все российские компании вкладывают достаточно средств в разработку концепции фирменного стиля. Некоторые успехи в этой области все же есть, однако, они относятся в большей степени не к фирменному стилю, а к созданию новых торговых марок, что не совсем одно и то же.
В настоящее время наблюдается тенденция отражать в фирменном знаке специфику деятельности компании. Названия многих российских фирм «работают» и как торговая марка, и как фирменный стиль. Но в некоторых случаях это даже вредит. В знаке как в основном элементе фирменного стиля должно быть нечто, что рождает правильные ассоциации и позволяет домыслить. По мнению руководителей рекламных агентств и дизайн-студий, в фирменном стиле должна быть загадка.
Одним из главных и самых распространенных носителей фирменного стиля является обыкновенная визитная карточка, которая даже при наличии рекламы сохраняет свое значение. Однако руководители не всегда должным образом относятся к тому, как выглядит визитная карточка их фирмы или компании. Несомненно, при разработке фирменного стиля важную роль играет корпоративная философия, ориентированная на конечного потребителя.
Успеха добиваются те компании, руководство которых, придя к выводу о необходимости трансформировать характер компании и создать новую корпоративную философию, меняет и рекламный имидж. Усилия приносят свой результат, когда речь идет не просто об изменении названия, а о создании нового бренда, т. е. когда само название обладает мощнейшим воздействием на человека, окружено широким спектром ассоциаций и трактовок и наполнено смыслом и для клиентов, и для сотрудников компании. В этом заложены возможности развития как внешнего имиджа, так и внутрикорпоративной культуры.
Однако смена фирменного стиля может повлечь за собой провалы в бизнесе (компанию некоторое время не будут узнавать), если не сопровождать ее мощной PR-кампанией.
Если начинать работу над фирменным стилем «с чистого листа», то это - прежде всего работа по названию компании, потом — по знаку и логотипу. Остальные элементы зависят от специфики деятельности компании.
Существует тесная связь между отраслью деятельности компании и спецификой фирменного стиля. Например, если документация страховой компании будет иметь «легкий, воздушный» стиль с виньетками, это не придаст ей весомости; фирменный стиль авиакомпании не должен вызывать такие же ассоциации, как бренд, принадлежащий компании, производящей продукты массового потребления. Каждому виду бизнеса можно дать свое, конкретное, определение понятия «фирменный стиль».
Согласно определению, данному в словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис»',
фирменный стиль - это набор словесных, графических, цветовых, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Таким образом, фирменный стиль-это не только совокупность приемов, обеспечивающих единство по всем товарам и услугам предприятия, запоминаемость потребителями всех его товаров, но и средство формирования имиджа компании, а также определенный «информационный носитель», так как стилеобразующие компоненты обеспечивают возможность потребителю товаров и услуг идентифицировать и находить именно удовлетворяющие его товары, услуги и предложения, формируя при этом положительное отношение к компании. Удачно сформированный фирменный стиль повышает конкурентоспособность предприятия.
Каждый вид бизнеса имеет свои основные специфические константы и носители. Так, например, у компаний, производящих продукты питания, это упаковка; у финансовых корпораций - деловая документация; в гостинично-ресторанном бизнесе - оформление фасада здания, элементов интерьера, меню, приглашения и др. Таким образом, в индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса дизайнер не только разрабатывает товарный знак, логотип, объемно-пространственное решение, фирменные константы - цвет, блок, шрифт, форматы рекламы, документацию, упаковку, -ацидентный набор (визитки, бланки, ручки, конверты и т. д.), но и создает интерьер, декор, посуду, одежду персонала и другие стилеобразующие элементы. «Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, формирует ее положительный имидж.
Контрольные вопросы
1.    Дайте определения понятий: «фирменный стиль», «дизайн».
2.    Назовите три функции фирменного стиля.
3.    Какие этапы включает процесс разработки фирменного стиля компании?
4.    Какие этапы создания фирменного стиля проводятся с помощью специалистов-патентоведов?
5.    Как формируется культура фирменного стиля в России?
6.    Приведите примеры взаимосвязи деятельности компании и специфики фирменного стиля.
7.    Какие стилеобразующие элементы вы знаете?

1.2. Основные термины и определения

Название предприятия (фирмы, компании) является одной из важнейших констант фирменного стиля. Как свидетельствует опыт, в некоторых случаях желательно, чтобы название давало представление о сфере деятельности предприятия. Для его известности создается оригинальное название, которое должно работать на целевую аудиторию.
Фирменное наименование — наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Оно позволяет индивидуализировать эту организацию в гражданском обороте.
Регистрируется в установленном порядке, право на исключительное его использование охраняется законом.
Торговая марка (англ. trade mark - торговая марка) - торговое наименование определенного товара, производителя, дистрибьютора, которое выделяет их на рынке среди конкурентов. Это обозначение, которое помогает отличать соответствующие товары одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Существуют четыре типа обозначения торговой марки: фирменное имя, фирменный знак, товарный образ, товарный знак.
Фирменное имя (бренд) - слово (буква) или группа слов (букв), которые легко произносятся и запоминаются. Фирменный знак (логотип) - символ, рисунок или отличительный цвет, обозначение.
Товарный образ - конкретное представление, сложившееся у потребителя под влиянием рекламы и иных источников о реально существующем или будущем товаре. Товарный образ, представляющий собой персонифицированную торговую марку, призван вызывать у покупателя определенные ассоциации и представления в связи с рекламируемой продукцией или услугами.
Товарный знак -элемент фирменного стиля, представляющий собой зарегистрированные в установленном порядке графическое, буквенное, объемное, звуковое обозначения или их комбинации, которые используются владельцем знака для идентификации своих продуктов, т. е. для отличия товаров (услуг) одной фирмы от товаров (услуг) других фирм. Товарный знак защищает исключительное право продавца употреблять торговое название. Товарные знаки должны быть оригинальными, выразительными, узнаваемыми среди других и увязанными с конкретной фирмой. Они становятся брендами лишь тогда, когда уже стали широко
узнаваемыми.
По международным правилам, товарный знак не может содержать изображений красного креста, красного полумесяца, красного льва, красного солнца, а также геральдические символы и географические названия, поскольку они не могут быть объектом собственности. Обладатель зарегистрированного товарного знака имеет исключительные права на его использование и на использование его вариантов для одних и тех же товаров или одной и той же продукции.
Товарный знак, являющийся объектом интеллектуальной собственности, охраняется законом и подлежит продаже, уступке, передаче в пользование любому юридическому или физическому лицу на основе лицензионных соглашений. Владельцем товарного знака можно стать только после его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации. Право на товарный знак охраняется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992г. № 3520-1 и другими подзаконными актами. Бренд (от норвеж. brand- клеймить огнем) - официально зарегистрированная торговая марка производителя или продавца товаров и услуг. Это определенное название, символ, знак, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации товаров или услуг данной фирмы, чтобы их можно было отличить 01 продуктов конкурентов. В этом значении понятие «бренд» охватывает вид товаров или услуг (с характеристиками их потребительских преимуществ), реализуемых под конкретной торговой маркой. Исследования свидетельствуют о том, что бренды использовались еще древнеегипетскими, древнегреческими и древнекитайскими ремесленниками. Среди брендов можно встретить долгожителей. Возникший в XIV в. бренд германского пива «Lowenbrau» популярен и поныне. Бренды: чая «Lipton», напитка «Coca-Cola» насчитывают более чем вековую историю. Широко известны бренды ведущих турфирм, к примеру «Cook & Co». За последние годы российские бренды также стали узнаваемыми на рынке товаров и услуг. Брендинг - имиджевая реклама, продвижение какой-либо торговой марки, ставящее своей целью повышение ее узнаваемости на потребительском рынке.
Логотип (от гр. logos - слово, typos — отпечаток) - специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы), которое регистрируется и используется в строго определенных целях. Это один из классических видов товарного знака, элемент фирменного стиля, фирменная шифрованная надпись, представляющая собой оригинальное начертание наименования рекламодателя. Логотип может иметь комбинацию из начальных букв, представляющую собой сокращенное название какого-либо учреждения или фирмы. Слоган (от англ. slogan - лозунг, призыв) - короткий лозунг или рекламный девиз, отражающий качество продукта, обслуживания, направление деятельности туристской фирмы, часто в образной, иносказательной или абстрактной форме. Слоган должен быть кратким и легко произноситься, а также соответствовать общей рекламной теме.
Фирменный блок - традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля (например, изобразительный товарный знак и логотип).
При графическом оформлении названия необходимо учесть такие элементы фирменного стиля, как цвет, шрифт, контраст. Фирменные цвета необходимо выбирать исходя из общеизвестных влияний цветов на эмоции человека. Цвета имеют определенное психологическое воздействие.
Шрифт влияет на человека не меньше, чем цвет, поскольку давно стал не просто выразителем информации, но и ее носителем, иногда более значимым, чем само название. Начертание шрифта должно быть одновременно легко читаемым, привлекательным, узнаваемым и неповторимым. Различных шрифтов и их начертаний очень много. Выбирать следует, учитывая близость к сложившимся стереотипам целевой аудитории и впечатление, которое необходимо создать. Как в торговой марке, так и в логотипе можно использовать несколько цветов. Известно, что контрастные сочетания цветов акцентируют внимание.
Имидж (от лат. imago - образ, подобие) - представление, образ, фомируемый в общественном мнении о каком-либо человеке, фирме, товарном продукте посредством целого ряда информационных приемов и технологий, в том числе через СМИ. Формирование имиджа может осуществляться при помощи рекламы, паблик рилейшнз и др. Между имиджем и реальными качествами человека, фирмы, товара имеется немало сходства, однако не всегда между ними существует принципиальная адекватность. Как правило, имидж выстраивается на основе наиболее броских, запоминающихся характеристик субъекта, фирмы, товара, которые иногда могут носить неадекватный, даже случайный характер по отношению к своему реальному носителю. Имиджелогия - междисциплинарная область научного знания, сформированная на пересечении ряда социально-гуманитарных дисциплин (социальной психологии, социологии, теории пропаганды) с использованием представлений культурологического, политологического, семиотического плана. Имиджелогия анализирует закономерности формирования в общественном сознании представлений и образов о структурах власти, производственных коллективах, бизнесе, а также об их конкретных представителях (общественных деятелях, руководителях, о персонале какой-либо фирмы). Важное направление имиджелогии связано с анализом закономерностей изменений таких образов, с использованием этих знаний в практической деятельности - в политической практике, публичной деятельности известных общественных деятелей, в рекламе, пропаганде и просвещении, бизнесе в целом. Имиджмейкер -специалист, разрабатывающий стратегию, тактику и технику наиболее эффективного имиджа государственного деятеля, политика, артиста... для рекламы, паблисити, повышения репутации, популярности и т. д.
Имиджмейкерство - профессиональная деятельность, направленная на создание позитивного имиджа конкретному общественному деятелю, бизнесмену, а также фирме, товару.
Имидж корпоративный - целенаправленно сформированный образ фирмы (корпорации) в представлении аудитории, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать психологическое воздействие на потребителей в целях рекламы. Корпоративный имидж создается основной деятельностью предприятия и целенаправленной рекламно-информационной работой. Позитивный корпоративный имидж повышает конкурентоспособность фирмы, привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи. Это фактор доверия клиентов к фирме и ее продукции, фактор роста числа продаж, кредитов, следовательно, фактор процветания или упадка для фирмы, ее владельцев и работников. Корпоративный имидж включает ряд принципов: неизменность названия; ассоциацию с выпускаемой продукцией; краткость, благозвучность, эстетичность, неповторимость названия, а также приемлемость его для иностранцев и др.

Контрольные вопросы
1.    Дайте определения понятий: «фирменное наименование», «фирменное имя».
2.    Дайте определения понятий: «торговая марка», «фирменный знак», «товарный образ», «товарный знак».
3.    Что такое бренд, брендинг?
4.    Дайте определение понятия «логотип»,
5.    Дайте определение понятия «слоган».
6.    Дайте определение понятия «фирменный блок».
7.    Охарактеризуйте такие элементы фирменного стиля, как фирменный цвет, фирменный шрифт.
8.    Дайте определения понятий: «имидж», «имиджелогия», «имиджмейкер», «имиджмейкерство».
9.    Дайте определение понятия «имидж корпоративный».






1.3. Психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака

При создании фирменного стиля необходимо учитывать психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака. Представляет интерес характеристика психологической функции торговой марки и товарного знака, данная В. И.
Как известно, все человеческие желания и отношения материализуются в знаках и вещах, которые являются предметами потребления. Качество товаров и услуг, безусловно, является основным фактором, определяющим их успешное внедрение на потребительском рынке, но значительное влияние при этом оказывает привлекательность символических образов. Как никогда ранее, торговая марка, товарный знак, название фирмы становятся объектом значительных материальных вложений, символом деловой репутации и качества, к которому предприятие двигалось, быть может, многие годы. Специалисты знают, что в Великобритании, например, только работа по подбору названия фирмы оценивается суммами в десятки тысяч фунтов стерлингов.
В идеале символы фирмы должны оставаться неизменными многие десятилетия. В странах с несметным количеством юридических лиц и строгим законодательством о товарных знаках, если речь идет о давно функционирующей на рынке фирме, крайне редко можно говорить о возможности смены товарного знака или названия фирмы, данного ей при «рождении», даже если с точки зрения психологического воздействия оно крайне неблагоприятно. Как при создании новых фирм, так и при разработке марок для конкретных видов новых товаров определение названий на базе психологических технологий - уже давно не роскошь, а средство продвижения фирмы или товара. Эффективная реклама может создать конкретные символы.
Эффективность товарного знака обусловлена соблюдением ряда важных, чисто психологических требований.
Образ, который несут товарный знак и название фирмы, включает несколько ассоциативных уровней.
Первый уровень - содержательные ассоциации. Исследования показывают, что название всегда позволяет строить гипотезы о профиле фирмы, даже тогда, когда оно является бессмысленным, ничего не значащим словом. Другое дело - если степень разброса догадок для разных названий довольно высокая. Одни из них (названий) оставляют безграничный простор для предположений, в то время как другие направляют догадки в определенное русло, прямо или косвенно соответствующее истинному профилю. Некоторые, бывает, направляют и по ложному следу. Исследования показывают, что часто в названиях фирм фигурируют слова, ничего не значащие, а также слова, значение которых не имеет отношения к роду деятельности фирмы, или слова, совершенно одинаковые для множества разных фирм.
Второй уровень — архетипические и культурные ассоциации. По ним можно делать выводы о национально-государственной принадлежности и исторических корнях фирмы. При этом введение в рекламный текст архетипических символов, характеризующих коллективное бессознательное (термин австрийского психолога К. Юнга), позволяет вызвать у потребителей эффективные ассоциативные комплексы.
Третий уровень-эмоциональная окраска звучания. При использовании в названии иностранных слов, искусственных слов или аббревиатур именно эта сторона выходит на передний план.
Исследованиями влияния звуков установлено, что звуки, из которых состоит речь, бывают разные: приятные и не очень, быстрые и медленные, мягкие и жесткие и т. д. Понятно, что речь идет не о свойствах самих звуков, а лишь о тех качествах, с которыми они подсознательно связываются в нашем восприятии. Из звуков складываются слова, а в зависимости от преобладания в слове звуков с той или иной эмоциональной окраской, слово в целом тоже приобретает эту окраску. 14
Аналогичные выводы справедливы и для графических изображений, эмблем, символов. Графика тоже может быть представлена несколькими разными ассоциативными уровнями:
--- первый уровень - это те же содержательные ассоциации. Как и названия, эмблемы могут различаться по тому, направляют они ассоциации в нужном или другом направлении или не дают никакой им направленности;
--- второй уровень - изобразительные знаки и символы, несущие заряд конденсированного эмоционального опыта, непроизвольно воскрешающие этот опыт в подсознании людей. Такие элементы могут, в свою очередь, относиться к разным уровням - от непосредственных «чистых» эмоций до символов, воплощающих общекультурные смыслы;
--- третий уровень - аналог уровня культурных ассоциаций. Их носителями выступают, в первую очередь, стилевые элементы.
Изображение может быть выполнено в разной стилистике, которая отражает место и время его создания и определенную содержательную область;
--- четвертый уровень - эмоциональная нагрузка изобразительных элементов. Здесь имеет место полная аналогия со звучанием слов.
Как и звуки, линии, цвета и другие элементы изображения несут ту или иную эмоциональную нагрузку. За счет тех или иных изобразительных приемов можно сделать знак более или менее
устойчивым, динамичным, теплым и т. д.
Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что доверие населения к фирме резко понижается, если ее название ассоциируется с какой-либо агрессией, и что наибольшим доверием пользуются названия-аббревиатуры.
Эффективность товарного знака обусловлена соблюдением ряда важных чисто психологических требований:
--- эмоциональность и информационность соответствия знака статусу предприятия, роду его деятельности или отраслевой традиции. Считается, что любой человек, увидевший тот или иной знак, должен сразу и однозначно понять, какой товар или какую услугу этот знак представляет. Хороший знак, даже впервые увиденный, должен «узнаваться», апеллировать к ассоциациям (недаром в слове знакомиться - корень знак). Тогда такой знак «укладывается» в сознании, занимает свою нишу и легко запоминается;
--- оригинальность знака, его индивидуальность, что во многом определяет его конкурентоспособность;
--- качество знака, его отточенность и завершенность. Не случайно художники говорят: знак «сложился»;
--- простота. Торговая марка для потенциального покупателя - всего лишь один из элементов огромного потока информации. И ее надо запомнить, а легко запоминается весьма простое для восприятия. При этом торговый знак должен нести индивидуальную информацию о товаре, услуге, четко отделяя его на рынке от аналогичного, закрепляя индивидуальные отличия;
--- рекламоспособность;
--- универсальность.
Товарный знак очень важен для фирмы. Он делает ее продукцию узнаваемой для потребителя, является маяком для покупателя, чье уважительное отношение к товарному знаку приносит фирме прибыль. Вместе с тем существует много проблем, связанных именно с товарными знаками. Очень часто используются или совершенно одинаковые товарные знаки, или незначительно измененные. «Затасканы и затерты» буквы греческого алфавита. В специальной литературе упоминаются данные (по Москве) о 772 «Альфах», 576 «Омегах», 545 «Дельтах» и т. д. «Заезжены» слова центр, сервис,
наименования планет Солнечной системы, мужские и женские имена и т. п.
Товарный знак подчиняется группе прикладных требований:
запоминаемости, информативности, удобочитаемости, броскости, ощутимой эмоциональности.
Условно символы для знака, эмблемы предприятия, корпорации можно разделить на три группы:
--- интерпретированные начертания букв;
--- схематизированные изображения продукции или профессии;
--- условно ассоциативные жесты.
Товарные знаки вообще и названия товаров в особенности должны отражать сущность товара или услуги, а также согласовываться с воображением покупателя, в противном случае производителей ждут затруднения на рынке.
Появилось множество фирм, носящих имена персонажей античной мифологии. Интересно, что многие владельцы этих фирм не смогли дать какого-либо вразумительного ответа на вопрос о мотивах выбора таких имен.
Существует точка зрения, что эмблемы и знаки предприятий и корпораций имеют магическое значение. Так, например, эмблема знаменитой «Мерседес-Бенц» символизирует расщепление мирового порядка надвое: вращательное движение и неподвижный центр.
Считается, что владеющий таким «колесом» как бы участвует в движении изменяющегося мира, пребывая в нем, и одновременно находится в центре, оценивая все, что происходит в круговерти на периферии. С одной стороны, это символ первого древнего двигателя, с другой - мудрости.
Полагают, что эзотерический (скрытый) смысл имеет и эмблема БМВ. Разноцветные сегменты несут священное (сакральное) начало -схождение божественного на Землю и стремление к нему. Сегменты соединены в одной точке - это точка успеха предприятия. Вобрав и божественное, и человеческое, эмблема как бы предвосхитила успех. А цвета усиливают воздействие знака. Буквы любого алфавита также являются своего рода символами и имеют свой потаенный смысл, скрытую энергию. Например, буква греческого алфавита ?2 (омега) олицетворяет конец цикла, что-то завершающее. Использовать ее в аббревиатуре предприятия не рекомендуется. Зато буква А (альфа) символизирует начало, побудительный момент, движение. Латинская S символизирует энергию.
Некоторые специалисты считают, что символ несет энергетический заряд, который в принципе неустраним. При этом заряд может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому к символам в рекламе следует относиться очень осторожно и бережно, так как таинственная, подспудная мощь знака может сработать как на созидание, так и на разрушение. Поскольку реклама воздействует не только на сознание, но и на подсознание человека, большую опасность для воспринимающего ее могут представлять архидревние знаки и символы.
Считается, что с сакральными символами нельзя обращаться легкомысленно, поскольку неизвестно, как они могут действовать. Возможно, что некоторые из них разрушительно влияют на психику человека. Полагают, что назрела потребность в исследовании правомерности использования такого рода символов в масштабах массовой рекламы. Другие специалисты считают, что в рекламу стали просачиваться ценности языческие и неоязыческие с их культом тела и материальных вещей и потому в своей потаенной сути такая реклама способна причинить человеку душевную боль. Таким образом, вышеприведенные психологические аспекты создания фирменного стиля нельзя не учитывать при формировании имиджа предприятия индустрии гостеприимства.
Контрольные вопросы
1.    Какие ассоциативные уровни включает образ, который несут товарный знак и название фирмы?
2.    Какие ассоциативные уровни характерны для графических изображений, эмблем, символов?
3.    Соблюдением каких важных психологических требований обусловлена эффективность товарного знака?
4.    На какие группы можно разделить символы?
5.    Каковы главные психологические аспекты создания фирменного стиля?
6.    Какова психологическая роль символов?
7.    Ряду каких требований подчиняется товарный знак?
8.    В чем заключена эмоциональная нагрузка изобразительных элементов?

1.4. Особенности фирменного стиля современных предприятий индустрии гостеприимства

Начало формирования элементов фирменного стиля как явления можно отнести к концу XIX в. Это время, когда сосуществовали старые традиции путешествий как вида досуга и новые формы гостиничного сервиса. Именно тогда на смену гостиницам со скромными названиями появились роскошные отели со звучными именами - «Метрополь», «Палас», «Савой», «Гранд-отель». В обиход вошли слова комфорт и дизайн.
Корпорация «The Leading Hotels of the World» более 60 лет изучает работу отелей во всем мире и определяет, какие из них являются лучшими по качеству обслуживания постояльцев. Эти отели корпорация выделяет в единственную в своем роде группу самых престижных отелей мира. В нее входят более 300 самых-самых, тех, кто может гордиться своим прославленным именем, неповторимым стилем, ну и, конечно же, списком гостей.
Каждый из отелей имеет свою отличительную черту, - например, целебный источник, роскошный ресторан, произведения искусства в интерьере, собственную лагуну и др.
Сюда относятся «Savoy» в Лондоне, «Negresco» в Ницце, «Royal Club Evian» на Женевском озере, «Мепа House» в Каире, «King David Hotel» в Иерусалиме. В Париже это - «Hotel de Crillon», который описывал Эрнест Хемингуэй, «Hotel Ritz», где подолгу живут голливудские звезды и где личные апартаменты Коко Шанель и английской королевы до сих пор стоят нетронутыми. 18
Ниже приведены названия некоторых самых известных, лучших отелей мира.
Лучшие отели Европы:
1.    «Plaza Athenee», Париж
2.    «Le Bristol», Париж
3.    «Ritz», Париж
4.    «Connaught», Лондон
5.    «Claridge's», Лондон
6.    «The Lanesborough», Лондон
7.    «Four Seasons», Лондон
8.    «Cipriani Palazzo Vedramin», Венеция
9.    «Imperial Wien», Вена
10. «Baur au Lac», Цюрих
Лучшие отели Америки:
1.    «Windsor Court», Новый Орлеан
2.    «Four Seasons», Нью-Йорк
3.    «Bel-Air», Лос-Анджелес
4.    «Peninsula», Беверли-Хиллз
5.    «Four Seasons», Чикаго
6.    «Ritz-Carlton», Чикаго
7.    «Four Seasons», Ванкувер
8.    «Four Seasons», Вашингтон
9.    «Four Seasons», Бостон
10.    «Four Seasons», Лос-Анджелес
Лучшие маленькие отели мира:
1.    «Amandari», о. Бали (Индонезия)
2.    «Villa Gallici», Экс-ан-Прованс (Франция)
3.    «Boyer Les Crayeres», Реймс (Франция)
4.    «Inverlochy Castle», Форт-Вильяме (Шотландия)
5.    «Amanpuri», о. Пхукет (Таиланд)
6.    «John Rutledge Inn», Чарлстон (США, Южная Каролина)
7.    «Villa Cipriani», Азола (Италия)
8.    «Sherman House», Сан-Франциско (США)
9.    «Inn at Little Washington», Вашингтон (США)
10.    «Auberge du Soleil», Ратерфорд (США, Калифорния)
Самым большим отелем в мире по-прежнему остается «MGM Cyrand» в Лас-Вегасе (Невада, США). 19
Его номерной фонд составляет 5005 гостевых номеров. Отель состоит из четырех 30-этажных башен и занимает 45,3га. Конференц-зал отеля рассчитан на 15,2 тыс. мест. Тематический парк- 13,3га. Казино занимает площадь 5793кв. м и состоит из четырех отдельных залов. Игровых автоматов здесь насчитывается несколько тысяч.
Самым старым отелем Европы считается отель «Drei Konige am Rhein» в г. Базеле (Швейцария) Первая клиентура переступила его порог еще в 1026 г, как сообщают хроники того времени. Самым высоким отелем в мире на сегодняшний день считается отель «Гранд-Хайатт-Шанхай» в Пудоне (Китай) Он занимает 35 верхних этажей 88-этажного здания «Чин-Мао-Тауэр».
Самым большим гостиничным вестибюлем (длина 107м, ширина 49м при высоте потолков 52м) располагает отель «Hyatt Regency» в Сан-Франциско (США).
Гостиницей на колесах по-прежнему значится суперкомфортный поезд «Восточный экспресс», курсирующий между Парижем и Стамбулом. Его длина 501м
Самым высокогорным отелем в мире является отель «Everest View». Построен он недалеко от деревушки Начме (Непал). В хорошую погоду из его окон открывается потрясающий вид на гору Эверест. Обычно из-за высоты 80 % от общего числа гостей страдают от тошноты, головной боли и бессонницы. Неудивительно, что здесь самый популярный заказ на обслуживание в номере -кислород Стоимость его один долл. за минуту.
Самыми дорогими апартаментами считаются 10-комнатные апартаменты в отеле «Royal-Towers» (Атлантис, Багамы). Сдают их за 25 тыс долл. в сутки К услугам проживающих два центра развлечений и досуга, бар, кабинетный рояль, столовая с канделябрами из чистого золота.
Наибольшее число фонтанов украшает территорию отеля «Belagio» в Лас-Вегасе. Красивое искусственное озеро окружено тысячей фонтанов, выбрасывающих свои струи на 74м вверх. Работу фонтанов регулирует компьютер. В вечерние и ночные часы включают подсветку, состоящую из 4 тыс. разноцветных лампочек при сопровождении стерео- и цветомузыки.
Самое большое панно «Китай - наша великая Родина» украшает вестибюль отеля «Shangri-La» (Гонконг). Длина панно 51м, ширина 14м. Любоваться этим панно лучше всего из застекленного лифта, на отрезке между 41-м и 56-м этажами отеля. Самым большим автопарком «Роллс-Ройсов» обладает компания «Пенинсуло Груп», владеющая разветвленной сетью гостиниц по всему миру. Первые 7 «Роллс-Ройсов» модели «Серебряная тень» были приобретены ею еще в 1970г. С тех пор компания приобрела 50 автомобилей этой фирмы. Последняя покупка - 9 автомашин модели «Серебряная шпора». 20
Гонконгский филиал компании владеет автопарком в 14 «Роллс-Ройсов» (13 «Серебряных шпор» и один «Фантом-2» 1934 г. выпуска) Первый в мире музыкальный отель открылся на побережье Кута, в южной части острова Бали (Индонезия) Название этого отеля — «Hard Rock Beach Club» («Храм рок-музыки») говорит само за себя. Отель ориентирован на современную музыку и быстро стал популярным, особенно у молодежи. 417 номеров расположены в нескольких его крыльях, каждое из которых оформлено в особом музыкальном стиле: рок-н-ролл, блюз, психоделик, рэгги и альтернатива. Все номера оборудованы аудио-, теле- и видеоавтоматами. Можно заказать видеодиски, на которых - сотни музыкальных клипов, фильмов и компьютерных игр. Оригинально оформлен открытый зал перед стойкой портье. Стены украшены вещами рок-звезд, а в центре установлен экран, на котором практически круглосуточно демонстрируются музыкальные видеоклипы. На сцене, возвышающейся над квадратной стойкой бара, устраиваются концерты живой музыки. Таким образом, постояльцы отеля сразу же по прибытии оказываются в кафе «Хард Рок». При отеле функционирует рок-центр, где к услугам гостей - ви-деотека Здесь же можно подключиться к Интернету. Сувениры, связанные с любимыми направлениями современной музыки, продаются в магазине «Хард Рок Мега Стар». Каждый клиент отеля может попробовать себя в вокале в одном из залов караоке. В отеле круглосуточно работает радиостанция, регулярно сообщая различную информацию. Проживающие в отеле могут записать собственный музыкальный альбом в профессиональной студии. В центре бассейна, расположенного на пляже, находится песчаный остров с эстрадой.
Проживание в «Храме рок-музыки» недешево - от 150 долл. в сутки за номер. Но свободных мест практически не бывает. Одна из достопримечательностей курортного местечка Брайтон (Англия) - замок, построенный в XII в. Владелец замка Ирвинг Хьюз превратил его в отель, популярность которого зиждется на уникальной коллекции кроватей. «На самых старых спали еще в XII в., - говорит Хьюз своим постояльцам, - когда вы спите на таких кроватях, то вам снятся сны из соответствующих эпох».
Самая оригинальная гостиница Туниса расположена на границе с пустыней Сахара. Постройки принадлежат какому-то местному племени и очень похожи на гигантские бочки. Есть «бочки» диаметром 2-3м и длиной 3-4м. Сделаны они из камня, обмазаны глиной. Двери ~ дыры диаметром 50см. Обслуживают гостей жители пустыни - бедуины.
В Лас-Вегасе, как нигде в ином уголке земного шара, сосредоточено 6 «тематических» отелей, чей внешний вид и интерьер воссоздают различные места и эпохи: от «острова сокровищ» до «средневековой Венеции».
Одна из самых необычных, уникальных гостиниц мира — «Tree-tops Hotel» («Отель на вершинах деревьев») находится в одном из пригородных парков Кении. Именно в этом отеле в 1952 г. Елизавета II узнала, что стала королевой Англии. Уникальность отеля состоит в том, что он в буквальном смысле слова стоит на вершинах деревьев и из его окон можно наблюдать, как дикие животные собираются на водопой. Это поистине один из красивейших уголков Африки, и довольно трудно определить, чему отдать предпочтение - восхождению к кратеру вулкана или осмотру «зоопарка без клеток». «Зоопарк без клеток»-это маленький островок Саа-Ныне (вблизи г. Мванза, 10-15 минут езды на моторной лодке), что находится на озере Виктория. Остров необычен своим пейзажем: природными скульптурами - каменными изваяниями, с которыми связаны многочисленные легенды и мифы. Но основной «приманкой» для туристов и путешественников служат 90 видов диких животных, которых туда специально завезли из Кении и разных районов Танзании. Этот «зоопарк без клеток» сулит посетителям множество острых и неожиданных ощущений. Своим уникальным подводным отелем на Большом Барьерном Рифе гордится Австралия. В этом отеле окна гостевых комнат, расположенных ниже уровня моря, позволяют любоваться потрясающими подводными пейзажами.
Посетителей не может не потрясти экстравагантность архитектуры здания «Hospise de Beaune» (Франция): его стены украшены каменной резьбой, причудливые внутренние дворики, островерхая крыша, выложенная сверкающей разноцветной черепицей. Средневековому фасаду здания соответствует и его интерьер, немаловажной частью которого является прекрасная картинная галерея. Среди ее сокровищ - картина «Страшный суд» Рогира ван дер Вейдена. Самым старым из постоялых дворов, сохранившихся до наших дней в первозданном виде, считается постоялый двор в дер. Сен-Ал-банс (Англия), существование которого подтверждают письменные хроники событий 795г., и называется он «У дерущегося петуха».
Не лишен оригинальности и отель в г. Тромсе (Норвегия). У подъезда встречает швейцар в национальном лапландском костюме: синяя шапка, на ней большой, как мяч, красный помпон.
Тут же, тоже в национальной одежде, женщина-лапландка. И хотя одежда швейцаров явно рассчитана на иностранных туристов (в городе все одеваются по-современному), тем не менее это уже создает определенный настрой. В отеле есть одно небольшое новшество: на дверях вместо цифровых номеров указаны названия различных норвежских островов - Квалё, Ян-Майнен, Вествогей и др. Клиент отеля сразу же окунается в необычную атмосферу и уже на все окружающее начинает смотреть по-иному, с особым любопытством.
Самой древней, не потерявшей своей популярности и сейчас, является гостиница «Нидзо дзинья» в г. Киото, в которой останавливались феодалы, вызванные на аудиенцию к императору (Киото в старину являлся столицей Японии). Средние века были временем беспокойным, поэтому основной проблемой тогдашних гостиниц являлось обеспечение безопасности гостей. Надо сказать, что средневековые рационализаторы придумали немало остроумных приспособлений: потайные ходы, антиакустические залы (невозможно подслушивать - ничего нельзя расслышать), громко скрипящие,
«поющие» полы (нельзя подкрасться бесшумно) и т. д. Но для императора были разработаны специальные подслушивающие устройства, тайники для шпионов, даже замаскированные помещения для солдат, которые могли внезапно появиться перед проживающими и арестовать или убить их. Самое интересное, что большинство этих «средств» сейчас действует и немало способствует сегодняшней популярности этого отеля. В Японии есть заповедный район Никко, в котором успешно конкурируют отели в старояпонском национальном стиле. Так, пол в них обогревается, спят прямо на нем, подстелив небольшие матрасики (футоны), под голову - маленькие подушечки. Непременная деталь - отлично подобранный букет в соответствующей вазе. Главное здесь - экзотика.
В популярнейших отелях туризма и отдыха Хаконэ — районе курортов с горячими источниками, расположенном в живописных горах- всем проживающим выдают кимоно. В этом национальном (и весьма удобном) костюме можно отдыхать, ходить в рестораны, танцевать, смотреть концерты. Есть специальный ритуал посвящения в клиенты отеля - церемония переобувания. В зеленых мягких туфлях проделывают путь от вестибюля до дверей номера. Здесь зеленые туфли меняют на красные - в них полагается ходить по прихожей и коридорчику, но в самом номере, поскольку на полу спят, можно ходить только в оранжевых туфлях.
Особый интерес представляют японские отели типарёкан. Это, если можно так выразиться, своеобразный антиотель. В нем все наоборот. Например, в обычном отеле, собираясь на ужин, вы облачаетесь в костюм и выходите в ресторан. Духи, ванна, бритье -весь туалет вы, разумеется, делаете у себя в номере. В рёкане гости моются вместе, а ужинают каждый в своем номере. К ужину (или обеду) не одеваются, а раздеваются. Точнее говоря, переодеваются в кимоно, в нем легче и свободнее, чем в костюме. Входы в обычные отели ярко освещены, украшены различными видами рекламы, а у рёкана темная ограда (как правило, садовая), к парадному идет, петляя, слабоосвещенная дорожка. У входа на полу - мягкие туфли. Никаких ключей вам не выдают- комнаты без запоров. Каждый номер имеет не безличное цифровое, а персонально-именное название: «Гора», «Дерево», «Озеро» и т. д. Гость отеля не выбирает, куда ему поселиться, за него это решает хозяин. Считается, что хозяин рёкана принимает вас у себя дома, ибо вы не постоялец, а гость в изначальном смысле этого слова. Нет также и меню. Гостей кормят по указанию хозяина. И цену блюд вы узнаете только тогда, когда приходит момент подведения итогов за все время пребывания.
Неожиданности продолжаются, когда вы входите в свой номер: комната пуста, в ней ничего нет. И постельные принадлежности, и еду вам приносят каждый раз отдельно.
Непременной и даже важнейшей частью рёкана является фуро-национальная японская баня. Есть отели с настолько известными купаниями, что из-за них туда и приезжают гости. Фуро работает, как правило, на горячем минеральном источнике. В некоторых купальнях через специальные канальчики можно выплывать в сад, на особые террасы и т. д. Старых деревянных, похожих на большие кадки, фуро сейчас уже мало осталось, торжествуют кафель, стекло, пластик. В ряде купален можно принять ароматические ванны из гвоздики, жасмина и т. д.
Самый лучший отель в Касабланке (Марокко) рекламируется в буклетах и путеводителях как лучшее место отдыха в Западной Сахаре. При отеле - особый, поистине уникальный парк, бассейн, верховые верблюды.
Во многих североафриканских отелях любят демонстрировать различные заварки чая: это входит в перечень услуг, оказываемых гостиницами. Так, на юге Сахары, к примеру, пьют в основном индийский плиточный чай. В специальный цилиндрический сосуд наливают чай, кладут туда растертые в муку арахисовые орехи, соль, потом всю эту смесь долго сбивают особой кожаной кисточкой. А на северо-востоке Сахары в гостиницах подают проживающим клиентам зеленый, крепко заваренный чай с мятой. До еды – без сахара, а после еды-очень сладкий, почти сиропной густоты. Многие туристы считают эти рецепты заварки чая уникальными и в исследованиях причин выбора именно такого отеля ссылаются на рецепты заварки чая, считая их самыми необычными. Несколько лучших отелей Танзании успешно работают у самой высокой горы Африки - Килиманджаро.
Лучшим отелем Бразилии за изобретательность, фантазию и смелость предпринимателей признан отель, построенный в гуще тропических джунглей в 10км от г. Манауса. Здание его представляет цилиндрическую форму высотой в 135м. Плавательные бассейны отеля снабжаются водой из протекающей рядом Амазонки. Много старинных отелей и ресторанов в Германии. Особо стоит назвать отель «Elefant» в г. Веймаре, основанный в 1521г. В нем останавливались многие знаменитости всех времен и народов, а также «проживали» и герои литературных произведений. После восстановления отеля в 1955г., разрушенного во время Второй мировой войны, первым, кто вписал свое имя в алфавитную книгу, был знаменитый писатель Томас Манн, приехавший из Швейцарии на празднование 150-летия со дня смерти Фридриха
Шиллера.
Для богатой клиентуры модным стало проводить отдых в аристократических дворцах Франции, Испании, Италии, Англии. Хозяева дворцов, как правило, весьма титулованные лица, но нуждающиеся в увеличении доходов, продают гостям «иллюзию собственности»: гостей обслуживают так, словно именно они являются знаменитыми владельцами этих древних замков. Этот вид туристского бизнеса рекламируется открыто - о том, какой именно замок сдается в аренду, узнают в том числе и по Интернету. На бланках счетов этих отелей иногда делают надписи примерно такого содержания: «Мы вручаем вам счет, пребывая в надежде, что сумма, которую вы должны уплатить, явится единственной неприятностью, испытанной вами при пользовании нашими услугами». Что касается обслуживания - оно безукоризненное. Не остается без внимания и культурная программа. Так, в средневековом замке Блуа (на берегу Луары, во Франции) устраиваются спектакл и «Света и Звука», во время которых оживают тени прошлого: гости замка слышат шаги Жанны д'Арк, диалоги королей и т. д. Главная роль в них принадлежит силе человеческого воображения - этому способствуют исторический фон, атмосфера средневековья и пр.
Впервые создан экологический курорт, находящийся непосредственно в пустыне. Это туристская деревушка, спланированная недалеко от Дубая (ОАЭ), располагает 25 замками. Обслуживание по классу люкс. В основе проекта - сохранение флоры и фауны, характерных для пустынных мест. Каждый коттедж располагает собственным садом и бассейном. У клиентов имеются возможности совершать конные прогулки или катание на верблюдах, упражняться в стрельбе из лука. Любые пожелания клиентов выполняются профессионально обученной командой арабских гидов, специализирующихся на приключенческом туризме.
Гостиницей третьего тысячелетия по праву стал гостиничный комплекс «Chicago Beach Resort», расположенный на побережье Персидского залива, на площади около 30 кв. км. Основным компонентом комплекса является 5-звездочный «Resort Hotel», располагающий прекрасным номерным фондом, местами отдыха, центрами для проведения банкетов и конференций, аквапарком, находящимся на небольшом удалении от основного здания, 21 виллой и башней-отелем «Tower Hotel», внешне напоминающей гигантский парус. Все это размещено на искусственном острове. В этом здании высотой около 321м вмещается 200 сверхроскошных (superluxury) номеров. Таким образом, «Tower Hotel» не только самый первый отель, устремленный в третье тысячелетие, но и самое высокое гостиничное здание.
Поселившиеся в отеле добираются до острова тремя способами: воспользовавшись 280-метровым «горбатым мостом», раскинувшимся между берегом и гостиницей; регулярно курсирующей яхтой или вертолетом, для приземления которого приспособлена специальная площадка, «прилепившаяся» к корпусу отеля на высоте 212м над уровнем моря. Гостиничный атриум, пронизывающий «Tower Hotel» насквозь по вертикали, также самый высокий в мире. Из ресторанов и баров, находящихся в непосредственной близости от вершины здания, клиенты обозревают не только Персидский залив, но и эмиратские государства вплоть до Омана. Все номера отеля, средняя площадь которых равна 550кв. м, декорированы и украшены драгоценными антикварными скульптурами и картинами, а также выдающимися произведениями современных художников. Окна номерного фонда выходят на залив. В январе 2000г. свой 125-летний юбилей отпраздновал петербургский «Гранд-Отель-Европа». В свое время здесь останавливались Иван Тургенев, Бернард Шоу, Петр Чайковский, Анна Павлова, Федор Стравинский. Мраморные лестницы помнят шаги русских министров и купцов, модных балерин и поэтов серебряного века. В наши дни список именитых гостей успешно пополняется. В 1994г. он стал первым в России отелем, вошедшим в престижное объединение «Лучшие отели мира».
«Метрополь» - старейшая российская гостиница, построенная на рубеже XIX и XX вв., первых клиентов приняла в 1905г и сегодня по праву относится к золотому фонду отечественной индустрии
гостеприимства.
Здесь в разное время бывали Лев Толстой, Бернард Шоу, Федор Шаляпин, останавливались известные государственные и политические деятели современности, звезды мирового искусства. В «Метрополе» по сей день сохранились 1200 предметов антиквариата, что создает неповторимую ауру этого здания, имеющего значительное культурное и историческое прошлое. «Метрополь», без всякого преувеличения, являет собой часть истории российской столицы, это одна из самых крупных жемчужин в драгоценном ожерелье центра Москвы. В течение пяти лет, предшествующих «второму рождению» гостиницы весной 1991г., здесь на совесть потрудились реставраторы, в буквальном смысле по крупицам восстановившие в ходе реконструкции отеля многие художественные элементы его уникального оформления, так украшающего исторический центр города.
Гостиница «Националъ» является памятником архитектуры и истории, расположена в историческом центре города. Первоначально гостиница именовалась «Метрополь». Здание построено в начале XX в. в стиле «эклектика», допускающем использование разнородных архитектурных элементов прошлого. Собрав воедино разностильные элементы, архитектор создал гармоничный облик здания, соответствующий его назначению. В 1912г. после реконструкции в доме на углу улиц Панской и Саратовской (ныне Ленинградская и Фрунзе) гостиница именовалась «Националь». В гостинице функционировал первоклассный ресторан. Сегодня гостиница «Националь» состоит из пятиэтажного корпуса, представляющего собой четырехгранник, замкнутый со всех сторон. Подобный опыт развития и работы предприятий индустрии гостеприимства доказывает, что концепция фирменного стиля — одно из важнейших средств достижения успеха. В формировании фирменного стиля ресторана первостепенное значение имеет кухня.
Список лучших ресторанов, состоящий из 50 наименований, ежегодно публикует журнал «Ресторан». Специальное жюри в составе 500 с лишним владельцев ресторанов, ресторанных критиков и поваров определило лучшие рестораны 2005г. В список попали 14 британских ресторанов. Английская кухня потеснила французскую. Лидерство англичан повергло в шок всех ценителей изысканного стола, так как эталоном всего самого лучшего и нового в кулинарии в течение десятилетий считалась французская кухня Редактор журнала Элла Джонстон говорит «Я очень довольна списком этого года Он демонстрирует, каких высот добилась Британия в кулинарии»
Лучшим в мире признан ресторан из английской глубинки «Жирная утка» («The Fat Duck», Беркшир) . Именно здесь, как утверждают специалисты в области кулинарии, можно найти самые необычные и изысканные блюда, включая устриц под хреном, жареные сардины с мороженым и горчицей, салат из улиток.
«Жирная утка» потеснила лидера 2003 и 2004 гг «Французскую прачечную» («French Laundry», Йонтвилль, Калифорния) американца Томаса Келлера, хотя жюри отдало этому ресторану должное, назвав его лучшим рестораном в Америке и присудив 3-е место в мировом списке. На 2-м месте оказался известный испанский «Эль Булли» («El Bulli», Монтжой), поднявшийся с 3-го места (2004г) Сиднейский ресторан «Тетсуяз» («Tetsuya's») и лондонский «Gordon Ramsay» во главе с известным кулинаром Гордоном Рамсеем занимают 4-е и 5-е места соответственно. Лучший парижский ресторан шеф-повара Пьера Ганьера «Pierre Gagnaire» находится лишь на 6-м месте. А легендарный кулинар Алэн Дкжасс из ресторана парижской гостиницы «Плаза Атенэ» занял необычно низкое для себя 17-е место.

Контрольные вопросы
1.    Назовите лучшие отели Европы
2.    Перечислите самые необычные отели мира
3.    Какой отель в настоящее время является самым большим?
4.    Какой отель в настоящее время является самым высоким?
5.    Что характерно для японских отелей типа рёкан?
6.    Расскажите о впервые созданном экологическом курорте
7.    Какой гостиничный комплекс стал гостиницей третьего тысячелетия?
8.    Какой отель в России первым вошел в престижное объединение «Лучшие отели мира»?
9.    Что имеет первостепенное значение в формировании фирменного стиля ресторана?
10.    Назовите лучшие рестораны
11.    Какие, по вашему мнению, направления в кулинарной моде формируют фирменный стиль ресторана в настоящее время?





  1   2   3   4


ВведениеГлава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии гостеприимства
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации