Силаенков А.Н., Сорока Е.Г. Предметно-ориентированные информационные системы - файл n1.doc

приобрести
Силаенков А.Н., Сорока Е.Г. Предметно-ориентированные информационные системы
скачать (658 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc658kb.26.08.2012 13:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»



А.Н. Силаенков, Е.Г. Сорока

Предметно-ориентированные информационные системы

Конспект лекций

для дистанционной формы обучения


Омск 2007

УДК 004 (075)

ББК 32.973.202я73

С 36

Рецензенты:

Л.Д. Федорова, канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной работе СИБИТ

О.Н. Лучко, канд. пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Высшая математика и информатика» ОГИС

Силаенков А. Н., Сорока Е.Г.
С


36 Предметно-ориентированные информационные системы. Конспект лекций. ­­­– Омск: изд - во ОмГТУ, 2007. – 72 с.
Изложены: основные понятия экономических информационных систем и принципы их построения и функционирования, цели и задачи, виды обеспечения и информационная безопасность систем. Рассматриваются бухгалтерские информационные системы, их особенности использования на крупных, средних и малых предприятиях. Подробно рассмотрены: банковские информационные системы, информационные системы рынка ценных бумаг, функционирование информационных систем в страховых компаниях, системы автоматизации налогообложения.

Приведены основы статистических информационных систем, информационных систем в правовой сфере и информационных систем управления.

Предназначен для студентов заочной и дистанционной форм обучения по специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 004 (0.75)

ББК 32.973.202я73

© А.Н. Силаенков, 2007

© Омский государственный технический университет, 2007





  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Основные понятия

Понятие системы охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое.

Компоненты системы:

1) структура — множество элементов системы и взаимосвязей между ними;

2) входы и выходы — материальные потоки или потоки сообщений, поступающие в систему или выводимые ею; каждый входной поток характеризуется набором параметров;

3) закон поведения системы — функция, связывающая изменения входа и выхода системы;

4) цель и ограничения.

Свойства системы:

1. Свойство относительности устанавливает зависимость состава элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений от целей исследователя.

2. Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей — подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ.

3. Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.

Под информационной системой обычно понимается прикладная подисистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности экономического объекта реального мира.

Экономические информационные системы предназначены для: обработки данных, автоматизации конторских работ и решения отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом. Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС следующих систем: ведения картотек, обработки текстовой информации, машинной графики, электронной почты и связи. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для решения задач принятия управленческих решений.

1.2. Принципы построения и функционирования ЭИС

1. Соответствие: ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью. Критерий эффективности должен быть количественным.

2. Экономичность: затраты на обработку информации в ЭИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.

3. Регламентность: большая часть информации в ЭИС поступает и обрабатывается по расписанию, со строгой периодичностью.

4. Самоконтроль: непрерывная работа ЭИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки.

5. Интегральность: однократный ввод информации в ЭИС и ее многократное и многоцелевое использование.

6. Адаптивность: способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

Эффективность работы информационной системы выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ЭИС и поставленными перед ней целями. Величина, выбранная в качестве критерия, должна удовлетворять ряду требований: зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы, давать наглядное представление об одной из целей системы и допускать приближенную оценку по экспериментальным данным.

ЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат: система в целом, отдельные составляющие этапа проектирования системы, например, проекты информационного, программного и технического обеспечения; важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы, например, подготовка информации, ее обработка, ведение информационных массивов.

1.3. Защищенность экономической информационной системы Защищенность экономической информационной системы ? способность системы противостоять несанкционированному доступу к конфиденциальной информации, ее искажению или разрушению.
Угроза ? это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.

Угрозы подразделяются на случайные и преднамеренные.

Преднамеренные угрозы часто путем их систематического применения могут быть приведены в исполнение путем долговременной массированной атаки несанкционированными запросами или вирусами. Эти угрозы связаны с действиями человека, причинами которых могут быть определённое недовольство своей жизненной ситуацией, материальный интерес, простое развлечение или с самоутверждение со своеобразным применением своих способностей, как у хакеров, и т.д.

Классификация угроз безопасности по средствам воздействия:

1. Ознакомление с информацией посторонних лиц (вмешательство человека в работу вычислительной сети). Меры, противостоящие таким угрозам, носят организационный характер (охрана, режим доступа к вычислительной технике), а также включают в себя совершенствование систем разграничения доступа и системы обнаружения попыток атак.

2. Под модификацией (изменением информации на ложную, которая корректна по форме и содержанию, но имеет другой смысл) подразумевают аппаратно-техническое вмешательство в работу системы. Защита от таких угроз, кроме организационных мер, предусматривает соответствующие аппаратные (экранирование излучений аппаратуры, защита каналов передачи информации от прослушивания) и программные меры (шифрование сообщений в каналах связи).

3. Разрушающее воздействие на программные компоненты ЭИС с помощью программных средств. Такие средства называются разрушающими программными средствами (РПС). К ним относятся компьютерные вирусы, троянские кони (или «закладки»), средства проникновения в удаленные системы с использованием локальных и глобальных сетей. Средства борьбы с подобными атаками состоят из программно- и аппаратно-реализованных систем защиты.

Случайные угрозы – подверженность информации случайным воздействиям в процессе ввода, хранения, обработки, вывода и передачи.

2. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2.1. Компоненты экономической информационной системы Компоненты информационной системы ? это концептуальная схе­ма, база данных и информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования дан­ными.

Концептуальная схема (concept ? понятие) представляет собой опи- са­ние структуры всех единиц информации, хранящихся в БД. Под структурой понимается вхождение одних единиц информации в состав других единиц информации.

База данных (БД) – это средство накопления и организации больших массивов информации об объектах некоторой предметной области.

Применение баз данных обеспечивает ряд преимуществ:

• сокращение избыточности хранимых данных благодаря однократ- ному хранению каждого сообщения в базе данных;

• совместное использование хранимых данных всеми пользователями ЭИС;

• стандартизация представления данных, упрощающая эксплуатацию БД и обмен данными между ЭИС;

обеспечение процедур проверки достоверности информации и процедур ограничения доступа к данным;

• совмещение требований к использованию БД со стороны различных пользователей ЭИС.

Предметной областью называются элементы материальной системы, информация о которых хранится и обрабатывается в ЭИС.

В качестве предметной области можно изучать не только элементы материальной системы, но и саму ЭИС.

Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит информационная база ЭИС. Информационная база состоит из одной или нескольких баз данных. Для описания предметной области необходимы такие термины, как: объект, свойство объекта, взаимодействие (связь) объектов, свойство взаимодействия.

Объект ? это любой элемент некоторой системы.

Свойство объекта – это некоторая величина, которая характеризует состояние объекта в любой момент времени. Отдельный экземпляр объекта можно точно описать, если указать достаточное количество значений его свойств. Два экземпляра объектов являются различ­ными, если они отличаются по значению хотя бы одного свойства.

Объекты одного класса описываются одноименными свойствами. Объекты, входящие в некоторый тип, содержат ряд свойств, характерных для типа в целом. Этот принцип называется наследованием свойств. Так, все экземпляры объектов, образующих тип «основные фонды», характеризуются свойством «балансовая стоимость», которое отсутствует у других типов, на­пример у типа «исполнители».

Деятельность, которая развернута во времени, охватывается понятием «взаимодействие объектов». Взаимодействием объектов называется факт участия нескольких объектов в каком-либо процессе, который протекает и во времени, и в пространстве. Свойством взаимодействия называется такое свойство, которое характеризует совместное поведение объектов, но не относится ни к одному объекту в отдельности.

Проблема полноты отображения объектов и процессов предметной области в хранимых данных решается в ЭИС следующим образом: представление объекта или процесса сводится к указанию его свойств. Среди свойств, описывающих объект, необходимо выделение идентифи- цирующего свойства, по значению которого можно одно­значно отличить данный экземпляр объекта от любого другого (в том числе и в пределах класса объектов, содержащего этот экземпляр). Например, для объекта Личность простейшими идентифицирующими свойствами личности обычно считаются Фамилия, Имя, Отчество.

2.2. Состав и структура экономических информационных систем

В связи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может быть выделено множество различных классификационных признаков. Так, в соответствии с уровнем применения и админист­ра­тивным делением можно различать ЭИС предприятия, района, области и государства.

В экономике с учетом сферы применения выделяют следующие ин­формационные системы: банковские, фондового рынка, страховые, налоговые, бухгалтерские, статистические и и др.

Признаки структуризации системы, т. е. ее декомпозиции на составные части, задаются в соответствии со стоящими задачами. Наиболее общим разделением подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей.

Обеспечивающая часть ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения.

Информационное обеспечение. Любая ЭИС работает с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления).

Внешняя информация в основном касается состояния рынка и конкурентов, прогнозов процентных ставок и цен, налоговой политики и политической ситуации, а ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Это потребовало бы создания особых информацион­ных систем, получивших название экспертных. Такие системы способны делать точные выводы на основе недетерминированной информации.

Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает в различные временные интервалы развитие объекта управления, его финансово-хозяйственное состояние и директивные цели на случай отклонений от установленных параметров. Эти данные измеряются, и в управленческих документах фиксируется точная информация.

В зависимости от уровня управления используются различные виды информации.

Высшее руководство, разрабатывающее стратегию деятельности предприятия, использует в основном внешнюю и в меньшем объеме внутреннюю информацию.

На оперативном уровне используется только внутренняя, а на среднем ? большей частью внутренняя и частично ? внешняя. Эти виды инфор- мации хранятся на своих носителях, составляя информационную базу, на основе которой функционирует ЭИС.

Информационная база состоит из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.

К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.).

Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях. Файлы базы данных разрабатываются с соблюдением определенных принципов и ориентацией на одну из моделей базы данных (реляционную, иерархическую, сетевую). Файлы обрабатываются с помощью специального программного обеспечения ? систем управления базами данных (СУБД).

Техническое обеспечение. К техническому обеспечению относятся: компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Состав комплекса техниче­ских средств ЭИС в значительной мере определяется составом задач, решаемых ЭИС.

Программное обеспечение. Программное обеспечение (ПО) ? совокуп­ность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Лингвистическое обеспечение. Для общения пользователя с программным, техническим и информационным обеспечением применяют языки. Совокупность языков общения, правил их формализации и терминов, используемых в ЭИС, образует лингвистическое обеспечение.

Методическое и организационное обеспечение. Совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование и использование технического, программного и информационного обеспечения и определяющих порядок выполнения действий, приводящих к получению и использованию искомого результата, образует методическое и огани- зационное обеспечение. В ЭИС они определяют технологический процесс работы системы.

Правовое обеспечение ЭИС. Оно представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус ЭИС.

Правовое обеспечение включает общую и специальную части. Общая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а специальная осуществляет юридическую поддержку принятия решений. В настоящее время на российском рынке коммерческих юридических баз данных существует более двадцати продуктов, которые могут осуществлять правовую поддержку принятия решений и могут быть легко встроены в ЭИС.

Функциональная часть ЭИС фактически является моделью системы управления объектом. В ходе декомпозиции функциональная часть разбивается на подсистемы, конкретный состав которых определяется признаком декомпозиции. Но поскольку сложная система всегда многофункциональна, то ЭИС может быть декомпозирована по разным признакам. К ним относятся: уровень управления, вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы), сфера применения, функции управления и период управления.

2.3. Цели и задачи экономической информационной системы

Цель и характер деятельности организации определяют ее эко­номическую информационную систему.

Перед экономической информационной системой стоят следующие цели:

1. Повышение эффективности управления объектом: максимальная полнота информации для обеспечения принимаемых решений, предоставление информации с максимально возможной скоростью; максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителями.

2. Эффективное использование ресурсов ЭИС: сокращение расхо- дов на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС; максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных; сокращение избы- точности в базе данных.

Выделяют следующие задачи, решаемые экономической информационной системой предприятия:

  1. Предоставление экономической информации внешним по отношению к предприятию пользователям: инвесторам, налоговым службам, заказчикам, потребителям и т.д. для анализа используются показатели, получаемые на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также других источников информации.

  2. Анализ данных, предназначенных для выработки управленческих решений. В этом случае информационная база должна быть шире, чем в первом случае.

  3. Определение данных, ориентированных на выработку тактических решений. Информационная база чрезвычайно широка и требует охвата большого количества показателей, характеризующих различные стороны функционирования объекта управления.

  4. Оперативноое управление экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта и внешней среды.

ЭИС классифицируются по многим признакам. С функциональной точки зрения можно выделить такие классы ЭИС, как: системы обработки данных, автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы. Многие реальные ЭИС обладают чертами нескольких классов.

3. БУХГАЛТЕРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

3.1. Понятие бухгалтерских экономических систем

Главная цель функционирования бухгалтерской информационной ситемы (БУИС) на предприятии ? обеспечение руководства предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. БУИС служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения. По оценкам специалистов, в общей совокупности информации, циркулирующей в экономической информационной системе предприятия, более половины ее объема составляют данные бухгалтерского учета.

В настоящее время в условиях перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета изменилась ориентация бухгалтерской информации. Если совсем недавно ее основным пользователем были органы государственного управления, то сейчас бухгалтерская информация является основой для принятия управленческих решений как внутри предприятия, так и вне его. Прежде всего, она предоставляет количественные данные, необходимые для выполнения таких функций управления производственной и коммерческой деятельностью пред­приятия, как планирование, контроль и анализ.

Для этапа планирования бухгалтер должен предоставить информацию о предполагаемой прибыли и потребности в денежных ресурсах. На этапе контроля от бухгалтера требуется информация сравнения фактических доходов и затрат с плановыми. На этапе анализа на основе бухгалтерской информации выясняется, была ли достигнута поставленная цель или нет. Если нет, то по каким причинам это произошло. По результатам анализа принимаются решения относительно совершенствования системы управления предприятием.

Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна быть достоверной и значимой. Достоверность показывает, что информация полностью отражает хозяйственные процессы на предприятии, легко проверяема и не выражает интересы какого-либо конкретного лица. Значимость бухгалтерской информации заключается в том, что она должна быть полезной при составлении планов, основанной на обратной связи и поступать к пользователю в нужное время. Обратная связь предполагает знание того, насколько верными оказались предыдущие ожидания. Необходимо учитывать, что выгоды, полученные от использования учетной информации, должны быть больше произведенных на нее затрат.

Чтобы бухгалтерская информация однозначно воспринималась теми, кто участвовал в ее подготовке на предприятии, и теми, кто использует ее вне предприятия, она должна удовлетворять определенным требованиям:

1. Требование сравнения и постоянства, т.е. нельзя в течение учетного периода использовать разные формы и методы бухгалтерского учета, иначе пропадает возможность сравнения данных.

2. Бухгалтерская информация должна быть существенной, т.е. не следует терять время на учет незначительных факторов. Если усилия по учету сравнимы со стоимостью учитываемых средств, учет необходимо упростить. Так, в зависимости от того, какое значение придается объекту, в одном случае он может быть отнесен к основным средствам (ОС), а в другом ? к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) и сразу списан на затраты.

3. Бухгалтерская информация должна быть консервативной. Так как отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете не всегда является однозначным, необходимо выбирать оценку, которая менее оптимистична, т. е. следует рассчитывать на отсутствие прибыли и учитывать возможные убытки. Это обеспечивает осторожность в оценке активов, имущества и в определении величины прибыли.

4. Бухгалтерская информация должна быть полной, содержать максимум сведений, которые необходимы пользователю.

3.2. Принципы построения бухгалтерских информационных систем

При проектировании БУИС необходимо учитывать, что они имеют как общие черты, свойственные всем системам автоматизированной обработки экономической информации, так и специфические. К общим принципам построения и функционирования БУИС относят принципы первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития, экономичности, совместимости.

Принцип первого лица определяет право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления.

Принцип системного подхода предполагает в процессе проектирования БУИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование, единство информационной базы и комплексное программное обеспечение.

Принцип надежности характеризует надежность работы БУИС, которая обеспечивается с помощью различных способов, например: дублирования структурных элементов системы или их избыточности.

Принцип непрерывного развития системы требует возможности ее расширения без существенных организационных изменений.

Принцип экономичности заключается в том, что выгоды от новой БУИС должны превышать расходы на нее.

Принцип совместимости предполагает, что проектируемая БУИС будет учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы и квалификацию людей, осуществляющих бухгалтерский учет, при условии подготовленности их к работе в этой системе.

Для БУИС свойственны и специфические черты. Так, в БУИС осуществляется интеграция различных видов учета (оперативного, бухгалтерского и статистического) на основе единой первичной информации. При этом слияния этих видов учета не происходит, так как каждый из них выполняет свои функции и решает свои задачи.

Принцип обратной связи является одним из основных принципов любой системы управления. Однако, только решив задачи бухгалтерского учета, можно осуществить обратную связь. БУИС ? единственный источник достоверной информации для обратной связи. Именно эту информацию руководители предприятия используют для принятия решений.

Кроме того, для БУИС характерным является возможность автоматизации обработки учетной информации на всех участках учета, начиная с процесса сбора, регистрации информации (автоматизация первичного учета). При этом БУИС могут использовать помимо традиционных форм учета еще и новую автоматизированную форму учета, которая полностью отвечает основным требованиям применения вычислительной техники и принципам бухгалтерского учета и отчетности.

3.3. БУИС крупных предприятий

Проблема автоматизации бухгалтерского учета на крупных предприятиях остается одной из актуальных и сложных в современных условиях. Это связано, прежде всего, с необходимостью сбора и переработки значительных объемов информации и своевременной выдачи результатов для их анализа и принятия управленческих решений.

Применение ПК приблизило источник информации к пользователю этой информации ? бухгалтеру, а также привело к созданию на базе ПК автоматизированных рабочих мест бухгалтера (АРМБ). Появилась возможность автоматизации всех процедур по обработке учетной информации непосредственно на рабочем месте.

В настоящее время для новых потребителей БУИС ? менеджеров крупных предприятий ? в условиях рынка важны не только автоматизация учетных задач, но и возможность повышения эффективности управления предприятием, сохранение финансового равновесия, получение стабильной прибыли. В этой связи БУИС крупного предприятия должна обеспечивать:

автоматизацию всего комплекса задач бухгалтерского учета, пла- нирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия, а также внутреннего аудита;

получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии;

• консолидированные управление и финансовые отчеты.

Крупные предприятия могут иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того, финансы такого предприятия могут принадлежать группе собственников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.

БУИС крупного предприятия, соответствующую данным требованииям, целесообразно создавать на основе комплекса АРМ учетных работников, действующих в сети с централизованным управлением.

На крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления: управленческий и финансовый учет. При этом информация ориентирована исключительно на пользователя.

Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов ? объекты управленческого учета. Его аналитические данные используются для управления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.

Информация управленческого учета имеет четко выраженную внутреннюю направленность. Она используется производственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутрихозяйственного управления и зачастую настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.

Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за некоторый период, обобщать активы и пассивы предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия.

Информация финансового учета широко используется внешними потребителями ? инвесторами, кредиторами и другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации. Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом ? аудитором.

Финансовый и управленческий учет ? это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации. Нецелесообразно собирать первичные данные для каждой подсистемы отдельно. Они тесно связаны между собой и не могут обойтись без взаимного обмена информацией.

Первичный учет представляет собой систему сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. Информация первичного учета обеспечивает обратную связь в БУИС, а значит, и для управленческого, и финансового учета, а также для всех других подсистем, использующих первичную информацию при подготовке и принятии управленческих решений. В этой связи при создании БУИС на крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.

На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету.

На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействую­щие между собой. Применение АРМ для обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов различных уровней учета обеспечивает минимальное использование бумажных носителей, достоверность и полноту информации.

АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, а также со сводным учетом и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.

При выделении функциональных участков необходимо учитывать, что каждый участок должен отвечать следующим требованиям: располагать своим набором хозяйственных операций и проводок, иметь свое, возможно пересекающееся с другими участками, подмножество плана счетов, иметь свои, присущие только ему, первичные документы и отчетные формы. Также необходимо учитывать конкретные условия, сложившиеся на предприятии, и особенности учетной политики. Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему, для которой характерна возможность добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Это важно, потому что при разработке БУИС добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы. Сопоставимость информации различных АРМ обес­пе­чивается за счет создания единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ).

В зависимости от используемых средств организационной или вычислительной техники обмен информацией между отдельными АРМ в БУИС может осуществляться с помощью магнитных носителей (дисков), по сети, а также посредством модемной связи.


Рис. 1. Схема взаимосвязи и распределения АРМ по уровням учета в БУИС на крупном предприятии
Существует два способа учета на крупном предприятии. Первый способ обеспечивает ведение учета по отдельным участкам каждого уровня. Баланс формируется за отчетный период путем слияния данных, получаемых на различных участках (файлов проводок).

Второй способ наряду с ведением бухгалтерского учета по всем участкам позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии дел на предприятии. При таком способе обработки учетных данных удаленные АРМ, находящиеся на первом уровне (первичный учет), связаны с АРМ второго уровня (управленческий учет) электронной почтой через модемы. АРМ второго и третьего (финансовый учет) уровней взаимодействуют в сети через каналы связи. Единицей обмена данными между АРМ служит файл, состоящий из множества проводок. В процессе такого обмена результирующие файлы обновляются непрерывно по мере совершения хозяйственных операций. Таким образом, каждый уровень предусматривает переработку исходной информации, получение ре­зуль­тирующих данных и передачу их в автоматизированном режиме на более высокий уровень.

На первом уровне (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в про­из­водст­венно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функционируют АРМ по учету материальных ценностей, ведение табельного учета и учету готовой продукции на складе.

Полученные на каждом участке результирующие данные на основе модемной связи поступают на второй уровень ? управленческий учет, который характеризуется трудоемкими ручными операциями, а также большими объемами учетных номенклатур. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная по электронной почте с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах. На втором уровне функционирует группа АРМБ (по учету материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, труда и заработной платы, финансово ? -расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, затрат на производство). Она формирует результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде файлов бухгалтерских проводок. Эта информация пере­дается на более высокий третий уровень обработки данных ? финансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансового анализа и планирования, а также внутреннего аудита.

С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналитического и синтетического учета, поступающих по каналам связи с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регистры синтетического и аналитического учета. АРМ финансового анализа и планирования обеспечивает финансо­вый анализ и планирование, позволяющие формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию. К такой информации относятся показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредиторской задолженности, различные экономические показатели, динамика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени.

АРМ внутреннего аудита позволяет отслеживать изменения в системе бухгалтерских стандартов, анализировать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабатывать предложения по учетной политике, регулированию издержек и рациональному построению инвестиционной политики, осуществлять налоговое планирование.

В целом данные финансового учета используются в планировании и прогнозировании экономики предприятия, в финансовом менеджменте, в экономическом анализе всей информации предприятия. В результате функционирования БУИС формируются объективные данные, которые необходимы руководству для принятия решений. Эти решения влияют на сохранение финансового равновесия, на выбор наиболее эффективных направлений производственной и коммерческой деятельности для получения стабильной прибыли и рентабельности в условиях рынка.

На крупных предприятиях чаще всего используются следующие пакеты программ: «Галактика», «Парус», «БЭСТ», «Флагман» и т.д.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации