Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы - файл n1.doc

приобрести
Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы
скачать (1212 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1212kb.24.08.2012 08:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

СОДЕРЖАНИЕ



В учебном пособии рассматриваются акту­альные теоретические и практические проблемы социальной политики, механизма управления и хозяйствования в социальной сфере в переходный период к рыночной экономике. Исследуются осо­бенности рыночных отношений в отраслях соци­альных услуг, регулирующая роль государства в обеспечении социальных гарантий и социальной защиты населения. В частности, авторы рас­сматривают специфику хозяйственного меха­низма в высшей школе, здравоохранении, культу­ре и жилищно-коммунальном хозяйстве при пере­ходе к рынку с учетом опыта развитых стран.

Работа представляет интерес для ученых, научно-педагогических работников и студентов экономических специальностей вузов, слушате­лей системы повышения квалификации, руково­дителей и специалистов органов управления и учреждений социальной сферы.

Введение ....................................................................3

Глава I

i ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ
СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ ...................................................... 9

п.1. Природа и характер экономических отношений в сфере социальных услуг ........................................................... 9

п.2. Особенности рыночных отношений в сфере социальных услуг .................................................................... 16

п.З. Соотношение роли государства и рынка в форми­ровании хозяйственного механизма социальной сферы .... 30

Глава II

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ...........................................................50

п.1. Политика в области доходов, труда и социальной защиты населения .................................................................... 51

п.2. Реформа социальной сферы .................................... 59

п.З. Региональная социальная политика ....................... 72

Глава III

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ С СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.................................... 79

п.1.Роль социальной сферы в системе социальной защиты населения.................................................................... 79

п.2. Механизм социальной защиты работников социальной сферы.................................................................. 101

Глава IV

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ....................................................................107

п.1. Финансово-экономический механизм высшей школы в условиях перехода к рынку................................... 107

п.2. Социальная защита вузовских коллективов ........ 134

з

п.З. Социальная инфраструктура вузов ....................... 153

Глава V

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ................................................................... 165

п.1. Кризис государственной системы здраво­охранения .............................................................................. 165

п.2. Первый этап экономической реформы здраво­охранения .............................................................................. 174

п.З. Переход к медицинскому страхованию граждан.Л 81

Глава VI

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА КРЫНКУ ........................................................................................ 195

п.1. Кинематография на пути к рынку........................ 197

п.2. Музейные учреждения в переходный период...... 207

Глава VII

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ............................................................223

п.1. Разгосударствление в сфере социальных услуг ... 223 п.2. Перспективы приватизации объектов социальной сферы ....................................................................................... 234

Литература....................................................................... 241

ВВЕДЕНИЕ

Переход народнохозяйственного комплекса Российс­кой Федерации на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил про­блему выживаемости отраслей социальной сферы, находя­щихся на бюджетном финансировании. Сегодня они также переживают серьезный кризис в связи с недостатком фи­нансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг, образования, здравоохранения, культу­ры, жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение и развитие коммерческого сектора в данный сфере с более высоким уровнем оплаты труда, либерализация выезда из страны ведут к оттоку наиболее квалифицированных кад­ров специалистов из организаций социальной сферы в коммерческий сектор и за границу — так называемой «утечке мозгов». Остающиеся работники теряют стимулы к высокоэффективному труду, для отстаивания своих интере­сов прибегают к забастовкам, что показали 1992 — 1993 годы. В этих условиях возрастает значение поиска адекват­ных форм социальной поддержки отраслей социальных услуг, в том числе реформирования их организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной ры­ночной экономики, обеспечивающих не только выживание


k

данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде. При этом часто звучат призывы к коммерциализации отраслей и учреждений социального комплекса, переводу их на рельсы коммерческого хозяйствования на основе «Закона о предприятиях и предпринимательской деятель­ности в Российской Федерации», что не соответствует теории и практике стран Запада с развитой рыночной экономикой. Крупные проблемы теории и практики дея­тельности отраслей социальных услуг, оптимизации их хозяйственного механизма встают в связи с процессами приватизации, начинающимися в данной сфере, в том числе в ходе приватизации социальной инфраструктуры предприятий материального производства, а также с усло­виями разработки политики разгосударствления и привати­зации в данной сфере. Для этого нужно определить концеп­туальные основы реализации принципов смешанной эко­номики в социальном комплексе с учетом его важных функций в системе социальной защиты населения в рыноч­ной экономике. В частности, необходим учет зарубежного опыта развитых стран, где значительная масса негосудар­ственных организаций в социально-культурных отраслях работает на принципах некоммерческого хозяйствования. Серьезным вопросом демократизации управления соци­ально-культурным комплексом при переходе к рынку явля­ется политика регионализации и муниципализации путем расширения полномочий государственных органов респуб­лик в составе РФ, краев, областей и местного самоуправле­ния по регулированию и развитию данного комплекса.

Отдельные отрасли социальной сферы имеют сущес­твенные особенности формирования хозяйственного меха­низма при переходе к рыночной экономике, что также подтверждает богатый зарубежный опыт.

Вышеуказанные проблемы требуют разработки ком­плекса теоретических и практических вопросов по форми­рованию основ механизма хозяйствования в социальной сфере и его отдельных отраслях при переходе к рынку, а также учета особенностей и форм смешанной экономики, собственности и хозяйствования, специфики государствен­ного управления и регулирования деятельности их первич­ных звеньев.

В то же время сегодня есть настоятельная необходи­мость в углубленной разработке теоретических основ меха­низма хозяйствования в социальном комплексе в условиях становления социально ориентированной рыночной эко­номики с учетом важнейших социально значимых функ­ций, выполняемых его ведущими отраслями в народнохо­зяйственном комплексе в условиях рынка, таких, как социальная защита населения, гарантия важнейших прав человека в демократическом обществе, сохранение нацио­нального богатства страны, обеспечение равных стартовых возможностей всем членам общества в рыночной экономи­ке и высокой конкурентоспособности национальной эко­номики в условиях международного рынка, где на первый план сегодня выходят неценовые факторы. Хозяйственный механизм нуждается в проработке как на макро-, так и на микроуровне, что предполагает оптимизацию принципов смешанной экономики в организации деятельности госу­дарственного и негосударственного секторов, соотношения различных форм финансирования и хозяйствования в со­циальной сфере. Для выработки оптимального механизма хозяйствования первичных звеньев отраслей социальных услуг необходимо исследование зарубежного опыта разви­тых стран, в частности, вопросов автономизации, неком­мерческого хозяйствования, пределов и возможностей ком-


Г

мерциализации, разгосударствления и приватизации уч­реждений и организаций в его основных отраслях и подо­траслях.

Наконец, особое значение в условиях перехода к ры­ночной экономике имеют управление и государственное регулирование деятельности первичных звеньев на различ­ных уровнях — федеральном, региональном и муниципаль­ном — в условиях децентрализации и демократизации государственного управления, разграничения государствен­ной собственности и полномочий органов власти также, на различных уровнях. Это предполагает исследование и отбор инструментов правового, административного и экономи­ческого регулирований и управления, адекватных принци­пам смешанной экономики и развития самостоятельности первичных звеньев в принятии экономических решений.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

п. 1. Природа и характер экономических отношений в сфере

социальных услуг

Экономика социальной сферы исследует систему экономи­ческих отношений, складывающихся в сфере образования, куль­туры и искусства, здравоохранения, физической культуры и спорте, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и в других ее отраслях в условиях ограниченных ресурсов. Экономические отношения в данной сфере складыва­ются в процессе воспроизводства социальных благ, выступаю­щих как в вещной форме, так и в форме услуг, или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства. Социальный комплекс относится к третичному сектору наро­дного хозяйства — сфере услуг, являющейся составной частью народно-хозяйственного комплекса, а значит входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим эконо­мическим законам, господствующим в данном обществе.

Распределение ограниченных ресурсов в народном хозяйст­ве, координация действий производителей и потребителей могут быть основаны на принципах командно-административной (пла­новой) экономики или на принципах рыночной экономики. Первая из них характеризуется централизованным процессом принятия решений о том, что производить, сколько и для кого. Вторая — децентрализацией этого процесса на основе свободно­го принятия решений самими хозяйствующими субъектами, где роль информационной системы выполняет ценовой механизм, а конкуренция заставляет производителей выбирать наиболее

9

эффективные решения, формы и методы производства. Плано­вая или рыночная системы являлись до последнего времени важнейшей основой того или иного типа хозяйственного меха­низма национальной экономики различных стран мира, особен­но после Великой депрессии 1929 — 1933 гг., потрясшей основы либеральной рыночной экономики во всех развитых странах, часть из которых перешла к организации народно-хозяйствен­ного комплекса на плановой, командной основе.

В командно-административной экономике важнейшим субъ­ектом управления и регулирования всей социально-экономи­ческой жизни является государство, первичные же звенья эконо­мики являются исполнителями государственных планов и ко­манд, поступающих сверху.

Другой важнейшей основой хозяйственного механизма того или иного общества в XX веке является господство частной или общественной собственности и материальные факторы произ­водства материальных и нематериальных благ (услуг): производ­ственные и непроизводственные формы, материальные и природ­ные ресурсы.

Сочетание двух важнейших базисных основ рынка с господ­ством частной собственности на средства производства товаров' и услуг, с другой стороны — общественной, в основном государ­ственной, собственности на средства производства и природные ресурсы с плановой, командной экономикой привело в XX веке к возникновению двух конкурирующих социально-экономичес­ких систем — рыночного капитализма и государственного соци­ализма. Кроме того, другие сочетания этих базисных элементов приводили в отдельные периоды к возникновению плановой капиталистической экономики (военная экономика Германии в годы второй мировой войны) и рыночного социализма (Югос­лавия).

Однако после Великой депрессии в странах с рыночной экономикой стали активно развиваться различные формы госу­дарственного регулирования, системы социальной защиты насе­ления, государственный сектор в производстве ряда товаров и услуг. Особенно это характерно для тех стран, где к власти

Ю

Пришли социал-демократические партии и правительства. С другой стороны, в странах государственного социализма сущест­вовали товарно-денежные, рыночные отношения, играющие в целом подчиненную роль. Борьба двух систем объективно вела к развитию принципов смешанной экономики в капиталисти­ческих и социалистических странах.

Смешанная экономика — это такой тип хозяйственного механизма, который сочетает в себе рыночные и плановые начала, частную и общественную собственность на факторы производства, капитализированный и социализированный сек­тора народнохозяйственного комплекса. Соревнование двух систем вело к оптимизации разграничения полномочий между функциями рынка и государства в механизме общественного воспроизводства, соотношения частной и общественной соб­ственности в различных сферах народного хозяйства, развитию плюрализма форм собственности и хозяйствования в первичных звеньях производства материальных благ и услуг.

В основе становления смешанной экономики лежит прин­цип оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. При этом в основных отраслях производства материальных благ и услуг наивысшую эффектив­ность дает конкурентная рыночная экономика, а государство реализует функцию социально справедливого распределения и перераспределения национального дохода. Как показывает ста­тистика развитых стран, в последние десятилетия растет роль государства именно в распределении созданного валового наци­онального продукта, в производстве же товаров и услуг его роль значительно ниже. Кроме того, важнейшее значение приобрета­ет функция государства в регулировании, амортизации социаль­ных последствий рыночной экономики: инфляции, безработи­цы, экономических кризисов, загрязнения окружающей среды, социального расслоения общества, бездомности, преступности и наркомании. Рынок индифферентен к социальной справедли­вости и так называемым внешним социальным эффектам его функционирования. В либеральной рыночной экономике нега­тивные социальные последствия рынка воспринимались как

11

неизбежное зло, однако со временем оказалось, что накаплива­ясь они могут лишить общество социальной стабильности путем классовой борьбы и революций, привести к деградации приро­дной среды и экологическим катастрофам, ставящим существо­вание общества на грань уничтожения, вызвать рост преступнос­ти в ее организованных и мафиозных формах. Возникла необхо­димость особого социального регулирования отрицательных последствий рыночной экономики со стороны государства, что привело к возникновению системы минимальных государствен­ных гарантий доходов населения, развитию системы социально­го страхования и социального обеспечения нетрудоспособных, безработных, в случаях болезни и травматизма, рождения ребен­ка и др. Государство стало обеспечивать так называемую «стра­ховочную сетку» трудящимся и населению в случае возникнове­ния отрицательных внешних последствий рыночной экономики.

Новые задачи государства появились с развитием монопо­лий в различных отраслях и на различных рынках: монопольные объединения предпринимателей и профсоюзы, между которыми шла беспрестанная борьба, ведущая к забастовкам, локаутам и потерям в производстве валового национального продукта и общественного благосостояния. Государство стало регулировать их отношения на принципах социального партнерства, путем заключения генеральных, отраслевых и региональных тарифных соглашений на трехсторонней основе и коллективных догово­ров, воздержания от забастовок и локаутов. Наибольший опыт в этой области накоплен в Швеции в период правления социал-демократов.

Особую роль в развитии хозяйственного механизма разви­тых стран в направлении смешанной экономики сыграло уско­ренное развитие сферы услуг, в том числе отраслей социальных услуг. «Сервизация» экономики развитых стран ведет к тому, что большую долю ресурсов общества используют отрасли сферы услуг — сегодня в наиболее развитых странах в ней занято более 50% трудовых ресурсов и производится около 60% валового национального продукта этих стран.

12

В социальном комплексе в наибольшей степени проявляют­ся сегодня принципы смешанной экономики в формировании его хозяйственного механизма. Это связано прежде всего с действием главных причин ограниченности рыночного механиз­ма в его отраслях: общественное благо, ассиметрия информации, внешние эффекты, естественная монополия. Важнейшим поня­тием, конституирующим хозяйственный механизм социального комплекса является производство в нем общественных и сме­шанно-общественных благ, а также частных благ.

Большинство социальных услуг являются смешанно-об­щественными благами, имеющими важное значение для лич­ности и общества, что в отечественной теории отразилось в понятии социально значимых услуг. Их особая значимость для человека обусловлена их витальным характером (социальное обеспечение, медицинские услуги), базовым характером в духов­ном формировании личности (образование, культура) и ее фи­зическом становлении (физкультура и спорт), а также признани­ем современными демократическими обществами естественных основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Это право на жизнь, на образование и пользова­ние культурными ценностями, на труд и свободный выбор профессии, на отдых, на охрану здоровья, на социальное обес­печение. Гарантом обеспечения этих прав является государство, а механизм их реализации является одной из фундаментальных основ формирования хозяйственного механизма социальных отраслей. В последние годы в экономической и социальной науке и практике развитых стран распространяется концепция права человека на достойную жизнь, включающая различные аспекты качества жизни.Социальная сфера в развитых странах с 1 организацией экономики на принципах социального рыночного хозяйства, социал-демократической ориентации является важ­нейшим элементом системы социальной защиты населения, что также отражается на организации ее хозяйственного механизма, который имеет двухъярусный характер. Область социальных гарантий составляет нерыночный сектор, а сверх них — свобод­ные рыночные услуги. Либеральный рынок в сочетании с госу-

13


^~Г



дарственной поддержкой малоимущих, нетрудоспособных в со­циальном комплексе развитых стран терпит банкротство, на­пример, как показывает опыт здравоохранения США. Таким образом, в сфере социальных услуг важнейшую роль играет ее организация на принципах нормативной экономики, что пред­полагает разработку системы социальных нормативов обеспе­ченности и потребления социальных услуг. Таким образом, механизм хозяйствования в социальном комплексе реализует важнейшую функцию — социальную справедливость в цивили­зованной рыночной экономике, является необходимым инстру­ментом социальной политики государства, способствует более справедливому распределению доходов, дифференциация кото­рых вводится в систему экономических категорий.

Таким образом, хозяйственный механизм отраслей соци­альных услуг в смешанной экономике в отличии от материаль­ного производства выражает не просто совокупность организа­ционно-экономических отношений, институциональных форм хозяйствования, рычагов и методов управления и регулирования этого комплекса. Механизм хозяйствования в социальной сфере — это прежде всего социально-экономический механизм реализа­ции социальных гарантий важнейших прав человека и гражда­нина в демократическом обществе, социальной защиты населе­ния, а также обеспечения равных стартовых возможностей гражданам в рыночной экономике, независимо от их доходов и благосостояния родителей. Последний принцип противопос­тавляется социалистическому принципу равенства результатов, ведущего к уравнительности в распределении доходов, оплате труда и стагнации, лишению стимулов экономики. Этот при­нцип реализует социальную политику, направленную на проти­водействие классовой поляризации общества, на формирование устойчивого среднего класса, как основы социальной стабиль­ности.

Приоритет социальной справедливости в формировании хозяйственного механизма основных отраслей социальных услуг не означает отрицание необходимости эффективной его органи­зации, что предполагает внедрение в данной сфере рыночных

14

отношений, механизма внутреннего рынка и конкуренции при сохранении системы социальных гарантий.

На микроуровне механизм хозяйствования в социальном комплексе также значительно отличается от организационно-экономических форм хозяйствования в материальном произ­водстве, где преобладают коммерческие фирмы, корпорации, работающие ради извлечения прибыли. В социальном комплек­се на микроуровне принципы смешанной экономики реализу­ются в сочетании государственных бюджетных учреждений, частных и общественных некоммерческих организаций, благот­ворительных фондов, а также в сфере свободного рынка — в присутствии коммерческих организаций и фирм, играющих вспомогательную роль в механизме хозяйствования данного комплекса. Их задача — взбадривание государственного и неры­ночного сектора, реализация свободы выбора потребителей и дополнительного платежеспособного спроса на социальные ус­луги в сверх системы государственных гарантий.

Таким образом, механизм хозяйствования в социальной сфере представляет собой единство социального и экономичес­кого механизма, баланс социальной справедливости и экономи­ческой эффективности на основе упорядоченности системы форм и методов, инструментов государственного и обществен­ного воздействия на социальные и экономические процессы, специфических институциональных форм хозяйствования пер­вичных звеньев, выполняющих социально значимые функции в обществе, в механизме которых приоритет имеют социальная справедливость и доступность социальных услуг всем или боль­шинству членов общества.

15

п.2. Особенности рыночных отношений в сфере социальных услуг

По определению западных экономистов, рынок представ­ляет собой институт или механизм, соединяющий покупателей и продавцов (поставщиков) конкретных товаров и услуг. Рынки могут принимать разнообразные формы: магазин, биржа, аукци­он и др. Рынки могут иметь локальный, национальный, между­народный характер. Они могут включать личный контакт участ­ников сделок и осуществляться на бесконтактной основе.

В основе рыночной экономики лежат частная собствен­ность на производственные ресурсы и свобода выбора людьми сферы свой экономической деятельности, свобода заключения сделок и контрактов. Личная выгода является движущей силой этой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.

Путем согласования спроса и предложения товаров и услуг на различных рынках в такой экономике решаются три основ­ных вопроса: что производить, как производить и для кого производить.

Что производить в рыночной экономике, определяется голосованием с помощью доллара потребителя, путем выбора и покупки того или иного товара и услуги. Как производить, определяется конкуренцией между различными независимыми производителями, поскольку единственный путь выиграть в конкурентной борьбе и увеличить свою прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, а значит использовать наиболее эффективные технологии и методы про­изводства. Решение вопроса, для кого производить, обуславли­вается соотношением спроса и предложения на рынках факто­ров производства, которые определяют уровни заработной пла­ты, ренты, процентов и прибыли, из которых складываются доходы людей, формирующие спрос на товарном рынке.

В рыночной экономике взаимодействие конкурирующих покупателей и продавцов определяет систему цен на товар,

16

услу^ и ресурсы в каждый данный момент, которая через механизм прибылей и убытков сигнализирует о необходимости того, что следует или не следует производить в будущем. Система цен в рыночной экономике играет решающую роль в передаче информации между производителем и потребителем, является сигнальной системой в децентрализованном процессе принятия оперативных решений в экономике. Производятся только те товары и услуги, доход от которых покрывает все издержки и приносит прибыль, в противном случае производство сокраща­ется, и соответствующая продукция производиться не будет. Расширение и сокращение производства являются саморегули­руемыми процессами в рыночной экономике.

В конкурентной рыночной экономике существует сувере­нитет потребителя, поскольку стремление получать прибыль заставляет поставщиков товаров и услуг бороться за доллар потребителей и руководствоваться в своей деятельности их запросами и требованиями. Рыночная система через ценовой механизм доводит до сведения поставщиков продукции и ресур­сов изменения во вкусах и запросах потребителей и тем самым способствует корректировке по распределению ресурсов народ­ного хозяйства. Конкуренция за покупателя и клиента заставля­ет производителей постоянно улучшать свою технику и техноло­гию, удешевлять свою продукцию, что стимулирует научно-технический прогресс в экономике.

Конкуренция производителей способствует возникнове­нию единства личных и общественных интересов, направляемая «невидимой рукой» рынка, она заставляет корыстные мотивы частных поставщиков товаров и услуг служить общественной пользе, стимулирует их заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов экономики.

17

Таким образом, основным преимуществом рыночной эко­номики является ее постоянное стимулирование повышения эффективности производства, а в условиях свободной конку­ренции производителей и продавцов товаров и услуг хозяином на рынке становится потребитель, формируются основы соци­ального рыночного хозяйства, служащего интересам человека.

2 К-17

Другим важнейшим преимуществом рыночной системы, основанной на свободе выбора, предпринимательства и кон­трактов, является отсутствие внеэкономического принуждения и сотрудничество граждан на добровольной основе, т.е. ее демократический характер, в отличие от командно-админиетра-тивной системы. Таким образом, рыночная экономика создает базис для личной свободы граждан и утверждает демократию в обществе.

В западных странах развитой рынок предполагает наличие не только рынка факторов производства и товаров, но и рынка разнообразных услуг, который в последние десятилетия активно развивается, что отразилось в понятии «сервизация» экономики.

В классификации услуг зарубежных стран принято выде­лять такие группы, как услуги производству, торговые, личные и услуги социального характера. На долю занятых в сфере социальных услуг в развитых странах приходится от 12,996 в Японии, 21,4% в ФРГ, 25,9% в США, до 35,0% в Швеции от общей численности занятых в народном хозяйстве (по данным за 1988 г.)*

В учебнике «Экономикс» рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, таких, как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер; высокая скорость с оборота капитала вследствие более коротко­го производственного цикла; преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспорти­ровать и складировать услуги, особенностями процесса оказа­ния услуг, связанных с личным контактом производителя и потребителя; индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли; неопределенность результата

во многих случаях при оказании услуг, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя*.

Как показывает практика западных стран, рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В сфере производственных и деловых услуг, торговле и общественном питании, бытовом обслуживании и личных услугах, в индустрии туризма и развлечений рынок является наиболее развитым, как инструмент эффективного удовлетворения общественных пот­ребностей. Однако в таких отраслях, как народное образование, здравоохранение, культура и искусство, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, рыночные отношения имеют не только свою специфику, связанную с вышеуказанными особенностями рын­ка услуг, но и располагают рядом существующим значительным по размерам нерыночным сектором, в том числе государствен­ными организациями и учреждениями. Это обусловлено, прежде всего, рядом объективных причин недееспособности рынка в сфере социально-культурного обслуживания, которые ведут к необходимости государственного вмешательства по обеспече­нию и производству данных услуг, к ограничению частнопред­принимательской деятельности в данной сфере.

Прежде всего, описанная выше экономика представляет собой модель рынка так называемой «чистой или совершенной конкуренции», существование которого предполагает выполне­ние ряда нижеследующих условий:

— количество продавцов и покупателей на рынке должно быть таким большим, чтобы никто их них не мог произвольно влиять на цену;

— покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом;

— товары и услуги должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они могли покупаться и продаваться в различных количествах;

* См. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного меха в сфере услуг. М., 1991. Сб.

18

*См. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.,1991. С.79 — 80.

19

— покупатели товаров и услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве продукции у разных продавцов;

— для новых предприятий должны быть созданы возмож­ности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке;

— не должно существовать преимущество крупномасштаб­ного производства, что разоряет малые предприятия и ведет первого к монополии;

— суверенитет потребителя и устойчивость рыночной эко­номики зависят от распределения доходов, которое должно быть более или менее равномерным.

В отраслях социальных услуг, во-первых, существуют пре­пятствия для организации рынка на принципах чистой конку­ренции: преимущество крупномасштабного производства (ки­нематография, радио и телевидение, высшая школа), дифферен­циация услуг у различных производителей, характерная для творческого труда, важная роль неценовой конкуренции в сфере услуг (реклама, наукоемкесть услуг, удобство и комфорт для потребителей), наличие организованных профсоюзов и органи­заций производителей (ассоциаций, объединений, обществ). Это ведет к организации рынка в ряде подотраслей социально-культурного комплекса на принципах монополистической кон­куренции и олигополии, требующей государственного регулиро­вания через механизм антитрестовского законодательства.

Во-вторых, в социальном комплексе наиболее ярко прояв­ляются главные причины неэффективности, несостоятельности рыночного механизма, такие, как естественная монополия, внешние эффекты и общественное благо, выявленные западной экономической наукой, в особенности две последние.

Естественная монополия возникает в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна един­ственная фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этой ситуации конкуренция является нерентабельной, а в ряде случаев просто бессмысленной (электро-, водо- и газо-снабжение, железнодо-

20

рожный транспорт, почтовая связь). В сфере социально-куль­турных услуг естественные монополии характерны главным образом для радио и телевидения, где современные системы связи позволяют расширить масштабы деятельности компаний до национального и международного уровня.

В качестве средства общественного контроля над деятель­ностью естественных монополий используются государственная собственность на них и государственное регулирование. В За­падной Европе в большей степени используется механизм госу­дарственной собственности для контроля над естественными монополиями, в том числе в области радио и телевидения. В США предпочитают государственное регулирование деятель­ности частных естественных монополий. В частности, деятель­ность 10 тысяч частных радио и 1200 телестанций в США регулирует Федеральная Комиссия по связи, образованная в 1934 г., когда Конгрессом был принят закон о связи. В США законодательство о естественной монополии опирается на тео­рию регулирования в интересах общества, которая предусматри­вает возможность обеспечения потребителей высококачествен­ным обслуживанием по приемлемым тарифам путем регулиро­вания соответствующих отраслей на благо общества. Если кон­куренция неуместна и неэффективна, то следует создавать регу­лируемые монополии, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны неконтролируемой монопольной властью. Регулирова­ние должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, в резуль­тате снижения издержек на единицу продукции (услуг). На практике это означает, чтв регулирующие государственные ор­ганы стремятся установить такие тарифы на услуги естественных монополий, которые будут возмещать издержки производства и приносить «справедливый или обоснованный» доход предпри­ятию-монополисту*. Необходимо иметь в виду, что на отдель­ном рынке естественная монополия складывается при опреде­ленных условиях, а ускорение научно-технического прогресса,

* См. Макконел К.Р.,Брю С.Д. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т.2, М., 1992. С.228.

21

развитие новых технологий могут ликвидировать сложившиеся
естественные монополии в ряде отраслей. /

Для отраслей социального комплекса более характерна такая причина недееспособности рыночного механизма, как производство товаров и услуг, являющихся общественным бла­гом. Рынок или вовсе не обеспечивает производство обществен­ных благ или поставляет их в недостаточном количестве. Пос­кольку рыночная система учитывает и удовлетворяет индивиду­альные потребности, она неспособна учитывать такие общес­твенные и коллективные потребности.

Теория общественного блага рассматривает их в противо­поставлении товарам и услугам индивидуального потребления, которые производятся на основе рынка. Их свойствами являют­ся делимость, что определяет их доступность индивидуальным покупателям и подверженность принципу исключения. Послед­ний означает, что те, кто имеет потребность и возможность оплатить равновесную цену за индивидуальные блага, получают их, а те, кто не в состоянии или не хочет уплатить ее, исключа­ются из потребления.

В противоположность им существуют определенные виды товаров и услуг, называемые общественными благами, которые рыночная система не намерена производить, так как они недели­мы и не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Кроме того, на них не распространяется принцип исключения, т.е. отсутствуют способы отстранения индивидов от пользования этими благами, как только они произведены.

Общественные блага, обладающие одновременно двумя вышеуказанными свойствами — невозможностью и нежелатель­ностью их нормирования — называются чистыми общественны­ми благами. Таких благ в реальной действительности очень немного — национальная оборона и безопасность, государствен­ное управление, экологические и противоэпидемические про­граммы государства.

Так, например, практически невозможно исключить от­дельного гражданина от получения выгоды в результате нацио­нальных программ борьбы с эпидемиями и массовыми инфек-

22

ционными заболеваниями (полиомиелит, малярия, столбняк, корь; дифтерия и др.). В других случаях исключение потребите­лей из пользования общественными благами возможно, но стоит очень дорого, например, введение платы за пользование мест­ным парком или лесопарком потребует колоссальных огражде­ний и персонала по сбору входной платы и контролю. В условиях невозможности исключения отдельного гражданина из пользо­вания общественным благом потребители не имеют стимула к добровольной оплате пользования им на рыночной основе. В западной литературе эта неудача рыночного механизма имеет название проблемы «безбилетного пассажира» или «бродячих музыкантов». Добровольная оплата услуг последних населением ведут к тому, что аудитория их слушателей значительно больше, чем число покупателей услуг. Недостаток спроса будет порож­дать непроизводство общественных благ на чисто рыночной основе. Поэтому необходимо принуждение потребителей к оп­лате общественных благ, которое осуществляется государством на основе налогообложения. Кроме того, в ряде случаев государ­ство принуждает граждан к пользованию общественными блага­ми из-за проблемы безбилетного пассажира (обязательные при­вивки, страхование, образование). Таким образом, при государ­ственном обеспечении общественных благ через налоговую сис­тему все потребители могут стать богаче, чем при их отсутствии.

Нежелательность исключения отдельных потребителей из пользования общественными благами вытекает из коллективно­го характера их потребления, поскольку индивидуальное пот­ребление не сокращает количество общественного блага, до­ступное другим потребителям. Примером могут служить музей­ные фонды, являющиеся предметами коллективного духовного потребления граждан. В данном случае предельные издержки, связанные с предоставлением чистых общественных благ допол­нительному потребителю, равны нулю. Например, рождение еще одного ребенка не требует дополнительных затрат на наци­ональную оборону и безопасность.

Как мы уже говорили, в реальной жизни чистых обществен­ных благ, обладающими двумя свойствами — невозможность и

23


ш



нежелательность их нормирования — встречается немного. Это в определенной степени научная абстракция, позволяющая классифицировать реальные общественные блага, наделенные в различной степени одним или другим свойством. Например, музейных посетителей легко исключить из пользования их услугами, однако предельные издержки обслуживания допол­нительного посетителя невелики, что ведет к бесплатности пользования государственными музеями во многих случаях. В других таких, как программа массовых прививок населению, предельные издержки высоки, но невозможно исключить от­дельного человека из пользования положительными результата­ми снижения инфекционных заболеваний в стране. Таким образом, основная масса общественных благ является смешан­ными общественными благами, в разной степени обладающими двумя указанными свойствами. Как правило, для большинства общественных благ исключение из пользования ими возможно, но может требовать высоких затрат. Поэтому основным свойст­вом общественного блага является, по нашему мнению, нежела­тельность исключения из пользования им отдельного потребителя. Причинами такой нежелательности являются ее не только низкие предельные издержки обслуживания дополнительного потребителя (или их отсутствие), но и другие факторы, обуслов­ленные добровольностью предоставления товаров и услуг на рыночной основе. Согласно такой точки зрения, потребитель не всегда может действовать в рыночной экономике в соответствии с собственными интересами, даже в условиях высокого уровня информированности, чему способствует система ценового нор­мирования, высокий уровень цен. Человек может избегать по­купки одних высокозначимых для него товаров и услуг (меди­цинских, образования, искусства) и чрезмерно потреблять вред­ные для него продукты (табак, наркотики, алкоголь). Таким образом, эта теория утверждает, что суверенитет потребителя ограничен, т.е. он не всегда является лучшим арбитром истин­ности, рациональности своих потребностей и желаний. Следо­вательно, государство должно вмешиваться в таких случаях, когда человек .поступает не в своих интересах, путем ограниче-

24

ния потребления вредных и принуждения к потреблению полез­ных для него благ и услуг. Такие индивидуальные товары и услуги, которые государство обязывает потреблять своих граж­дан, также относят к категории смешанно-общественного блага. В социальном комплексе к ним относятся обязательные среднее образование, медицинское и социальное страхование, диспан­серизация и ряд других услуг.

Государство в таких случаях может полностью обеспечивать производство таких социальных услуг путем организации госу­дарственных школ, больниц и поликлиник, службы государ­ственного социального страхования. Или государство может -_,явджжс» покупателем" таких услуг у частнопрактикующих вра­чей, стационаров, домов сестринского ухода. Как показывает практика западных стран, невмешательство государства в про­цесс рыночного обеспечения ряда социальных услуг ведет к проблеме так называемого неполного рынка. Примером являет­ся рынок медицинских услуг в США, где 17 млн. человек полностью лишены какой-либо медицинской помощи из-за высокой стоимости этих услуг и частного страхового полиса для малообеспеченных слоев населения. Другим примером является рынок кредита на получение высшего образования, который до 1965 г. в США практически не работал, так как частные банки были не заинтересованы в предоставлении долгосрочных сту­денческих займов с высокой степенью неопределенности их возврата. Решение этого вопроса потребовало государственных гарантий и субсидий в форме установления льготного процента по студенческим кредитам — ниже рыночного.

Таким образом, нежелательность исключения социальных услуг из потребления отдельных граждан вызвано, с одной стороны, их особой значимостью для жизнедеятельности чело­века — витальным характером услуг здравоохранения, ЖКХ, базисным характером общего образования в формировании личности и дальнейшей жизни каждого индивида, особым значением культуры и искусства в духовном становлении и развитии человека. С другой стороны, тем, что частный рынок услуг выталкивает наименее обеспеченных граждан за свои

25

пределы, не обеспечивая удовлетворения важнейших социаль­ных потребностей всему населению. Поэтому в рыночной эконо­мике обеспечение и производство общественных благ, в том числе социально-культурных услуг, в значительной степени осуществляется государством, которое при этом выполняет так­же свою функцию перераспределения реальных доходов населе­ния от высших слоев к низшим, исправляя еще один недостаток рынка.

Следующей важной причиной неэффективности рыночно­го механизма является возникновение в процессе рыночных сделок так называемых «внешних эффектов». Они представляют собой издержки или выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке, а следовательно, не улавли­ваются и не компенсируются рынком. Наиболее ярким приме­ром отрицательного внешнего эффекта или издержек перелива является загрязнение окружающей среды. Однако для социаль­ных отраслей более характерно наличие положительных внеш­них эффектов или выгод перелива в результате потребления их услуг отдельными индивидами.

Например, медицинские услуги не только восстанавливают здоровье и работоспособность лиц, которым они оказываются, но и предотвращают распространение инфекционных заболева­ний в обществе, увеличивают предложение на рынке труда, способствуют повышению эффективности общественного про­изводства.

Так, например, услуги образования помимо увеличения «человеческого капитала» их потребителей, роста их доходов вследствие более высокого уровня образования и квалификации приносят выгоды всему обществу: снижается преступность и затраты на благотворительные программы помощи низкоопла­чиваемым группам с невысоким образовательным цензом. По­литическая активность трудящихся находится в прямой зависи­мости от уровня их образования, например, участие в голосова­нии на выборах.

Потребление услуг культуры и искусства помимо отдыха, развлечения и эстетического развития зрителей и слушателей

оказывает значительное влияние на всю нравственную и духов­ную атмосферу в обществе, влияет на бытовые условия и трудо­вую деятельность граждан, качество работы и культуру произ­водства.

В тех случаях, когда существуют внешние эффекты, чисто рыночные пути перераспределения ресурсов эффективны. Так как предприниматель не несет всех издержек негативного эф­фекта, который он производит, то он стремится расширить свое производство. Напротив, поскольку на рынке социальных услуг производители не получают всей выгоды от положительных внешних эффектов, они не будут стремиться к из созданию и расширению. Предложение социальных услуг в рыночной эко­номике будет определяться только, рыночным спросом частных лиц и равновесная величина их производства оказывается мень­ше оптимальной, так как общественный спрос выше рыночного. Таким образом, рыночная система не обеспечивает достаточно­го количества ресурсов для развития отраслей социально-куль­турного комплекса, услуги которого вызывают значительные социальные эффекты или выгоды для общества.

Каким же образом может правительство решить проблему недостатка ресурсов на нужды социального комплекса, обуслов­ленную наличием внешних эффектов? Существуют три варианта:

а) субсидировать потребителей на целевой основе, чтобы увеличить рыночный спрос на услуги общественного. Это могут быть стипендии и кредиты студентам на обучение, государствен­ное страхование медицинского обслуживания малообеспечен­ных и пенсионеров, ваучеры и кредитные карточки;

б) субсидии производителям социальных услуг, чтобы уве­личить их предложение на рынке, поскольку дотации снижают издержки. Государственная финансовая поддержка высшего образования, культуры, здравоохранения может осуществляться в форме прямых и налоговых субсидий их организациям и учреждениям, реализации государственных программ научных исследований, сохранения культурных ценностей и поддержки культурных инициатив, профилактических и целевых медицин­ских программ и др;


26


27



в) государетвенная собственность на факторы производства социальных услуг и государственное финансирование и управ­ление соответствующими учреждениями (школами, вузами, боль­ницами, музеями и др.).

Таким образом, в сфере социальных услуг наблюдается целый ряд обстоятельств, ограничивающий возможности их организации на чисто рыночной основе: общественное благо, внешние эффекты и естественная монополия. Это требует госу­дарственного вмешательства в деятельность соответствующих отраслей и учреждений в форме государственного регулирова­ния рыночных отношений, бюджетного субсидирования произ­водителей и потребителей, государственной собственности и управления их деятельностью.

Дополнительным фактором необходимости государствен­ного регулирования является выполнение государством функ­ций социальной справедливости в распределении доходов, кото­рое в рыночной экономике очень неравномерно и может слу­жить причиной социальной нестабильности в обществе. В соци­альном комплексе проблема социальной справедливости высту­пает как обеспечение доступности важнейших его услуг всем членам общества, независимо от уровня их доходов. Кроме того, данный комплекс в современной рыночной экономике и демок­ратическом обществе обеспечивает реализацию важнейших прав человека: на жизнь и охрану здоровья, на образование, на труд, на пользование культурными ценностями и информацию. Га­рантом защиты и реализации этих прав является демократичес­кое государство.

До сих пор мы рассматривали теоретические основы роли и места рыночных отношений и государства в развитии социаль­ной сферы в западной экономической науке. Однако специфика экономических отношений данного комплекса, ограниченность рынка и его роль в выравнивании уровня жизни и условий развития, социальная значимость его услуг исследовались и в отечественной экономической науке. В частности, теория об­щественных фондов потребления рассматривала их как часть фонда личного потребления общества, распределяемую незави-

28

симо от трудового рхлада с целью выравнивания доходов различ­ных социальных групп и создания равных условий для удовлет­ворения ряда социально значимых потребностей всеми членами общества. В их числе такие социально-культурные потребности, как образование, здравоохранение и физическая культура, соци­альное обеспечение и страхование, культура.

Аналогично теории общественного блага в нашей литерату­ре признавалась нецелесообразность нормирования социальных услуг на ценовой 'основе. Всеобщая доступность и социальная справедливость в распределении этих услуг обеспечивались за счет их предоставления на бесплатной или льготной основе при государственной собственности на факторы их производства и бюджетном финансировании за счет налогообложения доходов предприятий и граждан. Однако в условиях государственного социализма при отсутствии демократии, политического плюра­лизма социальная справедливость в распределении обществен­ных фондов потребления была в значительной степени подорва­на. Это выражалось в фактическом распоряжении ими партий­но-государственной бюрократией, которая обеспечивала себе особые привелегии в уровне и качестве социального обслужива­ния путем создания закрытой ведомственной системы его уч­реждений, обслуживающих ее нужды. Таким образом, не всякое государство является гарантом реализации социальной справед­ливости в распределении общественных благ, а только демокра­тическое государство с развитой системой общественного выбо­ра, где отсутствует монополизм в политической жизни, а дея­тельность бюрократии поставлена под демократический кон­троль выборных органов власти.

Проблема внешних эффектов в сфере социальных услуг исследовалась в отечественной науке в рамках теории социаль­но-экономической эффективности ее отраслей и учреждений. В частности, в составе результатов их деятельности выделялись непосредственные (полезны эффекты труда и услуги) и конеч­ные. Последние в здравоохранении выражались в укреплении здоровья населения, снижении заболеваемости, инвалидности и смертности. В образовании и культуре — в росте образованнос-

29

ти, квалификации, возвышении потребностей трудящихся, по­вышении их культурного уровня и всестороннем развитии лич­ности. В анализе эффективности социального комплекса выде­лялась внешняя и внутренняя эффективность. Последняя вклю­чала многообразные внешние эффекты их деятельности — как социальные, так и экономические. При этом в оценке эффек­тивности приоритет отдавался народно-хозяйственному подхо­ду и социальной эффективности работы отраслей и учреждений данного комплекса, что сближает указанную концепцию с тео­рией внешних эффектов западной экономической науки.

В целом необходимо отметить, что в разработке концепции функционирования социальных отраслей при переходе народно­хозяйственного комплекса РФ крыночной экономике нельзя опи­раться на принцип шоковой терапии и свободного рынка в данной сфере. Более разумно использовать теорию и практику развитых стран Запада, в том числе концепцию смешанно-общественного благаи внешних эффектов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации