Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М. Основы коммерческой деятельности - файл n1.doc

приобрести
Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М. Основы коммерческой деятельности
скачать (1235.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1236kb.24.08.2012 07:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М.
ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие






Пособие содержит оригинальный материал, включающий как базовые понятия коммерческой деятельности и описание конкретных методик организации коммерческой деятельности предприятий, так и современные данные, отражающие перспективы развития коммерции. Достаточно подробно описаны технологии оптовой и розничной торговли, в частности организации технологического процесса в магазинах, товарных складах. Структура пособия предусматривает строгую и логическую последовательность изложения всех основных вопросов, которые должен знать специалист, занимающийся коммерцией. Представленный материал полностью соответствует требованиям образовательных программ подготовки специалистов в сфере коммерции, товароведения, менеджмента, предпринимательства. Доступность изложения, актуальность представленного материала и его максимальная информативность делают пособие полезным студентам и преподавателям учебных заведений, специалистам коммерческих структур, начинающим руководителям и бизнесменам, а также всем интересующимся проблемами современной коммерции.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение 


  1. Сущность и содержание коммерческой деятельности

  2. Функции и задачи коммерческой деятельности

  3. Структура коммерческой деятельности

  4. Основные направления развития торговли

  5. Организационно-правовые формы торговли

  6. Классификация организаций (предприятий) торговли

  7. Материально-техническая база коммерческой деятельности

  8. Оптовая и розничная торговля: цели, задачи, функции и направления

  9. Товарные склады, их назначение, классификация, технология складского товароведения







Основная литература 





Дополнительная литература 





Словарь терминов и определений





ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике, развитие конкуренции, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий и вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности. Все это предъявляет новые требования к организации технологических процессов на предприятиях торговли на основе широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий при развитии частной инициативы и предпринимательства, и, как следствие, к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с товарным обращением.

Практика показывает, что эффективное функционирование рыночной экономики во многом зависит от уровня реализации коммерческих операций как основной формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами - отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. В существующих условиях у предприятий и организаций возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции. Эффективное решение этих проблем в значительной степени определяется профессионализмом и квалификацией работников коммерческих служб и предприятий.

В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют свойственные рыночной экономике регуляторы, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. Руководитель-администратор обязан стать еще и руководителем-коммерсантом, владеть основами современного хозяйствования и коммерческого предпринимательства. Умелое и грамотное ведение коммерческой деятельности в сочетании с желанием служить своему делу становится основой труда коммерческих работников. Активность, предприимчивость, оправданный риск – непременные признаки коммерческих действий.

Современным коммерсантам приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем, которые в ряде случаев решаются ими интуитивно, методом проб и ошибок. Однако, эффективная коммерческая деятельность невозможна без учета законов рынка, выявления причинно-следственных связей в коммерческих процессах, теоретических и практических знаний в различных областях: экономике, финансах, коммерческом праве, менеджменте и других сферах деятельности.

Вопросам разработки теоретической основы организации коммерческой деятельности посвящены труды российских ученых В.А. Абчука, И.А. Бланка, Л.А. Брагина, А.В. Бусыгина, Г.А. Васильева, Т.П. Данько, А.В. Зырянова, Н.А. Нагапетьянца, В.К. Памбухчиянца, Ф.Г.Панкратова, Ф.П. Половцевой, Б.А. Райзберга, А.Н. Романова, И.В. Сергеева, Б.И. Синецкого, Р.А. Фатхутдинова и других. Достаточно важны в этой сфере разработки зарубежных ученых, таких как Д. Блэкуэлл, И. Ансофф, М. Вебер, Б.А. Вейтц, Г. Джоунз, Ф. Котлер, М. Леви, М. Мак-Дональд, Р. Маркин, П. Миниард, Майкл Э. Портер, X. Прингл, А. Дж. Стрикленд, Г. Стюарт, А.А. Томпсон, М. Томпсон, Дж. Энджел и др. Несмотря на рост числа работ, посвященных коммерческой деятельности в современных условиях, эта проблема требует дальнейших исследований.

Цель данного учебника – дать представление об основах коммерческой деятельности, составе задач и их решениях, показать особенности коммерции в современных условиях, перспективы ее развития. В результате освоения теоретических и практических основ коммерческой деятельности формируется системное видение сущности коммерческой деятельности как рыночной категории и ее роли в эффективном хозяйствовании предприятия.

В ходе освоения учебного материала обучающийся знакомится с принципами и способами организации управления коммерческой деятельностью, а также конъюнктурой потребительского рынка; овладевает знаниями в области государственного регулирования предпринимательства и коммерции, методами изучения рынка товаров и услуг, планирования и осуществления закупок и сбыта (продажи) товаров; получает навыки изучения требований потребителей к товару, соотношения его цены и качества, формирования ассортимента товаров в соответствии с покупательским спросом, организации доставки товаров, их приемки и хранения, транспортно-экспедиционного обслуживания покупателей, обеспечения контроля и оценки показателей коммерческой деятельности предприятия.

Изучение коммерческой деятельности позволит не только освоить основы рыночной системы хозяйствования, использовать принципы и приемы коммерции, но и раскрыть потенциальные возможности коммерческого дела в условиях рыночной конкуренции.  


  1. Сущность и содержание коммерческой деятельности

 

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования.

Термин "коммерция" (от лат. commercium – торговля) имеет несколько значений – от отрасли торговли в целом до торговых процессов, направленных на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Как правило, в большинстве случаев коммерческую деятельность связывают именно со вторым значением. В экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности:

– коммерция – "торг, торговые обороты, купеческие промыслы" (Толковый словарь В.И. Даля);

– коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

– коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

– коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;

– коммерческая деятельность –все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

– коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Термины "торг", "торговые обороты" означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Коммерция, являясь атрибутом рынка, формируется на его принципах, выступающих теоретическим базисом и непременным условием ее развития. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.

Позиционирование на рынке является сложным процессом, охватывающим все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия и зависящим от множества факторов. Таким образом, справедливой можно следующую трактовку коммерческой деятельности: "Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг"1[1]. С этих позиций в структуре коммерческой деятельности выделяют следующие компоненты: производство продукции; непосредственно коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

Как отмечают многие специалисты сферы коммерции, в условиях рынка возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, и, как следствие, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания. Суть объективного подхода к рассматриваемой проблеме может быть сформулирована следующим образом: "Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств"2[2]. Однако коммерческая работа в торговле авторами рассматривается отдельно как "…. обширная сфера оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли"3[3]. Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.

В современной литературе термин "коммерция" получил более широкую трактовку, связанную с отнесением к коммерческой и предпринимательской деятельности. Термин "коммерческая деятельность" стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности. Предпринимательство – это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательство включает организацию предприятия в целях производства и поставки товаров на рынок, организацию финансово-кредитного учреждения, фондовой биржи и т. д. Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей. "…. При простой формуле торговой сделки: "товар – деньги" при продаже и "деньги – товар" при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание."4[4].

Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг.

Следует отметить, что в связи с переходом к рыночным механизмам хозяйствования интерес отечественной науки к сфере коммерции стал возрастать. Однако, мировой опыт давно доказал значимость данного вида деятельности в системе экономических отношений и правомерность ее рассмотрения с позиций реализации стратегического подхода к решению задач коммерции.

Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителями Гарвардской школы бизнеса в 1958 г .: "Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования"5[5]. Таким образом, под коммерческой деятельностью понимается купля и продажа товаров, ориентированные на спрос покупателей и получение прибыли торговым предприятием. При этом "…. выражением коммерческой деятельности служит торговое предприятие, т. е. организация труда и средств, необходимая для обращения торгового капитала"6[6].

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей.

Таким образом, под коммерческой деятельностью следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве. Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

– установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

– изучение и анализ источников закупки товаров;

– согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);

– осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;

– расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

– сокращение издержек обращения товаров.

По мере развития рыночных отношений составляющие элементы коммерческой деятельности подвергаются качественным изменениям: усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности.

Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. От объективности изучения исходных факторов зависит целевой подход к решению коммерческих задач.

В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность торгового предприятия, выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды (пассивные – здания, активные – оборудование) и товарно-материальные ценности.

Торговое предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи и т. д. От рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой. Очевидно, что коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды.

Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты и др.

Внутреннюю среду торгового предприятия представляют: производственные, технические, экономические, финансовые и кадровые ресурсы, функциональные службы, товарно-материальные ценности, торгово-технологические процессы, складское хозяйство, информационно-компьютерное обеспечение и др.

Все многообразие факторов внешней и внутренней среды следует рассматривать во взаимодействии и совокупности. Исходная информация о внешней и внутренней среде позволяет более активно воздействовать на коммерческий процесс, связанный с доведением продукции до потребителей и направленный на удовлетворение их потребностей, что предполагает:

– расширение взаимоотношений с субъектами рынка путем компромиссов и коммерческих подходов;

– воздействие через спрос на производство необходимых товаров для перехода от рынка продавца к рынку покупателя;

– развитие предпринимательства на основе рыночных отношений;

– интеграцию различных уровней коммерческой деятельности и придание коммерческому процессу динамичности, оперативности и результативности;

– применение современных средств информационного обеспечения и аналитической обработки данных с целью оптимизации управленческих решений в коммерции.

Любая деятельность оправдана в том случае, если она способствует достижению поставленной цели предприятия. Без четко сформулированной цели невозможно построить коммерческую деятельность, разработать ее стратегию и оценить эффективность. Задачей коммерческой деятельности является реализация целей торгового предприятия, поэтому важно правильно определить концепцию ее функционирования и развития.




Любая деятельность оправдана в том случае, если она способствует достижению поставленной цели предприятия. Без четко сформулированной цели невозможно построить коммерческую деятельность, разработать ее стратегию и оценить эффективность. Задачей коммерческой деятельности является реализация целей торгового предприятия, поэтому важно правильно определить концепцию ее функционирования и развития.

Переход к рыночной системе обеспечил создание благоприятных условий реализации коммерческой деятельности, базирующиеся на экономических законах рынка, и осуществления торговыми предприятиями коммерческих функций. Возрастающая роль коммерции, понимание ее мотивационных установок и умение их направлять в соответствии с задачами, стоящими перед торговым предприятием выступают основой успешной организации коммерческой деятельности в современных условиях. Комплексный подход, сочетающий принципы проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития коммерции, требует при проектировании коммерческой деятельности торгового предприятия соблюдение ряда теоретических положений, выступающих принципами организации коммерческой деятельности:

– полная самостоятельность и равноправие субъектов рынка;

– приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка;

– ответственность за выполнение взятых обязательств перед партнерами по купле-продаже товаров;

– взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом;

– предвидение коммерческих рисков;

– адаптация коммерческих работников к новым условиям работы;

– получение прибыли от реализуемой продукции.

С учетом экономических факторов рынка и целевой предназначенности торгового предприятия на коммерческую деятельность возлагается выполнение следующих функций.

1. Формирование коммерческой политики. Под коммерческой политикой понимается определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности, способов их решения. Она зависит от экономики товарного рынка, целей торгового предприятия, его реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование торгового предприятия. К числу основных задач коммерческой политики предприятия можно отнести: усиление влияния на рынке; выявление и заполнение новых рыночных ниш; расширение ассортиментной номенклатуры; повышение конкурентоспособности и уровня торгового обслуживания. Следует учесть, что коммерческая политика подлежит периодической корректировке с учетом изменяющихся условий внешней среды и новых возможностей торгового предприятия.

2. Комплексный подход к коммерческой работе. Отличительная особенность комплексного подхода заключается в том, что коммерческие звенья торгового предприятия должны работать как единый и слаженный механизм: тесная связь предприятия с поставщиками, купля-продажа товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, управление продвижением товаров к покупателю. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от всестороннего анализа внутренней и внешней среды, на основе которого принимаются взвешенные адекватные решения в коммерческой работе.

3. Управление куплей-продажей товаров. Процессы купли-продажи и продвижения товаров всегда были предметом внимания торгового предприятия. Коммерческие службы осуществляют управление закупочной деятельностью и поставкой товаров. Партнерско-деловые связи между торговым предприятием и поставщиками товаров строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки, коммерческие операции, товарно-денежный обмен). При этом определенное значение придается инструментам маркетинга, которые используются в комплексе с коммерческими действиями.

4. Развитие рынков товаров. При изучении состояния рынка определяются мотивации покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос, предпосылки его роста, соотношение между спросом и предложением. Это позволяет выявить потенциальные возможности расширения (развития) рынков товаров как продовольственного, так и непродовольственного назначения.

5. Адаптация коммерции к изменениям окружающей среды. По мере становления потребительского рынка появляется все большее количество разнообразных товаров, формирующих покупательский спрос, что в свою очередь вызывает колебания качественных и количественных характеристик товарных потоков, проходящих по каналам движения. В данной ситуации коммерция должна обладать адаптивностью и своевременно реагировать на изменяющиеся условия.

6. Обеспечение учета издержек, связанных с коммерческой деятельностью. Показателем снижения издержек служит соотношение между расходами, связанными с коммерческой деятельностью, и доходами, полученными в результате этой деятельности. Коммерческий успех во многом определяется взаимовыгодностью сделок, предприимчивостью и компетенцией коммерсанта. Одной из задач коммерческой работы является сокращение затрат на операции по доведению товаров до потребителей. Отсюда вытекает необходимость учета издержек, связанных с коммерческой деятельностью.

Стратегия коммерческой деятельности непосредственно связана со стратегией развития торгового предприятия. Заданные цели стратегии достигаются благодаря потенциальным возможностям торгового предприятия, удовлетворению запросов потребителей через торговую деятельность, обеспечению конкурентных преимуществ на рынке и получению прибыли от продажи товаров. Стратегия не является неизменной, она периодически корректируется исходя из изменяющейся экономической политики и условий окружающей среды.

Стратегии коммерческой деятельности свойственны два признака: первый обусловливается переходным периодом к рынку, второй – рыночной экономикой. В переходный период целями коммерческой деятельности торгового предприятия являются: увеличение доли рынка, минимизация издержек обращения товаров. Это связано с тем, что неотъемлемым признаком стратегии коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики выступает рост прибыли от продажи товаров, что связано с образованием среднего класса населения, динамичностью рынка и темпами торговли.

Основные положения разработанной стратегии отражаются в целевой программе, предназначенной для практического осуществления торговым предприятием.

Объектами коммерческой деятельности выступают товары и услуги. Совокупность товаров и услуг образует потребительский рынок. Базисом коммерческой деятельности являются капитал, материально-техническая база и информационно-компьютерное обеспечение, функциями – торгово-коммерческие сделки, контрактные обязательства, товарно-денежный обмен, коммерческие процессы, связанные с доведением товаров до целевых рынков.

К основным субъектам сферы товарного обращения относятся: государство – правительство, государственные органы, производящие и продающие товары, ценные бумаги, оказывающие услуги и приобретающие рабочую силу, товары, услуги, ценные бумаги; предприятия и предприниматели-фирмы, компании, организации, предприятия разных форм собственности, юридические и физические лица, поставляющие, продающие и закупающие самые разнообразные товары, оказывающие услуги; домашние хозяйства – граждане, продающие свою рабочую силу, собственные товары и оказывающие услуги, а также покупающие необходимые для жизни товары и услуги. Субъектами рынка, непосредственно взаимодействующими с торговыми предприятиями, являются производители (поставщики) товаров, коммерческие организации, посредники, транспортные предприятия, потребители.

Исходя из вышесказанного, можно представить структуру коммерческой деятельности торгового предприятия при взаимодействии с внешней средой (рисунок 1.1).

Для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо существование предприятий и служб, опосредующих коммерческие сделки. Инфраструктуру рынка представляют: банки; товарные и фондовые биржи; ярмарки, выставки, аукционы; страховые, консалтинговые и аудиторские компании; таможенные службы; контролирующие органы. Она играет существенную роль в развитии рыночной системы и ускорении перехода торговли к рыночной экономике, а также способствует оперативному и эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю за ними, предоставляет информационное обеспечение.

Коммерческая деятельность как система имеет составные элементы, системные характеристики функционирования и цели.

Согласно общей теории систем, можно выделить основополагающие признаки, позволяющие охарактеризовать объект как системное явление: взаимодействие и целостность, наличие связей между элементами системы и системой и внешней средой, организация как системоформирующий фактор, наличие интегративных качеств, которые проявляются лишь у элементов, суммарно составляющих систему.



Рисунок 1.1 – Структура коммерческой деятельности с позиций взаимодействия с внешней средой

С этих позиций коммерческая деятельность торгового предприятия может рассматриваться как система, поскольку отмечается присутствие всех названных выше системных признаков:

1. Коммерческую деятельность представляют присущие ей элементы, взаимодействующие друг с другом: сделки, контракты (договоры), обмен, продажа, перепродажа, продвижение, распределение, потребление, информация. Перечисленные элементы обладают разным предназначением, но, взятые вместе, обеспечивают единство цели, т. е. коммерческую направленность деятельности.

2. Элементы коммерческой деятельности в установленном составе выражаются связями. Отличительным признаком является системная целостность.

3. Элементы коммерческой деятельности приобретают упорядоченность и организуются в коммерческую систему.

4. Элементы коммерческой деятельности в совокупности обладают интегративными свойствами. Так, при закупочной деятельности, выступающей в роли подсистемы, совершаются: выбор поставщика, коммерческая сделка, заключение контракта, товарно-денежный обмен, адаптация на происходящие события, продвижение товара (следующий этап обращения). Составляющие подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами – представляют коммерческую деятельность как систему. Границы подсистем выражаются этапами доведения товаров до потребителей. В рамках подсистем задействованы коммерческие процессы и операции, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Поступающие в обращение, а затем уходящие товарно-материальные потоки в потреблении становятся объектами продажи, т. е. связаны с товарно-денежным обменом.

Функции системы коммерческой деятельности выполняются исходя из целей, определяемых своеобразием торгового предприятия и факторами внешней среды.

В качестве ресурсов, необходимых для функционирования системы коммерческой деятельности, выступают материальные, финансовые, технические и трудовые, а также экономическое, организационное и информационное обеспечение.

Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов: чисто торговые и производственные.

Чисто торговые (коммерческие) – это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это – организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.

Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.

Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие реальные стоимости.

Коммерческая деятельность торговых организаций и промышленных предприятиях подразделяется на: закупочную (материально-техническое обеспечение) и сбытовую.

На закупку материальных ресурсов влияют следующие факторы: свобода ценообразования, равноправие партнеров в коммерческих взаимоотношениях, конкуренция среди покупателей при выборе экономически выгодного поставщика. При осуществлении процесса закупки материальных ресурсов необходимо отслеживать динамику цен на рынке позиционирования, накладные расходы, возможности эффективной замены одних материалов на другие.

Следовательно, закупочная коммерческая деятельность складывается из следующих этапов:

– исследование рынка материальных ресурсов и организация коммерческих связей с поставщиками;

– составление плана закупок материальных ресурсов;

– организация закупок материальных ресурсов;

– ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию.

Сбытовая коммерческая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности организации. Сбыт – это процесс реализации продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.

Наряду с термином "сбыт" существует понятие "продажа" товара. Принципиальной разницы в этих понятиях нет. Вместе с тем следует уточнить, что сбыт – это процесс, представляющий собой совокупность функций, а продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя. Кроме того, понятие "продажа" применяется в словосочетании "личная продажа", раскрывающем сущность одного из видов маркетинговых коммуникаций, в результате которого продажа товара осуществляется при личных контактах продавца и покупателя.

Сбытовая коммерческая деятельность начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью выступает установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями, завершающихся заключением контрактов купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:

– разработку планов-графиков отгрузки продукции покупателям;

– приемку продукции поставщиков и отправку покупателям;

– организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;

– контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.

Сбыту товаров должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной и коммуникационной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта.

Таким образом, коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает: владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение принимать коммерческий риск, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей бывает необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.

Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо учитывать неразрывную связь коммерции с маркетингом; гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка; умение предвидеть коммерческие риски; нацеленность на достижение конечного результата – прибыли. Тесная связь коммерции с маркетингом определяется прежде всего сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: "Производить нужно только то, что будет куплено". Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, то есть в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время. До середины текущего столетия действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России.

Гибкость коммерции должна проявляться прежде всего в своевременном учете требований рынка, для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование сбытовой рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости – изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск – это степень неопределенности результата.

Коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения организации, а также из-за заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате стихийных бедствий, из-за возможной нечестности работников. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был "взвешенный", необходимы использование максимально возможного объема информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве и предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Одним из важных факторов развития экономики является научно-технический прогресс, представляющий собой процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, создания новой, более совершенной техники и замены ею устаревшей. Он включает также развитие научных знаний во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в области организации и технологии как производственной, так и непроизводственной сфер. Его следует рассматривать как единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Без внедрения достижений науки и техники невозможно обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию производства, интенсивное использование имеющегося производственного потенциала, повысить эффективность общественного воспроизводства.  

В современных условиях необходимо внедрение принципиально новых технологий, техники новых поколений, которые способствовали бы многократному повышению производительности труда, эффективности производства, выпуску конкурентоспособной продукции. Достижения науки и техники все более широко применяются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств.




Социальное значение научно-технического прогресса находит выражение в улучшении условий труда работников торговли, облегчении тяжелых и трудоемких работ, сокращении производственного травматизма, повышении привлекательности торговой профессии и ее перспективности.




Широкое использование в торговле достижений научно-технического прогресса способствует значительному изменению характера и содержания труда торговых работников, их профессионального состава. Возрастают требования к подготовке специалистов, способных работать в условиях применения современных прогрессивных технологий, совершенных систем переработки и передачи коммерческой, распорядительной и исполнительной информации.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения в составе сети предприятий оптовой и розничной торговли. 

Децентрализация оптового рынка привела к росту числа торговых агентов, являющихся связующим звеном между предприятиями-изготовителями и потребителями. Резко увеличилось количество оптовых предприятий, существенно изменилась их структура. Абсолютное большинство оптовых предприятий относятся к негосударственной форме собственности и являются в основном мелкими как по числу работающих, так и по размеру складской площади. Естественно, что большинство этих предприятий не приспособлены для применения прогрессивной технологии складской переработки грузов и не могут обеспечить высокую эффективность товароснабжения розничной торговой сети. Поэтому одним из важных направлений развития материально-технической базы оптовой торговли является создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий.

Существенные изменения произошли в составе розничной торговой сети. За годы становления рыночной экономики общая численность и соотношение различных видов розничных торговых предприятий значительно изменились. Большинство из них относятся к негосударственной форме собственности и являются преимущественно мелкими предприятиями. Наметился резкий спад обновления розничной торговой сети за счет нового строительства. Совершенствование розничной торговой сети должно происходить как за счет реконструкции действующих, так и за счет строительства новых современных предприятий (супермаркетов, гипермаркетов и т. д.).

Торговля – одна из самых отсталых отраслей по уровню механизации труда. Особенно больших затрат труда требуют погрузочно-разгрузочные и складские работы, которые связаны с привлечением большого числа рабочих и вызывают простои транспорта. Многие операции (фасовка, внутримагазинное перемещение товаров и т. д.) выполняются вручную и на розничных торговых предприятиях. Здесь даже в большей степени, чем на оптовых предприятиях, преобладает малопроизводительный ручной труд. В связи с этим одной из первоочередных задач использования достижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение оптовых баз, складов, магазинов современными средствами для транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами. Магазины должны оснащаться также высокопроизводительным фасовочным и весоизмерительным оборудованием, современными машинами и линиями для нарезки и вакуумной упаковки гастрономических товаров и т. п. Более широкое внедрение должны найти системы машин, включающие подъемно-транспортные механизмы для разгрузки транспортных средств на складах и в магазинах, средства для внутрискладского и внутримагазинного перемещения грузов, а также машины-отборщики грузов с мест хранения и т.д.  

Широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков позволяет индустриализировать транспортирование товаров и создать более эффективную систему товароснабжения розничной торговой сети. При этом сокращаются затраты ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, отпадает необходимость в повторных операциях по подготовке товаров к отпуску покупателям, повышается эффективность использования транспортных средств, торговых и складских площадей, сокращаются товарные потери и расходы на упаковку товаров.

Важное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д. Применение прогрессивных технологий торгового обслуживания населения имеет важное социально-экономическое значение.

Одним из главных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает компьютерная касса, представляющая собой специально оборудованный компьютер. С ее помощью можно внедрить магазинные пластиковые карты, которые не только упрощают расчетные операции, но и позволяют систематически проводить работу по совершенствованию своей маркетинговой деятельности. Использование магазинных карт способствует росту товарооборота магазина и обеспечивает получение дополнительных заемных средств. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок. Одним из направлений научно-технического прогресса в розничной торговле является автоматизация процесса продажи товаров на основе торговых автоматов, а также создание автоматизированных магазинов.

Таким образом, к важнейшим направлениям научно-технического прогресса в торговле могут быть отнесены:

– совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;

– внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;

– механизация и автоматизация трудоемких работ, широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;

– электронизация торговых операций, автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях, автоматизация процессов продажи товаров и пр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации