Контрольная работа - Развитие личности дошкольников в условиях информационных технологий - файл n1.doc

Контрольная работа - Развитие личности дошкольников в условиях информационных технологий
скачать (340 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc340kb.10.06.2012 07:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
«Технические средства обучения»

выполнила студентка 6 «А» курса

заочного дошкольного образования

Тема: «Развитие личности дошкольников в условиях информационных технологий».

Определение  понятия: информационные технологии


 

Информация- это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. В нашем определении важным является пояснение "...рассмотренный в контексте этого взаимодействия". Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги- это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию. Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

  CРЕДСТВА  НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Если с определением науки информатики более-менее понятно – это наука об информации, ее сборе, обработке, хранении, то понятия информационная технология и информационная культура трактуются по-разному.
Обратимся к общему определению технологии: совокупность методов, способов воздействия на сырье, материалы и т.д. соответствующими орудиями производства в процессе создания материальных и духовных ценностей. «Сырьем, материалом» в случае информационной технологии является, несомненно, информация. А методы и способы, с помощью которых мы обрабатываем, храним, передаем информацию, довольно разнообразны.

Существуют разные определения понятия "информационные технологии". Под новыми информационными технологиями (НИТ) понимают всю совокупность методов и средств автоматизации информационной деятельности в научной, социальной, производственной, учебной, бытовой сферах, в организационном управлении, ведении делопроизводства. По Дж.Веллингтону "Информационные технологии - это системы, созданные для производства, передачи, отбора, трансформации и использования информации в виде звука, текста, графического изображения и цифровой информации. В основе данных систем используются компьютерные и телекоммуникационные технологии (базирующиеся на микроэлектронике), которые, в свою очередь, могут использоваться совместно с другими видами технологий для усиления конечного эффекта".

Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения.

Факторы, влияющие на развитие личности

ребёнка.



Средства массовой коммуникации



В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью, которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые и раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках.

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие, благодаря которому не только “раздвигаются стены квартир до границ планеты”, но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у ребят, живущих в одном городе.

Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях.

Они выполняют функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное.

До сих пор не единого мнения на тот счет, что ряд американских исследований считает, например, что массированный просмотр порнофильмов может дать такие последствия. Во-первых, возникает феномен привыкания: зритель вновь и вновь смотрит порнофильмы, чтобы возбуждать себя. Во-вторых, идет эскалация: чтобы вызвать соответствующие ощущения, зрителю требуются все более сильные и грубые сцены. В-третьих, может возникать крепнущее стремление воспроизвести сексуальные действия, показанные на экране, а за этим могут идти сексуальные преступления. Наша пресса уже не раз сообщала о фактах, подтверждающих последний вывод, когда даже просмотр фильмов, относимых киноведами к разряду эротических, а не порнографических, побуждал подростков и молодых людей к диким преступлениям.

Ситуация усугубляется полным отсутствием у нас системы киновоспитания. Если воспринимать литературу мы хотя бы пытаемся учить, то смотреть кинофильмы детей никто не учит.

Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом дети могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы.

Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации, создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий.

Повсеместное распространение кино и особенно телевидения создало совершенно новую ситуацию формирования потребностей личности. Раньше этот процесс управлялся реальными условиями жизни, и обычно потребности ненамного превышали уровень возможностей для их реализации. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные стандарты жизни, а ребенок не в состоянии трезво оценить возможности — свои, семьи, государства. В результате у подрастающих людей в массовом порядке формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.

Обладая большой гибкостью и свежестью восприятия, дети уже сегодня легко и быстро “осваивают” и “принимают” новые элементы техносферы, чего не скажешь о взрослых, которым это дается с гораздо большим трудом. В результате в течение определенного периода дети будут обладать более высокой компьютерной грамотностью, чем взрослые, будут легче овладевать новыми технологиями — сначала обучения, а затем и труда.

Космическое телевидение, видео, компьютеры будут становиться все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на растущего человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших,— со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин “компьютерная психология”. А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

И без того сложное положение взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами. Фактически мы, еще не успев, как следует освоить возможности кино, радио, телевидения в сфере воспитания, стоим перед задачей освоения видео и компьютеров. Это освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.




Телевидение и дети

Телевизор, безусловно, вещь хорошая. Он очень полезен в некоторых случаях. Например, если родителю некогда заниматься ребенком, если родитель устал или очень занят, он может усадить ребенка перед телевизором, - пусть посмотрит что-нибудь интересное. Ребенок, конечно, не будет против, наоборот, он с удовольствием и интересом будет смотреть все, что показывают по телевизору: мультфильмы, мыльные оперы, рекламные ролики, музыкальные клипы, спортивные соревнования и т.д. Он будет сидеть тихо, не будет никому мешать. Кажется, все хорошо и все довольны.
По данным специальных исследований, если дошкольники обычно не увлекаются телевизором, то уже младшие школьники смотрят телевизор около 3-5 часов в день. Много это или мало? Плохо это для развития ребенка или хорошо? Вредно или полезно для его физического и психического здоровья? Однозначно ответить на эти вопросы нельзя.
С одной стороны, ребенок, посмотрев разные передачи, может получить много полезной информации, расширить свой кругозор, увидеть разные модели поведения, может многому научиться. Для этого, казалось бы, сейчас есть все возможности - множество телевизионных каналов, различные познавательные программы, викторины, конкурсы. Сиди, смотри телевизор и развивайся! Особенно полезен, по мнению родителей, телевизор для детей со слабым воображением, не изобретательных, замкнутых, не умеющих общаться с другими детьми.
Но, нельзя не признать, что, с другой стороны, ребенок - телеман лишается возможности реального социального взаимодействия. Ведь время, проведенное у телевизора, он мог бы использовать для игр и общения со сверстниками и взрослыми, для развития полезных практических навыков, для чтения книг, для занятий спортом.
По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором - одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли. Кроме того, как оказывается, дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. К сожалению, они практически никогда не обсуждают с детьми просмотренные программы, считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое "глазение в экран" - пустая трата времени.
Некоторых детей телевизор утомляет, они становятся вялыми, раздражительными, пассивными, капризными. Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (с драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.
Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.
Нельзя не сказать об особом действии на детей телевизионной рекламы. По данным Независимой телевизионной комиссии Британии, дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно чувствительны к воздействию телерекламы. Они всегда с интересом смотрят ее, чаще всего верят всему, что там говорят, хотят сами проверить рекламируемое достоинство товара. Как рассказывали некоторые мамы, их дети пытались провести с женскими прокладками, похищенными у мам, такие же эксперименты (с гелем и подкрашенной водой), как показывали в рекламе. А один мой знакомый 5-летний мальчик, поддавшись рекламе новых конфет, решил их попробовать и горько разочаровался, не обнаружив там обещанной "радуги фруктовых ароматов". После этого он всем говорил, что, вообще, больше не верит телевизору, потому что "там все врут и детей обманывают".
Если родители замечают, что телевизор негативно влияет на ребенка, им следует ограничить время, которое ребенок проводит у телеэкрана. В некоторых случаях, необходимо, вообще, на какое-то время заменить телевизор чем-то другим, лучше всего реальным общением с ребенком, прогулками и играми на свежем воздухе, рисованием, чтением книг и т.д.

Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его, вроде бы, никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать, и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими

Телевизор как «воспитатель»


Телевидение все более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят все, что предлагают и разрешают им смотреть родители. К тому же у маленького ребенка еще не сформированы те механизмы защиты, которые позволяют взрослому человеку справиться с различными негативными воздействиями окружающей среды. Причем малыши не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и предпочтения, его взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и эффективное средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Взрослые должны с особой ответственностью подходить к тому, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, поскольку все это закладывает фундамент их личности и мировоззрения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации