Чрезвычайные ситуации в России - файл n1.docx

приобрести
Чрезвычайные ситуации в России
скачать (39.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx40kb.24.08.2012 05:26скачать

n1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики и менеджмента

Реферат по дисциплине «Экология»

ТЕМА: «Чрезвычайные ситуации в России»

г. Вологда

2009 г.

Содержание

Введение 3

  1. Основные понятия и определения 5

  2. Классификация чрезвычайных ситуаций 6

2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу

Распространения……………………………………………..……..………6

2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития………8

2.3. Чрезвычайные ситуации экологического характера………………..8

  1. Статистика чрезвычайных ситуаций 10

  2. Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций 12

  1. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 15

Заключение 18

Список использованных источников 20

Введение

Научно-тенический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир. Вместе с тем он породил новые угрозы для цивилизации, к числу которых в последние годы стали относить и опасные экологические процессы. Спектр развивающихся природных угроз у нас в стране и мире исключительно разнообразен: от разрушительных землятресений до глобального изменения климата и опасности столкновения Земли с крупными космическими телами. В России насчитывается более 30 видов опасных природных явлений, угрожающих человеку и инфраструктуре. Большинство существующих видов опасности характеризуется исключительной сложностью и многофакторностью, поэтому их прогнозирование не всегда дает надежные результаты.

Демографические и социально-экономические изменения в мире увеличивают вероятность взаимного перекрытия зон развития опасных процессов с зонами хозяйственного освоения территорий и проживания людей. Это приводит к постоянному росту на Земле числа природных катастроф и связанного с ними ущерба. Так, в начале ХХ столетия в мире регистрировалось в год в среднем 10, в середине 65, а в конце почти 200 крупных природных катастроф, т.е. число природных разрушительных явлений в течение одного века возросло в 20 раз. В результате в ХХ в. от стихийных бедствий погибло более 8 млн. человек, половина из которых стали жертвами наводнений, от катастрофических засух – 22%, от землетрясений и извержений вулканов – 18%, от ураганных ветров, смерчей – 7%. Еще более быстрыми темпами росли материальные потери. За последние 40 лет экономические потери в мире удваивались примерно каждые 7 лет. Наиболее ущербоносными оказались последние годы ХХ в. и начало ХХI столетия. Экономический ущерб, нанесенный только шестью видами опасных природных процессов, в 1995 г. Составил 179 млрд., а в 2004 г. – 140 млрд. долл. США. Рост валового глобального продукта в год в мире составляет сейчас 2,3% в год, а рост потерь от природных катастроф 4,8% в год [4].

Если такие темпы роста сохранятся на ближайшие годы, то уже во второй половине ХХI в. ущерб от природных катастроф сравняется с глобальным ростом экономики. Именно поэтому необходимо уделять больше внимание предотвращению и ликвидации последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. От того насколько эффективными будут предпринятые меры зависит конечный урон и нанесенный ущерб.



  1. Основные понятия и определения

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - это катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью живых организмов и экономическим ущербом.

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, жилого дома или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

    1. Чрезвычайные ситуации экологического характера

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

  1. Статистика чрезвычайных ситуаций

В 2006 году в Российской Федерации произошло 2847 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2541 техногенного, 261 природного и 44 биолого-социального характера, а также 1 крупный террористический акт.

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 6043 человека и пострадало 8150 человек. Материальный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями, составил 2347,5 млн. рублей [5].

Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни 6668 человек.

В 2007 году в Российской Федерации произошло 2693 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2248 техногенного, 402 природного и 43 биолого-социального характера.

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 5199 человека и пострадало 27335 человек.

Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни 6613 человек.

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2008 году

На территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных – 0, межрегиональных – 2, региональных – 12, межмуниципальных – 47, муниципальных – 159, локальных – 1 935,. В результате ЧС погиб 4 491 чел., пострадало 3 756 человек.

Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (475) и Сибирском (412) федеральных округах.

Показатели по видам чрезвычайных ситуаций. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 чел., пострадало 1 249 человек. Всего в 2008 г. произошло 36 биолого-социальных ЧС, в результате которых пострадало 292 чел., погибло 5 человек[5].

Табл. 1 Статистика чрезвычайных ситуаций 2006-2008 гг.

Год

Общее количество ЧС

Техногенные

Природные

Биолого-социальные

Погибло, чел.

Пострадало, чел.

Спасено, чел.

2006

2847

2541

261

44

6043

8150

6668

2007

2693

2248

402

43

5199

27335

6613

2008

2154

1966

152

36

4491

3756

>3000

Наблюдается снижение общего числа чрезвычайных ситуаций. За последние три года на 25% уменьшилось количество чрезвычайных ситуаций, на 33% и 42% соответственно снизилось количество техногенных и природных ЧС. Число погибших сократилось на 26%, пострадавших на 54%.

Тем не менее, показатели остаются достаточно высокими – для сравнения, в 2003 году количество погибших на территории России в ЧС составило 1161 человек, произошло 838 чрезвычайных ситуаций.

За 2008 год в мире только от стихийных бедствий погибло 235 816 и пострадало 211 626 186 человек. Число погибших от стихийных бедствий оказалось вторым по значению в этом столетии (после чудовищного цунами пятилетней давности в Юго-Восточной Азии 2003 года, всего тогда за год погибло 241 647 человек) и втрое больше, чем в среднем в 2000-2007гг., в основном из-за двух природных катастроф: урагана «Наргис», жертвами которого стали 138 366 человек, и землетрясения в китайской провинции Сычуань (по официальным данным китайских властей, оно привело к гибели 87 476 человек, 374 тыс. получили ранения)[2],[3].

  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В настоящий момент организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[1].

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

  1. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает в себя проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Процесс ликвидации ЧС подразделяется на четыре основные группы:

Работы первой группы, разведка в зоне ЧС, являются видом обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающимся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения.

Выделяют следующие виды разведки:

Работы второй и третьей групп проводятся в кратчайшие сроки. Они имеют следующие цели:

Содержание конкретных мероприятий этих групп зависит от видов ЧС и их масштабов.

Работы четвертой группы, ликвидации ЧС, проводятся после полного окончания действий источников ЧС. Они проводятся в целях обеспечения функционирования поврежденных объектов по предназначению обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и персонала объектов.

Различают три вида восстановления: краткосрочное, временное и капитальное. Краткосрочное восстановление объектов производят для того, чтобы обеспечить их эксплуатацию на короткий срок или разовое использование. Временное восстановление поврежденного объекта производится для того, чтобы обеспечить его эксплуатацию на более длительный срок. При этом может производиться частичное восстановление поврежденных сооружений и замена оборудования. Капитальное восстановление объектов выполняют для обеспечения их нормальной постоянной эксплуатации. Эту работу ведут специализированные строительные организации.

Заключение

В последние годы в России, так же как и во всем мире, увеличиваются масштабы катастроф и ущерб от связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Прямые потери от этих событий составляют сейчас более 100 млрд. руб. в год и с учетом косвенных потерь достигают 3% валового внутреннего продукта страны.

Ситуация осложняется тем, что с увеличением воздействия человека на земную кору, инициируется новый вид опасных природных процессов, получивших название техноприродных. Такие процессы начинаются развиваться на земной поверхности под влиянием техногенного прессинга на Землю. Это наведенная сейсмичность, опускание территорий, подтопление, оползни, карстово-суффозионные явления, различные физические поля.

С каждым годом возрастает угроза, связанная с глобальным изменением климата. Интенсификация роста температуры атмосферного воздуха в последние десятилетия привела уже сейчас к росту осадков в северном полушарии севернее широты 300. Одновременно возросло количество экстремальных осадков. Средняя высота ветровых волн в Мировом океане в северной Атлантике и северной части Тихого океана с 1950 по 2002 гг. увеличивалась на 8 – 14 см за десятилетие.

Увеличение числа природных катастроф в мире связано также с рядом глобальных процессов в социальной и техногенных сферах, которые обуславливают развитие опасных явлений и снижение защищенности людей на Земли. К числу таких процессов относятся рост численности населения и промышленного производства и связанная с этим урбанизация, загрязнение и деградация природной среды.

Помимо объективных существует ряд косвенных причин повышение числа природных катастроф, не связанных с процессами, происходящими в прирдной среде. В России, например, одним из субъективных факторов является ослабление требований и контроля по соблюдению стандартов при строительстве и эксплуатации сооружений, отсутствие государственного контроля безопасности хозяйственных освоения территорий. Нерешенными остаются вопросы распределения функций федерального центра, субъектов федерации, муниципалитетов и местных органов по соблюдению требований природной безопасности.

Исходя из сказанного следует, что природные и природно-техногенные катастрофы становятся мощным фактором, противодействующим устойчивому, и безопасному развитию земной цивилизации. Это вызывает огромную озабоченность научной общественности, правительства многих стран и международных организаций

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

  2. «Погода: следы ушедшего года» журнал “Экология и жизнь” 3(88)’2009 с56-58

  3. «Природные катаклизмы – 2008: бедствий меньше, жертв и разрушений больше» журнал “Экология и жизнь” 4(89)’2009 с53-55

  4. В.И.Осипов «Почему растет число природных катастроф» журнал «Экология и промышленность России» февраль 2008.

  5. Сайт МЧС России / Раздел статистика http://www.mchs.gov.ru/stats/


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации