Богданова Р.У. Как созидать вместе: Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников - файл n1.doc

приобрести
Богданова Р.У. Как созидать вместе: Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников
скачать (1213 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1213kb.24.08.2012 05:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14





Р.У.Богданова


КАК созидать Вместе…

КНИГА ДЛЯ ПЕДАГОГА

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
введение
Сегодня педагога не может не тревожить тот факт, что в детской и молодежной среде всё больше распространяются такие негативные явления, как иждивенчество, равнодушие к общественной жизни, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д. Написана уже не одна книга о том, как педагогам этому противостоять. В большинстве из них профилактика названных проблем, их искоренение рассматриваются с позиции индивидуальной работы со школьниками, попавшими в беду. Так, например, в пособиях о профилактике наркозависимости достаточно подробно раскрываются причины употребления наркотиков школьниками, внешние признаки проявления наркозависимости, содержание просветительской и индивидуальной работы с детьми и подростками, склонными к употреблению наркотиков и т.д. Особенность книги, которую Вы держите в руках, в том, что в нем речь пойдет о профилактике негативных явлений в среде школьников средствами образования. Если быть точнее – средствами усиления воспитательной функции образования.1

Возникает вопрос: что значит в современном понимании «воспитывать» ребенка? Анализ литературы последних лет показывает, что единого мнения на этот счёт сегодня не существует. Вместе с тем наблюдается тенденция увеличения числа педагогов, как ученых, так и практиков, сторонников точки зрения, которая заключается в следующем.

Воспитывать – это значит оказывать ребенку педагогическое со-действие2 в построении им своей жизни – жизни достойной Человека. Для решения этой профессиональной задачи педагогу необходимо организовать содержательную жизнь школьников, основанную на созидательных началах, включить их в разнообразную развивающую деятельность совместно со взрослыми, направленную на решение значимых для них личных и социальных проблем.

Известно, что мотивы, побуждающие школьников к асоциальному поведению различны. Наиболее существенными для педагога школы являются такие психолого-педагогические причины, как неразрешенные значимые для подростков личные и социальные проблемы, потребность в новых эмоциональных ощущениях и переживаниях, одиночество, стремление продемонстрировать свою самостоятельность и взрослость. Устранению этих оснований для возникновения негативных явлений среди подростков призвана способствовать организация созидательной жизни школьников.

Выбор такого подхода не случаен. Например, специалисты-наркологи считают, что «защита» от потребности принять наркотик – иные человеческие потребности, иные жизненные ценности, иная среда, иной образ жизни. Именно поэтому, как показывает практика, лечение тех, кто хочет избавиться от наркозависимости, наиболее эффективно осуществляется в специальных социально-реабилитационных деревнях. В них наркоманы погружаются в особую жизненную среду, содержательно наполненную новыми смыслами, продуктивной деятельностью, гуманистическими отношениями. В результате они приобщаются к общечеловеческим ценностям, которые становятся основой их жизни – уже без наркотиков.

«Могу ли я организовать созидательную жизнь школьников? Как это сделать? С чего начать?» – спросите Вы. Естественно, можете. Поможет узнать о том, как это лучше сделать, это методическое пособие.

Оно состоит из 4 разделов.

Первый раздел секреты «Технология организации созидательной жизни школьников» включает несколько частей, которые отражают логику основных этапов Ваших действий.

 Осмыслите свой профессиональный опыт педагога-воспитателя и приступите к его обогащению.

 Сделайте шаги по объединению школьников в сообщество детей и взрослых.

 Попытайтесь лучше понять Мир ребенка, его волнующие проблемы.

 Разработайте педагогическую программу со-действия школьникам в обогащении их опыта созидательной жизни.

 Со-действуйте практически обогащению опыта созидательной жизни своих воспитанников.

 Привлекайте к жизни сообщества детей других взрослых.

 Фиксируйте и подвергайте анализу данные о процессе освоения школьниками опыта созидательной жизни.

 Анализируйте и оценивайте свою профессиональную деятельность и совершенствуйтесь.
В каждой части есть такие рубрики.

Этап действия

Основные действия педагога

Информация к действию

Педагогический инструментарий

На связи – педагог-практик

На заметку

Второй раздел пособия «По ступеням созидания: методические советы школьникам и педагогам» содержит серию методических рекомендаций школьникам и педагогам по решению значимых для них личных и социальных проблем. Эти советы помогут педагогу включить школьников в движение сообществ детей и взрослых «По ступеням созидания». Все серии имеют одинаковую структуру.

Спутник сообщества детей и взрослых.

Методический ключ – педагогу-лидеру сообщества детей и взрослых

Третий раздел пособия «О теории - немного больше, чем …» включает теоретическую информацию, которая позволит педагогу расширить свое понимание проблемы организации созидательной жизни школьников в сообществе детей и взрослых, а также список рекомендуемой литературы. В этом разделе следующие рубрики.

Информация к действию: плюс (дополнение к сказанному)

С дискеты автора.

Книги в помощь педагогу

На заметку

Методическое пособие подготовлено на основе многолетнего научно-практического опыта автора, серии методических рекомендаций «По ступеням созидания», разработанных преподавателями педагогических колледжей №№ 1, 2, 4, 7, 8 Санкт-Петербурга и студентами 1 курса факультета социальных наук РГПУ им.А.И.Герцена, а также практического опыта организации созидательной жизни сообществ детей и взрослых в петербургских школах (№№ 225, 229, 245, 500 и др.) и Дворце детского творчества «У Вознесенского моста».








Технология

организации

созидательной жизни

школьников

Осмыслите свой профессиональный опыт педагога-воспитателя и приступите к его обогащению.

Основные действия педагога

Познакомьтесь с основными педагогическими подходами к реализации воспитательной функции образования - «По ступеням созидания».

Задумайтесь над своим профессиональным опытом педагога-воспитателя. Оцените, можете ли Вы сами стать педагогом-лидером сообщества детей и взрослых, участие в жизни которого будет способствовать обогащению их опыта созидательной жизни.

Познакомьтесь (очно или заочно) с педагогами, кто на практике уже является лидером созидательного сообщества детей и взрослых.

Станьте сами членом профессионального сообщества педагогов-воспитателей, увлеченных идеей развития опыта созидательной жизни школьников.

Старайтесь совершенствовать себя, обогащать свой внутренний мир. Примите участие в различных человеческих сообществах, не связанных непосредственно с профессиональной деятельностью.

Включитесь в реальную практическую деятельность по со-действию школьникам в освоении ими опыта созидательной жизни.

Обращайтесь в случае необходимости за методической поддержкой к разным источникам: к специальной литературе, к более опытным коллегам, методистам, ученым кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Используйте разностороннюю поддержку специалистов управления образованием.
Информация к действию
«По ступеням созидания»

основные педагогические подходы

к реализации воспитательной функции образования

Подходы к реализации воспитательной функции образования «По ступеням созидания» разработаны на основе

Конвенции ООН о правах Ребенка, Закона РФ “Об образовании”, Национальной доктрины образования в России, материалов по модернизации образования в России, Федеральной программе развития воспитания детей в РФ;

данных о состоянии реализации воспитательной функции образования в Санкт-Петербурге, о положительном опыте воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях города;

анализа запросов детей и их родителей, студентов, педагогов;

изучения общественного мнения горожан о негативных явлениях в детской и молодежной среде и путях их предупреждения,

традиций отечественной педагогики и материалов новых исследований в области воспитания, традиций Петербургского образования.

Подходы к реализации воспитательной функции образования «По ступеням созидания» адресуются всем, кто так или иначе причастен к жизни детей и молодежи - воспитателю детского сада, учителю, классному руководителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю группы продленного дня, преподавателю вуза, руководителям образовательных учреждений, родителям, общественности.
Ценностные основы реализации воспитательной функции образования

Растущий Человек в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее - иными словами, его Судьба.

Детство и Юность как самоценные периоды жизни Человека.

Достойная Человека жизнь в своей стране - возможность участвовать в построении такой жизни совместно с детьми, молодыми людьми, другими взрослыми.

Созидание как основа достойной Человека жизни - созидание Мира: Природы, Культуры, Другого, Себя самого.
2. цели реализации воспитательной функции образования.

Главная цель воспитания ребенка, молодого человека - обогащение опыта созидательной жизни растущего Человека как главного условия его личностного и общественного развития, самореализации, построения им своего жизненного пути.

Опыт созидательной жизни (опыт созидания) - это разные виды человеческого опыта в их единстве:

познавательно-мировоззренческий,

духовно-нравственный,

социально-гражданский,

эмоционально-волевой,

созидательно-преобразовательный.

Опыт созидательной жизни представляет собой единство двух взаимосвязанных составляющих:

внешней - деятельности, общения, взаимоотношений, жизненных ситуаций и т.д.;

внутренней - жизненных смыслов, ценностей, отношений, переживаний, чувств, кризисов, самооценки и т.д.

Педагогу доступна организация внешней составляющей опыта, внутренней он может только со-действовать. Cо-действие предполагает, что педагог совместно с ребенком, молодым человеком участвует в решении значимых для растущего Человека личных и общественных проблем.

 

«Опыт созидательной жизни» – высокие слова или…?

Ученые о человеке и созидании

Опыт человека: расширяя круг понимания

Опыт созидательной жизни человека”  это…

«Состав» опыта созидательной жизни

В чем проявляется опыт созидательной жизни?

Что значит обогащать опыт созидательной жизни?

С дискеты автора


3. задачи реализации воспитательной функции образования.

Задачи реализации воспитательной функции образования связаны с необходимостью создания условий для постепенного освоения ребенком, молодым человеком опыта созидательной жизни. Психолого-педагогическими ориентирами обогащения такого опыта на разных возрастных этапах жизни выступает программа “По ступеням созидания”. Условно можно выделить следующие ступени-ориентиры:

ориентация детей в Мире созидания (“Открываем Мир Созидания!”);

пробуждение интереса к созиданию (“Созидать - это интересно!”);

ощущение удовлетворенности-удовольствия от созидательной жизни, несмотря на трудности, возможные неудачи и кризисы (“Созидать - это радость для Себя и Других!”);

постижение значимости созидания для Человека (“Созидать - достойно Человека!”);

осознание ответственности за результаты созидания (“Созидать - это ответственно!”);

проявление устойчивой потребности в созидательной жизни (“Созидать значит жить!”);

приобщение к опыту созидательной жизни Другого (“Расширяем круг Созидателей!”).

Педагогический смысл восхождения ребёнка по «ступеням созидания» связан с расширением спектра личностно значимых для него нравственно ценных жизненных смыслов, социальных мотивов, «встреч», переживаний, событий; «поля» понимания Мира - Природы, Культуры, Другого, Себя самого; а также степеней прав и свобод взрослеющего человека в сочетании с его обязанностями и ответственностью.

В деятельности школьника это проявляется в расширении:

- спектра проблем, которые он стремится решить созидательно;

- адресности, пространства и круга партнеров по созиданию;

- познавательной базы и способов созидания (универсальных и специальных для определенной области, самопознания и самосозидания);

- «продуктов» (или «текстов») созидания.

Задачи реализации воспитательной функции образования педагог формулирует сам на основе этих ориентиров и особенностей конкретных детей и молодых людей.


 

Механизм обогащения опыта созидательной жизни –

есть!

"Ступени созидания» - ориентиры для детей и взрослых

Педагогический смысл восхождения ребенка по “ступеням созидания”


4. СОДЕРЖАНИЕ реализации воспитательной функции образования определяется проблемами в разных сферах жизни, в решение которых включаются дети и молодые люди в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;

Для решения любой проблемы растущему Человеку необходимо:

получить необходимое для этого знание;

научиться определенным умениям;

включиться в социальное взаимодействие, совместную работу с другими людьми.

Дошкольники могут узнавать о том, что созидают старшие, и пробовать свои силы в разнообразной деятельности, основанной на Созидании.

Школьники могут узнавать о созидателях разных возрастов и поколений, их творениях, защитниках Отечества, сохранивших российскую культуру, научиться улучшать окружающую жизнь (свой класс, школу, двор, район, город), заботиться о людях (ветеранах, стариках, детях) и нести им радость.

Молодые люди могут участвовать в приобщении к опыту созидательной жизни детей и школьников, включиться в созидательное решение проблем своего вуза и города.
5. Формы реализации воспитательной функции образования определяются механизмами обогащения опыта созидательной жизни.1 Чтобы освоить новый опыт, ребенку, молодому человеку в каждый конкретный период жизни (жизненный цикл)2, необходимо пройти четыре витка (этапа). Каждый виток (этап) имеет своё назначение.

Первый - увидеть проблему, осмыслить ее, захотеть решать (”Я размышляю о Мире и о Себе”).

Второй - поставить цели своей деятельности, составить ее план, реализовать его (“Я созидаю Мир”).

Третий - оценить выполнение плана и участие в этом свое собственное и других людей (“Я понимаю Себя и Других”).

Четвертый - совершенствовать себя, применить полученный опыт в новой ситуации (“Я созидаю Себя сам”).

В течение каждого жизненного цикла в зависимости от назначения витка (этапа) педагог использует совокупность трех групп форм.

Формы, позволяющие предъявлять опыт созидания в открытом виде (беседы, экскурсии, встречи, тренинги, посещение театров, музеев и т.д.):

Формы, позволяющие осваивать опыт созидания в совместной деятельности детей и взрослых (детские проекты, коллективные творческие дела и др.).

Формы, позволяющие обогащать опыт созидания через индивидуальную педагогическую поддержку ребенка и молодого человека (доверительный разговор, помощь в решении конкретной задачи, консультация и др.).

Педагог может

выбрать методически разработанные формы обогащения опыта созидания растущего Человека, предлагаемые образовательным учреждением, районом, городом;

придумать форму решения той или иной жизненной проблемы вместе с участниками сообщества детей и взрослых.

При этом ему следует помнить, что по мере взросления Растущего Человека его “степени свободы” (самостоятельности) на разных витках (этапах) обогащения опыта созидания расширяются.


 

Механизм обогащения опыта созидательной жизни –

есть!

О витках “Спирали возвышения творческой индивидуальности ребенка”

Я размышляю о мире и о себе”

Я созидаю мир”

Я понимаю себя и других”

Я созидаю себя сам”

Что составляет содержание каждого витка?

Витки «спирали» и опыт созидательной жизни

Последовательны ли витки «спирали»?

В разных сообществах – на разных витках!

Каковы другие характеристики “Спирали возвышения творческой индивидуальности ребенка”?

Существуют ли условия реализации «спирали» на практике?



6. Результаты реализации воспитательной функции образования

Можно выделить две группы результатов:

внешние”, имеющие формализованные показатели (круг решаемых проблем, знания и умения, позволяющие их решать, партнеры по созиданию, пространство созидания, статусная позиция, проявления социального поведения и т.п.);

внутренние”, не имеющие формализованных показателей, т.к. принадлежат внутреннему миру человека (ценности, смыслы, отношение, самоопределение, чувства, переживания, эмоции, самооценка и т.п.).

Результаты первой группы фиксируются и могут быть проверены по определенным сравнимым показателям, второй - только фиксируются в свободной форме и учитываются педагогом в его педагогической программе.




Фиксируйте и подвергайте анализу результаты освоения опыта созидательной жизни школьников

Диагностический блокнот педагога

Летопись юного созидателя

Карта освоения и построения ребенком опыта созидательной жизни


Программа диагностики обогащения опыта созидательной жизни школьника

Монографическая характеристика обогащения опыта созидательной жизни ребенка


7. Основные условия реализации воспитательной функции образования

В центре внимания педагога всегда конкретный ребенок, молодой человек, конкретное сообщество детей и взрослых, конкретные личностно и общественно значимые проблемы, которые необходимо научить решать растущего Человека или помочь ему решить их в силу того, что сам он еще не может этого сделать.

Педагог признает целостность жизни ребенка, молодого человека. Он понимает, что воспитание не ограничивается временем урока, аудиторных занятий, а обязательно включает жизнь ребенка и студента во второй половине дня, в том числе вне образовательного учреждения.

Растущий Человек включен в разные созидательные сообщества детей и взрослых как наиболее благоприятную среду его личностного становления. Каждому ребенку и молодому человеку предоставлена возможность их выбора, обеспечена активная созидательная позиция при организации жизни сообщества.

Обеспечено сочетание коллективного и индивидуального начала в жизни Человека - гармонизированы общественные и личные интересы в течении жизни ребенка и взрослого, осуществляется психолого-педагогическая поддержка ребенка, молодого человека в решении им личностно значимых проблем его собственной жизни и общества.

Деятельность педагога носит целенаправленный характер и строится на основе педагогической программы. При этом педагогическая программа выступает как условие обеспечения целенаправленности воспитания, но не является гарантом его результативности.

Соблюдается преемственность педагогических программ обогащения опыта созидательной жизни ребенка и молодого человека в соответствии с их возрастными особенностями, психолого-педагогическими ориентирами “Ступени созидания”.

Осуществляется взаимодействие с детскими и молодежными объединениями, имеющими позитивные программы1; оказывается педагогическое влияние на стихийно возникающие группы детей и молодежи.

В организации повседневной созидательной жизни детей и молодежи участвует общественность - все горожане, заинтересованные в решении проблем их воспитания. Реализуются необходимые для этого программы психолого-педагогического просвещения родителей.

Всё начинается с педагога…

Главная задача педагога заключается в педагогически целесообразном со-действии ребенку, молодому человеку в организации его повседневной жизни, в созидательном решении значимых и посильных для него личных и общественных проблем.

Педагогическая позиция профессионального воспитателя - лидер сообщества детей и взрослых, который способен со-действовать в освоении ребенком, молодым человеком опыта созидания - активизировать, поддерживать, стимулировать деятельность детей и взрослых по созидательному решению личных и общественных проблем.

Педагогу необходимо уметь:

строить педагогическую деятельность на основе ценностей гражданского общества,

выявлять личные проблемы ребенка, молодого человека;

приобщать растущего Человека к решению общественно значимых проблем,

взаимодействовать с ребенком, молодым человеком не только в массовых мероприятиях, но и в процессе (течении) повседневной жизни,

понимать, на каком содержании и при использовании каких форм, какие воспитательные задачи могут быть решены;

привлекать к деятельности сообщества детей и взрослых, лидером которого он является, своих коллег, родителей, других представителей общественности;

анализировать процесс и результаты своей деятельности по реализации воспитательной функции образования, корректировать ее, совершенствовать свой личностно-профессиональный опыт.

Изменению опыта профессиональной деятельности педагога способствуют определенные условия:

рефлексия педагогом имеющегося профессионального опыта;

“встреча” педагога с носителем опыта созидательной жизни (очная или заочная);

участие педагога в жизнедеятельности профессиональных сообществ разных видов;

содержательно насыщенная личная (индивидуальная) жизнь педагога, позволяющая ему обогащать свой внутренний мир (участие в различных человеческих сообществах, не связанных непосредственно с профессиональной деятельностью);

постепенное преобразование жизнедеятельности школы, где внедряемый опыт будет востребован в реальной ситуации, и осуществление при этом всяческого со-действия педагогу в освоении такого опыта.

со-действие педагогу-лидеру сообщества детей и взрослых специалиста управления образованием в реализации педагогической программы обогащения опыта созидательной жизни школьников1.

Педагогический инструментарий
Вопросы самому себе о своем профессиональном опыте
Задумайтесь!

На какие ценности Вы опираетесь в своей профессиональной деятельности?

В чем Вы как педагог-воспитатель видите своё профессиональное назначение?

Как Вы считаете, какова сегодня главная цель воспитания школьников? Принимаете ли Вы лично эту цель?

Знаете ли Вы пути достижения главной цели воспитания школьников?

Обладаете ли Вы умениями, необходимыми для со-действия школьнику в обогащении его опыта созидательной жизни ?

Нужно ли Вам перестраивать Ваш профессиональный опыт педагога-воспитателя? Если, да, то как Вы предполагаете это делать?
Готовы ли Вы стать педагогом-лидером сообщества

детей и взрослых?
В каждой паре утверждений обведите кружочком букву «А» или «В» в зависимости от оценки, с которыми Вы в большей степени согласны.

Вы сами изъявили желание прочитать эту книгу.


А




Вы читаете эту книгу по указанию руководителей образовательного учреждения

В







Вы - интересный, жизнелюбивый человек, любящий детей.


А




Вы – высококвалифицированный учитель, увлеченный учебным предметом, который преподаете школьникам.

В

Вы признаете уникальность каждого ребенка, его права и интересы.

А




Вы уверены, что вправе воспитывать ребенка в соответствии с моделью выпускника, принятой в образовательном учреждении, в котором работаете.

В







Вы воспринимаете детство как самоценный период жизни Человека

А




Вы убеждены, что детство – это важнейший период подготовки ребенка к взрослой жизни.

В

Вы хотите строить вместе с детьми и взрослыми созидательную жизнь.

А




Вы считаете, что самое главное в Вашей профессиональной деятельности, чтобы школьники хорошо знали учебный предмет, который им преподаете.

В







Вы готовы вместе с детьми решать значимые для них личные и общественные проблемы.

А




Вы готовы решать с детьми любую проблему, важную с Вашей точки зрения, для их развития.

В




Вы будете не только учить школьников решать проблемы, но и учиться этому и у них.

А







Вы уверены, что дети не могут обогащать опыт решения взрослыми каких бы то ни было проблем.

В







Вы всегда стараетесь находить общий язык с родителями школьников и своими коллегами.

А

Вы по возможности стараетесь решать стоящие перед Вами педагогические задачи сами, никого не привлекая к этому.

В




Вы способны увлечь ребят и взрослых созидательным образом жизни.

А




Вы видите свою задачу прежде всего в увлечении школьников учебным предметом, который преподаёте.

В







Вы готовы включить школьников в социально значимую творческую деятельность и взаимодействие, основанное на гуманистических началах.

А




Вы предпочитаете занимать школьников индивидуальной учебно-познавательной деятельностью.

В

Вы намерены постоянно совершенствовать себя.

А





Вы уже сложившийся человек, педагог-мастер.

В

















Подсчитайте количество обведенных букв «А».

Чем больше очков Вы набрали, тем у Вас большая степень готовности стать педагогом лидером созидательного сообщества детей и взрослых.

Если Ваши результаты - не очень высокие, это не значит, что из Вас никогда не получится успешный педагог, со-действующий школьникам в движении «По ступеням созидания».

Если Вы обвели значительно больше букв «В», попробуйте не откладывать эту книгу. Возможно, она повлияет на Ваш профессиональный опыт и у целой группы школьников появится возможность найти своё созидательное сообщество детей и взрослых.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации