Курсовая работа - Система управления - файл n1.docx

Курсовая работа - Система управления
скачать (136.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx137kb.24.08.2012 04:48скачать

n1.docx

I. Система управления:

1. Понятие системы. Ее функции.

Система – это совокупность элементов, работающих как единое целое. Каждый элемент в системе при необходимости можно рассматривать в качестве самостоятельных систем. Элементы внутри системы связаны между собой, а через внешнюю среду - с другими системами, прямой и обратной связью.

Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих свойств. Основные свойства системы: целостность, делимость, многообразие элементов и различия их природы, структурированность.

Целостность системы означает, что совокупность элементов, рассматриваемая в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство особенно важно при анализе: особенностей работы экономических объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров переработки информации и т.п.

Многообразие элементов системы и различия их природы связаны с функциональными особенностями и автономностью элементов.

Структурированность системы определяет наличие устойчивых связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии.

Эмерджентность - появление новых функций и свойств у системы, которых не было у ее компонентов, т.е. система не сводится к простой сумме элементов.

2. Система управления. Ее подсистемы:

Система управления — устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем.

Объект управления — обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, изменяющимися во времени, то есть переменными состояния. В естественных процессах в роли таких переменных может выступать температура, плотность определенного вещества в организме, курс ценных бумаг и т. д. Для технических объектов это механические перемещения (угловые или линейные) и их скорость, электрические переменные, температуры и т. д. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики — теории управления.

Система управления предприятием включает две подсистемы - управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления), которые находятся в постоянном взаимодействии. Управляющая подсистема включает топ-менеджеров и функциональных специалистов, объединенных в отделы. Они вырабатывают плановые задания по выпуску продукции, закупке материальных и найму трудовых ресурсов (структурная схема системы управления представлена на рисунке 1).

Управляемая подсистема использует ресурсы и вырабатывает продукцию. Отклонение от заданных параметров регистрируется соответствующими службами предприятия. Например, диспетчерская по часам, сменам или суткам учитывает объемы поставок ресурсов, транспортных средств, объемы производства продукции по отдельным изделиям. Для устранения возникающих отклонений управляющая подсистема собирает информацию, сравнивает ее с запланированными значениями и для устранения возникших отклонений осуществляет управленческое воздействие в различной форме.

Управляющая подсистема для достижения своих целей выполняет комплекс функций управления, которые представляют собой объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, обеспечивающие эффективную кооперацию совместного труда и сводятся к следующим: планирование; организация; мотивация; контроль; координация.

Оба компонента системы связаны линиями прямой и обратной связи: - прямая связь — поток директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления.

- обратная связь — поток отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемой от управляемой подсистемы к управляющей.

На функционирование системы оказывает влияние внешняя среда. Влияние внешней среды на объект управления заключается для экономических систем, например, в задержке платежей, в нарушении подачи энергии, в погодных воздействиях и т.п. Воздействие внешней среды на управляющую подсистему заключается в появлении информации, влияющей на принятие управленческих решений, например, изменение величины процентных ставок, изменение уровня инфляции, изменение налоговой и таможенной политики.
II. Теория управления

1. Суть теории управления:

Теория управления (англ. control theory) — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Суть теории управления: на основе системного анализа составляется математическая модель объекта управления (ОУ), после чего синтезируется алгоритм управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

  1. Сбор и обработка информации.

  2. Анализ, систематизация, синтез.

  3. Постановка на этой основе целей. Выбор метода управления, прогноз.

  4. Внедрение выбранного метода управления.

  5. Оценка эффективности выбранного метода управления (обратная связь).

Конечной целью теории управления является универсализация, а значит согласованность, оптимизация и наибольшая эффективность функционирования систем.

2. Методы управления

Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трех фундаментальных принципах: принцип разомкнутого управления, принцип компенсации, принцип обратной связи.

Управление можно разделить на два вида:



Примеры современных методов управления:


3. Классификация теории управления:


4. Два класса системы управления:

а) Автоматизированные Системы Управления (АСУ)система управления, в которой применяются современные электронные средства обработки данных и экономико-математические методы для решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью. Это человеко-машинная система: в ней ряд операций и действий передается для исполнения машинам и другим устройствам (особенно это относится к т. н. рутинным, повторяющимся, стандартным операциям и расчетам), но главное решение всегда остается за человеком. Этим АСУ отличаются от автоматических систем, т. е. таких технических устройств, которые действуют самостоятельно по установленной для них программе, без вмешательства человека. АСУ подразделяются, прежде всего, на два класса: автоматизированные системы организационного управления и автоматизированные системы управления технологическими процессами (последние часто бывают автоматическими, первые ими принципиально быть не могут).

Создание АСУ на действующем экономическом объекте (в фирме, на предприятии, в банке и т. д.) — обычно длительный процесс. Отдельные подсистемы АСУ проектируются и вводятся в действие последовательными очередями, в состав функций включаются также все новые и новые задачи; при этом АСУ органически “вписывается” в систему управления. Обычно первые очереди АСУ ограничиваются решением чисто информационных задач. В дальнейшем их функции усложняются, включая использование оптимизационных расчетов, элементов оптимального управления. Степень участия АСУ в процессах управления может быть весьма различной, вплоть до самостоятельной выдачи компьютером (на основе получаемых им данных) оперативных управляющих команд. Поскольку внедрение АСУ требует приспособления документации для машинной обработки, создаются унифицированные системы документации, а также классификаторы технико-экономической информации и т. д.

АСУ определяется, прежде всего, ростом эффективности самого производства в результате лучшей загрузки оборудования, повышения ритмичности, сокращения незавершенного производства и других материальных запасов, сокращения издержек, повышения качества продукции, расширения спроса на нее.? назад  вперед ?

б) Системы Автоматического Управления (САУ) (без участия человека в контуре управления:

Характеристика САУ


В зависимости от описания переменных системы делятся на линейные и нелинейные. К линейным относятся системы, состоящие из элементов описания, которые задаются линейными алгебраическими или дифференциальными уравнениями.

Если все параметры уравнения движения системы не меняются во времени, то такая система называется стационарной. Если хотя бы один параметр уравнения движения системы меняется во времени, то система называется нестационарной или с переменными параметрами.

Системы, в которых определены внешние (задающие) воздействия и описываются непрерывными или дискретными функциями во времени относятся к классу детерминированных систем.

Системы, в которых имеет место случайные сигнальные или параметрические воздействия, и описываются стохастическими дифференциальными или разностными уравнениями относятся к классу стохастических систем.

Если в системе есть хотя бы один элемент, описание которого задается уравнением частных производных, то система относится к классу систем с распределенными переменными.

Типы систем автоматического управления:

Система автоматического управления, как правило, состоит из двух основных элементов — объекта управления и управляющего устройства
По цели управления:

Системы автоматического регулирования:



Системы экстремального регулирования:

Способны поддерживать экстремальное значение некоторого критерия (например, минимальное или максимальное), характеризующего качество функционирования объекта. Критерием качества, который обычно называют целевой функцией, показателем экстремума или экстремальной характеристикой, может быть либо непосредственно измеряемая физическая величина (например, температура, ток, напряжение, влажность, давление), либо КПД, производительность и др.
Выделяют:


Адаптивные системы автоматического управления

Служат для обеспечения желаемого качества процесса при широком диапазоне характеристик изменения объектов управления и возмущений.
По виду информации в управляющем устройстве:

Замкнутые САУ


В замкнутых системах автоматизированного регулирования управляющее воздействие формируется в непосредственной зависимости от управляемой величины. Связь входа системы с его выходом называется обратной связью. Сигнал обратной связи вычитается из задающего воздействия. Такая обратная связь называется отрицательной.
Разомкнутые САУ

Сущность принципа разомкнутого управления заключается в жестко заданной задающим устройством программы управления, то есть не учитывается управлением влияние возмущений на характеристики процесса и осуществляется без контроля результата. Примеры таких систем : компьютер, часы, магнитофон и т. п. В свою очередь различают:


Примеры систем автоматического управления:

В зависимости от природы управляемых объектов можно выделить биологический, экологический, экономические и технические системы управления. В качестве примеров технического управления можно привести:



III. Бизнес как система управления.
В наши дни становится все более очевидным, что не только и не просто труд или капитал являются источником прибыли предприятия, а скорее вся система в целом, в которой происходит появление и потребление его продукции. А в этой системе есть и коммерческие идеи, и знания, и информация, и конкуренция. Более того, сам труд, идеи, знания и информация могут иметь отношение не только непосредственно к процессу производства продукта, но и процессу организации предприятия, процессу обмена, процессу конкуренции и процессу привлечения инвестиций.
Бизнес-система

Если прибыль отождествить с синергетическим эффектом взаимодействия элементов и условий деятельности коммерческого предприятия в процессах организации, производства, реализации продукции, а также процессов инвестирования и конкуренции, то саму систему, в которой возникает такое взаимодействие, можно назвать бизнес-системой (рисунок 2).

В бизнес-системе прибыль может проявиться в любой ее части: как результат хорошей организации предприятия, как результат эффективного производства, как результат удачных инвестиций, как результат победы в конкурентной борьбе или как результат выгодной реализации продукции. Однако, это будет всего лишь проявлением, но не сутью. Суть же состоит в том, что именно бизнес-система в целом является источником прибыли предприятия. Как бы хорошо не было отлажено производство, но отсутствие необходимых для его функционирования инвестиций (например, под оборотные средства), приведут к получению отрицательного коммерческого эффекта. То же самое можно сказать в случае проблем с реализацией продукции или же в случае сильного давления со стороны конкурентов.

Бизнес-систему можно и необходимо рассматривать как систему отношений между предпринимателями, работниками, инвесторами, конкурентами коммерческого предприятия, а также потребителями его продукции и третьими сторонами, имеющими определенный интерес в отношении данного предприятия. Третьи стороны (их еще называют stakeholders – держатели интересов), как правило, обладают достаточными возможностями влиять на условия функционирования коммерческого предприятия. Их интерес, так или иначе, проявляется в желании участвовать в распределении прибыли предприятия. Государство будет воздействовать на условия бизнеса с целью увеличения поступлений в казну. Профсоюзы будут предпринимать действия с целью увеличения отчислений из прибыли на улучшение условий труда работников (включая и условия материального вознаграждения). Органы муниципального управления через воздействие на условия бизнеса будут добиваться от предприятия больших отчислений из прибыли на поддержание порядка в районе и его развитие и т.д.

Во взаимоотношениях между собой участники бизнес-системы определяют цену своего участия в деятельности коммерческого предприятия. По сути, коммерческое предприятие может состояться только тогда, когда так или иначе достигнуто согласие по поводу данного ценообразования.

Переоценка отдельными участниками своей роли в коммерческом предприятии может привести к невозможности существования бизнес-системы. Например, налоги, сборы, пошлины, оплата всевозможных услуг государственных органов по-существу формируют ту цену, которую государство назначает за возможность ведения бизнеса на своей территории. Если предпринимателей эта цена не устраивает, они просто уводят свой бизнес из этого государства. Стало быть, для государства разумнее назначать конкурентоспособную цену за свои условия с тем, чтобы бизнес не уходил, с тем, чтобы возникало как можно больше бизнес-систем.

Каждый элемент бизнес-системы должен оцениваться не абсолютно, а с учетом его конкретной роли и места в коммерческом предприятии. Живой труд, например, может по-разному выступать в качестве элемента бизнес-системы. Если он предлагается как товар и приобретается предприятием наряду с другими материально-вещественными факторами единого производственного процесса, то предприятие оказывается заинтересованным в максимальной степени потребления этого товара. Однако труд может предлагаться и приобретаться предприятием как капитал (заемный капитал). Трудящийся при этом из наемного работника превращается в инвестора коммерческого предприятия со всеми вытекающими из этого отношениями. Инвестируя свой труд как капитал в коммерческое предприятие, человек отказывается от прав требовать плату за труд, но приобретает права на участие в распределении получаемой прибыли, на проценты на вложенный капитал, а в определенных случаях (например, банкротства предприятия) и возврата эквивалента вложенного капитала.

1. Типология бизнес-систем:

Содержание, степень сложности, а значит и значение процессов, образующих бизнес-системы, могут меняться и меняются в зависимости от условий конкретного коммерческого предприятия (рисунок 3).

Организация предприятия, в одном из крайних случаев, может выступать как внешняя по отношению к нему, системообразующая, функция. Для осуществления данной функции требуются специальные органы управления, представляющие из себя, по сути, отдельную систему, которая также нуждается в организации. Как видно, круг замыкается, из чего следует вывод, что организация предприятия, реализуемая как внешняя по отношению к нему функция, по своей природе всегда является неполной, незавершенной. Такие предприятия, как правило, оказываются очень неустойчивыми в своем развитии, легко подвергаются кризисам и очень трудно их преодолевают. Без поддержки со стороны такие предприятия долго не “живут”. В другом случае, предприятие может возникнуть органически в результате самоорганизации. Это предприятия, так называемого предпринимательского плана. Они оказывается в высшей степени устойчивыми в деловой среде, показывая порой поразительные темпы и масштабы своего развития.

Производство, соответственно, может быть внутренне замкнутым, т.е. целиком и полностью ориентированным на сосредоточение всех производственных ресурсов и мощностей на самом предприятии, или же открытым, что предполагает использование производственных ресурсов и мощностей других предприятий для изготовления требуемого продукта.

Содержание процесса реализации производимой продукции может изменяться в континууме “от производителя к потребителю” - “от потребителя к производителю”.

Бизнес-система любого коммерческого предприятия будет очень сильно зависеть от того, какой по своему характеру является конкуренция в экономическом пространстве. Одно дело, если имеет место товарная конкуренция, т.е. конкурируют, может быть разные с точки зрения качественных свойств и экономических характеристик, но одинаковые по своим потребительским параметрам товары. Другое дело, когда конкурируют носители и исполнители определенных функций.

Процессы инвестирования также будут играть в бизнес-системах различную роль в зависимости от того, каковыми они являются по своей природе. Мы различаем материально-вещественное (как простейшую форму, когда инвестор предоставляет в распоряжение предприятия, имеющиеся у него ресурсы) и патисипативное (как высшую форму, когда инвестор участвует в деятельности предприятия, так как сам является носителем необходимого интеллектуального, человеческого и структурного капитала) инвестирование.

Для определения типа бизнес-систем введем следующее координатное пространство (рисунок 4).

Если на осях этого координатного пространства измерять соответствующие типы организационных, производственных, реализационных, конкурентных и инвестиционных процессов, характерных для определенного коммерческого предприятия, то тогда возникает однозначное соответствие между профилем диаграммы, получаемой в данном координатном пространстве, и типом бизнес-системы этого предприятия (таблица 2).

“Классическими” можно назвать внутренне замкнутые предприятия “инсорсингового” типа, единый производственный процесс в которых построен по принципу минимизации транзакционных издержек, т.е. издержек, связанных с осуществлением операций на рынке. “Инсорсинг” (англ. insourcing) – это использование внутренних источников для обеспечения нормального хода единого производственного процесса в целом. Профиль бизнес-системы предприятий данного типа (рисунок 2) отличают предельно сложные процессы организации и управления собственно производством продукции в условиях минимальных поставок материалов и комплектующих изделий со стороны, массовый гарантированный сбыт выпускаемой продукции, низкий уровень конкуренции, как на рынках факторов производства, так и на рынках товаров и услуг, простые формы привлечения инвестиций под развитие. Вместе с тем, отличительной особенностью предприятий данного типа является вся ориентация процессов, формирующих его бизнес-систему. “Осевыми” являются процессы организации, производства и реализации, эффективность которых обуславливается конкурентными и инвестиционными процессами.

Современной хозяйственной практике известны так называемые “пустотелые” (или “оболочечные”) компании, в которых все производственные функции, порой начиная с функции дизайна конечного продукта, его конструкторско-технологической разработки, подготовки производственного процесса и заканчивая упаковкой готового товара, равно как и функции, связанные с его реализацией, передаются на контрактной основе сторонним организациям. Само собой разумеется, что организация такого производства возможна только на условиях субподряда. В этом случае явно видно, что если не считать бизнес-систему источником образования прибыли, то существование “пустотелой” компании противоречит экономической логике. В самом деле, субподрядные организации получают за свою часть работы эквивалент произведенных ими затрат и соответствующую прибыль.

“Пустотелая” компания не добавляет к производимому продукту практически никакой стоимости (во всяком случае, в сравнении с той, что была перенесена подрядчиками), по сути, лишь осуществляя привлечение инвестиций для производства продукции, пользующейся в обществе определенным спросом, и принимая на себя издержки, связанные с конкурентной борьбой. Но, тем не менее, она также извлекает определенную прибыль (рисунок 5). Любой бизнес связан с необходимостью несения так называемых транзакционных издержек, т.е. издержек по осуществлению транзакций во внешнем экономическом окружении. Сюда могут быть отнесены все издержки по предварительному изучению конъюнктуры рынка, заключению хозяйственных договоров, привлечению инвестиций, обеспечению нормального хода процесса подготовки и осуществления производства, сбыта готовой продукции, ведению конкурентной борьбы и т.д. Конечно, отдельные транзакционные издержки (например, связанные с маркетинговыми исследованиями, рекламой, ведением бухгалтерской отчетности и т.п.) “пустотелая” компания также может передать на сторону. Но избавиться от всех она просто не может потому, что несение транзакционных издержек чужого бизнеса и есть бизнес “пустотелой” компании.

В отличие от “пустотелых” компаний предприятия “аутсорсингового” типа определенно имеют внутреннее наполнение, которое в идеале образуется на базе их отличительных способностей, являющихся основой их конкурентных преимуществ на рынке. Аутсорсинг, предполагающий выполнение определенных частей единого производственного процесса компании сторонними фирмами на подрядной основе, предполагает по сути такой же подход к организации коммерческой деятельности, как и в случае “пустотелых” компаний. Однако имеется один существенный момент, обусловливающий необходимость отличать эти два типа предприятий. В случае “пустотелой” компании основой ее конкурентных преимуществ является ее умение работать на рынке, привлекать инвестиции и конкурировать. Для аутсорсинговой компании характерно наличие собственного производства, в котором реализуется бизнес-идея и в котором проявляются отличительные способности данной компании, являющиеся основой ее конкурентных преимуществ. Аутсорсинг в принципе предпринимается для уменьшения зависимости (если не сведения ее вообще к нулю) предприятия от внешних инвесторов и конкурентов (рисунок 6).

Профиль бизнес-системы виртуального предприятия (рисунок 7) с позиций здравого смысла представляется “вырожденным” (или “нулевым”) вариантом профиля любого другого предприятия. Виртуальность в том и состоит, что реальных процессов организации, производства, реализации продукции, конкуренции и инвестирования здесь не протекает. Инвестиции уже давно сделаны в реально существующие производственные блоки. Конкуренция не может появиться, так как не известна природа возникающей потребности. Виртуальное предприятие может возникнуть в любое время и в любом месте. Это, по-существу, лишь ощущение существования реального предприятия, которое возникает у потребителя всякий раз, когда он стремится удовлетворить свои определенные потребности. С возникновением конкретной потребности у конкретного потребителя практически мгновенно возникает организационная структура, порождающая конкретный отклик на данную потребность.

Виртуальное предприятие с достаточной степенью точности можно было бы также назвать “предприятием конкретного потребителя”. Потребитель – единственный реальный элемент бизнес-системы виртуального предприятия. Конкретная потребность является исходным и конечным пунктом всех процессов, образующих бизнес-систему. Получается так, что товар, предназначенный для удовлетворения конкретной потребности, оказывается реализованным еще до того, как он произведен. Иными словами, он реализуется в форме “виртуального товара”, так как только конкретный потребитель представляет себе его в полной мере.

Все элементы бизнес-системы виртуального предприятия соединяются в систему в конечном потребителе виртуального продукта. В нем одном “борятся” потребительские, конкурентные, инвестиционные, организационные и производственные начала.

2. Основные процессы бизнеса:

Бизнес обычно рассматривают как развивающуюся систему с внутренними и внешними обратными связями. В качестве примеров информационных обратных связей можно привести:

Приложение

Системы, состоящие из разных целей и элементов: Таблица 1

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации


Рисунок 1. Структурная схема системы управления

http://prom42-rep.mubint.ru/information_systems/003_information_systems/3_theory/1_umm/01/011/pic1.gif

Рисунок 2. Бизнес-система коммерческого предприятия

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-729.gif

Рисунок 3. Пространство изменения содержания процессов, определяющих тип и характер бизнес-системы
http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-730.gif
Рисунок 4. Координатное пространство для определения типа бизнес-систем
http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-731.gif

Типы бизнес-систем: Таблица 2

Профиль бизнес-системы предприятия “инсорсингового”, внутренне замкнутого типа

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-732.gif

Профиль бизнес-системы предприятия производственного типа

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-733.gif

Профиль бизнес-системы предприятия “пустотелого” типа

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-734.gif

Профиль бизнес-системы предприятия “аутсорсингового”, открытого типа

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-735.gif

Профиль бизнес-системы виртуального предприятия

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-736.gif



Рисунок 5. Бизнес-система “пустотелой” компании
http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-737.gif

Рисунок 6. Бизнес-система “аутсорсинговой” компании

http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-738.gif

Рисунок 7. Бизнес-система виртуальной компании
http://www.cfin.ru/press/management/1999-5/01-739.gif




I . Система управления
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации