Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике - файл n1.docx

приобрести
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике
скачать (202.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx203kb.24.08.2012 04:05скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет ? УПИ»

А.С. Воронин


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Учебное электронное текстовое издание

Подготовлено кафедрой кафедре социальной безопасности

Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г.Д Бухарова


Адресован в первую очередь студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа»
Представляет доступный справочник, объединяющий и разъясняющий важнейшие понятия общей и социальной педагогики, андрагогики. Представляет интерес как социальным работникам, специалистам социальной сферы, так и профессорско-преподавательскому составу и аспирантам, занимающимся проблемами образовательного процесса в высшей школе. Словарь позволит участникам образовательного процесса подходить к рассмотрению различных проблем педагогики с единых позиций.


Екатеринбург

2006

Нет такого труда, который заключал бы в себе

больше недостатков, чем словарь, а также нет та-

кого, который был бы более способным к продол-

жительному совершенствованию.

А. Ривароль

В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики как науки в целом. Возникают новые понятия, старые наполняются новым содержанием. Процесс формирования терминологии и понятийного аппарата в педагогике далеко не завершён. В словаре отражена взаимосвязь педагогики с другими науками: социологией, психологией, социальной психологией, социальной педагогикой, этикой,философией и др. При отборе терминов и определений использовались различные источники, указанные в списке литературы. Проведенная систематизация терминов по группам, объединенным общей направленностью, позволяет сравнивать эти термины, видеть специфику каждого из них, что открывает дополнительные возможности для практического использования значения каждого термина в учебном процессе. В словаре все термины следуют в алфавитном порядке после базового слова, и они выделены жирным шрифтом. Например: Парадигма, далее – «парадигма образования», «парадигма обучения». Если слово имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой.
А

Абилитация – комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического раз-

вития ребенка или семьи.

Авторитет – влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Авторитетное воспитание – воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчине-

ние воспитанников их воспитателям.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эф-

фективности педагогической деятельности.

Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других.

Автореферат – краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры.

Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Адаптация психическая – это психическое явление, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требова-

ниями окружающей среды.

Адаптация социальная – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей,

ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содер-

жания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных

структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности.

*Неадаптивность – тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этих

условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности.

Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида и личности.

Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять

субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Аксиологизация обучения – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятель-

ную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью ин-

тенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способст-

вовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.

Активность социальная – совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами,

целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.

Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для

его использования.

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным

программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.

Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенци-

альных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.

Альтруизм – это нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными

интересами в пользу другого человека или социальной общности.

Аморализм – отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомер-

ность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а так же в политике; характеристика совокупности отрица-

тельных качеств личности, его поступков и образа жизни (подлость, ложь обман и т.п.)

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, опре-

делении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материаль-

ных и духовных ценностей продуктов его деятельности.

Андрагогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а

так же особенности руководства последней со стороны профессионального педагога.

Андрагогическая модель обучения – организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на 7 основных посылках.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучени (потому он обучающийся, а не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельно сти, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным,профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве

важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применени полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессио-

нальными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планиро-

вания, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.

Андрагогические принципы обучения – наиболее общие принципы организации процесса обучения взрослых людей.

1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.

2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обу-

чающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, Профессиональный) опыт обучающегося ис-

пользуется в качестве одного из источников обучения как самого обучаю щегося, так и его товарищей.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся Совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими

обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и

учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.

5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания

результатов обучения.

6. Контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно

важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учетом

профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике при обретенных обучаю-

щимся знаний, умений, навыков, качеств.

8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов,

источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем

выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной

цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация кото-

рых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих

действий по организации процесса обучения.

11. Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Час-

тично они их развивают, частично корреллируют с ними. Однако их дейст вие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточ-

но четкой спецификой.

Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы на объективные или субъективные факты деятельности опрашиваемого.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответст-

вующие основной задаче исследования вопросы.

Аннотация – очень краткая формулировка основного содержания источника в двух - трех предложениях.

Антропологизация образования – воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важ-

ным средством развития личности учащегося.

Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов

Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива

Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научно-

исследовательских институтах.

Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научно-

исследовательских институтов.

Ассоциация – отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Ассоциативная теория обучения – провозглашает, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку

обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упражнение.

Б

Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и усло-

вий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Базовая подготовка – уровень профессиональной и социальной квалификации, достигнутый в системе детско-юношеского образования и принимаемый за базу отчета при ее повышении в системе образования взрослых.

Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреж-

дением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов

среднего звена (училища).

Балл – цифровая оценка учебных успехов.

Беседа – разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений(информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целена-

правленные вопросы.

Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит уча-

щегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Беспризорность детская – социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогиче-

ского надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней

нужды родителей.

Бизнес-образование – образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.

Биологизация личности – ошибочное понимание сущности личности с позиций абсолютизации биофизической подструктуры ее динамической функцио-

нальной структуры.

Благотворительность – в узком смысле – это оказание частными лицами и организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным

группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ для

удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы и более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию). (сср)

Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брокерство в образовании – посредническая деятельность, связывающая «производителя» образовательных услуг и их «потребителя» посредством рас-

пространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностей и путей их получения.
В

Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она предназначена, и какова ее действенность, практическая полезность.

«Вальдорфская педагогика» – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как

целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хо-

зяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

Вариативность – теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации.

Вербализм в обучении – недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.

Верификация – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности.

Вечернее обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть сис-

темы непрерывного образования.

Взаимодействие – состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нор-

мальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная их черта, вне которой они не могут быть

познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого

являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе – установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвую-

щих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение.

Взаимодействие педагогическое – личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длитель-

ный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Взаимодействие социальное – процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов.

Взаимопомощь – усилие людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу.

Взрослый – лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным

опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения.

Взрослый обучающийся – человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся:

1. Он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью.

2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником

обучения его самого и его коллег.

3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные про-

блемы и достичь конкретных целей.

4. Он стремится к безотлагательной реализации по лученных знаний, умений, навыков и качеств.

5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными фак-

торами (условиями).

Вид образования – разновидность обучения, организованная в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень орга-

низованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося,способ взаимодействия обучающегося и обучающего).

Виктимиалогия социально-педагогическая – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв небла-

гоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.

Влияние – действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Вмешательство в педагогике – непосредственные действия, направленные на воспитательную деятельность других лиц с целью ее корректировки, исправле- ния в интересах воспитуемых, обучаемых.

Внеформальное образование – организация обучения, характеризующаяся двумя параметрами:

1. Систематизированное.

2. Отличающееся целенаправленной деятельностью обучающихся.

Внимание – это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание социально обусловленное – внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с из-

бирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты.

Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции,организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, на-

выков, определенных качеств личности.

Возрастная периодизация – выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с

небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; преддошкольный – от 1 года до 3 лет;

дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15; юношеский возраст – от 15 до 21 года;

зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и

саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство

(управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к обще-

ственной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения,систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

В. духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направлен-

ную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

В. нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для ко-

торой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.

В. политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции

личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека.

В. половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности

мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной

жизни.

В. правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения.

В. семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

В. трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной)

деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.

В. умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной сво-

боды личности.

В. физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития.

Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются

такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность,инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, ор-

ганизованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества,чуткость в работе, привычка к порядку и т.д.

В. художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

В. экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой.

В. экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навы-

ков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе,принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производ-

ства распределения и потребления.

В. эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется

способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному.

В. этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведе-

ния и отношений.

В. социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания

(семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нор-

мативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в про-

цессе его социализации.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и

(или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной дея-

тельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспита-

ния человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство

и этичность поведения.

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий

для полноценного развития личности.

Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме,

имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формиро-

ванием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Всестороннее развитие личности – целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.

Высшая школа – совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи. Учебный процесс в В.ш. осуществляется в следующих

формах: лекции, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия, курсовые работы и проекты, учебная и производственная практика, консульта-

ции, дипломное проектирование и государственные экзамены.
Высшее образование

1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления техноло-

гическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников.

2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (ди-

пломами, сертификатами и т.д.) В.о. – результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволя-

ет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры,

науки и техники. Специфика в.о. в непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уров-

не, максимально приближенном к актуальным достижениям науки к практики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой подго-

товке выпускников учебных заведений.
Высшее учебное заведение (ВУЗ) – образовательное учреждение, учреждённое и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имею-

щее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами

ВУЗа являются:

1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послеву-

зовкого профессионального образования.

2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований в творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, ис-

пользование полученных результатов в образовательном процессе.

3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квали-

фикации.

4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к творческому труду и жизни в условиях современной цивилизации и демо-

кратии.

5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Г

Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих орга-

ничное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его соз-

нания, поведения и деятельности.

Гармоничное развитие личности – процесс согласованного обогащения рационально-психологической сферы духовного мира человека, предполагающий

достижение единонаправленности его разума, воли и чувств.

Гениальность – социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта и активной деятельностью.

Герменевтика в педагогике – метод научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимо-

действия и разработки технологий обучения.

Герогогика – наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

Гимназия – среднее образовательное учебное заведение в системе непрерывного образования с углубленным изучением дисциплин, обеспечивающее ва-

риативность образования.

Гиперопека – чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, заставлять поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Гиперсоциальность – избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим

представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям – как своим, так и нередко окружающих.

Государственный образовательный стандарт

1. Основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения об-

разования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты.

2. Основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования.

Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, тех-

нология проверки результатов образования.

3. Федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем

учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Готовность к действию – состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных

действий.

Группа – индивиды, взаимодействующие друг с другом на основе формальных или неформальных связей.

Групповое обучение – вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения.

Гуманизация – усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приори-

тета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих способностей.

Гуманизация воспитания и обучения – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в осно-

ве которого лежит уважение к людям, забота о них.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии

обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к

очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способ-

ностей человека быть общественно значимым, жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, со-

вершенствовать свою личность; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного

уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личного потенциала; индивидуально личностная, ценно-

стно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей неза-

висимо от общественного положения.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-

воспитательного процесса.

Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать

главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Д

Дактилология (дактильная речь) – своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки;

способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в

обществе правовых и нравственных норм.

Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возмож-

ностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу. (2)

Демократизация – обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его зна-

ний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответст-

вии с изменениями потребностей общества и производства.

Демократизация образовательного учреждения – процесс развития и укрепления демократических основ содержания и организации его деятельности.

Деморализация – моральное разложение, утрата нравственных критериев,упадок духа, дисциплины.

Деонтология педагогическая – это профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает пе-

дагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной дея-

тельностью решения.

Деперсонализация – изменение самосознания индивида, связанная с утратой им своего лица, своей способности быть личностью, своей социальной значи-

мости, резкое снижение самооценки своего поведения.

Десоциализация – утрата человеком, по каким либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительная болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации среди жизнедеятельности.

Дети одарённые – дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу

опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

«Дети улицы» – дети, результат воспитания которых определен улицей; дети,живущие на улице, для которых она является родным домом.

Дети, подростки «группы риска» – дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям

ближайшего окружения.

Детоцентризм – стиль воспитания ребёнка, в основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окруже-

нию.

Детские учреждения – общее название лечебно-профилактических и учебновоспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в воз-

расте до 14 лет включительно.

Детский дом – государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте до 14 лет включительно.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических

функций.

Дефектология – наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, о закономерностях их воспита-

ния, образования и обучения.

Дефиниция – определение понятия, выражаемого словом, что делает последнее термином.

Деформация личности – изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для неё жизненно важное значение.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействую-

щий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспита-

ния, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Деятельность социально-педагогическая – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средст-

ва, процесс деятельности и соответствующий результат.

Диагностика – распознавание, направленное на раскрытие сущности изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и

глубоко описан и с которым он соотносит (сравнивает) полученную информацию.

Диагностика социально-педагогическая – теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей.

Диверсификация образования – многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность

учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность.

Дидактика – это научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и

обучения.

*Автодидактика – совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в

процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей,

принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызвано нарушением пед. такта со стороны педагога, воспитателя, родителя, тренера и др.,

проявляющееся угнетенным состоянием, страхом, фрустрацией и т.д., отрицательно сказывающееся на деятельности воспитанника или учащегося и его от-

ношениях с окружающими.

Дипломная работа – это самостоятельная письменная работа, представляемая студентами при окончании университетов и некоторых других вузов и техни-

кумов. Выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки их подготовленности к самостоятельной работе по специально-

сти.

Дистантное обучение – вид обучения, основанный на комплексном использования обучения по переписке и технических средств передачи информации (ра-

дио, телевидение, компьютеры, телефоны).

Диссертация – это особый вид научного произведения, которое представляет результаты проведенного автором научного исследования.

Дисциплина – социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества подчинении установленным правилам и нормам, благодаря

которым достигается согласованность действий.

Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек дейст-

вует в соответствии с законами, нормами и правилами.

Дифференциация образования – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися или студентами соответствующего уровня сформиро-

ванности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов.

Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с

учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.

Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

Доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.

Доминирующий мотив – мотив, побеждающий в борьбе мотивов и определяющий направленность деятельности в данной ситуации.

Дополнительное образование – образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывное

повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

Достижение – позитивный результат каких-нибудь усилий, успех.

Достоверность – установление степени соответствия информации истине.

Доступность обучения – дидактический принцип, предполагаемый учет уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при

разработке программы, учебников и выборе методов обучения.

Досуг – это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удов-

летворения физических духовных и социальных потребностей людей в свободное время.

Дошкольное воспитание – это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольное образование – образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети до-

школьных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной

потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).

Дружба – отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов.

Е

Единая школа – принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ступеней – от низшей до высшей.

Единство ценностно-ориентационное – один из новых показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадений позиций и оценок ее членов

по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем единства служит частота совпадений позиций

членов в отношении значимых для нее объектов оценивания.

Единство сознания, личности и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отраже-

ния, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в котором он достигает созна-

тельно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-

следственных связей, иными словами сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.

Единство дидактических требований к учащимся – общность и согласованность подхода педагогов, работающих в одном учебном заведении, к организа-

ции и проведению учебных занятий, к руководству учебной деятельностью учащихся. Охватывает следующие вопросы.

1. Объём и содержание теоретического и практического обучения, согласованность программ.

2. Требования к качеству знаний, умений и навыков (глубина, прочность, сознательность, полнота, умение излагать учебный материал, вести рассуж-

дения, доказательства, правильность речи, и пр.).

3. Требования к организации учебной деятельности (внимательность, ак тивность, четкий порядок, аккуратность, самостоятельность). Соблюдение

этих требований повышает качество всей учебно-воспитательной работы,способствует укреплению дисциплины учащихся и развитию культуры

учебного труда.

Единые педагогические требования – общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогическим коллективом как конкретизация правил поведе-

ния учащихся на уроках, во время перемен и во внеурочной деятельности применительно к специфике данного учебного заведения.

Ж

Желание – особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определённого предмета.

Жестокость – способность причинить страдания людям или животным.

Жестокость детская – причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и яв-

лений, неумением предвидеть последствия своего поступка.

Жизнедеятельность – бытие, природная функция личности, проявляющаяся как поведение и осуществляющаяся как деятельность среди людей в конкрет-

ных условиях и отрезке времени благодаря задаткам и способностям, унаследованным через родителей и развитым в процессе воспитания.

Жизненная ориентация – умение человека разбираться в окружающей обстановке, выделять и выбрать для себя наиболее оптимальное направление жиз-

ненного пути.

Жизненная позиция – внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая

её субъективное отношение к обществу.

Жизненная позиция личности – наиболее выраженные основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориента-

ции, установки, ставшие мотивами деятельности личности.

Жизненная ситуация – сочетание условий и обстоятельств, определяющих своеобразие жизнедеятельности и поведения человека в данный конкретный

момент времени.

Жизненная цель – уровень достижений личности, выражение сознаваемой личностью «концепции собственного будущего».

Жизненный путь – наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Жизненных стратегий формирование – определение наиболее значимых, психологически и социально характерных для личности ребёнка ориентиров

жизни, рассчитанных на долговременную перспективу.
З

Забота – деятельностное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или

обязанности.

Задача педагогическая – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решения и плана необходимых действий.

Задача социально-педагогическая – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необхо-

димых действий.

Закономерность социальная – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и

развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельной подсистемы.

Закон РФ «Об образовании» – принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области обра-

зования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере обра-

зования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компе-

тенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный

минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки вы-

пускников.

Закрепление знаний, умений, навыков – специальная работа педагога по осуществлению принципа прочности усвоения учащимися учебного материала. (3)

«Закрытое» обучение – традиционная форма организации процесса обучения,характеризующаяся полной обусловленностью деятельности обучающихся

учебным учреждением.

Заочное обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования и профессиональную трудовую деятельность;

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации