Реферат - Физическое воспитание как учебный предмет в общеобразовательной школе - файл n1.doc

Реферат - Физическое воспитание как учебный предмет в общеобразовательной школе
скачать (180.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc181kb.24.08.2012 04:01скачать

n1.doc

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Факультет физической культуры
Курсовая работа

Физическое воспитание как учебный предмет в общеобразовательной школе


Выполнил:

Студент группы 543

000000

Ярославль – 2008

Содержание
Введение...................................................................................................................3

Часть 1. Особенности физического воспитания как учебного предмета.......5

1.1. Понятие, предмет, принцы содержания, цели и задачи физического воспитания как учебного предмета.................................................5

1.2. Формы и методы обучения физической культуре.......................10

Часть 2. Организация процесса физического воспитания в школе..............14

2.1. Организация и содержание физического воспитания.................14

2.2. Учебные Программы физического воспитания учащихся..........18

Заключение.............................................................................................................27

Список использованной литературы и источников...........................................30

Введение.

Начиная с 20-х гг. 20 века физическая культура прочно входит в учебные планы общеобразовательных школ в качестве обязательного учебного предмета. Этому способствовали успешная качественная подготовка специалистов, становление программно-методического обеспечения, строительство новых школ с материально-спортивной базой. Развитие физического воспитания в общеобразовательных школах сформировало основы советской системы физического воспитания.

На сегодняшний день физическое воспитание детей в общеобразовательной школе является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

При правильной организации учебного предмета физического воспитания, спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни детей.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно на сегодняшний день обстоит с этим дело у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок, растёт число детей, имеющих повышенное артериальное давление. Гипокинезия у детей приводит к расстройству, прежде всего, сложно координационных двигательных действий, что весьма пагубно для детей. При недостаточном объеме физической активности, дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции и осанке.

У детей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, эти расстройства проявляются слабее. Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, правильная организация учебного предмета, а также соблюдение здорового образа жизни1.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия физической культурой в различных ее формах и сочетаниях2. Этим определяется актуальность курсовой работы.

Цель работы. Определить роль и место физического воспитания как учебного предмета в воспитании школьников.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Объектом исследования выступает физическое воспитание как учебный предмет в общеобразовательной школе.

Предметом исследования являются учебные программы физического воспитания как дисциплины в общеобразовательной школе для разных возрастных групп школьников.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей и заключения.
1. Особенности физического воспитания как учебного предмета.

1.1. Понятие, предмет, принцы содержания, цели и задачи физического воспитания как учебного предмета.

Физическое воспитание – это часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания - занятия физическими упражнениями, закаливание организма, гигиена труда и быта3.

Физическая культура – учебный предмет, преследующий следующие цели:

Физическая культура в школе – это учебный предмет, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности. Физическая культура входит в систему физического воспитания в общеобразовательной школе.

Учебный предмет «физическая культура» – это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников5.

Учебный предмет «физическая культура» в школе отражает один из видов человеческой культуры и базируется по своему содержанию на физкультурной деятельности.

Цель учебного предмета «физическая культура» состоит в формировании физкультурных способностей и потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения базовых возможностей двигательной жизнедеятельности школьника.

Задачи физического воспитания в школе:

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

  2. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  3. Развитие двигательных способностей;

  4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности6.

Таким образом, система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

Говоря об учебном предмете «физическая культура», преподаваемом в школе, необходимо определить предмет изучения этой дисциплины.

В настоящее время накоплен богатейший социальный опыт в сфере физической культуры, раскрыта ее роль, функции в обществе, значимость для человека. Становление физической культуры как вида человеческой деятельности началось с развития физических способностей, двигательных умений и навыков человека. Но в дальнейшем в сфере физической культуры начинается осмысление психологических, социологических, философских, аспектов знаний. Все это увеличило объем знаний и представлений о физической культуре. Поэтому предмет изучения физической культуры как учебной дисциплины – изучение физической культуры как социального явления, ее средств, способов и форм и их воздействие на телесное и духовное в человеке.

Отбор содержания учебного предмета «физическая культура» имеет важное значение. Существуют определенные факторы, влияющие на отбор и формирование содержания предмета «физическая культура», например, потребности общества в физкультурно-образованных людях. Это - залог здоровья общества. Также к таким факторам можно отнести реальные возможности процесса обучения в условиях школы и возможности самих детей школьного возраста. При этом не только общество предъявляет требования к образованию по физической культуре, но и граждане.

Важным условием отбора содержания учебного предмета является выделение общих принципов, выступающих в качестве инструментария содержания учебного материала. Ученые формируют целый ряд таких принципов:

1. Принцип соответствия учебного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;

2. Принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре и учебного предмета «физическая культура». Данный принцип говорит о том, что содержание этого предмета определяется фундаментальными знаниями и социальным опытом, накопленным в сфере науки о физической культуре;

3. Принцип структурного единства содержания учебного предмета «физическая культура» с учетом личностного развития и становления школьника. Этот принцип предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию развиваемых компонентов структуры физической культуры личности школьника;

4. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала по предмету «физическая культура»7.

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.

Существует три компонента системы физического воспитания школьников – урочный, внеклассный, неурочный. Задача урочного компонента – обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе по предмету «физическая культура», достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Задача неурочного (малые формы) компонента – обеспечить расширение объема двигательной деятельности школьников (активные перемены), оказать корректирующее воздействие в связи с формированием осанки, а также активного отдыха (физкультминутки, физкультпаузы). Задача внеклассного компонента (секции, соревнования в школе) – обеспечить специализированную спортивную подготовку и реализовать потребность в соревновательной двигательной деятельности8.

Исходя из представленных целей и задач учебного предмета «физическая культура», можно сформулировать требования к выпускнику школы:

1. Овладение основами знаний, определяемых программой как минимум на уровне воспроизведения;

2. Овладение системой базовых способов двигательной деятельности, определяемых программой как минимум на уровне стандартного оперирования;

3. Достижение социально задаваемых норм (на уровне не ниже среднего) физического развития и физической подготовленности;

4. Наличие интереса к систематической физкультурной деятельности.


1.2 Формы и методы обучения физической культуре.

Понятие «формы» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками.

Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, тренировка, соревнование и т.д. Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий9.

Систему обязательных взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют:

Организационные формы обучения делятся на три группы:

1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;

3) системы индивидуально-коллективных занятий10.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей. Составной частью метода является прием.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с учеником. Наглядные методы: метод иллюстрации (с помощью плакатов, картин и т.д.), демонстрации упражнений как учителем, так и учениками. Практические методы: упражнения (тренировочные, комментированные, учебно-тренировочные), контрольные занятия, соревнования.

Существуют методы обучения:

1) объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

2) репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя;

3) проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и доказывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;

4) частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

5) исследовательский – поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем11.

Методы физического воспитания раскрывают практические вопросы, касающиеся применения физических упражнений.

Для решения задач физического воспитания используются метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы.

Строгая регламентация упражнений является основным методическим приемом в процессе спортивной тренировки и характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной временной и физической нагрузкой.

Метод регламентированного упражнения позволяет:

Игровой метод – это метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры. Является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется воспитанием нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные, квалификационные состязания).

Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил ребёнка и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств.

Одним из ценных приемов этого метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений.

Сенсорные методы способствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа органов чувств человека. К ним относятся органы зрения, слуха и двигательных ощущений.

Зрительные методы подразделяются на непосредственный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование (световые сигналы о времени, направлении и скорости движений и т.д.).

Слуховой (звуковой) метод заключается в использовании звуков как сигналов, помогающих уточнять пространственные и временные характеристики движений12.

Выбор методов и форм обучения определяется: смысловыми целями физического образования, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы. Занятия не однородны по основным задачам, и, следовательно, требуют разных методов и форм проведения занятия.

2. Организация процесса физического воспитания в школе.

2.1. Организация и содержание физического воспитания в школе.

Организация и содержание физического воспитания в Российской Федерации регламентируются органами народного образования, инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения, принятыми им совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения, а также комплексными программами физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.

К таким документам относится учебная программа по физической культуре и спорту, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта13.

Действенность системы физического воспитания обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры, их инструктивной направленностью, рациональным содержанием, количеством и объемом массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму, регулярным врачебно-педагогическим контролем за здоровьем учащихся, за учебно-воспитательным процессом.

Ответственность за постановку физического воспитания в школе несут непосредственно директора школ. Учитель физкультуры призван оказывать постоянную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайоне, организационно-методическую помощь воспитателям групп продленного дня, широко привлекая для этого физкультурный актив в школе, обеспечивать сдачу учащимися норм государственных тестов. Он должен направлять работу школьного коллектива физкультуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа школьников и привлекать их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований, физкультурных праздников по программе детских спортивных игр. Учитель физкультуры должен участвовать в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта14.

В практике работы должен осуществляться внутренний контроль за состоянием физического воспитания школьников и профессиональной деятельностью учителя физкультуры. Он должен удовлетворять следующим требованиям:

Контроль должен осуществляться по следующим параметрам:

1. Правильно ли понимает учитель современные задачи физического воспитания? Учитывает ли половозрастные особенности школьников, различия в их физической подготовленности в процессе работы?

2. Достаточно ли эффективна система подбора учителями средств и методов физического воспитания, применяемых на уроках и внеклассных занятиях?

3. Наличие и качество спортивного инвентаря, оборудования, наглядных пособий15.

В школах должно всемерно поощряться творчество самих учащихся, и с этой целью там создаются различного рода кружки, секции, клубы. В регулярных занятиях физкультурой – залог здоровья, а следовательно, и результат дальнейшей полезной деятельности для общества.

Освоение базовых основ предмета обеспечивает необходимый каждому человеку минимальный уровень физической культуры, без которого невоз­можно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем.

Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:

а) знания: теоретические — по истории физической культуры, биоме­ханике физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физи­ческой культуры в формировании здорового образа жизни, по физическо­му воспитанию в семье и основам спортивной тренировки; методические — об основах закаливания, правилах техники безопасности во время заня­тий, средствах и методах развития двигательных способностей, по осуще­ствлению спортивной тренировки, о приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний;

б) способы двигательной деятельности: циклические и ациклические локомоции; перемещение предметов в пространстве; акробатические и гим­настические упражнения на снарядах; метательные двига­тельные действия с установкой на дальность и силу метания; метания на меткость; действия прицеливания; двигательные действия подвижных и спортивных игр;

в) способы физкультурно-оздоровительной деятельности: выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствова­ния, организации досуга и здорового образа жизни; проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физической подготовленности; повы­шение умственной и физической работоспособности; осуществление само­контроля, саморегуляции физических и психических состояний;

г) способы спортивной деятельности: осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта; определение спортив­ных достижений; организаторские умения и навыки проведения спортив­ных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи16.

Учебный предмет «физическая культу­ра» призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к сво­ему здоровью, целост­ном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической куль­туры в организации здорового образа жизни. В про­цессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психологического и социального в человеке, законах и закономерно­стях развития и совершенствования его психосоматической природы.



2.2. Учебные Программы физического воспитания учащихся.

1) Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.

Учебная программа – это документ в системе обучения, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения17.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСТа18.

Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.

Рабочая программа физического воспитания учащихся – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации процесса физического воспитания с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Организация физического воспитания по комплексной программе способствует установлению единого, гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима школы, содействующего нравственному воспитанию, трудовой и профессиональной подготовке учащихся. В первой части программы определено содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые осуществляются в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурных минут во время уроков, физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня.

Во второй части – содержится программный материал для уроков физической культуры. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах.

Третья часть программы включает материал, направленный на профессионально-прикладную физическую подготовку учащихся с учетом выбираемой профессии.

Четвертая часть программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: занятий учащихся в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки.

В пятую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристских походов и слетов, физкультурных праздников19.
2) Программа «Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей».

Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий. Программа включает в себя только содержание урочных форм занятий по физической культуре. Содержание материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников. Авторы программы – доктор педагогических наук Лях В.И. и кандидат педагогических наук Мейксон Г.Б.20

3) Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ».

Реализация данной программы возможна на основе модификации системы учебных предметов при составлении различных учебных планов: за счет перераспределения учебных часов, интегрирования учебных предметов и интенсификации учебного процесса, обновления содержания учебных предметов, выделения дополнительно оплачиваемых часов, сокращения учебного часа. Физическая подготовка проводится 3 раза в неделю при пятидневной учебной неделе и 4 раза при шестидневной. Занятия по разделу «Туризм и ориентирование на местности» проводятся 2 раза в неделю.

Составной частью программы являются разделы: активный и пассивный отдых, сон, рациональное питание, самоконтроль, закаливание. Автор программы Большенков В.Г.21

4) Региональная «Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы».

Данная программа определяет содержание и методику проведения уроков физической культуры.

Первая часть программы представляет материал для 1-4 классов. В ней предусмотрено распределение часов по различным видам учебного материала, материал по внеклассной спортивно-оздоровительной работе и содержание мероприятий в режиме дня. Программой предусмотрен особый подход в оценке развития физических качеств младших школьников. Он осуществляется по величине сдвигов (по улучшению) от первоначально показанного результата, что позволяет дифференцированно подходить к учащимся.

Далее представлен материал по отдельным видам физических упражнений от 5 до 11 классов. Перед практическим материалом по каждому виду упражнений даны объяснительные записки, для всех классов указан перечень тем по основам знаний с учетом специфики данного вида.

Программа утверждена Департаментом образования и воспитания Ярославской области (1995 г.) и является обязательным к исполнению документом.

5) Программа занятий по физическому воспитанию школьников отнесенных к специальной медицинской группе (методические рекомендации).

Группы учащихся, отнесенные к специальной медицинской группе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы. Минимальное число учащихся в группе – 10 человек. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2, 3-4 и так далее). Если (число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесообразно объединять учеников трех или четырех классов 1-4, 5-8, 9-11). Предусматривается оценка в форме «зачтено» или «не зачтено». Эта оценка является итоговой за четверть, год и окончательной, выносимой в аттестат или свидетельство об окончании школы22.

6) Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов малокомплектных сельских школ.

Данная программа предназначена для малочисленных сельских школ и предусматривает объединение на одном уроке учащихся смежных классов (1-2; 3-4; 5-6; 7-8; 10-11кл.). Программа включает в себя содержание учебной работы, методические и организационные рекомендации, дополнительный материал по выбору, таблицы и требования по определению физической подготовки учащихся. На основании программы учитель составляет графическое планирование и рабочие планы уроков, где отражает задачи, содержание, средства, организационно-методические моменты работы с учетом проведения уроков с разновозрастным составом учеников.

Программа напечатана по решению редакционно-издательского отдела ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Авторы программы профессор Бутин И.М., заслуженный учитель школы России Масленников С.М., заведующий кабинетом физкультуры и спорта ИПК Леонтьева Т.Н.23

Из вышеприведенных программ (пункты 1-6) школа выбирает одну, по которой ведется вся работа. Право выбора программы по физической культуре предоставляется учителю физкультуры совместно с администрацией школы с учетом материальной базы и возможностей школы.

Следующие положения определяют порядок физического воспитания учащихся общеобразовательной школы:

  1. О порядке организации спортивных соревнований среди школьников.

Центром организации массовых соревнований должна быть школа. К участию во внутришкольных соревнованиях следует привлекать всех учащихся, начиная с 1 класса. В основе внутришкольных соревнований лежат виды упражнений, включенные в государственную программу по физической культуре, а также виды спорта культивируемые во внеурочное время.

Все внутришкольные соревнования проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым директором школы и являющимся частью общего плана работы школы.

Результат выступления команд школы на районных и городских соревнованиях следует рассматривать лишь как один из показателей состояния работы по физическому воспитанию в данной школе наряду с состоянием учебного процесса по физической культуре, развитием массовой спортивно-оздоровительной работы со всеми учащимися, состоянием здоровья учащихся.24

  1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися.

Настоящая инструкция является обязательной для общеобразовательных школ, школ интернатов, детских домов, внешкольных учреждений и других организаций, проводящих туристские походы, экскурсии, экспедиции, экскурсии с учащимися независимо от их ведомственной подчиненности. Администрация организации, проводящей туристские походы, экспедиции, экскурсии с учащимися, а также непосредственно руководителями групп несут ответственность за их подготовку и безопасное проведение, за воспитание, обучение и оздоровление учащихся.

Администрация обязана: утвердить кандидатуры руководителя, заместителя (помощника) руководителя, рассмотреть и утвердить план подготовки похода, экскурсии, экспедиции, обеспечить финансирование и материальное оснащение, провести инструктаж с руководителями и заместителями похода о мерах безопасности участников, оформив проведение такого инструктажа в соответствующем журнале, дать разрешение на проведение походов, экскурсии, экспедиции, издать приказ о его проведении, назначив им руководителя и заместителя, утвердив персональный состав участников, имеющих медицинский допуск, маршрут, смету и сроки проведения похода, оговорив в приказе ответственности руководителя и заместителя руководителя за жизнь и здоровье детей.

Выдать руководителю необходимые документы, подписав и заверив их печатью: копию приказа о проводимом мероприятии, маршрутный лист или маршрутную книжку и удостоверение экспедиционного отряда, командировочное удостоверение руководителя и заместителя руководителя.

Инструкция также содержит: информацию о допуске учащихся к туристским походам, экскурсиям и экспедициям; обязанности руководителя, заместителей руководителей походов; права и обязанности участников похода; права и обязанности администрации организации , проводящей туристский поход, экспедицию, экскурсию.25

  1. О проведении дней здоровья и спорта.

Директора школ, их заместители совместно с учителями физической культуры, руководителем начальной военной подготовки и медицинским персоналом осуществляют общее руководство подготовкой и проведением дней здоровья и спорта, следят за соблюдением правил техники безопасности.

Конкретные сроки проведения дней здоровья и спорта устанавливаются каждой школой в зависимости от климатических условий, наличия спортивной базы.

В содержание дней здоровья и спорта могут входить подвижные и спортивные игры на местности, туристские походы, открытые старты на определение лучшего бегуна, прыгуна, метателя и другие виды соревнований, различные развлечения.26

  1. О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов общеобразовательной школы.

Зачеты по физической культуре проводятся не позднее, чем за пять дней до начала экзаменов. Сдача зачетов обязательна для всех учащихся 9 и 11 классов основной и подготовительной медицинских групп. Учащиеся подготовительной медицинской группы сдают зачеты по сниженным требованиям в соответствии с состоянием здоровья и физической подготовленностью. От зачетов освобождаются учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также ученики, перенесшие перед зачетами различные заболевания.

Виды зачетов юноши 9 классов: бег 2000м., метание мяча 150 гр., подтягивание на перекладине; юноши 11 классов: бег 3000м., метание гранаты 700гр., подтягивание на перекладине, девушки 9 классов: бег 2000м., поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой, метание мяча 150гр.; девушки 11 классов: бег 2000м., поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой, метание гранаты 500гр.27

  1. О предоставлении права учителям физической культуры общеобразовательных школ самостоятельно вносить изменения в распределении часов по разделам программы.

Учителям физической культуры предоставлено право самостоятельно вносить изменения в распределения часов по разделам программы с учетом климатических условий, наличия учебно-спортивной базы.28

  1. О занятиях по физической культуре в зимний период.

В связи с трудностями организации занятий по лыжной подготовке (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов и т.д.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место заменить занятия лыжной подготовкой следующим:

  1. Итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов общеобразовательной школы.

Экзамен по физической культуре состоит из двух частей – практической и теоретической. Содержание практической части, состоящей из 3-5 упражнений, определяется общеобразовательным учреждением.

Учитель имеет возможность, опираясь на примерные вопросы, разработать свои экзаменационные билеты, учитывающие специфику конкретной программы по предмету, а также особенности учащихся данного класса.30

Программами физического воспитания регламентируются: объём учебного времени, образовательный минимум, трудоёмкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию общего образования.

Все разработанные учебные программы, в которые входят комплексы упражнений необходимые для физического воспитания учащихся, рекомендации по оптимальной организации школьного урока, а также методы физического воспитания, используются общеобразовательными школами и направлены на формирование здорового образа жизни школьников, поддержание оптимального уровня их двигательной активности и содействуют формированию всесторонне развитой личности.

Заключение.

Научно-технический прогресс во многом изменил характер многих секторов деятельности людей, включая и спортивную деятельность людей. Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук и т.д. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодёжи к жизни в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса31.

Вместе с тем НТР вызвала и такие явления, как гипокинезия – недостаточная двигательная активность людей. Главными последствиями гипокинезии являются нарушения координации хорошо автоматизированных естественных движений (ходьба), уменьшение биомассы мускулатуры, снижение плотности и механической прочности костной ткани, ограничение адаптационных возможностей сердца, застойные явления в венозных сосудах нижних конечностей, ослабление имунно-биологических свойств организма. Сопутствующие отрицательные факторы гипокинезии – эмоциональный и нервно-психические стрессы, отклонения в состоянии здоровья.

Особенно вредна гипокинезия в детском возрасте, когда велика биологическая роль движений. Поэтому «Физическое воспитание» как учебный предмет, ориентированный на оптимизацию двигательной активности школьников, решает очень важную задачу по поддержанию здорового образа жизни подрастающего поколения. Специальная организация двигательной деятельности в общеобразовательном учреждении – единственная возможность реализовать потребность детей в движении, поскольку половину всего дня ребёнок проводит именно в школе.

Повышение уровня общей физической подготовленности, а вместе с тем укрепление здоровья – это задачи которые постоянно решает учитель физической культуры, независимо от средств и времени. Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации.

Предмет «Физическая культура», представляя область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися, он объединяет другие виды физической деятельности школьников в единый процесс физического воспитания.

Итак, в данной курсовой работе была определена роль и место физического воспитания как учебного предмета в воспитании школьников. Тем самым достигнута цель курсовой работы.

Решены следующие задачи:

В первой части изучены особенности физического воспитания как учебного предмета. Определено понятие, предмет, принцы содержания, цели и задачи физического воспитания как учебного предмета. Сделан вывод, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

Изучены формы и методы обучения физической культуре. Из чего можно заключить, что выбор методов и форм обучения определяется: смысловыми целями физического образования, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы. Занятия не однородны по основным задачам, и, следовательно, требуют разных методов и форм проведения занятия.

Во второй части курсовой работы изучена организация и содержание физического воспитания в школе. Раскрыто, какими органами и нормативными документами регламентируются организация и содержание физического воспитания в Российской Федерации, как осуществляться внутренний контроль за состоянием физического воспитания школьников. Выявлен круг обязанностей учителя физической культуры.

Рассмотрены многие учебные программы физического воспитания для школьников, программы о порядке организации обучения по предмету «Физическая культура», о проведении спортивных соревнований среди школьников и т.д., а также рассмотрены положения, определяющие порядок физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

В заключение следует сказать, что учебный предмет «Физическая культура» является главным источником образования школьников по физической культуре. В общеобразовательной школе физическое воспитание является целостным процессом по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации.

Повышение уровня общей физической подготовленности, а вместе с тем укрепление здоровья – это задачи которые постоянно решает учитель физической культуры, независимо от средств и времени. Выполнение физических упражнений на уроке физкультуры позволяет школьнику укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, а также физическое воспитание в школе содействует формированию всесторонне развитой личности.

Список использованной литературы и источников:

  1. Бреев М.П. Урок физической культуры в школе (технология и педагогический анализ) – Новосибирск, 2000.

  2. Брохман И.И. Валеология — наука о здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 1990.

  3. Бутин И.М., Масленников С.М., Леонтьева Т.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов малокомплектных сельских школ. – Ярославль, 1997.

  4. Вайнбаум Д. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. 1990, № 12.

  6. Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. – М.: «Физкультура и спорт», 1985.

  7. Гальперин С.И. Физические особенности детей. – М.: «Просвещение», 1996.

  8. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. – Минск: Полымя, 1988.

  9. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: «Академия», 2006.

  10. Журнал «Физическая культура в школе», 1980, 1982, 1985, 1987, 1989, 1993-1996г.

  11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Учеб. пос. для вузов и сузов – М.: «Академия», 2003.

  12. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для пед. вузов. – М.: Академия, 2003.

  13. Кузин В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, №2.

  14. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников // Физкультура в школе, № 1, 2000.

  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1991.

  16. Махмутов М.И. Современный урок (вопросы теории). – М.: Педагогика, 1981.

  17. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998.

  18. Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

  19. Сборник приказов Министерства народного образования РФ,1989.

  20. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. факул-тов физич. культуры пед. инст. /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов; Под ред.
    Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

  21. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., – М., 2004.

  22. Физическая культура: программа для уч-ся средней общеобразовательной школы (1-11 классы) // Под ред. Н.В. Барышевой. – Самара , 1995.

  23. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ , 2000 .

  24. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: «ФиС», 1982.

  25. Чередов И.М. Формы и методы учебной работы в средней школе: книга для учителя / И.М Чередов. – М.: Просвещение, 1988.

  26. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  27. Яндекс-Словари (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00082/94500.htm)



1 Брохман И.И. Валеология — наука о здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 1990. С. 54.

2 Вайнбаум Д. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991. С. 119.


3 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Учеб. пос. для вузов и сузов – М.: «Академия», 2003. С.106.

4 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. – М.: «Физкультура и спорт», 1991. С. 23.

5 Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: «Академия», 2006, С. 11.

6 Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. 1990, № 12, С.6.


7 Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., – М., 2004. С. 215.

8 Махмутов М.И. Современный урок (вопросы теории). – М.: Педагогика, 1981. С. 71.

9 Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. С.317.

10 Чередов И.М. Формы и методы учебной работы в средней школе: книга для учителя / И.М Чередов. – М.: Просвещение, 1988. С. 39.

11 Чередов И.М. Формы и методы учебной работы в средней школе: книга для учителя / И.М Чередов. – М.: Просвещение, 1988. С.41.

12 Бреев М.П. Урок физической культуры в школе (технология и педагогический анализ). – Новосибирск, 2000. С. 27.


13 Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту.–М.:«Физкультура и спорт», 2005. С.42.


14 Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998. С. 38.

15 Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, 2000, № 1. С.19.

16 Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ , 2000. С. 226.

17 Яндекс. Словари. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00082/94500.htm

18 Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту.–М.:«Физкультура и спорт», 1985. С.58.


19 Журнал «Физическая культура в школе», 1987 г., № 6-7.


20 Журнал «Физическая культура в школе», 1994 г., № 1,2,3.

21 Журнал «Физическая культура в школе», 1993 г., № 3.

22 Журнал «Физическая культура в школе», 1987 г., № 11, 12.

23 Бутин И.М., Масленников С.М., Леонтьева Т.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов малокомплектных сельских школ. – Ярославль, 1997.


24 Журнал «Физическая культура в школе», 1980 г. - № 4, 1982 - №4.

25 Журнал «Физическая культура в школе», 1987 г., № 2, 3, 4.

26 Журнал «Физическая культура в школе», 1982 г., № 11.

27 Журнал «Физическая культура в школе», 1985 г., № 9.

28 Журнал «Физическая культура в школе», 1989 г., № 19.

29 Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. Error: Reference source not foundError: Reference source not foundError: Reference source not found.

30 Журнал «Физическая культура в школе», 1995 г. - № 3, 1996 - № 1.

31 Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пос. для студ. вузов. – М.: «Академия», 2006, С. 24-25.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации