Управление образовательными системами. Подборка статей - файл n45.doc

приобрести
Управление образовательными системами. Подборка статей
скачать (1630.8 kb.)
Доступные файлы (46):
n1.doc39kb.11.10.2008 17:01скачать
n2.doc44kb.12.10.2008 20:05скачать
n3.doc55kb.05.12.2008 16:13скачать
n4.doc52kb.11.01.2009 20:29скачать
n5.doc32kb.13.01.2009 23:41скачать
n6.doc35kb.11.08.2008 19:13скачать
n7.doc31kb.23.07.2008 13:18скачать
n8.doc39kb.11.08.2008 19:11скачать
n9.doc37kb.19.06.2008 14:50скачать
n10.doc62kb.07.08.2008 15:23скачать
n11.doc50kb.07.08.2008 13:46скачать
n12.doc76kb.06.08.2008 11:51скачать
n13.doc46kb.24.06.2008 11:47скачать
n14.doc58kb.16.06.2008 11:34скачать
n15.doc46kb.17.07.2008 18:25скачать
n16.doc31kb.23.06.2008 11:55скачать
n17.doc36kb.10.06.2008 18:06скачать
n18.doc73kb.23.06.2008 12:41скачать
n19.doc70kb.26.06.2008 09:49скачать
n20.doc106kb.28.07.2008 18:44скачать
n21.doc27kb.16.06.2008 09:30скачать
n22.doc45kb.01.07.2008 13:20скачать
n23.doc43kb.19.08.2008 13:38скачать
n24.doc35kb.04.12.2008 19:41скачать
n25.doc62kb.07.08.2008 18:46скачать
n26.doc76kb.23.06.2008 16:41скачать
n27.doc30kb.25.06.2008 20:00скачать
n28.doc33kb.07.08.2008 15:38скачать
n29.doc45kb.24.06.2008 13:18скачать
n30.doc33kb.11.08.2008 19:13скачать
n31.doc69kb.19.06.2008 12:43скачать
n32.doc1204kb.18.07.2008 18:22скачать
n33.doc30kb.14.06.2008 13:58скачать
n34.doc155kb.08.08.2008 10:23скачать
n35.doc54kb.07.08.2008 13:21скачать
n36.doc53kb.18.06.2008 13:29скачать
n37.doc67kb.26.06.2008 11:05скачать
n38.doc70kb.14.08.2008 17:31скачать
n39.doc64kb.27.06.2008 14:33скачать
n40.doc48kb.11.08.2008 19:12скачать
n41.doc45kb.18.06.2008 14:33скачать
n42.doc49kb.26.06.2008 12:08скачать
n43.doc41kb.14.06.2008 14:10скачать
n44.doc36kb.23.06.2008 12:30скачать
n45.doc69kb.07.08.2008 12:09скачать
n46.doc32kb.25.06.2008 20:23скачать

n45.doc

Доклад на тему:

«Формирование продуктивной

образовательной среды на основе

дистанционных образовательных технологий

в «Школе для всех и для каждого»».

Стеблина Мария Александровна,

директор муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы № 18, г. Сургут


г.Сургут,

Ханты-Мансийский

автономный округ –Югра

Тюменская область

Вопрос интеграции инвалидов в общество прежде всего социальный, т. к. по отношению общества к инвалидам можно охарактеризовать само общество. В России сегодня свыше 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здолровья, что составляет около 9% населения.

Особенностью жизнедеятельности инвалидов является ограниченный круг общения, проблемы трудоустройства, скудное пособие. Лишь немногие из них чувствуют себя нужными, востребованными и уж тем более успешными. Для них нормой давно уже стало пожизненное иждивенчество без всякой надежды когда-либо использовать собственный интеллект, силы и способности. Основной причиной такого положения является низкое качество образования и, как следствие, недостаток профессиональных навыков.

Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с проблемами здоровья. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, боязни и нежелания общения с другими детьми.

Существующие в большинстве общеобразовательных учреждений организационные, программные и кадровые условия не отвечают современным требованиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по следующим причинам:

- освоение программ за сокращенное учебное время из-за ограничений учебных планов;

- отсутствие естественной социальной среды (школьного коллектива);

- исключение из образовательного пространства программ дополнительного образования;

- использование различных дополнительных форм освоения программ (экстернатных) для обеспечения возможности получения аттестата с полным перечнем предметов;

- недостаточная включенность, а зачастую и полное отсутствие специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса.

В последнее время Правительством России, Президентом страны уделяется пристальное внимание проблемам жизнеустройства инвалидов. Предмет сегодняшнего разговора – яркое свидетельство этого.

На протяжении последних лет всё более уверенно заявляет о себе дистанционное обучение. Интеграция очных и заочных форм обучения сегодня уже реальность. Существенным преимуществом сетевых технологий является возможность обучаться в удобном для ребёнка месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем. Более того, возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость.

Проект «Дистанционная поддержка детей-инвалидов и детей с ОВЗ» ставит перед собой гуманные цели:

  1. сохранение и укрепление здоровья больных детей;

  2. обеспечение достижения больными детьми образовательного стандарта;

  3. создание условий для их оптимальной социальной интеграции.


Общими задачами дистанционного образования являются:

Проект имеет ряд преимуществ перед обычной формой обучения.


Во-первых, предоставляет возможность индивидуально установить сроки освоения образовательных программ детьми, что крайне актуально в условиях их продолжительного нахождения на лечении или реабилитации.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе могут проводиться как в учреждении, так и на дому. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефицита, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение.

В- третьих, дистанционное обучение снимает проблемы недостаточной включенности, а зачастую и полного отсутствия специалистов-дефектологов, психолого- медико-социального сопровождения образовательного процесса, поскольку такие специалисты необходимы и предусмотрены штатным расписанием.

В-четвертых, еще одной особенностью организации образовательного процесса является обязательное включение в нее родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, создание системы индивидуального консультирования родителей. Таким образом, формируется особая образовательная среда, которая значительно повышает мотивацию семьи, выводит её из замкнутого пространства тяжелых проблем.

В-пятых, это гибкость моделирования учебного плана.


Примерный учебный план для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения, составлен на основе письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Гибкость моделирования индивидуального учебного плана, разработанного на основе Базисного учебного плана и Примерного учебного плана для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения, утвержденного приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.05.2007 №843. позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций, совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов для дистанционного обучения, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.

Часы вариативного компонента учебного плана используются на:


- первоначальное обучение навыкам работы на компьютере, в образовательной электронной оболочке;

- занятия по выбору включаются в индивидуальный учебный план с учетом образовательных запросов детей и возможностей при согласовании с медицинским работником и с согласия родителей;

- увеличение часов на изучение предметов или введение курсов, не предусмотренных перечнем предметов, входящих в объем обязательной минимальной нагрузки;

- преодоление отставания (например, при длительной реабилитации или лечении ребенка). Часы индивидуально-коррекционных занятий используются для коррекции практических знаний учащихся в области информационных и компьютерных технологий, для постановки опытов и экспериментов, при создании конструкций и моделей.

Реализация указанного учебного плана позволяет получить детям с ограниченными возможностями здоровья основное и дополнительное образование, социальную адаптацию через систему профильных и практико-ориентированных курсов, составляющих вариативный компонент учебного плана, в том числе и проектную деятельность.

Учебный проект подразумевает самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для них проблемы, связанный со сбором и обработкой информации, и предоставлением готового продукта. Учитель же, в свою очередь, помогает сориентироваться в электронных ресурсах, дает советы по поиску и подбору информационного материала. При этом широко используются различные подходы. Подобная организация учебного процесса при дистанционном обучении в полной мере обеспечивает принцип мотивации и самостоятельности. Конечный продукт творческой деятельности учащихся представляется в виде мультимедийных презентаций, анимационных проектов, а так же в форме реальных и виртуальных выставок их работ (сочинений, рисунков, фотогалерей и т.п.).

Такие подходы создают предпосылки для осознания обществом значимости процессов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовании, для смещения приоритетов в область индивидуализации, вариативности и доступности образования. Для реализации этих актуальных подходов была создана в нашей школе программа «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», которая была удостоена в 2007 году гранта Губернатора ХМАО-Югры.

Работа по созданию системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных образовательных технологий была начата по инициативе департамента Администрации города Сургута в 2005году. Первый этап – изучение опыта, сложившегося в России. В Москве в 2002 году была открыта школа дистанционного обучения детей, не посещающих школу по состоянию здоровья, так называемая I- школа. Ее коллектив охотно поделился с нами своими наработками, предоставил свой опыт и в формировании нормативно-правовой базы, и методического обеспечения образовательного процесса. Второй этап – поиски материальных ресурсов для приобретения недешевого оборудования. 2006 год ознаменован началом Национальных проектов в социальных сферах жизни страны, в том числе и в образовании. Вопросы финансирования проекта решались департаментом образования Администрации г.Сургута совместно с Правительством ХМАО-Югры.

Реализация данного проекта осуществляется на основе консолидации финансовых и организационных ресурсов Федерального, регионального и муниципального уровней.

В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством по образованию и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о сотрудничестве по реализации проекта «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 26.09.2006 №С-5 осуществлена поставка 99 единиц техники специального оборудования в среднюю общеобразовательную школу №18 города Сургута, которая и стала базовой по организации дистанционного обучения.

Общий объем финансирования проекта составил 16 099 818 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок девять тысяч восемьсот восемнадцать) рублей, в том числе:

- средства муниципального бюджета – 1 150 000 (один миллион сто пятьдесят тычяч) рублей;

- средства Федерального бюджета – 5 021 560 (пять миллионов двадцать одна тысяча пятьсот шестьдесят) рублей;

- средства бюджета автономного округа – 9 928 258 (девять миллионов девятьсот двадцать восемь тысяч двести пятьдесят восемь) рублей.

На основании Соглашения между Федеральным агенством по образованию и Правительством ХМАО-Югры школе было обеспечено методическое сопровождение Московским институтом новых технологий. Оно заключалось в проведении курсов повышения квалификации для наших педагогов в объеме 140 часов и в предоставлении для нашего использования программных продуктов, созданных подразделением МИНТ – «Живой школой».

В комплект специального оборудования и программного обеспечения для детей с ограниченными возможностями здоровья входит:

- оборудование для детей с ДЦП (специальная клавиатура, компьютерная кнопка большая, компьютерный роллер, музыкальная клавиатура, программное обеспечение - Виртуальная клавиатура);

- оборудование для слепых и слабовидящих детей (программное обеспечение - синтезатор речи, брайлевский принтер и дисплей, шумопоглощающий шкаф для брайлевского принтера);

- оборудование для слабослышащих детей (аппарат звукоусиливающий с модулем для вибротактильного восприятия).

Комплект оборудования подбирался индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с его диагнозом.

Актуальность и значимость проекта обусловлена резонансом, который он вызвал в системе образования нашего города, округа, Тюменской области. На сегодняшний день проект «Дистанционная поддержка детей-инвалидов и детей с ОВЗ» реализуется при поддержке департамента образования г.Сургута в рамках целевой городской программы «Дети Сургута».

Широкое освещение проект получил в средствах массовой информации: на телевизионных каналах ОРТ, России, ХМАО – Югры, Сургута, в газетах «Новости Югры», «Новый город», «Сургутская трибуна» регулярно освещали ход подготовки и результаты внедрения дистанционного обучения.

Данная система обучения нашла поддержку в лице родительской общественности города. Систематически проводятся встречи с родителями, чьи дети обучаются дители высказывают глубокую благодарность и заинтересованность данным видом получения образования, наблюдая, как изменились за этот год их дети.

Дистанционное обучение детям, не посещающим школу по состоянию здоровья, открывает безграничные возможности для получения информации, формирования навыков самообразования, приобщения к ценностям, создает базу для дальнейшего дистанционного получения профессионального образования, развивает важные качества для будущей профессиональной деятельности, обеспечивает условия для неограниченного общения со сверстниками, а это, как сказал французский философ и писатель Антуан де Сент-Зкзюпери «самая большая роскошь на земле».





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации